Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве"
Цель урока: дать представления учащимся о формах защиты гражданских прав.
Задачи урока: раскрыть понятия формы и способ защиты гражданских прав; выделить признаки гражданско-правовой ответственности; рассмотреть виды судов гражданской юрисдикции; отpaбатывать полученные знания применимо к юридическим ситуациям; воспитывать гражданские качества у учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Pover Point (Приложение 1), тесты (Приложение 2), документы (Приложение 3, приложение 4).
Основные понятия: гражданское право, гражданско-правовая ответственность, формы и способы защиты, договор, сделка, наследование.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Слайды № 2 – 4)
1. Тестирование. (Приложение 2)
2. Что такое наследование?
Какие формы наследования вам известны?
3. Гражданин Н., владевший квартирой в г. Москве, банковским счетом, автомобилем «Волга», после cмepти не оставил завещание.
Кто из наследников имеет право на получение наследства?
Примером, какой формы наследования является данная ситуация?
4. Дайте определение термина «наследник».
Какие субъекты называются недостойными наследниками?
5. Каковы понятия и признаки завещания?
6. Гр-н Сидоров проживал с отцом, Н.К.Сидоровым, трехкомнатной квартире, принадлежавшей отцу на праве собственности.
После cмepти отца Сидоров остался жить в этой квартире, а через 6 месяцев обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Через 10 месяцев к нотариусу обратилась сестра гр-на Сидорова с тем же заявлением о принятии наследства.
Подлежит ли данное заявление удовлетворению?
Кто и на каких основаниях станет наследником?
III. Изучение темы урока. (Слайд № 5)
Давайте вспомним. Что называют гражданским правом? Что понимается под защитой гражданских прав?
План урока (Слайд № 6).
- Формы и способы защиты в гражданском праве.
- Гражданско-правовая ответственность.
- Состав гражданского правонарушения.
1. Формы и способы защиты в гражданском праве.
Право на защиту возникает вместе с каким-то конкретным правом субъекта. Например, если вы обладаете правом собственности на определенную вещь, у вас неотъемлемо существует право на защиту от посягательств на ваше имущество.
Существует две формы защиты гражданских прав:
Первая форма осуществляется с помощью уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав.
Органом, призванным заниматься разрешением споров юридического хаpaктера и наказывать тех, кто препятствует спокойствию и благополучию общества, с давних времен был суд.
В современной России сложилась система судов, ибо споры, разрешаемые ими, имеют свои особенности. Важным судебным органом страны является Конституционный Суд. Впервые такой суд был создан в Австрии в 1920 г. и получил большую популярность.
В составе Конституционного Суда РФ работают 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации путем тайного голосования. Обратиться в такой суд может каждый, кто считает, что какая то норма права противоречит Конституции РФ. В других случаях требуется разъяснить сущность того или иного конституционного положения. Все эти функции выполняет Конституционный Суд, который не разрешает споры людей. Он следит, чтобы правовые нормы соответствовали Конституции и не нарушали прав граждан. После вынесения решения о неконституционности того или иного юридического правила им нельзя руководствоваться.
Большую часть юридических конфликтов приходится разрешать системе судов общей юрисдикции, ее возглавляет Верховный Суд РФ. Ему подсудны самые сложные дела. Кроме того, он может пересматривать решения нижестоящих судов или давать разъяснения по вопросам судебной пpaктики. На территории нашей страны действуют верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономных областей и округов, а также городские районные суды. К судам субъектов Федерации относятся мировые судьи. Они осуществляют правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать более двух лет лишения свободы; вопросы о расторжении бpaка, если нет споров о детях; о разделе совместно нажитого имущества между супругами, некоторые трудовые споры или вопросы административного хаpaктера.
Экономические споры между гражданами, различными организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью, разрешают арбитражные суды. Их система состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации.
Все гражданско-прававовые споры, могут рассматривать и не государственные суды – третейские суды (суды на доверии).
(Слайд № 7)
2. Гражданско-правовая ответственность. (Слайд № 8)
- Ответственность за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей.
Тому, кто оказался участником правового инцидента, необходимо разобраться, какой хаpaктер носит возникший спор. Это нужно для того, чтобы определиться, в какой суд можно обратиться с просьбой о защите своих прав.
Если же сделать это затруднительно, необходимо прибегнуть к помощи юриста.
Порядок рассмотрения гражданских споров (например, по вопросам авторского права или нарушения прав потребителей), семейных или трудовых основывается на специальных правилах ведения гражданского судопроизводства.
