История для молодежи    

Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Цели урока:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
  • выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны
  • привести примеры мужества и героизма советских воинов
  • проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны
  • учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом

Урок комбинированный.

Урок изучения нового материала с использованием презентации «Начало Великой Отечественной войны» (приложение).

Оснащение урока: Презентация «Начало Великой Отечественной войны», где используется карта начального периода войны, фрагменты документальных фильмов о войне, схема о готовности Германии и СССР к войне, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка целей урока.

2. Проверка изученного материала. Тестирование.

Часть класса тестируется на компьютере, часть класса отвечает письменно.

Тест по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»

Вариант I

1. СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему, договорились:

а) о дате нападения Германии на Великобританию

б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной  Европе

в) о разделе сфер влияния в Азии и на Балканах

г) о дате нападения на Францию

2. Заключив Договор о ненападении с Германией СССР:

а) выиграл время для укрепления обороны страны

б) отодвинул свои западные границы

в) получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи

г) все выше перечисленное

3. Угроза войны на Дальнем Востоке была ликвидирована:

а) после разгрома Японии на Халхин - Голе

б) после разгрома Японии на озере Хасан

в) после подписания договора о ненападении с Германией

г) после начала II мировой войны

4. В сентябре 1939 года к СССР были присоединены:

а) Западная Белоруссия и Западная Украина

б) Бессарабия

в) Варшавское воеводство

г) Северную Буковину

5. Прорывом «линии Маннергейма» руководил:

а) К.Е.Ворошилов

б) Г.К.Жуков

в) С.К.Тимошенко

г) Д.Г.Павлов

6. Причиной исключения СССР из Лиги Наций было:

а) введение советских войск в Польшу

б) нападение СССР на Финляндию

в) заключение СССР договора с Германией

г) ввод войск в Западную Белоруссию и Западную Украину

7. Мерами, предпринятыми советским правительством для подготовки к войне с Германией были:

а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники

б) увеличение бюджетных средств на оборону

в) формирование механизированных корпусов

г) все выше перечисленное

8. Блицкриг – это

а) одна из форм всенародной борьбы против захватчиков

б) молниеносная война

в) вывоз населения из местности, находящейся под угрозой нападения

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

Вариант II

1. Министром иностранных дел накануне и во время Великой Отечественной войны был:

а) Л.М.Каганович

б) М.М.Литвинов

в) В.М.Молотов

г) Н.С.Хрущев

2. По секретным протоколам к сфере влияния СССР относились:

а) Финляндия

б) Бессарабия

в) Прибалтийские государства

г) все выше перечисленное

3. По мирному договору с Финляндией СССР:

а) получил Карельский перешеек и северное побережье Ладожского озера

б) передал Финляндии западную часть полуострова Рыбачий и Средний

в) включил Финляндию в свой состав в качестве союзной республики

г) передал Финляндии военно-морскую базу на острове Ханко

4. Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией были обусловлены:

а) сложными погодными условиями

б) слабой оснащенностью советских войск современной военной техникой

в) помощью западных государств Финляндии

г) ведением войны на два фронта

5. В 1940 году в состав СССР вошли:

а) Западная Белоруссия

б) Западная Украина

в) Латвия, Литва, Эстония

г) все выше перечисленные

6. В предвоенные годы в трудовом законодательстве СССР произошли следующие изменения:

а) введено уголовное наказание за прогулы

б) запрещался самовольный уход с работы

в) усилился спрос за качество выпускаемой продукции

г) все выше перечисленное

7. Меры, предпринятые советским правительством для подготовки к войне с Германией:

а) резко возросло количество учений и походов

б) стал действовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне»

в) введены новые звания – генералы и адмиралы

г) все выше перечисленное

8. Агрессия – это

а) нападение одной страны на другую

б) район, где происходят массовые военные действия

в) план разгрома противника в короткие сроки

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

3. Изучение нового материала.

