"Театр в Греции". Урок в 5-м классе, предмет "История Древнего мира"

Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Греции, греческим театром.
Задачи:
Обучающая: Способствовать расширению кругозора учеников в области культуры и искусства.
Развивающая: Развивать аналитическое мышление, способности позволяющие проводить анализ явлений и событий.
Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса у учащихся.
Форма урока: традиционный с элементами игры и театрализации.
Оборудование урока:
1. Интеpaктивная доска.
2. Мультимедийная презентация по теме: «Греческий театр» (Приложение)
3. Видеоаппаратура.
4.
Видеокассета с сюжетом из фильма “Чудеса света”, видеокассета с сюжетом ролевой игры “Ссора в театре”.
3. Учебник: А.А. Вигасин “История древнего мира”, 5 класс, М. “Просвещение” 2007 г.
План урока:
1. Возникновение греческого театра.
2. Устройство греческого театра.
3. Декламации. Виды театральных постановок.
4. Дидактический материал по теме “Греческий театр”
Ход урока
Эпиграф:
«Откуда чудный шум, неистовые крики.
Кого, куда зовут и бубны и тимпан?
Что значат радостные лики
И песни поселян?
… Он приближается…
Вот он, вот сильный бог!
Вот Бахус мирный, вечно юный!»А.С. Пушкин “Торжество Вакха”
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
I. Повторение
Повторение по теме «Олимпийские игры».
Учитель: Ребята на прошлом уроке мы изучили с вами тему «Олимпийские игры»
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Олимпийские игры проходили в 778 г.
2. Борцы на играх смазывали тело оливковым маслом
3. Олимпийские игры длились 5 дней
4. Готовились к играм 2 года
5. Игры проходили 5 раз в году
6. Всего было 5 состязаний
7. Атлет – это спортсмен
8. Игры проходили в Олимпии
9. Участниками были мужчины, и женщины
10. Самый популярный вид состязаний – метаний диска
Учащиеся отвечают на вопросы «да» или «нет» .
Задание 2. Какое имя является лишним в ряду: Полидам, Геродот, Милон, Феаген.
Задание 3. Расскажите о видах спортивных состязаний. Ответьте понятия: ипподром, атлет.
II. Изучение нового материала
1. Возникновение греческого театра. Устройство театра
Учитель: Ребята мы закончили повторение по теме «Олимпийские игры» и сегодня на уроке мы познакомимся с греческим театром.
Необходимо знать, что современный театр своими корнями и традициями восходит к театру древней Греции. Назначением его было воспитание высоких гражданских чувств. Театр возник две половиной тысячи лет назад. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса. Греки – спутники Диониса облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам – сатирам. Разыгрывались сценки из мифов, а позже стали появляться театральные здания для театральных представлений.
Театр в Греции был наиболее массовым и любимым видом искусства.
Учитель: Ребята, а вы были когда-нибудь в современном театре?
Сколько раз в году в театре идут представления? А вот в греческом театре постановки были только несколько раз в году и сегодня на уроке мы тоже посмотрим древнегреческую театральную постановку. Но сначала мы изучим, как был устроен древнегреческий театр.
2. Устройство греческого театра
Задание классу. Ребята, сейчас вы посмотрите видеосюжет из фильма «Чудеса света. Греческий театр» и ответьте на следующие вопросы:
- В честь какого бога устраивались народные празднества, из которых возник греческий театр? (Ответ: в честь бога Диониса.)
- Сколько мест было в греческом театре? (Ответ: 17 тысяч)
Если нет видеосюжета, то для изучения материала о театре учащимся раздается текст.
Учитель: Перед вами на партах лежит текст о греческом театре. Вы должны его прочитать и ответить после на вопросы, которые вам предлагаются ниже на листе.
ТЕКСТ: Греческий театр
Древнегреческие города сильно уступали по числу жителей современным. Но театры Греции превосходили по размерам современные театры. Они рассчитаны были на тысячи зрителей. Места в театре не были пронумерованы, и поэтому их нередко занимали с ночи. Билеты были круглыми, из глины. Актёры выступали в масках, и их было на сцене только трое. Женщинам играть роли не разрешалось. Места в театре занимались заранее. Представления начинались на рассвете. Зрителям показывали несколько пьес, поэтому многие брали узелки с едой. Театральные спектакли шли при дневном освещении. Над головами зрителей не было крыши, а было небо. Возвести крышу над таким громадным сооружением греческие инженеры не умели, к тому же крыша помешала бы солнечному свету проникать внутрь театра (другого освещения не было). В театре не было микрофонов. Сам театр имел форму чаши, и звук, отражаясь от стен усиливался. Слышимость была прекрасная.
Сам греческий театр состоял из 3 частей:
- места для зрителей
- орхестра – круглая площадка, на которой выступали актёры.
- скене – примыкавшая к орхестре постройка, к ней крепили декорации, внутри скене хранили костюмы.
Театр – это место для зрелищ.
Представления сопровождались хором, который пел песни.
Вопросы к тексту:
1. Из каких частей состоял театр?
2. Как вы думаете, почему актеры выступали в масках?
3. Что такое театр?
Учитель: Итак, вы ответили на все вопросы и знаете, как был устроен древнегреческий театр. А теперь назовите отличия современного театра от древнегреческого:
Ответы могут быть:
- в древнегреческом театре представления шли редко, а в современном каждый день;
- в древнегреческом театре зрителям показывали несколько пьес подряд;
- в древнегреческом театре играли только три актера, а сейчас много;
- было дневное освещение;
- в постановках не разрешалось участвовать женщинам, а сейчас у нас много профессиональных актрис;
- в древности не существовало театральных биноклей, и актеры были в масках;
- места в театре не были нумерованы и их занимали с ночи.
Могут быть названы другие отличия.
Задание. Работа с материалом сценки «Ссора в театре» . Сценка может быть подготовлена самими учащимися из класса или старшеклассниками.
Учитель: А у нас, ребята, гости, два почтенных грека, которые недавно наслаждались театральным представлением. Он хотят задать вам вопрос.
