Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)
Цель: нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к культурным традициям России, воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей Родине, милосердия.
Задачи:
- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов художественных произведений и понимания значения роли исторической личности в отечественной культуре;
- воспитывать высокие нравственные качества у детей, последовательно формировать у них эстетическое чувство любви к прекрасному в жизни;
- целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к истории своей Родины.
Эпиграф: «Это чудная, святая женщина достойна тяжелого креста, поднимающего её всё выше и выше!» Греческая королева Ольга
Оформление: красочные плакаты с названиями страниц журнала, презентация.
Действующие лица: Ведущий, помощники (без слов), историки, научный сотрудник, чтецы.
Ведущий. Елизавета Федоровна – одна из самых почитаемых новомучеников российских. Внучка английской королевы Виктории, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, она была женой последнего московского генерал-губернатора Сергея Романова, который погиб от бомбы революционера. Приняв православие, великая княгиня посвятила себя религии и благотворительности. Она была основателем Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. После революции англичане не раз пытались вывезти Елизавету в Лондон, но она отказывалась покидать страну. В апреле 1918 года ее арестовали и вывезли в Алапаевск. 18 июля она приняла мученическую cмepть – живой ее сбросили в заброшенную шахту. Тело княгини захоронили в Троицком соборе Алапаевска. Это единственные останки члeна царской семьи, подлинность которых не вызывает сомнений. 10 марта 1920 года гроб с телом отправили в Пекин, затем в Шанхай, потом в Египет и оттуда в Иерусалим. В 1981 году в Нью-Йорке Елизавета Федоровна была прославлена Русской православной церковью за границей в чине священномученицы. В 1992 году состоялось ее прославление в лике святых Русской православной церковью в Москве.
Чтец (1):
Всем, положившим жизнь святую
За Русь, за веру, за Христа,
Господь воздаст. Мы ж песнь простую
Им воспоём у их креста.
Мы царских мучеников имя
Достойно в должный час почтим;
А ныне честь, Христа во имя,
Елизавете воздадим...
Татьяна Солозобова
(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).
Страница 1. «Детство и юность Елизаветы Федоровны»
(Выходят историки)
Ведущий. Жизнь и cмepть великой
княгини Елизаветы Федоровны похожи на поэму. Ее
образ как будто окутан романтическим флером. Еще
бы: во-первых, она, по свидетельству многих
современников, была потрясающе хороша собой.
Во-вторых, ее головокружительный взлет: 19-летняя
принцесса из крохотного немецкого герцогства
становится одной из влиятельнейших дам в
огромной империи. Кроме того, страшная cмepть ее
мужа, а затем и ее собственная гибель накладывают
на ее служение некий трагический отпечаток, тоже
зачастую с поэтическим оттенком.
Жизнь и cмepть Великой матушки (так ее называли
сестры созданной ею обители и их подопечные) были
куда более реальны. Но в этой реальности, именно в
том, что Елизавета была живым человеком,
принадлежала своей эпохе, страдала и радовалась
не отстраненно, не романтически, а по-настоящему,
и заключено истинное величие подвига.
(Помощники выставляют портрет Елизаветы Федоровны и её семьи)
Историк (1): Святая преподобномученица
Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым
ребенком в семье Великого герцога
Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы
Алисы, дочери королевы английской Виктории.
Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался
в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать
Эллы умерла, когда дeвoчке было 12 лет, она
заронила в юное сердце зерна чистой веры,
глубокого сострадания к плачущим, страдающим,
обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались
воспоминания посещения больниц, приютов, домов
инвалидов.
В детстве Елизавета любила играть в больницу. Она
рассаживала на кукольные диванчики своих кукол и
начинала прием. Младшие сестры послушно
выполняли ее поручения: накладывали повязки,
давали лекарства. Елизавета относилась к делу со
всей серьезностью. Ее мать – принцесса Алиса –
часто навещала больных в домах инвалидов и
всегда брала детей с собой. “Господь благословил
труд и бедность, – говорила она, – но более всего
любовь и сострадание к ближним”.
Елизавета была второй дочерью в семье великого
герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и
принцессы Алисы, но с детства привыкла все делать
сама. Мать приучила детей (а их было семеро!)
