Урок по истории по теме "Государственные реформы Петра I"
Цели урока:
Обучающие:
- охаpaктеризовать государственные реформы Петра I,
- определить цель и итоги реформирования государственного управления.
Развивающие:
- развивать умение делать выводы,
- обобщать исторический материал,
- работать с картой и историческим источником.
Воспитательные:
- развитие чувства патриотизма и толерантности.
Задачи:
- усвоить понятия: абсолютизм, Синод, Сенат, коллегии.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- учебник Данилов “История России для учащихся 7 класса”,
- презентация по теме урока (приложение 6),
- тесты.
Ход урока
I Организация класса.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение Эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор.
II Работа по теме.
1. Актуализация знаний.
-Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы) на доске
- В чём неудобство данной системы?
(Могли ли сотни приказов, между которыми не было чёткого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?)
- Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.
2. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с преобразованиями Петра I в области государственного управления (запись темы) слайд 1
- В ходе изучения материала мы должны ответить на вопрос
Была ли новая система более эффективной? слайд 2
3.Работа с документами и схемой.
А. Император.
- Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721года) слайд 3
- В результате каких событий введено это изменение?
Б.Сенат.
- Постепенно Боярская дума потеряла своё значение
-Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?
- Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.
- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.
1) С какой целью учреждён Сенат?
2) Как решались дела в Сенате?
3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?
Приложение 1 слайд 4
- Контроль над деятельностью Сената осуществлял генерал – прокурор. Первым генерал – прокурором был П.И. Ягужинский. Слайд 5
- Внесите изменения в нашу схему. Слайд 6
В. Коллегии
- Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия.
- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.
- Кто автор этого указа?
- Назовите дату учреждения коллегий в России?
- Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
- Кто входил в состав коллегий?
- Объясните, что входит в понятие “Генеральный регламент”?
Приложение 2 Слайд 7
- За каждой коллегией были закреплены определённые обязанности.
Приложение 3 Слайд 8- В 1721 г. Учреждена Вотчинная коллегия – ведала землями дворянства.
- Приказ тайных дел был переименован сначала в Преображенский приказ, а затем в Тайную канцелярию, которая занималась политическим сыском.
- В 1720 г. был введён Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты. Они управляли городским населением.
- Внесите изменения в схему. Слайд 9
Г. Церковная реформа.
- В 1721г. Была создана ещё одна особая коллегия. Слайд 10
- О ней вы узнаете, прочитав пукт учебника “Церковная реформа” стр.118.
- Ответьте на вопросы.
1) Как называлась эта коллегия?
2) Кто входил в неё?
3) Какова роль императора в этой коллегии?
4) Кто руководил Синодом?
5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?
- Внесите изменения в схему. Слайд 11
Д. Областная реформа.
-В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные прострaнcтва, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике стр. 117.
Заполните схему местного управления. Слайд 12
- В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть над некоторыми старыми уездами.
Е. Табель о рангах.
- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена.
- В чём недостаток этой системы?
- Проведение реформ требовало много талантливых людей. Пётр старался привлечь таких людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714г. Указ о единонаследии и 1722г. Табель о рангах.
- Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком.
- На стр.121 прочитайте выдержку из указа о Единонаследии.
Приложение 4 Слайд 13
-С какой целью был издан этот указ?
-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
-Какое обеспечение получали остальные дети?
- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?
- Рассмотрите Табель о рангах.
Приложение 5 Слайд 14-15
- О чём этот документ?
- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил комaндир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?
- Теперь старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Согласно новому закону всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 9 по 14 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а так же денежное содержание.
- Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Табель закрепила отделение воинской службы от гражданской.
Ж.Анализ
В целом это все основные изменения в системе государственного управления.
- Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей. Слайд 16
- Определите форму государственного правления.
Самодержавие – стр.55 учебника.
Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.
- Каково значение петровских преобразований государственного управления?
IV Закрепление изученного.
- Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.
3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал .................... .
4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
5.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.
- Взаимопроверка. Ответы на слайде 17
1. правительствующий Сенат
2. Коллегии
3. император (царь)
4. Табель о рангах.
V Рефлексия
- Что было трудно?
- Что легко?
- Общая оценка работы класса на уроке.
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
18 03 2024 16:41:49
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
17 03 2024 3:55:21
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
16 03 2024 4:25:58
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором. ...
15 03 2024 15:10:56
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
14 03 2024 19:28:33
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...
13 03 2024 22:37:10
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
12 03 2024 6:39:43
Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
11 03 2024 1:24:43
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
10 03 2024 3:38:46
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
09 03 2024 1:11:44
Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
08 03 2024 20:43:15
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
07 03 2024 0:56:15
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
06 03 2024 13:49:58
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
05 03 2024 1:31:44
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
04 03 2024 0:58:12
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
03 03 2024 13:37:11
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
02 03 2024 22:46:52
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
01 03 2024 23:52:15
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
29 02 2024 9:55:46
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности. ...
28 02 2024 2:53:53
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
27 02 2024 8:29:23
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
26 02 2024 7:45:40
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...
25 02 2024 2:33:31
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
24 02 2024 15:51:39
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
23 02 2024 22:14:12
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
22 02 2024 6:33:49
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
21 02 2024 13:20:43
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
20 02 2024 22:41:10
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
19 02 2024 7:56:23
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
18 02 2024 22:30:46
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
17 02 2024 11:13:57
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
16 02 2024 23:39:33
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
15 02 2024 2:36:38
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
14 02 2024 6:32:37
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
13 02 2024 8:47:15
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
12 02 2024 5:30:27
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
11 02 2024 5:35:34
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
10 02 2024 19:34:47
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
09 02 2024 11:58:28
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
08 02 2024 1:40:19
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
07 02 2024 5:37:51
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
06 02 2024 16:57:50
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
05 02 2024 13:39:22
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
04 02 2024 0:39:34
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
03 02 2024 0:13:28
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....
02 02 2024 18:24:14
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
01 02 2024 23:31:11
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
31 01 2024 11:40:42
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
30 01 2024 3:16:12
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени. ...
29 01 2024 6:51:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::