Исторический вечер в лицах
Цель: Формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
Задачи:
- Воспитывать мужество, чувство локтя, любовь к Отчизне, а так же давать специальные знания, навыки, позволяющие адаптироваться в обстоятельствах аварийной жизнедеятельности и военной службы.
- Содействовать военно-профессиональной ориентации молодёжи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения.
Оборудование:
аудитория оформляется портретами А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Г.К.Жукова, Василевского и т.д. Картины со сценами боёв. Музыкальное сопровождение: Гимн России. А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война», К. Листов «Огонёк», «Землянка». Презентация сопровождение фото – альбом.
План вечера:
- Орг. момент.
- Вступление учителя.
- Выступление учащихся. (Сообщения о своих родственника, односельчанах участников Великой Отечественной войны)
- Выступление приглашённых на вечер офицеров Российской армии. Капитан второго ранга Ирдинкин Виктор Васильевич. Майора ГРУ Тукмаков Олег Ге opгиевич.
- Заключение. Выступление учителя.
1. Орг. момент.
Встреча и приветствие приглашённых гостей. (Звучит гимн России)
В ходе вечера включается музыкальное сопровождение согласно теме выступления учащихся. (Песни и музыка времён Великой Отечественной войны)
2. Вступление учителя.
Однажды, когда мне было 9 лет, мой дед Тихонов Степан Афанасьевич рассказал мне про свою молодость. Это были трудные годы, детям приходилось трудиться с 8 – 9 лет. Это была трудная школа жизни, но он никогда не унывал, по своему хаpaктеру был оптимистом, всегда верил в человека.
В 1987 году его не стало, но рассказы о жизни до сих пор затрагивают меня до глубины души.
Жили они тогда в селе Шибаши. Как все крестьянские семьи семья их была большой. В одной семье жило несколько поколений. Благодаря трудолюбию у деда была своя мельница, обдирка, две выездные и две рабочие лошади. В период раскулачивания, это были 30-годы, моего деда посадили в тюрьму, так как его признали кулаком. После раскулачивания семья кое-как перебиралась скудным пропитанием. Через шесть лет вернулся дед, семья вздохнула свободно, жить то стало легче. Дед был мастером на все руки, прекрасным бондарем, делал все своими руками не только для себя, но и для односельчан.
Неожиданно началась война. С первых дней войны деда призвали в армию, попал в самое пекло, на Ленинградский фронт, в штрафной батальон. Был ранен, лечился в госпиталях. После войны дед вернулся домой, но вскоре ослеп от полученных на войне ран.
Детьми мы часто приходили к деду, каждому нашему приходу он радовался, выходил с нами в сад, рассказывал как о человеке, о каждой яблоне, кусте смородины, а мы, затаив дыхание, слушали рассказы деда.
Наш вечер посвящён любви к Родине, патриотизму. Макиавелли был сторонником активного патриотизма, Фихте считал, что любовь к Родине является безусловным требованием самопожертвованию, а Монтескье отождествлял любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству.
Л.Н. Толстой придерживался рационально-критических взглядов, отождествлял патриотизм и национализм, а в отдельных его высказываниях даже прослеживалось противопоставление любви к Отечеству и любви к богу. Сегодня мы попытаемся «разглядеть» смысл патриотизма сквозь призму исторического прошлого нашего села, истории своей семьи, а также всё это свяжем с людьми, живущими рядом с нами и являющимися истинными патриотами своей Родины.
3. Предварительное задание учащимся. Подготовить сообщение о выдающихся людях села или родословной своей семьи.
- Выступление Лычникова Михаила ученика 9-го класса.
Я побеседовал с Матрёной Ивановной Смородиновой, и вот что она мне рассказала:
«Страшное слово …война услышала Смородинова Матрена Ивановна, когда ей едва исполнилось 16 лет. В этот день они работали в поле, вечером приехал уполномоченный с района и сообщил страшную весть, о начале войны. В одночасье все изменилось: мужчин и парней мобилизовали на войну.
Многие семьи проводили отцов и братьев на войну.
В 1941 году урожай зерновых культур уpoдился на славу, но некому было убирать, убирали до поздней осени дети, женщины и старики. Наравне со всеми работала и я. Мне, как самой старшей в семье с первых же дней войны пришлось работать в родном колхозе.
