Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны


    Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны

Представленные материалы могут быть использованы:

  1. в преподавании курса истории России при освещении темы «Великая Отечественная война»;
  2. в преподавании курса «Историческое краеведение» в исследуемых регионах;
  3. при организации тематических выставок в краеведческих школьных музеях обозначенных областей;
  4. в подготовке тематических классных часов.

В годы Великой Отечественной войны, когда подавляющая часть взрослого мужского населения была мобилизована на фронт для защиты Родины от фашистских захватчиков, а их места в промышленности и на колхозных полях заняли женщины и старики, педагогические и ученические коллективы школ составили крупное формирование тылового социума, осуществлявшее широкую общественно-полезную деятельность. Формы этой деятельности были различны: от агитационно-пропагандистской массовой работы, концертов и помощи раненым бойцам в госпиталях до сбора средств на постройку военной техники и сельхозработ. Беря пример со своих учителей, школьники военной поры как могли, не жалея сил, приближали миг долгожданной Победы, своим трудом внося вклад в общее дело борьбы с немецкими агрессорами.

Приоритетным направлением общественно-политической деятельности учительства с первых дней войны являлась оборонно-массовая работа. Ярославские и костромские педагоги являлись организаторами различных оборонных мероприятий, обучали население по программе противовоздушной и противохимической обороны, осуществляли руководство группами самозащиты [1]. Совместно с учителями на расчистке от снега железнодорожных путей и шоссейных дорог, заготовке дров, торфа, сборе запасных частей и инструмента для сельхозмашин и их ремонте, сборе золы и вывозке навоза на поля трудились и учащиеся Ярославских и Костромских школ.

Важнейшим направлением идейно-политической деятельности учительства стала агитационно-пропагандистская работа. Летом 1941 г. «Учительская газета» писала: «Каждый учитель должен стать агитатором, ближайшими помощниками партийных организаций в политико-массовой работе среди масс»[2].Только в течение первых трех военных месяцев ярославскими пропагандистами, лекторами и агитаторами было проведено 50 тыс. лекций, бесед и докладов. Учителя использовали все многообразие агитационных форм: организовывали митинги, собрания, проводили индивидуальные беседы. Только в Ярославле за годы войны было проведено около 40 тыс.бесед, в которых приняли участие 3 млн. 249 тыс.человек; состоялось 5 738 митингов и 4 717 рабочих собраний с охватом 730 тыс.человек [3]. В среднем за каждый военный год в городах и селах Ярославской области проводилось более 400 тыс.бесед и коллективных читок [4]. Учителя возглавили сотни агитколлективов, концертных бригад, лекторских групп. В своих выступлениях ни рассказывали населению о зверствах гитлеровцев, об истрeблении советских граждан в концлагерях и фашистских застенках; пропагандировали героические подвиги солдат и офицеров Красной Армии, тружеников тыла. Стараясь не отставать от своих учителей, широкую агитационно-пропагандистскую работу вели и школьники региона. К примеру, только ребятами агитклуба Ярославского Дворца Пионеров за годы войны было выпущено 1000 «боевых листков», более 100 стенгазет, проведено 500 лекций и бесед [5]. Тысячи работников народного образования помогали в работе местных Советов. Видная роль принадлежала учителям в общественно-политической работе профсоюзов в годы войны.

