Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"
Цель:
- Систематизировать знания учащихся о гербах.
- Способствовать принятию личностью государственной символики как ценности.
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к государственным символам.
- Развивать творческие и художественные навыки, учить думать, импровизировать, проявлять свою индивидуальность.
- Воспитание чувства патриотизма, интереса к истории и культуре родной страны.
Форма занятия: историко-познавательный турнир для старшеклассников.
Оформление:герб РФ, гербы разных стран, герб СССР, герб Московской области, герб города, проекты гербов, подготовленные учащимися школы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Красивым словом «россияне» называют не просто народ России. Этим именем называет граждан нашей страны.
Граждане, как и народ, имеют общее имя, общую историческую судьбу, общий язык, общую историческую память. В чем же тогда различия?
Вспомните: язык – хранитель памяти народа. Не зная происхождения слова, очень трудно понять его смысл. Поэтому давайте постараемся подобрать родственные слова к слову «гражданин»: град, город. Каков смысл найденных нами слов? Его можно лучше понять, если вспомнить близкие к этим словам глаголы: «огораживать», «городить», «загораживать», которые означают одно – возводить преграду, защищать. Так мы и нашли первое отличие:
Народ – это люди, долгое время проживающие на какой-то общей территории, так долго, что в их общей исторической памяти стерлось воспоминание о том, когда они пришли на эту землю. А граждане – это тоже народ, но народ защищенный.
В русском языке слова « городить», «городище», «нагораживать» появились очень давно. Когда-то в глубокой древности, когда и государства-то Российского еще не было, на этой земле жили племена древних славян. И вот когда вместо собирательства и охоты люди стали обpaбатывать землю, засевать поля рожью, разводить скот, а на смену родовой общине пришла соседская, вот тогда-то и появилась потребность защищать свою землю от неприятеля. Общими усилиями семей-соседей, всей общиной, или как тогда говорили, «всем миром», огораживали участок земли крепкими стенами и возводили городище. Там, внутри, за оградой, находились дома, ремесленные мастерские, священные места. Позднее в древних городищах стал проживать князь с дружиной, а с принятием христианства вместо языческих святилищ появились православные храмы. На площади городища раскладывали свои товары приезжавшие купцы. По звону колокола собирались жители общины, чтобы услышать какую-то важную новость.
За стенами города горожане и жители ближайших деревень укрывались от грозного и коварного неприятеля. Пройдут века – деревянные стены заменят каменные, но по-прежнему в минуты тревоги вместе с людской силой, мужеством и отвагой будут они защищать, огораживать, ограждать жителей от страшных внешних напастей.
Вокруг городищ селились люди, и постепенно становилась мала прежняя территория. Чтобы укрывать и защищать всех желающих, возводилась вторая, третья. Так дома и домики новых поселений оказывались под защитой, за укрытием.
За городскими стенами шумела особая жизнь, непохожая на тихий деревенский быт. То громкий голос торговца приглашал полюбоваться его товаром, то слышался перестук молотков по наковальне, а то вдруг все покрывал перезвон множества церковных колоколов. Так возникали и росли города, а их жители стали называться горожанами, то есть живущими под защитой городской стены. Если «город», «горожанин» и «гражданин» – родственные слова, то давайте подумаем, что же еще общего между горожанином и гражданином. Догадаться несложно:– это человек, чем-то защищенный.
Но чем? Откроем «Словарь русского языка»:
«Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой».
Следовательно, государство, подобно городской стене, должно надежно «огораживать» гражданина от опасностей. Однако если слова «город», «горожанин» стали привычными очень давно, то слово «гражданин» довольно молодое и в словарь россиян вошло относительно недавно. В чем же причина этого? А причина в том, что в течение многих веков россияне были подданными, а не гражданами. В отличие от подданного гражданин – это свободный человек своего Отечества. Он защищен законами страны и имеет много прав и обязанностей. Одно из важнейших прав гражданина – это право участвовать в управлении своей страной, то есть гражданин имеет право выбирать руководителей страны, имеет право сам участвовать в принятии решений, важнейших для страны, в издании законов.
Сегодня формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Гражданское образование и воспитание по сути своей является формированием человека и гражданина, который любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.
