Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы
Требованием сегодняшнего времени в образовательной области является повышение эффективности урока и расширение арсенала дидактических средств, которые использует учитель для достижения целей.
Дидактические функции технических средств обучения: уменьшение затрат времени; передача необходимой для обучения информации; рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога[1, С. 181].
Педагогические программные средства (ППС) классифицируют в зависимости от типа решаемых педагогических задач. По дидактическим целям ППС разделяют на группы для: актуализации знаний; формирования знаний, умений, навыков (ЗУН); закрепления ЗУН; контроля; обобщения и систематизации знаний; совершенствования знаний. По назначению обычно выделяют ППС: информационные; контролирующие; демонстрационные; имитационно-моделирующие; тренажерные; справочные; расчетные. По принципам управления процессом о б у ч е н и я выделяют: разомкнутые (с односторонней связью от ППС к обучаемому); замкнутые (с обратной связью от обучаемого к ППС), с управлением по процессу учения, с управлением по результату учения, с управлением по процессу и результатам учения. По степени и виду приспособляемости к учащемуся различают ППС: неадаптивные, частично адаптивные, адаптивные [4, Глава 1. «Информационные технологии и ТСО в образовательном процессе»].
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трaнcформировать учебное прострaнcтво и время. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми [4, Глава 1].
Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения — техническим (адаптация, совершенствование и разработка ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработка и документирование информации), методическим и организационным (обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования).
Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический (ТСО используются учителем от случая к случаю), систематический и синхронный. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает пpaктически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.
Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний — ощущения и восприятия. Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опopные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Значительна роль ТСО и на этапе применения знаний: уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.
Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО. [4, глава 3]
Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15 — 20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 ±2. Организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейших общеучебных умений — умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дидактические особенности ТСО:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать существующие временные и прострaнcтвенные границы;
в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д) реальность отображения действительности;
е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Рассмотрим, каким образом использование ТСО в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.
Целенаправленность заключается в том, что педагогическим процесс взаимодействия учителя с воспитанниками становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ТСО, как видно из всего, что было написано про них выше, имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), хаpaктером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или выpaбатываемых умений и навыков).
Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса — обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей.
Культуросообразность, суть которой состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо прежде всего знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности, в которой оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом. Без ТСО реализовать данный принцип довольно трудно. Один учебный фильм о культуре любой страны даст информации столько, сколько учитель не сможет дать за много уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений.
Природосообразность заключается в том, что воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника. Для реализации этого принципа ТСО обладают неисчерпаемыми возможностями вплоть до создания индивидуальных программ обучения и интеллектуальных программ, которые подстраиваются под особенности конкретного ученика.
Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.
Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью учащиеся лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания.
Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.
Творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и учителя, и ученика. Среди разpaбатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов пpaктически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.
Принцип наглядности — принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий — к разработке соответствующих программ. Речь идет о виртуальных средах обучения и воспитания, где создается полная иллюзия реального участия ученика (воспитанника) в тех ситуациях, которые смоделированы с помощью компьютерных технологий, и надо действовать на основе того, что ты знаешь, понимаешь, умеешь, ценишь.
Принцип коллективного хаpaктера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка по-настоящему только теперь и начинает реализовываться в условиях массового обучения. ТСО с возможностями создания и предложения индивидуальных заданий в системе деятельности всего класса, когда каждый ученик может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы, становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке.
Специально применительно к ТСО необходимо сказать о таких принципах, как принцип меры и принцип комплексного хаpaктера их использования. Разнообразные и неиссякаемые возможности ТСО и НИТ у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру — правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое, самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель или воспитатель теряет чувство меры в их использовании. Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения.
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям. [4, глава 3]
Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов — передача и организация усвоения информации учащимися. ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации.
Применение ТСО при репродуктивных методах наиболее целесообразно тогда, когда оно позволяет создать новые варианты организации деятельности обучаемых, направленной на достижение уровня усвоения материала (применение знаний на пpaктике по образцу, показанному преподавателем), или значительно сократить время, необходимое для достижения этого уровня в известных вариантах, или при этих вариантах и обычных затратах времени значительно увеличить эффективность, качество обучения.
