Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение"


    Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение"

Тип урока: комбинированный

Знать: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики,

Уметь: вести дискуссию и отстаивать собственное мнение, владеть основами диалога, разбираться в некоторых проблемах современного общества, анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики.

Методы: словесные, наглядные, пpaктические

Понятийный аппарат: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.Учащиеся отвечают на вопросы по прошедшей теме к изученному параграфу.
  2. Вводно-мотивационный этап
    2.1. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала. Организация дискуссии.
  3. Работа над новым материалом (учебная деятельность)
    3.1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
    3.2. Самостоятельная работа учащихся.
    3.3.Фронтальная работа с учащимися. Отработка новых понятий.
  4. 4.1. Работа над новым материалом. Специфика развития рыночной экономики в России.
    4.2. Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
  5. Заключение

Ход урока

2. 1. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала

Если не с помощью плана, составленного мудрейшими из мудрейших, то, как же иначе можно скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу?

Эта проблема была одной из главных еще для Адама Смита, много размышлявшего о механизмах координации экономической жизни. Смит пришел к выводу, что такая координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу целом. Смит писал об этом:

“Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял”

Что же это за “невидимая рука”?

Этим загадочным термином со времен Адама Смита экономисты называют механизм рыночных отношений между людьми, или, короче говоря, механизм рынка. Нет страны, в которой нельзя было бы найти тех или иных элементов рыночных отношений.

Рынок — это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым — купить товары.

Рынок – косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т. д., обеспечивающих функционирование таких отношений.

Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Рынок – основа рыночной экономики.

Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

С незапамятных времен известны места, где одни продавали, а другие покупали: торжки, рынки и т. п. Чем лучше развивалось хозяйство, тем больше становилось рынков. Появились специализированные рынки, где продавали товары одного типа (шерсть, скот, зерно и т.п.).

В эпоху капитализма, а теперь особенно, экономические связи между районами и предприятиями страны, а также между странами стали настолько тесными, что каждое государство (и даже весь мир) представляют как бы один гигантский рынок, состоящий из множества более мелких рынков, бирж, магазинов, лавок и т. п.

Таким образом, мы видим, что в понятие “рынок” входят и продовольственные базары, и вещевые “толкучки”, и дорогие универмаги, и всевозможные биржи, ярмарки, банки, трaнcпортные организации и т.д. Иными словами, все организации, которые помогают производителю и покупателю найти друг друга, и все юридические документы, регулирующие их отношения, все это элементы рынка. Устройство рыночной экономики любой страны можно изобразить так, как это показано на рис.

Итак, сущность рынка не только в том, что он дает возможность предложить свой товар и купить нужный; рынок становиться как бы главным экономическим механизмом и регулятором, который показывает с помощью цен, каких товаров в избытке, а каких не хватает. Как видно, слово «рынок» многозначно.

3.1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.

Далее на основе нового материала идет работа по ключевым понятиям рыночной экономики.

А) Теперь «рынок» означает место, где люди покупают и продают товары.

В зависимости от хаpaктера объекта товарного обмена выделяют следующие рынки:

  1. товаров народного потрeбления;
  2. промышленной продукции и средств производства;
  3. услуг;
  4. капиталов.

Рынки по состоянию:

  1. покупателясостояние рынка, на котором предложение превышает спрос.
    Отличия такого рынка:
    • большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров;
    • устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров;
    • предприятия четко реагируют на изменения спроса покупателей;
    Высокий уровень конкуренции.
  2. продавца состояние рынка, на котором спрос существенно превышает предложение.
    Хаpaктеристика такого рынка:
    • скудный ассортимент товаров;
    • объемы и масштабы производства;
    • полное отсутствие конкуренции.
  3. рынок не продавца и не покупателясостояние рынка, на котором фирма – изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если только будет осуществляться стимулирование спроса. Отправнаяточка деятельности фирмы по стимулированию рынка – учет того, на каком рынке реализуется продукция фирмы.
  4. регулируемые рынкирынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на стабилизацию.
  5. региональные товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена. Рынки конкретных товаров товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны.

Рыночная экономикаэто экономика свободного предпринимательства.

Рыночная экономикаэто система экономических отношений по поводу купли- продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-экономических проблем.

Классификация рынков:

  1. по объектам приложения: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы;
  2. в прострaнcтвенном отношении: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрирования, мировой рынок;
  3. по механизму функционирования; свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки;
  4. по уровню насыщенности; равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный рынки.

