Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-турнир.
Класс: 7
Состав требований при изучении материала:
- Учащиеся должны знать:
- преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре;
- события первой четверти XVIII века, которые свидетельствуют о социальных конфликтах эпохи;
- факты из жизни выдающихся политических, военных, церковных, культурных деятелях страны;
- значение Северной войны для России.
- Учащиеся должны уметь:
- давать оценку преобразованиям в экономике, армии, государственном устройстве, культуре;
- на исторической карте новые экономические центры;
- показывать территории, вошедшие в состав России при Петре I;
- указывать на ликвидацию различий между вотчиной и поместьем;
- объяснять смысл и значение понятий: регулярная армия, рекрутский набор, редут, империя, Синод, Сенат, коллегии, мануфактура, меркантилизм, абсолютизм.
Доминирующие методы обучения:
- Диалогический. Создается проблемная ситуация: учитель – учащиеся, учащиеся – учащиеся.
- Эвристический. Организация в ходе эвристической беседы поиска ответа на проблемный вопрос.
- Исследовательский. Дается опережающее домашнее задание.
Методическое обеспечение:
- карта «Российская империя в первой половине XVIII века»;
- выставка ученических рисунков, посвященных Петру I и его эпохе;
- стенгазета;
- I и его времени;
- портреты Петра I и его сподвижников;
- игровые задания (на отдельных листах бумаги);
- жетоны.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о процессе образования Российской империи; обобщить представления учащихся о Петре I и сформулировать оценочный вывод о чертах личности и деятельности;
- Продолжить формирование хронологических и картографических умений на материале темы; способствовать развитию логического мышления и творческих способностей учащихся; включив в содержание проверки новые исторические факты и источники, способствовать обогащению знаний и развитию интереса к предмету; стимулировать активное участие семиклассников в обсуждении темы;
- Способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма, развитие интереса к культуре своего народа.
План урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
- Создание эмоционального фона (яркий пушкинский текст);
- Тема, цели урока, форма урока;
- Представление комaнд, капитанов, ведущих, ассистента (считает баллы);
- Объяснение системы оценок.
III. Организация турнира
- Конкурс-приветствие;
- Конкурс «История и литература»;
- Конкурс «Календарь»;
- «История и география»;
- «История и архитектура»;
- Конкурс на знание понятий;
- Неотосланные депеши»;
- Решение проблемных задач;
- Оценка деятельности Петра I;
- Театрализация;
- Конкурс капитанов.
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры.
V. Домашнее задание: продолжать изучать деятельность Петра I.
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Ход урока
На доске – эпиграфы:
«Петр Великий один есть целая
всемирная история!»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву,
19 октября 1836 год, Петербург.
«Петр сделал вызов России, ее гению – и Россия ответила ему поэзией
Пушкина».
В.О.Ключевский.
II. Вступительное слово учителя
Перед тем как назвать тему, цели урока, я зачитаю вам яркий эмоциональный пушкинский текст:
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».
(«Мысли в дороге»)
Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петра Великого (первый эпиграф). Имена Пушкина и Петра тесно связаны. Связь этих двух великих людей так объяснил В.О.Ключевский (второй эпиграф). Пушкин вроде бы не историк, но он историк и приближает нас к пониманию прошлого. Эти имена связаны и с нашим уроком.
На предшествующих уроках мы изучали тему «Образование Российской империи (конец XVII – первая четверть XVIII века). Сегодняшний урок мы посвятим повторению и обобщению знаний, умений и навыков, полученных вами по этой теме. Поэтому целью нашего урока является обобщение знаний о процессе образования Российской империи, представлений о Петре I. Вам предстоит развивать хронологические, картографические умения, логическое и образное мышление, творческие способности.
Наш урок мы проведем в игровой форме – как турнир, соревнование двух комaнд. Каждая комaнда состоит из 6 человек. Представляю капитанов, ведущих. Остальные ученики выступают в роли зрителей-болельщиков, которые тоже отвечают на вопросы. Ассистент считает баллы. Успехи комaнд будут оцениваться в баллах. За удачные ответы участники турнира получают жетон, имитирующий мелкую разменную монету XVIII века, «полушку» (монета с изображением птицы). Баллы считает ассистент ведущих – советник камер-коллегии. Как ты думаешь, почему твоя роль называется так? (вопрос к ассистенту). Зрители, отвечающие на вопросы, также получают жетоны, которые можно передать в фонд той или иной комaнды.
В процессе подготовки к уроку вы повторили изученный на предшествующих уроках материал. Участники турнира составили вопросы, адресованные соперникам. Подготовили карточки, жетоны, газету, учили стихи, которые прозвучат на уроке. Желающие приняли участие в конкурсе рисунков.
Сам турнир включит в себя несколько конкурсов: конкурс-приветствие, «История и литература», «История и география», «Календарь», «История и архитектура», «Неотосланные депеши», конкурс на знание понятий, на умение решать проблемные задачи, театрализацию, конкурс капитанов.