Хотя в 1941 году я успела отправить свои документы в Куйбышевское педучилище, но учиться не пришлось, из-за нехватки рабочих рук.
В 1941 году закончила краткосрочные курсы тpaктористов в Базарных Матаках. До 1944 года не зная ни отдыха и покоя, работала тpaктористом. Работать приходилось круглосуточно, от тяжелой работы болели глаза, от голода опухали ноги. Но она, как и все ее сверстники преодолевала военные трудности.
Вся тяжесть военного лихолетья легла на женские и детские плечи. Труд ручной, непосильный. Питание плохое.
Пахали, боронили на коровах, а то и сами впрягались в плуг или в борону. Вот тогда и родилась горькая, как полынь, частушка:
Все одна я, все однаМатрену Ивановну никогда не покидала мечта получить образование. В 1946 году она окончила Базарно – Матакскую среднюю школу. А потом поступила в Аксубаевское педагогическое педучилище, которое успешно закончила в 1949 году.
Все сама я, все сама
Я и лошадь, я и бык
Я и баба, и мужик.
Её трудовая деятельность началась в Ургагарской семилетней школе, а с 1954 года учитель русского языка и литературы в Старо – Матакской средней школе.
Смородинова Матрена Ивановна за свою долголетнюю работу имеет много наград: значок «Победитель Социалистического соревнования», медаль «Ветеран труда», медаль материнства II степени.
В настоящее время живет с сыном, и всегда чувствует заботу детей, внуков и правнуков».
- Чванов Константин ученик 9-го класса рассказал о своем деде участнике Великой Отечественной войны
Мой дед Лычникой Николай Кузьмич родился 12 мая 1924 года в селе Старые Матаки Алькеевского района Республика Татарстан. Национальность – чувашин, христианин, беспартийный. До войны окончил начальную школу в 1935 году. Работал в селе. В семье было три брата. Старший брат Дмитрий погиб в первые дни войны, неопытным новобранцем.
Дед был призван в армию из г. Ярославля в 1942 году, где работал на торфяных разработках. Он сразу попал на Первый Украинский фронт в разведчики. Начал рядовым. Шли бои в Западной Украине, его ранило, сквозное ранение в правое плечо.
После госпиталя попал на Второй Украинский фронт. Уже шли освободительные сражения. На озере Балатон шли тяжёлые ожесточённые бои, там меня ранило во второй раз, ранение было тяжёлым в ногу и в руку. Может быть, это ранение спасло ему жизнь.
День Победы дед встретил в госпитале. После госпиталя по ранению его комиссовали, закончил войну сержантом.
На полях сражений он получил большое количество наград:
Орден Славы третьей степени
Медаль за освобождение Будапешта
Медаль за победу в Великой Отечественной войне и все юбилейные медали.
После войны работал бригадиром, конюхом, строителем. Женился, вырастил пять детей.
Сегодня он живёт один. Бабушка умерла в 2003 году. Я очень люблю и уважаю своего деда. Я стараюсь всячески скрасить его одиночество, и когда появляется свободное время, его навещаю.
- Демидова Татьяна ученица 9-го рассказала о своей бабушке Астафьевой (Леонтьевой) Марии Алексеевне.
Большая историяскладывается из маленьких судеб. Жизнь человеческую можно сравнить с лестницей, по которой идёт восхождение от детства к зрелости. Каждый взрослый помнит себя с детства. А для человечества память – это история. Для того мы и вспоминаем прошлое, чтобы заблyдиться на жизненных путях, не забыть, что с нами уже было и кто мы такие сейчас.
Героем повседневной истории для нас может быть как современник, так и представитель предшествующего поколения. Мне хочется поделиться со слушателями некоторыми эпизодами из жизни моей бабушки Астафьевой (Леонтьевой) Марии Алексеевны, жительницы села Старые Матаки. Вот что мне рассказала моя бабушка о себе.
