Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)


    Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)

Цель: нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к культурным традициям России, воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей Родине, милосердия.

Задачи:

  • способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов художественных произведений и понимания значения роли исторической личности в отечественной культуре;
  • воспитывать высокие нравственные качества у детей, последовательно формировать у них эстетическое чувство любви к прекрасному в жизни;
  • целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к истории своей Родины.

Эпиграф: «Это чудная, святая женщина достойна тяжелого креста, поднимающего её всё выше и выше!» Греческая королева Ольга

Оформление: красочные плакаты с названиями страниц журнала, презентация.

Действующие лица: Ведущий, помощники (без слов), историки, научный сотрудник, чтецы.

Ведущий. Елизавета Федоровна – одна из самых почитаемых новомучеников российских. Внучка английской королевы Виктории, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, она была женой последнего московского генерал-губернатора Сергея Романова, который погиб от бомбы революционера. Приняв православие, великая княгиня посвятила себя религии и благотворительности. Она была основателем Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. После революции англичане не раз пытались вывезти Елизавету в Лондон, но она отказывалась покидать страну. В апреле 1918 года ее арестовали и вывезли в Алапаевск. 18 июля она приняла мученическую cмepть – живой ее сбросили в заброшенную шахту. Тело княгини захоронили в Троицком соборе Алапаевска. Это единственные останки члeна царской семьи, подлинность которых не вызывает сомнений. 10 марта 1920 года гроб с телом отправили в Пекин, затем в Шанхай, потом в Египет и оттуда в Иерусалим. В 1981 году в Нью-Йорке Елизавета Федоровна была прославлена Русской православной церковью за границей в чине священномученицы. В 1992 году состоялось ее прославление в лике святых Русской православной церковью в Москве.

Чтец (1):

Всем, положившим жизнь святую
За Русь, за веру, за Христа,
Господь воздаст. Мы ж песнь простую
Им воспоём у их креста.
Мы царских мучеников имя
Достойно в должный час почтим;
А ныне честь, Христа во имя,
Елизавете воздадим...

Татьяна Солозобова

(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).

Страница 1. «Детство и юность Елизаветы Федоровны»

(Выходят историки)

Ведущий. Жизнь и cмepть великой княгини Елизаветы Федоровны похожи на поэму. Ее образ как будто окутан романтическим флером. Еще бы: во-первых, она, по свидетельству многих современников, была потрясающе хороша собой.
Во-вторых, ее головокружительный взлет: 19-летняя принцесса из крохотного немецкого герцогства становится одной из влиятельнейших дам в огромной империи. Кроме того, страшная cмepть ее мужа, а затем и ее собственная гибель накладывают на ее служение некий трагический отпечаток, тоже зачастую с поэтическим оттенком.
Жизнь и cмepть Великой матушки (так ее называли сестры созданной ею обители и их подопечные) были куда более реальны. Но в этой реальности, именно в том, что Елизавета была живым человеком, принадлежала своей эпохе, страдала и радовалась не отстраненно, не романтически, а по-настоящему, и заключено истинное величие подвига.

(Помощники выставляют портрет Елизаветы Федоровны и её семьи)

Историк (1): Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории.
Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать Эллы умерла, когда дeвoчке было 12 лет, она заронила в юное сердце зерна чистой веры, глубокого сострадания к плачущим, страдающим, обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались воспоминания посещения больниц, приютов, домов инвалидов.
В детстве Елизавета любила играть в больницу. Она рассаживала на кукольные диванчики своих кукол и начинала прием. Младшие сестры послушно выполняли ее поручения: накладывали повязки, давали лекарства. Елизавета относилась к делу со всей серьезностью. Ее мать – принцесса Алиса – часто навещала больных в домах инвалидов и всегда брала детей с собой. “Господь благословил труд и бедность, – говорила она, – но более всего любовь и сострадание к ближним”.
Елизавета была второй дочерью в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, но с детства привыкла все делать сама. Мать приучила детей (а их было семеро!) убирать постели и топить камин, наводить порядок в комнатах и складывать одежду. Она знала об увлечениях своих детей и старалась развивать их таланты.
Елизавета очень любила цветы. Она привозила больным огромные букеты и, поставив их в воду, говорила: “Теперь вы обязательно поправитесь!”. Ей казалось, что красота и благоухание цветов помогает переносить боль. Вскоре у Елизаветы появились мольберт, кисти и краски. Свой первый рисунок – фиалки в вазе – она подарила матери. У дeвoчки оказался отменный живописный дар, а любовь к цветам она сохранила на всю жизнь.