убирать постели и топить камин, наводить порядок
в комнатах и складывать одежду. Она знала об
увлечениях своих детей и старалась развивать их
таланты.
Елизавета очень любила цветы. Она привозила
больным огромные букеты и, поставив их в воду,
говорила: “Теперь вы обязательно поправитесь!”.
Ей казалось, что красота и благоухание цветов
помогает переносить боль. Вскоре у Елизаветы
появились мольберт, кисти и краски. Свой первый
рисунок – фиалки в вазе – она подарила матери. У
дeвoчки оказался отменный живописный дар, а
любовь к цветам она сохранила на всю жизнь.
Историк (2): Когда ей исполнилось
четырнадцать лет, от дифтерита умерла ее младшая
сестра – четырехлетняя Мария, вслед за ней
скончалась и мать, принцесса Алиса. Пред cмepтью
она завещала дочери всегда и во всем брать пример
со святой Елизаветы Тюрингенской,
родоначальницы Гессенского дома.
— Ты носишь имя этой святой. Она избрала путь
самоотречения и любви к ближнему...
Внезапно, словно что-то прочитав в глазах дочери,
она прижала ее к себе и произнесла: “Помни, в
какое бы время ты ни жила, это самый верный путь к
Богу!”.
Для Елизаветы главными словами стали Опека и
Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее
всю жизнь. Елизавета сразу почувствовала себя
взрослой: в ее поддержке нуждался сломленный
горем отец, младшие сестры и брат. Забытые куклы,
опустив кудрявые головки, скучали на диване; в
стороне лежали мольберт и кисти.
После cмepти матери Елизавету отправили к
бабушке, королеве Виктории. Дeвoчка очень
тосковала по матери, и отец решил, что ей надо
сменить обстановку. Воспитание и образование
Елизаветы завершилось в Англии, и английский
язык она знала лучше родного немецкого.
В душе Елизаветы жила любовь к Господу. Утро
начиналось с молитвы: она спрашивала у Бога, как
ей лучше прожить этот день, какие дела сделать в
первую очередь, как быть терпеливой с младшими
сестрами? Ясные и точные ответы звучали в ее
сердце, словно музыка, и она радостно спешила
переделать все дела, чтобы вечером снова
встретиться с Ним. Она благодарила Бога за
прожитый день и обещала завтра стать лучше и
совершеннее, чем сегодня. Когда это удавалось, ей
казалось, что в сердце распустился прекрасный,
благоухающий цветок...
Ведущий: Елизавета была очень хороша
собой. Многие предлагали ей руку и сердце, но все
получали отказ. Когда ей исполнилось
девятнадцать лет, из России приехал великий
князь Сергeй Александрович, сын императора
Александра II и императрицы Марии Александровны.
Елизавета познакомилась с ним еще в детстве,
когда императрица, также происходившая из
Гессенского дома, приезжала в Германию.
Юная принцесса и будущий великий князь быстро
подружились. Она показывала ему свой сад, а он
рассказывал о загадочной заснеженной России.
Букетик, который подарила ему Елизавета, Сергeй
Александрович хранил в Евангелии. Каждый раз,
открывая эту Книгу, он вспоминал прекрасные
глаза и улыбку далекой принцессы.
Теперь он приехал просить руки и сердца
Елизаветы, и она приняла его предложение.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
Страница 2. «Великая княгиня»
Ведущий. Давайте откроем следующую
страницу журнала, рассказывающую о Великой
княгине Елизавете Фёдоровне.
“В Петергофе недолго пришлось ждать на станции,
скоро подошел поезд невесты. Она показалась
рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем
ослепило. Давно я не видывал подобной красоты.
Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта”
(Из дневников великого князя Константина Константиновича).
Историк (1): 3 июня 1884 года принцесса
Гессенская Елизавета обвенчалась в
Санкт-Петербурге с великим князем Сергеем
Александровичем и стала великой княгиней
Елизаветой Федоровной.
Для великой княгини все было новым: и язык, и быт,
и особенности православной веры. В
протестантской кирхе кроме кафедры и креста с
надписью “Бог есть любовь” не было ничего. Когда
Елизавета Федоровна жила в Германии, ей это
нравилось: казалось, ничто не отвлекает от
размышлений о Боге. Но здесь, в православном
храме, она ощутила живое присутствие Христа. Она
видела, какими люди входили в храм и с какими
лицами выходили после причастия. Словно что-то
важное и таинственное коснулось их душ. Как
хотелось Елизавете Федоровне стать причастной
этой тайне!
