Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"


    Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"

Цель:

  • Систематизировать знания учащихся о гербах.
  • Способствовать принятию личностью государственной символики как ценности.
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к государственным символам.
  • Развивать творческие и художественные навыки, учить думать, импровизировать, проявлять свою индивидуальность.
  • Воспитание чувства патриотизма, интереса к истории и культуре родной страны.

Форма занятия: историко-познавательный турнир для старшеклассников.

Оформление:герб РФ, гербы разных стран, герб СССР, герб Московской области, герб города, проекты гербов, подготовленные учащимися школы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Красивым словом «россияне» называют не просто народ России. Этим именем называет граждан нашей страны.

Граждане, как и народ, имеют общее имя, общую историческую судьбу, общий язык, общую историческую память. В чем же тогда различия?

Вспомните: язык – хранитель памяти народа. Не зная происхождения слова, очень трудно понять его смысл. Поэтому давайте постараемся подобрать родственные слова к слову «гражданин»: град, город. Каков смысл найденных нами слов? Его можно лучше понять, если вспомнить близкие к этим словам глаголы: «огораживать», «городить», «загораживать», которые означают одно – возводить преграду, защищать. Так мы и нашли первое отличие:

Народ – это люди, долгое время проживающие на какой-то общей территории, так долго, что в их общей исторической памяти стерлось воспоминание о том, когда они пришли на эту землю. А граждане – это тоже народ, но народ защищенный.

В русском языке слова « городить», «городище», «нагораживать» появились очень давно. Когда-то в глубокой древности, когда и государства-то Российского еще не было, на этой земле жили племена древних славян. И вот когда вместо собирательства и охоты люди стали обpaбатывать землю, засевать поля рожью, разводить скот, а на смену родовой общине пришла соседская, вот тогда-то и появилась потребность защищать свою землю от неприятеля. Общими усилиями семей-соседей, всей общиной, или как тогда говорили, «всем миром», огораживали участок земли крепкими стенами и возводили городище. Там, внутри, за оградой, находились дома, ремесленные мастерские, священные места. Позднее в древних городищах стал проживать князь с дружиной, а с принятием христианства вместо языческих святилищ появились православные храмы. На площади городища раскладывали свои товары приезжавшие купцы. По звону колокола собирались жители общины, чтобы услышать какую-то важную новость.

За стенами города горожане и жители ближайших деревень укрывались от грозного и коварного неприятеля. Пройдут века – деревянные стены заменят каменные, но по-прежнему в минуты тревоги вместе с людской силой, мужеством и отвагой будут они защищать, огораживать, ограждать жителей от страшных внешних напастей.

Вокруг городищ селились люди, и постепенно становилась мала прежняя территория. Чтобы укрывать и защищать всех желающих, возводилась вторая, третья. Так дома и домики новых поселений оказывались под защитой, за укрытием.

За городскими стенами шумела особая жизнь, непохожая на тихий деревенский быт. То громкий голос торговца приглашал полюбоваться его товаром, то слышался перестук молотков по наковальне, а то вдруг все покрывал перезвон множества церковных колоколов. Так возникали и росли города, а их жители стали называться горожанами, то есть живущими под защитой городской стены. Если «город», «горожанин» и «гражданин» – родственные слова, то давайте подумаем, что же еще общего между горожанином и гражданином. Догадаться несложно:– это человек, чем-то защищенный.

Но чем? Откроем «Словарь русского языка»:

«Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой».

Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надежно «огораживать» гражданина от опасностей. Однако если слова «город», «горожанин» стали привычными очень давно, то слово «гражданин» довольно молодое и в словарь россиян вошло относительно недавно. В чем же причина этого? А причина в том, что в течение многих веков россияне были подданными, а не гражданами. В отли­чие от подданного гражданин – это свободный человек своего Отечества. Он защищен законами страны и имеет много прав и обязанностей. Одно из важнейших прав гражданина – это право участвовать в управлении своей страной, то есть гражданин имеет право выбирать руководителей страны, имеет право сам участвовать в принятии решений, важнейших для страны, в издании законов.