Историк (2): Когда ей исполнилось четырнадцать лет, от дифтерита умерла ее младшая сестра – четырехлетняя Мария, вслед за ней скончалась и мать, принцесса Алиса. Пред cмepтью она завещала дочери всегда и во всем брать пример со святой Елизаветы Тюрингенской, родоначальницы Гессенского дома.
— Ты носишь имя этой святой. Она избрала путь самоотречения и любви к ближнему...
Внезапно, словно что-то прочитав в глазах дочери, она прижала ее к себе и произнесла: “Помни, в какое бы время ты ни жила, это самый верный путь к Богу!”.
Для Елизаветы главными словами стали Опека и Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее всю жизнь. Елизавета сразу почувствовала себя взрослой: в ее поддержке нуждался сломленный горем отец, младшие сестры и брат. Забытые куклы, опустив кудрявые головки, скучали на диване; в стороне лежали мольберт и кисти.
После cмepти матери Елизавету отправили к бабушке, королеве Виктории. Дeвoчка очень тосковала по матери, и отец решил, что ей надо сменить обстановку. Воспитание и образование Елизаветы завершилось в Англии, и английский язык она знала лучше родного немецкого.
В душе Елизаветы жила любовь к Господу. Утро начиналось с молитвы: она спрашивала у Бога, как ей лучше прожить этот день, какие дела сделать в первую очередь, как быть терпеливой с младшими сестрами? Ясные и точные ответы звучали в ее сердце, словно музыка, и она радостно спешила переделать все дела, чтобы вечером снова встретиться с Ним. Она благодарила Бога за прожитый день и обещала завтра стать лучше и совершеннее, чем сегодня. Когда это удавалось, ей казалось, что в сердце распустился прекрасный, благоухающий цветок...

Ведущий: Елизавета была очень хороша собой. Многие предлагали ей руку и сердце, но все получали отказ. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, из России приехал великий князь Сергeй Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Елизавета познакомилась с ним еще в детстве, когда императрица, также происходившая из Гессенского дома, приезжала в Германию.
Юная принцесса и будущий великий князь быстро подружились. Она показывала ему свой сад, а он рассказывал о загадочной заснеженной России. Букетик, который подарила ему Елизавета, Сергeй Александрович хранил в Евангелии. Каждый раз, открывая эту Книгу, он вспоминал прекрасные глаза и улыбку далекой принцессы.
Теперь он приехал просить руки и сердца Елизаветы, и она приняла его предложение.

(Помощник открывает плакат с названием страницы).

Страница 2. «Великая княгиня»

Ведущий. Давайте откроем следующую страницу журнала, рассказывающую о Великой княгине Елизавете Фёдоровне.
“В Петергофе недолго пришлось ждать на станции, скоро подошел поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта”

(Из дневников великого князя Константина Константиновича).

Историк (1): 3 июня 1884 года принцесса Гессенская Елизавета обвенчалась в Санкт-Петербурге с великим князем Сергеем Александровичем и стала великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Для великой княгини все было новым: и язык, и быт, и особенности православной веры. В протестантской кирхе кроме кафедры и креста с надписью “Бог есть любовь” не было ничего. Когда Елизавета Федоровна жила в Германии, ей это нравилось: казалось, ничто не отвлекает от размышлений о Боге. Но здесь, в православном храме, она ощутила живое присутствие Христа. Она видела, какими люди входили в храм и с какими лицами выходили после причастия. Словно что-то важное и таинственное коснулось их душ. Как хотелось Елизавете Федоровне стать причастной этой тайне!
Великая княгиня стала изучать православный катехизис, толкование Библии, и с каждой минутой в ней зрело желание перейти в православную веру.
Великая Княгиня Елизавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе – Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение. Оно написано в 1884 году.

Чтец (2):

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

К. Р.

