Урок истории в 5–м классе "В древнеегипетской школе"
Цели:
Образовательные:
- создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
- на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
- раскрыть особенности египетской письменности, показать её сложности, познакомить учащихся с историей ее дешифровки;
- познакомить пятиклассников с особенностями египетского счета и системы мер.
Развивающие:
- путем наводящих вопросов проблемного хаpaктера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
- на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
- научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения пpaктических задач.
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
- проследить непреходящую ценность образования как в Древнем Египте, так в наше время;
- воспитывать уважение к чужой культуре.
Оборудование: компьютер, проектор, папирус, мячик, звонок.
Межпредметные связи: иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык, география, астрономия.
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2008.
План изучения нового материала
- Школа в Древнем Египте.
- Письменность:
- иероглифы,
- дешифровка иероглифов,
- папирусы,
- необходимость овладения письменностью.
- Математические знания:
- арифметика;
- геометрия.
- Основы астрономии. Измерение времени.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний урок истории буду вести у вас я. Меня зовут Марина Юрьевна, я учитель Междуреченской школы. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным. На уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Что вы уже знаете об этой стране?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
– Я уверена, к концу урока наши знания об этой стране расширятся. О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь, пожалуйста, назвать мне тему урока. (Приложение 1. Слайд – слова писца) Запишем тему нашего урока.
Цель нашего урока (запись на доске) – представив себя в роли ученика, узнать, чему и как учили в древнеегипетской школе.
1. Школы в Древнем Египте
В Древнем Египте школы открывались при храмах. Учителями в них были жрецы. Там готовили чиновников-писцов. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Срок обучения был длительным: с 5 до 17 лет. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне.
Давайте представим, что ваши родители смогли себе позволить отправить вас в древнеегипетскую школу.
Итак, мы в Египте. (Музыка слайд, см. Приложение 3, Приложение 4)
У нас сегодня 4 урока (слайд на экране, можно в виде книги).
- Письмо
- Арифметика
- Геометрия
- Астрономия
2. Письменность
Начнём учебный день с урока письма.
Для того чтобы научиться писать в первом классе, вы выучили алфавит.
– Сколько букв в русском алфавите? (33.)
– А для того чтобы писать в Египте, надо было знать более семисот пятидесяти иероглифов. Что такое иероглиф? Запишем определение в тетрадь (слайд)
Давайте рассмотрим иероглифы. Какую особенность вы заметили? (это целое слово, слог, буква) Правильно, некоторые иероглифы могли обозначать и слова, и отдельные звуки.
Но была ещё одна трудность. В египетском письме не было гласных букв. (слайд)
– Давайте представим, что вам нужно написать слово дом.
– Как бы вы написали? (Слайд)
Гласных не было, поэтому данный иероглиф мог обозначать и слово “дом”, и любое другое слово, где есть только две буквы “д”, “м”. Например, дым, идем и т.д. А значит понять и прочитать этот значок, можно было по-разному. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом – значок определитель. Как мы напишем слово идем? Ваши предложения. А египтяне записывали так. (Слайд)
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. (слайд) Еще в школе он начал изучать древние языки. Когда ему исполнилось 11 лет, Шампольон впервые увидел иероглифы и загорелся желанием прочесть их. Как же он это сделал? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (слайд. Рис. 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок.
– Что он означает? (Солнце.)
– Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра.)
– Что получается? Кто “прочитал” имя этого фараона? (Рамсес.)
Рис. 1
Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (слайд. Рис. 2).
– Кто сможет прочитать?
Два знака нам уже знакомы (“м” и “с”). Первый знак изображал птицу Ибис. Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона представлено на слайде?(Тутмос). (Мы знаем, что гласные на письме не обозначались. Поэтому до сих пор неизвестно, как правильно произносить имя знаменитого фараона – завоевателя: Тутмос, или Тотмес, или Тутмес.
Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков.)
Оказывается, они могут пригодиться и в научных открытиях.
Какой иностранный язык изучаете вы?
Знание языка необходимо. И сегодня на уроке мы в этом убедимся.
Рис. 2
Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности.) (Слайд.) Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.
Откройте учебник, найдите параграф 12 п..2
Работа с учебником (вопросы на слайде).
Записать определения “свиток” и “папирус” (слайд)
Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с углублениями (для черной и красной краски) Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. Отсюда и выражение “красная строка” – новая строка, с которой начинается текст). Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. (Сешат – богиня письма).
Теперь мы с вами знаем, как изображались иероглифы, попробуете составить своё простое предложение.
Трудно было писать? Но у писцов были свои привилегии. Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.
(Звонок, игра в мяч перемена.)
Египетские дети с удовольствием играли в мяч, сделанный из тряпья, льна тростника. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает
Как называлась река в Египте?
Кто такой фараон?
Имя богини правды, символом которой было перо?
Что такое саркофаг?
Для какого фараона построена самая высокая пирамида?
Бог войны, бурь и пустынь?
Огромная статуя льва с головой человека?
Служители богов?
Отдохнули? Переходим к следующему уроку.
Вспомните, какой по расписанию второй урок.
3. Математические знания
Арифметика (словарь, слайд).
Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие виды чисел и простейшие арифметические действия.
Египтяне знали четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.
– Давайте подумаем, кому нужны были эти знания?
Подведем итог: считать приходилось всем. Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.
Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.