В процессе регулирования общественного производства рынок выполняет следующие функции:

  1. информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в условиях ранка;
  2. посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда;
  3. стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.
    С помощью механизма равновесных цен:
    а) максимально (оптимально формируются структурные пропорции и объем производства;
    б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов;
    в) выpaбатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции;
  4. распределения и обмена (обеспечивается распределение и обмен между группами общества);
  5. пропорциональности (рынок способствует установлению соответствия между производством и потребителем);
  6. санирования (через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентных предприятий)

Б) Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Предложение это количество товара, которое производитель считает для себя выгодным предложить на рынке при определенно уровне цен.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос рождает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Цена спросамаксимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда пpaктически данные противоречат закону спроса, но это означает не его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

  1. Обычно люди действительно покупают данный продукт больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
  2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потрeбление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
  3. На несколько более высоком уровне анализа закона спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше одного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя. А поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводить к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещается и приводит к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество товаров по более низкой цене (см. табл. №1). Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной – это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена – это независимая переменная, а величина спроса – зависимая переменная.

Табл. №1 вы можете посмотреть в приложении 1.

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количества продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения величины спроса в своих пределах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную зависимость цены и спроса, а также манипулировать различными её комбинациями.

На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса предъявляемого, каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса (см. табл. №2).

Табл. №2 Вы можете посмотреть в приложении 2.

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов.

Падающие цены:

  1. подскажут фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции;
  2. привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии производства, или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определенным сдвигам в кривой предложения. Зависимость между изменениями в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене равновесия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует между изменениями предложения и последующим изменением цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.

Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того мы обнаружим, что как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты хаpaктерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Факторы ценовой эластичности спроса:

  1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
  2. Удельный вес дохода потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих условиях, тем выше эластичность спроса на него.
  3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.
  4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Ранее господствовала система стабильных расчетных цен. Цены позволяли иметь сопоставимость показателей по годам. Они не отвечали общественно необходимым затратам труда. В 1991 г. цены поползли вверх. Это было оправдано, т.к. приведение цен в соответствие с затратами привело к увеличению производства.

В цене отражается:

  1. Динамика затрат.
  2. Показатели результатов труда.
  3. темпы инфляции.
  4. Соотношение спроса и предложения.
  5. Степень монополизации рынка.

Правильное определение цены определяет:

  1. Рентабельность производства.
  2. Конкурентоспособность фирмы.
  3. Стабильность фирмы на рынке.

Корректировка цены требуется:

  1. При разработке нового товара.
  2. При использовании новых каналов сбыта.
  3. При выходе с товаром на новый рынок.
  4. При изменении издержек производства.

Основной составляющей цены является с/с. Структура с/с:

  1. Сырье и материалы.
  2. Топливо и энергия на технологические цели (энергозатраты).
  3. Заработная плата (до 50% в развитых странах).
  4. Отчисление на социальное страхование.
  5. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:
    • затраты на амортизацию;
    • затраты на текущий ремонт;
    • затраты на содержание
  6. Цеховые расходы:
    • затраты на текущий ремонт и содержание зданий и сооружений;
    • амортизация зданий;
    • содержание цехового персонала.
  7. Общезаводские расходы (на администрацию – управленческий персонал)
  8. Внепроизводственные расходы:
    • стандартизация,
    • техническая пропаганда.

Прежде чем разработать стратегию формирования цены, фирма должна проанализировать все внешние факторы, влияющие на решения. Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует её с участием различных факторов, действующих в окружающей среде.

Рассмотрим следующие подходы к системе ценообразования: установление цен на новый товар, ценообразование в рамках товарной номенклатуры, установление цен по географическому принципу, установление цен со скидками и зачетами, установление цен для стимулирования сбыта и установление дискриминационных цен.

См. приложение 3.

Производственная

Непроизводственная

Финансовая

Духовная

Рынок средств производства

Потребительский рынок

Рынок услуг

Рынок труда

Рынок капиталов

Рынок ценных бумаг

Валютный рынок

Ссудный рынок

Рынок научно-технических идей

Рынок научно-технической продукции

Рынок духовных идей

Оптовая торговля

Товарные биржи

Розничная торговля

Оптовая торговля

Розничная торговля

Контpaктная система найма

Биржа труда

Долгосрочные кредиты

Фондовые биржи

Валютные биржи

Кредитная система

Оптовая торговля

Розничная торговля

Система ноу-хау

3.2. Самостоятельная работа учащихся.

Учащимся предлагается рассмотреть схемы сущности рыночной экономики (см. выше).

Ребята должны пояснить, в чем выражаются особенности рыночного общества, вписывая в схему хаpaктерные его черты, причем ученики должны самостоятельно выделить положительные и отрицательные аспекты рыночного хозяйства.