Историк (2): В 1880-х годах Сергeй Александрович и Елизавета Федоровна побывали в Иерусалиме. Они посетили храм Марии Магдалины, который расположен на склоне Елеонской горы. Красота и благодать этого места настолько поразили княгиню, что она сказал мужу: “Как бы я хотела быть похороненной здесь!” Она и не подозревала, что ее слова станут пророческими.
Елизавета Федоровна написала отцу, что долго молилась Богу указать ей правильный путь и поняла, что только в православии она найдет сильную веру и подлинную радость. Она просила отца благословить ее на этот шаг. “Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главнейших утешений этого мира?” – писала она. Отец ответил, что ее решение приносит ему страдание и он не может дать ей благословение. Елизавета Федоровна считала грехом оставаться в старой вере, когда ее душа полностью принадлежала новой. “Разве стану я худшей дочерью, если поступлю по совести, так, как велит мне сердце?”– размышляла она.
25 апреля, в Лазареву субботу, она перешла в православную веру с прежним именем Елизавета, но уже в честь святой праведной Елизаветы, матери Иоанна Предтечи.
В 1891 году великого князя Сергея Александровича назначили генерал-губернатором Москвы. С этого момента жизнь великой княгини резко изменилась. У супруги генерал-губернатора появились новые обязанности. По вечерам она устраивала приемы, танцевала на балах, а днем много занималась благотворительностью – посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним.
Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не вызывали в ней брезгливости. Каждый день она привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких брала на руки, целовала им пальчики и называла “мой ангел”.
Когда началась русско-японская война, Елизавета Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки, молитвенники.
Она знала силу молитв и ощутила помощь святых. Огромное впечатление произвело на нее, когда в Сарове на ее глазах исцелилась немая дeвoчка. Елизавета Федоровна видела, как после прославления преподобного Серафима Саровского мать дeвoчки отерла своим платком paку с его мощами, а потом—лицо своей дочери. В тот же миг дeвoчка заговорила.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).

3 страница. Гибель великого князя

Ведущий: Год 1905-й стал для Елизаветы Федоровны самым страшным. Эсеры приговорили ее мужа, великого князя Сергея Александровича, к cмepти, потому что он считал, что к революционерам надо применять самые жесткие меры. Княгиню, зная, о ее добром сердце и милосердных делах, террористы решили не трогать, опасаясь возмущения простых людей. Елизавета Федоровна стала получать анонимные письма, в которых ей советовали не сопровождать своего мужа, если она хочет остаться в живых. Но террористы плохо знали княгиню. С этой минуты она почти не разлучалась с мужем, став для него настоящим ангелом-хранителем.

Историк (1): 18 февраля 1905 года Елизаветы Федоровны не оказалось рядом. В тот день и случилось страшное: в карету, где находился великий князь, бросили бомбу. Мужество, с которым Елизавета Федоровна встретила cмepть мужа, поразило многих. Раненная в самое сердце, она не думала о себе, ее мысли были о тех, кто мог пострадать еще. Первым делом она написала письмо сестре, императрице Александре Федоровне, чтобы та ни в коем случае не приезжала на похороны: террористы могли воспользоваться моментом и совершить покушение на ее супруга – императора Николая П. Вечером она приехала к раненому кучеру великого князя Андрею со словами: “Он послал меня к вам!” Преданный кучер, успокоенный, что Сергeй Александрович жив, скончался в ту же ночь.

Историк (2): На третий день после cмepти мужа она отправилась в тюрьму, где содержался убийца-террорист Иван Каляев.
Она приехала с единственной целью: облегчить его душу. “Я привезла вам прощение от Сергея Александровича и умоляю об одном: покаяться в содеянном!” Однако Каляев от покаяния отказался. Уходя, Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие и иконку – говорят, что перед казнью он все-таки взял ее в руки. Княгиня была столь великодушна, что просила императора Николая II о помиловании преступника, но прошение было отклонено, и Каляев казнен.
Сергея Александровича погрeбли в маленькой церкви кремлевского Чудова монастыря. Сорок дней совершались заупокойные молитвы, и на каждой присутствовала великая княгиня. В одну из таких ночей, находясь у мощей святителя Алексия, она почувствовала удивительную благодать. В глубине души она уже решила посвятить всю оставшуюся жизнь Богу, но теперь ее желание укрепилось: благодать Духа Святого как-то по особому коснулась ее сердца и уже не покидала его.

(Помощник открывает плакат с названием страницы).

4 страница. Обитель милосердия

Ведущий: Мы не знаем, как и когда у великой княгини зародилась мысль создать обитель милосердия, но в 1908 году работа над проектом шла полным ходом. Елизавета Федоровна приобрела на Большой Ордынке в Москве усадьбу с четырьмя домами и садом. В одном из них была устроена столовая для сестер, в другом—церковь и больница, рядом – амбулатория для приходящих больных. Больничный храм был освящен во имя святых евангельских сестер Марфы и Марии. Впоследствии на территории усадьбы был построен собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1912 году.
10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна оставила свой кремлевский дворец и поселилась с несколькими сестрами на Большой Ордынке. Она вошла в мир, который считала более великим – мир бедных и страдающих.

