Методическая разработка проведения урока истории в 6-м классе по истории раннего Средневековья. Рыцарский турнир
Цель: актуализация знаний по истории раннего средневековья.
План урока:
- организация игры;
- проведение игры;
- подведение итогов;
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к истории;
- закрепление знаний по истории раннего средневековья;
Методы и формы организации деятельности: игровая технология, урок – турнир;
Развитие умений и навыков: коммуникативные навыки, умение давать аргументированные ответы, умение импровизировать в ходе игры;
Оборудование: карты: «Византийская империя и славяне в 6 -11 в.в.», «Аpaбы в 7 – 11 в.в.», «Франкское государство в 5 – 9 в.в.», «Европа в 8 – начале 11 в.», иллюстрации: «Право охоты феодала», «Сдача оброка феодалу», «В хижине бедного крестьянина», игровое поле из двух столов, по обе стороны которых будут находиться игроки.
Источники информации:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», учебник для 6 класса, М., 2004г.
2. Донской Г.М., Задания для самостоятельной работы по истории средних веков, М., 1992г.
3. Колесниченко «История средних веков», Поурочные планы, 2004г.
4. Петрович В.Т., Петрович Н.М., 6 класс, «Уроки истории», М., 2001г.
5. Хрестоматия по истории средних веков, часть 1, составители Степанова В.Е., Шевеленко А.Я., М.,1988.
6. Лебедева И.М., «Организация и проведение исторических олимпиад», М., 1990г.
Организация игры
Этот урок можно проводить в малокомплектной школе с малой наполняемостью класса. У меня в 6 классе обучается всего шесть детей. Игра проводится в виде «рыцарского турнира». Все участники по уровню знаний разделены по парам. Это можно сделать заранее, а можно перед началом «турнира» разыграть, кто с кем в какой паре будет состязаться, если уровень знаний детей примерно одинаков. Всё здесь зависит от уровня подготовки детей. Каждый «рыцарь» к турниру готовит свой герб, девиз и рыцарское имя. В этом случае фантазия детей не ограничивается. Вот примеры, на мой взгляд, наиболее удачных девизов: «Вперёд, вперёд дорога идёт, к знаниям и мудрости она приведёт!», или «Знание и только знание делает человека свободным и великим!» и т.д.
Дети в ходе подготовки к уроку повторения и обобщения изготовили из пластилина средневековый замок вместе с его обитателями.
В ходе турнира проводится состязание пар «рыцарей». Победители в парах соревнуются друг с другом. Победители первого, второго и третьего туров состязаются друг с другом.
Игра идёт до выявления абсолютного победителя.
Все карты, таблицы, используемые на уроке, служат детям подсказками во время их ответов на вопросы, заданные в ходе игры.
Проведение игры
В первом туре к барьеру вызывается первая пара участников турнира. Они представляются, называют своё рыцарское имя, объясняют значение своего девиза и герба. Это же будут делать и все остальные участники. Им задаются 6 вопросов, по 3 каждому участнику. Вопросы задаются поочерёдно. Если на заданный вопрос нет ответа, создаётся преимущество для соперника. Он может ответить на вопрос конкурента. Таким же образом построена работа во всех остальных турах.
1 тур. Вопросы для первой пары состязающихся
1. Римляне называли их «бар-бар», греки дразнили их «вар-вар». Кого они имели в виду? (все негреческие и не римские народы, обитавшие за пределами этих стран).
2. Их любимым занятием была охота. Для пропитания они обpaбатывали землю. Но основным занятием было военное дело. О ком идёт речь? (древние германцы)
3. Гунны сдвинули с места готов и славян. Римляне отступили, их место заняли варвары. Это движение началось в 1 веке и продолжалось 400 лет. Как называлось это движение народов? (Великое переселение народов)
4. Имея длинные бороды, они дали название целому государству на Апеннинском полуострове. Как назывался этот народ? (лангобарды).
5. Он был очень жесток. Ради достижения власти, он уничтожил всех своих родственников, чтобы стать единоличным правителем. Кто это? (Хлодвиг – король франков).
6. Один из них доплыл до Америки ещё в 10 веке. Но Европа об этом не узнала. Кто это был и чей народ он представлял? (Лейф Счастливый, сын Эйрика Рыжего из Норвегии, один из скандинавов).
2 тур. Вопросы для второй пары состязающихся
1. «Нет войны без пожаров и крови» - так писал средневековый поэт. О каком явлении на территории Западной Европы идёт речь? (феодальная раздробленность и междоусобные войны).
2. Сыновья Людовика Благочестивого Людовик Немецкий, Карл Лысый и Лотарь получили во владение земли империи. О каком событии идёт речь? (раздел империи Карла Великого)
3. После правления слабых королей из династии Каролингов: Карла Толстого, Карла Простоватого, Людовика Заики, Людовика Ленивого власть перешла к Гуго Капету, который образовал династию Капетингов. В какой стране это происходило? (во Франции).
4. Он собирал своих рыцарей за круглым столом, что определяло условия равноправия и достоинства каждого. Кто это был, и во главе какого народа стоял этот король? (вождь бриттов Артур, Англия)
5. «Что такое буква? Страж истории.
Что такое слово? Изменник души.
Что рождает слово? Язык.
Что такое язык? Бич воздуха».
Откуда этот отрывок? (отрывок из учебника грамматики
Алкуина, образец средневековой схоластики).