Проблемное изложение позволяет не только передавать учебный материал, но и показывать возможный путь познания, ход мыслительного процесса при решении проблемы. В настоящее время появились экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, которые построены так, что их можно органически вводить в проблемное изложение.
Переход к исследовательскому методу происходит постепенно, через частично-поисковый (эвристический) метод. ТСО должны помочь обучаемым увидеть проблему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы из результатов, произвести самоконтроль и т. д., т. е. выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый хаpaктер их деятельности. Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на самом высоком уровне (применение знаний в новой ситуации) и одновременно является опытом творческой деятельности. ТСО помогают построить такие задания, выполняя которые учащиеся прилагают свои знания для решения новых проблем, позволяют организовать дифференцированный подход при решении этих проблем, контролировать и направлять ход работы, проверять итоги исследовательской деятельности. [4, глава 4]
Урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но желаемая результативность — возрастание качества знаний, умений и навыков — достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
а) недостаточная методическая подготовленность учителя;
б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
в) бесплановость, случайность их применения;
г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
5 класс
Например, на уроке одним из источников знаний по теме «Древняя Греция» являются мифы. Их тексты фрагментами приведены в учебнике. Фрагментарность изложения не позволяет полностью раскрыть красоту и привлекательность мифа, привлечь интерес детей к изучению истории. Но, если на уроке использовать ТСО и продемонстрировать мультфильм (из серии «Мифы Древней Греции») или его фрагмент, при этом последовательно сочетая просмотр с чтением и пересказом, можно добиться использования сразу нескольких каналов получения информации, а при умелом построении вопросов – организации элементарного анализа источника. К примеру, интересным представляется использование фрагмента мультфильма «Лабиринт. Подвиги Тесея», с помощью которого попытаться понять образ греческого героя, его идеи, цели и допустимые средства. При этом в учебнике есть небольшой фрагмент мифа о Дедале и сыне его Икаре. В начале урока можно организовать «чтение по цепочке», что развивает внимание, технику чтения, коллективизм. При изучении новой темы организовать просмотр видеофрагмента. И в конце урока организовать обсуждение типичных черт хаpaктера главных героев – Дедала, Икара, Тесея, Миноса, царя Эгея, Прокруста и др. (по выбору учителя).
6 класс
На уроках истории вводится как один из элементов исторического исследование критика исторических фактов. В связи с этим, на уроке по истории России (тема «Русь в IX – первой половине XII вв.») изучается как исторический источник и как литературный жанр былина. На этом уроке возможно организовать просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник». При этом необходимо провести актуализацию имеющихся знаний по истории Древнего мира, когда при изучении Древней Греции опирались на такие художественные произведения, как поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых сочетались историческая правда с художественным вымыслом. Готовя детей к просмотру мультфильма, необходимо отметить, что былина является формой устного народного творчества, в которой наряду с достоверными историческими сведениями встречается вымысел, и наша задача – постараться отделить факты от вымысла. При этом хорошим подспорьем будет историческая карта, которая позволит проследить путь Ильи Муромца из города Мурома в стольный Киев-град, какие опасности подстерегали его на пути. В зависимости от степени готовности класса к восприятию большого количества новой информации и достаточно трудной деятельности по анализу источника, можно просмотреть фильм целиком, а потом использовать карту, а можно дробить мультфильм на части с короткими обсуждениями. Интересным способом усвоения полученной информации может стать домашнее задание: нарисовать несколько слайдов с подписями к ним, иллюстрирующими ключевые (или наиболее запомнившиеся) моменты мультфильма. Особенно интересным такое задание может стать в классах, где преобладают дети коренной национальности (или как индивидуальное задание), учитывая особенности восприятия новой информации через образы.
