Разработка факультативного занятия по истории по теме "Формирование правовых норм Русского государства в X–XI вв."

Цели и задачи:
- Развивать способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.
- Развивать способности учащихся теоретически применять исторические знания.
- Изучить пути складывания правовых норм и показать, как по мере развития феодальных отношений и становления российской государственности развиваются правовые нормы.
- Доказать, что государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, а право не может существовать без государства, так как государство санкционирует правовые нормы.
Основные понятия: государство, признаки государства, право, правовые нормы, обычай, обычное право, прецедент, правотворчество государства, закон.
Оборудование: карты «Киевская Русь IX–XII вв.», «Образование централизованного государства XIV–XV в.», таблица «Пути формирования правовых норм», исторические источники: Устав Владимира I, Краткая «Русская правда», ст. 1–21 Псковской судной грамоты, ст. 1–11 Судебника 1497 г.
Вид урока: Пpaктическое занятие на основе исследовательской деятельности. Этап тематического блока (конкретизация и углубление знаний и умений).
Эпиграф:
«Исследовать –
1. Подвергнуть научному изучению.
2. Осмотреть для выяснения, изучения
чего-нибудь»
С. Ожегов «Словарь русского языка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Право как социальный институт возникает
пpaктически вместе с государством, ибо во многом
они призваны обеспечивать эффективность друг
друга. Возникновение права – следствие
усложнения социальных связей. Выделение
личности, интересы которой мало совпадают с
интересами рода приводит к тому, что обычаи и
традиции самодостаточные для разрешения
конфликтов в эпоху родовую с усложнением
общественной жизни уже не могли выступать
всеобъемлющими регуляторами общественной жизни.
Подобную функцию берет на себя публичная
власть, постепенно обособившаяся, поднявшаяся
над обществом.
Нам необходимо, проанализировав исторические
источники, выяснить каким путем шло
становление данной правовой нормы, показать,что
нормативные акты имеют временные,
прострaнcтвенные и субъективные пределы своего
функционирования.
Задание всем учащимся: нарисуйте линию развития русского законодательства. Над линией времени помещайте название юридического памятника, а под линией указывайте год, век или хронологический промежуток, когда он был создан.
Работа в группах с источниками
1 группа: Анализ Устава князя
Владимира Святославовича «О десятинах, судах и
людях церковных».
2 группа: Анализ статей Краткой «Русской
правды».
3 группа: Анализ статей Псковской
судной грамоты.
4 группа:. Анализ статей Судебника 1497 г.
(ст. 1–11)
Пути формирования правовых норм
Источники права |
Обычное право |
Правотворчество государства |
Прецедентное право |
Устав Владимира I «Русская правда» Псковская судная грамота Судебник 1497 г. |
Опережающее задание: подготовить историческую справку об Уставе Владимира I, «Русской правде», Псковской судной грамоте, Судебнике 1497 г.(см. Приложение 1).
Задача: Проанализировав документ, показать пути формирования правовых норм. (Заполнить таблицу)Доказать, что существенные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства требовали дополнительных актов, регулирующих правовые отношения.В каких статьях документа мы видим, что
- Происходит перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства.
- Правотворчество государства выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов и т.п.)
- Прецедентное право состоит из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретает хаpaктер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел.
Рабочий лист 1. Текст. Устав князя Владимира Святославича «О десятинах и церковных людях»
1. Во имя отца, и сына, и святаго духа.
2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи
Володимер, сын Святославль, внук Игорев (и)
блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от
греческых цареи Констянтина и Василия и Фотея
патриарха, взях первого митрополита Михаила на
Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.
3. И по том летом минувшим, создах церковь святую
богородицю и дах десятину к ней во всей земли
Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с
торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е
всякаго стада и всякаго живота чюднои матери
божий и чудному Спасу.
4. И по том возрех в греческий номоканун и обретох
в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити
князю, ни бояром, ни судьям его.
5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими
детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту
и всем епископом.
6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род
мои в люди церковныя и во все суды.
7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по
свободам, где крестьяне суть.
8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред
богом, а митрополиту проклинати его сбором.
9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание,
умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о
животе, или о племени, или о сватовстве поимутся,
ведство, урекание узлы, зелье, еретичество,
зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи
бьетася, иже истяжются о задници.
10. Митрополнчи люди церковныи: игумен, игумениа,
(поп, попадья), поповичеве, чернец, черница,
дьякон, дьяконовая, проскурнии, а, пономарь,
вдовица, калика, стороник, задушныи человек,
прикладник, хромец, слепец , дьяк, и ви причетници
церковный.
11. Аще их кто внидет в вину, судити тех
митрополиту и епископом опрочи мирян.