Сценка “Ссора в театре”
Выходят два грека в греческих костюмах. Голова у одного из них забинтована… Видно, что он участвовал в дpaке.
1 грек: Ребята, вчера я и мой друг ходили в театр…
2 грек: Да, нам очень понравилось представление “Антигона”.
1 грек: Но перед представлением у нас произошла ссора.
2 грек: Посмотрите, как мы пострадали.
1 грек: Я еле-еле домой добрался.
2 грек: Как вы думаете, почему у нас произошла ссора, которая переросла потом в дpaку? (видеосюжет останавливается).
Ответ учеников: ссора произошла из-за места.
1 грек: Действительно, ссора произошла из-за места.
2 грек: Это ты виноват (обращается к товарищу) , я пришёл первый на представление…
1 грек: А я знатнее тебя, я – аристократ, я имею больше прав.
2 грек: Ну и что, у нас в стране демократия, я тоже имею права.
1 грек: Ну ладно, хватит, а то опять поссоримся…
После просмотра ученики делают вывод, что знатные греки занимали лучшие места.
3. Декламации. Виды постановок
Учитель: В греческом театре перед представлением часто выступали декламаторы, чтецы. Они соревновались друг с другом в чтении отрывков из знаменитых трагедий и комедий. Сегодня у нас тоже есть два декламатора, которые желают посоревноваться друг с другом.
Выходят декламаторы.
Учитель: Давайте послушаем их чтение и выберем лучшего.
1 декламатор: Отрывок из комедии Эсхила “персы”
Вся стонет Азия теперь,
Осиротевшая земля:
“Повёл их за собою Ксеркс,
Их гибели виною Ксеркс,
Всё это горе неразумный Ксеркс
Уготовил кораблям…
Азия больше не будет
Жить по персидской указке,
Больше не будут народы
Дань приносить самодержавцам,
В страхе не будут люди
Падать наземь.
Не стало царской власти сегодня.
Люди язык за зубами
Сразу держать перестанут:
Тот, кто свободен от ига,
Также и речи свободен.”
2 декламатор: Отрывок из песни хора “Антигона”
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган…
Горного зверя и дикого
Порабощает он хитростью,
И на коня густогривого,
И на быка непокорного
Он возлагает ярмо…
… Злой недуг побеждает
И грядущее предвидит
Многоумный человек.
Учитель: Ребята вы прослушали чтецов. Кто из них был лучше? Почему?
Ученики комментируют выступления. (Учитывается выразительность чтения, применение жестикуляции.)
Учитель: Действительно, в греческом театре награждали аплодисментами всех чтецов. У каждого зрителя был свой любимый декламатор, которому он отдавал предпочтение. Победителя награждали лавровыми венками. Давайте наградим выступивших.
Звучит греческая музыка, и под неё победителям надевают на головы лавровые венки.
Учитель: Итак, мы узнали, что в греческом театре помимо постановок были ещё и декламации. Нужно отметить, что граждане греческих государств своим восприятием были подготовлены к восприятию вершин театрального искусства, они были благодарными зрителями. Несчастья, которые проходили в трагедиях, заставляли греков рыдать. Во время представления трагедий греки переживали страх за судьбу героя. Театральное искусство делало людей человечнее. Оно воспитывало их.
Вывод могут сделать дети или учитель: Театральное искусство играло большую роль в Греции, оно воспитывало граждан.
Учитель: А сейчас мы посмотрим театральную постановку, которую подготовили наши актёры. Эта постановка – отрывок из произведения поэта Эсхила. Название произведения вы должны назвать сами.
Сценка
Гефест:
На камне этом горестном…
Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс,
Всегда суровы новые правители.
Родство и дружбу не могу не чтить, пойми.
О, как мне ненавистно ремесло моё!
Власть:
Так закрепи ж и эту руку, чтоб помнил впредь,
Что, как он не искусен, Зевс искуснее.
Гефест: Лишь Прометей и вправе побранить мой труд.
Власть:
Теперь шипом железным и безжалостным
Ему с размаху, с силой гpyдь насквозь проткни.
Гефест: Ах, Прометей, я плачу о беде твоей!
Власть:
Я вижу лишь возмездье справедливое.
И теперь кольцом железным охвати бока!
Гефест: Не нужно понуканий, всё я сделаю.
Прометей:
Тайком унёс я искру огнеродную.
Она для cмepтных стала и началом благ.
И вот в цепях без крова опозорённый
За это преступления я отбываю казнь…
Меры не знал я cмepтных любя… .
Ученики называют произведение “Прометей”.
Учитель: Ребята, что это? Трагедия или комедия? (Ученики не только должны назвать вид постановки, но привести аргументы.)
Как вы думаете, чем комедия отличается от трагедии? (Ответы: трагедия – это вид постановки, который повествует нам о трагических, печальных событиях, а комедия о радостных и веселых.)
Самыми популярными постановками в Греции были трагедия Софокла «Антигона» и комедия Аристофана «Птицы». (изучить подробнее эти произведения можно используя учебник).
Вывод: В греческом театре было два вида постановок: трагедия и комедия.
Учитель: Итак, ребята, мы познакомились сегодня с греческим театром. Театр в Греции называли “школой для взрослых”. Он играл значительную роль в жизни греков, воспитывал их, пробуждал самые разные чувства.
III. Закрепление изученного материала
В конце урока можно провести с ребятами беседу по вопросам:
- Почему театр назывался “школой для взрослых”?
- Кто такой Дионис?
- Чем отличался современный театр от древнегреческого?
- Какие виды постановок шли в греческом театре?
- Что такое трагедия и комедия?
Домашнее задание
Нарисуйте рисунки на тему: «Как я представляю греческий театр».
Составьте рассказ « Древнегреческий театр».
Параграф 39.
Литература для подготовки к уроку
- Н.В. Мирецкая « Уроки Античной культуры», Обнинск,1996 г.
- Г.И. Годер «Изучение истории Древнего мира», Просвещение, Москва, 1965 г.
- О.В. Арасланова. Поурочные разработки по «Истории Древнего мира». 5 класс ВАКО, Москва, 2004 г.
- Пьер Микель «Во времена Древней Греции». ОЛМА-ПРЕСС, 1999 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
18 01 2021 23:40:39
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
17 01 2021 21:45:52
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
16 01 2021 9:23:29
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
15 01 2021 8:41:45
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
14 01 2021 4:27:59