С началом войны значительная часть школьных зданий была передана для военных нужд и в первую очередь под госпитали [6].С 1 июля 1941 г. по сентябрь 1942 г., когда Ярославская область и Костромской край находились в прифронтовой полосе, в них шло активное формирование госпиталей. Только в 1941 г. в обозначенном регионе было сформировано 76 % всех госпиталей [7]. Помимо госпиталей школы использовались под военно-учебные пункты, казармы и другие объекты военного значения. Ученикам приходилось на время переходить в другие помещения или в здания соседних школ. Но все равно, почти каждый день они вместе со своими учителями бывали в стенах родных школ, ухаживали за ранеными, выступали перед ними с концертами, писали за них письма родным [8]. «Надели на нас халаты до пят, подвернули рукава и в таком виде, но зато очень торжественно, мы были представлены начальником госпиталя в одной из палат для тяжело раненых бойцов, - рассказывал корреспонденту молодежной газеты «Юность» в мае 1965 г. преподаватель Ярославского технологического института Юрий Иванович Суворов – бывший ученик 44-й ярославской школы. – Нас встретили очень тепло… Каждый класс шефствовал над какой-нибудь палатой. Целые вечера просиживали мы у постелей раненых, читали им книги, газеты и журналы, писали письма родным и знакомым, выпускали боевые листки, помогали санитаркам, а в школе готовили подарки. Но, безусловно, самым большим и лучшим подарком было наше присутствие, которое сокращало тягостные дни пребывания их в госпитале, вдали от своих родных и друзей...» [9]. Шефство над госпиталями стало важным участком оборонно-массовой работы школьных коллективов. Под руководством педагогов ребята организовывали сборы теплых вещей для раненых, вели активную культурно-массовую работу, проявляли особую заботу о войнах, оставшихся инвалидами [10], собирали средства и теплые вещи для солдат и офицеров Красной армии [11]. Только за 1941/42 учебный год учащимися школ г. Ярославля было собрано на вооружение Красной Армии и покупку теплых вещей – 79 611 рублей, теплых вещей – 3 915, бутылок для борьбы с танками – 16 990, лекарственной посуды – 3 630 единиц; собрано на посылки деньгами – 89 505 рублей, послано посылок бойцам – 653 штук, сшито кисетов – 8 951 [12]. К первой военной зиме пионерами и школьникам Свердловского района г. Костромы было собрано 184 пары исправных лыж. Только учащиеся 30-й средней школы за несколько дней сдали 38 пар лыж [13]. К концу 1941 г. для бойцов Красной Армии молодежь Ярославской области собрала 9000 пар лыж. Школьники Гаврилов-Ямского района Ярославской области собирали шубный лоскут, используемый для пошива и починки теплых вещей. Ребятами Ярославского района было связано 1500 пар рукавиц [14]. За первое полугодие 1944/45 гг. силами учащихся школы для промышленности, снабжающей фронт боеприпасами, было собранно 77 тонн металлолома [15].

Параллельно со сбором средств на нужды фронта, педагогические и ученические коллективы региона участвовали в сборе денежных средств и вещей для жителей районов, пострадавших от немецкой оккупации. Так, ярославские школьники собрали средства для строительства и полного оборудования школы Пеновского района Калининской (ныне Тверской) области. Первоначальный взнос составил 5000 рублей. К 1 сентября ребята прислали в подарок новой школе десятки учебников и наглядных пособий для кабинетов [16]. Для детских домов Калининской области ярославскими ребятами было собрано и отправлено 5 000 игрушек и 1500 книг [17]. Для детей Донбасса учащиеся школ Ярославской области собирали игрушки [18].

Учителя-агитаторы были в авангарде движения по укреплению связи фронта и тыла. Война требовала больших капиталовложений. Правительство обратилось к народу с призывом оказать государству денежную помощь. Откликом на этот призыв было активное участие советских граждан в подписке на государственные займы и в денежно-вещевых лотереях. Участие в этих акциях на высоком уровне общественно-политической активности приняли педагогические коллективы Ярославских, Костромских и Рыбинских школ. С энтузиазмом участвовали ярославские и костромские педагоги и в сборе средства на строительство танковой колонны «Народный учитель» [19] . Под руководством педагогов Ярославские пионеры и школьники организовали сбор средств на звено истребителей «Ярославский пионер». Народный комиссар авиационной промышленности СССР А.И.Шахурин писал ребятам в ответ на их патриотический почин: «Ваши самолеты -истребители в руках героев-летчиков отомстят фашистским извергам за пролитую кровь советских детей и помогут полному разгрому и уничтожению фашистских захватчиков». Далее А.И. Шахурин дал ребятам напутствие: «Продолжайте дальнейшее укрепление обороны нашей Родины. Учитесь на «хорошо» и «отлично», чтобы быть полноценными строителями социалистического общества» [20]. Так же учащиеся Ярославских и Костромских школ приняли активное участие в сборе средств на батарею дальнобойных орудий «Юный ярославец» и на вооружение взвода автоматчиков [21]. Только за первые военные месяцы ребятами было собрано 583 тыс. рублей; к началу 1942 г. пионеры собрали еще 554 тысячи рублей. Народный комиссар вооружения СССР Д.Ф.Устинов и заместитель наркома Н.Н.Воронов писали юным ярославским патриотам: «Дорогие ребята! Горячо приветствуем вашу прекрасную инициативу по сбору средств…для усиления мощи нашей героической Красной Армии. Идя навстречу вашим пожеланиям, нами дано указание на собранные вами средства изготовить и отправить на фронт … батарею дальнобойных пушек и пистолетов-пулеметов для вооружения взвода автоматчиков» [22].

