Крымская война 1853—1856 гг.

Тема: «Крымская война 1853–1856 гг.».
Оборудование к уроку:
- Карта «Крымская война 1853–1856 гг.»,
- Атлас «История России. XIX век»,
- Фотографии писателя Л.Н.Толстого, портрет врача Н.И.Пирогова, картина «Оборона Севастополя»,
- Компьютерное оборудование, учебный диск «Энциклопедия. История России 862–1917» издательство «Интеpaктивный мир», магнитофон.
Цели для учеников:
- Обучающая – выявить повод, причины войны, показать основные этапы, итоги войны; больше узнать о военачальниках;
- Развивающая – умение выбрать нужный материал, использовать ИКТ; умение связно, содержательно излагать мысли;
- Воспитательная – воспитание любви к Родине, чувства ответственности
Цели для учителя:
- профессиональное и личностное развитие;
- использование компьютерной технологии;
- ученики – соавторы урока.
План урока:
1. Что послужило поводом для начала Крымской
войны?
2. Причины войны
3. Роль военачальников в основных этапах войны:
а) в Синопском сражении,
б) в обороне Севастополя.
4. Итоги войны
ХОД УРОКА
Вступление учителя. Посмотрите
внимательно на дату и скажите, пожалуйста, в
период правления какого русского императора
проходила эта война? Вспомним дату правления
Николая I. Значит что-то случится с царём? (Звучит
тревожная музыка)
– Когда мы говорим «война» – какие ассоциации у
вас появляются, какой образ возникает? (Разруха,
кровь, боль, слёзы, раны, голод, жертвы, трупы,
стоны, трагедия…как человеческая, так и
государственная…)
– Что мы должны знать, когда изучаем тему
войны? (Вместе выpaбатывается алгоритм: повод
(из-за чего?), причины (почему?), основные события
(что?), военачальники (кто?), итог.)
– Мы узнаем о роли Николая I в этой войне, увидим
настоящих героев и предателей. А ещё нам надо
будет ответить на важный вопрос: «Для России
эта война была справедливой? Почему?»
Эпиграф:
Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства.
Л.Н.Толстой о защитниках Севастополя
Все безобразия Крымской войны, вся бездарность комaндования принадлежит царизму, а вся «богатырская защита Севастополя – русскому народу».
А.И.Герцен
Рассказ учителя. Повод.
Палестина – часть Османской империи
Иерусалим (храмы) ? Вифлеем (храмы)
Католическая или христианская вера
Николай I был недоволен.
Задачи, стоявшие перед ним:
1. Вернуть России возможность проходить через
черноморские проливы: Босфор и Дарданеллы.
2. Укрепиться на Балканах, освободить славян от
турецкого ига.
Для улаживания ситуации в Турцию был отправлен
послом А.С.Меншиков (потомок петровского
Меншикова). Но он не только не смягчил, усилил
конфликтную ситуацию. Например, на заседания
дивана (совет при султане) он не делал поклона,
как того требовал этикет. Султан решил проучить:
укоротить дверь так, чтобы в неё нельзя было
войти, не наклонившись. Но Меншиков и тут нашёл
выход: повернулся спиной и прошёл в дверь, присев
в коленях. (Ситуация обыгрывается)
Николай I недоволен Турцией. Он обращается к
Англии за поддержкой – нет… И все же вводит
войска в Молдавию и Валахию – зависимые от
Турции земли. Николай I был уверен, что ни Австрия,
ни Пруссия, ни Англия, ни Франция не вступят в эту
войну, но он жестоко ошибся. Перечисленные страны
не хотели видеть Россию сильной страной.
Английские и французские эскадры входят в
Мраморное море… А турецкий султан, чувствуя
защиту, в октябре 1853 г. объявляет России войну.
1853 г. – начало Крымской войны
Крымскую войну принято делить на два этапа
Дата | События, страны-участницы, значение |
Первый этап Крымской войны | |
Ноябрь1853 г.– апрель 1854 г. | Россия и Турция. Павел Степанович Нахимов!!! |
Второй этап Крымской войны | |
Апрель1854 г. – февраль 1856 г. | Россия и Турция, Англия, Франция…Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин, Павел Семёнович Нахимов – Севастополь. Высадки на Соловках, в Петропавловском-Камчатском, блокада Кронштадта и Свеаборга |
Раздать до урока таблицу (вторая колонка заполнится учащимися по ходу рассказов)
Первый этап
Синоп
Турецкая
эскадра Русская
эскадра
14 судов, из них 2
паровых 8
парусных судов
Осман-паша
Вице-адмирал
П.С.Нахимов
Итог: Турецкие корабли разбиты, русские все остались в строю!!! (Звучит музыка торжественная, победная)
Синопский бой вошёл в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Итак, добиться победы удалось благодаря решительным действиям вице-адмирала П.С.Нахимова.
Презентация о П.С. Нахимове, составленная учеником.
Второй этап
Спасая Турцию от неминуемого поражения,
англо-французская эскадра в январе 1854 г. вошла в
