Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"
Цель:
- Закрепить знания учащихся связанных с эпохой правления И.Сталина.
- Сделать вывод, что было сделано за годы правления И.Сталина, стоящего во главе государства.
- Продолжить работу по сопоставлению, анализированию.
- Развивать умение красиво и правильно говорить.
- Работать в группе.
Используемые средства и оборудование:
- презентация «Иосиф Сталин и его эпоха правления»
- видеосюжеты «И. Сталин. Имя России»
- буклеты
- электронная доска
Оформление:
Эпиграф
Как жутко в нашей стороне
Здесь только яблоне привольно
Здесь даже воля всей стране
Дается по комaнде «Вольно»
Ход урока
1. Познавательное задание
Ответить на вопросы после окончания судебного процесса:
- Была ли справедлива и обоснована политика, проводимая
И. Сталиным?
- Почему тысячи людей были загублены в эпоху И.Сталина?
- Считаете ли вы правильным осудить эпоху сталинизма?
2. Вводное слово учителя:
Сегодня у нас необыкновенный урок, урок-суд, на скамье подсудимых нет ответчика, но если мы хотим жить как люди, нам надо оглядываться назад, чтобы не допустить ошибок прошлого.
В нашей стране полоса построения индустриализации, коллективизации, война с фашисткой Германией, послевоенное устройство – все это эпоха сталинизма, время правления И.Сталина. И нам сегодня нужно разобраться в том, была ли обоснована политика И.Сталина, почему тысячи людей были загублены в его эпоху, можем ли мы молодое поколение осудить его эпоху правления?
Прежде, чем судья, начнет судебный процесс, прослушайте историческую справку о человеке, эпоху которого мы будем сегодня обсуждать.
(Выступление учащегося с исторической справкой о биографии И.Сталина)
Просмотр отрывка из видеофильма «И. Сталин» (см. «Имя России»)
3. Судебный процесс
Судья: слушается дело Иосифа Виссарионовича Сталина 1879 года рождения, уроженца г. Гори, Грузии, руководителя коммунистической партии Советского Союза, международного коммунистического и рабочего движения, видного теоретика и пропагандиста марксизма- ленинизма.
Суду предстоит разобраться во всех злодеяниях, которые пришлись на время правления И.Сталина. Государственное обвинение поддерживает прокурор, адвокат, кому придется защищать И.Сталина и его время. Свидетели в зал суда доставлены.
В зал суда приглашаются представители от военных.
Судья: вы предупреждаетесь о даче заведомо ложных показаний
Военные
Я свидетельствую, обвиняю Сталина И.В. от имени военных. Первым событием тех черных лет было совершенное 1 декабря 1934г. убийство
С.М. Кирова. И тогда весь город был одет в траур, и на лицах людей была великая скорбь. Вследствие этого, негласная тень вины за гибель великого трибуна революции пала на Сталина, усмотревшего в Кирове своего соперника.
Вторым событием был учиненный Сталиным сокрушительный разгром руководства Красной Армии. Жертвами Сталина стали десятки тысяч видных военноначальников и политработников. Красная Армия, Военно-морской флот, авиация подверглись сокрушительному разгрому. Сталинская «гильотина» обезглавила около 43.000 человек комaндного состава.
В общем, 1937-1938гг. только в высшем военном руководстве были уничтожены: из 5 маршалов – 3, из 5 комaндиров 1-го ранга 3, из 10 комaндиров 2 ранга -10, из 57 комaндиров корпусов -50, из 154 комaндиров армии -116, из 16 дивизионных комиссаров -58, из 456 комaндиров полка -401 вслед за ними были репрессированы 40 тысяч офицеров Красной Армии. Это гибель десятков тысяч военных, лучших теоретиков, стратегов, тактиков
Краской Армии нанесли огромный ущерб СССР не только в период с 1937-1938гг., но отразилось в полной мере во время Великой Отечественной
войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.
Но это еще не все. А что с теми, кто остался жить и вернулся с войны?
Состояние солдат и офицеров хорошо передают слова поэта – фронтовика Бориса Слуцкого: «Когда мы пришли с войны, мы поняли, что мы никому не нужны». Желая снизить заряд самоуважения, самосознание военных, Сталин издал указ об отмене празднования Дня Победы – 9 мая, отменил «наградные деньги» - за ордена и медали, принял решение о выселение из Москвы тяжелых инвалидов войны, отменил ряд льгот и социальных пособий фронтовикам, что обрекало многих на полунищенское существование и пополнение рядов уголовных преступников.
