Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"
Цель:
- Закрепить знания учащихся связанных с эпохой правления И.Сталина.
- Сделать вывод, что было сделано за годы правления И.Сталина, стоящего во главе государства.
- Продолжить работу по сопоставлению, анализированию.
- Развивать умение красиво и правильно говорить.
- Работать в группе.
Используемые средства и оборудование:
- презентация «Иосиф Сталин и его эпоха правления»
- видеосюжеты «И. Сталин. Имя России»
- буклеты
- электронная доска
Оформление:
Эпиграф
Как жутко в нашей стороне
Здесь только яблоне привольно
Здесь даже воля всей стране
Дается по комaнде «Вольно»
Ход урока
1. Познавательное задание
Ответить на вопросы после окончания судебного процесса:
- Была ли справедлива и обоснована политика, проводимая
И. Сталиным?
- Почему тысячи людей были загублены в эпоху И.Сталина?
- Считаете ли вы правильным осудить эпоху сталинизма?
2. Вводное слово учителя:
Сегодня у нас необыкновенный урок, урок-суд, на скамье подсудимых нет ответчика, но если мы хотим жить как люди, нам надо оглядываться назад, чтобы не допустить ошибок прошлого.
В нашей стране полоса построения индустриализации, коллективизации, война с фашисткой Германией, послевоенное устройство – все это эпоха сталинизма, время правления И.Сталина. И нам сегодня нужно разобраться в том, была ли обоснована политика И.Сталина, почему тысячи людей были загублены в его эпоху, можем ли мы молодое поколение осудить его эпоху правления?
Прежде, чем судья, начнет судебный процесс, прослушайте историческую справку о человеке, эпоху которого мы будем сегодня обсуждать.
(Выступление учащегося с исторической справкой о биографии И.Сталина)
Просмотр отрывка из видеофильма «И. Сталин» (см. «Имя России»)
3. Судебный процесс
Судья: слушается дело Иосифа Виссарионовича Сталина 1879 года рождения, уроженца г. Гори, Грузии, руководителя коммунистической партии Советского Союза, международного коммунистического и рабочего движения, видного теоретика и пропагандиста марксизма- ленинизма.
Суду предстоит разобраться во всех злодеяниях, которые пришлись на время правления И.Сталина. Государственное обвинение поддерживает прокурор, адвокат, кому придется защищать И.Сталина и его время. Свидетели в зал суда доставлены.
В зал суда приглашаются представители от военных.
Судья: вы предупреждаетесь о даче заведомо ложных показаний
Военные
Я свидетельствую, обвиняю Сталина И.В. от имени военных. Первым событием тех черных лет было совершенное 1 декабря 1934г. убийство
С.М. Кирова. И тогда весь город был одет в траур, и на лицах людей была великая скорбь. Вследствие этого, негласная тень вины за гибель великого трибуна революции пала на Сталина, усмотревшего в Кирове своего соперника.
Вторым событием был учиненный Сталиным сокрушительный разгром руководства Красной Армии. Жертвами Сталина стали десятки тысяч видных военноначальников и политработников. Красная Армия, Военно-морской флот, авиация подверглись сокрушительному разгрому. Сталинская «гильотина» обезглавила около 43.000 человек комaндного состава.
В общем, 1937-1938гг. только в высшем военном руководстве были уничтожены: из 5 маршалов – 3, из 5 комaндиров 1-го ранга 3, из 10 комaндиров 2 ранга -10, из 57 комaндиров корпусов -50, из 154 комaндиров армии -116, из 16 дивизионных комиссаров -58, из 456 комaндиров полка -401 вслед за ними были репрессированы 40 тысяч офицеров Красной Армии. Это гибель десятков тысяч военных, лучших теоретиков, стратегов, тактиков
Краской Армии нанесли огромный ущерб СССР не только в период с 1937-1938гг., но отразилось в полной мере во время Великой Отечественной
войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.
