Разработка факультативного занятия по истории по теме "Формирование правовых норм Русского государства в X–XI вв."
Цели и задачи:
- Развивать способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.
- Развивать способности учащихся теоретически применять исторические знания.
- Изучить пути складывания правовых норм и показать, как по мере развития феодальных отношений и становления российской государственности развиваются правовые нормы.
- Доказать, что государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, а право не может существовать без государства, так как государство санкционирует правовые нормы.
Основные понятия: государство, признаки государства, право, правовые нормы, обычай, обычное право, прецедент, правотворчество государства, закон.
Оборудование: карты «Киевская Русь IX–XII вв.», «Образование централизованного государства XIV–XV в.», таблица «Пути формирования правовых норм», исторические источники: Устав Владимира I, Краткая «Русская правда», ст. 1–21 Псковской судной грамоты, ст. 1–11 Судебника 1497 г.
Вид урока: Пpaктическое занятие на основе исследовательской деятельности. Этап тематического блока (конкретизация и углубление знаний и умений).
Эпиграф:
«Исследовать –
1. Подвергнуть научному изучению.
2. Осмотреть для выяснения, изучения
чего-нибудь»
С. Ожегов «Словарь русского языка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Право как социальный институт возникает
пpaктически вместе с государством, ибо во многом
они призваны обеспечивать эффективность друг
друга. Возникновение права – следствие
усложнения социальных связей. Выделение
личности, интересы которой мало совпадают с
интересами рода приводит к тому, что обычаи и
традиции самодостаточные для разрешения
конфликтов в эпоху родовую с усложнением
общественной жизни уже не могли выступать
всеобъемлющими регуляторами общественной жизни.
Подобную функцию берет на себя публичная
власть, постепенно обособившаяся, поднявшаяся
над обществом.
Нам необходимо, проанализировав исторические
источники, выяснить каким путем шло
становление данной правовой нормы, показать,что
нормативные акты имеют временные,
прострaнcтвенные и субъективные пределы своего
функционирования.
Задание всем учащимся: нарисуйте линию развития русского законодательства. Над линией времени помещайте название юридического памятника, а под линией указывайте год, век или хронологический промежуток, когда он был создан.
Работа в группах с источниками
1 группа: Анализ Устава князя
Владимира Святославовича «О десятинах, судах и
людях церковных».
2 группа: Анализ статей Краткой «Русской
правды».
3 группа: Анализ статей Псковской
судной грамоты.
4 группа:. Анализ статей Судебника 1497 г.
(ст. 1–11)
Пути формирования правовых норм
Источники права |
Обычное право |
Правотворчество государства |
Прецедентное право |
Устав Владимира I «Русская правда» Псковская судная грамота Судебник 1497 г. |
Опережающее задание: подготовить историческую справку об Уставе Владимира I, «Русской правде», Псковской судной грамоте, Судебнике 1497 г.(см. Приложение 1).
Задача: Проанализировав документ, показать пути формирования правовых норм. (Заполнить таблицу)Доказать, что существенные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства требовали дополнительных актов, регулирующих правовые отношения.В каких статьях документа мы видим, что
- Происходит перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства.
- Правотворчество государства выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов и т.п.)
- Прецедентное право состоит из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретает хаpaктер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел.
Рабочий лист 1. Текст. Устав князя Владимира Святославича «О десятинах и церковных людях»
1. Во имя отца, и сына, и святаго духа.
2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи
Володимер, сын Святославль, внук Игорев (и)
блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от
греческых цареи Констянтина и Василия и Фотея
патриарха, взях первого митрополита Михаила на
Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.
3. И по том летом минувшим, создах церковь святую
богородицю и дах десятину к ней во всей земли
Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с
торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е
всякаго стада и всякаго живота чюднои матери
божий и чудному Спасу.
4. И по том возрех в греческий номоканун и обретох
в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити
князю, ни бояром, ни судьям его.
5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими
детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту
и всем епископом.
6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род
мои в люди церковныя и во все суды.
7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по
свободам, где крестьяне суть.
8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред
богом, а митрополиту проклинати его сбором.
9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание,
умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о
животе, или о племени, или о сватовстве поимутся,
ведство, урекание узлы, зелье, еретичество,
зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи
бьетася, иже истяжются о задници.