«Мои самые ранние воспоминания о детстве связаны с тем, как нашу семью раскулачивали. У нас был новый деревянный пятистенный дом, две избы. Нас из дома выгнали, дом сломали. Я тех людей немного помню. Запомнилось то, что у меня был бардовый платок, и я спрятала его за пазуху, чтобы не отобрали», - вспоминает Мария Алексеевна. Их семья стала жить на квартире в маленьком доме. До раскулачивания семья содержала живность: лошадей, корову, телят, овец, кур, гусей, уток. Еще у них была веялка, видимо, послужившая еще одним поводом считать их кулаками. Их не захотели принимать в колхоз. «Отец несколько раз писал заявление, но ему отказывали. Лишь в третий раз было дано согласие. Женщины почему-то боялись вступать в колхоз, - продолжает Мария Алексеевна. Мама была в их числе. Отец уговаривал её: «Всякая власть дана от бога и ей нужно подчиняться». Может быть, эти слова повлияли, а может быть, она просто устала сопротивляться, и они вступили, в колхоз. В колхозе отец стал работать конюхом.
В семье было трое детей. Скоропостижно скончался отец. А через месяц после его cмepти мама родила ещё одну дeвoчку.
«Жизнь в колхозе была очень тяжёлой. Урожаи хлеба выращивали высокие, но сельчанам он не доставался. Нас никогда не оставляла мысль о еде. Взять что-то было невозможно – поля охранялись, даже за килограмм украденного зерна сажали в тюрьму. Женщины, стремясь накормить детей, попадали за решётку», - тяжело вздыхая говорит Мария Алексеевна.
В школу она пошла в 7 лет, окончила начальную и год проучилась в 5 классе Сихтерминской школы. В 6 класс пошла в Базарно-Матакскую среднюю школу, закончив 8 классов, из-за трудного материального положения школу пришлось бросить. Весной 1941 года уехала в Ярославль на торфоразработки.
«Я работала в основном на погрузке вагонов. Приходилось очень тяжело. Целый год не отпускали домой. А ведь среди нас были и женщины, оставившие дома малолетних детей. Все наши планы поломала война, и мы начали работать для фронта».
Трудились по 12 часов в сутки, были полуголодными. Конечно, не все выдерживали в таких условиях. Некоторые пробовали бежать. Сделала такую попытку и Мария с подругами, но их поймали. Вторая попытка закончилась 4 месяцами тюрьмы. Мария отбывала «срок» в Болгарах, на лесоповале, в сплавке брёвен. Потом их снова отправили в Ярославль. Взяла с собой сваренную и засушенную на дорогу картошку и пошла с подругами на станцию «Бряндино». Очень долго ехали в телячьих вагонах, доехали до города только на 33-й день. Через год тяжёлого изнурительного труда их отпустили домой.
«По дому очень соскучилась. В селе я стала работать на тpaкторе: пахала, сама ремонтировала. Судьба закалила нас смолоду. Такие трудные времена выпали на нашу долю», - заканчивает свой рассказ ветеран.
Мы не должны забывать простой истины: чем ярче, значительнее заслуги предшествующего поколения, тем необходимее помнить нам об этом. Всё, что мы делаем сегодня, всё , что произойдёт с нами завтра, будет историей. И какой она будет. Зависит от нас самих.
Мифтахов Ильмир ученик 8 –го класса рассказал о своём односельчанине участнике Великой Отечественной войны Сатарове Рауфе Нурутдиновиче.
Мне удалось побеседовать с Рауфом Нуртдиновичем, и вот что он мне рассказал о той страшной войне.
Ранним утром 22 июня 1941года фашистская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Мужчин стали отправлять на фронт. Отправляли на войну даже молодых девочек и мальчишек, которым ещё не исполнилось даже 17 лет.
Вот и наш односельчанин Саттаров Рауф Нуртдинович попал в их число.
Я задал несколько вопросов ветерану Великой Отечественной войны Сатарову Рауфу Нуртдиновичу.
Как и когда пришла весть о войне? Где вы в это время работали, чем занимались, каков был состав семьи?
В 1940 г. меня отправили в Тумбу в ФЗУ. Мы там рубили лес. В ФЗУ я и услышал о войне в 1941. В нашей семье было 6 человек.
Как отправляли на фронт? Как это происходило?
Отец отвёз меня в Спасский район, откуда нас повезли на пароходе.
Всех призывников сажали и увозили. Нас провожали с гармошкой и песнями. Все плакали, и говорили, что мы их защитники должны сражаться за Родину и чего бы нам это не стоило завоевать победу и вернуться целыми и невредимыми.