Старшеклассники Ярославских школ, являвшиеся члeнами ВЛКСМ, приняли активное участие в сборе средств на строительство самолетов «Ярославский комсомолец». Инициаторами этой акции стали комсомольцы Брейтовского района Ярославской области. Всего на этот военный объект ярославскими комсомольцами и молодежью было собрано 5 млн. руб. [23]. Строительство боевых самолетов «Ярославский комсомолец» завершилось к началу 1943 г. 1 января 1943 г. в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья под названием «Новогодний подарок ярославских комсомольцев». В ней говорилось: «Вчера в заснеженном поле аэродрома выстроились ряды грозных боевых машин с надписями «Ярославский комсомолец». Построены эти машины на трудовые сбережения молодежи Ярославской области…» [24]. В передаче самолетов авиасоединению участвовала делегация ярославских комсомольцев, возглавляемая секретарем Ярославского обкома комсомола Костаковым. 6 января 1943 г. участники этой делегации обратились к молодежи области с новым призывом: «организовать сбор средств на строительство подводной лодки «Ярославский комсомолец» [25]. Этот призыв нашел широкий отклик и в среде школьных комсомольских организаций. 23 февраля 1943 г. подводная лодка «Ярославский комсомолец» была передана защитникам Заполярья. В торжественной церемонии со стороны комaнды моряков принял участие прославленный комaндир подводников, уроженец Ярославской области Герой Советского Союза И.А.Колышкин. Не остались представители школьных комсомольских ячеек школ Ярославской области в стороне и от участия в сборе средств на строительство танковой колонны имени ВЛКСМ. 23 ноября 1941 г. состоялся молодежный воскресник, в ходе которого молодежью области было заработано 1 млн. 420 тыс. рублей. Все средства были перечислены на производство танков [26].

Исключительное место в общественно - полезной деятельности учительства и школьников в годы войны принадлежало сельскохозяйственному труду. Учителя и учащиеся костромских и ярославских школ самоотверженно трудились на колхозных полях и огородах, пасли колхозный скот, ухаживали за птицей. «Во время уборки урожая,- писала в своей книге С.Н.Розова - учительница Васильевской школы Ярославской области, - мы всей школой выходили на поля. Ребята вместе с нами, учителями, помогали убирать хлеб, копали картофель, теребили лен» [27]. Это, несомненно, было существенной помощью труженикам сельского хозяйства.

Принимая участие в уборке урожая 1941 г, 75820 учащихся и 2660 учителей ярославских школ области выработали 382415 трудодней. Особенных успехов достигли школы Борисоглебского, Первомайского и Ярославского районов. В школах области 1981 человек учащихся изучали комбайны, 4877 учеников- тpaкторы, 3766 человек – прицепные сельскохозяйственные машины, 59846 школьников занимались по агроминимуму. В школах была развернута широкая сеть кружков по изучению основ агроминимума, а также по подготовке кадров тpaктористов, комбайнеров, машинистов сельскохозяйственных машин. Руководителями большинства кружков были учителя. На 22 июня 1942 г. из числа школьников было подготовлено 4696 тpaктористов, 1726 комбайнеров, 3356 машинистов конной тяги, обучено агроминимуму 59 тыс.человек [28].

