Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Класс: 5.
Тема: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы".
Цели урока:
- показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства;
- подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи;
- защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев;
- развивать логическое мышление; продолжить работу по формированию исторических понятий.
Новые понятия: закон, суд, судить.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
- Проверка явки учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
Изучение нового материала
Учащиеся уже познакомились с Междуречьем, шумерской культурой (богами солнца, воды, плодородия), клинописью.
I. Постановка учебной задачи
Учитель: В 1901–1902 гг. французской
археологической экспедицией при раскопках в
Сузах (столице древнего Элама) был найден черный
базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней
части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со
всех сторон столб покрыт ровными рядами
клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая,
оказал один из трех величайших правителей Элама
Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э.
во время завоевательного похода на Двуречье увез
этот памятник в качестве трофея из Сиппары в
Сузы. Ныне это один из самых уникальных
экспонатов Лувра.
– Как вы думаете, чем уникален этот столб?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Потому что древний.
– Единственный.
– Может быть, текстом?
– А может изображенной сценой? И др.
Все версии учитель фиксирует на доске.
В процессе обсуждения версий, учащиеся должны
придти к выводу, что для исторической науки
данный столб ценен все же содержанием текста.
– Почему текст написан на двухметровом
базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?
Предполагаемый ответ учащихся: Базальт – очень прочный камень, значит будет стоять очень длительное время. Содержание текста, видимо, касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе.
Учебная задача: Узнать, о чем этот текст?
II. Решение учебной задачи
Учитель (на фоне музыки): Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.
(Слайд с изображением столба)
– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?
Учащиеся высказывают свои предположения (бог и царь Хаммурапи)
Учитель: Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (Следующий слайд)
"Когда высокий Анум,… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку (главный бог вавилонян) первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для блага народа".
Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:
1. С какой целью Хаммурапи был призван править
людьми? (Чтобы справедливость в стане
заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и
злых, чтобы сильный не притеснял слабого)
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в
стране? (С помощью законов)
Решение задачи: Текст на столбе – это могут быть законы, написанные царем Хаммурапи.
III. Изучение законов царя Хаммурапи
Работа в группах.
Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу "Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи".
7. Если человек купит из руки сына человека
полноправный житель Вавилонского царства) или из
руки paба человека без свидетелей и договора или
возьмет на хранение серебро, либо золото, либо
paба, либо paбыню, либо вола, либо овцу, либо осла,
либо что бы ни было, то этот человек – вор, его
должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не
вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в
том, что он не делал необходимой работы в поле, и
он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его
соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего
поля, и вследствие того, что плотина не была
укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а
водой будет затоплена возделанная земля общины,
то человек, в плотине которого произошел прорыв,
должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но
был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то
он должен отмерить зерно в соответствии с
урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не
укрепит свою работу, так что стена обрушится, то
этот строитель должен починить стену за
собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наемную
плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату
камнереза... плату столяра... плату кожевника,
плату плотника... плату корзинщика... плату
строителя... В день он должен давать".
Отрасли хозяйства |
Примеры из законов Хаммурапи |
Земледелие: какие культуры выращивали? | |
Скотоводство: каких животных разводили? | |
Ремесло: какие ремесленные профессии были известны? |
Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?
Статьи законов для второй группы:
59. Если человек (полноправный житель
Вавилонского царства) срубит в саду человека
дерево без ведома хозяина сада, то он должен
отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и
нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками
или же любым другим грузом, а этот лодочник был
нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем
было, то лодочник должен возместить судно,
которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему cмepть
небрежностью или побоями, то он должен хозяину
быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обpaбатываемого
поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей
(сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он
должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261. Если человек нанял пастуха для
пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он
должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в
год.
Вопросы к статьям: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?
Статьи законов для третьей группы учеников:
15. Если человек выведет за городские ворота
paба дворца, или paбыню дворца, или paба, или
paбыню мушкенума (свободного, но неполноправного
подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого paба в своем доме,
и потом раб будет схвачен в его руках, то этого
человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом
или серебром и будет держать его заложником, а
заложник умрет в доме взявшего в залог по своей
судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от
побоев или дурного обращения, то хозяин
заложника должен изобличить… и, если взятый в
залог – сын человека, должны казнить его
(ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за
серебро или даст в долговую кабалу свою жену,
своего сына или свою дочь, то они должны служить в
доме их покупателя или заимодавца три года, на
четвертый год должно отпустить их на свободу.
Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков
Статьи законов для четвертой группы учеников:
128. Если человек возьмет жену и не заключит
письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына
и скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то
судьи должны исследовать его дело, и если сын не
совершил тяжкого греха, достаточного для лишения
его наследства, то отец не может лишить его
наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей,
вознамерится войти в дом другого, то она не может
войти без ведома судей. Когда она входит в дом
другого, судьи должны ис-следовать дело дома ее
первого мужай должны поручить дом ее первого
мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них
документ. Они должны хранить дом, а также
воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего,
находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то
этот воспитанник не может быть потребован
обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь
когда его усыновили, он узнает своего отца и свою
мать, то этот воспитанник может вернуться в дом
своего отца.
Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения бpaка?
Статьи законов для пятой группы учеников:
1. Если человек станет обличать под клятвой
человека, бросив на него обвинение в убийстве, и
не докажет этого, то обличавшего должно
убить.
6. Если человек украдет достояние бога или дворца,
то этого человека должно убить, а также того, кто
примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка
другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны
отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то
должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему,
то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего
по положению, чем он сам, то он должен быть
отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына
человека, равного ему, то он должен отвесить ему
одну мину (0,5 кг) серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына
человека, то ему должны отрезать ухо.
Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: "око за око, зуб за зуб". Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. По ходу ответов на доске оформляется запись:
Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.
Они защищали:
- честный и добросовестный труд;
- частную собственность;
- своих подданных от обращения в рабство;
- семью и права детей.
Законы сурово наказывали за преступления.
По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.
Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.
IV. Рефлекствно-оценочный этап
Слайд: приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.
Преступление | Наказания |
1. Если сын ударит своего отца… | А). ..то должно выбить его глаз. |
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… | Б) …то должно выбить его зуб. |
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… | В) …то ему должно отрубить руку. |
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… | Г) …то должен починить за собственное серебро. |
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то… | Д) …то должно отрезать ему ухо. |
Подведение итогов. Выставление оценок
Задание на дом: § 14, вопросы и задания к параграфу
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
27 03 2024 23:41:25
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
26 03 2024 1:12:56
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
25 03 2024 6:58:28
В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
24 03 2024 1:12:55
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
23 03 2024 21:53:31
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
22 03 2024 11:28:26
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
21 03 2024 17:55:30
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
20 03 2024 4:11:23
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
19 03 2024 19:35:23
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...
18 03 2024 14:29:19
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
17 03 2024 7:56:39
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
16 03 2024 4:55:27
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
15 03 2024 23:26:28
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
14 03 2024 14:18:39
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
13 03 2024 11:33:22
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...
12 03 2024 6:37:13
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
11 03 2024 11:33:39
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
10 03 2024 12:13:40
Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
09 03 2024 4:52:46
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
08 03 2024 16:38:58
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
07 03 2024 16:54:54
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
06 03 2024 6:27:27
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
05 03 2024 2:31:11
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
04 03 2024 21:45:51
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...
03 03 2024 23:30:20
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
02 03 2024 11:58:55
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
01 03 2024 0:37:47
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
29 02 2024 5:14:11
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
28 02 2024 19:16:55
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
27 02 2024 11:15:49
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
26 02 2024 12:30:20
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов. ...
25 02 2024 10:34:53
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год". ...
24 02 2024 0:24:20
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
23 02 2024 1:47:13
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья. ...
22 02 2024 13:23:43
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...
21 02 2024 21:15:25
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
20 02 2024 7:43:22
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
19 02 2024 15:53:50
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...
18 02 2024 20:18:26
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...
17 02 2024 15:19:41
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
16 02 2024 16:45:12
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
15 02 2024 23:33:17
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
14 02 2024 23:24:17
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
13 02 2024 13:25:39
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
12 02 2024 4:37:21
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
11 02 2024 3:11:18
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...
10 02 2024 4:46:43
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
09 02 2024 6:37:21
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
08 02 2024 5:34:30
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
07 02 2024 6:23:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::