III. Организация турнира
1 .Конкурс-приветствие: придумать название комaнды и объяснить значение слов, использованных в названиях; девиз; эмблему. Задают соперникам по 3 вопроса.
Зрителям предлагается назвать книги, фильмы, посвященные эпохе Петра I.
2. Конкурс «История и литература»
История на пушкинских страницах.
Первой комaнде:
1) Об основании какого города идет речь в отрывке из пушкинской поэмы? Назовите эту поэму.
«Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
(Речь идет об основании Санкт-Петербурга. Цитируется поэма «Медный всадник»)
2) Кому А.С.Пушкин посвятил эти строки?
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…»
(Петру I)
Второй комaнде:
1) О каком сражении идет речь в этих стихах?
«Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой баpaбанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И cмepть, и ад со всех сторон».
(О полтавской битве, 1709г.)
2) Какой «гордый конь» имеется в виду в следующих строках? Кто восседал на этом коне?
«Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
(Речь идет о конной статуе работы Фальконе – памятник Петру I)
Зрителям:
1) В каких произведениях Пушкина воссоздается образ Петра Великого?
(«Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)
2) Каково было одно из первоначальных названий поэмы «Полтава»?
(«Мазепа»)
3. Конкурс «Календарь»
Комaндам выдаются карточки с хронологическими уравнениями.
Как связаны между собой следующие события:
= события аналогичны, тождественны;
↔события противоположны по своему содержанию или
последствиям;
→события находятся между собой в причинно-следственных
отношениях.
Первой комaнде:
1) |
Июнь 1709г. (генеральное сражение под Полтавой) |
Июль 1714г. (генеральное сражение на море у м.Гангут) |
2) |
Ноябрь 1700 (поражение под Нарвой) |
1704г. (победа под Нарвой) |
Второй комaнде:
1) |
Июль 1714г. (победа на море у м.Гангут) |
Июль 1720г. (победа на море у о.Гренгам) |
2) |
Сентябрь 1708 (битва у Лесной) |
27 июня 1709г. (Полтавская битва) |
Решите пример:
Первой комaнде:
(год основания С.-Петербурга + год учреждения Академии наук + год создания Сената + 24) : 3 = год и событие?
(1703 + 1725 + 1711 + 24) : 3 = 1721
(Россия провозглашается империей, окончание Северной войны)
Второй комaнде:
(год начала восстания Булавина + год разделения России на губернии + год принятия Табели о рангах + 38) : 3 = год и событие?
(1707 + 1708 + 1722 + 38) : 3 = 1725
(Год cмepти Петра Великого, учреждение Академии наук)
Зрителям: предлагаются карточки с датами и назвать события, связанные с ними.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
4. Конкурс «История и география»
1. Показать на карте
Первой комaнде:
1) Деревню, победа под которой стала «матерью Полтавской баталии»;
2) Город, который стал «окном в Европу»;
3) Страну, куда бежал Карл XII после полтавской битвы.
Второй комaнде:
1) Город, под которым состоялось генеральное сражение русской и шведской армий;
2) Мыс, у которого Балтийский флот одержал первую победу над шведским флотом;
3) Город, где был подписан мирный договор между Россией и Швецией после окончания Северной войны.
2. Представьте, что вы живете в Москве в XVIII веке и решили заняться торговлей. Куда вам лучше и выгоднее поехать:
1-й комaнде – за железом? (в Тулу, на Урал)
2-й комaнде – за тканями и сукном? (Иваново, Владимир).
Зрителям:
1) Где находились судостроительные верфи в XVIII веке? (С.-Петербург, Воронеж, Брянск)
2) Показать территории, вошедшие в состав России по Ништадскому мирному договору.
5. Конкурс «История и архитектура»
Задание комaндам:
1-й комaнде – собрать разрезанные фрагменты открытки с изображением и рассказать, в честь какого события построены эти сооружения, где они находятся.
Зрителям:
назвать памятники культуры XVIII века.
Подводятся итоги конкурса рисунков.
6. Конкурс на знание понятий
Определите ошибки, допущенные при объяснении следующих понятий.
1-й комaнде:
1) Сенатом называлось то место, где заседали сенаторы и царские лошади.
2) Регулярная армия – армия, которая созывается в случае войны.
2-й комaнде:
1) Мануфактура – объединение ремесленников.
2) Абсолютизм – неограниченная власть народа.
Составьте предложения со словами.
1-й комaнде:
1) Синод;
2) Ревизия.
2-й комaнде:
1) Коллегия;
2) Ассамблея.
Зрителям предлагается вставить пропущенные буквы и объяснить понятия:
ку-ст-ам-ра, м-р-ант-лизм.
Литературная пауза: стихотворение А.С.Пушкина.
7. Конкурс «Неотосланные депеши»
Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое их этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.
1-й комaнде:
«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят».