Заслуги Сталина в Великой Отечественной войне не могут искупить перед советским народом вину за гибель ни в чем не повинного и многочисленного руководящего состава ВС и мирного населения страны.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от интеллигенции
Интеллигенция – еще одна социальная группа, ставшая жертвой Большого террора, о которой мы располагаем относительно полной информацией. Сложившись как вполне определенная социальная группа, интеллигенция с середины XIX века всегда была в центре сопротивления деспотизму и насилию. Естественно, она подвергалась «чистке» в первую очередь и в особенности жестоко.
Следует различать несколько волн репрессивных действий: репрессии 1922г. и 1928-1932гг., которые были относительно умеренными, а также репрессии марта – апреля 1937г., когда кампания в прессе обличала «уклонизм» в области экономики, истории, литературы. На самом же деле под прицелом оказались все области знания и творчества, соперничество и борьбу амбиций выдавали за антисоветские доктрины и враждебные политические установки. Так, в области исторической науки все ученики Покровского, умершего в 1932г. были арестованы. Профессора, читающие общие лекции и выходящие таким образом на большие студенческие аудитории. Были подвержены ударам, о малейшем их критическом высказывании тут же сообщали прилежные «стукачи». Университеты, институты и академии были основательно «вычищены».
Под волну репрессий попали в эти годы также научные круги, не имеющие прямого отношения к политике, идеологии, экономике или обороне. Самые большие авторитеты в аэронавтике, такие, как авиаконструктор Туполев А. А. или стоявший у истоков первой советской программы по освоению космического прострaнcтва Королев С., были арестованы и сосланы в одну из спецчастей НКВД, описанную Солженицыным А. в романе «В круге первом». Также почти полностью (27 из 29) были арестованы астрономы Пулковской обсерватории, почти все ученые, занимающиеся статистикой в Центральном статистическом управлении, так как они осмелились отказаться от публикации сфальсифицированных результатов всесоюзной переписи населения и тем самым осуществили к январю 1937г. «глубокое нарушение элементарных основ статистической науки и правил управления»; под прицелом оказались также многочисленные лингвисты, которые выступили против официально одобряемой Сталиным теории лингвиста – марксиста Марра; сотни биологов, которые противились шарлатанству «официального биолога» Лысенко. Среди наиболее известных жертв – директор Института зерна Тулайков, ботаник Яната и президент сельскохозяйственной академии им. Ленина, крупный ученый, академик Вавилов П.П., арестованный 6 августа 1940г. и умерший в тюрьме 26 января 1943г.
Обвиненные в защите буржуазной или враждебной точки зрения в уходе от «норм социалистического реализма», писатели, публицисты, театральные деятели, журналисты заплатили тяжелую дань в годы «ежовщины». Около 2 тысяч члeнов Союза писателей были арестованы, сосланы в лагеря или расстреляны. Среди них – автор «Одесских рассказов» и «Конармии» Исаак Бабель, писатели Борис Пильняк, Иван Катаев, Николай Заболоцкий, Иосиф Maндельштам, Гурген Муари, Тициан Табидзе. Арестованы также и музыканты - композитор Джелаев, дирижер Миколадзе, из театральных деятелей среди первых необходимо назвать великого режиссера Всеволода Мейерхольда. В начале 1938г. театр Мейерхольда был закрыт «как враждебный советскому искусству». Отказавшись от публичного признания своих ошибок В. Мейерхольд был арестован в июне 1939г., его пытали и казнили 2 февраля 1940г.
Большой террор – внутренняя политика, проводимая высокими партийными инстанциями, т.е. Сталиным, который имел неограниченную полноту власти над своими коллегами из Политбюро, преследовал две цели. Первая заключалась в том, чтобы подчинить себе гражданскую и военную бюрократию, состоящую из молодых воспитанных в сталинском духе кадров.