10. Митрополнчи люди церковныи: игумен, игумениа,
(поп, попадья), поповичеве, чернец, черница,
дьякон, дьяконовая, проскурнии, а, пономарь,
вдовица, калика, стороник, задушныи человек,
прикладник, хромец, слепец , дьяк, и ви причетници
церковный.
11. Аще их кто внидет в вину, судити тех
митрополиту и епископом опрочи мирян.
Рабочий лист 2. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ
ЗАКОН РУССКИЙ
1. Если человек убьет человека, то мстит брат за
(убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат,
или племянник со стороны сестры; если не будет
никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за
убитого; если (убитый) будет русин, гридин,
купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин,
то положить за него 40 гривен.
2. Если кто-либо будет избит до крови или до
синяков, то не искать этому человеку свидетелей;
если же на нем не будет никаких следов (побоев), то
пусть придут свидетели; если же не может
(привести свидетелей), то делу конец; если же за
себя не может мстить, то пусть возьмет себе с
виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему
да еще плату лекарю.
3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью,
чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12
гривен; если его не настигнут, то он платит, и на
этом дело кончается.
4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из
ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен
вознаграждения потерпевшему.
6. Если нога останется цела, (но) если начнет
хромать, тогда пусть смиряют (виноватого)
домочадцы (раненого).
7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь
палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения
потерпевшему.
9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он
положит гривну.
10. Если же человек пихнет человека от себя или к
себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух
свидетелей; но если (побитый) будет варяг или
колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.
11. Если же челядин скроется у варяга или у
колбяга, а его в течение трех дней не вернут
(прежнему господину), то опознав его на третий
день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего
челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то
платить 3 гривны.
13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или
одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то
пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то
нельзя ему ее взять, говоря (при этом) "мое";
но пусть скажет: "Пойди на свод (выясним), где
взял ее"; если (тот) не пойдет, то пусть
(выставит) поручника, (что явится на свод) не
позднее пяти дней.
15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо
остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с
ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если
окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет
иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему
(т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3
гривны вознаграждения потерпевшему.
16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина,
захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого
он был куплен, а тот отправляется ко второму
(перекупщику), и когда дойдут до третьего, то
пусть скажет ему: "Ты мне отдай своего
челядина, а своих денег ищи при свидетеле".
18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит)
одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину)
получить (за это компенсацию) деньгами; если же,
что-нибудь сломав, попытается (сломанное)
возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько
(хозяин) дал при покупке этой вещи.
Рабочий лист 3. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА
ЭТА ГРАМОТА ВЫПИСАНА ИЗ ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА, И ИЗ ГРАМОТЫ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА, И ИЗО ВСЕХ ПРИПИСОК ПСКОВСКИХ ИСКОННЫХ ОБЫЧАЕВ, ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ОТЦОВ СВОИХ ПОПОВ ВСЕХ ПЯТИ СОБОРОВ, И ИЕРОМОНАХОВ, И ДЬЯКОНОВ, И СВЯЩЕННИКОВ, И ВСЕГО БОЖЬЕГО ДУХОВЕНСТВА, ВСЕМ ПСКОВОМ НА ВЕЧЕ, В 1397 (1467?) ГОДУ.
Ст. 1. Вот дела, подлежащие княжескому суду.
Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани,
крытые войлоком, или воз, увязанный веревками,
или лодью, заделанную лубом, или если украдут
[хлеб?] из ямы, или скот [из запертого хлева?], или
сено из непочатого стога, то все эти случаи кражи
подлежат княжескому суду, а пени [за каждый
указанный случай] взыскивается 9 денег. А за
разбой, нападение, грабеж [пени в пользу города
Пскова?] – 70 (9?) гривен, в пользу князя – 19 денег и
в пользу князя и посадника – 4 деньги.Ст. 2 А
[псковскому] наместнику [новгородского]
архиепископа ведать свой суд, и дел, подлежащих
его суду, не разбирать [ни князю], ни городским
судьям; равным образом, наместник владыки не
должен вмешиваться в дела, подлежащие княжескому
суду.
Ст. 3.Посадник при возведении на свою должность
должен присягнуть в том, что судить ему
справедливо, по присяге, не пользоваться
городскими доходами, не мстить никому по вражде
своим судом, не потакать на суде, дружа по
родству, не наказывать правого, не миловать
виноватого, а без разбора никого не осудить ни на
суде [ни?] на вече.
