Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории


    Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории

Хорошая память нужна всем. Поэтому, если природа не одарила феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими пpaктическими приемами запоминания. Искусство запоминания — мнемоника (мнемотехника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики — искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный хаpaктер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других — слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие — образные выражения. Поэтому так мало пpaктических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение.

На своих уроках и групповых занятиях знакомлю учащихся с различными приемами мнемотехники, привожу примеры их использования, задания для тренировки. Без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.

Приёмы запоминания трудных слов

Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов

Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

ТРЕНИНГ

№ 1. Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрении (недостаточность умственного развития). (Первая часть слов олигархия и олигофрения (олиг) означает “небольшое количество”, поэтому олигархия — власть немногих, а олигофрения — недостаточность умственного развития).

№ 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле “Арго”. Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт. (В древности для дальних путешествий люди использовали корабли. Таких путешественников мы называем “мореплаватели”. Аргонавты плыли на корабле “Арго”, поэтому космонавта можно назвать “космический плавателъ”, а астронавта — “звездоплаватель”).

№ 3. Струе — парусно-гребное судно, распространенное на Руси в XI—XVIII вв. Свяжите это названии со способом изготовления такого судна. (Струг делали (выстругивали) из ствола одного дерева).

№ 4. В XVII в. в России появились стрельцы, а во Франции — мушкетеры. С каким видом вооружений связаны названия тех и других? (В 1600 г. во Франции появилась королевская стража, вооруженная огнестрельными мушкетами (у них имелась мушка для прицеливания). А стрельцы вооружались пищалями, которые по сравнению с прежними ручными орудиями “огненного боя” были легче и били точнее).

№ 5. Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции? (Слово кондиции означает “условия”. “Дойти до кондиции” значит “подрумяниться” (о пироге или госте).

№ 6. Наполеон Бонапарт был уроженцем Корсики. Но на Корсике члeны его семьи считались выходцами из Неаполя (итал. Napoli). Неаполь когда-то был греческой колонией. Его название образовалось из слов: неа — новая, полис — город. Назовите людей, чьи фамилии означают “выходец из нового города”. (Как и Наполеон, “выходцы из нового города” — комментатор Би-би-си Сева Новгородцев, Исаак Ньютон (new + town), словацкий поэт XX в. Лацо Новомеский (место — город).

Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации

Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются “свободные ассоциации”. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.

Чтобы закрепить свободную связь, нужно:

а) выбрать, найти эту связь;
б) усилить ее зрительной картинкой и подержать в воображении;
в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь пришла вам в голову.

Как запоминать имена людей

Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени. Можно повторить его, сказав: “Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то”. И пока он размышляет над вашим “такой-то”, вы быстренько составляете словесный портрет: “Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит”.

Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы “Наполеон одолжил обед у Кутузова” (одолжить обед — borrow dinner [борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по “где мокрит”, Ганнибала по тому, что ходил “он не на бал”, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) — свергли и одели в рваные “отрепья”, а Ивана Болотникова — “утопили в болоте”.

Имена-отчества являются специфически русским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запоминания. Знающие люди рекомендуют: “Ищите родственников”. Имена и отчества можно “привязывать” таким образом: по имени Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству — сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь — этическая рекомендация: никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.

ТРЕНИНГ

№ 1. Слово гоплит означает “древнегреческий тяжеловооруженный воин”. Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть? (Есть такая абсолютно антинаучная “запоминалка”: толстые гоплиты кричали “гоп-ля!”, и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воинской жизни).

№ 2. Посланник папы римского — Джовонни Плана Кор-пани —путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал “Историю монголов”. (Предложите “запоминалку” имени любознательного итальянца. (а) Выбираем связь: Джованни — это Иван, Ваня. Плано — он пишет письма папе римскому и раскрывает планы монголов, Карпини — он старательно корпел над своими донесениями.

б) Усиливаем связи зрительной картинкой: представляем, как Джованни-Ваня сидит зимой в монгольской юрте, пишет, над планами корпит. в) Вербальная (словесная) проработка: “Сидит Джованни-Ваня на краю света, далеко от солнечной Италии, мерзнет в монгольской юрте, над планами корпит”. Или то же самое, но в стихах:

Сидит Джованни-Ваня,
Сидит и пишет планы.
В окошко не глядит.
Над планами корпит).

№ 3. Какие ассоциации с именами трех варяжских князей обыграны в следующем фрагменте?

Рюрика приняли с удовольствием. “Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но потомки его будут Рюриковичами”. Синеуса приняли благосклонно. “Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом”. Но насчет Трувора возникли прения. “Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю”. (Синеус — синие усы, Трувор — вор. В действительности эти имена — скандинавские. Так, (х)ус в Синеус — это “дом” (вспомнили английское house), а -вор в Трувор значит “варяг, воин” (английское warrior).