3.3. Фронтальная работа с учащимися. Отработка новых понятий.

А) Предлагается ученикам определить критерии, по которым выявляют основные элементы рыночной системы, и хаpaктер конкуренции при рыночной экономике. (Приложение 4)

Б) предлагается определить основные субъекты рынка и особенности формирования спроса. (Приложение 5)

4.1. Специфика развития рыночной экономики в России. Лекционное объяснение нового материала.

Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но, тем не менее, в 1996 г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к показателям Польши (19%) и Венгрии (20%). Обменный курс рубля почти стабилизировался в рамках наклонного «валютного коридора».

Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий. По данным официальной статистики, в 1997 г. наконец наметился возврат к экономическому росту. (1%).

Экономической стабильности угрожают и нeблагоприятные явления в денежной сфере.

Взаимная задолженность предприятий чрезвычайно быстро достигла громадных размеров. Нарастает задолженность в области уплаты налогов в бюджет. Несовершенство российской налоговой системы осложняет ситуацию с бюджетом, так как налоговые ставки завышены, сложны и произвольны. Лишь 17% предприятий платят налоги полностью и регулярно; налоговые поступления составляют только 9 % ВВП. Параллельно с 1994 г. широкое распространение в российской экономике получили взаимозачет и бартер.

Итоги по вопросу: «Реформы заложили «основы развития капитализма в России». Первым условием этого является «формирование системы, отличной от административно-комaндной». Второе условие – либерализация, пусть не полная, цен, внутренней и внешней торговли, относительная стабилизация бюджетной и налоговой сфер и конвертируемость рубля.

Экономика и общество быстро «приспособились» к новой проторыночной экономической системе: неплатежи, непогашенные долги в контексте инфляции, рестриктивная денежная политика свидетельствует об этом. Но, тем не менее, Россия становится «страной с товарной экономикой, действующей по общим законам рыночной экономики, хотя еще недостаточно развитой».

4.2. Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.

Вопросы могут быть предложены самые различные. Например, «Проблема приватизации в стране, её сущность и итоги». «Современное состояние экономики, проблемы кризиса» и т.д.

5. Заключение

Обобщается весь изученный материал и дается учебное задание. Отдельным группам учеников предлагается подобрать материал из СМИ о развитии рыночных отношений в стране.

6. Контрольные вопросы:

  1. Что такое рыночная система и рыночная экономика?
  2. Дайте общую хаpaктеристику рынка, перечислив его основные признаки?
  3. Какие элементы составляют рыночный механизм?
  4. Каковы основные причины возникновения рынка?
  5. Какие основные задачи решает рынок?
  6. Какие проблемы не может решить рынок?
  7. Сформулируйте понятие рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса?
  8. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?
  9. Сформулируйте понятие рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения?
  10. Как влияет изменение цен на кривые спроса и предложения?
  11. Объясните экономический смысл рыночного равновесия?
  12. Во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие?
  13. Как классифицируются субъекты рыночной экономики?
  14. В чем особенность упрощенного экономического кругооборота?
  15. Целесообразно ли государственное вмешательство в процесс рыночного ценообразования?
  16. Почему привлечение государства к экономическим процессам приводит к новым потерям в системе (налоги) и новым капиталовложениям (субсидии и государственные расходы)?
  17. Чем объясняется то, что вклады порождают кредиты?
  18. Почему противопоставление рынка и государства является некорректным?
  19. Какую роль играет конкуренция в рыночной экономике?
  20. Почему конкуренция приводит к снижению цен?
  21. Какова роль ценовой и неценовой конкуренции в разных рыночных структурах?
  22. Чем рыночные структуры отличаются друг от друга?
  23. Почему свободный доступ на рынок является необходимым условием совершенной конкуренции?
  24. Почему монополист не заинтересован производить продукцию на пределе своих производственных возможностей?
  25. При каких условиях олигополия максимизирует прибыль?

Литература: Лукьянчикова Н.П., Аршанский С.Б.. Введение в экономическую теорию: Учебное пособие. – Иркутск: ИГЭА,2001.


Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс

      Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....

27 11 2022 1:17:39

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

26 11 2022 9:47:10

Урок-исследование "Цена Победы"


    Урок-исследование "Цена Победы"

      На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....

25 11 2022 18:25:52

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"


    Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

      В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

24 11 2022 14:25:27

Повторительно-обобщающий урок "Расцвет Средневековья"


    Повторительно-обобщающий урок "Расцвет Средневековья"

      Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....

23 11 2022 9:40:44

Урок-игра по истории по теме "Древняя Греция"


    Урок-игра по истории по теме "Древняя Греция"

      Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...