Сегодня формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Гражданское образование и воспитание по сути своей является формированием человека и гражданина, который любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

Что объединяет нас – граждан одной страны? Это общая территория, единый язык, законы. Так же у нас единые государственные символы. И сегодня наш историко-познавательный турнир посвящён государственному символу – гербу.

Ребята, давайте перенесемся мысленно из 3-го тысячелетия во времена правления Петра I, великого преобразователя и реформатора России. В начале XVIII века его рукой было подписано множество указов, за каждым из которых стояло какое-нибудь новшество или нововведение. Был среди них и указ от 5 октября 1722 года о создании при Сенате конторы, которая работала «на благо поднятия престижа России». Высокий пост в этой конторе предложено было занять Степану Андреевичу Колычеву, в помощь ему назначили приглашенного из Франции обер-гофмаршала Франциска Санти, обладавшего «изрядным талантом рисования». Но в этой конторе оставалось пустовать еще 100 мест. Теперь представьте себе, что вы находитесь на месте испытуемых. Сейчас мы проверим, смог бы кто-нибудь из вас занять вакантное место в Герольдии.

Начинаем 1-й тур.

I ТУР

1. Что означает слово герб?
2. Когда появились первые гербы?
3. Что являлось прародителем будущих гербов?
4. От какого слова произошло название щит?
5. Что такое девиз?
6. Какой стране принадлежит герб с девизом: «Свобода! Братство! Равенство!»
7. Какой стране принадлежит герб с девизом: «Из многих – один».
8. А какой девиз был у герба СССР?
9. Какой девиз у герба Испании?
10. На каких два вида делятся геральдические фигуры?
11. Сколько главных фигур?
12. Сколько второстепенных фигур?
13. Какие фигуры относятся к негеральдическим?
14. Приведите два-три примера мифических фигур?
15. Каких два металла использованы в геральдике?
16. Каких два меха использованы в геральдике?
17. Почему горностаевый?
18.Что нового появилось в гербе Российской империи при Петре I?
19. Что нового появилось в гербе Российской империи при Павле I?
20. Изображение какого животного было предшественником двуглавого орла?

За каждый правильный ответ участник турнира получает конверт с фишкой определённого цвета. Победители I тура, в зависимости от цвета фишек, объединяются в две комaнды и занимают места за комaндными столами.

II ТУР – соревнование двух комaнд.

1. Определить форму геральдического щита.

(Комaнды получают по одинаковому количеству экскизов щитов и какая комaнда подготовиться быстрее и правильно ответит та и является победителем. За полный и правильный ответ 5 баллов).

2. Систематизировать гербы Западной Европы и России в зависимости от того как они сначала появлялись.

(Комaнды получают папки с файлами, в которые вложены листы с одинаковыми записями:

Гербы:

  • Личные.
  • Родовые.
  • Корпоративные.
  • Городские.
  • Территориальные.
  • Государственные.

(Одна комaнда получает задание: рассказать в каком порядке возникали гербы в Западной Европе. Вторая комaнда получает задание: рассказать в каком порядке возникали гербы в России. За правильный ответ 5 баллов)

3. Определить какие фигуры относятся к мифическим фигурам, какие к естественным фигурам.

(Комaнды получают по две папки с одинаковыми заданиями. Кто быстрее правильно ответит получает 5 баллов)

4. Дать определение терминам:

  • Щитодержатель.
  • Геральдика.
  • Корона.
  • Девиз.
  • Скипетр.
  • Девиз.
  • Мантия.
  • Клейноды.
  • Намёт.
  • Герольд.

(За каждый правильный ответ комaнда получает по 1 баллу).

5. Геральдика придает цветам и металлам особое название и символическое значение. Какое?

(Комaнды получают задания на листах. За правильный ответ 1 балл).