Рабочий лист 2. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ
ЗАКОН РУССКИЙ
1. Если человек убьет человека, то мстит брат за
(убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат,
или племянник со стороны сестры; если не будет
никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за
убитого; если (убитый) будет русин, гридин,
купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин,
то положить за него 40 гривен.
2. Если кто-либо будет избит до крови или до
синяков, то не искать этому человеку свидетелей;
если же на нем не будет никаких следов (побоев), то
пусть придут свидетели; если же не может
(привести свидетелей), то делу конец; если же за
себя не может мстить, то пусть возьмет себе с
виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему
да еще плату лекарю.
3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью,
чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12
гривен; если его не настигнут, то он платит, и на
этом дело кончается.
4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из
ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен
вознаграждения потерпевшему.
6. Если нога останется цела, (но) если начнет
хромать, тогда пусть смиряют (виноватого)
домочадцы (раненого).
7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь
палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения
потерпевшему.
9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он
положит гривну.
10. Если же человек пихнет человека от себя или к
себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух
свидетелей; но если (побитый) будет варяг или
колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.
11. Если же челядин скроется у варяга или у
колбяга, а его в течение трех дней не вернут
(прежнему господину), то опознав его на третий
день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего
челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то
платить 3 гривны.
13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или
одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то
пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то
нельзя ему ее взять, говоря (при этом) "мое";
но пусть скажет: "Пойди на свод (выясним), где
взял ее"; если (тот) не пойдет, то пусть
(выставит) поручника, (что явится на свод) не
позднее пяти дней.
15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо
остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с
ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если
окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет
иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему
(т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3
гривны вознаграждения потерпевшему.
16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина,
захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого
он был куплен, а тот отправляется ко второму
(перекупщику), и когда дойдут до третьего, то
пусть скажет ему: "Ты мне отдай своего
челядина, а своих денег ищи при свидетеле".
18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит)
одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину)
получить (за это компенсацию) деньгами; если же,
что-нибудь сломав, попытается (сломанное)
возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько
(хозяин) дал при покупке этой вещи.
Рабочий лист 3. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА
ЭТА ГРАМОТА ВЫПИСАНА ИЗ ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА, И ИЗ ГРАМОТЫ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА, И ИЗО ВСЕХ ПРИПИСОК ПСКОВСКИХ ИСКОННЫХ ОБЫЧАЕВ, ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ОТЦОВ СВОИХ ПОПОВ ВСЕХ ПЯТИ СОБОРОВ, И ИЕРОМОНАХОВ, И ДЬЯКОНОВ, И СВЯЩЕННИКОВ, И ВСЕГО БОЖЬЕГО ДУХОВЕНСТВА, ВСЕМ ПСКОВОМ НА ВЕЧЕ, В 1397 (1467?) ГОДУ.
Ст. 1. Вот дела, подлежащие княжескому суду.
Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани,
крытые войлоком, или воз, увязанный веревками,
или лодью, заделанную лубом, или если украдут
[хлеб?] из ямы, или скот [из запертого хлева?], или
сено из непочатого стога, то все эти случаи кражи
подлежат княжескому суду, а пени [за каждый
указанный случай] взыскивается 9 денег. А за
разбой, нападение, грабеж [пени в пользу города
Пскова?] – 70 (9?) гривен, в пользу князя – 19 денег и
в пользу князя и посадника – 4 деньги.Ст. 2 А
[псковскому] наместнику [новгородского]
архиепископа ведать свой суд, и дел, подлежащих
его суду, не разбирать [ни князю], ни городским
судьям; равным образом, наместник владыки не
должен вмешиваться в дела, подлежащие княжескому
суду.
Ст. 3.Посадник при возведении на свою должность
должен присягнуть в том, что судить ему
справедливо, по присяге, не пользоваться
городскими доходами, не мстить никому по вражде
своим судом, не потакать на суде, дружа по
родству, не наказывать правого, не миловать
виноватого, а без разбора никого не осудить ни на
суде [ни?] на вече.
Ст. 4. Князь и посадник не должны производить
суда на вече; судить им у князя в палатах,
справляясь с законом, согласно присяге. Если же
они не будут судить по закону, то да будет им бог
судьею на втором пришествии христове. А тайных
поборов [с тяжущихся] не брать ни князю, ни
посаднику.
Ст. 5. Если кому-либо из княжеских слуг будет
назначено ехать в пригород в качестве
наместника, то он должен [перед отъездом]
присягнуть в том, что будет желать Пскову добра, а
судит пусть справедливо, по присяге. Если же ему,
ехать на какое-нибудь...
Ст. 6. Посадник, оставивший свою должность,
обязан сам закончить разбор [начатых им] судебных
и других дел, а его [239] преемнику, не
пересматривать вынесенных им судебных решений.
Ст. 7. Вора, совершившего кражу в Крому, конокрада,
изменника и поджигателя лишать жизни.
