Урок по экономике, обществознанию "Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение"
Тип урока: комбинированный
Знать: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики,
Уметь: вести дискуссию и отстаивать собственное мнение, владеть основами диалога, разбираться в некоторых проблемах современного общества, анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики.
Методы: словесные, наглядные, пpaктические
Понятийный аппарат: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
План урока:
- Проверка домашнего задания.Учащиеся отвечают на вопросы по прошедшей теме к изученному параграфу.
- Вводно-мотивационный этап
2.1. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала. Организация дискуссии. - Работа над новым материалом (учебная деятельность)
3.1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
3.2. Самостоятельная работа учащихся.
3.3.Фронтальная работа с учащимися. Отработка новых понятий. - 4.1. Работа над новым материалом. Специфика развития рыночной экономики в России.
4.2. Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии. - Заключение
Ход урока
2. 1. Фронтальная работа с учащимися. Объяснение нового материала
Если не с помощью плана, составленного мудрейшими из мудрейших, то, как же иначе можно скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу?
Эта проблема была одной из главных еще для Адама Смита, много размышлявшего о механизмах координации экономической жизни. Смит пришел к выводу, что такая координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу целом. Смит писал об этом:
“Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял”
Что же это за “невидимая рука”?
Этим загадочным термином со времен Адама Смита экономисты называют механизм рыночных отношений между людьми, или, короче говоря, механизм рынка. Нет страны, в которой нельзя было бы найти тех или иных элементов рыночных отношений.
Рынок — это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым — купить товары.
Рынок – косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т. д., обеспечивающих функционирование таких отношений.
Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Рынок – основа рыночной экономики.
Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
С незапамятных времен известны места, где одни продавали, а другие покупали: торжки, рынки и т. п. Чем лучше развивалось хозяйство, тем больше становилось рынков. Появились специализированные рынки, где продавали товары одного типа (шерсть, скот, зерно и т.п.).
В эпоху капитализма, а теперь особенно, экономические связи между районами и предприятиями страны, а также между странами стали настолько тесными, что каждое государство (и даже весь мир) представляют как бы один гигантский рынок, состоящий из множества более мелких рынков, бирж, магазинов, лавок и т. п.
Таким образом, мы видим, что в понятие “рынок” входят и продовольственные базары, и вещевые “толкучки”, и дорогие универмаги, и всевозможные биржи, ярмарки, банки, трaнcпортные организации и т.д. Иными словами, все организации, которые помогают производителю и покупателю найти друг друга, и все юридические документы, регулирующие их отношения, все это элементы рынка. Устройство рыночной экономики любой страны можно изобразить так, как это показано на рис.
Итак, сущность рынка не только в том, что он дает возможность предложить свой товар и купить нужный; рынок становиться как бы главным экономическим механизмом и регулятором, который показывает с помощью цен, каких товаров в избытке, а каких не хватает. Как видно, слово «рынок» многозначно.
3.1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
Далее на основе нового материала идет работа по ключевым понятиям рыночной экономики.
А) Теперь «рынок» означает место, где люди покупают и продают товары.
В зависимости от хаpaктера объекта товарного обмена выделяют следующие рынки:
- товаров народного потрeбления;
- промышленной продукции и средств производства;
- услуг;
- капиталов.
Рынки по состоянию:
- покупателя – состояние рынка, на котором предложение превышает спрос.
Отличия такого рынка:- большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров;
- устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров;
- предприятия четко реагируют на изменения спроса покупателей;
- продавца – состояние рынка, на котором спрос существенно превышает предложение.
Хаpaктеристика такого рынка: - скудный ассортимент товаров;
- объемы и масштабы производства;
- полное отсутствие конкуренции.
- рынок не продавца и не покупателя – состояние рынка, на котором фирма – изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если только будет осуществляться стимулирование спроса. Отправнаяточка деятельности фирмы по стимулированию рынка – учет того, на каком рынке реализуется продукция фирмы.
- регулируемые рынки – рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на стабилизацию.
- региональные товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена. Рынки конкретных товаров товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны.
Рыночная экономика – это экономика свободного предпринимательства.
Рыночная экономика – это система экономических отношений по поводу купли- продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-экономических проблем.
Классификация рынков:
- по объектам приложения: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы;
- в прострaнcтвенном отношении: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрирования, мировой рынок;
- по механизму функционирования; свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки;
- по уровню насыщенности; равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный рынки.
В процессе регулирования общественного производства рынок выполняет следующие функции:
- информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в условиях ранка;
- посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда;
- стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.
С помощью механизма равновесных цен:
а) максимально (оптимально формируются структурные пропорции и объем производства;
б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов;
в) выpaбатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции; - распределения и обмена (обеспечивается распределение и обмен между группами общества);
- пропорциональности (рынок способствует установлению соответствия между производством и потребителем);
- санирования (через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентных предприятий)
Б) Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Предложение – это количество товара, которое производитель считает для себя выгодным предложить на рынке при определенно уровне цен.