золото –
серебро –
гoлyбой цвет –
красный цвет –
зеленый цвет –
черный цвет –

Члeны жюри подводят итоги II тура.

III ТУР

Если поближе познакомиться с геральдикой западного учебного заведения, то можно увидеть многовековые геральдические традиции у колледжей, гимназий, ВУЗов. Стоит ли говорить о наличии герба у Кембриджа или Гарварда, если даже каждый факультет этих университетов имеет свой собственный герб.

Именно символика подчеркивает:

1. Индивидуальную самобытность учебного заведения (и пусть пока только щит без вывешенных атрибутов и минимального количества символов).
2. Укрепляет единение учеников, педагогов, выпускников.
3. Герб – это связующее звено между поколениями выпускников, между прошлым, настоящим и будущим.
4. Герб – это идеология, это духовный стержень, они читаются и понимаются наглядно. Сейчас мы постараемся, используя наши знания по геральдике, создать герб нашего учебного заведения и защитить его.

(Члeны комaнд работают над проектом герба школы, можно класса).

Работа с оставшимися вне комaнды учащимися:

1. Ездец – это кто? Что вы о нем знаете?
2. Корона, скипетр, держава. Что они символизируют?
3. Граф Франциск Сати. Что вы знаете об этом человеке?
4. Задание: определить по тексту документов какие существуют версии происхождения двуглавого орла в России? (Каждый ученик получает конверт с текстами документов).

1 документ.

Однако наиболее вероятно все же заимствование двуглавого орла с Запада. Именно там двуглавый орел по-настоящему стал гербом. По наиболее авторитетному мнению изображение двуглавого орла появлялось в Западной Европе в результате крестовых походов – крестоносцы, завоевавшие Палестину, познакомились там с этой эмблемой и привезли ее домой. Вскоре она вошла в гербы многих западноевропейских родов, в том числе правителей многих европейских государств – Баварии. Чехии и проч. В XIII в. Двуглавый орел изображался на монетах короля Силиции, а затем императора Священной Римской империи Фридриха II из рода Штауфенов. Однако в качестве постоянного герба императора эмблема утвердилась позднее – в XV в. при императоре Сигизмунде I. Постоянным гербом государства – империи – она становится в начале XVI в.
Император Священной Римской империи не только был сильнейшим монархом Европы, но также формально занимал главенствующее положение по отношению к остальным монархам Европы – простым королям. Титул императора был выше титула короля. Соответственно, знаки власти императора: его герб. знамя пользовались особым уважением.
По-видимому, основной причиной заимствования русским государем изображения двуглавого орла было именно то, что эта эмблема являлась гербом германских императоров. Это подтверждается и тем, что как раз в это время устанавливаются тесные дипломатические отношения с императорским двором.
Великий князь московский, выходя на международную арену, хотел во всем равняться первому монарху той Европы – императору. Это сказалось не только в гербе, но также в заимствовании придворных ритуалов, системы делопроизводства. Таким образом, московский государь претендовал на положение равное германскому императору, что было очень смелым и решительным внешнеполитическим шагом.

2 документ.

Двуглавый орел был хорошо известен в балканских странах. Вероятно, он получил геральдическое значение в Сербии, т.е. стал официальной эмблемой, при деспоте Стефане Лазаревиче, в начале XV века. Присутствовал он также на монетах средневековой Болгарии, был известен в Албании. Именно распространенность двуглавого орла на Балканах, а также известные тесные связи средневековой Руси с балканскими народами привели ученых к мысли, что орел мог быть заимствован и оттуда.

3 документ.

Однако еще более интересно то, что изображения двуглавого орла встречаются и на Руси при чем задолго до 1497 г. Эти изображения были обнаружены археологами при раскопках в разных местах поселений XII–XIII вв. Он присутствовал и на тверских монетах XV в. Соответственно, возникает еще один возможный источник заимствования орла – Тверь!

4 документ.