7 класс
На уроке по истории России полезным может стать использование фрагментов видеофильма Л. Парфёнова «Российская империя»[6], с помощью которого через короткие фрагменты (5-9 минут) с использованием других дидактических единиц (карт, сравнений, музейных экспонатов и др.) можно изучить новый (или повторить изученный) материал. Например, красочным, ярко иллюстрированным, более живым может рассказ учителя об эпохе Анны Иоанновны («Россия в первой половине XVIII века. Эпоха дворцовых переворотов») при использовании фрагмента «Ледяной дом». Такие фрагменты можно использовать как составную часть урока в форме презентации (например, «Внешняя политика России во второй половине XVIII века»). Компьютерная презентация позволяет организовать самостоятельную работу учеников во внеурочное время (в т.ч. на дому).
8 класс
Хороший эффект дает использование анимированных карт на уроке. В 8 классе учащиеся обладают умением самостоятельно составить рассказ по исторической карте. Это умение можно закрепить использованием анимированной карты в сочетании с работой по исторической карте в атласе. Ученики видят перед собой не «застывшую» картинку, на которой есть какие-то значки, а «оживающую» историю. Такую форму работы можно использовать на уроках по внешней политике страны («Отечественная война 1812 года», «Крымская война 1853-1856 гг.» и др.).
9 класс
Использование фрагментов документального фильма «Холодная война» на уроках Всеобщей истории позволяет ученику оценить те или иные события взглядом «с другой стороны». Учитель должен, организовывая просмотр фрагмента, обратить внимание на тот факт, что фильм создан в Великобритании и отражает другие точки зрения на описываемые события. Т.е. необходимо использовать метод критического анализа источника (при этом под источником понимается как информация фильма, так и информация учебника). Будет полезно проанализировать материал фильма с помощью его рецензирования. Рецензирование можно делать по следующей схеме (см. Приложение 1):
- Чему посвящен фильм, что хотели показать его авторы? Какие явлений, понятия, устройства и другие объекты рассмотрены в фильме?
- Какой материал является главным в фильме? Каким образом он выделен?
- Что наиболее интересно и удачно показано в фильме? Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно? Как связан фильм с изучаемой темой? Выводы по фильму[8, С. 462].
Сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:
- пояснить непонятные места фильма;
- обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;
- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;
- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;
- связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.
Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного — два-три. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи учащихся следует ставить вопросы, направленные на описание картин, особенностей ландшафтов, природных явлений и т. п.
Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.
Такое же задание (рецензирование) можно давать детям для самостоятельного изучения темы с помощью ТСО, например, по теме «Внешняя политика России в XVIII веке» (8 класс) возможен домашний просмотр художественных фильмов с последующих их рецензированием («Ушаков», «Суворов»). По теме «Коллективизация в СССР» (9 класс) яркие образы представлены в сериале (возможен просмотр отдельных серий картины) «Вечный зов».
Учащиеся 9-х классов умеют самостоятельно создавать компьютерные презентации с использованием преимуществ, которые дает современная компьютерная техника: анимация, красочность показа, регулирование времени просмотра (индивидуальный темп работы) и т.д. Как один из вариантов обобщающего домашнего задания по какой-либо крупной теме можно использовать это умение. Например, такое задание: создать презентацию в программе PowerPoint с использованием словаря, учебного пособия и видеофрагментов по теме «Монгольские завоевания в Азии и русские земли» (программа Загладина Н.В., Загладиной Х.Т., Ермакова И.А. для 10-11 классов). В этой презентации можно использовать такие элементы как анимированная карта «Куликовская битва», фрагменты анимации, представленные в компьютерной программе «История России с древнейших времен до начала XVI века. Часть 1» (1С. © ООО «1С-Паблишинг», 2008). Закончить такую презентацию необходимо контролирующей частью, например, тестированием по теме, которое можно организовать с помощью свободно распространяемой программы ИКТС-2.1 (см. Приложение 2).
