Технологии развивающего обучения на уроках истории как условие личностного развития
История - всегда разведка
В былом, но для грядущих лет
Историк загибает ветку,
Чтоб не свернул идущий вслед.
Историк трудится сутуло
Не разгибаясь по ночам,
Чтоб эта ветка не хлестнула
Вслед движущегося по очам.
Б.А. Слуцкий
Современная тенденция пpaктически безграничного расширения информационного поля, многообразие оценок прошлого, определяет необходимость смещения целей исторического образования от запоминания к обучению способам обработки, структурированию, анализу, критики исторической информации. А позиция учителя как информатора, носителя знаний оставляет невостребованными мотивы учения и в итоге приводит в тупик. Проанализировав познавательную мотивацию учащихся, пришла к выводу, что при наличии у большинства положительной оценки познавательной деятельности у детей подавленна инициатива.
Главное условие для проявления внутренней активности - предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей, а средством развития личности, раскрывающим его творческие возможности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся.
Исходя из принципа гуманизации, методологическую основу которого составляет признание творческой природы личности каждого ученика, цель моей педагогической деятельности направлена на создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:
- обеспечить достижения всеми учащимися программных требований по истории через введение управленческого цикла и рефлексию в процедуру учебной деятельности;
- создать условия для овладения обществоведческими знаниями необходимыми для пpaктической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и процессах;
- формировать мотивы и потребности побуждающие к участию в делах по благоустройству своей “малой Родины” через введение регионального компонента и краеведческую работу.
Уроки образовательной области "Обществознание "дают возможность для решения поставленных задач. Но с другой стороны количество часов отводимых учебным планом на изучение курсов истории сократилось и это приводит к дефициту времени. Еще одна проблема это скромное материальное оснащение сельских школ. Выход из создавшегося положения видится в совершенствовании технологий обучения и контроля. Убеждена, что применением одной-единственной технологии многого не добьёшься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источниками или на решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать о живом слове учителя, ярком рассказе ученика, привлечении учебника, рабочей тетради, использовании всего учебно-методического комплекса.
Четкая постановка задач обучения, их реализация, на мой взгляд, наиболее доступно разработана сотрудниками Московского университета В.В.Суховым, А.Ю.Морозовым, Э. Н. Абдулаевым, которую использую в работе. Основа технологии - создание системы учебных задач. “Учебная задача есть такая задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определенного периода, нацеливает на понимание сущности изучаемого явления”
Чем меня привлекла данная технология?
- Научностью (восхождение от простого к сложному).
- Возможностью активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем, через выполнение разнообразных учебных заданий.
- Изменением роли учителя на уроке.
- Возможностью мониторинга и коррекции полученного результата.
Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся.
Работа организуется таким образом, что первый этап урока - это небольшая вводная беседа, где повторяется учебный материал, подводящий к задаче, которую следует решить на уроке. В старших классах она может формулироваться самими учащимися.
Второй этап состоит из анализа материала, выполнения учащимися задания с опорой на имеющийся источник информации и систему подсказок (план работы).
Ученики в зависимости от опыта и подготовленности могут сами попытаться создать план действий по решению учебной задачи, который призван расчлeнить частную учебную задачу на отдельные вопросы. Учебники, учебные пособия, документы из хрестоматий становятся средством решения учебной задачи, дающие в методическом аспекте большие возможности для разноуровнего обучения. Зная индивидуальные типологические особенности учащихся, их мотивацию учитель может предложить задания и для "слабых", и для "продвинутых ".
Это дает возможность в той или иной мере каждому участвовать в обсуждении, не ущемлять достоинство личности, опираясь только на положительные качества и черты.
Далее работа носит коллективный хаpaктер: кто-то из учащихся нашел одну причину, кто-то - другую, каждый может и должен аргументировано отстаивать свое мнение, опираясь на факты. Найденный в совместной деятельности ответ заносится в тетради. Чтобы убедиться в уровне понимания учитель выносит на обсуждение неправильные, неточные или наоборот верные суждения (контрольный тест). Задача учащихся - обнаружить ошибочность, неточность, или подтвердить и доказать правоту суждений.
В качестве дополнительного средства контроля (как индивидуальные задания) используются многочисленные тесты, кроссворды, графические и творческие задания широко представленные в рабочих тетрадях. Эта технология, на мой взгляд, успешно может использоваться в классах с небольшой наполняемостью, какими являются классы в сельской местности.
При такой системе я лишила себя удовольствия быть основным источником информации. Проблемными вопросами я акцентирую внимание учащихся на уязвимых для восприятия местах изучаемого материала
Разнообразные формы познавательной деятельности включают в себя и рефлексивную деятельность учащихся. Вот некоторые приемы, которые использую в своей работе:
- В начале урока четко ставим задачи, которые нам предстоит решить
- Учащиеся должны знать критерии, по которым будет оцениваться их деятельность на уроке. Критерии могут быть написаны на карточках и представлены детям.
