Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"

Цель:
- Закрепить знания учащихся связанных с эпохой правления И.Сталина.
- Сделать вывод, что было сделано за годы правления И.Сталина, стоящего во главе государства.
- Продолжить работу по сопоставлению, анализированию.
- Развивать умение красиво и правильно говорить.
- Работать в группе.
Используемые средства и оборудование:
- презентация «Иосиф Сталин и его эпоха правления»
- видеосюжеты «И. Сталин. Имя России»
- буклеты
- электронная доска
Оформление:
Эпиграф
Как жутко в нашей стороне
Здесь только яблоне привольно
Здесь даже воля всей стране
Дается по комaнде «Вольно»
Ход урока
1. Познавательное задание
Ответить на вопросы после окончания судебного процесса:
- Была ли справедлива и обоснована политика, проводимая
И. Сталиным?
- Почему тысячи людей были загублены в эпоху И.Сталина?
- Считаете ли вы правильным осудить эпоху сталинизма?
2. Вводное слово учителя:
Сегодня у нас необыкновенный урок, урок-суд, на скамье подсудимых нет ответчика, но если мы хотим жить как люди, нам надо оглядываться назад, чтобы не допустить ошибок прошлого.
В нашей стране полоса построения индустриализации, коллективизации, война с фашисткой Германией, послевоенное устройство – все это эпоха сталинизма, время правления И.Сталина. И нам сегодня нужно разобраться в том, была ли обоснована политика И.Сталина, почему тысячи людей были загублены в его эпоху, можем ли мы молодое поколение осудить его эпоху правления?
Прежде, чем судья, начнет судебный процесс, прослушайте историческую справку о человеке, эпоху которого мы будем сегодня обсуждать.
(Выступление учащегося с исторической справкой о биографии И.Сталина)
Просмотр отрывка из видеофильма «И. Сталин» (см. «Имя России»)
3. Судебный процесс
Судья: слушается дело Иосифа Виссарионовича Сталина 1879 года рождения, уроженца г. Гори, Грузии, руководителя коммунистической партии Советского Союза, международного коммунистического и рабочего движения, видного теоретика и пропагандиста марксизма- ленинизма.
Суду предстоит разобраться во всех злодеяниях, которые пришлись на время правления И.Сталина. Государственное обвинение поддерживает прокурор, адвокат, кому придется защищать И.Сталина и его время. Свидетели в зал суда доставлены.
В зал суда приглашаются представители от военных.
Судья: вы предупреждаетесь о даче заведомо ложных показаний
Военные
Я свидетельствую, обвиняю Сталина И.В. от имени военных. Первым событием тех черных лет было совершенное 1 декабря 1934г. убийство
С.М. Кирова. И тогда весь город был одет в траур, и на лицах людей была великая скорбь. Вследствие этого, негласная тень вины за гибель великого трибуна революции пала на Сталина, усмотревшего в Кирове своего соперника.
Вторым событием был учиненный Сталиным сокрушительный разгром руководства Красной Армии. Жертвами Сталина стали десятки тысяч видных военноначальников и политработников. Красная Армия, Военно-морской флот, авиация подверглись сокрушительному разгрому. Сталинская «гильотина» обезглавила около 43.000 человек комaндного состава.
В общем, 1937-1938гг. только в высшем военном руководстве были уничтожены: из 5 маршалов – 3, из 5 комaндиров 1-го ранга 3, из 10 комaндиров 2 ранга -10, из 57 комaндиров корпусов -50, из 154 комaндиров армии -116, из 16 дивизионных комиссаров -58, из 456 комaндиров полка -401 вслед за ними были репрессированы 40 тысяч офицеров Красной Армии. Это гибель десятков тысяч военных, лучших теоретиков, стратегов, тактиков
Краской Армии нанесли огромный ущерб СССР не только в период с 1937-1938гг., но отразилось в полной мере во время Великой Отечественной
войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.
Но это еще не все. А что с теми, кто остался жить и вернулся с войны?