Пpaктически в любом классе можно использовать ТСО в качестве экранного изображения схемы (например, схему государственного управления, или схемы боя, или логической схемы развития какой-либо отрасли деятельности). При этом подобное использование дает явное преимущество яркого визуального ряда, когда можно выделением цветом, толщиной линии, высотой расположения элемента определить его значимость и в то же время дает возможность учителю в необходимом темпе комментировать схему. Использование анимации в таком показе позволяет увидеть схему по частям, совмещая ее с рассказом учителя (см. Приложение 3, Приложение 4).
При систематическом использовании ТСО на уроках наряду с повышением эффективности занятия, усиливается усталость органов зрения и общая. Необходимо значительное внимание уделять сохранению здоровья и проведению «физкультминуток» (см. Приложение 5, Приложение 6).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА и ПРОГРАММЫ
1. Александров А.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. Из опыта работы в средней школе. М. «Просвещение». 1964.
2. Долинер Л.И., Ершов О.А. Педагогическая диагностика. Методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успеваемости. Екатеринбург. 1999.
3. Единый Государственный экзамен. Тестовые задания. История. Обществознание. М., «Просвещение». 2001.
4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М. Издательский центр «Академия». 2007.
5. Лабиринт. М/ф. Автор сценария А. Симуков. © Киностудия «Союзмультфильм». © Киновидеообъединение «Крупный план». 1997.
6. Российская империя. Проект Леонида Парфёнова. 6 DVD. © New Division Group. 2005.
7. Словарь исторических терминов. Составитель В.С. Симаков. Санкт-Петербург. «Лита». 1998.
8. Хуторской А.В. Пpaктикум по дидактике и современным методикам обучения. ПИТЕР. 2004.
9. Энциклопедия истории России. 862-1917 гг. «Интеpaктивный мир». © Коминфо. 1997-2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Рецензия на художественный фильм «Чингисхан» (MS WORD).
Приложение 2 Презентация «Педагогическая диагностика. Методика разработки и использовния компьютерных тестов школьной успеваемости при помощи программы ИКТС 1.21» ( MS POWER POINT).
Приложение 3 Презентация «Великобритания в XIX веке» ( MS POWER POINT).
Приложение 4 Словарь ( MS WORD).
Приложение 5 «Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером» ( MS WORD).
Приложение 6 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» ( MS WORD).
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
18 03 2024 20:32:34
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
17 03 2024 9:58:59
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...
16 03 2024 9:52:34
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
15 03 2024 11:55:14
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
14 03 2024 17:48:31
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
13 03 2024 6:24:24
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
12 03 2024 2:58:26
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
11 03 2024 1:23:55
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
10 03 2024 20:27:43
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
09 03 2024 3:55:10
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
08 03 2024 15:19:13
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
07 03 2024 20:43:59
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
06 03 2024 20:17:47
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
05 03 2024 10:23:22
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
04 03 2024 22:17:49
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
03 03 2024 4:18:46
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
02 03 2024 19:42:51
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
01 03 2024 4:25:21
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
29 02 2024 0:20:46
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
28 02 2024 10:39:25
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
27 02 2024 9:40:39
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
26 02 2024 4:56:22
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
25 02 2024 16:57:59
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
24 02 2024 1:47:45
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
23 02 2024 9:59:27
Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
22 02 2024 10:37:14
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
21 02 2024 1:13:53
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...
20 02 2024 3:25:30
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
19 02 2024 18:13:53
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
18 02 2024 13:56:58
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
17 02 2024 5:42:55
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
16 02 2024 20:36:40
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
15 02 2024 15:44:15
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
14 02 2024 2:25:43
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
13 02 2024 17:21:10
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
12 02 2024 4:17:39
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
11 02 2024 8:58:49
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
10 02 2024 8:40:34
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
09 02 2024 10:29:55
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
08 02 2024 17:53:27
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
07 02 2024 19:36:54
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
06 02 2024 23:25:25
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
05 02 2024 5:47:24
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...
04 02 2024 17:56:36
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
03 02 2024 19:54:50
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
02 02 2024 7:41:42
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
01 02 2024 13:59:41
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
31 01 2024 4:46:28
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
30 01 2024 11:13:16
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
29 01 2024 14:57:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::