Методическая разработка урока по истории России в 10-м классе "Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России"
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России.
Цели урока:
– раскрыть причины реформ 60–70-х годов XIX века в
России; сформировать представление учащихся о
целях, основных направлениях, важнейших
мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять
поиск информации по заданной теме из различных
источников, делать анализ, сравнивать и обобщать,
составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную
деятельность учащихся через разные формы
деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и
воспитывать чувство ответственности перед
будущим.
Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний.
Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.
Основные понятия: реформа, капитализм, крепостное право, модернизация, буржуазия, капитализм; консерватизм, либерализм (Приложение 6).
Основные даты:
19 февраля 1861 г.– «Положение о крестьянах,
вышедших из крепостной зависимости».
1 января 1864 г.– «Положение о губернских и уездных
земских учреждениях»
Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных
училищах», введение нового устава для
университетов
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1870 г. – городская реформа.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской
повинности.
Учебно-методический комплект и оборудование:
1. Исторические настенные карты «Россия в XIX
веке», «Россия после реформы 1861 г».
2. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х
годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х
годов XIX века»; инструкции по организации работы
в группах; оценочные листы.
3. Рабочие тетради учащихся.
4. Оформленная классная доска с планом урока,
основными понятиями, основными датами и домашним
заданием.
Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)
1) Трём учащимся дается опережающее задание:
подобрать информацию из учебной и
дополнительной литературы о ситуации в России к
1855 г. (к началу правления Александра II) по
направления: социально-экономическое,
внутриполитическое, внешнеполитическое) и
подготовить на её основе сообщения.
2) Класс разбивается на 6 рабочих групп. Каждая
группа получает задание по исследованию реформ
Александра II.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Учащиеся рассаживаются по группам; каждой группе выдаётся табличка с названием реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, реформы в области просвещения, городская реформа).
Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития капитализма.
Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные хаpaктеристики изучаемой темы (запись на доске)
Учащиеся записывают в тетрадь схему №1(Приложение 1).
Учитель: Ребята! В конце урока вам необходимо будет в этой схеме вместо знаков вопроса напротив каждой хаpaктеристики реформы проставить знак плюс или минус. Знак «+» – это показатель наличия данной хаpaктеристики, а знак «–» – показатель её отсутствия. Эта работа поможет нам ответить на вопрос: Решили ли реформы 60–70-х годов XIX века в России свою главную задачу – создания условий для развития капитализма?
2. Информационно-деятельностный этап
Блок №1. Исторические предпосылки реформ Александра II.
ТДЗ: Рассмотрение процессов, хаpaктеризующих все сферы жизни российского общества к 1855 году (проведение анализа исторической ситуации в России к началу правления Александра II)
А) Учащиеся записывают в рабочую тетрадь тему и план занятия.
Б) Трое учащихся выступают с сообщениями по теме «Итоги развития России к 1855 г.» по направлениям: социально-экономическое, внутриполитическое, внешнеполитическое развитие России.
В) Учащиеся класса прослушивают сообщения выступающих одноклассников и записывают себе в тетрадь выводы.
Г) Заключительным этапом работы по этому блоку станет организация и проведения беседы.
Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, вы прослушали сообщения своих одноклассников о той ситуации, которая сложилась в России к началу правления Александра II. Можем ли мы говорить о том, что реформы 60–70-х годов XIX века стали закономерным этапом в развитии России? Свою точку зрения аргументируйте.
Учащиеся (представители групп) отвечают на вопрос.
Блок №2. Реформы Александра II.
ТДЗ: Формирование представления учащихся о целях, основных направлениях, мероприятиях и итогах либеральных реформ 60–70-х годов XIX века в России.
Учитель: Ребята! Изучив ситуацию в России к началу правления Александра II, мы с вами увидели, что реформы 60–70-х годов XIX века явились закономерным результатом исторического развития нашего государства в предыдущий исторический период. Об этом свидетельствуют те процессы, которые происходили в экономической, социальной, политико-правовой и духовной сферах жизни российского общества.
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Для этого мы с вами разделились на 6 групп. Каждая группа должна была подготовить информацию про одну из реформ Александра II (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, городская реформа, реформа в области просвещения). Сейчас на уроке вам необходимо подобранную вами информацию структурировать, т.е. рассмотреть реформы по тем пунктам, которые записаны в таблице. Каждому из вас предложен лист с сеткой таблицы, вы должны её переписать в свою рабочую тетрадь.
А) Участники групп записывают таблицу себе в тетрадь (Приложение 2).
Учитель: Результатом вашей работы станет презентация. Презентация будет состоять из выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.
Для повышения эффективности и оптимизации
групповой работы учитель заранее готовит
инструкцию по организации работы, оценочный лист
(Приложение 3, Приложение 4).
Участники групп знакомятся с инструкцией по
организации работы в группе, с оценочным листом.
Б) Участники групп заполняют таблицы по той реформе, которую они рассматривают.