Состояние солдат и офицеров хорошо передают слова поэта – фронтовика Бориса Слуцкого: «Когда мы пришли с войны, мы поняли, что мы никому не нужны». Желая снизить заряд самоуважения, самосознание военных, Сталин издал указ об отмене празднования Дня Победы – 9 мая, отменил «наградные деньги» - за ордена и медали, принял решение о выселение из Москвы тяжелых инвалидов войны, отменил ряд льгот и социальных пособий фронтовикам, что обрекало многих на полунищенское существование и пополнение рядов уголовных преступников.
Заслуги Сталина в Великой Отечественной войне не могут искупить перед советским народом вину за гибель ни в чем не повинного и многочисленного руководящего состава ВС и мирного населения страны.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от интеллигенции
Интеллигенция – еще одна социальная группа, ставшая жертвой Большого террора, о которой мы располагаем относительно полной информацией. Сложившись как вполне определенная социальная группа, интеллигенция с середины XIX века всегда была в центре сопротивления деспотизму и насилию. Естественно, она подвергалась «чистке» в первую очередь и в особенности жестоко.
Следует различать несколько волн репрессивных действий: репрессии 1922г. и 1928-1932гг., которые были относительно умеренными, а также репрессии марта – апреля 1937г., когда кампания в прессе обличала «уклонизм» в области экономики, истории, литературы. На самом же деле под прицелом оказались все области знания и творчества, соперничество и борьбу амбиций выдавали за антисоветские доктрины и враждебные политические установки. Так, в области исторической науки все ученики Покровского, умершего в 1932г. были арестованы. Профессора, читающие общие лекции и выходящие таким образом на большие студенческие аудитории. Были подвержены ударам, о малейшем их критическом высказывании тут же сообщали прилежные «стукачи». Университеты, институты и академии были основательно «вычищены».
Под волну репрессий попали в эти годы также научные круги, не имеющие прямого отношения к политике, идеологии, экономике или обороне. Самые большие авторитеты в аэронавтике, такие, как авиаконструктор Туполев А. А. или стоявший у истоков первой советской программы по освоению космического прострaнcтва Королев С., были арестованы и сосланы в одну из спецчастей НКВД, описанную Солженицыным А. в романе «В круге первом». Также почти полностью (27 из 29) были арестованы астрономы Пулковской обсерватории, почти все ученые, занимающиеся статистикой в Центральном статистическом управлении, так как они осмелились отказаться от публикации сфальсифицированных результатов всесоюзной переписи населения и тем самым осуществили к январю 1937г. «глубокое нарушение элементарных основ статистической науки и правил управления»; под прицелом оказались также многочисленные лингвисты, которые выступили против официально одобряемой Сталиным теории лингвиста – марксиста Марра; сотни биологов, которые противились шарлатанству «официального биолога» Лысенко. Среди наиболее известных жертв – директор Института зерна Тулайков, ботаник Яната и президент сельскохозяйственной академии им. Ленина, крупный ученый, академик Вавилов П.П., арестованный 6 августа 1940г. и умерший в тюрьме 26 января 1943г.
Обвиненные в защите буржуазной или враждебной точки зрения в уходе от «норм социалистического реализма», писатели, публицисты, театральные деятели, журналисты заплатили тяжелую дань в годы «ежовщины». Около 2 тысяч члeнов Союза писателей были арестованы, сосланы в лагеря или расстреляны. Среди них – автор «Одесских рассказов» и «Конармии» Исаак Бабель, писатели Борис Пильняк, Иван Катаев, Николай Заболоцкий, Иосиф Maндельштам, Гурген Муари, Тициан Табидзе. Арестованы также и музыканты - композитор Джелаев, дирижер Миколадзе, из театральных деятелей среди первых необходимо назвать великого режиссера Всеволода Мейерхольда. В начале 1938г. театр Мейерхольда был закрыт «как враждебный советскому искусству». Отказавшись от публичного признания своих ошибок В. Мейерхольд был арестован в июне 1939г., его пытали и казнили 2 февраля 1940г.
Большой террор – внутренняя политика, проводимая высокими партийными инстанциями, т.е. Сталиным, который имел неограниченную полноту власти над своими коллегами из Политбюро, преследовал две цели. Первая заключалась в том, чтобы подчинить себе гражданскую и военную бюрократию, состоящую из молодых воспитанных в сталинском духе кадров.