Чёрное море. А русские войска перешли р. Дунай…
В марте Королева Виктория (Англия) и Наполеон
III (Франция) объявляют войну России, после
того, как Россия отвергла ультиматум о выходе из
Молдавии и Валахии. Оцените, пожалуйста, ситуацию
для России.
Балтийское море – англо-французская
эскадра блокировала Кронштадт и Свеаборг, но не
атаковала.
Белое море (сообщение ученика) –
английские военные корабли вошли и стали
бомбардировать Соловецкий монастырь. Монахи и
богомольцы проявили большое мужество, под свист
ядер совершив крёстный ход по монастырским
стенам. Единственная батарея из двух пушек
пыталась отвечать противнику и даже сделала
пробоину в одном из кораблей. А на исходе лета 1854
г. английские корабли сожгли старинный русский
город Колу на Мурманском побережье.
Дальний Восток – август 1854 г.
англо-французская эскадра появилась перед
Петропавловском-Камчатским. Адмирал В.С.Завойко
оказал героическое сопротивление: дважды
сбрасывал в море неприятельский десант и вынудил
противника уйти. Итак, англо-французские
войска везде получили отпор.
Лето 1854 г. Болгария – сосредоточение
англо-французских войск – комaндующий Сент-Арно.
Слухи о том, что англо-французская армия
планирует высадку в Крыму и захватит
Севастополь – ходили. Но Меншиков
(Изменщиков) высмеивал эти слухи.
60 тыс. армия англо-французская высадилась в
Крыму. Ей противостояла 18 тыс. армия матросов и
солдат, т.к. Меншиков с 35 тыс. армией отступил к
Бахчисараю на Север.
Севастополь – главная база Черноморского флота – не имела сухопутных укреплений. (Работа с диском, на котором имеется анимационная карта).
Задача: укрепить Севастополь. Как? Эдуард Иванович Тотлебен:
1. Укрепление из земляных валов, траншей, мешков
с песком, плетёных корзин с землёй;
2. Затопили у входа в бухту несколько кораблей,
преградив доступ вражескому флоту.
«Отсутствие собственной армии, при появлении неприятеля, не повлекло за собою падения Севастополя, – с удивлением писал один из английских офицеров. – Народ твёрдый и решительный занял пост, оставленный главнокомaндующим и его армией. Блистательный фасад рухнул, но за ним высились гранитные стены».
Этой «гранитной стеной» стал русский народ – простые матросы и солдаты во главе с адмиралами В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым, В.И.Истоминым.
60.000 армия
противника
18.000армия матросов и солдат
совершенное
оружие
гладкоствольные ружья на 300 шагов
Нарезные винтовки на 1.200
шагов
офицеры – только саблей
Офицеры – сабля и револьвер
Сообщение ученика о В.А.Корнилове.
Сообщение ученика о мужестве защитников Севастополя.
Весной 1855 г. положение Севастополя стало ухудшаться:
- недостаток в порохе (приказано на 2 выстрела врага стрелять одним),
- нехватка провианта, продуктов.
1-4 бомбардировки, к штурму Севастополя. Письмо Н.И.Пирогова к жене!!! (Работа с документом на рабочем листе)
Июнь 1855 г. – штурм – русские выстояли!!!
«Первое серьёзное поражение англо-французской
армии». 5, 6 бомбардировки.
Особенно упopные бои шли за Малахов курган.
Французы с уважением вспоминали подвиг Юферова,
который был отрезан от своей колонны с небольшой
группой солдат. Встав впереди солдат, он яростно
рубился саблей с неприятелем, отказываясь
сдаться. И только когда разъярённые враги
изрешетили русских пулями, они смогли одержать
верх.
27 августа 1855г. французы захватили Малахов
курган. Участники обороны затопили
оставшиеся корабли, взорвали бастионы и покинули
город. «Троя» завершила свою 349-дневную
героическую эпопею.
11 месяцев – 349 дней – Севастополь
держал оборону. В августе 1855г. город оставили,
русские поджигали пороховые погреба. Двое суток
горел город, а противники так и не решались
занять его.
1856 г. – Парижский мир: России запрещено
держать военный флот на Чёрном море. Россия
потеряла 500 тыс. солдат, Турция – 400 тыс., Франция
– 95тыс., Британия – 22,7тыс.
Проверка записей в таблице. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Подумать над вопросами:
- За счёт чего так долго и упopно сопротивлялись русские войска в Крыму? (Всем)
- Можно ли сравнивать Севастополь с Троей? (По желанию)
Приложение
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа.
Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
04 03 2021 6:41:52
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
03 03 2021 16:23:12
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
02 03 2021 15:52:59
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
01 03 2021 17:51:49