Что объединяет нас – граждан одной страны? Это общая территория, единый язык, законы. Так же у нас единые государственные символы. И сегодня наш историко-познавательный турнир посвящён государственному символу – гербу.
Ребята, давайте перенесемся мысленно из 3-го тысячелетия во времена правления Петра I, великого преобразователя и реформатора России. В начале XVIII века его рукой было подписано множество указов, за каждым из которых стояло какое-нибудь новшество или нововведение. Был среди них и указ от 5 октября 1722 года о создании при Сенате конторы, которая работала «на благо поднятия престижа России». Высокий пост в этой конторе предложено было занять Степану Андреевичу Колычеву, в помощь ему назначили приглашенного из Франции обер-гофмаршала Франциска Санти, обладавшего «изрядным талантом рисования». Но в этой конторе оставалось пустовать еще 100 мест. Теперь представьте себе, что вы находитесь на месте испытуемых. Сейчас мы проверим, смог бы кто-нибудь из вас занять вакантное место в Герольдии.
Начинаем 1-й тур.
I ТУР
1. Что означает слово герб?
2. Когда появились первые гербы?
3. Что являлось прародителем будущих гербов?
4. От какого слова произошло название щит?
5. Что такое девиз?
6. Какой стране принадлежит герб с девизом:
«Свобода! Братство! Равенство!»
7. Какой стране принадлежит герб с девизом: «Из
многих – один».
8. А какой девиз был у герба СССР?
9. Какой девиз у герба Испании?
10. На каких два вида делятся геральдические
фигуры?
11. Сколько главных фигур?
12. Сколько второстепенных фигур?
13. Какие фигуры относятся к негеральдическим?
14. Приведите два-три примера мифических фигур?
15. Каких два металла использованы в геральдике?
16. Каких два меха использованы в геральдике?
17. Почему горностаевый?
18.Что нового появилось в гербе Российской
империи при Петре I?
19. Что нового появилось в гербе Российской
империи при Павле I?
20. Изображение какого животного было
предшественником двуглавого орла?
За каждый правильный ответ участник турнира получает конверт с фишкой определённого цвета. Победители I тура, в зависимости от цвета фишек, объединяются в две комaнды и занимают места за комaндными столами.
II ТУР – соревнование двух комaнд.
1. Определить форму геральдического щита.
(Комaнды получают по одинаковому количеству экскизов щитов и какая комaнда подготовиться быстрее и правильно ответит та и является победителем. За полный и правильный ответ 5 баллов).
2. Систематизировать гербы Западной Европы и России в зависимости от того как они сначала появлялись.
(Комaнды получают папки с файлами, в которые вложены листы с одинаковыми записями:
Гербы:
- Личные.
- Родовые.
- Корпоративные.
- Городские.
- Территориальные.
- Государственные.
(Одна комaнда получает задание: рассказать в каком порядке возникали гербы в Западной Европе. Вторая комaнда получает задание: рассказать в каком порядке возникали гербы в России. За правильный ответ 5 баллов)
3. Определить какие фигуры относятся к мифическим фигурам, какие к естественным фигурам.
(Комaнды получают по две папки с одинаковыми заданиями. Кто быстрее правильно ответит получает 5 баллов)
4. Дать определение терминам:
- Щитодержатель.
- Геральдика.
- Корона.
- Девиз.
- Скипетр.
- Девиз.
- Мантия.
- Клейноды.
- Намёт.
- Герольд.
(За каждый правильный ответ комaнда получает по 1 баллу).
5. Геральдика придает цветам и металлам особое название и символическое значение. Какое?
(Комaнды получают задания на листах. За правильный ответ 1 балл).
золото –
серебро –
гoлyбой цвет –
красный цвет –
зеленый цвет –
черный цвет –
Члeны жюри подводят итоги II тура.
III ТУР
Если поближе познакомиться с геральдикой западного учебного заведения, то можно увидеть многовековые геральдические традиции у колледжей, гимназий, ВУЗов. Стоит ли говорить о наличии герба у Кембриджа или Гарварда, если даже каждый факультет этих университетов имеет свой собственный герб.