Второй целью Большого террора стало окончательное устранении всех «социально опасных элементов», что звучало весьма расплывчато.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от верующих
Верующие
Я свидетельствую о том, сколько было уничтожено людей по религиозным убеждениям во времена Сталина. Советский Союз задался целью полностью искоренить из сознания людей веру в Бога. В годы правления Сталина были казнены высшие иерархи Русской православной церкви. Когда в 1925г. умер, глава Русской православной церкви Тихон, выбрать нового позволено не было. Последовавшая затем борьбы государства с религией привела к тому, что большинство церквей были разрушены или стали использоваться для нерелигиозных целей. В 1931г. 5 декабря в Москве взорвали Храм Христа Спасителя, священнослужителей ссылали в исправительно-трудовые колонии, где многие из них погибли. В период правления Иосифа Сталина, в конце 20-30гг. церковь терпела жесткие преследования, которые унесли тысячи жизней. К 1939г. в стране оставалось всего 3 или 4 официально назначенных епископа и около 100 действующих церквей. Участь остальных религиозных течений была не менее плачевной. Восемь из десяти епископов Украинской Греко- католической церкви, а также тысячи простых священников и верующих поплатились жизнью за свою веру в сибирском ГУЛАГе.
Еще одним объектом особого влияния КГБ были официально не зарегистрированные протестантские течения, на которых государство тоже не могло оказать непосредственного влияния. КГБ относил Свидетелей Иеговы к протестантам. В глазах советского правительства Свидетели Иеговы были самыми опасными преступниками и представляли серьезную угрозу для атеистического государства. Была тщательно спланирована кампания против Свидетелей и в начале апреля 1931г. более 5000 семей с Украины, из Белоруссии, Молдавии и Прибалтики были сосланы «на вечное поселение» в Сибирь, на Дальний Восток и в Казахстан. Им предстояла постоянная и упopная борьба за выживание в жесточайших условиях.
Большинство дел тех времен напоминало бред cyмacшедшего: заговоры, глобальные шпионские сети и т.д.
Таким образом, во время правления Сталина уничтожали не только людей, стремились уничтожить даже память о них. Вся информация, связанная с репрессиями, была строжайшим образом засекречена. О судьбах осужденных родственники не могли узнать десятилетиями.
Судья: В зал суда приглашаются свидетели от крестьян
Крестьяне
Я свидетельствую о страшном периоде в жизни крестьянства, в ликвидации кулака не как врага, а как хозяина. Люди нажили свое добро своим трудом и особенно в годы НЭПа, когда ввели продналог. Те, кто любил работать приобретал землю и работал. Когда встал вопрос о создании индустриализации, то один из источников – за счет деревни.
Вот тогда и был поставлен вопрос о сплошной коллективизации. Создать материальную базу – за счет зажиточной части - кулачества. Объявить их врагами и забрать все, а их в – ссылку, на стройку, лесоповалы и началось раскулачивание, доводили цифры и раскулачивали середняков и даже бедняков. Колхозы собирали низкие урожаи по всем культурам. Основная масса колхозников лишь 500гр. зерна, тогда как в 1940г. свыше половины колхозов выдавали на трудодень от 1 до 5кг. хлеба.
Создававшееся положение в колхозе порождали отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозов, но и со стороны руководителей колхозов.
Что представлял собой колхоз? В большей части маленькие хозяйства, объединявшие несколько дворов. Колхозники не имели паспортов, как основных документов, подтверждающих гражданство. Не имели права выезжать на стройки, шахты. Колхозники сдавали все: молоко, мясо, яйца, шерсть. Налоги брали со всего.
После войны ждали облегчения, но ничего не было улучшено, хотя женщины пахали на себе, коровах, обливаясь слезами. Женщины не видели своих детей. За 7 колосков 15 лет тюрьмы.
