Урок по истории России "Огненные вёрсты Гражданской". 11-й класс
Цели урока:
- Образовательная:
– рассмотреть причины, основные противоборствующие силы гражданской войны;
– показать специфику иностранной интервенции;
– выделить этапы гражданской войны и дать им общую хаpaктеристику;
– выявить причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. - Воспитательная:
– осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. - Развивающая:
– продолжить работу над развитием умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
Работа над понятиями: гражданская война – это вооруженное столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знаменами различных цветов и оттенков.
Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.
Оснащение:
- компьютер;
- диапроектор;
- презентация;
- учебник – Н.В. Загладин “История Отечества. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. 2007. М.: Просвещение.
- исторические документы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Вводная часть урока. (3 мин.) 1.1 Актуализация знаний 2. Мотивировка новой темы. 2.1. Постановка проблемного задания. |
Проблемно-познавательная задача – определить, почему “красные” одержали победу над “белыми”. |
3. Изучение новой темы. (35 мин.) | |
3.1. Причины гражданской войны. | Рассмотрение вопроса на основании предыдущих тем, знаний учащихся. |
3.2. Особенность гражданской войны. | Рассказ учителя, работа с исторической картой. |
3.3. Основные противоборствующие силы. | Работа учащихся с учебником. |
3.4. Этапы гражданской войны. | – рассказ учителя, – работа учащихся с таблицей, – рассмотрение схем, кинохроники. – опережающие задания учащихся (презентации) на основе регионального компонента. <Приложение> |
3.5. Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. | – лабораторная работа учащихся с историческими документами. – решение проблемно-познавательной задачи. |
4. Применение знаний. (5 мин.) 4.1. Проверочное тестирование. |
Тестирование с целью проверки усвоения учащимися пройденного на уроке. |
5. Домашнее задание. (2 мин.) | § 12–13, Таблица “Террор” Сообщения “Трагедия семьи Романовых”, “Чехословацкий мятеж”, “Война с Польшей”, “Южный фронт”. |
Ход урока
1. Вводная часть урока. (3 мин.)
1.1. Актуализация знаний.
2. Мотивировка новой темы.
Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более если это гражданская война. Спустя 90 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.
2.1. Постановка проблемного задания.
Цель нашего урока – выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.
3. Изучение нового материала. (35 мин.)
3.1. Причины гражданской войны. Учитель задает вопрос: Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война? |
учащиеся предполагают: – гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил; – противостояние классов и общественных групп; – период острых классовых противоречий. |
А теперь давайте выясним, каковы же причины гражданской войны? | учащиеся говорят о тех событиях, которые им
известны: – Октябрьская революция, – Декрет о земле, – разгон большевиками Учредительного собрания, – Брестский мир. |
Добавим сюда глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 года и попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок.
Таким образом, формулируем причины гражданской
войны:
|
учащиеся отмечают в тетрадях причины войны |
3.2. Особенность гражданской войны Вопрос учителя: в чем проявлялась особенность Гражданской войны? А что такое интервенция? А, по-вашему мнению, каковы могли быть цели интервенции? Не забывайте, шла первая мировая война. |
учащиеся предполагают: в интервенции. Учащиеся размышляют о союзниках России, о том, что еще что они могли потерять. |
А теперь давайте рассмотрим масштабы интервенции (учитель работает с картой на слайде) | работа учащихся с картой учебника Н.В.Загладин. История Отечества. XX – нач. XXI вв. 11 класс. 2007. М. Просвещение. |
3.3. Основные противоборствующие силы. А теперь давайте поговорим об основных противоборствующих силах. |
учащиеся называют: “красные”, “белые”. |
Далее учитель предлагает выяснить, кто же являлся сторонником “красных”, “белых”. | Учащиеся выясняют. |
Сторонники “красных” | Сторонники “белых” |
Рабочие Малообеспеченное крестьянство |
Помещики, капиталисты, торговцы Офицерство Зажиточное крестьянство Казачество Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов. |
Каковы основные идеи противоборствующих сил?
Основные идеи:
“красных”
“белых”
Защита завоеваний
Октябрьской революции
возрождение “великой, неделимой России”,
восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Учитель добавляет, что были еще “зеленые”, что это за сила? (Предлагаю ответить учащимся, обратив внимание на стр. 131 учебника). | учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос. |
3.4. Этапы гражданской войны.
Историки до сих пор спорят о времени начала
Гражданской войны в России. Одни грозные зарницы Гражданской войны
усматривали в февральских уличных боях 1917 года, другие говорят о
середине 1918 г. А я вас попрошу обратить внимание, как автор учебника Н.В.Загладин определяет этапы гражданской войны (§ 12–13). |
Учащиеся работают с учебником и выделяют этапы
гражданской войны:
|
Рассмотрим их и дадим краткую хаpaктеристику.
1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный хаpaктер войны. начало гражданского противостояния.
В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему?
Учащиеся отвечают: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли.
На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков.
2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов.
27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус?
Учащиеся отвечают: пленные военнослужащие, чехи, словаки.
Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на cмepть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны.
Рассматривая события в масштабе страны, давайте задумаемся, а причастен ли к ним наш степной город, наш микрорайон?
Учащиеся применяют опережающее задание, подготовив презентации по краеведению.
Дальше давайте рассмотрим основные направления деятельности советского руководства, так как для большевиков складывалась очень тяжелая обстановка.