Но это еще не все. А что с теми, кто остался жить и вернулся с войны?
Состояние солдат и офицеров хорошо передают слова поэта – фронтовика Бориса Слуцкого: «Когда мы пришли с войны, мы поняли, что мы никому не нужны». Желая снизить заряд самоуважения, самосознание военных, Сталин издал указ об отмене празднования Дня Победы – 9 мая, отменил «наградные деньги» - за ордена и медали, принял решение о выселение из Москвы тяжелых инвалидов войны, отменил ряд льгот и социальных пособий фронтовикам, что обрекало многих на полунищенское существование и пополнение рядов уголовных преступников.
Заслуги Сталина в Великой Отечественной войне не могут искупить перед советским народом вину за гибель ни в чем не повинного и многочисленного руководящего состава ВС и мирного населения страны.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от интеллигенции
Интеллигенция – еще одна социальная группа, ставшая жертвой Большого террора, о которой мы располагаем относительно полной информацией. Сложившись как вполне определенная социальная группа, интеллигенция с середины XIX века всегда была в центре сопротивления деспотизму и насилию. Естественно, она подвергалась «чистке» в первую очередь и в особенности жестоко.
Следует различать несколько волн репрессивных действий: репрессии 1922г. и 1928-1932гг., которые были относительно умеренными, а также репрессии марта – апреля 1937г., когда кампания в прессе обличала «уклонизм» в области экономики, истории, литературы. На самом же деле под прицелом оказались все области знания и творчества, соперничество и борьбу амбиций выдавали за антисоветские доктрины и враждебные политические установки. Так, в области исторической науки все ученики Покровского, умершего в 1932г. были арестованы. Профессора, читающие общие лекции и выходящие таким образом на большие студенческие аудитории. Были подвержены ударам, о малейшем их критическом высказывании тут же сообщали прилежные «стукачи». Университеты, институты и академии были основательно «вычищены».
Под волну репрессий попали в эти годы также научные круги, не имеющие прямого отношения к политике, идеологии, экономике или обороне. Самые большие авторитеты в аэронавтике, такие, как авиаконструктор Туполев А. А. или стоявший у истоков первой советской программы по освоению космического прострaнcтва Королев С., были арестованы и сосланы в одну из спецчастей НКВД, описанную Солженицыным А. в романе «В круге первом». Также почти полностью (27 из 29) были арестованы астрономы Пулковской обсерватории, почти все ученые, занимающиеся статистикой в Центральном статистическом управлении, так как они осмелились отказаться от публикации сфальсифицированных результатов всесоюзной переписи населения и тем самым осуществили к январю 1937г. «глубокое нарушение элементарных основ статистической науки и правил управления»; под прицелом оказались также многочисленные лингвисты, которые выступили против официально одобряемой Сталиным теории лингвиста – марксиста Марра; сотни биологов, которые противились шарлатанству «официального биолога» Лысенко. Среди наиболее известных жертв – директор Института зерна Тулайков, ботаник Яната и президент сельскохозяйственной академии им. Ленина, крупный ученый, академик Вавилов П.П., арестованный 6 августа 1940г. и умерший в тюрьме 26 января 1943г.
Обвиненные в защите буржуазной или враждебной точки зрения в уходе от «норм социалистического реализма», писатели, публицисты, театральные деятели, журналисты заплатили тяжелую дань в годы «ежовщины». Около 2 тысяч члeнов Союза писателей были арестованы, сосланы в лагеря или расстреляны. Среди них – автор «Одесских рассказов» и «Конармии» Исаак Бабель, писатели Борис Пильняк, Иван Катаев, Николай Заболоцкий, Иосиф Maндельштам, Гурген Муари, Тициан Табидзе. Арестованы также и музыканты - композитор Джелаев, дирижер Миколадзе, из театральных деятелей среди первых необходимо назвать великого режиссера Всеволода Мейерхольда. В начале 1938г. театр Мейерхольда был закрыт «как враждебный советскому искусству». Отказавшись от публичного признания своих ошибок В. Мейерхольд был арестован в июне 1939г., его пытали и казнили 2 февраля 1940г.