Второй целью Большого террора стало окончательное устранении всех «социально опасных элементов», что звучало весьма расплывчато.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от верующих
Верующие
Я свидетельствую о том, сколько было уничтожено людей по религиозным убеждениям во времена Сталина. Советский Союз задался целью полностью искоренить из сознания людей веру в Бога. В годы правления Сталина были казнены высшие иерархи Русской православной церкви. Когда в 1925г. умер, глава Русской православной церкви Тихон, выбрать нового позволено не было. Последовавшая затем борьбы государства с религией привела к тому, что большинство церквей были разрушены или стали использоваться для нерелигиозных целей. В 1931г. 5 декабря в Москве взорвали Храм Христа Спасителя, священнослужителей ссылали в исправительно-трудовые колонии, где многие из них погибли. В период правления Иосифа Сталина, в конце 20-30гг. церковь терпела жесткие преследования, которые унесли тысячи жизней. К 1939г. в стране оставалось всего 3 или 4 официально назначенных епископа и около 100 действующих церквей. Участь остальных религиозных течений была не менее плачевной. Восемь из десяти епископов Украинской Греко- католической церкви, а также тысячи простых священников и верующих поплатились жизнью за свою веру в сибирском ГУЛАГе.
Еще одним объектом особого влияния КГБ были официально не зарегистрированные протестантские течения, на которых государство тоже не могло оказать непосредственного влияния. КГБ относил Свидетелей Иеговы к протестантам. В глазах советского правительства Свидетели Иеговы были самыми опасными преступниками и представляли серьезную угрозу для атеистического государства. Была тщательно спланирована кампания против Свидетелей и в начале апреля 1931г. более 5000 семей с Украины, из Белоруссии, Молдавии и Прибалтики были сосланы «на вечное поселение» в Сибирь, на Дальний Восток и в Казахстан. Им предстояла постоянная и упopная борьба за выживание в жесточайших условиях.
Большинство дел тех времен напоминало бред cyмacшедшего: заговоры, глобальные шпионские сети и т.д.
Таким образом, во время правления Сталина уничтожали не только людей, стремились уничтожить даже память о них. Вся информация, связанная с репрессиями, была строжайшим образом засекречена. О судьбах осужденных родственники не могли узнать десятилетиями.
Судья: В зал суда приглашаются свидетели от крестьян
Крестьяне
Я свидетельствую о страшном периоде в жизни крестьянства, в ликвидации кулака не как врага, а как хозяина. Люди нажили свое добро своим трудом и особенно в годы НЭПа, когда ввели продналог. Те, кто любил работать приобретал землю и работал. Когда встал вопрос о создании индустриализации, то один из источников – за счет деревни.
Вот тогда и был поставлен вопрос о сплошной коллективизации. Создать материальную базу – за счет зажиточной части - кулачества. Объявить их врагами и забрать все, а их в – ссылку, на стройку, лесоповалы и началось раскулачивание, доводили цифры и раскулачивали середняков и даже бедняков. Колхозы собирали низкие урожаи по всем культурам. Основная масса колхозников лишь 500гр. зерна, тогда как в 1940г. свыше половины колхозов выдавали на трудодень от 1 до 5кг. хлеба.
Создававшееся положение в колхозе порождали отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозов, но и со стороны руководителей колхозов.
Что представлял собой колхоз? В большей части маленькие хозяйства, объединявшие несколько дворов. Колхозники не имели паспортов, как основных документов, подтверждающих гражданство. Не имели права выезжать на стройки, шахты. Колхозники сдавали все: молоко, мясо, яйца, шерсть. Налоги брали со всего.
После войны ждали облегчения, но ничего не было улучшено, хотя женщины пахали на себе, коровах, обливаясь слезами. Женщины не видели своих детей. За 7 колосков 15 лет тюрьмы.
Я приведу отрывок из письма колхозников: «Работаем в колхозе, как у помещика, потому что на работу гонят, а не кормят и за работу не платят. А для приманки дают в день по чайной ложке баланды. 50граммов хлеба, и то не всегда, а в неделю два – три раза, чтобы дышали и не подохли. Я плачу каждый день: хлеба нет, а на работу гонят. Председатель издевается надо мной, кричит – иди, работай, а то выкинем из колхоза, а сами хлеба не дают. Как работать, я сам уже ноги еле волочу».
Судья: В зал суда приглашаются свидетели от рабочих
Рабочие
Нам всем известно, что в годы империалистической войны мы все боролись за свержение капиталистического строя, за восьмичасовой рабочий день, за свободу слова и печати, за полную демократию, за ликвидацию безработицы и уменьшение налогов.
В настоящее время мы живем в период построения коммунистического общества, но, дорогое наше правительство, тех свобод, за которые мы боролись, в настоящее время нет и о них остались, лишь одни воспоминания. Работать приходиться по 10-14 часов в день, но зато каждый год происходит сокращение.… Куда же деваться сокращенным? Идти на дороги и заниматься бандитизмом? Или заняться спекуляцией?