(Учащиеся по слайдам изучают материал действий большевистского руководства по организации Красной Армии.)
Учитель. Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись?
Учащиеся отвечают:
– отвергнут принцип добровольности;
– введена всеобщая обязанность;
– дисциплина;
– политруки.
Рассматривая слайд о численности Красной Армии, мы видим, что военспецы составляли 75.000 чел.
Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков.
(Военспецы служили во фронтовых частях, готовили новое пополнение, преподавали в академиях и военных школах.)
Ответ на вопрос:
– Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям;
– примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности.
Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”.
Учащиеся отвечают: “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.
Красный террор | Белый террор |
Расстрел царской семьи | Покушение на жизнь Ленина |
Предлагаю учащимся таблицу доработать дома.
3 этап. Март1919 – март 1920 гг.
Учащиеся работают с учебником (с. 122–124), составляя таблицу.
Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником с. 122–124 и составив таблицу:
“Решающие победы красных”
Дата | Событие | Фронт |
Май 1919 г. | Красная Армия под комaндованием С.С.Каменева остановила под Уфой силы армии Колчака и перешла в контрнаступление. | Восточный фронт |
Июль–август 1919 г. | Красная Армия под комaндованием М.Н.Тухачевского разбила белых и овладела Уралом (Златоустовская и Челябинская операции) | Восточный фронт |
Октябрь 1919 г. | Конница С.М.Буденного прорвала фронт белых под Воронежом и Касторной и вышла в тылы деникинских войск. | Южный фронт |
Март 1920 г. | Войска Красной Армии под комaндованием М.Н.Тухачевского, используя боевые возможности Первой Конной Армии, завершили разгром деникинских войск. | Кавказский фронт |
4 этап. Апрель 1920 – ноябрь 1920 г.
Рассказ учителя: Главные события этапа:
- Война с Польшей – но для большевиков, которые стремились к мировой революции, она сложилась неудачно. Ее результат: мирный договор, по которому к Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
- Борьба Красной Армии с армией генерала Врангеля, укрепившегося в Крыму.
В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под комaндованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных.
5 завершающий этап учитель предлагает учащимся разобрать в качестве домашнего задания.
Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охаpaктеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных?
Учащиеся отвечают: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков.
3.5.Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии.
Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспopных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему?
(Работа с документами.)
Учащиеся работают с документами, отвечают на поставленный вопрос.
Причины победы “красных”:
- Создание большевиками мощного государственного аппарата, мобилизация населения, террор.
- Агитационно-пропагандистская работа в массах.
- Популистские лозунги и политика, поддержанная бедняцкой частью населения.
- Нахождение в руках большевиков промышленной базы страны.
А почему белое движение потерпело поражение?
Работа учащихся с документами.
Причины поражения “белых”:
- Отсутствие единства в рядах белого движения.
- Отсутствие социальной связи белого движения с большинством населения.
- Отсутствие единого комaндования между белыми армиями и войсками интервентов.
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны.
Учащиеся определяют итоги.
Итоги гражданской войны:
- Власть большевиков выдержала военные испытания и укрепилась.
- Большевики сохранили суверенитет России.
- Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. рублей.
- Производство сократилось в 7 раз.
- Людские потери составили около 13 млн. человек.
- Деформировалось общественное сознание под воздействием небывалой жестокости.
- Около 2 млн. человек эмигрировало.
4. Применение знаний. (5 мин.) Учащиеся работают и делают взаимопроверку.
4.1. Проверочное тестирование.
5. Домашнее задание. (2 мин.) § 12–13. Таблица “Террор”. Сообщения по теме.
<Приложение>
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
18 03 2024 15:31:58
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
17 03 2024 19:26:19
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
16 03 2024 18:10:48
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
15 03 2024 15:35:26
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
14 03 2024 10:12:57
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
13 03 2024 17:26:36
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
12 03 2024 22:56:54
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
11 03 2024 4:16:15
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
10 03 2024 22:46:49
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
09 03 2024 3:34:13
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
07 03 2024 11:47:56
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе. ...
06 03 2024 18:22:26
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
05 03 2024 14:58:55
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
04 03 2024 2:45:59
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
03 03 2024 9:21:38
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
02 03 2024 0:29:36
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...
01 03 2024 5:53:50
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
29 02 2024 7:49:30
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
28 02 2024 0:46:53
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
27 02 2024 2:47:45
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
26 02 2024 18:24:54
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
25 02 2024 4:36:30
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
24 02 2024 11:11:36
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
23 02 2024 4:40:12
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
22 02 2024 9:34:12
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
21 02 2024 13:41:21
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
20 02 2024 22:27:51
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
19 02 2024 6:27:57
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
18 02 2024 22:57:27
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
17 02 2024 22:50:53
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
16 02 2024 18:59:45
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
15 02 2024 2:41:17
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
14 02 2024 6:33:48
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
13 02 2024 3:57:39
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
12 02 2024 1:51:36
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
11 02 2024 14:15:29
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
10 02 2024 6:54:11
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
09 02 2024 23:13:58
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
08 02 2024 7:12:11
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...
07 02 2024 3:17:18
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
06 02 2024 5:11:18
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. ...
05 02 2024 19:19:32
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
04 02 2024 13:40:24
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
03 02 2024 3:43:29
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
02 02 2024 3:12:25
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
01 02 2024 12:12:50
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
31 01 2024 3:58:49
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
30 01 2024 12:31:18
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
29 01 2024 17:35:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::