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
13 01 2021 12:23:17
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
12 01 2021 16:31:41
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
11 01 2021 21:39:40
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
10 01 2021 0:31:39
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
09 01 2021 10:25:58
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
08 01 2021 13:45:18
Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему "Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала.
...
07 01 2021 2:22:36
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
06 01 2021 9:37:22
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
05 01 2021 12:44:21
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
04 01 2021 1:32:25
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
03 01 2021 22:10:39
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
02 01 2021 14:41:48
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
01 01 2021 7:58:41
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
31 12 2020 11:25:53
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
30 12 2020 11:47:53
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
29 12 2020 15:37:34
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
28 12 2020 4:14:25
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста.
...
27 12 2020 23:34:58
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
26 12 2020 23:56:58
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
25 12 2020 13:26:43
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
24 12 2020 16:34:32
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
23 12 2020 21:15:33
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
22 12 2020 0:33:56
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
21 12 2020 1:35:51
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
20 12 2020 1:23:22
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
19 12 2020 1:24:41
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
18 12 2020 16:35:37
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий.
...
17 12 2020 3:42:15
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
16 12 2020 1:12:16
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
15 12 2020 7:16:31
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
14 12 2020 0:35:53
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
13 12 2020 16:46:32
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
12 12 2020 20:47:23
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
11 12 2020 1:20:33
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
10 12 2020 3:57:19
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
...
09 12 2020 2:37:47
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
08 12 2020 8:24:35
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
07 12 2020 9:55:14
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История".
...
06 12 2020 5:59:53