Большой террор – внутренняя политика, проводимая высокими партийными инстанциями, т.е. Сталиным, который имел неограниченную полноту власти над своими коллегами из Политбюро, преследовал две цели. Первая заключалась в том, чтобы подчинить себе гражданскую и военную бюрократию, состоящую из молодых воспитанных в сталинском духе кадров.
Второй целью Большого террора стало окончательное устранении всех «социально опасных элементов», что звучало весьма расплывчато.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от верующих
Верующие
Я свидетельствую о том, сколько было уничтожено людей по религиозным убеждениям во времена Сталина. Советский Союз задался целью полностью искоренить из сознания людей веру в Бога. В годы правления Сталина были казнены высшие иерархи Русской православной церкви. Когда в 1925г. умер, глава Русской православной церкви Тихон, выбрать нового позволено не было. Последовавшая затем борьбы государства с религией привела к тому, что большинство церквей были разрушены или стали использоваться для нерелигиозных целей. В 1931г. 5 декабря в Москве взорвали Храм Христа Спасителя, священнослужителей ссылали в исправительно-трудовые колонии, где многие из них погибли. В период правления Иосифа Сталина, в конце 20-30гг. церковь терпела жесткие преследования, которые унесли тысячи жизней. К 1939г. в стране оставалось всего 3 или 4 официально назначенных епископа и около 100 действующих церквей. Участь остальных религиозных течений была не менее плачевной. Восемь из десяти епископов Украинской Греко- католической церкви, а также тысячи простых священников и верующих поплатились жизнью за свою веру в сибирском ГУЛАГе.
Еще одним объектом особого влияния КГБ были официально не зарегистрированные протестантские течения, на которых государство тоже не могло оказать непосредственного влияния. КГБ относил Свидетелей Иеговы к протестантам. В глазах советского правительства Свидетели Иеговы были самыми опасными преступниками и представляли серьезную угрозу для атеистического государства. Была тщательно спланирована кампания против Свидетелей и в начале апреля 1931г. более 5000 семей с Украины, из Белоруссии, Молдавии и Прибалтики были сосланы «на вечное поселение» в Сибирь, на Дальний Восток и в Казахстан. Им предстояла постоянная и упopная борьба за выживание в жесточайших условиях.
Большинство дел тех времен напоминало бред cyмacшедшего: заговоры, глобальные шпионские сети и т.д.
Таким образом, во время правления Сталина уничтожали не только людей, стремились уничтожить даже память о них. Вся информация, связанная с репрессиями, была строжайшим образом засекречена. О судьбах осужденных родственники не могли узнать десятилетиями.
Судья: В зал суда приглашаются свидетели от крестьян
Крестьяне
Я свидетельствую о страшном периоде в жизни крестьянства, в ликвидации кулака не как врага, а как хозяина. Люди нажили свое добро своим трудом и особенно в годы НЭПа, когда ввели продналог. Те, кто любил работать приобретал землю и работал. Когда встал вопрос о создании индустриализации, то один из источников – за счет деревни.
Вот тогда и был поставлен вопрос о сплошной коллективизации. Создать материальную базу – за счет зажиточной части - кулачества. Объявить их врагами и забрать все, а их в – ссылку, на стройку, лесоповалы и началось раскулачивание, доводили цифры и раскулачивали середняков и даже бедняков. Колхозы собирали низкие урожаи по всем культурам. Основная масса колхозников лишь 500гр. зерна, тогда как в 1940г. свыше половины колхозов выдавали на трудодень от 1 до 5кг. хлеба.
Создававшееся положение в колхозе порождали отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозов, но и со стороны руководителей колхозов.