Великая княгиня стала изучать православный
катехизис, толкование Библии, и с каждой минутой
в ней зрело желание перейти в православную веру.
Великая Княгиня Елизавета была ослепительно
красива. В те времена говорили, что в Европе есть
только две красавицы, и обе – Елизаветы:
Елизавета Австрийская, супруга императора
Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Великий
князь Константин Константинович Романов
посвятил Елизавете Федоровне стихотворение. Оно
написано в 1884 году.
Чтец (2):
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
К. Р.
Историк (2): В 1880-х годах Сергeй
Александрович и Елизавета Федоровна побывали в
Иерусалиме. Они посетили храм Марии Магдалины,
который расположен на склоне Елеонской горы.
Красота и благодать этого места настолько
поразили княгиню, что она сказал мужу: “Как бы я
хотела быть похороненной здесь!” Она и не
подозревала, что ее слова станут пророческими.
Елизавета Федоровна написала отцу, что долго
молилась Богу указать ей правильный путь и
поняла, что только в православии она найдет
сильную веру и подлинную радость. Она просила
отца благословить ее на этот шаг. “Прошу, прошу
по получении этих строк простить Вашу дочь, если
она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и
вероисповедание не являются одним из главнейших
утешений этого мира?” – писала она. Отец ответил,
что ее решение приносит ему страдание и он не
может дать ей благословение. Елизавета Федоровна
считала грехом оставаться в старой вере, когда ее
душа полностью принадлежала новой. “Разве стану
я худшей дочерью, если поступлю по совести, так,
как велит мне сердце?”– размышляла она.
25 апреля, в Лазареву субботу, она перешла в
православную веру с прежним именем Елизавета, но
уже в честь святой праведной Елизаветы, матери
Иоанна Предтечи.
В 1891 году великого князя Сергея Александровича
назначили генерал-губернатором Москвы. С этого
момента жизнь великой княгини резко изменилась.
У супруги генерал-губернатора появились новые
обязанности. По вечерам она устраивала приемы,
танцевала на балах, а днем много занималась
благотворительностью – посещала больницы для
бедных и приюты для беспризорных детей. Она
помнила завет матери: самый близкий путь к Богу –
самоотречение и служение ближним.
Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не
вызывали в ней брезгливости. Каждый день она
привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких
брала на руки, целовала им пальчики и называла
“мой ангел”.
Когда началась русско-японская война, Елизавета
Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки,
молитвенники.
Она знала силу молитв и ощутила помощь святых.
Огромное впечатление произвело на нее, когда в
Сарове на ее глазах исцелилась немая дeвoчка.
Елизавета Федоровна видела, как после
прославления преподобного Серафима Саровского
мать дeвoчки отерла своим платком paку с его
мощами, а потом—лицо своей дочери. В тот же миг
дeвoчка заговорила.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
3 страница. Гибель великого князя
Ведущий: Год 1905-й стал для Елизаветы Федоровны самым страшным. Эсеры приговорили ее мужа, великого князя Сергея Александровича, к cмepти, потому что он считал, что к революционерам надо применять самые жесткие меры. Княгиню, зная, о ее добром сердце и милосердных делах, террористы решили не трогать, опасаясь возмущения простых людей. Елизавета Федоровна стала получать анонимные письма, в которых ей советовали не сопровождать своего мужа, если она хочет остаться в живых. Но террористы плохо знали княгиню. С этой минуты она почти не разлучалась с мужем, став для него настоящим ангелом-хранителем.
Историк (1): 18 февраля 1905 года Елизаветы Федоровны не оказалось рядом. В тот день и случилось страшное: в карету, где находился великий князь, бросили бомбу. Мужество, с которым Елизавета Федоровна встретила cмepть мужа, поразило многих. Раненная в самое сердце, она не думала о себе, ее мысли были о тех, кто мог пострадать еще. Первым делом она написала письмо сестре, императрице Александре Федоровне, чтобы та ни в коем случае не приезжала на похороны: террористы могли воспользоваться моментом и совершить покушение на ее супруга – императора Николая П. Вечером она приехала к раненому кучеру великого князя Андрею со словами: “Он послал меня к вам!” Преданный кучер, успокоенный, что Сергeй Александрович жив, скончался в ту же ночь.