В нашем государстве живут некоторые слои населения: правительство, начальство, лауреаты, которым так щедро раздаются нашим потом и кровью заработанные копейки, торгаши спекулянты. Остальная масса рабочих, крестьян прозябает. Работают как скоты, не имея отдыха и не видя светлого дня, а кушают как – нибудь, от получки до получки не сведут концы с концами. Налоги рабочим и служащим непосильные.
В народе плохие вести, народ встревожен, озлоблен, дерзок ко всем несправедливостям, народу ясно, что его ведут в бездну. Вот что писала в своем выступлении писательница М. Шагинян, побывавшая на Урале в августе 1945г.: «Внимание! Я расскажу жуткие вещи!.. Я была на Урале, там 1500 рабочих взбунтовались,…потому что плохие условия. Об этом узнали райком и обком ВКП (б) только тогда, когда наехали во время бунта. Директор на заводе не был 2 месяца. После этого бунта он отпустил на благоустройство. Инвалидов Великой Отечественной войны кормят болтушкой. Они голодают. На заводах работает много детворы, детвору эксплуатируют…»
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от военнопленных
Военнопленные
На территории СССР фашистские захватчики за время войны истребили и замучили свыше 6 миллионов мирных жителей и около 4 миллионов советских военнопленных. Свыше 4 миллионов советских граждан было угнано в Германию, где они попадали на каторжные работы, в концентрационные лагеря. Расстрелы, отравления в газовых камерах, избиения, пытки, чудовищные медицинские опыты, принуждения к непосильной работе – так фашисты издевались над военнопленными.
Да, маршалы выиграли войну, победили ценой 27 миллионов погибших. Многие миллионы лучших сынов были брошены Сталиным на съедение чудовищу – фашизму. Все страны через Красный Крест имели связь со своими военнопленными, и только сталинская рука отвергла эту связь. Если фашисты допускали Красный Крест в лагеря, то почему коммунист Сталин отверг даже эту связь с военнопленными? Советские военнопленные были брошены властью СССР. Они содержались на пределе физического и нравственного уничтожения. Кто помог этим людям? Не помогли ни крошкой хлеба, ни рукавичкой, ни весточкой с Родины.
Сталин смешал в единое целое понятие: «Пленный – враг». И если бы он был мудр, он бы знал и понимал, что миллионы людей в плену – это защитники Родины. Большая часть военнопленных это наше мужество и богатство. Они были надеждой и опорой остальных. Они страдали из- за
неразумной политики вождя. При Сталине были незаконные репрессии. Он и в мирное время посылал на расстрел под разными предлогами несогласных с ним людей.
Преступления, совершенные Сталиным, долгие годы не были
обнародованы и хранились в тайне. Но гнев народа ничем не прикроешь.
Золотой памятник совершившим преступления, не ставят.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от узников ГУЛАГА
Узники ГУЛАГа
Я свидетельствую от имени заключенных ГУЛАГа. По моему мнению, И.Сталин умышленно допустил произвол и создал ГУЛАГ, имевший тяжелые последствия для советского народа. Сталин стремился запугать всех репрессиями и беззакониями, чтобы остаться у власти. Опробованная им в 1927 году 58 статья, нашла массовое применение в 1937 -1938гг.
Людей обвиняли по 14 – пунктам. ГУЛАГ разнес свои метастазы по всему телу страны. Он был налаженной и организованной системой. Многие лагеря, строились для выполнения какой – либо конкретной работы. Сотни тысяч зеков валили лес, стоили железные дороги, мосты, трудились на рудниках за пайку хлеба. Государство экономило на всем: на постройке лагерей, на еде, на одежде.
В тюрьмах и лагерях среди заключенных было множество осужденных по подозрению и оговору, но были и такие у которых как говорится, руки были по локоть в крови – это убийцы, пособники фашистских оккупантов – полицаи, каратели. Как правило, эти заключенные находили общий язык с лагерной администрацией: попав в лагерь, они просто сменили хозяина, а простые зеки попадали в двойную зависимость. А после Великой Отечественной войны появились новые особые лагеря для политических заключенных.
ГУЛАГ – знаменует насилие, рабство и унижение.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от репрессированного балкарского народа.