Что представлял собой колхоз? В большей части маленькие хозяйства, объединявшие несколько дворов. Колхозники не имели паспортов, как основных документов, подтверждающих гражданство. Не имели права выезжать на стройки, шахты. Колхозники сдавали все: молоко, мясо, яйца, шерсть. Налоги брали со всего.
После войны ждали облегчения, но ничего не было улучшено, хотя женщины пахали на себе, коровах, обливаясь слезами. Женщины не видели своих детей. За 7 колосков 15 лет тюрьмы.
Я приведу отрывок из письма колхозников: «Работаем в колхозе, как у помещика, потому что на работу гонят, а не кормят и за работу не платят. А для приманки дают в день по чайной ложке баланды. 50граммов хлеба, и то не всегда, а в неделю два – три раза, чтобы дышали и не подохли. Я плачу каждый день: хлеба нет, а на работу гонят. Председатель издевается надо мной, кричит – иди, работай, а то выкинем из колхоза, а сами хлеба не дают. Как работать, я сам уже ноги еле волочу».
Судья: В зал суда приглашаются свидетели от рабочих
Рабочие
Нам всем известно, что в годы империалистической войны мы все боролись за свержение капиталистического строя, за восьмичасовой рабочий день, за свободу слова и печати, за полную демократию, за ликвидацию безработицы и уменьшение налогов.
В настоящее время мы живем в период построения коммунистического общества, но, дорогое наше правительство, тех свобод, за которые мы боролись, в настоящее время нет и о них остались, лишь одни воспоминания. Работать приходиться по 10-14 часов в день, но зато каждый год происходит сокращение.… Куда же деваться сокращенным? Идти на дороги и заниматься бандитизмом? Или заняться спекуляцией?
В нашем государстве живут некоторые слои населения: правительство, начальство, лауреаты, которым так щедро раздаются нашим потом и кровью заработанные копейки, торгаши спекулянты. Остальная масса рабочих, крестьян прозябает. Работают как скоты, не имея отдыха и не видя светлого дня, а кушают как – нибудь, от получки до получки не сведут концы с концами. Налоги рабочим и служащим непосильные.
В народе плохие вести, народ встревожен, озлоблен, дерзок ко всем несправедливостям, народу ясно, что его ведут в бездну. Вот что писала в своем выступлении писательница М. Шагинян, побывавшая на Урале в августе 1945г.: «Внимание! Я расскажу жуткие вещи!.. Я была на Урале, там 1500 рабочих взбунтовались,…потому что плохие условия. Об этом узнали райком и обком ВКП (б) только тогда, когда наехали во время бунта. Директор на заводе не был 2 месяца. После этого бунта он отпустил на благоустройство. Инвалидов Великой Отечественной войны кормят болтушкой. Они голодают. На заводах работает много детворы, детвору эксплуатируют…»
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от военнопленных
Военнопленные
На территории СССР фашистские захватчики за время войны истребили и замучили свыше 6 миллионов мирных жителей и около 4 миллионов советских военнопленных. Свыше 4 миллионов советских граждан было угнано в Германию, где они попадали на каторжные работы, в концентрационные лагеря. Расстрелы, отравления в газовых камерах, избиения, пытки, чудовищные медицинские опыты, принуждения к непосильной работе – так фашисты издевались над военнопленными.
Да, маршалы выиграли войну, победили ценой 27 миллионов погибших. Многие миллионы лучших сынов были брошены Сталиным на съедение чудовищу – фашизму. Все страны через Красный Крест имели связь со своими военнопленными, и только сталинская рука отвергла эту связь. Если фашисты допускали Красный Крест в лагеря, то почему коммунист Сталин отверг даже эту связь с военнопленными? Советские военнопленные были брошены властью СССР. Они содержались на пределе физического и нравственного уничтожения. Кто помог этим людям? Не помогли ни крошкой хлеба, ни рукавичкой, ни весточкой с Родины.