Историк (2): На третий день после cмepти
мужа она отправилась в тюрьму, где содержался
убийца-террорист Иван Каляев.
Она приехала с единственной целью: облегчить его
душу. “Я привезла вам прощение от Сергея
Александровича и умоляю об одном: покаяться в
содеянном!” Однако Каляев от покаяния отказался.
Уходя, Елизавета Федоровна оставила в камере
Евангелие и иконку – говорят, что перед казнью он
все-таки взял ее в руки. Княгиня была столь
великодушна, что просила императора Николая II о
помиловании преступника, но прошение было
отклонено, и Каляев казнен.
Сергея Александровича погрeбли в маленькой
церкви кремлевского Чудова монастыря. Сорок дней
совершались заупокойные молитвы, и на каждой
присутствовала великая княгиня. В одну из таких
ночей, находясь у мощей святителя Алексия, она
почувствовала удивительную благодать. В глубине
души она уже решила посвятить всю оставшуюся
жизнь Богу, но теперь ее желание укрепилось:
благодать Духа Святого как-то по особому
коснулась ее сердца и уже не покидала его.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
4 страница. Обитель милосердия
Ведущий: Мы не знаем, как и когда у
великой княгини зародилась мысль создать
обитель милосердия, но в 1908 году работа над
проектом шла полным ходом. Елизавета Федоровна
приобрела на Большой Ордынке в Москве усадьбу с
четырьмя домами и садом. В одном из них была
устроена столовая для сестер, в другом—церковь и
больница, рядом – амбулатория для приходящих
больных. Больничный храм был освящен во имя
святых евангельских сестер Марфы и Марии.
Впоследствии на территории усадьбы был построен
собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы,
освященный в 1912 году.
10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна оставила
свой кремлевский дворец и поселилась с
несколькими сестрами на Большой Ордынке. Она
вошла в мир, который считала более великим – мир
бедных и страдающих.
Историк (1): Она решила посвятить
обитель Марфе и Марии. Елизавете Федоровне были
близки обе: Марфа со своей заботливостью и Мария
с тишиной в сердце и умением слушать Бога. Она
мечтала, чтобы обитель милосердия стала
настоящим домом Лазаря, в котором мирно
уживались две сестры – Марфа и Мария, Помощь и
Молитва.
День в Марфо-Мариинской обители был расписан по
часам: в 7.30 утра читалось молитвенное правило,
затем— служение в больнице для бедных,
днем—трапеза с чтением житий святых, в пять
часов вечера в храме служили вечерню с утреней. В
девять часов вечера читалось вечернее правило,
после чего сестры, получив благословение
настоятельницы, расходились по своим кельям.
Историк (2): В Марфо-Мариинской обители
Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела
подвижническую жизнь: спала на деревянной
кровати без матраса, часто не более трех часов;
пищу употрeбляла весьма умеренно и строго
соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а
потом обходила все палаты больницы, нередко до
рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она
говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что
мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких
страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление.
Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее
приготовили их к христианскому переходу в
вечность". Без благословения духовника
обители протоиерея Митрофана
Серебрянского и без советов старцев
Оптиной Введенской пустыни, других монастырей
она ничего не предпринимала. За полное
послушание старцу она получила от Бога
внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня
организовала помощь фронту. Под ее руководством
формировались санитарные поезда, устраивались
склады лекарств и снаряжения, отправлялись на
фронт походные церкви. Отречение Императора
Николая II от престола явилось большим ударом для
Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она
не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна
видела, в какую пропасть летела Россия, и горько
плакала о русском народе, о дорогой ей царской
семье.
Историк (1): В ее письмах того времени есть следующие слова:
«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя"».