Ст. 4. Князь и посадник не должны производить
суда на вече; судить им у князя в палатах,
справляясь с законом, согласно присяге. Если же
они не будут судить по закону, то да будет им бог
судьею на втором пришествии христове. А тайных
поборов [с тяжущихся] не брать ни князю, ни
посаднику.
Ст. 5. Если кому-либо из княжеских слуг будет
назначено ехать в пригород в качестве
наместника, то он должен [перед отъездом]
присягнуть в том, что будет желать Пскову добра, а
судит пусть справедливо, по присяге. Если же ему,
ехать на какое-нибудь...
Ст. 6. Посадник, оставивший свою должность,
обязан сам закончить разбор [начатых им] судебных
и других дел, а его [239] преемнику, не
пересматривать вынесенных им судебных решений.
Ст. 7. Вора, совершившего кражу в Крому, конокрада,
изменника и поджигателя лишать жизни.
Ст. 8. Eсли будет совершена кража на посаде, то
дважды помиловать (не лишать жизни) виновного, а,
доказав преступление, наказать сообразно со
степенью вины; уличив же в третий раз, предать его
cмepтной казни, подобно вору, совершившему кражу
в Крому.
Ст. 10.В случае тяжбы о земле, неудобной для
обработки (земле под лесом), если обе тяжущиеся
стороны представят грамоты, по которым границы
смежных владений не сойдутся, так что одна земля
окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся
возьмут межевщиков, которые проведут им межи
владений по грамотам того и другого, а они,
явившись в суд, заявят, что этим межеванием
довольны, тогда дело решается судебным
поединком.
Ст. 11.А кто из тяжущихся одолеет своего
противника [на судебном поединке, тому присудить
спopную землю согласно его грамоте].
Ст. 12.Кто же из тяжущихся [потерпит на поединке
поражение со своими грамо]тами, тому в иске
отказать и грамоты его признать
недействительными, а выигравшему дело выдать на
спopную землю письменное определение суда
(правую грамоту); а судебных пошлин в пользу князя
и посадника и со всеми сотскими взыскать 10 денег.
Ст. 13.Если кто-либо будет требовать возврата
отчужденной земли по праву выкупа, а у ответчика
окажутся грамоты, свидетельствующие о давнем
владении, то дело решается по желанию
предъявителя таких грамот: он может вызвать
истца на судебный поединок или потребовать от
него присяги, что еще не истек срок выкупа,
установленный при отчуждении.
Ст. 15.Если после умершего останутся отец, или
мать, или сын, или брат, или сестра, или кто-нибудь
другой из близкой родни, то они могут и без
заклада или [формальной] записи искать друг на
друге, но не на чужих людях, как имущества,
отданного умершим кому-нибудь из них, так и
имущества, у него взятого кем-нибудь из них.
Ст. 16-17.О хранении. Если кто-нибудь, [уезжая в чужую
землю, или] во время пожара, или когда по грехам на
него поднимется народ, отдаст на хранение свое
имущество, а потом потребует его назад, а взявший
начнет отрицать [факт поклажи], в таком случае
истец должен заявить свой иск не позже одной
недели по риезде из чужой земли, по пожаре или
разграблении народом его дома; если ответчик
[по-прежнему] будет отказываться [от получения
имущества на хранение], то дело решается по его
желанию: хочет – сам примет присягу, или выйдет
на судебный поединок с истцом, или же положит y
креста [цену иска, предоставив присягнуть] истцу.
Ст. 18.Точно так же, если перехожий рабочий,
нанимающийся в сельской волости пахать землю или
пасти скот, возбудит иск о хранении или о хлебе,
то суд, расследовав дело, должен решить его по
желанию ответчика: хочет – сам примет присягу,
или выйдет на судебный поединок с истцом, или же
положит у креста [цену иска, предоставив
присягнуть истцу].
Ст. 19.Кто станет требовать отданного на хранение
имущества по доскам, без точного обозначения, по
старому обыкновению, искомых вещей, тот теряет
иск.
Рабочий лист 4. СУДЕБНИК 1497 ГОДА. Текст
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ
ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ
И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТ И БОЯ РОМ И ОКОЛНИЧИМ
1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у
бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и
околничим, и диаком от суда и от печалованиа не
имати; також и всякому судне посула от суда не
имати никому. А судом не мстити, ни дружити
никому.
