История для молодежи    

Глобальные проблемы современности

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.
  • раскрыть сущность глобальных проблем человечества, показать, что их решение требует усилий как на межгосударственном уровне, так и непосредственно каждого из нас.
  • раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечества.
  1. Развивающие:
  • развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
  • развить умение анализировать проблемные ситуации; выработка навыков работы со специальной литературой.
  1. Воспитательные:
  • обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.
  • формирование активной жизненной позиции.
  • формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Изучение новой темы

Этапы Приемы и средства обучения
Вводно-мотивационный этап. Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы.
I этап. Что такое глобальные проблемы? Лекция с элементами беседы. Выяснение причин появления глобальных проблем, построение схемы “Особенности глобальных проблем”. В выводе фиксируется главное понятие темы.
II этап. Классификация глобальных проблем. Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы “Классификация глобальных проблем”; просмотр материала одной из новостных программ в записи, беседа по вопросам к в/ф; работа с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками);
III этап. Понятие “терроризм” Беседа-полемика с использованием так называемых карточек-перевертышей (с одной стороны фотографии по теме, с другой текст)
IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы! Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданию (техника аквариума), аналитическая беседа, дискуссия. Вывод.
Заключительный этап. Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Проверка формализованных знаний через тестирование. Взаимопроверка, оценка и самооценка работы учащихся. Объясняется домашнее задание.

Вводно-мотивационный этап.

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян

Учитель: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске): Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Что такое глобальные проблемы?

Учитель: Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

  • глобализация мира;
  • огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

Классификация глобальных проблем.

Учитель: В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.

Классификация глобальных проблем.

Экологические Экономические Социальные Политические Духовные
  1. “Озоновая дыра”.
  2. Истребление лесов.
  3. “Парниковый” эффект (глобальное потепление).
  4. Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
  5. Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
  6. Освоение космоса и мирового океана.
  1. Продовольственная проблема.
  2. Полюса развития: “С-Ю”.
  3. Проблема пределов экономического роста.
  4. Истощение ресурсов.
  5. Экономический глобализм.
  1. Демографическая проблема.
  2. Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).
  3. Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).
  4. Этнические, конфессиональные конфликты.
  1. Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
  2. Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).
  3. Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
  4. Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).
  1. Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.
  2. Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
  3. Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
  4. Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5 минут).

Беседа по вопросам к видеофильму: Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях? Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая из них наиболее актуальна для вас? Из практики: приоритетной проблемой большинство учащихся-москвичей, вспомнив теракты последних лет, назвали терроризм.

Учитель решает, насколько подробным должно быть рассмотрение отдельных проблем, исходя из собственных предпочтений и того, как широко эти проблемы были представлены в рамках других учебных дисциплин. Возможно по отдельным глобальным проблемам организовать работу с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Демонстрируются иллюстрации по отдельным глобальным проблемам. Звучит отрывок из музыкальной композиции “Прости, Земля” в исп. группы “Земляне” (слова А. Дементьева, музыка В. Добрынина).

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадях).

Понятие “терроризм”

“Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения. К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить: Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой. Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?” А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

1) Попробуем составить “кластер” со словом – терроризм. (По мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)

2) Поработаем над понятием “терроризм”. (На доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты).

3) Обратимся к истории терроризма. (На столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой. Учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод).

Вывод:

  • Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.
  • Терроризм прошлого носил прицельный характер.
  • Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.
  • Терроризм развивается, приобретает новые черты.

4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.

  • П – позиция
  • О – обоснование
  • П – пример
  • С – следовательно

Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам:

У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком “благе общества” здесь говорить не приходится.

Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к “адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ.

Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.

Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.

Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.

Поможем планете решить глобальные проблемы!

Используется техника аквариума. Класс делится на 6 групп: с первой по пятую – рабочие группы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я группа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).

Задание для групп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан.

Учитель: Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку “щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возможно возникновение дискуссии.

Учитель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

Заключительный этап.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возможно возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

Этап проверки формализованных знаний учащихся проводится через тестирование. Затем на доске открывается ключ к тестам и критерии оценки; проводится взаимопроверка в парах: все построено на доверии. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

Учитель объясняет домашнее задание:

  • параграф соответствующего учебника;
  • знать конспект;
  • творческая работа по одной из глобальных проблем (эссе, презентация в формате Power Point, реферат – на долгосрочную перспективу с последующей защитой)


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Викторина "Герои Отечества"

В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со « Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...