Тема урока «Начало Великой Отечественной войны».

Война, которая длилась 1418 дней.

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» - это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев.
(Компьютерная презентация.)

Этот план основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:

  • финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу
  • группа «Север» - на Ленинград
  • группа армий «Центр» - на Москву
  • группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.

(Компьютерная презентация.)

К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.

Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.

Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.

(На экране дается сравнительная таблица).

Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Однако война началась ранним утром 22 июня 1941 год бомбардировкой с воздуха и одновременным наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, мирным городам.

(Ученики смотрят микрофильмы о начале Великой Отечественной войне).

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России
А Вы такие молодые!

Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.

(Компьютерная презентация).

Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.

-11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина, (фото)

- Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора, нашего земляка П.М.Гаврилова, (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.

На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

(На экране появляется надпись).

Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.

Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.

А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли насмерть.

Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.

Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему Советская армия несла большие потери в первые дни войны?»

Причины поражения Красной Армии в начале войны:

  • Военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР
  • гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе
  • Красная Армия уступала в профессионализме – сказались репрессии в армии накануне войны
  • просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности

В полдень 22 июня с обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Была объявлена всеобщая мобилизация.

В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.

В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:

  • расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;
  • их семьи арестовывать;
  • части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
  • создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих;
  • разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;

Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.

На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней.

Наиболее удачными были бои под Смоленском, длившиеся два месяца. Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.

ИТАК, ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СРАЖЕНИЯ ИЮЛЯ – СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА СОРВАЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА «БАРБАРОССА». НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЦЫ УЖЕ ПЛАНИРОВАЛИ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ - МОСКОВСКОМ.

В день нападения Германии на нашу страну английский премьер – министр У. Черчилль выступил по лондонскому радио.

24 июня с заявлением об оказании помощи Советскому Союзу выступил президент США Ф.Рузвельт. Сдала создаваться антигитлеровская коалиция.

Так завершился первый этап Великой Отечественной войны.

4. Давайте подведем итог этого этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

  • большие людские и материальные потери СССР
  • оборонительные сражения
  • перевод экономики на военные рельсы
  • провал плана «молниеносной войны»
  • первый контрудар под Ельней

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Давлетшин Г.М. Рассказы по истории Татарстана, Казань, «Магариф», 1994 год.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, Москва, «Просвещение», 2000 год.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Тесты.
  4. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2003 год.
  5. Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 год.
  6. Учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000 год.
  7. Экзаменационные вопросы и ответы. История. Выпускные классы. Учебное пособие. Москва, Компания «АСТ – ПРЕСС», 1999 год.
  8. Электронный учебник «История России. XX век»
  9.  Электронный учебник «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА»


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения

В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...

22 02 2020 23:16:32

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

Интегрированный урок литературы и истории по произведению А. С. Пушкина « Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

21 02 2020 21:57:37

Русская живопись 2-й половины XIX века

Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П. М. Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок " Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие " Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

20 02 2020 8:11:49

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

19 02 2020 22:16:17

Война и судьба человека: Зоя Космодемьянская

Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием « Война и судьба человека»....

18 02 2020 17:12:46

Открытый урок по обществознанию по теме "Перераспределение доходов"

Представленный урок проводился во время методической недели « Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....

17 02 2020 23:48:16

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

16 02 2020 4:51:29

"Нам нужна великая Россия". Урок по аграрной реформе П.А. Столыпина в 9-м классе

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П. А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....

15 02 2020 6:16:33

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

14 02 2020 1:27:47

Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: "Мышление – основа познавательного процесса"

Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и И К Т. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...

13 02 2020 12:52:57

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

12 02 2020 5:25:16

Памятные даты Великой Отечественной войны

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....

11 02 2020 2:12:32

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

10 02 2020 9:54:10

Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"

Урок " Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....

09 02 2020 6:31:34

Внеклассное мероприятие "Дорога жизни"

Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал. Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....