2000 500 30 2
2532
Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:
- запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
- запишите любое трехзначное число (кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его назвать).
Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая.)
Звонок.
Итак, следующий урок – геометрия.
Геометрия
Эта наука тоже зародилась в Древнем Египте, хотя слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)
Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники. Но для чего? Чтобы определить размер налога с каждого участка).
Где еще были необходимы измерения и расчеты?
Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).
Как египтяне делали измерения? Сейчас мы измеряем с помощью метров, сантиметров, а вот в Египте главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев (царский локоть – 52 см, короткий – 45 см.)
Встаньте. Давайте найдем у себя на руках эту величину.
Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.
Задания: – (по группам) Ребята 1 ряда, измерьте длину одной парты; 2 ряда, – длину подоконника; ребята 3 ряда – длину школьной доски.
Проверяем. Звонок.
- Основы астрономии. Измерение времени. Начнем следующий урок
Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? (Астрономии) (слайд)
Древние египтяне первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на 12 месяцев, а месяцы – на недели.
Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год (слайд): на парту (в паре) 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также был выходным.
Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным (табличка заполняется в процессе коллективной работы по партам в минигруппе) Проверим на слайде правильно.
Черты сходства | Черты отличия | |
Египетский календарь | Наш календарь | |
1) 12 месяцев в году 2) 365 дней 3) В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней |
1 неделя = 10 дней 1 сезон (время года) = 4 месяца 3 сезона (времени года) |
1 неделя = 7 дней 1 сезон (время года) = 3 месяца 4 времени года Есть месяцы по 28 и 31 дню |
Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа, поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно, им необходимо было измерять время.
Как мы сейчас измеряем время? (При помощи часов.)
У древних египтян тоже были свои часы: одни из них солнечные, а другие водяные в виде сосуда с маленькими отверстиями. Сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Вспомните, в русском языке есть крылатое выражение: “Как быстро течет время”. А когда время течет быстро? (Когда мы занимаемся интересным делом, делаем то, что нам нравится.)
Я думаю, все вы любите играть. Предлагаю вспомнить все то, что мы узнали на уроке. А поможет нам в этом игра “Исторический тир”. (Рефлексия. Приложение 2)
Подведение итогов
Вы активно работали сегодня на всех уроках. Приобрели новые знания. Мне бы хотелось сегодня подарить вам на память иероглиф.
Может быть, кто-то догадался, что он обозначает? Это символ писца.
Египетским словом для обозначения писца было слово “сеш” Как вы думаете почему? (Богиня Сешат – богиня письма.)
Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же грамотными и мудрыми, как древнеегипетские писцы.
Вот и закончились наши уроки в египетской школе
Звонок. (Открываю доску) Возвращаемся к цели.
Представив себя в роли древнеегипетского ученика, мы познакомились с египетской письменностью, попытались расшифровать иероглифы, узнали, как вели счет много веков назад.
А какими достижениями древних египтян, на ваш взгляд, мы пользуемся до сих пор? (Календарь, знания из области математики и астрономии, красная строка.). Благодаря изобретению папируса и египетской письменности, знания древних египтян сохранились до наших дней.
Домашнее задание
1. Сравните древнеегипетскую школу с современной: (таблица каждому)
Черты сходства | Черты отличия | |
Древнеегипетская школа | Современная школа | |
2. Дополнительно. Напишите мне письмо при помощи иероглифов.
Использованная литература
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
- Египет: земля фараонов (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”), – М.: ТЕРРА, 1997.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. – М.: МИРОС, 1994.
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
28 03 2024 15:15:47
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
27 03 2024 0:57:22
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
26 03 2024 9:17:46
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
25 03 2024 23:35:31
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
24 03 2024 14:54:54
Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
23 03 2024 3:48:23
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
22 03 2024 23:25:38
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
21 03 2024 2:14:30
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
20 03 2024 7:14:46
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...
19 03 2024 3:42:47
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
18 03 2024 9:27:46
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
17 03 2024 19:57:21
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
16 03 2024 21:15:54
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
15 03 2024 19:20:30
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
14 03 2024 4:59:18
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
13 03 2024 0:26:31
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
12 03 2024 8:13:38
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
11 03 2024 2:32:14
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
10 03 2024 20:14:35
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
09 03 2024 7:55:16
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
08 03 2024 22:40:25
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
07 03 2024 10:29:37
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
06 03 2024 6:19:10
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
05 03 2024 13:36:44
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
04 03 2024 13:18:11
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
03 03 2024 7:16:48
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
02 03 2024 16:17:55
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
01 03 2024 22:38:33
Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
29 02 2024 23:12:45
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
28 02 2024 11:41:56
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
27 02 2024 14:31:24
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта". ...
26 02 2024 18:39:13
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
25 02 2024 12:12:39
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
24 02 2024 11:21:21
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
23 02 2024 19:37:29
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
22 02 2024 8:17:35
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...
21 02 2024 14:18:58
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
20 02 2024 3:16:39
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
19 02 2024 12:56:58
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
18 02 2024 2:58:23
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
17 02 2024 9:20:12
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...
16 02 2024 15:52:57
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...
15 02 2024 16:30:33
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
14 02 2024 8:10:42
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
13 02 2024 19:19:42
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...
12 02 2024 3:38:56
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
11 02 2024 8:16:37
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
10 02 2024 15:44:12
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии. ...
09 02 2024 13:33:30
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
08 02 2024 19:34:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::