Двуглавый орел – этот символ имеет очень давнюю историю, он насчитывает более трех тысяч лет. Он был одним из распространенных символов в шумерской культуре. Древние хетты также хорошо знали этот символ. Хетты были древним индоевропйским народом, их государство возникло в Малой Азии на территории современной Турции, расцвета достигло в середине II тысячелетия до н.э. Неподалеку от турецкого селения Богазкей, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII до н.э.), оно высечено на скале. На скале была изображена целая процессия, орел с распростертыми крыльями был расположен под фигурами шествующих божеств. По мнению ученых, у хеттов орел был спутником бога грозы Тишуба, т.е. был мифическим животным. Также он мог являться и официальным символом хеттских царей. Позднее изображение двуглавого орла не было забыто на Ближнем Востоке. Оно использовалось персидскими шахами из династии Сасанидов (первые века н.э.), а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту проблему даже на своих монетах. Более того, в арабском мире двуглавый орел стал популярным элементом восточного орнамента. В средневековье этот символ был распространен в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде и у турков-сельджуков, которые, в конце концов, захватили Константинополь в 1453 г.

5 документ.

Существует гипотеза о том, что появление двуглавого орла на печати Ивана III – результат татарского влияния. Однако это всего лишь гипотеза (т.е. предположение), поскольку монеты с таким изображением перестали чеканить в Золотой Оде в середине XIV в. Это значит, что между золотоордынскими и первым русским изображение двуглавого орла (1497 г.) – промежуток в полтора века.

6 документ.

Из Византии было заимствовано христианство, многие нормы права, религиозное искусство – живопись, литература, музыка находились под неоспоримым влиянием византийских. К примеру, иконография святого Ге opгия и сама легенда о его подвиге также пришли из Византии.
Поэтому не случайным было убеждение историков и искусствоведов в том, что двуглавый орел пришел в Россию из Византийской империи. До недавнего времени это было наиболее распространенным устоявшимся мнением. В его пользу существуют сильные аргументы. Вообще, орел как символ власти, позже как символ солнца был хорошо известен еще в Древнем Риме, где он украшал знаки легионов, его изображение чеканилось на монетах. Правда, Древний Рим знал исключительно орла одноглавого.
Двуглавый орел был известен и в Византии. Существовала легенда, согласно которой двуглавый орел появился при императоре Константине Великом в IV в.н.э. И символизировала две части империи – восточную и западную.
Более того, изображение мифического животного появилось в России именно тогда, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора – Софье Палеолог. У династии же Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой. Как знак императорского двора, его изображение было вышито на одеждах придворных и самого императора, помещалось оно и на других предметах, которые имели отношение к последней византийской императорской династии – Палеологов. Кроме того, российский орел с опущенными крыльями (сейчас они подняты и распушены) весьма походил на палеологовского. Логично предположить, что Иван III, женившись на Софье, заимствовал и герб. У ученых, однако, есть ряд сомнений в этой версии.
Во-первых, все же настоящим гербом Византийской империи двуглавый орел так никогда и не стал, являясь скорее родовым, придворным знаком. Во-вторых, кроме Византии, орел был хорошо известен и в других странах.

5. Задание. Работа с тестом. (Каждый ученик получает тест и приступает к работе).

ТЕСТ.

1. Геральдика – это:

а) наука о печатях;
б) наука об эмблемах;
в) наука о монетах;
г) наука о гербах.

2. Какая эмблема известна в качестве знака собственности Рюриковичей:

а) трезубец (двузубец);
б) меч;
в) топор;
г) восьмиконечный крест.

3. Что было изображено на печати Ивана III 1497 г.:

а) всадник, поражающий змия, и двуглавый орел;
б) двуглавый орел;
в) всадник – змиеборец;
г) всадник – змиеборец на гpyди двуглавого орла.

4. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла:

а) из Византии;
б) из балканских стран;
в) из Священной Римской (Германской) империи;
г) из Золотой Орды.