6. На её изготовление использовали шкуры 300 телят. Что это за предмет? (Библия)
3 тур. Вопросы для третьей пары игроков
1. Без них не обходилась ни деревенская свадьба, ни рыцарский турнир. Они пели героические песни, водили за собой медведей и обезьян. Кто это такие? (жонглёры бродячие артисты). Если дети затрудняются, даётся подсказка – отрывок из рыцарской поэмы «Фламенка»:
Тот - пляшет с кубком, тот – скользит
Змеёй, тот – делает кульбит,
Тот – в обруч прыгает; кого
Не знаешь больше мастерство.
2. Два этих брата перед отъездом в Великоморавскую державу на основе греческого алфавита создали славянскую письменность. Как их звали? (Кирилл и Мефодий).
3. Он знаменит не только своими завоеваниями, но и созданием единого кодекса законов, которые существуют до сих пор. Кто это? (византийский император Юстиниан).
4. Этот храм – самое замечательное творение византийской архитектуры. Где он находится и как называется? (храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)).
5. Его имя известно всем мусульманам. Он слышал голос Бога. Кто он? (Мухаммед).
6. Это изобретение называют по имени одного народа, но не этот народ его придумал, а позаимствовал у другого? Что это за изобретение и кто этот народ? (цифры, которые аpaбы позаимствовали у индийцев).
4 тур. Вопросы для победителей первого и второго тура
1.
«Почуял граф, что cмepть его настигла,
Встал на ноги, собрал остаток силы,
Идёт, хотя в лице и ни кровинки.
Почуял граф – приходит cмepть ему,
Холодный пот струится по челу».
О каком событии идёт речь в этой песне? (гибель графа Роланда во время отступления из Испании).
2. «И также люб тот рыцарь мне, кто, первым ринувшись вперёд, бесстрашно мчится на коне и войску бодрость придаёт отвагой удалою. Лишь только битва закипит, пусть каждый вслед ним спешит, рискуя головою». Согласно этому отрывку из стихотворения барона Бертрана де Борна, назовите сословие и основные его занятия. (феодалы: войны, пиры, турниры).
3. Сначала они были нарисованными, а затем их стали строить из камня и украшать арабесками, на полу расстилали ковры для удобства людей. О каких сооружениях, и каком народе идёт речь? (арабские мечети).
4. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, а те обращались к баронам, которые приводили с собой отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое обычно называют рыцарским. О какой системе социальных отношений идёт речь? (феодальная лестница).
5. «В 9 веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан». Какой политический процесс представлен в этом отрывке? (феодальная раздробленность)
6. В Европе его называли Авиценна, настоящее его имя ибн Сина. Почему его знали в Европе? (искусный арабский врач, учёный)
5 тур. Вопросы для победителя третьего тура и победителя отборочного тура
1. Он был обязан по приказу своего господина выступать в поход и приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде господина и выкупать его из плена. Кто был господин, а кто подчинённый? (сеньор и вассал).
2. Преклонение этого народа перед наукой выражено в пословице: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Кто этот пытливый народ? (аpaбы).
3. В этой стране изобрели средневековое оружие массового поражения, ничто перед ним не могло устоять, ни люди, ни вода, ни земля, всё горело. Где было изобретено это чудовищное оружие? (греческий огонь, изобретён в Византии).
4. Они рассказывали об истории народов, события в них излагались по годам. Наряду с тем, что происходило на самом деле, они сообщали легенды и вымыслы. О каких письменных исторических памятниках идёт речь? (хроники).
5. Крестьяне в хозяйстве феодала строили и чинили его дом, обpaбатывали господскую землю, чистили пруды, ловили рыбу. Как эти обязанности назывались? (барщина).
6. Крестьяне выполняли все работы в усадьбе феодала. А почему они не могли отказаться от этого? (крестьяне были лично зависимыми).
Подведение итогов игры, объявление победителя
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
13 08 2022 12:19:37
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
12 08 2022 22:57:24
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
11 08 2022 20:36:51
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
10 08 2022 16:41:33
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
09 08 2022 22:52:19
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
08 08 2022 17:24:14
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности
учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в
которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не
только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и
знаний....
07 08 2022 1:10:48
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
06 08 2022 16:40:15
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
05 08 2022 6:58:48
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
04 08 2022 10:36:17
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
03 08 2022 6:39:51
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
02 08 2022 7:15:49
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
01 08 2022 10:41:48
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
31 07 2022 22:18:52
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
30 07 2022 3:43:28

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
29 07 2022 22:44:17
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
28 07 2022 0:29:22
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
27 07 2022 7:58:50
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
26 07 2022 21:50:36
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
25 07 2022 3:56:24
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
24 07 2022 5:12:39
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
23 07 2022 7:49:51
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
22 07 2022 20:41:59
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
21 07 2022 16:54:22
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
20 07 2022 16:38:31
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия.
...
19 07 2022 13:14:59
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
18 07 2022 12:42:34
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
17 07 2022 7:48:44
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
16 07 2022 14:47:53
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
15 07 2022 4:50:47
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
14 07 2022 21:28:58
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
13 07 2022 15:25:36
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
12 07 2022 0:15:25
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
11 07 2022 4:13:48
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
10 07 2022 2:46:33
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
09 07 2022 23:41:20
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
08 07 2022 14:34:10
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
07 07 2022 7:24:16
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
06 07 2022 15:24:10
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете.
...
05 07 2022 16:41:57
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
04 07 2022 1:51:37
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
03 07 2022 13:26:35
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
02 07 2022 16:50:45

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
01 07 2022 21:19:41
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
30 06 2022 10:39:53
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
29 06 2022 3:21:25
28 06 2022 10:56:14
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
27 06 2022 2:35:17
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
26 06 2022 21:38:56
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
25 06 2022 23:40:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::