Историк (1): Она решила посвятить обитель Марфе и Марии. Елизавете Федоровне были близки обе: Марфа со своей заботливостью и Мария с тишиной в сердце и умением слушать Бога. Она мечтала, чтобы обитель милосердия стала настоящим домом Лазаря, в котором мирно уживались две сестры – Марфа и Мария, Помощь и Молитва.
День в Марфо-Мариинской обители был расписан по часам: в 7.30 утра читалось молитвенное правило, затем— служение в больнице для бедных, днем—трапеза с чтением житий святых, в пять часов вечера в храме служили вечерню с утреней. В девять часов вечера читалось вечернее правило, после чего сестры, получив благословение настоятельницы, расходились по своим кельям.

Историк (2): В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употрeбляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность". Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

Историк (1): В ее письмах того времени есть следующие слова:

«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя"».

Ведущий: Настоятельницу называли не иначе как Великая матушка. Для больных, которых бесплатно лечили в больнице обители, она была просто Матушкой. Так же звали ее и обитатели Хитрова рынка, где она собирала сирот и устраивала их в приюты. Великая княгиня, ставшая Матушкой, никогда не забывала слова Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9:12). Она помогала больным паломникам, устраивала дома призрения дня инвалидов и сирот. Каждого, кто нуждался в ее помощи, она почитала «как бы богом после Бога», в каждом находила что-то хорошее. Матушка стала духовной опорой для многих, при этом сама отличалась крайним смирение – без благословения своих духовных отцов из Зосимовой пустыни она не начинала ни одного важного дела.

«Время летит так незаметно, что уже не различаешь ни дней, ни лет, все сливается в один миг молитвы и милосердия... Сегодня двадцать пять лет, как я присоединилась к нашей возлюбленной Церкви... Все сливается в глубочайшей благодарности Богу, нашей Церкви и тем благородным примерам, которые я могла видеть в истинно православных людях. И я чувствую себя настолько ничтожной и недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая меня окружала в России, – даже минуты скорби были освящены таким утешением свыше, а мелкие недоразумения, естественные для людей, с такой любовью сглаживались, что я могу сказать одно: “Слава Богу за все, за все.”».

(Из письма Елизаветы Федоровны императору Николаю II 13 апреля 1916 года).

(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).

5 страница. Путь к святости

Ведущий: Первое время после Октябрьского переворота обитель не трогали. Но в апреле 1918 года к воротам подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Они приказали Елизавете Федоровне ехать с ними. Матушка собрала сестер в церкви и дала им последнее благословение. Сестры плакали, чувствуя, что видят свою настоятельницу в последний раз. Все знали об аресте Царской семьи и понимали, что та же участь ожидает и великую княгиню: Елизавета Федоровна принадлежала к Императорской фамилии и была родной сестрой супруги Николая II.

Научный сотрудник: С великой княгиней поехали две сестры: Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. По дороге в ссылку Матушка написала в обитель письмо—в этот страшный для нее час она думалаоних, своих “цыплягочках”. “Сплотгитесьи будьте как одна душа, вся для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”. Она писала, чтобы они не падали духом ради Бога, Который один их укрепит. “Вы помните, как я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, иявам говорила: “Надо больше прилепиться к Богу”.
Последние месяцы своего земного пути великая княгиня провела под арестом в помещении школы на окраине уральского города Алапаевска. Она понимала, что конец близок и поэтому все время посвящала молитве: в ней она находила терпение и силу перенести грядущие страдания. Сестер, сопровождавших ее, чекисты хотели отпустить на свободу. Они пугали их пыткам и мучениями, которые ожидают узников. Однако Варвара осталась непреклонной и разделила судьбу своей сестры и настоятельницы.

Историк (2): Ночью 18 июля, в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню и сестру Варвару с другими узниками—члeнами Императорского дома – сбросили в глубокую шахту старого рудника. Говорят, что Елизавета Федоровна успела произнести молитву: “Господи, прости им, ибо не ведают, что творят”.