Именно символика подчеркивает:
1. Индивидуальную самобытность учебного
заведения (и пусть пока только щит без вывешенных
атрибутов и минимального количества символов).
2. Укрепляет единение учеников, педагогов,
выпускников.
3. Герб – это связующее звено между поколениями
выпускников, между прошлым, настоящим и будущим.
4. Герб – это идеология, это духовный стержень,
они читаются и понимаются наглядно. Сейчас мы
постараемся, используя наши знания по
геральдике, создать герб нашего учебного
заведения и защитить его.
(Члeны комaнд работают над проектом герба школы, можно класса).
Работа с оставшимися вне комaнды учащимися:
1. Ездец – это кто? Что вы о нем знаете?
2. Корона, скипетр, держава. Что они символизируют?
3. Граф Франциск Сати. Что вы знаете об этом
человеке?
4. Задание: определить по тексту документов какие
существуют версии происхождения двуглавого орла
в России? (Каждый ученик получает конверт с
текстами документов).
1 документ.
Однако наиболее вероятно все же заимствование
двуглавого орла с Запада. Именно там двуглавый
орел по-настоящему стал гербом. По наиболее
авторитетному мнению изображение двуглавого
орла появлялось в Западной Европе в результате
крестовых походов – крестоносцы, завоевавшие
Палестину, познакомились там с этой эмблемой и
привезли ее домой. Вскоре она вошла в гербы
многих западноевропейских родов, в том числе
правителей многих европейских государств –
Баварии. Чехии и проч. В XIII в. Двуглавый орел
изображался на монетах короля Силиции, а затем
императора Священной Римской империи Фридриха II
из рода Штауфенов. Однако в качестве постоянного
герба императора эмблема утвердилась позднее –
в XV в. при императоре Сигизмунде I. Постоянным
гербом государства – империи – она становится в
начале XVI в.
Император Священной Римской империи не только
был сильнейшим монархом Европы, но также
формально занимал главенствующее положение по
отношению к остальным монархам Европы – простым
королям. Титул императора был выше титула короля.
Соответственно, знаки власти императора: его
герб. знамя пользовались особым уважением.
По-видимому, основной причиной заимствования
русским государем изображения двуглавого орла
было именно то, что эта эмблема являлась гербом
германских императоров. Это подтверждается и
тем, что как раз в это время устанавливаются
тесные дипломатические отношения с
императорским двором.
Великий князь московский, выходя на
международную арену, хотел во всем равняться
первому монарху той Европы – императору. Это
сказалось не только в гербе, но также в
заимствовании придворных ритуалов, системы
делопроизводства. Таким образом, московский
государь претендовал на положение равное
германскому императору, что было очень смелым и
решительным внешнеполитическим шагом.
2 документ.
Двуглавый орел был хорошо известен в балканских странах. Вероятно, он получил геральдическое значение в Сербии, т.е. стал официальной эмблемой, при деспоте Стефане Лазаревиче, в начале XV века. Присутствовал он также на монетах средневековой Болгарии, был известен в Албании. Именно распространенность двуглавого орла на Балканах, а также известные тесные связи средневековой Руси с балканскими народами привели ученых к мысли, что орел мог быть заимствован и оттуда.
3 документ.
Однако еще более интересно то, что изображения двуглавого орла встречаются и на Руси при чем задолго до 1497 г. Эти изображения были обнаружены археологами при раскопках в разных местах поселений XII–XIII вв. Он присутствовал и на тверских монетах XV в. Соответственно, возникает еще один возможный источник заимствования орла – Тверь!
4 документ.
Двуглавый орел – этот символ имеет очень давнюю историю, он насчитывает более трех тысяч лет. Он был одним из распространенных символов в шумерской культуре. Древние хетты также хорошо знали этот символ. Хетты были древним индоевропйским народом, их государство возникло в Малой Азии на территории современной Турции, расцвета достигло в середине II тысячелетия до н.э. Неподалеку от турецкого селения Богазкей, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII до н.э.), оно высечено на скале. На скале была изображена целая процессия, орел с распростертыми крыльями был расположен под фигурами шествующих божеств. По мнению ученых, у хеттов орел был спутником бога грозы Тишуба, т.е. был мифическим животным. Также он мог являться и официальным символом хеттских царей. Позднее изображение двуглавого орла не было забыто на Ближнем Востоке. Оно использовалось персидскими шахами из династии Сасанидов (первые века н.э.), а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту проблему даже на своих монетах. Более того, в арабском мире двуглавый орел стал популярным элементом восточного орнамента. В средневековье этот символ был распространен в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде и у турков-сельджуков, которые, в конце концов, захватили Константинополь в 1453 г.
