Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы"


    Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы"

За неделю до проведения викторины учитель знакомит участников с правилами игры и темами вопросов, дает список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки.

Правила игры

1. В игре принимают участие девять лучших учеников, из которых формируются игровые тройки. Если имеются три параллельных класса, целесообразно составить треть-финальные тройки из учеников одного и того же класса. В каком именно треть-финале примет участие каждая из троек, решает жребий.

2. Игра проводится по правилам, установленным в телепередаче умники и умницы”.

3. Перед началом игры участники разыгрывают право выбрать дорожку, выполняя на время одно и то же задание (предварительное задание).

  • Красная дорожка является самой короткой. Для выхода в финал игроку на красной дорожке необходимо правильно ответить на два вопроса, неправильный ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры.
  • Желтая дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком.
  • Зеленая дорожка содержит четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно.

4. Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша (таким образом, верные ответы учеников на желтой или зеленой дорожке не гарантируют победы в случае правильных ответов игрока на красной дорожке).

5. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ начисляется один балл, в конце игры подводится итог с вручением приза самому эрудированному зрителю. К участию в зрительском конкурсе допускаются и игроки, не принимающие участия в данном треть-финале.

6. Победители каждой из троек встречаются в финале. Если один из треть-финалов не выявил победителя, в финал допускается зритель, набравший наибольшее количество баллов.

7. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые.

Схема Викторины

СТАРТ

ФИНИШ

ПЕРВЫЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ

Предварительное задание:

Киевский правитель, совершивший в 911 году поход на Константинополь:

А) Аскольд

Б) Святослав

В) Олег

Зеленая дорожка – Юрий Долгорукий (1125 – 1157)

Вопросы:

  1. Какие города основаны Юрием (Ге opгием) Долгоруким в Северо-восточной Руси?
  2. (Москва, Юрьев Польский, Переяславль Залесский, Дмитров – именем его сына)

  3. Почему этот князь получил прозвище Долгорукий?
  4. (Длинные руки от Суздаля протягивал в разные концы русской земли, активно участвовал в междоусобицах – Новгород, Галицко-Волын. земля, два раза захватывал Киев – 1149, 1155г.)

  5. В связи с чем и когда в летописи впервые упоминается Москва?
  6. (1147 г. как место встречи со своим троюродным братом и временным союзником в феодальной войне чернигово-северским князем Святославом Олеговичем). 1156 г. – в летописи о заложении града Московского.

  7. Кто из сыновей Юрия Долгорукого отличались как храбрые и удачливые войны?
  8. (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо)

  9. О каком сыне Юрия Долгорукого автор “Слова о полку Игореве” писал, что его полки могли “Волгу веслами раскропити, а Дон шеломами выльяти”. (Всеволод Большое Гнездо)

Желтая дорожка – Святослав Игоревич (945 – 972)

Вопросы:

  1. Куда Святослав хотел перенести столицу из Киева и почему?
  2. (Болгария, г. Переяславец – теплый климат, плодородная земля, торговля с Константинополем, гр. Образования)

  3. “Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные уделы: пример несчастный, бывший виною всех бедствий России” _ пишет Карамзин. Почему он так оценивает закрепление уделов за своими сыновьями?
  4. (Это причина междоусобиц и позднее феодальное раздробл.)

  5. Как погиб “сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями, равнялся суровою воинскою жизнью с героями Гомера” (Карамзин).
  6. (Нападение печенегов на дружину Святослава на Днепровских порогах в 972г.)

  7. “Но Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого” (Карамзин) Почему?

(Слава побед для него важнее государственного блага).

Красная дорожка – Владимир Мономах

( правление 1113 – 1125)

Вопросы:

  1. Что вы знаете о корнях Владимира Мономаха?
  2. (его деды – Ярослав Мудрый (по отцу), Константин Мономах - единоборец (по матери)

  3. За что киевляне питали особую любовь к Владимиру Мономаху?
  4. (личные качества и заслуги в объединении Руси и борьбы с половцами. Половцы присмирели, ликвидированы междоусобицы)

  5. “Всех походов моих было 83, других маловажных не упомню… Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; старого человека почитайте как отца, а молодого как брата…” Как называется произведение В. Мономаха, откуда эти слова? (“Поучение детям”).
  6. Он продолжает “Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках”. В каком году был осуществлен “Крестовый поход” Мономаха против половцев?

(1111г. Он не сокрушал чужих государств, но был защитой, славою своего).

ВТОРОЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ

Предварительное задание:

Русское княжество, первое принявшее на себя удар монголов в 1237 году:

А) Киевское

Б) Рязанское

В) Владимиро-Суздальское

Зеленая дорожка – Александр Невский

Вопросы:

  1. “Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю”. Кто, кому и когда это сказал?
  2. (Рук. шведов Биргер Александру Ярославовичу в 1240г.)

  3. Почему у Александра Ярославовича было прозвище Невского? (за победу на реке Неве в 1240 году над шведами)
  4. Как вы думаете ответил А. Невский на следующее послание хана Золотой Орды? “Князь Новгородский! Известно ли тебе, что бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно в шатре моем, да познаешь славу и величие монголов”.
  5. (Александр не только талантливый полководец, но и дальновидящий политик и дипломат. Бил захватчиков с Запада и жил мирно с монголами)

  6. Кто, когда и где был противником Александра Невского в знаменитом ледовом побоище?
  7. (1242 г., Чудское озеро, немецкие рыцари Ливонского ордена)

  8. Кто изображен на ордене А. Невского, учрежденного в 1942 г. для награждения комaндиров за хорошо разработанную и осуществленную военную операцию?

(Советский актер Черкасов, сыгравший А. Невского в одноименном фильме)

Желтая дорожка – Дмитрий Донской

Вопросы:

  1. Где и когда русское войско под предводительством князя московского Дмитрия Ивановича впервые одержало победу над монголо-татарами?
  2. (1378 г., река Вожа, Рязанское княжество, над мурзой Бегичем)

  3. В результате какого события Дмитрий Иванович получил прозвище Донской?
  4. (1380 г., Куликовская битва, где река Непрядва впадает в реку Дон)

  5. “Долг князя – смотреть на битву, видеть подвиги воевод и награждать достойных. Мы все готовы на cмepть: а ты, государь любимый, живи и передай нашу память временам будущим. Без тебя нет победы” – так говорили соратники Дмитрия, когда зашел разговор об участии князя в Куликовской битве. Каково было решение и действия самого князя в этом сражении?
  6. (Переодевшись в одежду боярина, он сражался впереди, был оглушен сильным ударом, упал с коня и был без сознания некоторое время)

  7. Почему со времен Дмитрия Донского нашу столицу называют “белокаменной”?

(1367 г. – строительство кремлевское стены из белого камня, добываемого в Подмосковье – первой каменной крепости Московского княжества)

Красная дорожка – М. В. Скопин-Шуйский

Вопросы:

  1. В боях с кем и когда отличился Михаил Скопин-Шуйский?
  2. (Вместе со шведами освобождал от осады поляками Троице-Сергиев монастырь, Москву от Лжедмитрия II 1609-1610 гг. Поход от Новгорода до Москвы)

  3. Какое отношение имеет эта народная песня к судьбе этого полководца?
  4. “Ох ты, гой еси, матушка родимая,
    Сколько я по пирам не езжал,
    А таково пьян еще не бывал.
    Съела меня кума крестовая,
    Дочь Малюты Скурлатова!”

    (Он был отравлен на пиру, а чащу с ядом в вине поднесла жена Дмитрия Шуйского дочь Малюты Скуратова, - перед походом на Смоленск, т. к. в нем видели приемника царя В. Шуйского)

  5. Каковы последствия кончины 23 летнего талантливого полководца? (Дмитрий Шуйский терпит разгром под с. Клушиным, открыта дорога на Москву, царь Василий Шуйский лишился престола, пострижен в монахи в Чудове монастыре)
  6. Где погребен М. В. Скопин-Шуйский?

(Архангельский собор Московского Кремля)

ТРЕТИЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ

Предварительное задание:

С каким государством воевала Россия в 1806 – 1812 гг.?

А) с Турцией

Б) с Францией

В) со Швецией

Зеленая дорожка – А. В. Суворов

Вопросы:

  1. Французский полководец Массена как-то сказал: “Я отдал бы все свои победы за один переход Суворова…” О каком походе Суворова идет речь? (1799г. Переход через Альпы)
  2. Можете ли назвать основные победы Суворова в русско-турецкой войне 1787-91 гг. (Кинбурн – ранен в руку, у Фокшан, р. Рымник – Рымникский, Измаил)
  3. Перед каким сражением Суворов отправил коменданту крепости следующий ультиматум: “24 часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – неволя. Штурм – cмepть”? (1790г. Измаил)
  4. Какое военное звание было присвоено Александру Суворову? (Генералиссимус. За Итальянский и Швейцарский походы)
  5. Как называется книга А. Суворова, где он обобщил свой военный опыт “нападательная тактика”? (“Наука побеждать”)