Ведущий: Настоятельницу называли не иначе как Великая матушка. Для больных, которых бесплатно лечили в больнице обители, она была просто Матушкой. Так же звали ее и обитатели Хитрова рынка, где она собирала сирот и устраивала их в приюты. Великая княгиня, ставшая Матушкой, никогда не забывала слова Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9:12). Она помогала больным паломникам, устраивала дома призрения дня инвалидов и сирот. Каждого, кто нуждался в ее помощи, она почитала «как бы богом после Бога», в каждом находила что-то хорошее. Матушка стала духовной опорой для многих, при этом сама отличалась крайним смирение – без благословения своих духовных отцов из Зосимовой пустыни она не начинала ни одного важного дела.
«Время летит так незаметно, что уже не различаешь ни дней, ни лет, все сливается в один миг молитвы и милосердия... Сегодня двадцать пять лет, как я присоединилась к нашей возлюбленной Церкви... Все сливается в глубочайшей благодарности Богу, нашей Церкви и тем благородным примерам, которые я могла видеть в истинно православных людях. И я чувствую себя настолько ничтожной и недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая меня окружала в России, – даже минуты скорби были освящены таким утешением свыше, а мелкие недоразумения, естественные для людей, с такой любовью сглаживались, что я могу сказать одно: “Слава Богу за все, за все.”».
(Из письма Елизаветы Федоровны императору Николаю II 13 апреля 1916 года).
(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).
5 страница. Путь к святости
Ведущий: Первое время после Октябрьского переворота обитель не трогали. Но в апреле 1918 года к воротам подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Они приказали Елизавете Федоровне ехать с ними. Матушка собрала сестер в церкви и дала им последнее благословение. Сестры плакали, чувствуя, что видят свою настоятельницу в последний раз. Все знали об аресте Царской семьи и понимали, что та же участь ожидает и великую княгиню: Елизавета Федоровна принадлежала к Императорской фамилии и была родной сестрой супруги Николая II.
Научный сотрудник: С великой княгиней
поехали две сестры: Варвара Яковлева и Екатерина
Янышева. По дороге в ссылку Матушка написала в
обитель письмо—в этот страшный для нее час она
думалаоних, своих “цыплягочках”. “Сплотгитесьи
будьте как одна душа, вся для Бога, и скажите, как
Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”. Она писала,
чтобы они не падали духом ради Бога, Который один
их укрепит. “Вы помните, как я боялась, что вы
слишком в моей поддержке находите крепость для
жизни, иявам говорила: “Надо больше прилепиться
к Богу”.
Последние месяцы своего земного пути великая
княгиня провела под арестом в помещении школы на
окраине уральского города Алапаевска. Она
понимала, что конец близок и поэтому все время
посвящала молитве: в ней она находила терпение и
силу перенести грядущие страдания. Сестер,
сопровождавших ее, чекисты хотели отпустить на
свободу. Они пугали их пыткам и мучениями,
которые ожидают узников. Однако Варвара осталась
непреклонной и разделила судьбу своей сестры и
настоятельницы.
Историк (2): Ночью 18 июля, в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню и сестру Варвару с другими узниками—члeнами Императорского дома – сбросили в глубокую шахту старого рудника. Говорят, что Елизавета Федоровна успела произнести молитву: “Господи, прости им, ибо не ведают, что творят”.
Научный сотрудник: Забросав шахту
ручными гранатами, чекисты уехали.
Один из свидетелей зверского убийства слышал из
глубины шахты пение Херувимской песни – ее пели
новомученики российские перед вратами вечности.
О чем думала великая княгиня в эти последние
мгновения? Как Мария, она уже была с Господом – ее
пальцы оказались сложенными для кресгного
знамения. Как Марфа, она заботилась о ближнем:
рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна
Константиновича с перевязанной головой. Даже
здесь, в глубине шахты, израненная и
переломанная, она пыталась облегчить страдания
ближнего.
В октябре в Алапаевск вошли войска адмирала
Колчака. Тела великой княгини, сестры Варвары и
великих князей были извлечены из шахты и
похоронены в склепе Свято-Троицкого собора в
Алапаевске. Однако при приближении Красной армии
в 1919 году игумен Пермского скита Серафим повез их
на восток. После долгого путешествия они
оказались в Русской миссии города Пекина в Китае.
Все это время, несмотря на долгое путешествие в
жару и холод, тело святой мученицы сохранилось
нетленным и источало благовонное миро.
