Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"
Цели:
- акцентировать внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве;
- раскрыть значение этого события как переломного в войне:
- выяснить причины победы русской армии под Полтавой;
- дать хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения;
- проследить, как раскрываются образы Петра I и Карла XII на страницах поэмы "Полтава" А.С.Пушкина;
- выявить художественные средства создания данных образов.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя истории.
Ребята! Сегодня мы проводим необычное занятие - интегрированный урок истории и литературы. Наша задача - охаpaктеризовать события, которые происходили в начале XVIII века в России, и главных участников данных событий и с исторической, и с литературной точки зрения. По истории мы проходим Северную войну, по литературе вы изучаете поэму А.С. Пушкина "Полтава".
II. Разминка (опрос по истории).
Вопросы:
I) Какой царь правил в России на рубеже XV1I-XVII1 века?
2) Какой был уровень развития страны?
3) Определите основную задачу внешней политики России.
4) Какое государство мешало России осуществить данную цель?
5) Назовите правителя Швеции в это время.
6)Каким образом Петр I добился выхода к Балтийскому морю?
7)Назовите главное сухопутное сражение этой войны.
8) Когда происходила эта битва? Где?
9) Почему на Украине?
Пояснение учителя истории: Карл XII в 1707 году вторгся в Россию. Петр I принимает план "томления" шведской армии (отступление и уничтожение запасов, подвижные же конные отряды ежедневно нападали на шведские тылы). Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII , собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Вероятно, он рассчитывал на поддержку украинского казачества, которую обещал гетман Украины Иван Мазепа, вступивший в тайные отношения со Швецией в 1707 году.
Вот они - главные участники событий тех дней, которым дает описание в своей поэме "Полтава" А.С.Пушкин. (Имена и портреты на доске - Петр I, Карл XII, Иван Мазепа.)
Мы акцентируем наше внимание на двух лицах - правителях государств.
III. Сообщении учащихся о Петре I и Карле XII.
(Сообщения учащиеся готовят заранее).
IV. Слово учителя литературы: В центре литературы, как и истории - люди и события. Но ученый и писатель по-разному рассказывают о людях и событиях.
Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты и, рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений; результаты своих исследований они выражают в цифрах, понятиях, выводах.
Писатели рисуют действительность в живых картинах. И только благодаря этим картинам художественное произведение, даже если в него включены исторические темы, становится созданием искусства.
Сегодня мы говорим о творчестве Пушкина. Его особенно волновала история России. "Борис Годунов", "Полтава", "Медный всадник", "Капитанская дочка"- это те произведения, в которых тема родины раскрывается в образах истории.
V. Работа с текстом (анализ эпизода "Полтавский бой", работа над образами Петра I и Карла XII).
- На предыдущем уроке мы составили цитатный план "Полтавского боя" (один человек зачитывает план).
- Итак, "Толпой любимцев окруженный/ Выходит Петр..." Каков правитель? Опишите его.
- Заметили ли вы противоречие в изображении Петра\'?
- Какие слова создают противоречивое мнение? ("Лик его ужасен", "Он прекрасен/Он весь как божия гроза"). Попробуйте объяснить противоречие.
- Обратите внимание на репродукцию картины Репина "Петр I", в какой момент изображен правитель? Какими бы словами из произведения вы озаглавили эту картину?
- С какими чувствами описывает Пушкин Петра, когда он "промчался пред полками"? Прочитайте эту часть так, чтобы передать восхищение поэта Петром.
- Какие художественные средства автор использует в описании Петра? Приведите примеры.
- Какой мотив повторяется три раза? ("свыше вдохновенный глас", "За дело! С Богом", "Божья гроза" - в этих словах мы читаем авторскую позицию: "Петр велик!").
- Каким Пушкин изображает Карла? Какие эпитеты использует автор?
- Почему поэт, показывая слабость Карла, все-таки называет его "героем"? (Карлу удавалось много лет подряд одерживать победы над странами Европы. И даже теперь, будучи раненым, он руководит сражением).