Ст. 8. Eсли будет совершена кража на посаде, то
дважды помиловать (не лишать жизни) виновного, а,
доказав преступление, наказать сообразно со
степенью вины; уличив же в третий раз, предать его
cмepтной казни, подобно вору, совершившему кражу
в Крому.
Ст. 10.В случае тяжбы о земле, неудобной для
обработки (земле под лесом), если обе тяжущиеся
стороны представят грамоты, по которым границы
смежных владений не сойдутся, так что одна земля
окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся
возьмут межевщиков, которые проведут им межи
владений по грамотам того и другого, а они,
явившись в суд, заявят, что этим межеванием
довольны, тогда дело решается судебным
поединком.
Ст. 11.А кто из тяжущихся одолеет своего
противника [на судебном поединке, тому присудить
спopную землю согласно его грамоте].
Ст. 12.Кто же из тяжущихся [потерпит на поединке
поражение со своими грамо]тами, тому в иске
отказать и грамоты его признать
недействительными, а выигравшему дело выдать на
спopную землю письменное определение суда
(правую грамоту); а судебных пошлин в пользу князя
и посадника и со всеми сотскими взыскать 10 денег.
Ст. 13.Если кто-либо будет требовать возврата
отчужденной земли по праву выкупа, а у ответчика
окажутся грамоты, свидетельствующие о давнем
владении, то дело решается по желанию
предъявителя таких грамот: он может вызвать
истца на судебный поединок или потребовать от
него присяги, что еще не истек срок выкупа,
установленный при отчуждении.
Ст. 15.Если после умершего останутся отец, или
мать, или сын, или брат, или сестра, или кто-нибудь
другой из близкой родни, то они могут и без
заклада или [формальной] записи искать друг на
друге, но не на чужих людях, как имущества,
отданного умершим кому-нибудь из них, так и
имущества, у него взятого кем-нибудь из них.
Ст. 16-17.О хранении. Если кто-нибудь, [уезжая в чужую
землю, или] во время пожара, или когда по грехам на
него поднимется народ, отдаст на хранение свое
имущество, а потом потребует его назад, а взявший
начнет отрицать [факт поклажи], в таком случае
истец должен заявить свой иск не позже одной
недели по риезде из чужой земли, по пожаре или
разграблении народом его дома; если ответчик
[по-прежнему] будет отказываться [от получения
имущества на хранение], то дело решается по его
желанию: хочет – сам примет присягу, или выйдет
на судебный поединок с истцом, или же положит y
креста [цену иска, предоставив присягнуть] истцу.
Ст. 18.Точно так же, если перехожий рабочий,
нанимающийся в сельской волости пахать землю или
пасти скот, возбудит иск о хранении или о хлебе,
то суд, расследовав дело, должен решить его по
желанию ответчика: хочет – сам примет присягу,
или выйдет на судебный поединок с истцом, или же
положит у креста [цену иска, предоставив
присягнуть истцу].
Ст. 19.Кто станет требовать отданного на хранение
имущества по доскам, без точного обозначения, по
старому обыкновению, искомых вещей, тот теряет
иск.
Рабочий лист 4. СУДЕБНИК 1497 ГОДА. Текст
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ
ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ
И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТ И БОЯ РОМ И ОКОЛНИЧИМ
1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у
бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и
околничим, и диаком от суда и от печалованиа не
имати; також и всякому судне посула от суда не
имати никому. А судом не мстити, ни дружити
никому.
2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему
жалобников от себе не отсылати, а давали всемь
лсалобником управа в усемь, которымь пригоже. А
которого жалобника а непригоже управити, и то
скаэати великому князю, или к тому его послаги,
которому которые люди приказаны ведати.
3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела
на виноватом, кто будет виноват, ищеа или
ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а
диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или
ниже, и боярину имати по тому расчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля
не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому
расчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь
денег; а околничему, и диаку, и неделшиком пошлин
полевых нет.
5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку
имати по тому ж расчету пошлины свои; а
околничему четверть и диаку четыре алтыны з
денгою, а неделщику четверть, да неделщ.ику ж
вязчего два алтына.
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и
боярину с диакомъ взяты на убитом противень
противу исцева; а околничему полтина, а диаку
четверть, а неделшику полтина да неделщику ж
вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве,
или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево
доправити; да околничему на убитом полтина да
доспех, а диаку четверть, а неделшику полтина, да
неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни
и в продажи боярину и диаку.
8. А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой,
или душегубство, или ябедничество, или иное какое
лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того
велети казнити cмepтною казнью, а исцево велети
доправити изь его статка, а что ся у статка
останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А
противень и продажа боярину и диаку делити:
боярину два алтына, а диаку осмь денег. А не будет
у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и
боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а
велети его казнити cмepтною казнию тиуну
великого князя московскому да дворскому.
