Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

Цель урока: показать нарастание мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в Северной войне 1700-1721 гг.
Задачи урока:
- Проследить ход событий переломного этапа Северной войны.
- Содействовать воспитанию уважения к истории России.
- Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
Оборудование урока: компьютер и проектор.
План урока:
I. Организационный момент (2 мин).
II. Повторение (7 мин).
III. Введение в тему (3 мин).
IV. Изучение новой темы (16 мин).
План изучения нового материала:
- Ход военных действий в 1704-1709 гг. Сражение у д. Лесной.
- Полтавское сражение.
- Последствия Полтавской битвы.
- Прутский поход.
V. Закрепление (7 мин).
VI. Итог урока. Рефлексия (3 мин).
VII. Домашнее задание (2 мин).
Основные понятия: генеральное сражение, редут, янычары.
Важнейшие даты: 1704 г. - взятие Нарвы и Дерпта; 1706 г. - наступление Карла XII в Белоруссии; сентябрь 1708 г. - битва у д. Лесной; 27 июня 1709 г. - Полтавское сражение; 1711 г. - Прутский поход.
Ход урока
Урок проводится с применением компьютерной презентации. (Приложение 1)
Слайд 1 показывает учащимся на только тему урока, но и место в общей теме.
Слайд 2 содержит гиперссылки для быстрого доступа к остальным слайдам.
Слайд 3. Учитель сообщает эпиграф к уроку.
«К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточными». (Макиавелли)
«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других слёзы». (Теккерей)
Слайд 4.
Учитель сообщает цель и проблему урока.
Цель: Узнать о нарастании мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в войне.
Проблема: Война между Россией и Швецией называется Северной. Почему главное сухопутное сражение произошло на юге страны?
Слайд 5. Схема «Северная война 1700-1721 гг.»
Учитель предлагает повторить основные вопросы предыдущего урока.
Ученики отвечают на вопросы:
- Каковы причины Северной войны?
- Какие были цели войны?
- Какие страны входили в «Северный союз» против Швеции?
На слайде по щелчку после каждого ответа учащихся поэтапно появляется схема.
Слайд 6. Проверка знаний.
Учащиеся в контрольных тетрадях выполняют тест, предлагаемый на слайде (например, сидящие на 1 варианте - нечетные вопросы; на 2 варианте - четные вопросы), затем могут поменяться тетрадями для проверки.
Проверка проводится на слайде: по щелчку поэтапно появляются ответы.
Задание 1. Соотнесите даты и события:
1. Начало Северной войны | 1700 |
2. Поражение русских войск под Нарвой |
1701 |
3. Первая победа русских над шведами в войне |
1702 |
4. Взятие русскими войсками крепости Орешек |
1703 |
5. Основание Петербурга |
|
6. Сражение русских лодок со шведскими кораблями |
|
Ответ: 1-1700, 2-1700; 3-1701; 4-1702; 5-1703; 6-1703.
Задание 2. О каких событиях Петр I говорил:
- «Небываемое бывает» (Сражение русских лодок со шведскими кораблями в устье Невы в 1703 г.).
- «Мы можем, наконец, бить шведов!» (Войско Б. Шереметьева разгромило шведский корпус при местечке Эрестфер 1701 г.)
Слайд 7. План изучения новой темы.
- Ход военных действий в 1704-1709 гг. Сражение у д. Лесной.
- Полтавское сражение.
- Последствия Полтавской битвы.
- Прутский поход.
Слайд 8. Работа с картой.
Учитель показывает ход событий на начальном этапе Северной войны. Рассказывает о действиях Карла XII в Речи Посполитой. Описывает военные действия на территории Белоруссии, отмечая народное сопротивление захватчикам.
Учитель напоминает, что учащиеся должны продолжить заполнение в тетрадях таблицу о ходе войны.
Основные события |
Результаты и значения |
|
|
Слайд 9. Работа с картой.
Учитель рассказывает о сражении у деревни Лесной. В чем заключаются итоги битвы и в чем ее значение ("матерь Полтавской баталии"). Изменение в планах Карла XII - предательство гетмана Мазепы позволило шведам повернуть на Украину в поисках опopной базы. Необходимо подчеркнуть, что украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам. Показывает на карте Полтаву.
Слайд 10.
Учитель рассказывает, почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение? Поясняет всю важность именно генерального сражения. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все. Полтавская битва была первым генеральным сражением, данным русскими войсками после поражения под Нарвой.
Учитель рассказывает о плане боевых действий русского комaндования. На слайде 10 показывает схему укреплений, позиции сторон.
- Русское комaндование основательно подготовилось к встрече с неприятелем. На подступах к русскому лагерю возвели 6 четырехугольных редутов (насыпных земляных укреплений) перпендикулярно этой линии – ещё 4 редута. Это новшество явилось неожиданностью для шведов. Военная наука и пpaктика такого еще не знали.
- Новым словом военного дела было также наличие у русских легко перемещающейся полевой артиллерии.
В чем заключалась выгодность русских позиций? Выясните соотношение сил. Объясняет, почему шведы атаковали линию русских редутов "в лоб", подчеркните, что русская армия имела превосходство в артиллерии.
Слайд 11.
Учитель подчеркивает, что огромную роль в битве сыграл высокий мopaльный дух русской армии. Описывает ход сражения, рассказывает, что Петр лично водил солдат в атаку. Отступление шведов, перешедшее в бегство.
