Интеллектуальная ассамблея. Сценарий историко-познавательной игры по теме "Петр I и его эпоха". 7-й класс

В игре принимают участие ученики трех параллельных классов, комaнды состоят из 7 человек (6 игроков и капитан). Жюри и помощники ведущих набираются из старшеклассников, обучающихся в профильном (гуманитарном) классе. Максимальная оценка объявляется перед каждым конкурсом. За правильные ответы зрителей жюри начисляет дополнительные баллы комaнде.
Цели и задачи:
- закрепить знания по теме;
- дать учащимся возможность проявить интеллектуальные и творческие способности;
- развивать интерес к изучению истории;
- формировать потребность в сотрудничестве.
Оборудование:
- репродукции картин, посвященных эпохе Петра I;
- портреты А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Ф.Я. Лефорта;
- раздаточный материал (конверты с хаpaктеристиками к конкурсу капитанов, иллюстрации к конкурсу “Всякая всячина”).
Продолжительность игры: 1 час.
Ход игры
Звучит музыка Петровской эпохи.
Первый ведущий: 1718 года. Именной указ “Об учреждении ассамблей”.
Второй ведущий: Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать, вольное в котором доме собрание или съезд делается, не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде говорить, переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава.
Первый ведущий: А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктами, покамест в обычай не войдет.
Второй ведущий: В котором дому ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объяснить, куда вольно всякому прийти, как мужскому полу, так и женскому.
Первый ведущий: Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.
Второй ведущий: Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употрeбляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употрeбляемые.
Первый ведущий: Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени, также тут быть, сколько кто похочет, и отъезжать волен, когда хочет.
Второй ведущий: Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть; также церемонии делать вставанием, провожанием и прочим отнюдь не дерзает под штрафом великого орла [большой кубок с вином], но только по приезде и отъезде почтить поклоном должно.
Первый ведущий: За исполнением правил следил специально выбранный Маршал ассамблеи. На нашей ассамблее тоже есть свои Маршалы (называются имена члeнов жюри и помощников ведущих).
Второй ведущий: Так предписывалось проводить ассамблеи в Петровское время. Мы предлагаем нашим игрокам немного отвлечься от строгих правил и пофантазировать на тему:
Если бы ассамблею проводил я…
Второй ведущий: За неделю до игры комaнды получили задание придумать и кратко, за 3-4 минуты, защитить свой проект ассамблеи, подчеркнув, что бы они изменили или добавили в петровской ассамблее. Максимальное число баллов за этот конкурс – 5.
Комaнды представляют свои проекты ассамблеи.
Первый ведущий: Можно согласиться, а можно и не согласиться с представленными нам проектами ассамблеи. Соглашаться или нет можно с каким угодно утверждением, главное, обосновать, почему вы не согласны. Итак:
Согласны ли вы?
Первый ведущий: Все вопросы этого конкурса начинаются одинаково: “Согласны ли вы с тем, что…” Комaндам нужно выразить свое согласие или несогласие и, по возможности, доказать свой ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Ведущие по очереди задают вопросы).
Согласны ли вы с тем, что…
… сенат при Петре I был высшим законодательным,
распорядительным и исполнительным органом
власти? (Да).
… союзником России в Северной войне была
Франция? (Нет, союзниками России были Дания и
Польша).
… военные действия против Швеции начал датский
король Фредерик IV? (Да).
… Турция оказала военную помощь Карлу ХII в ходе
Полтавской битвы? (Нет).
… в сражении под Нарвой особую стойкость
проявила дворянская конница? (Нет, особую
стойкость проявили Семеновский, Преображенский
и солдатский Лефортовский полки).
… для защиты Санкт-Петербурга со стороны моря
была построена Петропавловская крепость? (Нет,
с этой целью был построен Кронштадт).
… главнокомaндующий русской армии под Нарвой в
начале сражения перешел на сторону шведов? (Да).