Я приведу отрывок из письма колхозников: «Работаем в колхозе, как у помещика, потому что на работу гонят, а не кормят и за работу не платят. А для приманки дают в день по чайной ложке баланды. 50граммов хлеба, и то не всегда, а в неделю два – три раза, чтобы дышали и не подохли. Я плачу каждый день: хлеба нет, а на работу гонят. Председатель издевается надо мной, кричит – иди, работай, а то выкинем из колхоза, а сами хлеба не дают. Как работать, я сам уже ноги еле волочу».
Судья: В зал суда приглашаются свидетели от рабочих
Рабочие
Нам всем известно, что в годы империалистической войны мы все боролись за свержение капиталистического строя, за восьмичасовой рабочий день, за свободу слова и печати, за полную демократию, за ликвидацию безработицы и уменьшение налогов.
В настоящее время мы живем в период построения коммунистического общества, но, дорогое наше правительство, тех свобод, за которые мы боролись, в настоящее время нет и о них остались, лишь одни воспоминания. Работать приходиться по 10-14 часов в день, но зато каждый год происходит сокращение.… Куда же деваться сокращенным? Идти на дороги и заниматься бандитизмом? Или заняться спекуляцией?
В нашем государстве живут некоторые слои населения: правительство, начальство, лауреаты, которым так щедро раздаются нашим потом и кровью заработанные копейки, торгаши спекулянты. Остальная масса рабочих, крестьян прозябает. Работают как скоты, не имея отдыха и не видя светлого дня, а кушают как – нибудь, от получки до получки не сведут концы с концами. Налоги рабочим и служащим непосильные.
В народе плохие вести, народ встревожен, озлоблен, дерзок ко всем несправедливостям, народу ясно, что его ведут в бездну. Вот что писала в своем выступлении писательница М. Шагинян, побывавшая на Урале в августе 1945г.: «Внимание! Я расскажу жуткие вещи!.. Я была на Урале, там 1500 рабочих взбунтовались,…потому что плохие условия. Об этом узнали райком и обком ВКП (б) только тогда, когда наехали во время бунта. Директор на заводе не был 2 месяца. После этого бунта он отпустил на благоустройство. Инвалидов Великой Отечественной войны кормят болтушкой. Они голодают. На заводах работает много детворы, детвору эксплуатируют…»
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от военнопленных
Военнопленные
На территории СССР фашистские захватчики за время войны истребили и замучили свыше 6 миллионов мирных жителей и около 4 миллионов советских военнопленных. Свыше 4 миллионов советских граждан было угнано в Германию, где они попадали на каторжные работы, в концентрационные лагеря. Расстрелы, отравления в газовых камерах, избиения, пытки, чудовищные медицинские опыты, принуждения к непосильной работе – так фашисты издевались над военнопленными.
Да, маршалы выиграли войну, победили ценой 27 миллионов погибших. Многие миллионы лучших сынов были брошены Сталиным на съедение чудовищу – фашизму. Все страны через Красный Крест имели связь со своими военнопленными, и только сталинская рука отвергла эту связь. Если фашисты допускали Красный Крест в лагеря, то почему коммунист Сталин отверг даже эту связь с военнопленными? Советские военнопленные были брошены властью СССР. Они содержались на пределе физического и нравственного уничтожения. Кто помог этим людям? Не помогли ни крошкой хлеба, ни рукавичкой, ни весточкой с Родины.
Сталин смешал в единое целое понятие: «Пленный – враг». И если бы он был мудр, он бы знал и понимал, что миллионы людей в плену – это защитники Родины. Большая часть военнопленных это наше мужество и богатство. Они были надеждой и опорой остальных. Они страдали из- за
неразумной политики вождя. При Сталине были незаконные репрессии. Он и в мирное время посылал на расстрел под разными предлогами несогласных с ним людей.
Преступления, совершенные Сталиным, долгие годы не были
обнародованы и хранились в тайне. Но гнев народа ничем не прикроешь.
Золотой памятник совершившим преступления, не ставят.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от узников ГУЛАГА
Узники ГУЛАГа
Я свидетельствую от имени заключенных ГУЛАГа. По моему мнению, И.Сталин умышленно допустил произвол и создал ГУЛАГ, имевший тяжелые последствия для советского народа. Сталин стремился запугать всех репрессиями и беззакониями, чтобы остаться у власти. Опробованная им в 1927 году 58 статья, нашла массовое применение в 1937 -1938гг.