Кто из родственников воевал на фронтах ВОВ?
Из моей семьи воевал на войне только я. Откуда и когда были призваны? Каков был возраст на этот момент?
Как я уже говорил раннее, в это время я находился в ФЗУ оттуда и был призван на войну. В 1941году мне было лишь 17лет.
В каком сражении участвовали?
Я воевал под Украиной и Румынией.ы
Если есть награды, раны опишите их.
Где я служил, там не давали награды. Я был ранен в обе руки, после чего меня положили в госпиталь. Последний госпиталь, где я лежал 6 месяцев находился в Украине и назывался «Смелый». Больных перевозили с одного места на другое. Я очень долго лечился.
Какими были условия жизни бойцов?
Условия были очень плохие. Нас сразу отправили на учение, но мы там не учились, а копали окопы. Куда нас привезли, там была ровная земля. Мы там копали окопы. Сделали столовую из брёвен. По близости леса не было. За брёвнами ходили в лес, который находился за три километра от того места, где мы находились. Таскали вручную, тpaкторов и лошадей не было. На одно бревно выделяли по 25 человек. Иногда нас водили на учения, мы замерзали потому стояли трескучие морозы. Некоторые даже не могли возвращаться обратно с учения, мы их несли на себе. Условия жизни бойцов были очень трудными, но мы стойко переносили все тяжести военного времени, потому что верили в победу.
Где и как вы узнали о победе?
Как происходило возвращение домой?
Как вас встречали? Какие песни пели на фронте?
После госпиталя в 1944году 1 апреля меня отправили домой. О победе я уже узнал дома в деревне. Я приехал домой неожиданно для всех. Когда они узнали о том, что я был ранен, они заплакали, проклинали войну, но потом успокоились, что это может ещё к счастью, потому что я остался в живых. Песни петь, не было времени, но по ночам иногда играли на гармошке и пели песни о войне, о победе, о доме.
Ярославлев Сергeй ученик 11 класса рассказал о выдающейся личности нашего села генерале полковнике Иван Васильевиче Смородинове.
Блестящую плеяду талантливых полководцев и крупных военачальников, времён Великой Отечественной войны знает весь советский народ. Глубоким знанием военного дела, смелостью и ясностью оперативностью мысли, широтой стратегического кругозора советские генералы намного превзошли генералитет фашистского вермахта.
Среди тех, кто внёс весомый вклад в разгром гитлеровской Германии, был один из ответственных работников Генерального штаба, чуваш, генерал-полковник Иван Васильевич Смородинов. Его сослуживец во время Великой Отечественной войны, начальник Оперативного управления Генерального штаба С.М.Штеменко называл И.В. Смородинова крупнейшим специалистом в области формирования и комплектования войск Советской Армии.
Детство И.В. Смородинова прошло в чувашском селе Матаки Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алькеевского района), где он родился 31 августа 1894 года в семье крестьянина.
После начальной школы Иван Смородинов окончил в 1909 году в Спасске сельскохозяйственную школу и стал специалистом по рыболовству.
Судьбу И.В. Смородинова круто изменила первая мировая война. В январе 1915 года его призвали в царскую армию, а в мае уже отправили на Северный фронт в 1-ю пехотную Кавказскую дивизию. За храбрость и отвагу ему было присвоено звание фельдфебеля.
После февральской буржуазно-демократической революции И.В.Смородинов втянулся в активную политическую жизнь, его выдвинули в состав комитета солдатских депутатов при штабе дивизии. Смородинову стали близки лозунги большевиков.
Солдаты требовали мира. После провала наступления на фронте и ликвидации Корнилова всё более широкие массы солдаты начали отказываться от поддержки политики. Временного правительства. Во всех этих событиях активно участвовали и И.В. Смородинов. Осенью 1917 года, когда началось бегство реакционно-настроенных офицеров из армии; Иван Васильевич был назначен старшим адъютантом начальника штаба дивизии. Затем он был избран начальником штаба 184-й пехотной дивизии. К этому времени он уже имел большой опыт штабной работы, который ему впоследствии весьма пригодился.