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос рождает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда пpaктически данные противоречат закону спроса, но это означает не его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
- Обычно люди действительно покупают данный продукт больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
- В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потрeбление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
- На несколько более высоком уровне анализа закона спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше одного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя. А поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводить к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещается и приводит к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество товаров по более низкой цене (см. табл. №1). Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной – это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена – это независимая переменная, а величина спроса – зависимая переменная.
Табл. №1 вы можете посмотреть в приложении 1.
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количества продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения величины спроса в своих пределах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную зависимость цены и спроса, а также манипулировать различными её комбинациями.
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса предъявляемого, каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса (см. табл. №2).
Табл. №2 Вы можете посмотреть в приложении 2.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.
Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов.
Падающие цены:
- подскажут фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции;
- привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии производства, или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определенным сдвигам в кривой предложения. Зависимость между изменениями в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене равновесия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует между изменениями предложения и последующим изменением цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.
Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того мы обнаружим, что как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты хаpaктерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
Факторы ценовой эластичности спроса:
- Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
- Удельный вес дохода потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих условиях, тем выше эластичность спроса на него.
- Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.
- Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Ранее господствовала система стабильных расчетных цен. Цены позволяли иметь сопоставимость показателей по годам. Они не отвечали общественно необходимым затратам труда. В 1991 г. цены поползли вверх. Это было оправдано, т.к. приведение цен в соответствие с затратами привело к увеличению производства.
В цене отражается:
- Динамика затрат.
- Показатели результатов труда.
- темпы инфляции.
- Соотношение спроса и предложения.
- Степень монополизации рынка.
Правильное определение цены определяет:
- Рентабельность производства.
- Конкурентоспособность фирмы.
- Стабильность фирмы на рынке.
Корректировка цены требуется:
- При разработке нового товара.
- При использовании новых каналов сбыта.
- При выходе с товаром на новый рынок.
- При изменении издержек производства.
Основной составляющей цены является с/с. Структура с/с:
- Сырье и материалы.
- Топливо и энергия на технологические цели (энергозатраты).
- Заработная плата (до 50% в развитых странах).
- Отчисление на социальное страхование.
- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:
- затраты на амортизацию;
- затраты на текущий ремонт;
- затраты на содержание
- Цеховые расходы:
- затраты на текущий ремонт и содержание зданий и сооружений;
- амортизация зданий;
- содержание цехового персонала.
- Общезаводские расходы (на администрацию – управленческий персонал)
- Внепроизводственные расходы:
- стандартизация,
- техническая пропаганда.
Прежде чем разработать стратегию формирования цены, фирма должна проанализировать все внешние факторы, влияющие на решения. Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует её с участием различных факторов, действующих в окружающей среде.
Рассмотрим следующие подходы к системе ценообразования: установление цен на новый товар, ценообразование в рамках товарной номенклатуры, установление цен по географическому принципу, установление цен со скидками и зачетами, установление цен для стимулирования сбыта и установление дискриминационных цен.
См. приложение 3.
Производственная |
Непроизводственная |
Финансовая |
Духовная |
||||||||||
Рынок средств производства |
Потребительский рынок |
Рынок услуг |
Рынок труда |
Рынок капиталов |
Рынок ценных бумаг |
Валютный рынок |
Ссудный рынок |
Рынок научно-технических идей |
Рынок научно-технической продукции |
Рынок духовных идей |
|||
Оптовая торговля |
Товарные биржи |
Розничная торговля |
Оптовая торговля |
Розничная торговля |
Контpaктная система найма |
Биржа труда |
Долгосрочные кредиты |
Фондовые биржи |
Валютные биржи |
Кредитная система |
Оптовая торговля |
Розничная торговля |
Система ноу-хау |
3.2. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается рассмотреть схемы сущности рыночной экономики (см. выше).
Ребята должны пояснить, в чем выражаются особенности рыночного общества, вписывая в схему хаpaктерные его черты, причем ученики должны самостоятельно выделить положительные и отрицательные аспекты рыночного хозяйства.
3.3. Фронтальная работа с учащимися. Отработка новых понятий.
А) Предлагается ученикам определить критерии, по которым выявляют основные элементы рыночной системы, и хаpaктер конкуренции при рыночной экономике. (Приложение 4)
Б) предлагается определить основные субъекты рынка и особенности формирования спроса. (Приложение 5)
4.1. Специфика развития рыночной экономики в России. Лекционное объяснение нового материала.
Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но, тем не менее, в 1996 г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к показателям Польши (19%) и Венгрии (20%). Обменный курс рубля почти стабилизировался в рамках наклонного «валютного коридора».
Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий. По данным официальной статистики, в 1997 г. наконец наметился возврат к экономическому росту. (1%).
Экономической стабильности угрожают и нeблагоприятные явления в денежной сфере.