5 документ.
Существует гипотеза о том, что появление двуглавого орла на печати Ивана III – результат татарского влияния. Однако это всего лишь гипотеза (т.е. предположение), поскольку монеты с таким изображением перестали чеканить в Золотой Оде в середине XIV в. Это значит, что между золотоордынскими и первым русским изображение двуглавого орла (1497 г.) – промежуток в полтора века.
6 документ.
Из Византии было заимствовано христианство,
многие нормы права, религиозное искусство –
живопись, литература, музыка находились под
неоспоримым влиянием византийских. К примеру,
иконография святого Ге opгия и сама легенда о его
подвиге также пришли из Византии.
Поэтому не случайным было убеждение историков и
искусствоведов в том, что двуглавый орел пришел в
Россию из Византийской империи. До недавнего
времени это было наиболее распространенным
устоявшимся мнением. В его пользу существуют
сильные аргументы. Вообще, орел как символ
власти, позже как символ солнца был хорошо
известен еще в Древнем Риме, где он украшал знаки
легионов, его изображение чеканилось на монетах.
Правда, Древний Рим знал исключительно орла
одноглавого.
Двуглавый орел был известен и в Византии.
Существовала легенда, согласно которой
двуглавый орел появился при императоре
Константине Великом в IV в.н.э. И символизировала
две части империи – восточную и западную.
Более того, изображение мифического животного
появилось в России именно тогда, когда Иван III
женился на племяннице последнего византийского
императора – Софье Палеолог. У династии же
Палеологов изображение двуглавого орла было
родовой эмблемой. Как знак императорского двора,
его изображение было вышито на одеждах
придворных и самого императора, помещалось оно и
на других предметах, которые имели отношение к
последней византийской императорской династии
– Палеологов. Кроме того, российский орел с
опущенными крыльями (сейчас они подняты и
распушены) весьма походил на палеологовского.
Логично предположить, что Иван III, женившись на
Софье, заимствовал и герб. У ученых, однако, есть
ряд сомнений в этой версии.
Во-первых, все же настоящим гербом Византийской
империи двуглавый орел так никогда и не стал,
являясь скорее родовым, придворным знаком.
Во-вторых, кроме Византии, орел был хорошо
известен и в других странах.
5. Задание. Работа с тестом. (Каждый ученик получает тест и приступает к работе).
ТЕСТ.
1. Геральдика – это:
а) наука о печатях;
б) наука об эмблемах;
в) наука о монетах;
г) наука о гербах.
2. Какая эмблема известна в качестве знака собственности Рюриковичей:
а) трезубец (двузубец);
б) меч;
в) топор;
г) восьмиконечный крест.
3. Что было изображено на печати Ивана III 1497 г.:
а) всадник, поражающий змия, и двуглавый орел;
б) двуглавый орел;
в) всадник – змиеборец;
г) всадник – змиеборец на гpyди двуглавого орла.
4. Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла:
а) из Византии;
б) из балканских стран;
в) из Священной Римской (Германской) империи;
г) из Золотой Орды.
5. Изображение какого животного встречается на печатях Ивана Грозного:
а) льва;
б) тигра;
в) единорога;
г) грифона.
6. На печатях какого царя орла стали изображать со скипетром и державой в лапах;
а) Алексея Михайловича;
б) Федора Алексеевича;
в) Михаила Федоровича;
г) Петра I.
7. Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первозванного на российском гербе:
а) при Анне Иоанновне;
б) при Елизавете Петровне;
в) при Екатерине II;
г) при Петре I.
8. Какой император ввел изображение мальтийского креста в российский герб:
а) Петр I;
б) Александр I;
в) Павел I;
г) Николай I.