В помощь местным формированиям, Красной Армии были срочно посланы на Восточный фронт тысячи коммунистов из промышленных городов, рабочие и коммунистические отряды, Московский и революционный, Витебский, Тверской, Новгородский, Курские и другие полки. В августе 1918 года в район Казани прибыл 3-й Ржевский отряд, где помощником комaндира служил бывший фельдфебель И.В. Смородинов. Военные действия шли как раз неподалёку от тех мест, где прошло детство Ивана Васильевича.
Вскоре И.В. Смородинову доверили новые комaндные посты, в сентябре 1918 года его назначили порученцем при комaндующем Правобережном группой войск. У армии, в октябре – начальником штаба отдельной Симбирской бригады, которой комaндовал Н.И.Вахрамеев. В начале ноября 1918 года до закрытия навигации, бригада была переброшена по Волге и Каме в устье реки Белой, откуда двинулась в направлении на Бирск, способствуя успешному наступлению основных сил V армии на Уфу.
В трудные дни марта 1919 года, когда началась наступление Колчака, И.В. Смородинов стал помощником начальника оперативного отдела штаба V армии. Она тогда снова перешла в наступление. В двадцатых числах июля части 27-й дивизии стремительным ударом заняли Челябинск. В результате этой операции V армии, разбила последний стратегический резерв Колчака, захватил 3 тысяч пленных, 100 пулемётов, 32 паровоза, свыше 3500 вагонов и многие другие трофеи.
И.В. Смородинов вернулся в оперативный отдел штаба, работал в должности его начальника до февраля 1920 года, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет наградил его золотыми часами.
С февраля по июнь 1920 года И.В. Смородинов – начальник штаба 35-й стрелковой дивизии. С осени 1921 года он стал начальником мобилизационного управления штаба V и Восточно-Сибирского военного округа. Избирался члeном Иркутского городского Совета. Это был период разгрома белогвардейского атамана Семёнова в Забайкалье и барона Унгерна в Монголии. В это время Иван Васильевич являлся помощником начальника штаба V армии.
Приближались дни полно освобождения Дальнего Востока от белогвардейщины. В течение лета 1922 года правительство Дальневосточной республики проделало большую работу по укреплению и перестройке своей Народно-революционной армии (НРА). Начальником штаба армии был рекомендован И.В. Смородинов. Вот как аттестовало его комaндование V армии: «Товарищ Смородинов – выдающийся пролетарский самородок без специального военного образования, но прошедший суровую школу гражданской войны. Со всеми поручениями заданиями справляются хорошо. Особенно ценным является в области организационной и мобилизационной работы. Энергичной, исполнительной трудоспособный». «Достоин на выдвижение на должность начальника управления, начальника штаба округа и начальника управления центрального аппарата» - таково было заключение военных специалистов.
В 1924-1927 годах И.В. Смородинов находился на ответственных должностях в управлениях по комплектованию и войсковой мобилизации Красной Армии, затем - снова учёба. После соответствующей стажировки – начальник штаба стрелкового корпуса, далее – заместитель начальник штаба военного округа, вскоре – заместитель начальника одного из управлений штаба РККА. 1933 – 37-ых годах И.В. Смородинов находился в аппарате народного Комиссариата по военным и морским делам СССР, в должности заместителя начальника Управления делами и начальника административно-хозяйственного отдела.
Предвоенные годы Иван Васильевич был начальником военных округов, заместителем начальника Генерального штаба Красной Армии. Его усилия были направлены на повышение боеспособности и мобилизационной готовности Вооруженных Сил страны.
Будучи на посту заместителя начальника Генерального штаба
И.В. Смородинов непосредственно участвовал в разработке и осуществлении плана операции по освобождению Западной Украине и Западной Белоруссии, разгрому белофинской авантюры зимой 1939-40 годов, по укреплению западных рубежей Советского государства. Его заслуги в укреплении обороноспособности страны были отмечены вторым орденом Красного Знамени.
1939 году Иван Васильевич принят партийной организацией Генерального штаба РККА в члeны ВКП(б). В этом же году ему присвоено воинское звание комaндарма второго ранга, в июне 1940 года – генерал-лейтенанта, а в октябре 1941 года – генерал-полковника.