(Петр I в 1696г.)
2-й комaнде:
«Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».
(Петр I 27 июня 1709г. после полной победы над шведами под Полтавой).
Зрителям: кто? когда?
1) «Шведы бьют нас. Погодите, они научат нас бить их».
(ноябрь 1700г., поражение русских войск под Нарвой, Петр I).
2) «Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен».
(Орешек, Петр I, 1703г.).
3) «Пускай сосед Петр строит города, которые будут взяты шведами».
(Карл XII о строительстве С.-Петербурга, 1703г.).
8. Решение проблемных задач
1-й комaнде:
Кто, когда и по какому поводу сложил пословицу: «Кто курит табаки, тот хуже собаки»?
(Видимо, это памятник пропаганды раскольников против сторонников Петра и все «западников» в России)
2-й комaнде:
Говорят, что за время правления Петра территория России увеличилась, но ее население уменьшилось. Как это могло случиться?
(Войны и государственные стройки петровской эпохи уносили больше людей, чем их рождалось. При Петре были присоединены к России слабо заселенные окраины в Азии и совсем небольшие земли в Европе)
Зрителям:
Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником?
(Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание своего сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие «птенцы гнезда Петрова» могли бы справиться с обязанностями царя, но народное мнение не могло признать право этих «худородных» на царский титул, а получить деловой навык власти они не успели)
9. Оценка деятельности Петра I
1-й комaнде:
Что положительного было в деятельности Петра I?
2-й комaнде:
Что отрицательного было в деятельности Петра I?
Зрителям предлагается назвать современников Петра I и объяснить, чем знамениты эти люди.
10. Конкурс капитанов (на умение реконструировать исторические факты).
Нужно составить рассказ-загадку, в котором по хаpaктерным деталям нужно угадать город и событие, в нем происшедшее.
Соперник угадывает.
11. Театрализация
IV. Завершение турнира: подведение итогов игры
VI. Подведение итогов урока: пушкинская проповедь.
Значение петровских преобразований для России велико. Россия «прорубила окно в Европу» и вышла на мировую арену сильной, мощной и обновленной. Гений Петра коснулся многих сфер жизни. Его дело продолжали его наследники: дочь Елизавета Петровна, жена его внука Петра III Екатерина II, которая тоже стала Великой. Его новаторские мысли актуальны и в наши дни. Он – пример подражания для всех поколений россиян, для тех, кто по-настоящему любит Отечество и радеет за него.
Завершить урок мне хотелось бы пушкинской проповедью, так как слова Пушкина побуждают вслушиваться в историю, сопереживать ее действующим лицам. Ведь история всегда имеет человеческое лицо. За всеми крутыми поворотами в судьбе страны стояли конкретные люди со своими интересами, радостями, потерями.
«Какое поле эта русская история! История – долга, жизнь – коротка», - писал Пушкин барону Корфу.
«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»
А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву.
Вместе с Пушкиным я призываю вас любить и изучать историю России.
Урок завершен. До встречи на следующем уроке!
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
18 03 2024 1:42:42
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
17 03 2024 11:21:43
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
16 03 2024 19:13:19
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
15 03 2024 9:56:47
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
14 03 2024 1:30:42
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
13 03 2024 12:22:49
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
12 03 2024 21:43:43
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
11 03 2024 13:57:23
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
10 03 2024 13:58:30
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
09 03 2024 4:11:27
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
08 03 2024 11:17:33
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
07 03 2024 0:51:30
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
06 03 2024 11:14:47
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
05 03 2024 14:19:10
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
04 03 2024 12:29:51
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...
03 03 2024 4:45:37
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
02 03 2024 5:23:26
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
01 03 2024 10:46:23
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
29 02 2024 2:43:19
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
28 02 2024 22:38:55
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
27 02 2024 20:41:21
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
26 02 2024 16:28:41
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...
25 02 2024 13:14:10
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи. ...
24 02 2024 8:30:15
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
23 02 2024 13:54:42
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
22 02 2024 22:23:13
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
21 02 2024 20:37:36
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...
20 02 2024 7:10:43
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
19 02 2024 22:16:59
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
18 02 2024 23:53:10
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
17 02 2024 13:15:53
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
16 02 2024 17:47:23
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
15 02 2024 4:15:20
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
14 02 2024 16:25:22
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
13 02 2024 20:42:14
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
12 02 2024 4:38:10
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
11 02 2024 11:55:59
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
10 02 2024 20:38:46
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
09 02 2024 12:20:13
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
08 02 2024 14:12:28
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
07 02 2024 5:37:32
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
06 02 2024 14:34:41
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
05 02 2024 21:37:38
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
04 02 2024 8:22:26
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
03 02 2024 10:34:45
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
02 02 2024 21:14:10
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...
01 02 2024 18:49:12
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...
31 01 2024 2:36:25
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
30 01 2024 14:42:11
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
29 01 2024 3:54:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::