Широкая теоретическая и пpaктическая подготовка к сельхозработам сказалась положительно уже во время страды 1942 г., когда учащиеся и педагоги области выработали 2,3 млн. трудодней. За хорошую работу и отличное руководство учащимся и учителям направлялись благодарственные письма, а также просьбы «не терять связи» и в 1943 г. вновь придти на помощь в сельскохозяйственных работах летнего времени [29]. А еще, «за добросовестную работу колхоз «подкидывал» картофель и овощи в школьную столовую»,- вспоминает учительница начальных классов Ярославской школы № 37 В.Н.Белякова [30].

Между школами и школьными отрядами повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование за лучшую организацию сельхозработ. Самых высоких результатов в этой деятельности добились Гришинская неполная средняя школа Ореховского района, каждый учащийся которой выработал в колхозах в среднем по 130 трудодней [31], отряд, в количестве 15 учащихся средней школы (СШ) № 26 Резинокомбинатского района г. Ярославля (538 трудодней), отряд из 14 учащихся Ярославской неполной средней школы № 3 Кировского района ( 443 трудодня), отряд, численностью15 человек СШ № 27 г. Костромы (450 трудодней) [32].

По итогам всесоюзного социалистического соревнования школ на сельскохозяйственных работах в колхозах и совхозах по решению ЦК ВЛКСМ, Наркомпроса РСФСР, Наркомзема СССР, Наркомсовхозов СССР премией Наркомзема была награждена Гришинская неполная средняя школа Нерехотского района Ярославской области (директор Родионова) [33].

Еще больший размах приняло участие учителей и учащихся в сельскохозяйственных работах летом 1943 г. Всего же в летний период 1942-43 г. ярославские школьники и работники народного образования выработали на полях области около 7 млн. трудодней [34]. За период 1942-1944 г. на полях только Ярославской области в общей сложности трудилось 252 тыс. пионеров и школьников, которые выработали 6,6 млн.трудодней, заработали в совхозах 694 тыс. рублей [35].

Анализ статистических данных показывает, что помощь, оказанная ученическими и педагогическими коллективами школ региона местному сельскому хозяйству в годы войны, была весьма ощутимой. Только учащимися школ г. Ярославля за годы войны было выработано 113 024 трудодня, из числа школьников подготовлено 700 машинистов и 650 тpaкториста для сельхозработ [36]. Во многом благодаря именно помощи учащихся и учителей, даже в суровый не только по обстановке на фронте, но и по погодным условиям 1941 г., уборочная и заготовительная компании в Ярославской области прошли организованнее прошлых предвоенных лет. В следующем же году область сдала государству на 3,5 млн. пудов хлеба больше, чем в 1941г., а фонд заготовленных овощей увеличился втрое [37]. В 1943 г. колхозы Ярославской области поставили государству 3,5 млн.пудов зерна сверх плана и 36 тыс. тонн картофеля, первыми в стране выполнив обязательства перед государством [38]. Досрочно был выполнен и план сдачи сельхозпродуктов областью в 1944 г. Сверх плана государству было поставлено 1,5 млн. пудов зерна, 2 млн.пудов картофеля и овощей [39].

Помимо сельскохозяйственных работ учащиеся школ Ярославской области под руководством учителей принимали самое активное участие в подготовке школ к новому учебному году, в работах на торфоразработках и лесозаготовках, участвовали в строительстве новой набережной в Ярославле. В летнее время учащиеся городских школ области направлялись на работы на предприятия города. Так, летом 1942 г. на работу на подошвенный завод было направлено 250 учеников школ г.Ярославля [40]. В мастерских Ярославского дворца пионеров для местных сельских игровых площадок и детских яслей ярославскими школьниками было изготовлено полторы тысячи игрушек [41]. В свободное от учебных занятий время в отделе техники Дворца ребята обучались слесарному мастерству, выполняя для фронта не сложные заказы [42].