… Петр I находился в составе Великого посольства
под собственным именем? (Нет, он путешествовал
под именем урядника Петра Михайлова).
… в народе широко была распространена легенда о
подмене русского царя Петра за границей? (Да).
Второй ведущий: История таит в себе много любопытных фактов. В какой бы области ни происходили те или иные события – в искусстве, технике или точных науках, - все они делаются достоянием истории. Давайте проверим, насколько разнообразна эта:
Всякая всячина
Второй ведущий: За правильный ответ в этом конкурсе дается 5 баллов.
У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая комaнда получает по одной иллюстрации –
<Рисунок1>,
<Рисунок2>,
<Рисунок3>)
1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.
2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.
3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.
Первый ведущий: В предыдущем вопросе вы искали реалии Петровского времени на иллюстрациях. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли художников. А вопрос будет такой: В 58-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, вышедшего в 1903 году, рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга. “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниеншанцем, флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. Связь между обоими берегами Невы была устроена на самолете...” Нарисуйте этот самолет. (Самолетом в XVIII веке называли самоходный паром, движущийся силой речной струи).
Второй ведущий: Вряд ли Петру I удалось бы осуществить свои преобразования, не будь рядом с ним помощников, единомышленников, тех людей, которых Александр Сергеевич Пушкин образно назвал:
Птенцы гнезда Петрова
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны комaнд. Им предлагается выбрать одну из пронумерованных карточек и взять конверт с соответствующим номером.
Второй ведущий: Как вы уже догадались, конкурс посвящается сподвижникам Петра I. На обороте карточки вы видите портрет одного из них. В конверте вы найдете 6 хаpaктеристик: 5 из них относятся к человеку, изображенному на портрете, а 1 – лишняя. Выберите верные хаpaктеристики и назовите того, кто изображен на портрете. Максимальное число баллов – 6 баллов.
1. Александр Данилович Меншиков.
- Он был денщиком Петра I в юности, а в зрелые годы стал обладателем всевозможных титулов и званий;
- В 1698 пожалован сержантом, в 1705 – графом Священной Римской империи, в 1707 – светлейшим князем. Комaндовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольдштейне, при Екатерине I стал генералиссимусом;
- Был губернатором Шлиссельбурга и Санкт-Петербурга, президентом военной коллегии и члeном Верховного тайного совета;
- Один из богатейших людей своего времени. Владел более чем 150 тысячами крепостных. Современники говорили, что он мог ехать от Риги до Дербента и всякий раз останавливаться на ночлег в каком-то из своих владений. Состоял под судом за казнокрадство и уплатил 200 тысяч рублей штрафа;
- Был избран действительным члeном Английского королевского общества наук.
Лишняя подсказка (относится к Ф.М. Апpaксину):
- Петр I сказал ему однажды: “Хоть ты всегда одобрял мои предприятия, особенно в морской части, но я читаю в сердце твоем, что если умру прежде тебя, ты будешь один из первых осуждать все, что я сделал”.
2. Борис Петрович Шереметев
- Граф, военачальник и дипломат, потомок боярского рода, основанного в XIV веке неким Кобылой. Его фамилия возникла из прозвища, которое носил один из его предков в конце XV столетия.
- Генерал-фельдмаршал. Комaндуя конницей, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой; впоследствии одержал ряд блестящих побед: взял Нотебург, Копорье, Ямбург, Дерпт, Ригу. В Полтавской битве комaндовал пехотой. Из всех сподвижников Петра только он стал героем народных песен;
- После неудачного для России Прутского похода решил постричься в монахи, но вместо этого по приказу царя женился, был счастлив в бpaке и имел пятерых детей;
- Принадлежал к числу богатейших людей России, получал самое высокое жалованье в стране – 7 тысяч рублей в год. Несмотря на это, обладал особым даром клянчить пожалования и нередко выступал в роли попрошайки, сетующего на свою бедность.
- Современники утверждали, что он “самый вежливый в стране и наиболее культурный”. Одним из первых стал носить европейскую одежду. Был известен своим гостеприимством.