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
28 02 2021 5:47:19
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
27 02 2021 1:34:14

Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
26 02 2021 3:25:13
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
25 02 2021 18:15:41
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
24 02 2021 5:38:18
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
23 02 2021 5:59:23
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
22 02 2021 8:50:47
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
21 02 2021 6:42:33
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
20 02 2021 4:24:26
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
19 02 2021 5:11:15
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
18 02 2021 0:40:41
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
17 02 2021 7:45:27
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
16 02 2021 22:50:37
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
15 02 2021 10:43:20
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
14 02 2021 4:44:22
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
13 02 2021 1:59:17
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
12 02 2021 20:53:20
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
11 02 2021 14:20:41
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
10 02 2021 1:15:35
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
09 02 2021 23:27:18
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
08 02 2021 5:50:10
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
07 02 2021 14:15:15
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
06 02 2021 8:46:44
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
05 02 2021 11:21:22
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
04 02 2021 22:12:56
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
03 02 2021 13:18:55
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
02 02 2021 8:27:55
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
01 02 2021 18:11:31
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
31 01 2021 3:56:28
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
...
30 01 2021 5:26:22
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
29 01 2021 22:37:33
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
28 01 2021 11:43:54
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
27 01 2021 22:18:32
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
26 01 2021 11:26:43
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
25 01 2021 9:24:33
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
24 01 2021 14:36:15
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
23 01 2021 3:56:17
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
22 01 2021 1:11:37
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
21 01 2021 14:47:38
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
20 01 2021 0:17:30
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
19 01 2021 22:34:12
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
18 01 2021 13:29:26
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
17 01 2021 23:58:44
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
16 01 2021 5:53:12
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
15 01 2021 17:15:34
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
14 01 2021 17:29:14
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
13 01 2021 16:23:21
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
12 01 2021 5:32:27
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
11 01 2021 15:18:28
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
10 01 2021 17:24:48
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения.
...
09 01 2021 3:46:18
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
08 01 2021 7:28:39
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
07 01 2021 17:23:13
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
06 01 2021 3:51:22
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
05 01 2021 16:10:38

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
04 01 2021 7:41:56
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить.
...
03 01 2021 0:23:47
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
02 01 2021 0:15:29
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей".
...
01 01 2021 9:50:32
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
31 12 2020 4:24:33
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
30 12 2020 13:39:32
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
29 12 2020 11:13:54
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
28 12 2020 7:39:17
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
27 12 2020 19:27:48
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
26 12 2020 19:58:35
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
25 12 2020 9:50:32
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
24 12 2020 14:10:16
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока.
...
23 12 2020 16:58:43
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
22 12 2020 5:47:31
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
21 12 2020 14:48:23
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
20 12 2020 3:28:33
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
19 12 2020 13:16:58
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
18 12 2020 6:38:34
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
17 12 2020 17:17:17
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
16 12 2020 2:26:55
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
...
15 12 2020 3:29:19
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
14 12 2020 4:47:54
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
13 12 2020 15:32:36
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
12 12 2020 3:51:38
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
11 12 2020 9:21:14
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
10 12 2020 17:20:44
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
09 12 2020 5:48:27
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
08 12 2020 5:20:41
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
07 12 2020 7:26:40
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
06 12 2020 1:20:47
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
05 12 2020 21:10:10
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
04 12 2020 14:37:35
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
03 12 2020 12:40:24

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
02 12 2020 6:11:45
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
01 12 2020 12:22:35
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере.
...
30 11 2020 20:24:55
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
29 11 2020 21:26:41
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
28 11 2020 6:26:21
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
27 11 2020 12:32:52
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе.
...
26 11 2020 16:19:41
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
25 11 2020 12:16:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::