В годы войны активизировалось тимуровское движение. В июле 1941 г. в «Учительской газете» было опубликовано обращение к пионерам, в котором излагалось содержание тимуровской работы: «Возьмите под свою защиту и заботу семьи и квартиры красноармейцев, помогайте их женам в хозяйстве, ухаживайте за малолетними детьми» [43]. Помощь тимуровцев была различной: забота о детях и престарелых, помощь многодетным семьям и семьям красноармейцев, участие в осуществлении всеобуча, контроль за посещаемостью и дисциплиной и т.п. «Юные патриоты тимуровцы, - писали в письме фронтовикам воспитанники ярославского Дворца пионеров,- повседневно помогают сотням семей красноармейцев, они стали своими в Ваших семьях – ухаживают за маленькими ребятами, носят воду, колют дрова, ходят в магазины за продуктами…» [44]. Учительница Васильевской школы Ярославской области С.Н.Розова вспоминает: «Школьники помимо работы в поле стали дежурить в детских яслях, освобождая взрослых от занятий с малышами» [45]. Тимуровское движение было прочно связано с трудовым воспитанием. Трудовая деятельность позволяла детям проявлять в конкретных делах свой патриотизм, что являлось важным аспектом в плане нравственного воспитания. Только в 1942/43 учебном году под руководством комсомольской и пионерской организаций школ г. Ярославля было создано 77 тимуровских комaнд [46]. Движение тимуровцев продемонстрировало в годы войны высокие идейные и мopaльные качества советских школьников.

Помощниками пионеров во всех делах были их старшие товарищи – комсомольцы. Многие комсомольцы - старшеклассники шли работать вожатыми в пионерские отряды. Они организовывали пионерские сборы, военно-спортивные игры, беседы у костра. Сотни концертов дали ярославские школьники в госпиталях, воинских частях, на призывных пунктах. К примеру, агитколлективы Вятской и Некрасовской школ Некрасовского района Ярославской области в 1944 г. дали в колхозных клубах и избах-читальнях 18 концертов. Школьники Ярославля в 1943/44 учебном году более 200 раз выступали с концертами в госпиталях [47]. Являлись ярославские и костромские комсомольцы инициаторами и активными участниками всевозможных праздников, спортивных состязаний, комсомольско-молодежных эстафет [48], на которых демонстрировали меткую стрельбу и метание гранат. Комсомольцы ярославских школ вступали в отряды сформированного в области народного ополчения, становились бойцами всеобуча. 26 июня 1941 г. Ярославский обком комсомола разработал программу подготовки резервов для РККА . В соответствии с ней «из комсомольцев не призванных в армию и способных носить оружие» были созданы группы по подготовке пулеметчиков, снайперов, мотоциклистов, парашютистов и т.д. [49]. Готовясь к защите Родины комсомольцы сдавали нормы на значки ГСО и ПВХО, руководили кружками ПВХО и ГСО на пионерских форпостах [50].

Огромную культурно-массовую работу осуществляли в военные годы педагогический коллектив и воспитанники Ярославского Дворца пионеров. Уже 22 июня 1941 г. была создана концертная бригада Ярославского Дворца пионеров, в которую вошли как его воспитанники, так и сотрудники. Участники бригады побывали во многих колхозах и совхозах области, воинских частях и госпиталях, многих детских домах и интернатах. 22 июня 1941 г. юные артисты дали 10 концертов в госпиталях Костромского гарнизона. По 30 июня 1941 г. артисты дворцовой бригады давали по 6-8 концертов в день для бойцов Красной Армии. Выступали ребята с концертами и на торфоразработках. Так, с начала войны по вторую декаду октября 1942 г. артисты бригады дали 22 концерта в следующих пунктах торфоразработок: Варегово, Чистый мох, Дунилово, Берендеево, Ляпино, Купань и Щелканка». Выступления ребят так нравились труженикам, что артистов не хотели отпускать и просили продлить срок гастролей. К примеру, на Берендеевском торфопредприятии юных артистов задержали на четыре дня. Выступления детей повышали настроение работникам торфоразработок, что в свою очередь позитивно сказывалось на производительности их труда. Так, за двое-трое суток, в течение которых выступали ребята, «несколько торфяных бригад повысили план добычи с 18 % до 200%». В благодарность директор предприятия вручил юным артистам подарки. Выступали ребята и перед заключенными. Участник бригады, ветеран войны А.И. Диунов вспоминает: «Выступали мы и перед заключенными, завершившими строительство местной ГЭС…». Всего за годы войны дали юные артисты дали 3000 концертов. Юные артисты выступали в детских домах, перед бойцами, формировавшихся частей, в госпиталях. Бывший медработник ярославского госпиталя Тамара Пeтyxова (Виссарионова) вспоминает: «…Детям Дворца большое спасибо, они нам отлично помогали: часто выступали с концертными номерами перед бойцами. Раненые принимали ребят радушно,…часто радовали школьников сладкими гостинцами…» [51]. Ребята давали концерты на промышленных предприятиях области, на полевых станах колхозов и совхозов Ярославского, Рыбинского, Тутаевского, Некрасовского, Большесельского, Костромского, Судиславского, Галичского, Сусанинского, Красносельского, Переславского и Ростовского районов. В свободное от концертов и репетиций время артисты участвовали в полевых работах, например, помогали в уборке сена. Ребята готовы были оказать любую помощь и оказывали ее. Так, в одной из деревень они участвовали в ликвидации пожара. Ю. И. Суворов, участник агитационно-концертной бригады Ярославского Дворца пионеров вспоминает: « В моем альбоме сохранилась программа праздничного концерта, который состоялся 7 ноября 1942 года на сцене театра им. Ф.Г.Волкова. Это был тысячный концерт!… А ведь прошло меньше полутора лет войны… Мы выступали со своими концертами в Центральном Доме Советской Армии, в Московском городском и районных Домах пионеров, по Всесоюзному радио» [52]. «Самым ответственным стал отчетный концерт в Доме Красной Армии, - делится своими впечатлениями Юрий Иванович. – Первыми выступали столичные коллективы, а следом за ними мы. Наше выступление потрясло искушенную публику. Ярославская концертная бригада была признана лучшей в стране. Нам повезло: во время поездки в Москву мы видели один из первых салютов в честь победы Красной Армии». [53].