08 02 2020 9:35:27

Урок "Культура древнегреческого полиса"

Урок " Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе " Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям Ф О С. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к Е Г Э к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...

07 02 2020 22:30:49

"Кубанцы в годы Великой Отечественной войны" (урок-экскурсия)

Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....

06 02 2020 19:47:20

Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

05 02 2020 12:35:29

Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс

Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....

04 02 2020 6:55:58

Урок истории по теме: "Путь Ивана IV в управлении централизованным государством"

Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV ( Грозного)....

03 02 2020 1:12:32

Урок истории в 5-м классе по теме "Римский характер"

Урок « Римский характер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому характеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и характерам молодого поколения. ...

02 02 2020 18:35:55

"Государственная символика". Урок по истории России

Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины. Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России. В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции Р Ф также рекомендовано проводить " Урок России". ...

01 02 2020 20:18:11

Происхождение и ранняя история восточного славянства

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....

31 01 2020 1:46:46

Рекомендации по изучению курса истории России

Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....

30 01 2020 7:47:39

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

29 01 2020 1:29:48

Вхождение Чувашии в состав России (с древнейших времен до конца XVI века)

Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....

28 01 2020 18:29:22

Урок на тему "Начало раздробленности Древнерусского государства"

Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....

27 01 2020 10:32:29

Политико-правовая игра "Выборы"

В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания " Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного пространства, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....

26 01 2020 0:54:51

Роль музеев в исследовательских работах учащихся

Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....

25 01 2020 22:12:14

Топонимика Краснодарского края как исторический источник

В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....

24 01 2020 5:43:31

Тема урока: "Культура нового времени"

Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

23 01 2020 6:51:37

Современные методы преподавания исторического краеведения

Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

22 01 2020 6:16:11

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс

Урок по окружающему миру в 4-м классе ( У М К Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....

21 01 2020 7:39:27

Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"

Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....

20 01 2020 7:14:23

Мифические персонажи в истории искусстве, литературе (на примере Аполлона)

Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....

19 01 2020 0:34:41

Урок-презентация "Афинская демократия при Перикле"

На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...

18 01 2020 14:29:52

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

17 01 2020 0:38:21

Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"

Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...

16 01 2020 7:15:50

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

15 01 2020 12:45:40

Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс

Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...

14 01 2020 10:29:38

Урок-игра по истории "Социальная сфера общества"

Завершающий урок обществознания входит в раздел " Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче Г И А, Е Г Э....

13 01 2020 2:22:32

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

Урок-дискуссия " Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. " Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

12 01 2020 22:26:53

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"

Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А. В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М. В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...

11 01 2020 14:33:37

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

При проведении занятия по теме « Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. И К Т можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

10 01 2020 10:57:50

Конспект урока по теме "От Австрийской империи – к Австро-Венгрии"

Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро- Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....

09 01 2020 2:10:15

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса « Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов « Обществознание» и « Право» в 9−11-х классах....

08 01 2020 23:32:14

Использование архивных документов новейшей истории России в школе

Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....

07 01 2020 0:31:43

Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астрахани "Мой город над Волгой–рекой…"

Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астрахани. ...

06 01 2020 12:52:40

"Поклонимся вечным святыням"

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....

05 01 2020 8:57:39

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....

04 01 2020 19:10:15

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Основание греческих колоний"

Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела « Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как « Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и « Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....

03 01 2020 23:32:49

Что? Где? Когда? Игра по истории Древнего мира

Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме " История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры " Что? Где? Когда?"....

02 01 2020 21:32:44

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П. Столыпина, охарактеризовать политику успокоения....

01 01 2020 3:31:50

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

31 12 2019 20:13:44

"Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс

Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и практическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...

30 12 2019 3:19:27

Толерантность в семейных отношениях

Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах брака и семьи. ...

29 12 2019 20:56:51

Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"

Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....