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
05 12 2020 10:41:55
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
03 12 2020 17:16:16
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
02 12 2020 19:35:55
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
01 12 2020 7:40:15
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана.
...
30 11 2020 0:13:41
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
29 11 2020 16:41:11
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
28 11 2020 20:17:52
В статье приводится пример урока-диспута.
...
27 11 2020 20:25:23
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется
анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий,
формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются
учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные
утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
26 11 2020 1:34:40
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
25 11 2020 16:33:48

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
24 11 2020 0:11:10
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
23 11 2020 8:29:44
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства.
...
22 11 2020 15:58:25

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
21 11 2020 4:39:27
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
...
20 11 2020 0:19:40
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
19 11 2020 16:45:48

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
18 11 2020 1:54:11
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
17 11 2020 19:10:46
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
16 11 2020 17:52:14
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
15 11 2020 21:43:46
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
14 11 2020 6:48:52

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
13 11 2020 17:14:40
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
12 11 2020 19:38:53
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
11 11 2020 8:21:23
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
10 11 2020 18:53:18
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
...
09 11 2020 0:38:24
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
08 11 2020 23:44:32
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
07 11 2020 5:24:11
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
06 11 2020 10:12:36
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
05 11 2020 2:40:30
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
04 11 2020 3:23:24

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
03 11 2020 11:57:12
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
02 11 2020 23:51:29
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла.
...
01 11 2020 15:29:36
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
31 10 2020 9:16:13

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
30 10 2020 4:48:35
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
29 10 2020 21:20:49
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
28 10 2020 16:54:35
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
27 10 2020 21:11:48
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
26 10 2020 7:31:12
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
25 10 2020 8:39:45
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
24 10 2020 8:48:35
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
23 10 2020 20:29:48
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
...
22 10 2020 1:35:47
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
21 10 2020 1:29:18
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
20 10 2020 10:41:30
Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра «Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового баpaбана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....
19 10 2020 20:44:18
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
18 10 2020 0:40:22
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
17 10 2020 2:49:57
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
16 10 2020 7:20:42
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
15 10 2020 11:14:42

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
14 10 2020 3:50:44
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии.
...
13 10 2020 10:24:46
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
12 10 2020 17:44:37
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
11 10 2020 13:13:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::