Слайд 12.
Учитель отмечает, что под Полтавой русская армия показала прекрасную выучку и героизм, а Петр и его военачальники продемонстрировали выдающиеся полководческие способности (использование редутов и конной артиллерии). Пленение остатков шведской армии на Днепре. Бегство и трагическая судьба Карла XII.
Слайд 13. Учащиеся по данным слайда сравнивают потери.
- На полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Их похоронили в кургане, на вершину которого Пётр водрузил деревянный крест с надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся».
- Армия Карла XII потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен, в том числе большинство генералов.
Слайд 14. Учитель отмечает, что под Полтавой русская армия показала прекрасную выучку и героизм, а Петр и его военачальники продемонстрировали выдающиеся полководческие способности.
По щелчку на картинке 14 слайда воспроизводится фрагмент фильма. (Приложение 3)
Слайд 15. Последствия Полтавского сражения: подъем международного авторитета России, коренной перелом в ходе Северной войны.
Слайд 16. Рассказ диктора «Прутский поход». (Приложение 4)
По щелчку на картинке воспроизводится рассказ диктора со сменой картинок. При этом справа поэтапно появляется информация в соответствии с рассказом диктора.
- 1710-1711 гг. – русско-турецкая война.
- Турция, подстрекаемая Швецией и Англией объявила войну России и двинула к Днестру 120 тыс. армию визиря Баталджи Мехмеда, в составе которой было еще 50 тыс. крымских татар.
- Действия русской армии в Молдавии не получили должной поддержку у порабощенных турками славян.
- 9 июля 1711 г. 44 тыс. русские войска были окружены возле реки Прут 130 тыс. турецкой армией.
- Для спасения армии вице-канцлер России П. Шафиров подписал 12 июля 1711 г. Прутский мирный договор.
Учитель показывает на карте движение русских войск, лагерь на р. Прут. Для этого по гиперссылке на значке «карта» открывает слайд 8, далее по гиперссылке «возврат» открывает слайд 16.
Слайд 17. Прутский поход.
Учитель описывает тяжелое положение российской армии, которое вынудило Петра пойти на переговоры. Прутский мир и его условия. Особо необходимо подчеркнуть, что поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу. Почему армия Петра попала в ловушку? Подведите итог: в результате этого поражения черноморское (крымско-турецкое) направление политики Петра I в целом было неудачным.
Дополнительный материал: по гиперссылке «информация» можно раскрыть текст о том, как Екатерина I Петра I из плена. (Приложение 2)
Слайд 18. Закрепление материала.
С помощью слайда 18 проверяется заполнение учащимися таблицы в тетради «1 этап Северной войны 1700-1709 гг.»
Основные события | Результаты и значения |
1700 – Битва под Нарвой |
1. Полное поражение русских войск и потеря всей артиллерии. |
1704 – взятие русской армией Дерпта и Нарвы |
1. Поднятие боевого духа русской армии. |
1706 – Отречение польского короля Августа II от престола |
Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции (шведский ставленник на польском троне). |
1708 – Битва при Лесной |
Разгром шведского корпуса (с обозом) Левенгаупта, лишение Карла XII дополнительных сил. |
1709 – Полтавская битва |
1. Разгром шведской сухопутной армии. |
Слайд 19. Закрепление материала.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Назовите дату Полтавского сражения.
- Армии каких стран принимали участие в этом сражении?
- Кто возглавлял эти армии?
- Каковы последствия Полтавской битвы для международного положения России, для хода Северной войны?
После каждого ответа по щелчку на 19 слайде будет поэтапно раскрывать пакет с «секретным заданием» Герб какого города открылся перед вами? (Полтавы)
Слайд 20.
Итоги урока. Рефлексия
Учащиеся рассказывают о выполнении ими цели и проблемы урока. Для напоминания можно перейти по гиперссылке «домой» - «цель». Далее по гиперссылке «возврат» или «смайлик» вернуться на 20 слайд.
Слайд 21. Домашнее задание.
§14 вопросы 3,4,7 на стр. 122.
Задания 1, 4 Рабочей Тетради.
Творческое задание: написать письмо от имени участника Полтавского сражения.
Узнать из дополнительных материалов, что сейчас находится на месте бывшего Полтавского сражения?
Слайд 22. Библиография.
Литература
- Учебник А.А. Преображенского «История Отечества 7 класс».
- Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004.
- История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». – М.: «Лист». 2001. – 208 с.
- CD-ROM НОУ СГИ, ООО Статпро, 1997, 2001 «История Отечества. Мультимедийный курс».
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
02 03 2021 19:31:39
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
01 03 2021 2:59:35
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
28 02 2021 22:32:12
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
27 02 2021 23:15:51
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
26 02 2021 6:44:48
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
25 02 2021 6:36:58
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
24 02 2021 7:34:23