Желтая дорожка – М. И Кутузов (1745 – 1813)

Вопросы:

  1. Кто и когда сказал о Кутузове: “Он сражался на левом фланге, но был моей правой рукой”? (А. Суворов, 1790 г., взятие Измаила)
  2. Александр I: “Общество желало его назначения, и я его назначил, - сам же я умываю руки”. Когда и по какому поводу прозвучала его фраза? (О назначении Кутузова в августе 1812 г. главнокомaндующим русской армией после вторжения наполеона в Россию)
  3. После какого неудачного сражения и с кем Кутузов спас русскую армию и вывел ее из болот? (Под Аустерлицем, 1805 г., битва русско-австрийской армии с Наполеоном)
  4. Кутузов: “Пока будет еще существовать армия, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна”. Где, при каких событиях это сказал полководец? (1 сентября 1812 г., Совет в Филях, вопрос о сдаче Москвы Наполеону)

Красная дорожка – П. А. Румянцев (1725 – 1796 гг.)

Вопросы:

  1. В какой войне в годы правления Елизаветы Петровны уже проявился полководческий талант Петра Александровича Румянцева? (Семилетняя война 1756 – 62 гг., сражения при Гросс-Егерсдорфе, Кунерсдорфе, Кольберге, в Восточной Пруссии и Померании)
  2. За победу в каком сражении он получил звание генерал фельдмаршала и добавление к своей фамилии “граф Задунайский”? (При Кагуле на Дунае в русско-турецкой войне в 1770 г.)
  3. Умер П. Румянцев после тяжелой болезни 8 декабря 1796 г. Где он похоронен? (Александро-Невская лавра в Петербурге)
  4. Какой впоследствии знаменитый русский полководец служил под комaндованием П. А. Румянцева? (А. В. Суворов)

ФИНАЛ

Предварительное задание:

Немецкая операция по взятию Москвы носила название:

А) Барбаросса

Б) Тайфун

В) Цитадель

Зеленая дорожка – Г. К. Жуков

Вопросы:

  1. Где накануне Великой Отечественной войны проявился полководческий талант Г. К. Жукова? ( Лето 1939 г., р. Халхин-Гол, разгром японцев)
  2. Какой пост занимал Г. К. Жуков в годы Великой Отечественной войны? (Члeн ставки с августа 1942 г. – первый заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомaндующего, одновременно комaндующий многими фронтами)
  3. Какова роль Г. К. Жукова была 8 мая 1945 г.? (Он принимал безоговорочную капитуляцию Германии и подписывал об этом акт)
  4. Какова послевоенная его судьба? (Подвергался опале в 1946-53, 1957-65 гг., в 1955-57 гг. – министр обороны СССР)
  5. Какое военное звание Г. К. Жукова? (Маршал Советского Союза с 1943 г., четырежды Герой Советского Союза – 1939, 1944, 1945, 1956 гг.)

Желтая дорожка – М. Тухачевский

Вопросы:

  1. На каком фронте гражданской войны проявил свой талант молодой полководец М. Тухачевский? (Против белополяков в 1920 г.)
  2. Верно служа большевикам, во главе своей армии Тухачевский подавлял восстание моряков. Где и когда это было? (1921 г. март, Крондштатский мятеж)
  3. Что собой представляло “дело Тухачевского”? (Обвинение его и других военных сфабрикованным документом в измене Родине и расстрел в 1937 г.)
  4. Из приказа комaндования 12 июня 1921 г.: “Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми удушливыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось”. Кого здесь называют бандитами, какое отношение к Тухачевскому имеет этот приказ? (Это его приказ о подавлении восстания крестьян на Тамбовщине в 1921 г.)

Красная дорожка – К. К. Рокоссовский

Вопросы:

  1. В каких крупных сражениях в годы Великой Отечественной войны маршал К. К. Рокоссовский участвовал в качестве комaндующего фронта (Сталинградская, Курская, Берлинская)
  2. Какова послевоенная судьба маршала Рокоссовского? (Министр обороны в Польше)
  3. В чем проявилась Сталинская немилость к Рокоссовскому в конце войны? (Замена его Жуковым как комaндующего 1-м Белорусским фронтом в Берлинской операции, перевод во 2-ой Белорусский фронт)
  4. Какую опасную инициативу проявил К. К. Рокоссовский в Курской битве? (Осуществил артиллерийскую подготовку по готовым к наступлению фашистским войскам)