28 12 2019 11:45:33

Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании учащихся

Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент. Дисциплина " История региона" введена в учебный план А К В Т как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность. На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края. На практических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды. Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....

27 12 2019 13:50:31

Урок истории на тему: "Славянский сход". 6-й класс

Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...

26 12 2019 18:28:12

Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"

Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...

25 12 2019 18:10:56

Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс

Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....

24 12 2019 5:57:17

Культура Древней Руси X–XIII вв.

Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....

23 12 2019 21:26:40

Исторический источник — карикатура

Введение задания по анализу карикатуры в Е Г Э в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

22 12 2019 16:24:32

Урок обществознания

Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интерактивного упражнения « Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....

21 12 2019 17:38:50

Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"

Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....

20 12 2019 19:10:58

Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс

Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....

19 12 2019 4:25:30

Урок обществознания по теме "Экономическая сфера общества". 6-й класс

Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического характера....

18 12 2019 4:58:21

Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах

Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры Х Х в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интерактивного подхода к проекту....

17 12 2019 5:40:26

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

Урок-аукцион по теме « Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

16 12 2019 18:18:14

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и брак"

Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

15 12 2019 18:55:37

Урок-семинар по истории России. 10-й класс

Открытый урок по теме « История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей ( Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме « Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

14 12 2019 16:30:18

Урок по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение", 10-й класс

Подготовка к Е Г Э по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отрабатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания Е Г Э; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....

13 12 2019 23:44:41

Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"

Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....

12 12 2019 4:24:37

Либеральные реформы Александра II

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....

11 12 2019 4:41:42

Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс

Урок относится к мастерской типа « Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы « Первая мировая война»....

10 12 2019 20:27:21

Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"

Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....

09 12 2019 11:18:45

Урок по истории Отечества на тему "Вера благодатная". 6-й класс

Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С. В. Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....

08 12 2019 8:49:53

Память о Холокосте – путь к толерантности

В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....

07 12 2019 21:34:11

Поход Святослава на Кубань

Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса " Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием. ...

06 12 2019 10:35:23

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....

05 12 2019 12:58:56

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

04 12 2019 18:24:29

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока " Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

03 12 2019 4:31:48

Урок "Патриотизм и мужество русского народа в войне 1812 года"

В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют характер войны и главную причину победы....

02 12 2019 19:41:31

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

01 12 2019 6:57:37

Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР

Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в С С С Р....

30 11 2019 0:51:28

Интерактивная игра-викторина по истории Москвы

Интерактивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на команды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько команд принимает участие в игре. В конце игры побеждает команда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....

29 11 2019 14:46:44

Интеллектуальная игра "Шире круг"

Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...

28 11 2019 2:23:12

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

27 11 2019 5:49:56

Историческая игра "Научная конференция «Россия в Первой мировой войне»"

Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России Х Х века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....

26 11 2019 18:43:47

Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"

На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....

25 11 2019 9:33:38

Урок по теме «Распространение радикальных идей в Европе и мире»

Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования Ф Г О С нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....

24 11 2019 5:42:59

Образование Германской империи

Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....

23 11 2019 19:57:11

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

22 11 2019 8:16:10

Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"

Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интерактивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию " Человек - часть природы"....

21 11 2019 19:48:43

Культура СССР периода Великой Отечественной войны

Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....

20 11 2019 9:38:59

Урок-исследование по теме "Становление Советской власти"

Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием " Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...

19 11 2019 22:17:26

Урок истории в 5-м классе на тему:"В древней Александрии Египетской"

Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....

18 11 2019 11:34:54

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....

17 11 2019 6:19:48

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

16 11 2019 4:19:57

Проектное обучение в рамках инновационных технологий по теме "Общественное движение в середине второй половины XIX века"

Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....

15 11 2019 10:24:23

Урок музейной грамоты

Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...

14 11 2019 11:45:11

Программа "Музейная педагогика"

Программа « Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....

13 11 2019 5:58:55

Урок обществознания по теме "Избирательная система Российской Федерации" (9-й класс)

Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...