Репрессированный балкарский народ
Я свидетельствую о депортации балкарского народа. Сталинский тоталитарный режим достиг своего размаха в 30-40гг. Миллионы невинных граждан стали жертвами террора. Депортации народов и сопутствовавшие ей репрессивные меры стали основными элементами сталинской национальной политики. Так, в 1935-37гг. депортации были подвергнуты корейцы с Дальнего Востока. Затем курды из Азербайджана и Грузии, немцы из Поволжья и других районов страны. Позже подверглись выселению карачаевцы, калмыки, ингуши и чеченцы, балкарцы, месхетинские турки, греки и представители других народов. В 40-годах были насильственно выселены в Казахстан, Сибирь, Среднюю Азию и др. восточные районы более 3 млн. человек.
Депортация осуществлялась войсками НКВД с использованием общевойсковых частей. Общее руководство насильственным переселением осуществлял генеральный комиссар Госбезопасности СССР Л.Берия. Эти акты насилия совершались с ведома и указаний И. Сталина. Наш балкарский народ также подвергся депортации. Случилось это рано утром 8 марта 1944г. Для проведения карательной операции были привлечены воинские части и большая оперативная группа НКВД. В этот день в ущельях Балкарии вооруженные солдаты врывались в дома. Старикам, женщинам и детям, поднятым с постели, приказано было немедленно собираться в дорогу. Вся операция длилась два часа. Людей погрузили в заранее подготовленные грузовые машины и доставили на железнодорожную станцию Нальчик. Оттуда к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую республики в 14 эшелонах было отправлено 37.713 балкарцев. Имущество брать почти не давали, а поэтому в товарные вагоны заталкивали по 40-50 человек.
В нашем городе немало балкарских семей, подвергшихся депортации, одна из которых семья Ульбашевых. 8 марта 1944г. в два часа ночи к ним в село зашли войска НКВД, и насильно согнали в центр села всех жителей, тех, кто сопротивлялся, убивали на месте. Было приказано взять продукты на 3 дня, на сборы дали 20 минут. Людей грузили в товарные вагоны и повезли в Сибирь, Среднюю Азию. Их состав проверял на прочность новый мост через Волгу, простояв 3 часа испытывая его. В вагонах была грязь и антисанитария. Люди по дороге умирали, хоронили прямо в степи.
Депортация проходила в то время, когда каждый 4- й балкарец находился в рядах Красной Армии, а каждый 2-й из них погибал, защищая свою родину от фашистских захватчиков. Воины-балкарцы участвовали в обороне Брестской крепости, защищали Москву и Ленинград, принимали участие в партизанском движении, многие дошли до Берлина. Широкомасштабная акция насилия совершалась верхушкой сталинского режима и втайне от народа. Чтобы придать произволу вид законности, задним числом, через месяц 8 апреля 1944г., издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении балкарцев, проживающих в КБАССР, и о переименовании КБАССР в КАССР». Причиной депортации стали разговоры о том, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории КБАССР многие балкарцы изменили Родине, вступили в организованные немцами вооруженные отряды и вели подрывную работу против частей Красной Армии, оказывали фашистским оккупантам помощь в качестве проводников на кавказских перевалах. Но эта ложь огульно оклеветала балкарский народ на долгие десятилетия.
Судья: в зал суда приглашаются Кривокрысенко Л.А.(медсестра школы), Потапова Л.П.(учитель немецкого языка), свидетели, чье детство, юность пришлись на время правления И.Сталина.
Судья: показания свидетелей заслушаны, суд переходит к прению сторон.
Адвокат, что можете вы сказать в защиту И.Сталина.
Адвокат
Все мы помним, как Н.С. Хрущев оценил деятельность И. Сталина. То, что в то время народ поверил в культ личности Сталина, он в этом не виноват. Сталин не заставлял, идущих в атаку кричать «За Родину, за Сталина». И. Сталин у советского народа пользовался большим уважением, любовью и доверием. Он много сделал для свого народа, а народ для страны и Сталина. Жили и трудились на благо родины одной большой советской семьи.
Во время правления И. Сталина был создан paкетно- ядерный щит, благодаря которому, страна вышла на передовое место в этой области. В стране началась борьба с неграмотностью, принявшая государственные масштабы. Образование было для всех бесплатным. Большое внимание уделялось детям, молодежи. Дворцы пионеров, клубы, объединения, театры. Дети получали бесплатные путевки в санатории, дома отдыха, лагеря. Одним словом, трудились и учились все. За 10 лет было ликвидировано отставание в 100 лет. В 1928-41гг. СССР была осуществлена подлинная индустриальная революция – страна вышла на 2 место в мире после США. В 30гг. в условиях нарастания военной угрозы страна ценой неимоверных усилий совершила настоящий индустриальный скачок, заложив тем самым основы Победы над нацисткой Германией. На предприятиях среди молодых рабочих зарождалось движение ударников. Они работали с огромным подъемом, перевыполняя нормы выработки. Все люди работали, стабильно получали заработную плату, пенсии, пособия.