Людей обвиняли по 14 – пунктам. ГУЛАГ разнес свои метастазы по всему телу страны. Он был налаженной и организованной системой. Многие лагеря, строились для выполнения какой – либо конкретной работы. Сотни тысяч зеков валили лес, стоили железные дороги, мосты, трудились на рудниках за пайку хлеба. Государство экономило на всем: на постройке лагерей, на еде, на одежде.
В тюрьмах и лагерях среди заключенных было множество осужденных по подозрению и оговору, но были и такие у которых как говорится, руки были по локоть в крови – это убийцы, пособники фашистских оккупантов – полицаи, каратели. Как правило, эти заключенные находили общий язык с лагерной администрацией: попав в лагерь, они просто сменили хозяина, а простые зеки попадали в двойную зависимость. А после Великой Отечественной войны появились новые особые лагеря для политических заключенных.
ГУЛАГ – знаменует насилие, рабство и унижение.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от репрессированного балкарского народа.
Репрессированный балкарский народ
Я свидетельствую о депортации балкарского народа. Сталинский тоталитарный режим достиг своего размаха в 30-40гг. Миллионы невинных граждан стали жертвами террора. Депортации народов и сопутствовавшие ей репрессивные меры стали основными элементами сталинской национальной политики. Так, в 1935-37гг. депортации были подвергнуты корейцы с Дальнего Востока. Затем курды из Азербайджана и Грузии, немцы из Поволжья и других районов страны. Позже подверглись выселению карачаевцы, калмыки, ингуши и чеченцы, балкарцы, месхетинские турки, греки и представители других народов. В 40-годах были насильственно выселены в Казахстан, Сибирь, Среднюю Азию и др. восточные районы более 3 млн. человек.
Депортация осуществлялась войсками НКВД с использованием общевойсковых частей. Общее руководство насильственным переселением осуществлял генеральный комиссар Госбезопасности СССР Л.Берия. Эти акты насилия совершались с ведома и указаний И. Сталина. Наш балкарский народ также подвергся депортации. Случилось это рано утром 8 марта 1944г. Для проведения карательной операции были привлечены воинские части и большая оперативная группа НКВД. В этот день в ущельях Балкарии вооруженные солдаты врывались в дома. Старикам, женщинам и детям, поднятым с постели, приказано было немедленно собираться в дорогу. Вся операция длилась два часа. Людей погрузили в заранее подготовленные грузовые машины и доставили на железнодорожную станцию Нальчик. Оттуда к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую республики в 14 эшелонах было отправлено 37.713 балкарцев. Имущество брать почти не давали, а поэтому в товарные вагоны заталкивали по 40-50 человек.
В нашем городе немало балкарских семей, подвергшихся депортации, одна из которых семья Ульбашевых. 8 марта 1944г. в два часа ночи к ним в село зашли войска НКВД, и насильно согнали в центр села всех жителей, тех, кто сопротивлялся, убивали на месте. Было приказано взять продукты на 3 дня, на сборы дали 20 минут. Людей грузили в товарные вагоны и повезли в Сибирь, Среднюю Азию. Их состав проверял на прочность новый мост через Волгу, простояв 3 часа испытывая его. В вагонах была грязь и антисанитария. Люди по дороге умирали, хоронили прямо в степи.
Депортация проходила в то время, когда каждый 4- й балкарец находился в рядах Красной Армии, а каждый 2-й из них погибал, защищая свою родину от фашистских захватчиков. Воины-балкарцы участвовали в обороне Брестской крепости, защищали Москву и Ленинград, принимали участие в партизанском движении, многие дошли до Берлина. Широкомасштабная акция насилия совершалась верхушкой сталинского режима и втайне от народа. Чтобы придать произволу вид законности, задним числом, через месяц 8 апреля 1944г., издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении балкарцев, проживающих в КБАССР, и о переименовании КБАССР в КАССР». Причиной депортации стали разговоры о том, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории КБАССР многие балкарцы изменили Родине, вступили в организованные немцами вооруженные отряды и вели подрывную работу против частей Красной Армии, оказывали фашистским оккупантам помощь в качестве проводников на кавказских перевалах. Но эта ложь огульно оклеветала балкарский народ на долгие десятилетия.