- Какие ещё слова свидетельствуют о том, что шведы не знали поражений? ("Заздравный кубок - за учителей" - Петр много лет считал шведов своими учителями в военной науке, они неоднократно наносили поражения молодой и неопытной русской армии).
- Когда мы окончательно можем выяснить авторскую позицию по отношению к русским и шведам? (Когда сравниваем сцену пира и сцену бегства: как зайцы и охотники).
- Мы рассмотрели образы Петра I и Карла XII, увидели авторскую позицию. Но вернемся к самой битве.
VI. Просмотр кинофильма. Итак, время поговорить о самом событии.
27 июня 1709 года произошла Полтавская битва, славный день Полтавской баталии, (фрагмент кинофильма "Северная война" 5 мин.)
- Ребята, во фрагменте вы услышали художественное чтение отрывка из поэмы "Полтава". Попробуйте и вы с выражением прочитать этот отрывок.
VII. Чтение отрывка "И грянул бой, Полтавский бой!"
VIII. Заключительное слово учителя истории.
Перед тем как вести в бой главные силы, царь обратился к воинам с речью.
- Что сказал Петр I защитникам отечества?
Обратимся к документу: "и не помышляли бы быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский. А о Петре ведали бы, что ему житие своё недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние".
Все мы дети одной матери- России, знать и помнить друг друга - наш долг. Пусть нас среди прострaнcтв и времен объединяют история и литература, знания и духовность, патриотизм и вера.
IХ. Итоговая работа.
1. О ком идет речь?
а) "...он был очень вынослив физически, молчаливо выносил долгое отсутствие привычной пищи и даже несвежей, пахнущей болотом воды. Его воздержание, суровый спартанский образ жизни - все это внушало к нему уважение..."
б) "...огромного роста, необычайной физической силы. Он ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом..."
2. О каких исторических событиях идет речь в данных отрывках произведений А.С. Пушкина?
а)
Швед русский - колет, рубит, режет.
Бой баpaбанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И cмepть, и ад со всех сторон.
б)
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
в)
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам...
3. Сравни описания пира Петра I и бегство его недругов. Как выражается в этих описаниях авторское отношение к Петру и его врагам?
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
28 03 2024 13:11:44
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
27 03 2024 3:49:10
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
26 03 2024 7:12:59
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе. ...
25 03 2024 21:27:40
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
24 03 2024 13:17:59
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
23 03 2024 19:46:52
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
22 03 2024 13:13:50
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
21 03 2024 3:43:44
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...
20 03 2024 2:36:20
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
19 03 2024 23:45:53
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
18 03 2024 23:29:51
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
17 03 2024 5:49:44
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
16 03 2024 19:21:45
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...
15 03 2024 8:42:35
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
14 03 2024 8:30:40
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
13 03 2024 21:52:29
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...
12 03 2024 7:38:31
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
11 03 2024 11:36:34
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
10 03 2024 16:44:19
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...
09 03 2024 12:58:12
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
08 03 2024 13:48:33
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
07 03 2024 19:34:38
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
06 03 2024 7:57:31
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
05 03 2024 11:35:53
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
04 03 2024 16:14:28
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
03 03 2024 22:56:40
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
02 03 2024 1:10:19
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
01 03 2024 3:20:23
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
29 02 2024 13:58:36
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
28 02 2024 10:50:23
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
27 02 2024 23:35:17
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
26 02 2024 21:25:28
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
25 02 2024 1:10:13
Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
24 02 2024 5:21:50
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
23 02 2024 20:27:16
Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
22 02 2024 5:50:40
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
21 02 2024 7:19:24
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
20 02 2024 4:25:15
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
19 02 2024 4:12:10
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
18 02 2024 23:27:57
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
17 02 2024 16:18:38
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
16 02 2024 2:22:51
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
15 02 2024 2:36:10
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
14 02 2024 18:49:45
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
13 02 2024 16:48:28
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...
12 02 2024 10:35:47
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
11 02 2024 11:11:41
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
10 02 2024 6:37:36
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
09 02 2024 18:50:22
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
08 02 2024 11:27:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::