Сталин смешал в единое целое понятие: «Пленный – враг». И если бы он был мудр, он бы знал и понимал, что миллионы людей в плену – это защитники Родины. Большая часть военнопленных это наше мужество и богатство. Они были надеждой и опорой остальных. Они страдали из- за
неразумной политики вождя. При Сталине были незаконные репрессии. Он и в мирное время посылал на расстрел под разными предлогами несогласных с ним людей.
Преступления, совершенные Сталиным, долгие годы не были
обнародованы и хранились в тайне. Но гнев народа ничем не прикроешь.
Золотой памятник совершившим преступления, не ставят.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от узников ГУЛАГА
Узники ГУЛАГа
Я свидетельствую от имени заключенных ГУЛАГа. По моему мнению, И.Сталин умышленно допустил произвол и создал ГУЛАГ, имевший тяжелые последствия для советского народа. Сталин стремился запугать всех репрессиями и беззакониями, чтобы остаться у власти. Опробованная им в 1927 году 58 статья, нашла массовое применение в 1937 -1938гг.
Людей обвиняли по 14 – пунктам. ГУЛАГ разнес свои метастазы по всему телу страны. Он был налаженной и организованной системой. Многие лагеря, строились для выполнения какой – либо конкретной работы. Сотни тысяч зеков валили лес, стоили железные дороги, мосты, трудились на рудниках за пайку хлеба. Государство экономило на всем: на постройке лагерей, на еде, на одежде.
В тюрьмах и лагерях среди заключенных было множество осужденных по подозрению и оговору, но были и такие у которых как говорится, руки были по локоть в крови – это убийцы, пособники фашистских оккупантов – полицаи, каратели. Как правило, эти заключенные находили общий язык с лагерной администрацией: попав в лагерь, они просто сменили хозяина, а простые зеки попадали в двойную зависимость. А после Великой Отечественной войны появились новые особые лагеря для политических заключенных.
ГУЛАГ – знаменует насилие, рабство и унижение.
Судья: в зал суда приглашаются свидетели от репрессированного балкарского народа.
Репрессированный балкарский народ
Я свидетельствую о депортации балкарского народа. Сталинский тоталитарный режим достиг своего размаха в 30-40гг. Миллионы невинных граждан стали жертвами террора. Депортации народов и сопутствовавшие ей репрессивные меры стали основными элементами сталинской национальной политики. Так, в 1935-37гг. депортации были подвергнуты корейцы с Дальнего Востока. Затем курды из Азербайджана и Грузии, немцы из Поволжья и других районов страны. Позже подверглись выселению карачаевцы, калмыки, ингуши и чеченцы, балкарцы, месхетинские турки, греки и представители других народов. В 40-годах были насильственно выселены в Казахстан, Сибирь, Среднюю Азию и др. восточные районы более 3 млн. человек.
Депортация осуществлялась войсками НКВД с использованием общевойсковых частей. Общее руководство насильственным переселением осуществлял генеральный комиссар Госбезопасности СССР Л.Берия. Эти акты насилия совершались с ведома и указаний И. Сталина. Наш балкарский народ также подвергся депортации. Случилось это рано утром 8 марта 1944г. Для проведения карательной операции были привлечены воинские части и большая оперативная группа НКВД. В этот день в ущельях Балкарии вооруженные солдаты врывались в дома. Старикам, женщинам и детям, поднятым с постели, приказано было немедленно собираться в дорогу. Вся операция длилась два часа. Людей погрузили в заранее подготовленные грузовые машины и доставили на железнодорожную станцию Нальчик. Оттуда к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую республики в 14 эшелонах было отправлено 37.713 балкарцев. Имущество брать почти не давали, а поэтому в товарные вагоны заталкивали по 40-50 человек.