18 01 2020 18:28:39

Познавательные задания по истории государственной символике России

Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный характер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...

17 01 2020 8:52:19

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К. Бальмонта), поэтов-акмеистов ( Н. Гумилев), поэтов-футуристов ( И. Северянин, А. Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов ( М. Врубель, К. Петров- Водкин, М. Шагал, В. Кандинский, П. Филонов). ...

16 01 2020 7:10:34

Бесценный дружеский союз

Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

15 01 2020 23:17:12

Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс

Предлагаются тесты по истории России по теме " Древнерусское государство" в формате Е Г Э . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....

14 01 2020 22:50:27

Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс

Глава « Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, характеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....

13 01 2020 0:47:45

Поисково-исследовательская деятельность в организации работы по истории и краеведению (из опыта работы)

Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта « Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....

12 01 2020 16:30:25

Сценарий интеллектуального турнира знатоков истории "Дорогами Великой Отечественной"

Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....

11 01 2020 22:28:55

Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

Урок по истории России, краеведению и литературе « Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва и её отражение в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: « Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

10 01 2020 12:44:28

Всеобщая декларация прав человека – идеал права

Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....

09 01 2020 0:24:11

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

08 01 2020 14:47:33

Бородинское сражение в истории России и романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л. Н. Толстого « Война и мир», дополняет тему « Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....

07 01 2020 13:59:21

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"

Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....

06 01 2020 16:12:35

Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"

Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры " Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...

05 01 2020 14:40:34

Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс

Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...

04 01 2020 1:56:51

Роль краеведческого материала в системе гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....

03 01 2020 1:51:46

Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс

Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как " Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....

02 01 2020 5:46:30

Внеклассное занятие по обществознанию "К демократии через демократические выборы". 9–11-е классы

Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента Р Ф. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к практическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....

01 01 2020 3:13:15

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"

Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....

31 12 2019 3:54:47

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме " Киевская Русь"....

30 12 2019 21:42:53

Столетняя война

Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д' Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....

29 12 2019 17:17:18

Урок-путешествие по учебнику Юдовской А.Я. "Новая история" по теме "Изменения в социальной структуре индустриального общества", 8-й класс

Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....

28 12 2019 20:10:49

Повторительно-обобщающий урок-презентация для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"

Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...

27 12 2019 18:32:15

Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"

Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс " Культура, литература и история родного края". Урок " Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...

26 12 2019 22:43:13

Мероприятие по истории на тему "Памяти жертв политических репрессий посвящается…"

Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – Х Х век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....

25 12 2019 10:21:22

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

24 12 2019 10:47:14

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

Весь материал урока направлен на то, чтобы " Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль " Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

23 12 2019 8:37:36

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса " История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия– Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст " Сказания о житии Александра Невского" ( Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа- Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...

22 12 2019 7:47:48

"Спасение Отечества" с использованием проблемно-диалоговой технологии. 7-й класс

Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....

21 12 2019 15:44:26

Экономика и ее основные участники

Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....

20 12 2019 14:47:45

Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"

Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...

19 12 2019 21:12:47

Интегрированный урок ОРКСЭ на тему «Слава в Вышних Богу…»

Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....

18 12 2019 8:24:52

Конкурсная программа для старшеклассников "Россия – великая держава"

Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный характер....

17 12 2019 15:32:20

Международное гуманитарное право. 9-й класс

План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с М Г П, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как М Г П, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль М Г П в урегулировании вооружённых конфликтов....

16 12 2019 1:30:35

Гражданин

Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....

15 12 2019 6:19:31

Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"

Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на Е Г Э: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...

14 12 2019 22:57:49

Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"

Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....

13 12 2019 23:11:31

Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс

Урок относится к мастерской типа « Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы « Первая мировая война»....

12 12 2019 19:30:19

Открытый урок по предмету "Основы права" на тему "Конституция – основной закон государства" в форме игры КВН

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции Р Ф. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....

11 12 2019 23:48:28

Что в имени твоем, Новосибирск!

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....

10 12 2019 1:30:12

Поход Александра Македонского на Восток

Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

09 12 2019 7:20:55

Кубань в Великой Отечественной войне

Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...

08 12 2019 9:46:33

Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс

Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....

07 12 2019 9:58:10

Урок "Внутреннее положение России в середине ХVII века"

Урок по теме " Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он практически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....

06 12 2019 17:53:12

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

05 12 2019 18:36:19

Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала

Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интерактивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...