В) Учитель обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, напоминает о регламенте. На заключительном этапе работы проводится презентация в виде выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.
Д) Учитель на этом этапе слушает, корректирует ответы, оценивает работу групп учащихся. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу.
Е) Учащиеся класса заполняют в своих тетрадях таблицу «Реформы Александра II».
Блок №3. Итоги и значение реформ Александра II
ТДЗ. Анализ итогов реформ 60–70-х годов XIX века и определение их значения в истории России
Участникам групп раздаются листы со схемами
«Итоги реформ 60–70-х годов XIX века» (Приложение 5).
Учитель предлагает ребятам внимательно
ознакомиться со схемой №2.
Участники групп внимательно изучают схему,
обсуждают её содержание внутри групп.
Учитель: Ребята! Вы познакомились со схемой. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы составить по этой схеме проблемные вопросы. Запишите свой вопрос на листке и передайте участникам своей группы для ответа на вопрос. Вам нужно оценить ответы участников своей группы на вопрос.
Участники групп записывают свои проблемные вопросы на листок, передают участникам своей группы. Участники групп по очереди отвечают на вопросы. Оценивают ответы участников своей группы.
3. Заключительный этап (закрепление)
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Реформы Александра II», схему №2 и организует беседу:
Список примерных вопросов:
- В чём, на ваш взгляд, проявилась непоследовательность и незавершённость реформ 60–70-х годов XIX века? Свой ответ аргументируйте.
- Определите причины отсутствия широкой социальной поддержки реформ 60–70-х годов XIX века.
- Период 60–70-х годов XIX века либеральные деятели назвали эпохой «великих реформ». Выскажите свою точку зрения по этому утверждению.
Учащиеся отвечают на вопросы
Учитель: Ребята! А теперь вернитесь к
первой схеме №1 (Приложение 1)
и выполните работу в ней. Проставьте плюс
или минус напротив хаpaктеристик реформ 60–70-х
годов XIX века- показатели их наличия или
отсутствия.
Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос,
заданный в начале урока: Решили ли реформы 60–70-х
годов XIX века в России свою главную задачу –
создания условий для развития капитализма?
Подведение итогов урока, сбор таблиц, листов с проблемными вопросами и ответами на них; оценочных листов, выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия
Информация о домашнем задании
Учитель информирует о домашнем задании, предлагает выбрать один из вариантов:
1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по
теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в
России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из
реформ Александра II.
Рефлексия
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока.
Список учебной литературы:
- Боханов А.Н. История России. XIX век.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России XIX века. М., Дрофа, 2002 (параграфы 17,18,19, 21).
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История с древнейших времён до конца XIX века.
- Загладин Н.В. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. М., Русское слово, 2003 (параграфы 49-50).
Список дополнительной литературы к уроку:
- Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
- Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
- Ляшенко Л.М. Царь Освободитель: Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.
- Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783–1883.М., 1986.
- Российские самодержцы (1801–1917).М., 1991.
- Соловьёва А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.
- Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие под ред. М.Н.Чепурнина.М., 1999.
- Три века. Т. 6. XIX век. Вторая половина. М., 1995.
- Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
28 03 2024 10:26:32
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
27 03 2024 3:21:59
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
26 03 2024 7:51:24
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
25 03 2024 0:23:11
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...
24 03 2024 5:30:10
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...
23 03 2024 9:10:55
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
22 03 2024 18:36:29
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...
21 03 2024 11:56:33
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
20 03 2024 6:44:16
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
19 03 2024 23:29:49
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
18 03 2024 9:59:58
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
17 03 2024 2:28:23
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
16 03 2024 9:30:45
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...
15 03 2024 17:36:49
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
14 03 2024 10:26:21
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
13 03 2024 9:39:44
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...
12 03 2024 14:59:53
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
11 03 2024 4:55:16
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
10 03 2024 14:55:11
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
09 03 2024 19:35:53
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
08 03 2024 4:54:41
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
07 03 2024 18:38:47
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
06 03 2024 1:55:55
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
05 03 2024 4:29:43
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
04 03 2024 15:59:51
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
03 03 2024 17:55:43
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...
02 03 2024 17:10:21
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
01 03 2024 14:35:34
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
29 02 2024 3:13:18
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
28 02 2024 2:50:36
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
27 02 2024 3:10:24
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...
26 02 2024 20:27:42
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
25 02 2024 10:41:31
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
24 02 2024 0:43:21
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
23 02 2024 19:34:54
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...
22 02 2024 20:25:51
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
21 02 2024 17:50:41
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
20 02 2024 14:30:57
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
19 02 2024 10:18:44
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
18 02 2024 12:53:33
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
17 02 2024 1:34:22
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
16 02 2024 18:13:29
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
15 02 2024 1:29:14
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
14 02 2024 12:47:35
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
13 02 2024 22:25:44
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
12 02 2024 3:41:26
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
11 02 2024 8:19:21
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
10 02 2024 22:18:57
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
09 02 2024 18:18:39
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...
08 02 2024 6:31:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::