В нашем городе немало балкарских семей, подвергшихся депортации, одна из которых семья Ульбашевых. 8 марта 1944г. в два часа ночи к ним в село зашли войска НКВД, и насильно согнали в центр села всех жителей, тех, кто сопротивлялся, убивали на месте. Было приказано взять продукты на 3 дня, на сборы дали 20 минут. Людей грузили в товарные вагоны и повезли в Сибирь, Среднюю Азию. Их состав проверял на прочность новый мост через Волгу, простояв 3 часа испытывая его. В вагонах была грязь и антисанитария. Люди по дороге умирали, хоронили прямо в степи.
Депортация проходила в то время, когда каждый 4- й балкарец находился в рядах Красной Армии, а каждый 2-й из них погибал, защищая свою родину от фашистских захватчиков. Воины-балкарцы участвовали в обороне Брестской крепости, защищали Москву и Ленинград, принимали участие в партизанском движении, многие дошли до Берлина. Широкомасштабная акция насилия совершалась верхушкой сталинского режима и втайне от народа. Чтобы придать произволу вид законности, задним числом, через месяц 8 апреля 1944г., издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении балкарцев, проживающих в КБАССР, и о переименовании КБАССР в КАССР». Причиной депортации стали разговоры о том, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории КБАССР многие балкарцы изменили Родине, вступили в организованные немцами вооруженные отряды и вели подрывную работу против частей Красной Армии, оказывали фашистским оккупантам помощь в качестве проводников на кавказских перевалах. Но эта ложь огульно оклеветала балкарский народ на долгие десятилетия.
Судья: в зал суда приглашаются Кривокрысенко Л.А.(медсестра школы), Потапова Л.П.(учитель немецкого языка), свидетели, чье детство, юность пришлись на время правления И.Сталина.
Судья: показания свидетелей заслушаны, суд переходит к прению сторон.
Адвокат, что можете вы сказать в защиту И.Сталина.
Адвокат
Все мы помним, как Н.С. Хрущев оценил деятельность И. Сталина. То, что в то время народ поверил в культ личности Сталина, он в этом не виноват. Сталин не заставлял, идущих в атаку кричать «За Родину, за Сталина». И. Сталин у советского народа пользовался большим уважением, любовью и доверием. Он много сделал для свого народа, а народ для страны и Сталина. Жили и трудились на благо родины одной большой советской семьи.
Во время правления И. Сталина был создан paкетно- ядерный щит, благодаря которому, страна вышла на передовое место в этой области. В стране началась борьба с неграмотностью, принявшая государственные масштабы. Образование было для всех бесплатным. Большое внимание уделялось детям, молодежи. Дворцы пионеров, клубы, объединения, театры. Дети получали бесплатные путевки в санатории, дома отдыха, лагеря. Одним словом, трудились и учились все. За 10 лет было ликвидировано отставание в 100 лет. В 1928-41гг. СССР была осуществлена подлинная индустриальная революция – страна вышла на 2 место в мире после США. В 30гг. в условиях нарастания военной угрозы страна ценой неимоверных усилий совершила настоящий индустриальный скачок, заложив тем самым основы Победы над нацисткой Германией. На предприятиях среди молодых рабочих зарождалось движение ударников. Они работали с огромным подъемом, перевыполняя нормы выработки. Все люди работали, стабильно получали заработную плату, пенсии, пособия.
О деятельности любого руководителя страны, история судит по его действиям, которые сделали государство могущественным. Петр I казнил стрельцов, отправлял в монастырь, на каторгу. Но по сравнению с тем, что было сделано им для образования Российской Империи, это капля в море. При В.И.Ленине была расстреляна семья Императора Николая Второго, но мы не считаем это детоубийством. Все это мы должны рассматривать с политической точки зрения, учитывать те обстоятельства, при которых совершались те или иные явления.
Судья: государственный обвинитель, что можете вы сказать в обвинение
И. Сталина?