04 12 2019 2:41:58

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный характер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

03 12 2019 21:27:11

Интегрированный урок английского языка и истории, посвященный 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос "Исследование космоса. МКС. Жизнь в космосе в условиях невесомости". 9-й класс

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю. А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....

02 12 2019 13:55:35

Урок-консультация "Подготовка к ЕГЭ"

Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....

01 12 2019 7:12:31

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме практикума, в ходе которого у учащихся отрабатываются все виды У У Д: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

30 11 2019 17:31:18

Военные походы фараонов

На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...

29 11 2019 10:36:49

Урок мужества, посвященный Сталинградской битве

Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....

28 11 2019 20:19:35

Задания по истории России (конец XVI – начало XVII века). 7-й класс

Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....

27 11 2019 13:39:57

Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....

26 11 2019 13:13:49

Правовые аспекты экономики

Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....

25 11 2019 13:11:39

Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"

Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н. С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...

24 11 2019 21:55:11

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и И К Т....

23 11 2019 21:59:55

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....

22 11 2019 13:19:34

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме " Правотворчество и правореализация". ...

21 11 2019 6:50:28

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Развитие культуры в 20–30-е годы XX века"

Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, вырабатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Характеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....

20 11 2019 11:31:18

Классный час "Крымская война 1853–1856. Оборона Севастополя"

Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....

19 11 2019 12:38:26

Интегрированный урок всеобщей истории и истории России (ХХ век) по теме: "Холодная война: война в Афганистане?"

Как помочь учащимся не заблудиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: " Холодная война: война в Афганистане?". ...

18 11 2019 11:45:53

"Русская ярмарка - показатель экономического развития Московской Руси конца XV — начала XVI века". История, 6-й класс

Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...

17 11 2019 18:13:54

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

16 11 2019 6:26:12

Мировое хозяйство и международная торговля. 8-й класс

Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема " Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....

15 11 2019 1:26:47

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Египет"

Урок формирует практические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....

14 11 2019 3:40:18

Интегрированный урок истории и математики "Отечественная война 1812 г. в числах и цифрах" для учеников 8-го класса

Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...

13 11 2019 14:53:21

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием И Т и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...

12 11 2019 3:15:36

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

11 11 2019 4:57:11

Урок по истории. Методика активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы "Великая Отечественная война"

Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...

10 11 2019 17:56:33

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

09 11 2019 0:15:54

Урок "Петр I", 10-й класс

Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

08 11 2019 11:49:51

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

Тема " Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

07 11 2019 7:46:53

Открытое внеклассное мероприятие "Милый сердцу уголок. Моя малая родина – местечко Данки"

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....

06 11 2019 17:35:59

Внеклассное мероприятие по истории

Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....

05 11 2019 19:40:37

Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"

Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. ...

04 11 2019 8:34:36

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

03 11 2019 15:42:12

Всероссийский урок Мира "Мир – высшая ценность"

Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....

02 11 2019 20:20:56

Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Средние века: «темные» или «светлые»?"

Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....

01 11 2019 16:16:34

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается характеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...

31 10 2019 8:26:17

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX–XX вв.

Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми Ф Г О С. В Приложении представлена технологическая карта урока....

30 10 2019 17:46:11

Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!

Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....

29 10 2019 20:53:56

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

28 10 2019 7:59:24

Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны", 9-й класс

Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...

27 10 2019 17:16:38

Игра-путешествие по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей"

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А. А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....

26 10 2019 14:21:50

Раздробленность русских земель

Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....

25 10 2019 16:59:13

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме " Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

24 10 2019 21:27:36

Опорные конспекты

Опорный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....

23 10 2019 16:35:57

Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать характеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....

22 10 2019 10:29:29

Использование различных методов и форм в изучении краеведения

Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...

21 10 2019 7:27:15

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс

В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...

20 10 2019 2:40:39

Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!"

Сценарий разработан в рамках работы над проектом « Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу « Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....

19 10 2019 1:32:54

История формирования государственных символов России

Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе « Овеянные славой». К работе прилагается презентация....

18 10 2019 9:10:46

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

17 10 2019 5:10:20

"Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе " Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра " Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....

16 10 2019 13:28:40

Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"

Использование И К Т и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....

15 10 2019 13:33:57

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе « Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – практикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

14 10 2019 22:50:50

Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...

13 10 2019 17:16:52

Программа элективного курса "Символика России"

Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...

12 10 2019 21:29:29

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

11 10 2019 11:20:57

"Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)

Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....

10 10 2019 6:27:34

Золотой век Екатерины II

Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....