О деятельности любого руководителя страны, история судит по его действиям, которые сделали государство могущественным. Петр I казнил стрельцов, отправлял в монастырь, на каторгу. Но по сравнению с тем, что было сделано им для образования Российской Империи, это капля в море. При В.И.Ленине была расстреляна семья Императора Николая Второго, но мы не считаем это детоубийством. Все это мы должны рассматривать с политической точки зрения, учитывать те обстоятельства, при которых совершались те или иные явления.
Судья: государственный обвинитель, что можете вы сказать в обвинение
И. Сталина?
Государственный обвинитель
Почти никто не мог себе представить, что И.Сталин достигнет высочайших вершин власти. Бедный крестьянин из Грузии Иосиф Джугашвили, сделавшись в молодые годы революционером –коммунистом, изменил свою фамилию на «Сталин» или «Человек из Стали».
Пока первым руководителем коммунистической партии России был Ленин В.И., Сталин И. держался в тени. Так продолжалось до 1921г., когда пользовавшиеся глубоким уважением вождь заболел. В то время как многие блестящие лидеры наподобие Л.Троцкого приковывали к себе внимание, Сталин сосредотачивал власть и расставлял ловушки для соперников. Это, в конце концов, встревожило Ленина. Будучи прикованным, к постели он продиктовал секретное письмо, предупреждавшее об угрозе «неограниченной власти» со стороны своей «правой руки». Но после cмepти Ленина, в 1924г. его младший соратник (Сталин) оказался вполне готов к тому, чтобы узурпировать власть и уничтожить противников, включая Троцкого. Он изгнал Троцкого и затем организовал его убийство в Мексике. В 30-гг. показательные процессы и расстрелы, чтобы очистить партию от всех тех, кто с ними не согласился и от тех, кто перед ним лебезил. Пристрастие Сталина к политической интриге было всепоглощающим и казалось, исключало нормальные человеческие порывы.
Когда после трех лет бpaка его первая жена умерла, он заявил: «С ней умерли мои теплые последние чувства к людям» - и отослал своего едва начавшего ходить сына к родственникам. Вторая жена, почти дeвoчка, полная возвышенных идеалов, родила ему двух детей, но потом, лишившись всяческих иллюзий, из—за проводимой мужем политики, репрессий и его грубых оскорблений в ее адрес, застрелилась. Когда старший сын, Яков, попытался совершить самоубийство, Сталин высмеял его за неудачу. Попав в плен к немцам во время войны, молодой человек бросился на находившуюся под током колючую проволоку лагерной ограды и сгорел заживо.
Двое других детей Сталина – Светлана и Василий были не намного счастливее. Светлана прославилась тем, что в 1969г. осталась на Западе и с тех пор мечется между США, Англией и родной страной. Василий умер от пьянства в возрасте 41г.
Быстрое продвижение на пути индустриализации, начатой Сталиным, серии пятилетних планов продвинула СССР на вторую после США промышленную и военную державу мира, но его принудительная коллективизация сельского хозяйства привела к голоду, от которого умерли более 7 млн. крестьян.
Сталин получал удовольствие от приказов пытать и казнить своих наиболее преданных сторонников. По меньшей мере, 30млн. человек были расстреляны, повешены, замучены голодом и побоями или отравлены из-за его безумного стpaxa оппозиции.
Многие десятки миллионов умерли на Украине, когда он заставлял крестьян вступать в колхозы, отбирая у них все произведенные ими продукты. Ему нравилось пригласить кого-нибудь из старых соратников, разыграть отрепетированный приступ ярости и отправить несчастную, сбитую с толка жертву в камеру пыток. Говорят, будто однажды в антpaкте балета «Лебединое озеро» он приехал из Большого театра в тюрьму на Лубянку, выстрелил в голову нескольким своим прежним товарищам и вернулся к началу второго акта.