Литература, рекомендуемая учащимся для подготовки к игре

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

  • "Повесть временных лет". Часть 2
  • Карамзин Н.М. История государства Российского Глава VII. КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ. Г. 945-972
  • Соловьев Сергeй Михайлович - История России с древнейших времен Том 1 глава 6

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

  • Карамзин Н.М. История государства Российского. т.2 глава 7. Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Г. 1113-1125
  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. глава 4 Князь Владимир Мономах
  • Ключевский В.О. Курс русской истории Лекция XXVI (Сказание о Владимире Мономахе)

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ

  • Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987;
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV вв., т. 1, М., 1961;

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

  • Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1974.
  • Житие Александа Невского (документ)
  • Соловьев С.М. История России с древнейших времен. том 3 гл. 3 - От Батыева нашествия до борьбы между сыновьями Александа Невского (1240-1276)
  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. том 1 гл. 8 - Князь Александр Ярославич Невский

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

  • Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. М., 1983.
  • Журавель А.В. - Хронологические данные в "Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича"

СКОПИН ШУЙСКИЙ

  • Иконников B.C. Князь М.В. Скопин-Шуйский:

АЛЕКСАНДР СУВОРОВ

  • Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году // Время и судьбы: Воен. - мемуар. сб. Вып. 1. - М.: Воениздат, 1991. - С. 143 - 157.
  • Григорьев С.Т. Александр Суворов: Ист. повесть. - М.: Мысль 1990. - 319 с.: ил.
  • История государства Российского: Жизнеописания. XVIII в. - М.; Изд-во "Кн. палата", 1996. - С. 322 - 333.
  • Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководч. деятельность. - М.: Воениздат, 1989. - 496 с.: ил.
  • Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 39 с.: ил.

М. И. КУТУЗОВ

  • "Бесcмepтен тот. Отечество кто спас": Михаил Илларионович Кутузов / Б.С. Абалихин, B.C. Антонов, Л.П. Богданов и др. - М.: Мысль, 1995. - 303 с.
  • Жилин П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов: Жизнь и полководческая деятельность. - 3-е изд., доп. - М.: Воениздат, 1987.-367 с.
  • Спаситель Отечества: Кутузов без хрестоматийного глянца // Родина. 1995. Т. 9.

П. РУМЯНЦЕВ

  • Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. - М.: Патриот, 1992. - С. 299 - 338.
  • Лубченков Ю.Н. Фельдмаршал службы российской: Ист. повествование. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 112 с.: ил.
  • П.А.Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Документы и материалы. Киев, 1974;

К. К.. РОКОССОВСКИЙ

  • Кардашов В.И. Рокоссовский. М., 1984.
  • Люди бесcмepтного подвига. Изд. 4-е. Кн. 2. М., 1975;
  • Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Сборник. Изд. 2-е. М., 1971.

Г. К. ЖУКОВ

  • Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969
  • Светлишин Н.А. Крутые ступени судьбы: Жизнь и ратные подвиги маршала Г.К. Жукова. Хабаровск, 1992,
  • Жукова Э. Маршал Победы. Вспоминая и размышляя. М., 1996.

М. ТУХАЧЕВСКИЙ

  • Дайне с В.О. Михаил Николаевич Тухачевский // Вопросы истории. 1989. N 10;
  • Иванов В.М. М.Н. Тухачевский. М., 1990.
  • Кровавый маршал, Михаил Тухачевский. 1893-1937. Сост. Г. В. Смирнов. М., 1997.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 21:37:59

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 2:58:30

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 4:57:42

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 10:36:24

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 22:56:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 23:11:49

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 3:38:11

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 3:34:47

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 19:51:44

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 4:12:33

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 21:58:49

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 7:26:23

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 15:42:25

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 18:43:56

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 14:19:55

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 13:26:35

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 11:10:28

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 10:58:29

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 1:45:16

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 0:39:19

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 0:13:53

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 6:34:38

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 15:22:13

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 12:31:19

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 1:13:53

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 14:37:13

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 10:42:27

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 6:29:22

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 5:18:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 3:44:34

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 10:53:16

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 22:17:57

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 22:43:45

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 4:34:47

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 22:50:54

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 4:48:55

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 8:32:20

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 22:48:17

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 6:24:17

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 6:56:18

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 16:56:28

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 5:31:34

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 9:35:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 6:32:26

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 13:57:32

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 20:40:15

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 8:17:19

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 6:54:34

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 12:56:27

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 6:12:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::