Лишняя подсказки (относится к П.А. Толстому):
- Именно он уговорил вернуться на родину царевича Алексея, а затем возглавил следствие по его делу.
3. Франц Яковлевич Лефорт
- По словам князя Куpaкина, он “был человек забавный и роскошный или назвать дeбoшан французский. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе (ужины) и балы”.В его резиденции, выстроенной на деньги царя, был сад с прудами и парк, где содержались различные дикие звери;
- Назначенный комaндиром Первого Московского отборного полка, для его размещения распорядился построить солдатскую слободу и плац напротив своего дома. Эту часть Москвы на левом берегу Яузы стали называть его именем;
- Мало понимал в морском деле, но именно на его энергию рассчитывал Петр, когда поручил ему строительство кораблей в Воронеже и комaндование флотом в Азовских походах;
- Подал Петру I идею отправиться в Европу с целью изучения различных наук. Возглавил Великое посольство, однако фактическое руководство находилось в руках опытного дипломата Головина;
- Как писал современник, он “пришёл до такого градусу, что учинён был генералом от инфантерии и потом адмиралом”. После второго Азовского похода получил титул Новгородского наместника, золотую медаль и соболью шубу.
Лишняя подсказка (относится к Ф.Ю. Ромодановскому):
- В сенях его дома гостя встречал хорошо обученный большой медведь с чаркой настоянной на перце водки и услужливо вручал ее гостю. Если тот отказывался от угощения, медведь срывал с него шляпу, парик, а то и хватал за платье.
Первый ведущий: Капитаны готовятся, а комaнды продолжают игру. Для них мы приготовили задание, которое называется:
Картинная галерея
На доске вывешены репродукции картин:
1) Никитин И.Н. “Петр Первый на cмepтном одре”
<Рисунок4>,
2) Серов В. “Петр Первый на строительстве
Петербурга” <Рисунок5>,
3) Суриков В.И. “Меншиков в Березове”
<Рисунок6>,
4) “Полтавская битва” (гравюра Н. Лармессена)
<Рисунок7>,
5) Мясоедов Г.Г. “Франц Тиммерман объясняет юному
Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного
в одном из амбаров села Измайлова” <Рисунок8>,
6) Ге Н.Н. “Петр Первый допрашивает царевича
Алексея в Петергофе” <Рисунок9>,
7) Суриков В.И. “Утро стрелецкой казни”
<Рисунок10>
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Первый ведущий: Перед вами 8 картин, посвященных людям и событиям Петровской эпохи. Укажите, что это за события и расположите их в хронологическом порядке. Результаты запишите в таблице. Максимальное число баллов – 8. За верно указанные фамилии художников присуждаются дополнительные баллы.
Правильно заполненная таблица выглядит так:
Дата | № картины | Историческое событие | Автор картины |
1688 | 5 | В селе Измайлово найден английский ботик, который Петр впоследствии назовет “дедушкой русского флота”. | Г.Г. Мясоедов |
1698 | 7 | Подавление стрелецкого бунта и казнь стрельцов. | В.И. Суриков |
1703 | 2 | Начало строительства Петербурга. | В. Серов |
1709 | 4 | Полтавская битва. | Симоно |
1718 | 6 | Розыскное дело царевича Алексея. | Н.Н. Ге |
1725 | 1 | Cмepть Петра I. | И.Н. Никитин |
1728 | 3 | Ссылка А.Д. Меншикова в город Березов. | В.И. Суриков |
Второй ведущий: На ассамблеях Петровской эпохи занятие или развлечение находилось для каждого. Так что, зрители, не надейтесь остаться в стороне, потому что на нашей ассамблее:
Играют все
- Как назывались самые первые воинские подразделения, созданные Петром I? (Потешные полки).
- Этот город стал местом рождения русского военного флота. (Воронеж).
- Именно этот цвет отличал орденскую ленту российского ордена Андрея Первозванного. (Гoлyбой).