Наконец в 1921 году гробы Елизаветы Федоровны и
сестры Варвары перевезли в Иерусалим. Они
покоятся в усыпальнице храма святой
равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании,
как хотела сама Елизавета Федоровна.
В Москве, на Большой Ордынке, снова возродилась
Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и
Марии стоит белая статуя прекрасной молодой
женщины в монашеском облачении. Рядом с ней
всегда цветут фиалки...
В 1992 году Собор Русской Православной Церкви
причислил к лику святых великую княгиню
Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. День их
памяти —18 июля по новому стилю.
Ведущий: Елизавета Федоровна канонизирована Соборами Русской Православной Церкви За Рубежом в 1981 г. и в 1992 г. Русской Православной Церковью. В молитвах, обращенных к ней, православные называют ее "Красотой Церкви Российской".
В духовном подвиге ее мы видим соединение путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. Она следовала словам пророка Исаии, который на вопрос Бога: "Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8), ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6:8). Жизнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны – дивное соединение путей святых праведных Марфы и Марии в новое время. Первая из святых жен Руси – святая равноапостольная великая княгиня Ольга до обращения своего к вере Христовой не прощала врагов своих и жестоко отомстила за cмepть своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая Княгиня Елизавета не только простит убийц мужа, но перед мученической cмepтью помолится Богу о прощении своих убийц.
Чтец (3): В ХХI строфе поэмы К.Р. «Севастиан-Мученик» (1887) есть строки, которыми можно закончить размышления о великой княгине Елизавете Федоровне о трагической судьбе, которую она разделила с судьбой России:
«О, Господь, простивший Иудеям,
На кресте их злобою распят,
Отпусти, прости моим злодеям:
И они не знают, что творят.
Пусть Христовой веры семенами
В глубине поляжем мы земли,
Чтоб побеги веры той с годами
Мощным деревом взошли» (II, 153).
Ведущий: Наш устный журнал хочется
закончить словами Елизаветы Фёдоровны: «Счастье
состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть
богатым, – писала она своим воспитанникам, –
всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то,
которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты
его найдёшь в жизни души и отдании себя.
Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с
тобой, и ты сам будешь счастлив».
Давайте же и мы следовать в своей жизни словам
матушки Елизаветы Фёдоровны. Ведь так не хватает
в современном обществе милосердия, доброты,
всепрощения друг друга.
Приложение 1
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
18 03 2024 2:57:13
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
17 03 2024 17:17:55
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
16 03 2024 12:14:14
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
15 03 2024 0:56:53
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
14 03 2024 6:12:32
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
13 03 2024 17:23:24
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
12 03 2024 15:21:21
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
11 03 2024 23:16:28
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
10 03 2024 21:50:26
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
09 03 2024 18:18:53
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
08 03 2024 13:39:16
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 03 2024 22:11:43
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
06 03 2024 23:41:20
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
05 03 2024 13:59:20
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
04 03 2024 18:44:12
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
03 03 2024 7:31:37
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
02 03 2024 4:49:16
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
01 03 2024 2:38:56
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...
29 02 2024 0:41:18
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
28 02 2024 5:14:19
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
27 02 2024 23:25:46
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
26 02 2024 19:48:43
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
25 02 2024 18:28:46
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
24 02 2024 10:35:57
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
23 02 2024 7:56:44
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
22 02 2024 20:23:49
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...
21 02 2024 7:22:31
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
20 02 2024 9:27:38
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
19 02 2024 10:24:18
Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
18 02 2024 8:26:24
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
17 02 2024 7:47:14
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
16 02 2024 12:57:35
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
15 02 2024 14:43:33
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
14 02 2024 20:36:52
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
13 02 2024 5:12:33
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
12 02 2024 18:40:10
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
11 02 2024 4:10:16
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
10 02 2024 16:48:58
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...
09 02 2024 14:28:59
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
08 02 2024 17:49:46
Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...
07 02 2024 16:31:47
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
06 02 2024 9:10:35
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
05 02 2024 18:27:43
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
04 02 2024 19:26:59
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
03 02 2024 9:13:40
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
02 02 2024 2:57:21
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
01 02 2024 15:48:34
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
31 01 2024 0:15:11
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
30 01 2024 9:29:39
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
29 01 2024 10:13:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::