Эти же правила разъясняют, как разрешаются административно-правовые вопросы (например, жалоба на действия должностного лица в связи с наложением административного взыскания) или дела особого производства (о признании гражданина умершим и др.). Такие юридические нормы содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе.
- Исковое заявление. (Приложение 3)
- Признаки ответственности:
- имущественный хаpaктер,
- за одинаковые нарушения одинаковая ответственность,
- возмещение ущерба за гражданские правонарушения.
Закрепление. (Слайд № 9). Вставьте пропущенное слово.
“Правосудие по вопросам незначительной сложности: о преступлениях, за совершение которых наказание не должно превышать 2 лет лишения свобода; вопросы о расторжении бpaка, если нет спора о детях; некоторые трудовые споры, осуществляют … суды”.
3. Способы защиты в гражданском праве без обращения в суд.
Вторая форма охватывает действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным организациям.
(Слайд № 10)
Самооборона – способ защиты, при котором само лицо права которого были нарушены, защищает себя, не обращаясь к государственным органам.
Учитель отмечает, что при самозащите важно учитывать способ защиты.
Он не должен быть опасен для окружающих и не превышать пределов необходимой обороны.
Законом выработаны особые правила в отношении несовершеннолетних, оказавшихся волею судьбы в отношениях, регулируемых правовыми нормами. При задержании человека обязательно составляется протокол. В нем указывается дата, место, время, причины задержания. Следует предварительно внимательно ознакомиться с таким документом, прежде чем его подписывать. В случае, когда задержанный не согласен с отдельными записями, сделанными в этом документе, об этом следует обязательно написать. (Приложение 4)
Меры оперативного воздействия – условия прописанные в договоре при заключении сделки и применяемые субъектами самостоятельно без обращения в суд.
4. Состав гражданского правонарушения. (Слайд № 11)
Работа с текстом учебника. Параграф №8. С. 84-86
Назовите условия привлечения к ответственности в гражданском праве.
- Противоправность деяния.
- Наличие вреда и убытков.
- Причинная связь между деянием и убытками.
- Вина причинителя.
IV. Закрепление. (Слайд № 12)
«Любая защита должна быть соразмерна нападению по параметрам средств, интенсивности, своевременности».
Какое условие самообороны отражается в этом изречении?
«Любые убытки должны быть компенсированы причинителем в полном объеме».
Какой признак гражданско-правовой ответственности здесь отражен?
V. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Параграф № 8. Задания 1-3.
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
18 03 2024 17:36:10
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
17 03 2024 16:47:57
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
16 03 2024 15:11:27
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
15 03 2024 2:41:32
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
14 03 2024 18:14:12
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
13 03 2024 21:32:39
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве. ...
12 03 2024 21:31:32
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
11 03 2024 7:28:31
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
10 03 2024 16:25:34
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
09 03 2024 16:50:47
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
08 03 2024 17:39:25
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
07 03 2024 13:35:36
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
06 03 2024 18:39:51
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
05 03 2024 10:49:12
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
04 03 2024 17:22:57
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
03 03 2024 8:10:56
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
02 03 2024 5:48:42
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
01 03 2024 10:50:46
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
29 02 2024 18:44:22
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
28 02 2024 11:51:41
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
27 02 2024 2:16:43
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
26 02 2024 1:38:24
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...
25 02 2024 13:27:38
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...
24 02 2024 0:14:37
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
23 02 2024 19:18:39
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
22 02 2024 6:39:40
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
21 02 2024 7:26:25
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
20 02 2024 4:55:49
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
19 02 2024 23:59:11
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
18 02 2024 2:44:28
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
17 02 2024 7:33:52
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
16 02 2024 19:26:15
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
15 02 2024 16:55:46
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
14 02 2024 21:51:59
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
13 02 2024 4:42:23
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
12 02 2024 0:15:10
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
11 02 2024 23:47:26
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
10 02 2024 21:41:39
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
09 02 2024 22:47:50
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы. ...
08 02 2024 22:57:32
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
07 02 2024 0:34:28
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
06 02 2024 5:52:13
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
05 02 2024 21:34:21
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
04 02 2024 1:10:11
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне. ...
03 02 2024 9:45:39
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
02 02 2024 20:33:41
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
01 02 2024 8:35:12
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
31 01 2024 4:20:27
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
30 01 2024 9:50:36
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
29 01 2024 1:11:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::