К 1953г., когда Сталину исполнилось 73года, эти параноидальные тенденции и непредсказуемые вспышки в его хаpaктере стали еще более опасными. По словам посла США в Москве Джорджа Кеннета «страх и ненависть старого тирана настолько сгустились, что, казалось, воздух пропитан ими». В январе женщина, работавшая секретным агентом у Л. Берии, главы органов безопасности обвинила личного врача Сталина в заговоре с целью убийства главных военных лидеров путем «вредительского лечения». Это было так называемое «дело врачей». Позже арестовали восемь других крупнейших медиков, в основном евреев. Возможно, в предвкушении погромов, Сталин начал раздувать искры антисемитизма.
Действиями Сталина руководила беспредельная жажда власти. Его не могла «насытить» даже кровь многочисленных родственников, самых близких друзей и соратников. Утоляя кровную жажду, и не утолив ее до конца, Сталин совершил беспримерное преступление против свободы жить и свободы мыслить.
На годы сталинского единоначалия приходится эпицентр трагедии всего советского народа и потому, что насильно были вырваны из жизни коммунисты ленинской школы, лучшие специалисты, высокие таланты, люди, подававшие особые надежды. Замена, часто поспешная, иногда случайная, порой корыстная не могла быть равноценной. Но Сталин знал, что те люди, которые выдвигались вместо репрессированных, более преданы ему, его «линии», установкам.
Оплакивая гибель сотен тысяч советских людей, лучших сынов и дочерей Отечества, нельзя смириться с тем, что Сталин сделал пассивными соучастниками своих деяний миллионы людей, которые поверили, что «так нужно». Сталину удалось заручиться поддержкой множество честных граждан. Огромные масштабы репрессий стали возможны потому, что вождь вызвал социальную инерцию насилия, порождавшую доносительство, массовую ложь, клевету. Это преступление Сталина особенно тяжко.
Я считаю, что Сталин виновен в своих злодеяниях и должен понести наказание.
Судья: суд, заслушав показания свидетелей, прослушав прения сторон, пришел к выводу, что И.Сталин виновен в злодеяниях.
Итог урока
Сегодня мы подводим итог нашему уроку, и я надеюсь, что вы закрепили понятие «тоталитаризм» и «толерантность». Вы хозяева XXI века и от вас зависит судьба нашей страны, а для этого нужно сопоставлять, анализировать эпохи истории, чтобы не повторить ошибки.
Да, И.Сталин совершил триумф, ликвидировав отставание страны в 100 лет за 10 лет. Но стоит ли триумф одного человека оплаченного миллионами человеческих жизней? Над этим нужно задуматься. Выбор за вами.
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
28 03 2024 6:25:24
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
27 03 2024 23:57:32
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
26 03 2024 23:14:41
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
25 03 2024 0:42:22
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
24 03 2024 7:29:52
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
23 03 2024 1:32:49
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....
22 03 2024 18:29:10
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
21 03 2024 12:42:51
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
20 03 2024 3:25:45
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
19 03 2024 10:50:12
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
18 03 2024 5:15:16
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
17 03 2024 10:51:26
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
16 03 2024 20:38:44
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
15 03 2024 3:26:23
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
14 03 2024 22:26:57
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
13 03 2024 2:49:21
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
12 03 2024 19:10:56
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...
11 03 2024 22:25:15
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
10 03 2024 21:56:52
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
09 03 2024 15:53:21
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
08 03 2024 15:43:14
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
07 03 2024 12:10:20
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
06 03 2024 8:54:52
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
05 03 2024 5:16:54
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
04 03 2024 22:45:32
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
03 03 2024 16:46:50
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
02 03 2024 7:29:27
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
01 03 2024 3:41:55
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
29 02 2024 21:57:56
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
28 02 2024 21:42:47
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
27 02 2024 17:33:16
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
26 02 2024 8:42:12
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
25 02 2024 2:34:20
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
24 02 2024 7:41:17
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
23 02 2024 20:53:22
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
22 02 2024 4:41:40
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
21 02 2024 14:28:53
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
20 02 2024 20:16:18
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
19 02 2024 5:13:11
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
18 02 2024 1:27:35
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
17 02 2024 23:49:46
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
16 02 2024 1:24:27
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
15 02 2024 17:55:15
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
14 02 2024 5:44:56
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
13 02 2024 2:50:18
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...
12 02 2024 2:58:44
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
11 02 2024 23:58:27
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
10 02 2024 1:32:31
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...
09 02 2024 8:58:48
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
08 02 2024 17:48:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::