Взаимная задолженность предприятий чрезвычайно быстро достигла громадных размеров. Нарастает задолженность в области уплаты налогов в бюджет. Несовершенство российской налоговой системы осложняет ситуацию с бюджетом, так как налоговые ставки завышены, сложны и произвольны. Лишь 17% предприятий платят налоги полностью и регулярно; налоговые поступления составляют только 9 % ВВП. Параллельно с 1994 г. широкое распространение в российской экономике получили взаимозачет и бартер.
Итоги по вопросу: «Реформы заложили «основы развития капитализма в России». Первым условием этого является «формирование системы, отличной от административно-комaндной». Второе условие – либерализация, пусть не полная, цен, внутренней и внешней торговли, относительная стабилизация бюджетной и налоговой сфер и конвертируемость рубля.
Экономика и общество быстро «приспособились» к новой проторыночной экономической системе: неплатежи, непогашенные долги в контексте инфляции, рестриктивная денежная политика свидетельствует об этом. Но, тем не менее, Россия становится «страной с товарной экономикой, действующей по общим законам рыночной экономики, хотя еще недостаточно развитой».
4.2. Фронтальная работа с учащимися. Организация учебной дискуссии.
Вопросы могут быть предложены самые различные. Например, «Проблема приватизации в стране, её сущность и итоги». «Современное состояние экономики, проблемы кризиса» и т.д.
5. Заключение
Обобщается весь изученный материал и дается учебное задание. Отдельным группам учеников предлагается подобрать материал из СМИ о развитии рыночных отношений в стране.
6. Контрольные вопросы:
- Что такое рыночная система и рыночная экономика?
- Дайте общую хаpaктеристику рынка, перечислив его основные признаки?
- Какие элементы составляют рыночный механизм?
- Каковы основные причины возникновения рынка?
- Какие основные задачи решает рынок?
- Какие проблемы не может решить рынок?
- Сформулируйте понятие рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса?
- Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?
- Сформулируйте понятие рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения?
- Как влияет изменение цен на кривые спроса и предложения?
- Объясните экономический смысл рыночного равновесия?
- Во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие?
- Как классифицируются субъекты рыночной экономики?
- В чем особенность упрощенного экономического кругооборота?
- Целесообразно ли государственное вмешательство в процесс рыночного ценообразования?
- Почему привлечение государства к экономическим процессам приводит к новым потерям в системе (налоги) и новым капиталовложениям (субсидии и государственные расходы)?
- Чем объясняется то, что вклады порождают кредиты?
- Почему противопоставление рынка и государства является некорректным?
- Какую роль играет конкуренция в рыночной экономике?
- Почему конкуренция приводит к снижению цен?
- Какова роль ценовой и неценовой конкуренции в разных рыночных структурах?
- Чем рыночные структуры отличаются друг от друга?
- Почему свободный доступ на рынок является необходимым условием совершенной конкуренции?
- Почему монополист не заинтересован производить продукцию на пределе своих производственных возможностей?
- При каких условиях олигополия максимизирует прибыль?
Литература: Лукьянчикова Н.П., Аршанский С.Б.. Введение в экономическую теорию: Учебное пособие. – Иркутск: ИГЭА,2001.
Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
28 03 2024 3:16:47
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
27 03 2024 0:21:44
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
26 03 2024 20:15:10
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
25 03 2024 15:42:22
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
24 03 2024 9:52:56
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
23 03 2024 23:12:38
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
22 03 2024 21:45:11
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
21 03 2024 11:47:31
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
20 03 2024 11:55:12
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
19 03 2024 9:39:31
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
18 03 2024 13:50:42
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
17 03 2024 15:30:21
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
16 03 2024 19:18:47
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
15 03 2024 19:53:15
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
14 03 2024 16:55:31
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
13 03 2024 21:23:19
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
12 03 2024 22:19:12
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
11 03 2024 18:50:59
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...
10 03 2024 18:11:48
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
09 03 2024 12:49:26
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
08 03 2024 19:24:59
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
07 03 2024 9:26:31
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
06 03 2024 20:39:43
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
05 03 2024 16:38:50
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
04 03 2024 9:23:20
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
03 03 2024 0:36:55
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
02 03 2024 15:29:22
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
01 03 2024 20:25:19
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
29 02 2024 9:18:14
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
28 02 2024 10:49:19
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...
27 02 2024 13:29:36
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
26 02 2024 10:24:37
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
25 02 2024 7:15:57
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
24 02 2024 0:53:59
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
23 02 2024 13:10:52
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
22 02 2024 15:58:57
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
21 02 2024 16:18:57
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
20 02 2024 9:37:47
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
19 02 2024 13:12:19
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
18 02 2024 6:50:17
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
17 02 2024 9:21:13
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...
16 02 2024 2:39:28
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
15 02 2024 9:36:14
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
14 02 2024 11:36:44
Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
13 02 2024 1:13:38
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
12 02 2024 5:42:27
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян....
11 02 2024 2:44:19
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
10 02 2024 12:36:50
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...
09 02 2024 3:28:27
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
08 02 2024 4:35:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::