Таким образом, будучи непременными участниками многих патриотических дел, осуществляя огромную общественно-полезную деятельность, педагогические и ученические коллективы ярославских и костромских школ являлись частью борющегося народа. За делами школьников, конечно же, стояли взрослые, в первую очередь педагоги и воспитатели, считавшие гражданское воспитание подрастающего поколения, вовлечение детей и подростков в активную общественно-полезную работу приоритетным направлением в своей деятельности. Идя в авангарде всех трудовых и культурно-массовых мероприятий, учителя своим примером вдохновляли детей на самоотверженный труд и широкую общественную деятельность на благо Родины и приближение Победы, культивируя в юных сердцах уверенность в том, что «нельзя победить страну, в которой даже дети горят единым желанием помочь фронту разгромить врага» [54].

Источники:

  1. Ярославский педагогический вестник. 1998, № 4. С. 42,44,47.
  2. Учительская газета, 1941, 1 августа
  3. Очерки истории Ярославской организации КПСС 1938-1965. / Науч.ред. В.Т.Анисков. – Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд-во, 1990. С. 59,60.
  4. Анисков В.Т. С полей колхозных на проля сражений. Ярославль, 1970. С. 56.
  5. Юные ярославцы в годы Великой отечественной войны. .- Ярославль, 2007. С.12.
  6. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф.Р-2224. Оп.1. Д.61. Л.8,19; ГАЯО. Ф.Р-2224. Оп.1. Д.64. Л.98,150; Ярославская область за 50 лет: 1936-1986: Очерки, документы, материалы. Науч.ред.В.Т.Анисков.-Яр.: Верх.-Волж.кн.изд-во, 1986. С. 138-139.
  7. Шелия Ж.А. Госпитали в годы Великой Отечественной войны (по материалам Ярославской и Костромской областей).Автореферат. С. 17,18.
  8. Северный край, 1995, 31 октября.
  9. Юные ярославцы в годы Великой отечественной войны. С.22-23.
  10. Шелия Ж.А. Госпитали в годы Великой Отечественной войны... С.23.
  11. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С.20; Муниципальная система образования. Информационный сборник. Ярославль, 2001. С. 15-16; Розова С.Н. Полвека в школе. Записки сельской учительницы. –М., 1954.С.45; Ярославцы-Заслуженные учителя. / Авторы-составители В.И.Шаров, О.П.Шарова. – Ярославль: Академия развития, 2006. С 245.
  12. Муниципальная система образования. С. 16-17.
  13. Учительская газета. 1942,28 января.
  14. Хохлов А. Юность мужает в борьбе. Из истории Ярославской организации ВЛКСМ. Ярославль, Верх.-Волж.Кн.изд., 1978. С.144.
  15. Муниципальная система образования. С. 16-17.
  16. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 20.
  17. Хохлов А. Указ.соч. С. 170.
  18. Муниципальная система образования. .С. 16.
  19. Учительская газета 1942, 25 июня; Учительская газета 1942, 16 июля; Муниципальная система образования. Информационный сборник. Ярославль, 2001. С. 15-16; Ярославцы-Заслуженные учителя… С 245.
  20. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны.С. 20.
  21. Очерки истории Ярославской организации КПСС. Гл.ред. Волков П.В. Ярославль, Верх.-Волж.кн.изд-во, 1967. С. 408.
  22. Хохлов А. Юность мужает в борьбе… С. 167-168.
  23. Комсомольская правда, 1943, 1 января.
  24. Там же.
  25. Северный рабочий, 1943, 6 января.
  26. Ярославская область за 50 лет… С. 131.
  27. Розова С.Н. Полвека в школе. Записки сельской учительницы. –М., 1954.С.45.
  28. Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО). Ф. 272 оп. 224. д. 423. Л. 56.
  29. ГАЯО.Ф.Р-2224, оп.1, д.110.Л 52,53,54.
  30. Спасибо русским женщинам.// Ветераны и молодежь, № 6-7 (март). С. 5.
  31. Политическая агитация, 1983, №8. С.25
  32. ГАЯО.Ф.Р-2224, оп.1, д.110.Л 36-37.
  33. Учительская газета 1942, 2 декабря.
  34. Политическая агитация, 1983, №8. С. 25
  35. ЦДНИЯО. Ф.272.Оп.224,д.1417. л.154.
  36. Отчет о работе Ярославского городского Совета депутатов трудящихся за декабрь 1939-март 1945 г… С.19.
  37. Северный рабочий, 1942, 28 октября.
  38. Северный рабочий, 1945, 28 февраля.
  39. Северный рабочий, 1945, 6 февраля.
  40. ГАЯО. Ф.Р-1075. Оп.1. Д.239.Л.70.
  41. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 20.