Научный сотрудник: Забросав шахту ручными гранатами, чекисты уехали.
Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение Херувимской песни – ее пели новомученики российские перед вратами вечности.
О чем думала великая княгиня в эти последние мгновения? Как Мария, она уже была с Господом – ее пальцы оказались сложенными для кресгного знамения. Как Марфа, она заботилась о ближнем: рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Даже здесь, в глубине шахты, израненная и переломанная, она пыталась облегчить страдания ближнего.
В октябре в Алапаевск вошли войска адмирала Колчака. Тела великой княгини, сестры Варвары и великих князей были извлечены из шахты и похоронены в склепе Свято-Троицкого собора в Алапаевске. Однако при приближении Красной армии в 1919 году игумен Пермского скита Серафим повез их на восток. После долгого путешествия они оказались в Русской миссии города Пекина в Китае.
Все это время, несмотря на долгое путешествие в жару и холод, тело святой мученицы сохранилось нетленным и источало благовонное миро.
Наконец в 1921 году гробы Елизаветы Федоровны и сестры Варвары перевезли в Иерусалим. Они покоятся в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, как хотела сама Елизавета Федоровна.
В Москве, на Большой Ордынке, снова возродилась Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и Марии стоит белая статуя прекрасной молодой женщины в монашеском облачении. Рядом с ней всегда цветут фиалки...
В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. День их памяти —18 июля по новому стилю.

Ведущий: Елизавета Федоровна канонизирована Соборами Русской Православной Церкви За Рубежом в 1981 г. и в 1992 г. Русской Православной Церковью. В молитвах, обращенных к ней, православные называют ее "Красотой Церкви Российской".

В духовном подвиге ее мы видим соединение путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. Она следовала словам пророка Исаии, который на вопрос Бога: "Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8), ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6:8). Жизнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны – дивное соединение путей святых праведных Марфы и Марии в новое время. Первая из святых жен Руси – святая равноапостольная великая княгиня Ольга до обращения своего к вере Христовой не прощала врагов своих и жестоко отомстила за cмepть своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая Княгиня Елизавета не только простит убийц мужа, но перед мученической cмepтью помолится Богу о прощении своих убийц.

Чтец (3): В ХХI строфе поэмы К.Р. «Севастиан-Мученик» (1887) есть строки, которыми можно закончить размышления о великой княгине Елизавете Федоровне о трагической судьбе, которую она разделила с судьбой России:

«О, Господь, простивший Иудеям,
На кресте их злобою распят,
Отпусти, прости моим злодеям:
И они не знают, что творят.
Пусть Христовой веры семенами
В глубине поляжем мы земли,
Чтоб побеги веры той с годами
Мощным деревом взошли» (II, 153).

Ведущий: Наш устный журнал хочется закончить словами Елизаветы Фёдоровны: «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, – писала она своим воспитанникам, – всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдёшь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».
Давайте же и мы следовать в своей жизни словам матушки Елизаветы Фёдоровны. Ведь так не хватает в современном обществе милосердия, доброты, всепрощения друг друга.

Приложение 1


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

15 04 2024 22:10:32

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

14 04 2024 0:42:46

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

13 04 2024 10:22:53

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

12 04 2024 18:32:32

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

11 04 2024 21:30:32

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

10 04 2024 15:13:11

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

09 04 2024 23:59:22

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

08 04 2024 20:26:59

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

07 04 2024 19:25:37

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

06 04 2024 23:38:21

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

05 04 2024 10:58:48

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

04 04 2024 15:59:37

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

03 04 2024 7:53:11

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

02 04 2024 2:39:38

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

01 04 2024 18:11:45

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

31 03 2024 16:54:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

30 03 2024 15:55:45

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

29 03 2024 14:23:25

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

28 03 2024 23:33:16

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

27 03 2024 11:41:13

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

26 03 2024 18:27:56

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

25 03 2024 5:36:20

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

24 03 2024 6:32:57

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

23 03 2024 6:57:20

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

22 03 2024 14:14:52

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

21 03 2024 12:47:48

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

20 03 2024 16:41:19

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

19 03 2024 18:58:29

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

18 03 2024 19:52:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

17 03 2024 8:21:22

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

16 03 2024 23:22:18

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

15 03 2024 23:26:36

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

14 03 2024 21:27:59

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

13 03 2024 1:11:15

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

12 03 2024 12:17:18

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

11 03 2024 17:53:54

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

10 03 2024 1:56:25

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

09 03 2024 18:17:47

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

08 03 2024 21:51:44

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

07 03 2024 5:47:24

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

06 03 2024 13:29:41

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

05 03 2024 16:53:28

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

04 03 2024 7:56:13

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

03 03 2024 3:41:15

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

02 03 2024 14:35:59

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

01 03 2024 4:39:25

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 02 2024 12:59:26

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 02 2024 11:51:39

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 02 2024 13:19:10

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 02 2024 16:32:57

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::