09 10 2019 4:29:24

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

08 10 2019 23:36:25

Петр I. Россия на рубеже веков

Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы « Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с Д Ц П (с нарушением опорно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора « Эксперт» « Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....

07 10 2019 11:42:45

Урок-практикум по биологии в 6-м классе. Тема: "Мышечная и нервная ткани животных"

Урок-практикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...

06 10 2019 23:21:30

Информационные технологии на уроках истории

Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале Х Х веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...

05 10 2019 14:50:15

Вооруженные Силы РФ. Истоки и настоящее

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности Р Ф служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы Р Ф, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....

04 10 2019 7:55:38

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный характер образования и ориентирует образовательный процесс на практические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и практически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

03 10 2019 6:30:28

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

02 10 2019 18:34:28

"Древнее Двуречье"

Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....

01 10 2019 3:26:31

Дорога к храму "Святыни Земли русской"

Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....

30 09 2019 6:25:58

Урок истории "Мечты третьего рейха: блицкриг"

Владение И К Т, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок " Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием И К Т и приемов технологии креативного мышления. ...

29 09 2019 18:12:57

Наскальные рисунки северной части Верхнего Приамурья

В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, характерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...

28 09 2019 17:43:15

Урок по истории Средних веков, 6-й класс "Время соборов"

На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....

27 09 2019 11:29:18

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

26 09 2019 16:40:35

Разработка урока истории в 8-м классе. Тема: "Экономическое развитие России в первой половине XIX века"

Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...

25 09 2019 18:12:23

Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития С С С Р после смерти И. В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....

24 09 2019 6:49:59

Презентация "История средних веков"

Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

23 09 2019 7:23:30

Общая характеристика Второй мировой войны

Разработка урока, цель которого – выяснить характер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-практикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....

22 09 2019 19:29:42

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

21 09 2019 12:35:48

Индийские касты

Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отрабатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

20 09 2019 7:56:45

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе "Древний Восток"

Цель урока - проверить знания учащихся по теме " Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями. ...

19 09 2019 5:11:46

Тема урока: "Рим эпохи царей"

В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме " Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

18 09 2019 16:22:16

Конспект урока "Права и свободы человека в современном мире: проблема введения новых систем идентификации"

Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....

17 09 2019 16:56:23

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде

В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....

16 09 2019 5:39:29

Педагогическое проектирование в условиях профильного обучения. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания на третьей ступени обучения

При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....

15 09 2019 12:43:44

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

14 09 2019 9:42:24

Лемболовская твердыня

Результаты поисковой работы краеведческого кружка Д Д Ю Т г. Всеволожска....

13 09 2019 0:56:27

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

12 09 2019 21:38:44

Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"

Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...

11 09 2019 22:31:57

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. « Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса « Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов « Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....

10 09 2019 9:54:18

Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

09 09 2019 6:11:46

Проектная работа "Электросталь. Улицы и имена"

Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей « Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....

08 09 2019 8:12:37

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища " Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

07 09 2019 0:44:51

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

06 09 2019 6:45:33

Урок-обобщение в 10-м классе по теме: "Эпоха славных дел Петра"

Урок обобщения материала по теме " Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...

05 09 2019 3:22:30

Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"

Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме « Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К. Минина и Д. Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....

04 09 2019 9:14:57

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

03 09 2019 15:31:56

Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный характер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

02 09 2019 0:29:13

Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс

Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...

01 09 2019 1:47:22

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

31 08 2019 0:28:46

Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина)

Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, " Капитанскую дочку" А. С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на " Историю Пугачёва" А. С. Пушкина)....

30 08 2019 10:50:19

Создание единого Русского государства

Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....

29 08 2019 8:49:37

Урок «Средневековые соборы Европы». 6-й класс

Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой практикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....

28 08 2019 23:48:40

Куликовская битва

Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....

27 08 2019 0:57:21

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства К М К; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...

26 08 2019 16:35:51

Использование технологии РКМЧП на уроке истории. Урок по теме «Движение декабристов»

Урок выстроен в логике технологии Р К М Ч П. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока " Вызов", " Осмысление" и " Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интерактивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме " Движение декабристов"....

25 08 2019 14:21:23

Урок на тему «Призвание варягов и начало русской государственности»

Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....

24 08 2019 9:38:53

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

23 08 2019 8:17:31

Урок-экскурсия "Богоявленский собор. Сибирское барокко". 10-й класс

На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....

22 08 2019 9:58:13

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.