Открытый урок по теме "Великий реформатор России: успехи и поражения"
«Сначала успокоение,
потом реформы».
П.А. Столыпин
Цели и задачи урока:
- Обобщить знания об одном из видных в истории страны реформаторов; к чему он стремился; что ему удалось, а что не удалось сделать.
- Систематизировать знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись.
- Увидеть связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века и сегодняшними проблемами страны.
Оформление:
- На столах: литература о П.А. Столыпине и его реформах.
- На доске: тема; эпиграф; портреты Столыпина и Николая II; таблица «Столыпинская реформа».
- 1906–1911 гг. – деятельность П.А. Столыпина; отруб – (определение); хутор – (определение).
- Вопросы (проблемные):
- Почему преобразования, казавшиеся довольно успешными, не были завершены?
- Почему Россия не пошла мирным путем предлагавшихся Столыпиным реформ, а избрала тернистый путь революции, потребовавший неисчислимых жертв?
- П.А. Столыпин – человек не своего времени?
5. Магнитофон и запись «Лунная соната» Бетховена.
Ход урока
Музыка.
1-й ученик. Вечер 1 сентября 1911 года. Место действия – киевский городской театр. Антpaкт. Зрители прогуливаются в фойе. Российский премьер П. А. Столыпин, облокотившись руками о барьер оркестровой ямы стоит лицом к партеру. К нему направляется незнакомый молодой человек. Столыпин не видит, что он прикрывает театральной программкой оттопыривающийся карман, в котором лежит пистолет. Не доходя 2–3-х шагов до премьера, молодой человек выхватывает свое cмepтоносное оружие и делает 2 выстрела.
Через четыре дня после покушения, 5 сентября 1911 года, глава кабинета министров России, скончался в частной клинике. Одна из двух выпущенных Богровым (так звали террориста) пуль задела печень, что и решило исход дела. Врачи не смогли спасти жизнь П. А. Столыпина...
Биографическая справка.
2-й ученик.
а) Род Столыпиных известен с XVI века. Бабушка М. Ю. Лермонтова – урожденная Столыпина. Прадед премьер-министра, сенатор А. А. Столыпин, – друг М. М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец, Аркадий Дмитриевич, – участник Крымской войны, друг Л. Н. Толстого, навещавший его в Ясной Поляне. Жена Петра Аркадьевича – правнучка А. В. Суворого.
Окончив Виленскую гимназию, П. А. Столыпин в 1881 году неожиданно для многих поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Затем он служил в Министерстве государственных имуществ на скромной должности помощника столоначальника, в скромном чине коллежского секретаря. Но через год Столыпин стал уездным предводителем дворянства в Ковенекой губернии. Через 10 лет П. А. Столыпин – ковенский губернский предводитель дворянства, а еще через 3 года, в 1902 году, – Гродненский губернатор.
б) В 1903 году его назначают губернатором Саратовской губернии. Здесь-то и застала Столыпина революция, в борьбе с которой он использовал все имевшиеся в распоряжении губернатора средства; от обращений к общественности до применения войск, жестоко расправлявшихся с восставшими крестьянами. При этом в поступках самого молодого губернатора России проявились две отличительные черты, хаpaктерные и для всей его будущей государственной деятельности: во-первых, он не смущался карать не только левых, но и правых, если их действия выходили за установленные законом рамки; во-вторых, Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разъяренной толпой.
В апреле 1906 г. он стал сначала министром внутренних дел, а через 2,5 месяца и председателем Совета министров.
3-й ученик. Деятельность Столыпина вызывала споры у современников, по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политический деятелей России начала XX века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей, как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было столько противников и ненавистников. «Столыпинская реакция», «Столыпинские галстуки», – говорили одни, «борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» – возражали другие. Таковы противоречивые отзывы современников...
4-й ученик. Столыпин занимал пост премьер-министра 5 лет. Стремительное превращение саратовского губернатора в министра внутренних дел и председателя Совета министров многим показалось неожиданным. В считанные месяцы Столыпин обрел стройную власть. Впрочем, для истории 5 лет – это ничтожно малый срок. Тем интересней приглядеться к человеку, который сумел за столь короткий срок сделать так много.
Учитель: Не менее интересно и не менее важно задуматься и о том (на доске).
- Вопрос: Почему преобразовании, казавшиеся довольно успешными, не были завершены?
- Вопрос: Почему Россия не пошла мирным путем предлагавшихся Столыпиным реформ, а избрала тернистый путь революции, потребовавшей неисчислимых жертв?
Давайте попытаемся поразмышлять над этими вопросами. Но прежде вспомним, то чем прославился этот великий человек, еще раз переживем тот период начала XX века, когда П. А. Столыпин был на вершине своей славы.
Вопрос: какова же была обстановка в России, когда Столыпин возглавил правительство?
Ответы учащихся.
В 1906 г. – продолжается революция, Россия на распутье; перед правительством три пути дальнейшего развития страны:
- продолжить революцию – большие жертвы, дальнейшее противостояние в обществе;
- задушить революцию – большие жертвы, дальнейшее противостояние в обществе;
- реформировать страну – возможность избежать жертв, примирения.
И вот царь Николай II, решает избрать 3-й вариант развития: 9 июля 1906 г. царским указом председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин.
Вопрос: Какую программу выхода России из кризиса он предложил? (Работа в группах с документом 1 и документом 4. Вопросы и задания к документам).