12 11 2019 5:51:36

Урок по теме "Рыночное общество"

Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу " Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....

11 11 2019 6:47:51

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отрабатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....

10 11 2019 2:46:52

Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"

Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...

09 11 2019 20:20:29

Урок истории по теме "Путешествие по Древнему Египту"

Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...

08 11 2019 13:55:22

Урок: "Олимпийские игры в древности"

Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....

07 11 2019 10:58:19

Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"

Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...

06 11 2019 2:51:29

Урок истории по теме "Мудрость – украшение человека". 5-й класс

« Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....

05 11 2019 7:45:15

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

Урок посвящен изучению темы « Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

04 11 2019 18:28:43

Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"

Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е. Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е. Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения " Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: " Согласна ли официальная историческая наука с А. С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?" ...

03 11 2019 16:45:15

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

02 11 2019 0:40:46

Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"

При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов В О В (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...

01 11 2019 14:52:44

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

31 10 2019 13:28:52

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

30 10 2019 13:58:12

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

29 10 2019 7:13:17

Украинские традиции в культуре Черноморского казачества

Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трансформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...

28 10 2019 6:47:33

Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией"

Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя девушки - Жанна д' Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д' Арк. ...

27 10 2019 19:23:23

Интегрированный урок-конференция (литература + история) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....

26 10 2019 2:39:57

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

25 10 2019 10:41:34

Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"

Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме " Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...

24 10 2019 13:46:54

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

23 10 2019 8:21:13

Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс

Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....

22 10 2019 11:52:28

Интегрированный урок в 5-м классе по теме: "Культура Древнего Востока"

Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...

21 10 2019 1:11:23

Методическая разработка урока "Отмена крепостного права"

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....

20 10 2019 11:19:25

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука " История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 10 2019 15:39:17

Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

18 10 2019 6:40:55

Методическая разработка к уроку "Истоки" "Святители и святые земли русской (местночтимые святые). Святитель Митрофан Воронежский", 4-й класс

Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету. ...

17 10 2019 17:53:42

Программа элективного курса "И сама по себе не играет гитара". Отражение истории в авторской песне

Курс " И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...

16 10 2019 18:28:41

Модель урока краеведения в 5-м классе "Что в имени моем…"

Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...

15 10 2019 13:14:45

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная

Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела « С С С Р в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...

14 10 2019 7:38:25

Проект программы по предмету "История русской культуры"

Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...

13 10 2019 4:44:32

Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."

Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян....

12 10 2019 10:56:31

Турнир знатоков военной истории России

Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...

11 10 2019 2:10:45

Урок "На фронтах Гражданской войны" с применением ИКТО. 9-й класс

Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....

10 10 2019 10:57:10

Тема урока "Конституция – основной закон государства"

Урок завершает изучение темы " Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....

09 10 2019 4:54:39

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

08 10 2019 4:44:15

Презентация и план проведения занятия по теме "Международное гуманитарное право" с использованием ИКТ

В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: М Г П; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...

07 10 2019 18:54:11

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

06 10 2019 0:34:46

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М. В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М. В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, М Х К, искусствоведения....

05 10 2019 10:59:14

Литературно-историческая викторина, посвященная Великой Отечественной войне

Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....

04 10 2019 9:29:17

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

03 10 2019 13:27:59

Урок истории по теме "Отмена крепостного права". 10-й класс

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....

02 10 2019 23:25:29

Урок истории с использованием ИКТ

Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, прорабатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....

01 10 2019 0:44:42

Финикийские мореплаватели

Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....

30 09 2019 20:24:17

Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт

Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а вырабатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий Е Г Э....

29 09 2019 2:16:54

Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью практической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена ( Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, « Сто дней»)....

28 09 2019 11:53:51

200 дней и ночей Сталинграда

Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...

27 09 2019 22:12:47

Викторина "Урок-повторение "Русь в X – начале XIII вв."

Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии " Русь в X – XІІІ веках". ...

26 09 2019 10:29:40

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.