2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему
жалобников от себе не отсылати, а давали всемь
лсалобником управа в усемь, которымь пригоже. А
которого жалобника а непригоже управити, и то
скаэати великому князю, или к тому его послаги,
которому которые люди приказаны ведати.
3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела
на виноватом, кто будет виноват, ищеа или
ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а
диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или
ниже, и боярину имати по тому расчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля
не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому
расчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь
денег; а околничему, и диаку, и неделшиком пошлин
полевых нет.
5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку
имати по тому ж расчету пошлины свои; а
околничему четверть и диаку четыре алтыны з
денгою, а неделщику четверть, да неделщ.ику ж
вязчего два алтына.
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и
боярину с диакомъ взяты на убитом противень
противу исцева; а околничему полтина, а диаку
четверть, а неделшику полтина да неделщику ж
вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве,
или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево
доправити; да околничему на убитом полтина да
доспех, а диаку четверть, а неделшику полтина, да
неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни
и в продажи боярину и диаку.
8. А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой,
или душегубство, или ябедничество, или иное какое
лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того
велети казнити cмepтною казнью, а исцево велети
доправити изь его статка, а что ся у статка
останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А
противень и продажа боярину и диаку делити:
боярину два алтына, а диаку осмь денег. А не будет
у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и
боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а
велети его казнити cмepтною казнию тиуну
великого князя московскому да дворскому.
10. О ТАТЕХ. А которого татя поймают с какою татбою
ни буди впервые, опроче церковные татбы и
головные, а в мной тагбе в прежней довода на него
не будет, ино его казнити торговою казнию, бити
кнутием да исцево на нем доправя, да судке его
продати. А не будет у того татя статка, чем исцево
заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его
выдать въ его гибели головою на продажю, а судье
не имати ничего на нем.
11. А поймают татя вьдругые с татбою, ино его
казнити cмepтною казнию, а исцево заплатити изь
его статка, а досталъ его статка судье. А не будет
у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в
гибели не выдати, казнити его cмepтною казнью.
На доске. Проверка заполнения таблицы и линии времени.
Подводя итог занятия показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве (см. Приложение 1). Таким образом государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
Список источников:
- http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1708
- http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010973/1010973a1.htm
- http://www.exlege.ru/rlaw/history/detail.php?ID=922
- http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm
- Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.
- Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. М., 1984.
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
18 03 2024 1:26:25
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
17 03 2024 20:13:39
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
16 03 2024 0:49:58
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
15 03 2024 18:46:48
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
14 03 2024 18:45:26
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
13 03 2024 16:21:27
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
12 03 2024 11:53:16
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
11 03 2024 16:42:17
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
10 03 2024 16:18:21
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
09 03 2024 13:19:55
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
08 03 2024 7:50:35
Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
07 03 2024 9:40:13
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
06 03 2024 18:52:50
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
05 03 2024 1:26:14
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
04 03 2024 12:16:28
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
03 03 2024 14:52:52
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
02 03 2024 15:11:17
Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
01 03 2024 11:18:21
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
29 02 2024 22:56:56
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
28 02 2024 1:49:58
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
27 02 2024 5:18:41
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
26 02 2024 20:16:28
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
25 02 2024 2:52:15
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
24 02 2024 15:41:24
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности". На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
23 02 2024 5:40:47
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
22 02 2024 0:24:39
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
21 02 2024 2:52:50
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
20 02 2024 6:35:42
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
19 02 2024 4:36:50
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...
18 02 2024 15:32:34
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
17 02 2024 19:57:10
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
16 02 2024 0:26:34
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...
15 02 2024 5:57:49
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
14 02 2024 2:16:59
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
13 02 2024 17:52:18
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. ...
12 02 2024 18:52:54
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
11 02 2024 10:20:22
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
10 02 2024 15:41:51
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
09 02 2024 8:11:57
Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
08 02 2024 17:16:11
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...
07 02 2024 18:52:45
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
06 02 2024 3:58:44
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
05 02 2024 21:11:46
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
04 02 2024 7:42:34
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
03 02 2024 4:43:13
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
02 02 2024 17:26:13
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
01 02 2024 21:18:51
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
31 01 2024 21:52:55
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
30 01 2024 9:53:31
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
29 01 2024 9:12:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::