№ 4. Предложите способы запоминания имени Куря. Так звали печенежского князя, победителя Святослава. (Либо куря, как соня, хотя тогда еще не курили, Либо старинное куря, множественное будет курята (цыплята).

№ 5. Почему урядника крестьяне “за глаза” называли “курятником”? (Обидное название урядника возникло по созвучию, Есть здесь и шутливый намек на любовь к курятинке, которую несли просители).

№ 6. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844), под надзором которого находился Пушкин. А также — лингвиста Востокова (1781 — 1864). Оба они “годятся в сыновья”... (Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844) и лингвиста Восто-Кова (1781 — 1864). Оба они “годятся в сыновья” открывателю Америки Христофору Колумбу).

№7. Максим Грек (в миру — Михаил Триволис, ок. 1475—1555). Как запомнить его настоящую фамилию? (Максим Грек (Триволис). Ассоциация — три волоса. Вряд ли у него была столь скромная растительность на голове, но лишь бы запоминалось).

№ 8. Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астpaxaни и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов. (Столица Золотой Орды — Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни, не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай).

№ 9. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил “князь-папа” Матвей Нарышкин, а через год — “дядька” (воспитатель) царя — Никита Зотов. Как запомнить эти два имени? (Например, связав с хаpaктерными для этих соборов возлияниями: “мало на рыло (на персону), накати (выпей) за то” – Матвей Нарышкин, Никита Зотов. Мнемоформулы дают опору для запоминания последовательности согласных).

№ 10. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стражу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт? (Новгородец Иголкин двух шведов заколол штыком, как иголкой).

Запоминание рядов слов

Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.

Фразы с числительными

Иногда фраза, которую необходимо запомнить, содержит числительные. Таковы, к примеру, заголовки списков, таблиц, различные информативно-справочные элементы. Наличие числительных значительно облегчает вашу задачу. Доказано, что заголовки типа “Семь чудес света” или “Пять латинских склонений” намного лучше запоминаются, чем просто “Чудеса света”, “Латинские склонения”. Фраза с числительным сразу настраивает вашу память на режим контроля. Вы начинаете проверять: “А где еще одно чудо?”.

ТРЕНИНГ

№ 1. Озаглавьте текст.

Сыновья Святослава получили от отца следующие владения: Ярополк — Киев, Олег — древлянскую землю, Владимир — Новгород. (Владения трех Святославичей).

№ 2. Озаглавьте текст.

Князь Владимир принимал представителей следующих религий: волжских булгар — магометан, римских католиков, хазар иудейского вероисповедания, православных византийцев. (Испытание четырех вер).

“Принцип четок”

Мы знаете опopную фразу для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Это распространенный пример “запоминалки” по “принципу четок”. Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”.

Отдельными “косточками” в подобной формуле могут быть не только буквы, но также начальные слоги и целые слова опopной фразы. Тот же принцип используется в аббревиатурах: Бе-ни-люкс – Бельгия + Нидерланды + Люксембург.

С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные “четки” для запоминания семи чудес света:

Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский,  да еще маяк Фаросский.

ТРЕНИНГ

№ 1. Составьте “запоминалку” по “принципу четок”.

Четыре мщения княгини Ольги:

1) двенадцать послов заживо погребены в челнах,
2) повторное посольство сожжено в бане,
3) пять тыс. человек посечены на могиле Игоря,
4) по три гoлyбя и три воробья со двора, взятые в качестве дани, сожгли (“пустили по ветру”) город Искоростень. (Последовательность мщений может быть представлена как чередование четырех стихий: челны — река, вода; баня — жар, огонь; могила — земля; дым — воздух. Мнемоническая формула: вода — огонь — земля — дым. Опopное слово: ВОЗДУХ. В последнем случае “косточками” для “четок” служат первые буквы слов).

№ 2. Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов российского флага можно использовать аббревиатуру КГБ? (Цвета российского флага обозначаются начальными буквами снизу вверх: К — красный, Г — гoлyбой, Б — белый (КГБ)).

“Принцип мест”

Необходимо запомнить последовательность расположения отдельных частей большого текста. Для таких случаев существует “принцип мест”. Издавна считается, что если потерял вещь, нужно вернуться на прежнее место. Это часто помогает — вернешься на кухню и вспомнишь: точно, книжка-то в холодильнике, а масло — на книжной полке. Запоминая текст, вы каждую его часть связываете с пунктом своего привычного маршрута или с расположением предметов в своей комнате. Главное, чтобы каждый фрагмент по своему месту в тексте соответствовал какому-то привычному действию или образу в другом ряду.

Актеры, когда запоминают текст роли, связывают фразы с позами, жестами и своим настроением. Например, в начале роли король Лир — монарх. У него гордая осанка. И стоит актеру выпрямиться и сделать строгое лицо, как тут же вспоминается начало текста. А когда Лир — всеми брошенный несчастный старик, то актеру достаточно согнуть спину и сделать жалкое лицо, как тут же в памяти возникает следующий отрывок. Этот метод может пригодиться и вам.