  42. Горобченко В.А. Живем в Отечестве своем.// Учебный год, апрель 2006. С. 33.
  43. Михайлова Е.Н. Нравственное воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны.// Советская педагогика, 1986, №2. С.97.
  44. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С.11.
  45. Розова С.Н. Полвека в школе. Записки сельской учительницы. С. 46.
  46. Муниципальная система образования. С. 16.
  47. Политическая агитация, 1983, №8. С.25.
  48. Очерки истории Ярославской организации КПСС 1938-1965 / Науч.ред. В.Т.Анисков.- Ярославль, 1990. С. 106.
  49. Хохлов А. Указ.соч. С. 141.
  50. Стахановец трaнcпорта, 1941, 29 июня.
  51. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 9-12.
  52. Юность, 1965, 20 мая.
  53. Юные ярославцы в годы Великой Отечественной войны. С. 16-17.
  54. Муниципальная система образования. С. 15-16.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 7:12:34

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 9:55:46

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 19:53:14

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 17:14:17

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 19:25:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 15:21:43

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 16:23:31

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 4:20:34

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 19:45:30

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 22:11:33

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 14:59:29

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 0:49:20

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 18:44:39

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 10:42:14

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 20:54:32

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 5:14:15

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 18:12:25

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 8:20:38

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 16:33:29

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 10:10:40

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 5:23:12

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 3:30:21

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 13:19:49

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 7:42:21

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 8:44:49

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 1:42:53

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 4:50:26

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 16:24:31

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 14:39:13

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 4:32:55

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 9:56:10

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 21:10:30

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 14:20:48

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 15:29:37

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 14:40:26

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 22:31:47

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 18:45:16

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 2:33:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 7:50:50

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 3:33:15

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 10:56:57

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 4:54:12

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 20:46:24

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 8:34:10

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 3:17:45

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 7:17:28

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 10:50:14

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 12:17:26

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 2:29:33

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 19:39:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::