9. Какой девиз был начертан на гербе СССР:
а) «С нами Бог!»;
б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;
в) «Весь мир насилья мы разрушим»;
г) в нем не было девиза.
10. Большой государственный герб Российской империи был окончательно утвержден в:
а) 1858 г.;
б) 1882 г.;
в) 1905 г.;
г) 1833 г.
– Мы же возвращаемся к нашим комaндам. Итак, приступаем к защите своих работ.
Проходит защита работ.
Подведение итогов историко-познавательного
турнира.
Награждение победителей.
Рекомендуемая литература:
- Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск. 1981.
- Алексеева М.А. Гравюра Петровского времени. Л., 1990.
- Вилинбахов Г.В. Святой Ге opгий Победоносец. СПб., 1995.
- Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998.
- Голованова М.Н., Шергин В.С. Государственные символы России. М., 2005.
- Пчёлов Е.В. Государственные символы: герб, флаг, гимн. М., 2002.
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика». М. 2004.
- Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII–ХIХ вв. М., 1982.
- Соболева Н.А. Русские печати. М., 1992
- Соболева Н.А. История герба Москвы. М., 2002.
- Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М., 1993.
- Романовский В.К. Символы российской государственности. М., 2002.
- Соболева Н.А. Герб Российского государства//Вопросы истории. 1992. № 10.
- Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII–ХIХ вв. М., 1981.
- Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. М., 2003.
- Соболева Н.А. Русские печати. М., 1992.
- Сперансов Н.Н. Земельные гербы России: ХII–ХIХ вв. М.2002.
- Надеждина Н.Г. Основы граждановедения. М., 2003.
- Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
- Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.,1993.
- Черных А.П., Дмитриева О.В., Беляков А.С. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
- Чунаков А.В. От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. М.2004.
- Шаповалов В.А. Основы российской геральдики: Учебное пособие. Белгород, 1997.
- Надеждина Н.Г. Основы граждановедения. М., 2003.
- Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
- Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М.,1993.
- Черных А.П., Дмитриева О.В., Беляков А.С. и др. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.
- Чунаков А.В. От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. М., 2004.
- Шаповалов В.А. Основы российской геральдики: Учебное пособие. Белгород, 1997.
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...
18 03 2024 14:35:42
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
17 03 2024 3:23:13
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
16 03 2024 8:38:20
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
15 03 2024 20:54:49
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
14 03 2024 0:22:41
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
13 03 2024 13:25:49
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
12 03 2024 21:16:48
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
11 03 2024 10:39:33
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
10 03 2024 10:48:24
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
09 03 2024 5:37:44
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
08 03 2024 6:21:19
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
07 03 2024 16:40:41
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...
06 03 2024 1:36:17
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
05 03 2024 3:26:18
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
04 03 2024 20:33:24
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
03 03 2024 21:56:26
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
02 03 2024 21:24:26
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
01 03 2024 5:56:24
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
29 02 2024 7:34:22
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
28 02 2024 1:57:28
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
27 02 2024 21:29:44
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...
26 02 2024 11:13:36
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
25 02 2024 3:35:54
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
24 02 2024 23:33:10
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
23 02 2024 3:16:57
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
22 02 2024 10:33:28
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
21 02 2024 16:17:38
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
20 02 2024 18:56:42
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
19 02 2024 11:32:33
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
18 02 2024 2:23:24
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...
17 02 2024 0:17:33
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
16 02 2024 14:37:41
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
15 02 2024 15:14:42
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
14 02 2024 5:24:27
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
13 02 2024 3:39:24
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
12 02 2024 18:52:51
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
11 02 2024 12:41:22
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год". ...
10 02 2024 5:28:23
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
09 02 2024 22:33:15
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...
08 02 2024 8:24:34
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
07 02 2024 23:18:27
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси. ...
06 02 2024 1:29:16
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
05 02 2024 9:50:14
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...
04 02 2024 6:49:35
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
03 02 2024 9:11:34
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
02 02 2024 23:37:17
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
01 02 2024 22:28:45
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
31 01 2024 14:17:15
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...
30 01 2024 17:21:45
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
29 01 2024 7:31:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::