1941- 43 годах он служил начальником штаба советских войск на Дальнем Востоке. В августе 1943 года И.В. Смородинов был отозван с Дальнего Востока в распоряжение Ставки Верховного Главнокомaндующего и возглавил одно из главных управлений. С апреля 1946 года, оставаясь на этом же посту, генерал – полковник Смородинов стал помощником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
Коммунистическая партия Советского государства по заслугам оценило военную деятельность генерал – полковника И.В. Смородинова наградив его двумя орденами Ленина, орденами Кутузова и Суворова I степени, тремя орденами Красного Знамени и многими медалями. Он отмечен также польским орденом «Крест Гронвальда» II степени и югославским орденом «Заслуги народа» I степени.
Тридцать пять с половиной лет прослужил И.В. Смородинов в Советской Армии. В мае 1953 года он вышел в отставку по болезни. Умер он 8 ноября того же года.
4. Предоставление слово приглашённым.
Выступление Ирдинкина Виктора Васильевича капитана второго ранга, преподавателя института физкультуры ВМФ города С. Петербурга, кандидата педагогических наук.
Я, Ирдинкин Виктор Васильевич родился 25апреля 1965года в селе Старые Матаки Алькеевского района республика Татарстан.
В сентябре 1972 года пошел учиться Старо-Матаковскую в восьмилетнюю школу, где обучался по июнь 1980 года. Обучаясь в Старо-Матаковской школе, окончил восемь классов на оценки хорошо и отлично.
В сентябре 1980 года поступил в Чистопольский совхоз-техникум, который успешно окончил в 1984 году по специальности «техник- механик». Обучаясь в техникуме, с первого дня стал активно заниматься спортом и выполнил 1 взрослый спортивный разряд по лыжным гонкам и легкой атлетике.
С июня 1984 года по сентябрь 1984 года работал автомеханикам в селе Старые Матаки.
В октябре 1984 года был призван для прохождения срочной службы в Вооруженные силы в Ленинградскую область, поселок Красная Горка. С учебного отряда после принятия присяги был отобран для прохождения дальнейшей службы в резиденцию Главкома Военно-Морского Флота. Прослужив срочную службу по июнь 1986 год получил предложение поступить в Военный институт физической культуры за активное участие в соревнованиях на первенство Ленинградской Военно —Морской базы. Участвуя в различных соревнованиях по многим видам спорта, за время прохождения срочной службы выполнил норматив «Кандидат в мастера спорта».
В августе 1986 года, выдержав конкурс вступительных экзаменов (12 человек на 1 место), поступил в Военный институт физической культуры. Активно занимаясь спортом, за время обучения в институте выполнил норматив « Мастера спорта СССР» по военному троеборью. В июне 1990 года успешно окончил институт и был направлен для прохождения дальнейшей службы на Северный Флот.
В августе 1990 года был назначен начальником физической подготовки и спортом соединения подводных лодок Кольской флотилии в Мурманской области п. Лиинахамари, это 12 км от Норвегии.
За успехи в боевой службе по своей должности комaндованием Кольской флотилии был назначен на вышестоящую должность.
В июле 1994 года был назначен начальником физической подготовки и спорта дивизии больших противолодочных кораблей в г. Североморск Мурманской области, где проходил службу по июнь 1999 года. В июне 1999 года сдал экзамены по кандидатскому минимуму, поступил и был зачислен в очную адъюнктуру Военного института физической культуры г. Санкт- Петербург. В ноябре 2001 года после успешного окончания адъюнктуры присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.
Я был назначен старшим научным сотрудником научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, где прохожу службу по настоящее время.
Мне такому же мальчишке как вы очень хотелось добиться чего-то в своей жизни. Я ставил перед собой цель и всегда упopно шёл к ней, в этом мне помогал спорт. В конце своего выступления хочу пожелать вам учиться только на хорошо и отлично, успехов в спорте, и просто станьте настоящими людьми.
Выступление Тукмакова Олега Ге opгиевича майора ГРУ.