10. О ТАТЕХ. А которого татя поймают с какою татбою
ни буди впервые, опроче церковные татбы и
головные, а в мной тагбе в прежней довода на него
не будет, ино его казнити торговою казнию, бити
кнутием да исцево на нем доправя, да судке его
продати. А не будет у того татя статка, чем исцево
заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его
выдать въ его гибели головою на продажю, а судье
не имати ничего на нем.
11. А поймают татя вьдругые с татбою, ино его
казнити cмepтною казнию, а исцево заплатити изь
его статка, а досталъ его статка судье. А не будет
у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в
гибели не выдати, казнити его cмepтною казнью.
На доске. Проверка заполнения таблицы и линии времени.
Подводя итог занятия показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве (см. Приложение 1). Таким образом государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
Список источников:
- http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1708
- http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010973/1010973a1.htm
- http://www.exlege.ru/rlaw/history/detail.php?ID=922
- http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm
- Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.
- Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. М., 1984.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
19 01 2021 2:51:29

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
18 01 2021 19:52:33
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
17 01 2021 12:15:13
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
16 01 2021 22:21:55
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
15 01 2021 10:37:15
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь.
...
14 01 2021 1:37:21
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
13 01 2021 21:13:41
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
12 01 2021 0:52:16
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
10 01 2021 5:44:55
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
09 01 2021 10:22:14
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
08 01 2021 18:17:18
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
07 01 2021 0:27:59
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
06 01 2021 17:36:31
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
05 01 2021 3:15:50
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
04 01 2021 2:43:59
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
03 01 2021 21:55:51
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
02 01 2021 9:23:31
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
01 01 2021 12:24:25
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
31 12 2020 20:31:39
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
30 12 2020 18:19:34
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
29 12 2020 2:44:59
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
28 12 2020 4:12:12
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
27 12 2020 1:52:42
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
26 12 2020 22:25:55
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
25 12 2020 19:41:26
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
24 12 2020 21:41:53
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
23 12 2020 9:45:41
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
22 12 2020 13:29:51

В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
21 12 2020 23:47:23
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
20 12 2020 7:59:22
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
19 12 2020 2:42:45
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
18 12 2020 7:41:54
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их.
...
17 12 2020 19:47:13
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
16 12 2020 21:42:46
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
15 12 2020 12:50:35
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
14 12 2020 23:18:44
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
13 12 2020 8:55:28
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
12 12 2020 1:21:48
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
11 12 2020 17:22:28
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
10 12 2020 4:24:27
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
09 12 2020 6:27:27
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
08 12 2020 18:57:15
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
07 12 2020 23:49:34
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
06 12 2020 21:47:55
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
05 12 2020 4:23:56
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации.
...
04 12 2020 11:59:12
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
03 12 2020 3:20:59
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история".
Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета.
Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов.
В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником.
Домашнее задание предусматривает задание по выбору.
...
02 12 2020 2:53:31
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
01 12 2020 8:13:35
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся.
...
30 11 2020 9:15:36
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
29 11 2020 7:53:42

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
28 11 2020 6:54:48
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
27 11 2020 14:29:26
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
26 11 2020 23:47:55
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II".
...
25 11 2020 19:41:55
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
24 11 2020 1:47:53
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
23 11 2020 14:34:21
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
22 11 2020 8:48:19
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
21 11 2020 21:25:38
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
20 11 2020 10:36:59
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
19 11 2020 8:43:45
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
18 11 2020 2:10:33
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
17 11 2020 21:55:40
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами.
...
16 11 2020 20:30:29

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
15 11 2020 19:28:14
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
14 11 2020 13:21:36
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
13 11 2020 16:29:26
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
12 11 2020 7:54:57
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
11 11 2020 18:30:52
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
10 11 2020 2:53:53
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
09 11 2020 8:12:59
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
08 11 2020 18:32:51
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
07 11 2020 14:17:21
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи.
Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк.
...
06 11 2020 22:38:50
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
05 11 2020 18:52:12
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
04 11 2020 15:17:31
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
03 11 2020 13:28:15
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
02 11 2020 11:11:49
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
01 11 2020 19:40:14
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
31 10 2020 0:23:10
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
30 10 2020 1:53:55
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
29 10 2020 19:42:28
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
28 10 2020 8:37:32
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
27 10 2020 7:32:34
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
26 10 2020 20:37:40
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
25 10 2020 16:26:49
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
24 10 2020 3:52:45
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
23 10 2020 2:47:23
Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России.
...
22 10 2020 23:14:31
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
21 10 2020 1:21:45
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
20 10 2020 20:48:40
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
19 10 2020 13:29:43
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие.
...
18 10 2020 20:42:58
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
17 10 2020 22:13:11
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
16 10 2020 21:16:55
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
15 10 2020 14:25:17
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке.
...
14 10 2020 19:36:24
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
13 10 2020 18:48:55
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
12 10 2020 11:48:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::