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
23 02 2021 20:20:14
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
22 02 2021 20:19:17
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
21 02 2021 4:52:12
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
20 02 2021 7:55:24
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.
...
19 02 2021 6:45:59
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
18 02 2021 12:22:32
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
17 02 2021 14:26:46
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
16 02 2021 5:39:21
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
15 02 2021 10:40:41
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
14 02 2021 22:10:27
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
13 02 2021 3:53:26
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
12 02 2021 22:47:22

Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
11 02 2021 13:26:34
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
10 02 2021 0:55:10
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
09 02 2021 11:56:25
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.
...
08 02 2021 16:40:15
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
07 02 2021 5:54:16
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
06 02 2021 18:55:50
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
05 02 2021 9:22:47

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
04 02 2021 15:18:52
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
03 02 2021 4:12:45
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
02 02 2021 16:44:55
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
01 02 2021 1:27:39
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока.
...
31 01 2021 17:26:44
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
30 01 2021 19:19:29
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
29 01 2021 21:40:31
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
28 01 2021 16:34:11
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
27 01 2021 15:12:27
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
26 01 2021 12:40:58
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
25 01 2021 15:37:31
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
24 01 2021 15:11:38
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
23 01 2021 19:41:22
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
22 01 2021 12:32:20
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
21 01 2021 18:37:35
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
20 01 2021 11:15:55
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
19 01 2021 22:17:14
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
18 01 2021 0:29:22
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
17 01 2021 21:42:38
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
16 01 2021 23:11:17
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
15 01 2021 16:47:46
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
14 01 2021 8:49:25
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
13 01 2021 2:37:18
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
12 01 2021 3:42:29
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
11 01 2021 3:37:17

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
10 01 2021 9:22:34
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления.
...
09 01 2021 5:43:37
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
08 01 2021 0:55:56
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
07 01 2021 17:33:57
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
06 01 2021 12:48:21
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
05 01 2021 2:21:46
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
04 01 2021 21:19:10
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
03 01 2021 12:31:13
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
02 01 2021 23:25:15
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
01 01 2021 11:36:27
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
31 12 2020 23:59:15
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
30 12 2020 12:54:10
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
29 12 2020 13:53:33

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
28 12 2020 20:21:55
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
27 12 2020 11:50:57
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
26 12 2020 20:19:45
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
25 12 2020 7:59:29
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
24 12 2020 23:13:31
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
23 12 2020 20:30:11

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
22 12 2020 2:35:49
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
21 12 2020 12:44:21
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
20 12 2020 16:53:55

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
19 12 2020 13:11:26
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
18 12 2020 17:37:32
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
17 12 2020 16:53:53
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
16 12 2020 16:41:17
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
15 12 2020 3:59:54
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
14 12 2020 7:34:42
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
13 12 2020 20:52:38
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
12 12 2020 10:42:25
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
11 12 2020 15:37:49
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы.
...
10 12 2020 19:50:28
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
09 12 2020 9:32:24
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
08 12 2020 19:50:12
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
07 12 2020 8:28:40
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
06 12 2020 10:53:53
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
05 12 2020 15:53:37
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
04 12 2020 9:15:56
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
03 12 2020 2:19:12
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям.
...
02 12 2020 4:55:15
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
01 12 2020 23:20:50
Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....
30 11 2020 22:41:49

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
29 11 2020 7:48:42
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
28 11 2020 22:23:50
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
27 11 2020 18:45:17
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
26 11 2020 17:18:32
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
25 11 2020 20:50:40
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
24 11 2020 23:13:57
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
23 11 2020 17:23:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::