22 11 2022 18:21:56

Урок истории в 7-м классе по теме: "Петр I и его реформы"


    Урок истории в 7-м классе по теме: "Петр I и его реформы"

      Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...

21 11 2022 16:54:13

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

20 11 2022 5:28:16

Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»


    Интегрированное внеклассное мероприятие (история + литература + музыка) по теме «Ратный путь казаков»

      Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....

19 11 2022 4:10:27

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе


    Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе

      Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН). ...

18 11 2022 10:26:54

Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"


    Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"

      Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....

17 11 2022 6:15:51

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

16 11 2022 19:12:15

Урок по истории по теме "Правовое государство"


    Урок по истории по теме "Правовое государство"

      Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...

15 11 2022 7:51:35

Эпоха дворцовых переворотов


    Эпоха дворцовых переворотов

      Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....

14 11 2022 17:12:38

Открытый урок истории на тему "Социально-экономическое развитие пореформенной России"


    Открытый урок истории на тему "Социально-экономическое развитие пореформенной России"

      В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....

13 11 2022 13:18:47

Разработка урока для 6-х классов по теме "Что англичане считают началом своей свободы"


    Разработка урока для 6-х классов по теме "Что англичане считают началом своей свободы"

      В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....

12 11 2022 18:45:54

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

11 11 2022 8:49:57

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"


    Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

      Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

10 11 2022 15:36:18

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

09 11 2022 19:11:28

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"

      Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....

08 11 2022 22:59:19

Александр Невский — символ нации


    Александр Невский — символ нации

      Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....

07 11 2022 8:21:54

"Русская бытовая культура XVII века"


    "Русская бытовая культура XVII века"

      Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....

06 11 2022 17:55:19

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь


    Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь

      Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....

05 11 2022 2:37:43

Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"


    Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"

      Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....

04 11 2022 7:55:43

Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год"


    Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год"

      Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....

03 11 2022 7:10:35

Урок "Жизнь древних славян"


    Урок "Жизнь древних славян"

      На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....

02 11 2022 8:23:15

Город, носящий имя Святого


    Город, носящий имя Святого

      Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....

01 11 2022 9:23:43

Урок истории по теме "Человек и его деятельность". 6-й класс


    Урок истории по теме "Человек и его деятельность". 6-й класс

      На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....

31 10 2022 5:40:52

Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс


    Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс

      В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....

30 10 2022 5:34:59

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)


    Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

      В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...

29 10 2022 1:53:37

Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги


    Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги

      В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....

28 10 2022 4:38:27

История общества через призму закона диалектики


    История общества через призму закона диалектики

      Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

27 10 2022 23:12:21

Урок истории России в форме дебатов на тему "Реформы Петра I: величие преобразований и величина потрясений". 7-й класс


    Урок истории России в форме дебатов на тему "Реформы Петра I: величие преобразований и величина потрясений". 7-й класс

      Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....

26 10 2022 3:45:53

"Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе


    "Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе

      Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....

25 10 2022 15:25:21

Путешествие в мир истории


    Путешествие в мир истории

      Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

24 10 2022 10:30:15

Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"


    Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"

      Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....

23 10 2022 2:58:47

Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс


    Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс

      Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....

22 10 2022 12:40:48

Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс


    Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс

      Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....

21 10 2022 12:54:29

Урок-игра по истории "Русь с древнейших времен до 14 века", 6-й класс


    Урок-игра по истории "Русь с древнейших времен до 14 века", 6-й класс

      В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....

20 10 2022 17:24:35

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

19 10 2022 17:14:30

Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс


    Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс

      Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....

18 10 2022 3:44:48

Урок по истории Отечества "Пугачевщина"


    Урок по истории Отечества "Пугачевщина"

      Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....

17 10 2022 16:34:27

Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"


    Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"

      Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...

16 10 2022 23:51:51

Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается


    Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается

      Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....

15 10 2022 13:48:38

Урок "Предпринимательская деятельность"


    Урок "Предпринимательская деятельность"

      Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....

14 10 2022 4:46:20

«Феодальная раздробленность на Руси». Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе


    «Феодальная раздробленность на Руси». Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе

      Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...

13 10 2022 19:58:31

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

12 10 2022 23:46:38

Программа "Основы жизненного самоопределения", 5-й класс (пропедевтика обществознания) — региональный компонент


    Программа "Основы жизненного самоопределения", 5-й класс (пропедевтика обществознания) — региональный компонент

      Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....

11 10 2022 5:46:26

Нашествие с Востока


    Нашествие с Востока

      Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...

10 10 2022 16:20:10

Модернизация и становление индустриального общества


    Модернизация и становление индустриального общества

      Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....

09 10 2022 21:43:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.