- Метод анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются положительные стороны ответа и недочеты, пути их исправления)
- Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного задания.
В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили.
- Постепенно от общей рефлексии переходим к индивидуальной, когда один из учеников анализирует результаты общей работы.
Если мы перестроим преподавание на уровне урока, поставив во главу угла выполнение учебных задач, это мало что изменит: не связанные друг с другом отдельные учебные задания не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Первое же знакомство с историей должно быть связано с решением общих задач - зачем ученику изучать прошлое? И ключевым здесь является вовсе не понятие “прошлое”, а понятие “настоящее” и даже “будущее”.
“Почему вообще человечество так пристально вглядывается в свое прошлое, в свою историю. Ответ, в общем-то, очевиден: научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть-чуть спрогнозировать будущее. Вот что на наш взгляд, должно стать стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности”. С данным высказыванием трудно не согласиться. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы научить извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня, мыслить исторически. Пpaктика показала оправданность выявления и решения учебных задач для всего курса. Для истории древнего мира – почему человек стал хозяином планеты Земля и появились первые государства, для истории средних веков - почему же именно страны Западной Европы, западного мира смогли “открыть” и принялись осваивать мир, приспосабливая его под себя? Для новой истории – почему в результате революций в мире стала господствовать буржуазная собственность и сформировался человек техногенной цивилизации? Для курса истории Отечества – что возрождало Русь и Россию? Общей учебной задаче подчинен поиск решения частных учебных задач разделов и отдельных уроков.
Построение школьного курса как системы учебных задач и особая организация учебной деятельности является фундаментом для перестройки деятельности учащихся. Постепенно ребята привыкают к тому, что они не пассивные слушатели и исполнители воли учителя, а исследователи, которые самостоятельно добывают историческую информацию, обдумывают ответы на вопросы, дают собственную оценку историческим личностям и явлениям. На уроках происходит опосредованное, непроизвольное запоминание так, как, решая учебную задачу учащиеся вынуждены обращаться к фактам, событиям, именам, понятиям.
Результаты показывают довольно высокую эффективность данной системы работы. Ежегодно учащиеся выбирают предметы образовательной области “Обществознания” для итоговой аттестации, многие ребята продолжают образование, выбирая гуманитарный или социально-экономический профиль, пишут исследовательские работы о людях и событиях своей “малой родины”. Ответственность, инициативность, самостоятельность – эти качества личности, воспитанные данной технологией создают условия для взаимодействия с окружающим миром, самообразования и саморазвития.
Литература
- В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Статья “Лес проблем и вариант дороги” стр 50-56 ж. Преподавание истории в школе № 1 2000г
- В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Поурочное планирование курса история средних веков как системы учебных задач стр 39-56 ж. Преподавание истории в школе № 7 2000г
- .В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Новый тип учебника по отечественной истории стр 66-75 № 10 2000г
- О Каpaбанова Статья “Универсальные учебные действия: “центр тяжести” новых стандартов” информационно- публицистический бюллетень Просвещение №6 2006г
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
18 03 2024 22:43:48
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
17 03 2024 9:52:26
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
16 03 2024 15:34:40
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...
15 03 2024 6:45:37
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
14 03 2024 4:23:20
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
13 03 2024 11:20:54
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...
12 03 2024 6:35:51
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
11 03 2024 23:20:20
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
10 03 2024 0:28:26
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...
09 03 2024 22:12:12
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
08 03 2024 7:38:28
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...
07 03 2024 3:12:39
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
06 03 2024 0:33:33
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент. Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность. На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края. На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды. Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
05 03 2024 1:22:52
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...
04 03 2024 9:39:46
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку. ...
03 03 2024 18:58:13
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
02 03 2024 21:30:26
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
01 03 2024 3:52:39
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
29 02 2024 5:56:34
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
28 02 2024 1:30:24
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
27 02 2024 12:26:20
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
26 02 2024 21:18:52
Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
25 02 2024 0:26:56
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
24 02 2024 22:57:47
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
23 02 2024 19:50:44
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
22 02 2024 5:54:29
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
21 02 2024 14:20:44
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
20 02 2024 17:23:12
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
19 02 2024 4:38:57
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...
18 02 2024 8:12:39
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
17 02 2024 16:41:31
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
16 02 2024 4:55:33
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
15 02 2024 23:49:27
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
14 02 2024 3:45:43
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
13 02 2024 12:10:26
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
12 02 2024 15:18:25
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
11 02 2024 18:34:35
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
10 02 2024 20:48:18
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
09 02 2024 4:28:32
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху. ...
08 02 2024 7:44:53
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
07 02 2024 7:59:45
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...
06 02 2024 1:31:37
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
05 02 2024 1:43:13
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
04 02 2024 17:10:23
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
03 02 2024 4:21:23
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
02 02 2024 17:32:58
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
01 02 2024 13:30:34
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
31 01 2024 20:10:22
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
30 01 2024 11:59:42
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100". ...
29 01 2024 11:56:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::