Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"
Задачи образовательного процесса на данном уроке:
1. Образовательные задачи:
усвоение научных знаний (факты, понятия, закономерности, обобщающая картина определенного исторического периода);
формирование умений и навыков:
а) специальные: анализ исторических фактов, документов;
установление причинно- следственных связей;
анализ деятельности исторических личностей и умение дать им
хаpaктеристику.
б) общеобразовательные: умение выбрать главное;
умение работать с книгой, правильно строить ответ.
2. Воспитательная задача:
- осмысление собственного «знания- незнания»;
- корректность в коллективной работе.
3. Развивающая задача:
- развитие теоретического мышления (причинно- следственные связи, выводы, обобщения, сравнения);
- развитие логического мышления;
- совершенствование имеющихся навыков и умений;
- оценка результата решения намеченных задач.
Задачи урока:
- Определить направленность и цель внутренней политики Александра I;
- Дать хаpaктеристику цели внутренней политики Александра I;
- Выявить причины, определившие цель внутренней политики Александра I.
Данный урок рассчитан на два академических часа. Учащимся заранее было дано опережающее задание ознакомиться с материалами учебника по данной теме (учебник Е.Н.Захаровой «История России XIX- начало XX века» параграфы №№ 3;6.)
Ход урока
Вопросы учителя |
Ожидаемые ответы учащихся |
Определите временные рамки правления Александра I |
1801-1825 года |
Чью власть наследовал Александр I и каким образом он пришел к власти? |
Наследовал власть своего отца императора Павла I путем дворцового переворота, в результате которого Павел I был убит. Александр знал о заговоре. |
Делаем вывод: Александр I жаждал власти. |
|
Почему А.С.Пушкин о начале правления Александра I сказал: «…дней Александровых прекрасное начало!».Что «прекрасного» было в начале правления Александра I? |
Обнадеживающим и были его заявления о возврате к идеалам Екатерины II, к идеалам Просвещения и либерализма. (Здесь же вспоминаем реальные итоги правления Екатерины II, которыми стало укрепление самодержавия и его опоры- дворянства). |
Итак, Александр I заявил о намерении провести либеральные реформы. |
Суть либеральных идей:
|
Значит, если Александр I заявил о либеральной направленности своей политики, то в каких областях он должен был проводить свои реформы прежде всего? |
В области государственного управления и в социальной сфере (отмена крепостного права). |
Далее работаем с фактами, изложенными в учебнике.
Учащиеся по мере обсуждения проводимых реформ в царствование Александра I заполняют таблицу 1:
Разpaбатываемые реформы |
Реально осуществленные реформы |
Значение реально осуществленных реформ |
1.Деятельность «Негласного комитета» (1801-1803 гг.)
|
1. 1802г.- создание министерств вместо коллегий; |
Более четкая работа исполнительных органов, следовательно - упорядочена государственная власть. |
2. 1803г - «Указ о вольных хлебопашцах» |
В масштабах страны значения не имел |
|
2. Деятельность М.М.Сперанского (1808-1811гг.): |
3. 1810г.- создан Государственный Совет- законосовещательный орган при императоре ( обсуждал и разpaбатывал проекты законов, принимал меры к исполнению). |
Упорядочение государственной власти |
3.Деятельность Н.Н.Новосильцева (1820-1821гг.). |
Проект принят не был |
- |
4.Деятельность А.А.Аpaкчеева |
1) 1822г.- право помещиков ссылать крестьян в Сибирь без суда и следствия; |
Усиление крепостничества. |
Лучшим показателем ухудшения положения крестьян является рост крестьянских волнений. Поэтому далее по ходу урока учащиеся зачитывают заранее подобранный самостоятельно материал о крестьянских волнениях в период правления Александра I и делают вывод, что ухудшение положения крестьян – реальность.
Опираясь на факты( см. таблицу1), анализируя реально осуществленные реформы и их значение учащиеся, логически рассуждая, делают вывод о направленности реформ:
- Создание министерств и Государственного Совета упорядочило государственную власть, а значит было направлено на усиление самодержавия;
- В области решения крестьянского вопроса реальные реформы были направлены на усиление крепостничества.
Вывод: Внутренняя политика Александра I имела целью усиление самодержавия и крепостничества. Таким образом, теперь можно дать хаpaктеристику цели внутренней политики Александра I: она носила реакционный, а не заявленный либеральный хаpaктер.
(Решены 1-ая и 2-ая задачи урока).
Вопросы учителя |
Ожидаемые ответы учащихся |
Давайте попытаемся понять: почему объявленная либеральная направленность реформ обернулась своей полной противоположностью? |
Нежелание дворян. Реформы проводились с учетом интересов дворян, которые в большинстве своем были консервативны (это доказывает, в том числе, реализация «Указа о вольных хлебопашцах»).Их благополучие основано на крепостном праве, защиту которого они видели в сильной самодержавной власти. |
Мог ли Александр I пренебречь мнением дворянства, как это сделал его предок Петр I? |
Нет. При Петре I все сословия были «холопами царя» (бесправными), а , начиная с |
Не выступает ли в этом случае Александр I в роли «заложника» дворян? Чтобы лучше разобраться с этим вопросом давайте ближе познакомимся с личностью самого |
Заслушивается заранее подготовленный некоторыми учащимися подбор отзывов о царе современников Александра I . |
Вопросы учителя в заключение урока:
- Смогли ли мы решить поставленные в начале урока задачи?
- Насколько убедительна была наша логика рассуждений, есть ли логические ошибки в итоговых выводах?
Рекомендуемое домашнее задание ( в продолжение темы «Внутренняя политика России
периода правления Александра I»): подобрать фактический материал о реально осуществленных реформах «на витрине империи»- в Прибалтике, Финляндии, Польше.
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
18 03 2024 21:55:16
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
17 03 2024 16:41:23
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
16 03 2024 2:51:58
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
15 03 2024 18:12:42
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
14 03 2024 6:33:30
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
13 03 2024 16:51:35
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
12 03 2024 14:46:12
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...
11 03 2024 10:36:40
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
10 03 2024 23:10:46
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
09 03 2024 7:48:14
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
08 03 2024 18:39:24
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 03 2024 1:28:40
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
06 03 2024 23:13:57
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
05 03 2024 17:16:46
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
04 03 2024 5:42:15
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
03 03 2024 14:22:30
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
02 03 2024 15:41:33
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
01 03 2024 22:53:59
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
29 02 2024 4:15:28
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
28 02 2024 2:30:28
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
27 02 2024 20:28:17
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
26 02 2024 22:29:53
Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
25 02 2024 16:24:51
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
24 02 2024 19:45:37
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
23 02 2024 16:19:16
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...
22 02 2024 5:42:40
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
21 02 2024 17:55:29
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
20 02 2024 1:13:57
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
19 02 2024 2:19:21
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...
18 02 2024 19:54:28
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
17 02 2024 18:54:42
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
16 02 2024 10:21:34
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
15 02 2024 6:26:38
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
14 02 2024 4:23:51
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...
13 02 2024 7:25:15
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
12 02 2024 16:39:28
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
11 02 2024 20:55:27
Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
10 02 2024 10:51:47
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....
09 02 2024 12:20:14
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
08 02 2024 21:43:22
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
07 02 2024 2:11:43
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
06 02 2024 5:19:13
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
05 02 2024 12:54:55
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
04 02 2024 4:11:31
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
03 02 2024 5:17:46
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
02 02 2024 4:19:31
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям. ...
01 02 2024 15:32:54
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
31 01 2024 16:11:14
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
30 01 2024 10:37:25
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
29 01 2024 5:18:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::