Судья: в зал суда приглашаются Кривокрысенко Л.А.(медсестра школы), Потапова Л.П.(учитель немецкого языка), свидетели, чье детство, юность пришлись на время правления И.Сталина.
Судья: показания свидетелей заслушаны, суд переходит к прению сторон.
Адвокат, что можете вы сказать в защиту И.Сталина.
Адвокат
Все мы помним, как Н.С. Хрущев оценил деятельность И. Сталина. То, что в то время народ поверил в культ личности Сталина, он в этом не виноват. Сталин не заставлял, идущих в атаку кричать «За Родину, за Сталина». И. Сталин у советского народа пользовался большим уважением, любовью и доверием. Он много сделал для свого народа, а народ для страны и Сталина. Жили и трудились на благо родины одной большой советской семьи.
Во время правления И. Сталина был создан paкетно- ядерный щит, благодаря которому, страна вышла на передовое место в этой области. В стране началась борьба с неграмотностью, принявшая государственные масштабы. Образование было для всех бесплатным. Большое внимание уделялось детям, молодежи. Дворцы пионеров, клубы, объединения, театры. Дети получали бесплатные путевки в санатории, дома отдыха, лагеря. Одним словом, трудились и учились все. За 10 лет было ликвидировано отставание в 100 лет. В 1928-41гг. СССР была осуществлена подлинная индустриальная революция – страна вышла на 2 место в мире после США. В 30гг. в условиях нарастания военной угрозы страна ценой неимоверных усилий совершила настоящий индустриальный скачок, заложив тем самым основы Победы над нацисткой Германией. На предприятиях среди молодых рабочих зарождалось движение ударников. Они работали с огромным подъемом, перевыполняя нормы выработки. Все люди работали, стабильно получали заработную плату, пенсии, пособия.
О деятельности любого руководителя страны, история судит по его действиям, которые сделали государство могущественным. Петр I казнил стрельцов, отправлял в монастырь, на каторгу. Но по сравнению с тем, что было сделано им для образования Российской Империи, это капля в море. При В.И.Ленине была расстреляна семья Императора Николая Второго, но мы не считаем это детоубийством. Все это мы должны рассматривать с политической точки зрения, учитывать те обстоятельства, при которых совершались те или иные явления.
Судья: государственный обвинитель, что можете вы сказать в обвинение
И. Сталина?
Государственный обвинитель
Почти никто не мог себе представить, что И.Сталин достигнет высочайших вершин власти. Бедный крестьянин из Грузии Иосиф Джугашвили, сделавшись в молодые годы революционером –коммунистом, изменил свою фамилию на «Сталин» или «Человек из Стали».
Пока первым руководителем коммунистической партии России был Ленин В.И., Сталин И. держался в тени. Так продолжалось до 1921г., когда пользовавшиеся глубоким уважением вождь заболел. В то время как многие блестящие лидеры наподобие Л.Троцкого приковывали к себе внимание, Сталин сосредотачивал власть и расставлял ловушки для соперников. Это, в конце концов, встревожило Ленина. Будучи прикованным, к постели он продиктовал секретное письмо, предупреждавшее об угрозе «неограниченной власти» со стороны своей «правой руки». Но после cмepти Ленина, в 1924г. его младший соратник (Сталин) оказался вполне готов к тому, чтобы узурпировать власть и уничтожить противников, включая Троцкого. Он изгнал Троцкого и затем организовал его убийство в Мексике. В 30-гг. показательные процессы и расстрелы, чтобы очистить партию от всех тех, кто с ними не согласился и от тех, кто перед ним лебезил. Пристрастие Сталина к политической интриге было всепоглощающим и казалось, исключало нормальные человеческие порывы.