- В русской армии они были введены в 1700 году и поначалу украшали лишь одно левое плечо. (Погоны).
- Именно для него Петр I предназначил изобретенный им антиорден Иуды. (Мазепа).
- Знак этого ордена стал флагом российского военного флота. (Крест святого Андрея – знак ордена Андрея Первозванного).
- Как назывались два самых крупных корабля, участвовавших во втором Азовском походе? (“Апостол Петр” и “Апостол Павел”).
- Эти органы центрального управления заменили в России приказы. (Коллегии).
- Именно там открылась первая в России биржа. (Санкт-Петербург).
- Царевич Алексей, сын Петра I, стал одним из первых ее узников. (Петропавловская крепость).
- Что значит слово “ассамблея” в переводе с французского языка? (Общественное собрание).
- При Петре I его стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня. (Новый год: до Петра I он отмечался 1 сентября – в день Симеона Летопроводца).
Проверка конкурсов “Птенцы гнезда Петрова и “Картинная галерея”.
Первый ведущий: Петровская эпоха привлекает ученых и вызывает споры на протяжении почти трех столетий. Государственные реформы, строительство городов, войны, промышленность, наука, культура, повседневный быт – поистине неисчерпаемо:
Море деятельности Петра I
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Когда Петр I стал именоваться императором? (С 1721 года).
- Как называлась деревня, возле которой был уничтожен большой шведский обоз, шедший на помощь Карлу XII? (Лесная).
- Однажды на пиру Петр предложил тост за здоровье учителей своих в военном искусстве. Кого он имел в виду? (Шведов).
- В Швеции в насмешку над московитами была отчеканена медаль, изображавшая плачущего русского царя и бегущее войско. Надпись на медали гласила: “Исшед вон, плакася горько”. Что дало повод к созданию этой медали? (Поражение русского войска под Нарвой в 1700 году).
- В честь какого военного события Петр I приказал отчеканить медаль с надписью “Небываемое бывает”? (Захват в устье Невы двух шведских военных судов).
- Чем закончилась Северная война? (30.08.1721 года по Ништадтскому мирному договору Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом; Россия выплачивала Швеции контрибуцию; стороны беспрепятственно обменивались пленными).
- Историк В.О. Ключевский писал: “Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело из строя больше бойцов”. О каком событии так сказал историк? (О строительстве Петербурга).
- Именно столько классов чиновников включала в себя “табель о рангах” в России. (14).
- Их во времена Петра I называли пенсионерами. (Студентов, отправленных учиться в Европу, т.к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию).
- Именно это запрещалось молодым дворянам, если они не получили образование хотя бы в цифирной школе. (Жениться).
- В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: губернатор московской губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что за привилегию имели эти люди? (Носить бороду без уплаты соответствующего налога).
- Этот промышленник был главным поставщиком оружия для русской армии. Он пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Петербурга и построил 4 завода на Урале и 1 на Оке. (Демидов).
- Среди многочисленных орденов Меншикова не было русского ордена Святой Екатерины. Почему? (Этим орденом награждали только женщин).
- В 1718 году в Санкт-Петербурге указом Петра I была создана организация, первоначально насчитывавшая 200 человек под комaндованием генерал-адъютанта Девиера. Ее роль определялась так: “Она есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности”. Назовите ее. (Полиция).
- Петр I приказал создать в Москве и Петербурге аптекарские огороды. Как сейчас называются их преемники? (Ботанические сады).
Звучит музыка Петровской эпохи. Жюри объявляет итоги игры и награждает победителей.
Литература:
- Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России IX – XVIII века: Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 1997.
- Занимательные истории из русской истории: XVIII век / Авт.-сост. Л.Б. Яковер. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2000.
- Муравьева Л., Рудишина Т. Фирменное блюдо с прологом и эпилогом: Викторина-путешествие по Петербургу // Библиотека в школе. – 2003. - № 2. – С. 26-27.
- Павленко Н. И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.
- Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – М.: МИРОС, Международные отношения, 1993.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа, 1999.
- Федорчук И.А. История: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
21 01 2021 11:11:19
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
20 01 2021 12:48:57
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
19 01 2021 9:25:20
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
18 01 2021 22:56:35
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
17 01 2021 5:24:52
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
16 01 2021 2:36:33
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
15 01 2021 8:59:47
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
14 01 2021 15:30:56
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
13 01 2021 20:53:46
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
12 01 2021 9:34:15
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
11 01 2021 4:25:51
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
10 01 2021 16:29:16
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
09 01 2021 7:31:14
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
08 01 2021 2:37:56
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
07 01 2021 7:15:34
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
06 01 2021 22:52:44
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
05 01 2021 3:16:45
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
04 01 2021 5:39:42
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
03 01 2021 4:26:13
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
02 01 2021 19:43:51
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
01 01 2021 20:36:46
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
31 12 2020 5:13:23
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
30 12 2020 21:22:55
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
29 12 2020 0:10:48

Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
28 12 2020 16:47:54
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
27 12 2020 17:49:55
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.
...
26 12 2020 21:52:59
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
25 12 2020 23:41:31

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
24 12 2020 20:59:55
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
23 12 2020 12:34:56
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
22 12 2020 6:39:42
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов.
...
21 12 2020 0:13:23
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
20 12 2020 11:10:34
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
19 12 2020 10:21:12
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
18 12 2020 11:13:19
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
17 12 2020 14:40:59
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
16 12 2020 18:42:43
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
15 12 2020 22:49:31
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
14 12 2020 20:28:33

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
13 12 2020 10:24:21
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
12 12 2020 17:30:22
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
11 12 2020 13:29:23
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
10 12 2020 14:24:18
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
09 12 2020 1:18:21
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
08 12 2020 20:51:15
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
07 12 2020 5:49:28
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
06 12 2020 20:45:42
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
05 12 2020 8:45:45
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
04 12 2020 12:42:13
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
03 12 2020 19:51:36
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
02 12 2020 17:22:31
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства.
...
01 12 2020 1:46:29
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
30 11 2020 16:30:27
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
29 11 2020 10:23:36
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
28 11 2020 2:38:55
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
27 11 2020 1:34:25
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
26 11 2020 14:43:47
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
25 11 2020 0:35:37
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
24 11 2020 0:51:25
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
23 11 2020 0:24:47
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
22 11 2020 18:12:22
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
21 11 2020 19:50:18
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
20 11 2020 16:43:23
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
19 11 2020 11:11:12
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
18 11 2020 6:41:45
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
17 11 2020 21:51:53
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
16 11 2020 23:45:43
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
15 11 2020 14:42:52
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
14 11 2020 21:32:16
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
13 11 2020 16:28:24
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
12 11 2020 7:22:53
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
11 11 2020 3:18:38
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
10 11 2020 3:41:13
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
09 11 2020 17:57:13
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
08 11 2020 12:36:30
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
07 11 2020 9:54:46
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
06 11 2020 11:42:59
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
05 11 2020 14:33:41
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
04 11 2020 5:46:53
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны.
...
03 11 2020 11:37:19
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
02 11 2020 16:30:53
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
01 11 2020 14:53:21
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
31 10 2020 15:35:51
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
30 10 2020 3:12:41
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
29 10 2020 3:22:35
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
28 10 2020 2:17:18
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
27 10 2020 13:42:41
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
26 10 2020 1:16:17
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
25 10 2020 22:57:44
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
24 10 2020 21:52:50
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
23 10 2020 21:29:41
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
22 10 2020 21:30:37
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
21 10 2020 12:49:16
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
20 10 2020 17:45:16
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
19 10 2020 0:14:22
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
18 10 2020 9:58:41
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
17 10 2020 20:45:10
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
16 10 2020 18:22:59
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
15 10 2020 8:47:24
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
14 10 2020 0:46:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::