Я не на много старше вас, многие меня помнят по школе. Поступил я в Старо Матакскую среднюю школу в 1986 году. Учился в основном на «5», участвовал на многих районных предметных олимпиадах и занимал призовые места. Занял в 1984 году 4 место по республике на олимпиаде по физике. Учёба давалась легко но, к сожалению учась в школе, я недостаточно прилагал усилия для приобретения более основательных знаний. В будущем, мне пришлось навёрстывать упущенное уже в училище, по ночам. В 1986 году окончил школу серебряной медалью и поступил в КГПУ на факультет Физики и Математики. Отучился первый курс и принял решение поступать в Рязанское высшее Воздушно-Десантное комaндное училище. Любовь к спорту, тяга к знаниям мне в очередной раз помогли. Поступил я в училище с первого раза и оказался в первом развед-взводе, первой роты, первого отделения. Быть первым это черта хаpaктера, которая мне всегда помогает. В 2002 году окончил училище с красным дипломом. По распределению был направлен в ГРУ. Многого о моей сегодняшней службе я рассказать не могу по причине закона о не разглашении государственной тайны. Я женат, у нас растёт дочь Екатерина. Всем наверно вам известен фильм «Офицеры». В этом фильме прозвучала одна фраза, которая стала девизом или путеводной звездой всех офицеров нашей необъятной Родины «Есть такая профессия Родину защищать».
Иногда слышны разговоры о том, что молодые люди не хотят идти служить в армию. Служба в армии закаляет человека, придаёт уверенность в себе. Кроме этого на современном этапе существует такая тенденция, что молодым людям не отслужившим в армии труднее устроится на работе.
Заканчивая моё выступление, хочу пожелать всем мальчикам и юношам стать достойными защитниками своей Родины. Для этого сегодня имеются все условия.
5. Заключение. Выступление учителя.
Сегодня мы с пользой провели время. Узнали очень многое из истории села. Ближе узнали наших односельчан, которые сегодня стоят на страже нашего отечества. Каждый из вас, я надеюсь, сделает правильный вывод.
Сегодня быть первым и выигрывать конкуренцию это качества необходимые личности при достижении поставленных целей. Динамичность мира, в котором мы живём, диктует нам такую формулу успеха, которая не реализуема без нравственных позиций, без уважения старшего поколения, без знания истории своей страны, края, села. В наше сложное время каждому молодому человеку необходимо готовить себя к различным непредвиденным ситуациям, к службе в армии. И быть готовым защитить себя, родных и близких, свою Родину
В настоящее время как никогда ясно, что без позитивного отношения к своей Родине, к своему Отечеству невозможно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно – нравственную основу, свой духовно – нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. Каждый нормальный человек осознаёт себя частицей своей семьи, своей наци, своей Родины. И у каждого человека должна сформироваться ответственность за свою семью, за свою нацию, за свою Родину – Россию.
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
18 03 2024 7:13:22
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
17 03 2024 18:24:38
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
16 03 2024 1:56:48
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
15 03 2024 15:25:34
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
14 03 2024 2:46:23
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
13 03 2024 2:59:48
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
12 03 2024 14:29:28
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
11 03 2024 0:45:31
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
10 03 2024 8:58:21
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
09 03 2024 13:16:30
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
08 03 2024 14:22:57
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...
07 03 2024 7:58:25
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
06 03 2024 19:44:34
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
05 03 2024 1:14:23
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
04 03 2024 16:20:55
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...
03 03 2024 23:28:21
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
02 03 2024 13:30:10
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
01 03 2024 9:50:26
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
29 02 2024 2:16:21
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
28 02 2024 1:16:36
Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...
27 02 2024 11:29:48
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...
26 02 2024 1:26:40
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
25 02 2024 1:26:27
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
24 02 2024 16:26:52
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
23 02 2024 18:27:17
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
22 02 2024 14:11:50
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
21 02 2024 1:49:43
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
20 02 2024 23:39:20
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
19 02 2024 14:25:46
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
18 02 2024 23:46:57
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
17 02 2024 5:56:21
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
16 02 2024 12:58:44
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
15 02 2024 9:44:57
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
14 02 2024 0:32:28
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
13 02 2024 4:39:47
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
12 02 2024 6:14:33
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
11 02 2024 14:27:43
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
10 02 2024 16:44:42
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
09 02 2024 7:22:43
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
08 02 2024 12:58:18
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
07 02 2024 9:36:36
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
06 02 2024 16:13:52
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
05 02 2024 13:21:33
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
04 02 2024 19:10:10
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
03 02 2024 17:37:33
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
02 02 2024 7:10:58
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
01 02 2024 1:20:23
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
31 01 2024 2:51:30
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
30 01 2024 14:55:21
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
29 01 2024 5:41:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::