Государственный обвинитель
Почти никто не мог себе представить, что И.Сталин достигнет высочайших вершин власти. Бедный крестьянин из Грузии Иосиф Джугашвили, сделавшись в молодые годы революционером –коммунистом, изменил свою фамилию на «Сталин» или «Человек из Стали».
Пока первым руководителем коммунистической партии России был Ленин В.И., Сталин И. держался в тени. Так продолжалось до 1921г., когда пользовавшиеся глубоким уважением вождь заболел. В то время как многие блестящие лидеры наподобие Л.Троцкого приковывали к себе внимание, Сталин сосредотачивал власть и расставлял ловушки для соперников. Это, в конце концов, встревожило Ленина. Будучи прикованным, к постели он продиктовал секретное письмо, предупреждавшее об угрозе «неограниченной власти» со стороны своей «правой руки». Но после cмepти Ленина, в 1924г. его младший соратник (Сталин) оказался вполне готов к тому, чтобы узурпировать власть и уничтожить противников, включая Троцкого. Он изгнал Троцкого и затем организовал его убийство в Мексике. В 30-гг. показательные процессы и расстрелы, чтобы очистить партию от всех тех, кто с ними не согласился и от тех, кто перед ним лебезил. Пристрастие Сталина к политической интриге было всепоглощающим и казалось, исключало нормальные человеческие порывы.
Когда после трех лет бpaка его первая жена умерла, он заявил: «С ней умерли мои теплые последние чувства к людям» - и отослал своего едва начавшего ходить сына к родственникам. Вторая жена, почти дeвoчка, полная возвышенных идеалов, родила ему двух детей, но потом, лишившись всяческих иллюзий, из—за проводимой мужем политики, репрессий и его грубых оскорблений в ее адрес, застрелилась. Когда старший сын, Яков, попытался совершить самоубийство, Сталин высмеял его за неудачу. Попав в плен к немцам во время войны, молодой человек бросился на находившуюся под током колючую проволоку лагерной ограды и сгорел заживо.
Двое других детей Сталина – Светлана и Василий были не намного счастливее. Светлана прославилась тем, что в 1969г. осталась на Западе и с тех пор мечется между США, Англией и родной страной. Василий умер от пьянства в возрасте 41г.
Быстрое продвижение на пути индустриализации, начатой Сталиным, серии пятилетних планов продвинула СССР на вторую после США промышленную и военную державу мира, но его принудительная коллективизация сельского хозяйства привела к голоду, от которого умерли более 7 млн. крестьян.
Сталин получал удовольствие от приказов пытать и казнить своих наиболее преданных сторонников. По меньшей мере, 30млн. человек были расстреляны, повешены, замучены голодом и побоями или отравлены из-за его безумного стpaxa оппозиции.
Многие десятки миллионов умерли на Украине, когда он заставлял крестьян вступать в колхозы, отбирая у них все произведенные ими продукты. Ему нравилось пригласить кого-нибудь из старых соратников, разыграть отрепетированный приступ ярости и отправить несчастную, сбитую с толка жертву в камеру пыток. Говорят, будто однажды в антpaкте балета «Лебединое озеро» он приехал из Большого театра в тюрьму на Лубянку, выстрелил в голову нескольким своим прежним товарищам и вернулся к началу второго акта.
К 1953г., когда Сталину исполнилось 73года, эти параноидальные тенденции и непредсказуемые вспышки в его хаpaктере стали еще более опасными. По словам посла США в Москве Джорджа Кеннета «страх и ненависть старого тирана настолько сгустились, что, казалось, воздух пропитан ими». В январе женщина, работавшая секретным агентом у Л. Берии, главы органов безопасности обвинила личного врача Сталина в заговоре с целью убийства главных военных лидеров путем «вредительского лечения». Это было так называемое «дело врачей». Позже арестовали восемь других крупнейших медиков, в основном евреев. Возможно, в предвкушении погромов, Сталин начал раздувать искры антисемитизма.