Когда вы заучиваете речь, то полезно назначить реальных или воображаемых слушателей во время репетиций. Это могут быть “шкаф-окно-стол-кресло-дверь”, за которыми вы закрепляете определенные части выступления.

ТРЕНИНГ

№ 1. Придумайте краткое объяснение линии времени, исходя из того, что вы находитесь на границе между годами “до н. э.” и “н.э.”. (Объяснение линии времени: “Я стою между новой и старой эрами. Моя правая рука — это годы до новой эры, время движется направо. Моя левая рука — это годы новой эры, время движется налево”).

Запоминание чисел

Tрaнcформация числа в ряд слов

В рекламных объявлениях телефонные номера нередко включаются в ритмически организованные формулы, например: “Запомнить нетрудно совсем: сто пять, четыре, восемь, восемь, семь”. К поэзии в высоком смысле это отношения не имеет. Но нельзя не отметить, что запоминается действительно легко. Если вы пойдете по этому пути, помните, что при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают замены типа: 50 — полета, 100 — сотня, 6 — полдюжины, 2 — пора, и даже (почему бы и нет?) 21 — “очко-”.

Запоминание с опорой на связи в числовом ряду

Год основания Рима — 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры — это “минус”, отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х7х5х31хх0х.

Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841) содержат перестановку двух последних цифр.

990 г., то есть 09|90 (зеркальная симметрия) — начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).

Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 — 2+8.

Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3x9, 2x9, 1x9.

Однако не следует увлекаться нагромождением связей. Это лишь вспомогательный и контрольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно запоминается без особых усилий. А что может произойти при чрезмерном употрeблении мнемонических связей, рассказал Ярослав Гашек в “Похождениях бравого солдата Швейка”. Там, как вы помните, бедный фельдфебель был госпитализирован после лекции Швейка по мнемотехнике. Всё хорошо в меру!

ТРЕНИНГ

№ 1. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?

Дата восемь-восемь-два
Князь Олег сказал слова:
На два-восемь-семь годов
Матерь русских городов – …

Предложите “запоминалки” по связям в числовом ряду. (Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169 год (287 лет)).

№ 2. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года (Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года. 15/51 + 1 — зеркальное подобие. Прожил 53 г., т, е. 51+2).

№ 3. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. (Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет).

№ 4. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. (Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет).

“Принцип колодцев”

При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 — в 1725, а Александр I — ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).

“Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.

ТРЕНИНГ

№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).

№ 2. Какие приемы использованы в формуле: “Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира”? (“Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира”. Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть “колодец”: 1564 — 1964).

№ 3. По образцу предыдущего задания постройте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления “вещего” Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года. (Условная связь между датой cмepти {912 г.) “вещего” Олега и началом Отечественной войны 1812 года: “В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге”).

Осмысленное, логическое запоминание, противоположное запоминанию бессмысленному, механическому, в принципе доступно детям всех возрастов. Отметим, что учащиеся неоправданно часто прибегают к механическому заучиванию, что логическое запоминание учебного материала имеет у них непроизвольно непроизвольно-интуитивный хаpaктер и значительно реже намерено осмысленный.

В научении приемам запоминания разделяют два этапа:

  • Первый – формирование определенных логических операций как самостоятельных интеллектуальных действий (выделение главного, обобщение, соотнесение и логическая группировка, использование разного рода смысловых связей, перевод запоминаемых знаний на свой язык).
  • Второй – использование этих действий уже в качестве средств, приемов запоминания. Научение приемам осмысленного запоминания осложняется типологическими и индивидуальными различиями школьников, тем, что в условиях всеобуча и классно-урочной системы необходимо применить индивидуальный подход буквально к каждому ученику.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М., 1981.
  2. Васильева М.С. Воспитание на уроках истории /Под ред. А.С. Пчелко. – М., 2003.
  3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1986.
  4. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1988.
  5. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979. – с.13.
  6. Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. //Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 213 с.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 4:19:45

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 15:10:51

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 15:42:50

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 6:22:47

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 7:43:55

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 16:10:11

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 11:42:55

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 22:45:53

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 0:21:37

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 5:47:33

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 1:56:27

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 16:20:57

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 15:29:31

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 3:43:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 6:37:56

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 11:32:52

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 10:14:40

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 5:20:58

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 3:38:59

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 20:54:50

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 11:31:30

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 23:49:30

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 7:14:33

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 0:22:52

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 6:55:12

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 10:21:23

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 21:39:45

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 23:53:50

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 14:20:26

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 13:45:40

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 18:43:59

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 18:25:26

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 14:41:51

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 10:38:14

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 21:11:28

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 23:18:42

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 7:22:29

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 21:12:40

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 3:33:16

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 10:32:31

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 12:58:57

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 18:51:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 14:26:53

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 11:27:43

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 5:45:28

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 2:48:35

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 4:11:57

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 12:59:59

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 2:12:58

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 11:30:35

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::