5. Изображение какого животного встречается на печатях Ивана Грозного:

а) льва;
б) тигра;
в) единорога;
г) грифона.

6. На печатях какого царя орла стали изображать со скипетром и державой в лапах;

а) Алексея Михайловича;
б) Федора Алексеевича;
в) Михаила Федоровича;
г) Петра I.

7. Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первозванного на российском гербе:

а) при Анне Иоанновне;
б) при Елизавете Петровне;
в) при Екатерине II;
г) при Петре I.

8. Какой император ввел изображение мальтийского креста в российский герб:

а) Петр I;
б) Александр I;
в) Павел I;
г) Николай I.

9. Какой девиз был начертан на гербе СССР:

а) «С нами Бог!»;
б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;
в) «Весь мир насилья мы разрушим»;
г) в нем не было девиза.

10. Большой государственный герб Российской империи был окончательно утвержден в:

а) 1858 г.;
б) 1882 г.;
в) 1905 г.;
г) 1833 г.

– Мы же возвращаемся к нашим комaндам. Итак, приступаем к защите своих работ.

Проходит защита работ.
Подведение итогов историко-познавательного турнира.
Награждение победителей.

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск. 1981.
  2. Алексеева М.А. Гравюра Петровского времени. Л., 1990.
  3. Вилинбахов Г.В. Святой Ге opгий Победоносец. СПб., 1995.
  4. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. Памятники Куликов­ского цикла. СПб., 1998.
  5. Голованова М.Н., Шергин В.С. Государственные символы России. М., 2005.
  6. Пчёлов Е.В. Государственные символы: герб, флаг, гимн. М., 2002.
  7. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика». М. 2004.
  8. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII–ХIХ вв. М., 1982.
  9. Соболева Н.А. Русские печати. М., 1992
  10. Соболева Н.А. История герба Москвы. М., 2002.
  11. Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М., 1993.
  12. Романовский В.К. Символы российской государственности. М., 2002.
  13. Соболева Н.А. Герб Российского государства//Вопросы истории. 1992. № 10.
  14. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII–ХIХ вв. М., 1981.
  15. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003.
  16. Соболева Н.А. Русские печати. М., 1992.
  17. Сперансов Н.Н. Земельные гербы России: ХII–ХIХ вв. М.2002.
  18. Надеждина Н.Г. Основы граждановедения. М., 2003.
  19. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
  20. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.,1993.
  21. Черных А.П., Дмитриева О.В., Беляков А.С. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
  22. Чунаков А.В. От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. М.2004.
  23. Шаповалов В.А. Основы российской геральдики: Учебное по­собие. Белгород, 1997.
  24. Надеждина Н.Г. Основы граждановедения. М., 2003.
  25. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
  26. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.,1993.
  27. Черных А.П., Дмитриева О.В., Беляков А.С. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
  28. Чунаков А.В. От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. М., 2004.
  29. Шаповалов В.А. Основы российской геральдики: Учебное по­собие. Белгород, 1997.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 5:31:18

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 23:22:27

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 3:51:10

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 12:30:34

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 13:37:33

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 2:31:11

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 9:36:42

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 11:41:35

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 17:42:33

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 21:36:59

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 20:57:48

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 14:23:13

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 3:22:23

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 15:48:16

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 11:22:41

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 11:49:42

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 12:59:21

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 2:39:13

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 17:27:29

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 11:16:55

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 22:38:54

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 20:15:49

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 13:16:10

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 23:11:54

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 18:13:29

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 11:48:32

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 11:46:24

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 23:59:21

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 14:48:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 19:26:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 9:31:37

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 11:17:55

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 17:15:31

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 15:41:20

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 19:48:47

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 1:38:40

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 10:30:29

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 22:28:52

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 18:20:33

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 7:27:45

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 21:10:42

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 6:49:14

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 12:41:29

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 17:29:14

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 22:33:21

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 22:23:41

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 1:48:49

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 3:24:59

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 6:30:29

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 12:31:10

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::