Действиями Сталина руководила беспредельная жажда власти. Его не могла «насытить» даже кровь многочисленных родственников, самых близких друзей и соратников. Утоляя кровную жажду, и не утолив ее до конца, Сталин совершил беспримерное преступление против свободы жить и свободы мыслить.
На годы сталинского единоначалия приходится эпицентр трагедии всего советского народа и потому, что насильно были вырваны из жизни коммунисты ленинской школы, лучшие специалисты, высокие таланты, люди, подававшие особые надежды. Замена, часто поспешная, иногда случайная, порой корыстная не могла быть равноценной. Но Сталин знал, что те люди, которые выдвигались вместо репрессированных, более преданы ему, его «линии», установкам.
Оплакивая гибель сотен тысяч советских людей, лучших сынов и дочерей Отечества, нельзя смириться с тем, что Сталин сделал пассивными соучастниками своих деяний миллионы людей, которые поверили, что «так нужно». Сталину удалось заручиться поддержкой множество честных граждан. Огромные масштабы репрессий стали возможны потому, что вождь вызвал социальную инерцию насилия, порождавшую доносительство, массовую ложь, клевету. Это преступление Сталина особенно тяжко.
Я считаю, что Сталин виновен в своих злодеяниях и должен понести наказание.
Судья: суд, заслушав показания свидетелей, прослушав прения сторон, пришел к выводу, что И.Сталин виновен в злодеяниях.
Итог урока
Сегодня мы подводим итог нашему уроку, и я надеюсь, что вы закрепили понятие «тоталитаризм» и «толерантность». Вы хозяева XXI века и от вас зависит судьба нашей страны, а для этого нужно сопоставлять, анализировать эпохи истории, чтобы не повторить ошибки.
Да, И.Сталин совершил триумф, ликвидировав отставание страны в 100 лет за 10 лет. Но стоит ли триумф одного человека оплаченного миллионами человеческих жизней? Над этим нужно задуматься. Выбор за вами.
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
18 03 2024 15:45:30
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
17 03 2024 13:16:23
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
16 03 2024 11:52:42
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
15 03 2024 3:24:12
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
14 03 2024 12:57:11
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
13 03 2024 10:59:53
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
12 03 2024 10:16:32
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
11 03 2024 5:21:56
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
10 03 2024 13:37:48
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
09 03 2024 16:30:30
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...
08 03 2024 20:57:36
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...
07 03 2024 7:23:30
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
06 03 2024 7:58:14
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
05 03 2024 0:32:39
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...
04 03 2024 19:12:47
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
03 03 2024 23:13:38
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
02 03 2024 16:11:21
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
01 03 2024 1:23:23
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
29 02 2024 7:54:47
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
28 02 2024 1:44:19
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
27 02 2024 0:58:49
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...
26 02 2024 16:59:42
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
25 02 2024 2:40:33
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
24 02 2024 13:56:24
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
23 02 2024 2:37:55
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
22 02 2024 20:11:44
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 02 2024 8:13:24
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
20 02 2024 13:16:12
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
19 02 2024 13:42:53
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
18 02 2024 5:48:32
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
17 02 2024 18:29:17
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
16 02 2024 8:14:52
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
15 02 2024 9:38:18
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
14 02 2024 5:12:44
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
13 02 2024 17:35:42
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
12 02 2024 15:53:35
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
11 02 2024 12:12:27
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
10 02 2024 16:37:41
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
09 02 2024 14:32:22
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
08 02 2024 16:48:18
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
07 02 2024 15:42:31
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
06 02 2024 23:10:42
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
05 02 2024 3:23:49
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
04 02 2024 15:36:31
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...
03 02 2024 12:56:19
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
02 02 2024 8:18:41
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
01 02 2024 19:38:26
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...
31 01 2024 22:58:54
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
30 01 2024 16:17:16
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
29 01 2024 23:10:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::