Вопрос: Какие еще законопроекты были предложены П. А. Столыпиным и др.
Основным направлением деятельности П. А. Столыпина был аграрный вопрос. Давайте вспомним.
Вопрос: Как пытались разрешить этот вопрос в начале XX века различные политические силы России?
5-й ученик. Реформы Столыпина были подготовлены аграрными реформами (законами) начала века, вызванными промышленной депрессией, а затем революционными событиями. Манифестом от 26 февраля 1903 г. декларировалось сохранение общинного строя, но общество уже не должно было препятствовать выходу крестьян из общины. Манифест от 3 ноября 1905 г. расширял деятельность Крестьянского банка, который теперь мог скупать земли в свой фонд для малоземельных крестьян и выдавать им ссуду для покупки земли, отменялась круговая порука и выкупные платежи на землю с 1 января 1907 г., объявлялся свободный выход из общины. Манифест от 17 октября 1905 года уравнял крестьян в правах со всеми сословиями.
Вопрос: Что же предложил Столыпин? (Работа в группах с документом 2 и документом 3. Вопросы и задания к документам).
Вопросы:
- Каковы были цели аграрной реформы Столыпина?
- На каких крестьян делал ставку Столыпин?
- Почему национализация земли представлялась Столыпину гибелью?
- На протяжении XIX столетия правительство видело в крестьянской общине залог особого русского пути, хранительницу традиций русского народа. Почему же П. А. Столыпин в начале XX века стремился разрушить общину?
- Дайте определение понятиям: «хутор» и «отруб».
- Почему Столыпин надеялся, что переселенческая политика поможет решить аграрный вопрос?
- Была ли столыпинская аграрная реформа перспективной, могла ли она пустить корни в России?
8. Каковы итоги столыпинской аграрной реформы?
И еще один момент мы должны обратить внимание.
Вопрос: Как же воспринимало общество и власть все те преобразования, которые пытался провести в России П. А. Столыпин.
Ведь очень часто Столыпин был одинок в своих воззрениях на хаpaктер и методы реформ. Преобразованиям противились весьма многие представители самых разных сословий и классов России.
Вопрос: Какие сословия и классы существовали в России в этот период?
Вопрос: Охаpaктеризуйте их отношение к Столыпину и его преобразованиям.
Вопрос: Почему реформы Столыпина не получили поддержки большинства российской общественности, а после 1917г. вообще были свергнуты?
Ведь по сути, это была попытка путем реформ перейти на новые рельсы дата России экономического и политического развития. Почему же она не удалась?
Вывод: Итак, мы увидели с вами, каково было отношение различных слоев населения, власти и партий к реформам Столыпина. Ну, а теперь вернемся к нашим вопросам, поставленным в начале урока.
На доске.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2: можно ли преобразования Столыпина назвать революционными? («тихая революция»).
- Вопрос 3: какое влияние они оказали на дальнейшее развитие России?
- Вопрос 4 (2).
Сегодня наша страна также переживает время реформ. Россия ищет свой путь. И в этих условиях очень важно понять, какие проблемы, не решенные в России в начале XX века, возвращаются к нам сегодня на пороге XXI столетия. И нам их необходимо решать, дабы не произошло того, что произошло с П. А. Столыпиным.
Вопрос: Человек не своего времени? – права ли я? (Да, не понят: 1) властью; 2) обществом; 3) родился не в свое время и т. д.).
В завершение урока каждая из групп работает над закрепляющими тестами.
Тесты (приложение 5).
Подведение итогов (оценивание работы каждой группы).
Спасибо за работу! Урок окончен.
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
18 03 2024 18:28:53
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
17 03 2024 20:42:34
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
16 03 2024 2:51:46
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...
15 03 2024 19:44:21
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
14 03 2024 4:38:28
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
13 03 2024 23:54:30
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
12 03 2024 9:25:26
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...
11 03 2024 10:17:24
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
10 03 2024 15:38:52
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...
09 03 2024 8:45:20
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
08 03 2024 20:46:36
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
07 03 2024 1:28:57
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
06 03 2024 1:45:25
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
05 03 2024 22:25:36
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...
04 03 2024 3:22:56
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
03 03 2024 1:13:51
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
02 03 2024 16:47:16
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
01 03 2024 6:10:49
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
29 02 2024 13:19:55
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
28 02 2024 17:38:23
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
27 02 2024 0:41:19
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
26 02 2024 21:48:36
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...
25 02 2024 22:53:36
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
24 02 2024 9:54:57
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
23 02 2024 20:35:43
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
22 02 2024 21:28:55
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
21 02 2024 7:43:13
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
20 02 2024 8:54:17
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...
19 02 2024 13:53:52
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
18 02 2024 22:29:46
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
17 02 2024 23:41:24
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
16 02 2024 7:48:45
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
15 02 2024 8:11:31
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
14 02 2024 22:37:20
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
13 02 2024 19:41:21
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
12 02 2024 13:39:12
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
11 02 2024 2:41:13
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...
10 02 2024 17:31:39
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
09 02 2024 6:32:38
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
08 02 2024 6:19:15
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
07 02 2024 0:22:53
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
06 02 2024 4:57:40
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
05 02 2024 0:34:57
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
04 02 2024 19:21:10
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
03 02 2024 18:28:23
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
02 02 2024 3:44:51
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
01 02 2024 8:10:15
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
31 01 2024 19:10:29
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...
30 01 2024 18:30:31
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
29 01 2024 19:49:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::