Когда после трех лет бpaка его первая жена умерла, он заявил: «С ней умерли мои теплые последние чувства к людям» - и отослал своего едва начавшего ходить сына к родственникам. Вторая жена, почти дeвoчка, полная возвышенных идеалов, родила ему двух детей, но потом, лишившись всяческих иллюзий, из—за проводимой мужем политики, репрессий и его грубых оскорблений в ее адрес, застрелилась. Когда старший сын, Яков, попытался совершить самоубийство, Сталин высмеял его за неудачу. Попав в плен к немцам во время войны, молодой человек бросился на находившуюся под током колючую проволоку лагерной ограды и сгорел заживо.
Двое других детей Сталина – Светлана и Василий были не намного счастливее. Светлана прославилась тем, что в 1969г. осталась на Западе и с тех пор мечется между США, Англией и родной страной. Василий умер от пьянства в возрасте 41г.
Быстрое продвижение на пути индустриализации, начатой Сталиным, серии пятилетних планов продвинула СССР на вторую после США промышленную и военную державу мира, но его принудительная коллективизация сельского хозяйства привела к голоду, от которого умерли более 7 млн. крестьян.
Сталин получал удовольствие от приказов пытать и казнить своих наиболее преданных сторонников. По меньшей мере, 30млн. человек были расстреляны, повешены, замучены голодом и побоями или отравлены из-за его безумного стpaxa оппозиции.
Многие десятки миллионов умерли на Украине, когда он заставлял крестьян вступать в колхозы, отбирая у них все произведенные ими продукты. Ему нравилось пригласить кого-нибудь из старых соратников, разыграть отрепетированный приступ ярости и отправить несчастную, сбитую с толка жертву в камеру пыток. Говорят, будто однажды в антpaкте балета «Лебединое озеро» он приехал из Большого театра в тюрьму на Лубянку, выстрелил в голову нескольким своим прежним товарищам и вернулся к началу второго акта.
К 1953г., когда Сталину исполнилось 73года, эти параноидальные тенденции и непредсказуемые вспышки в его хаpaктере стали еще более опасными. По словам посла США в Москве Джорджа Кеннета «страх и ненависть старого тирана настолько сгустились, что, казалось, воздух пропитан ими». В январе женщина, работавшая секретным агентом у Л. Берии, главы органов безопасности обвинила личного врача Сталина в заговоре с целью убийства главных военных лидеров путем «вредительского лечения». Это было так называемое «дело врачей». Позже арестовали восемь других крупнейших медиков, в основном евреев. Возможно, в предвкушении погромов, Сталин начал раздувать искры антисемитизма.
Действиями Сталина руководила беспредельная жажда власти. Его не могла «насытить» даже кровь многочисленных родственников, самых близких друзей и соратников. Утоляя кровную жажду, и не утолив ее до конца, Сталин совершил беспримерное преступление против свободы жить и свободы мыслить.
На годы сталинского единоначалия приходится эпицентр трагедии всего советского народа и потому, что насильно были вырваны из жизни коммунисты ленинской школы, лучшие специалисты, высокие таланты, люди, подававшие особые надежды. Замена, часто поспешная, иногда случайная, порой корыстная не могла быть равноценной. Но Сталин знал, что те люди, которые выдвигались вместо репрессированных, более преданы ему, его «линии», установкам.
Оплакивая гибель сотен тысяч советских людей, лучших сынов и дочерей Отечества, нельзя смириться с тем, что Сталин сделал пассивными соучастниками своих деяний миллионы людей, которые поверили, что «так нужно». Сталину удалось заручиться поддержкой множество честных граждан. Огромные масштабы репрессий стали возможны потому, что вождь вызвал социальную инерцию насилия, порождавшую доносительство, массовую ложь, клевету. Это преступление Сталина особенно тяжко.
Я считаю, что Сталин виновен в своих злодеяниях и должен понести наказание.
Судья: суд, заслушав показания свидетелей, прослушав прения сторон, пришел к выводу, что И.Сталин виновен в злодеяниях.
Итог урока
Сегодня мы подводим итог нашему уроку, и я надеюсь, что вы закрепили понятие «тоталитаризм» и «толерантность». Вы хозяева XXI века и от вас зависит судьба нашей страны, а для этого нужно сопоставлять, анализировать эпохи истории, чтобы не повторить ошибки.
Да, И.Сталин совершил триумф, ликвидировав отставание страны в 100 лет за 10 лет. Но стоит ли триумф одного человека оплаченного миллионами человеческих жизней? Над этим нужно задуматься. Выбор за вами.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
16 01 2021 14:14:59
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
15 01 2021 14:51:18
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
14 01 2021 16:11:58
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
13 01 2021 13:31:54
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
12 01 2021 9:58:19
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
11 01 2021 18:51:55
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
10 01 2021 3:32:11
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
09 01 2021 22:31:28
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
08 01 2021 23:59:20
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции.
Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации.
...
07 01 2021 8:57:35
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
06 01 2021 22:21:26
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
05 01 2021 23:19:26
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
04 01 2021 4:49:21
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
03 01 2021 18:56:45
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
02 01 2021 9:12:27
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
01 01 2021 8:51:31
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
31 12 2020 11:19:51
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
30 12 2020 12:56:44
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
29 12 2020 3:20:15
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
...
28 12 2020 13:53:49
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
27 12 2020 8:28:36

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
26 12 2020 5:33:36
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
25 12 2020 11:55:22
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
24 12 2020 20:55:45
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
23 12 2020 9:55:45
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории.
...
22 12 2020 22:50:33
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
21 12 2020 1:56:38
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
20 12 2020 18:13:50
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
19 12 2020 17:44:50
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
18 12 2020 2:53:46
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
17 12 2020 1:17:57
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
16 12 2020 11:50:57
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности.
Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы.
Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории.
...
15 12 2020 22:12:30
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
14 12 2020 20:25:21
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
13 12 2020 5:20:30
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
12 12 2020 10:18:12
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
11 12 2020 14:26:53
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
10 12 2020 5:42:52
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
09 12 2020 22:48:44

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
08 12 2020 1:52:47
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
07 12 2020 8:24:34
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
06 12 2020 1:46:32
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
05 12 2020 16:55:12
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
04 12 2020 20:25:43
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
03 12 2020 14:53:51

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
02 12 2020 0:57:15
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
01 12 2020 8:49:34
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
30 11 2020 16:41:48
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
29 11 2020 20:57:45
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
28 11 2020 1:31:33
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
27 11 2020 2:16:38
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
26 11 2020 9:50:43
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
25 11 2020 13:56:26
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
24 11 2020 22:42:10
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
23 11 2020 4:59:19
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
22 11 2020 21:58:11
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
21 11 2020 3:44:12
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
20 11 2020 16:25:10
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
19 11 2020 13:34:55
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
18 11 2020 17:53:13
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
17 11 2020 22:16:39
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления.
...
16 11 2020 11:23:19
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
15 11 2020 23:39:27
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
14 11 2020 11:42:14
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
13 11 2020 0:56:37
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
12 11 2020 2:51:15
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
11 11 2020 23:51:44
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
10 11 2020 12:14:17
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
09 11 2020 16:38:10
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
08 11 2020 15:28:44
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
07 11 2020 10:33:26
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
06 11 2020 20:11:47
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
05 11 2020 2:37:33

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
04 11 2020 13:33:18
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
03 11 2020 16:48:27
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией.
...
02 11 2020 11:43:49
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
01 11 2020 5:39:28
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
31 10 2020 17:55:30
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
30 10 2020 17:15:55
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
29 10 2020 16:40:45
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
28 10 2020 14:17:51
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать".
Мною, как историком, была разработана данная программа.
Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
...
27 10 2020 5:24:32
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
26 10 2020 2:17:35
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
25 10 2020 16:35:34
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
24 10 2020 10:46:40
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
23 10 2020 6:29:11
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
22 10 2020 10:56:45
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
21 10 2020 22:42:10
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
20 10 2020 7:28:32
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
19 10 2020 16:59:29
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
18 10 2020 5:34:35
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
17 10 2020 5:42:53
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
16 10 2020 16:59:23
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
15 10 2020 5:40:33
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
14 10 2020 15:37:50
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
13 10 2020 1:54:44
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
11 10 2020 22:27:32
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
10 10 2020 13:53:54
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
09 10 2020 10:56:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::