Эпоха Петра Великого
Форма урока: теоретико-пpaктический семинар с использованием коллективных способов обучения.
Цели:
- Формирование коммуникативно-познавательной активности.
- Обеспечить усвоение учащимися предпосылок, причин, целей, сущности преобразований Петра I и их результатов через реализацию следующих задач:
- формирование умения работы с учебной, справочной литературой, историческими источниками, составления схем и таблиц;
- формирование умения аргументировать свою точку зрения (развитие творческого самостоятельного мышления);
- организацию учебной деятельности в разноуровневых разновозрастных группах постоянного и сменного состава.
Ход урока
I этап. Первичное усвоение нового материала: Реформы Петра I в сфере государственного управления, экономике, культуре и быте, в армии и на флоте. На данном этапе используется технология коллективного взаимодействия, которая осуществляется посредством включения каждого обучающегося в активную деятельность по обучению других обучающихся.
- Учебный материал делится на самостоятельные элементы.
- Формируются разновозрастные разноуровневые группы, количество члeнов которых равно количеству учебных элементов.
- Распределяются задания, определяется порядок работы.
На данном этапе первоначально каждый учащийся в рамках своей группы проpaбатывает самостоятельно свой учебный элемент.
Итогом работы должна стать заполненная колонка таблицы «Реформы Петра Великого», либо более сложный вариант – составление логического опopного конспекта. После проверки учителем или учеником-консультантом правильности выполнения работы учащиеся приступают к взаимообучению в парах сменного состава в рамках группы. Итогом работы на этом этапе должна быть полностью заполненная таблица по теме, каждым учащимся группы проработаны все учебные элементы.
II этап. Закрепление изученного материала. Учащимся предлагается работа в группах постоянного и сменного состава по карточкам с цветовым сигналом.
Цель: обеспечить взаимообучение посредством кооперации индивидуальных продуктов учебной деятельности (схема организации деятельности учащихся на данном этапе и карточки с цветовыми сигналами прилагаются).
III этап. Дискуссия «Эстафета».
Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.
Алгоритм дискуссии:
- Группы располагаются в прострaнcтве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой).
- Затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. ПроцеДypa повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп.
- По окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений.
- Группы озвучивают результат своей работы.
- Подводятся итоги, анализируется работа групп учениками и учителем.
Вопросы для данного вида дискуссии предложены в приложении. (см. Приложение)
IV этап. Для самоконтроля усвоения материала учащимся предлагаются тесты «Реформы Петра I».
V этап. Анализ результатов занятия. Рефлексия.
Примеры проблемных заданий по теме: «Эпоха Петра».
- Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?
- В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что «... это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.
- Петр I издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывающихся от царской службы и не явившихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать их семьи, а крестьянам своих господ не слушать. Можно ли на основании этого указа сделать вывод о том, что Петр I вел политику, направленную против дворян?
- Петр I сказал, что он правит страной во имя «общего блага». Правильно ли это?
- Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
- В 1695 году была организована первая осада Азова. Она кончилась неудачей. С моря турки подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным комaндирам и не действовали согласованно. Было мало артиллерии и конницы, не хватало опыта осады крепостей. Какие изменения нужно было провести, чтобы избавиться от этих недостатков?
- Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обpaбатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?
- В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?
- К концу XVII века Россия вывозила из-за границы множество товаров первой необходимости: железо, медь, ружья, сукна, олово. Металл в Россию поставляла Швеция. Между тем предстояла война за выход в Балтийское море. Какие нужны были экономические меры для того, чтобы подготовиться к успешной войне?
- В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 году в экспорте России значится еще железо и полотно. Какие изменения произошли в России за четверть века, если основываться только на этих фактах.
- Известно, что политика Петра I привела к развитию ряда отраслей промышленности: металлургии, кожевенной, ткацкой, шерстяной, шелковой. Как развитие указанных отраслей должно повлиять на сельское хозяйство?
- Петр I в одном из своих распоряжений предписывал заботиться о ярмарках больших и малых, т. к. они умножают доходы казны, содействуют купцам и ремесленникам в торговле, обеспечивают население далеко производимыми товарами. Мог ли такой документ появиться в XV или XVI веке?
- В начале XVIII века наряду с местными рынками приобрели большое значение крупные ярмарки: Макарьевская под Нижним Новгородом, Свемская под Брянском, Благовещенская на севере, Ирбитская на Урале и другие. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли бы успеть на другую. Какой вывод об экономическом развитии России возможен на основании этих фактов?
- 14. Первоначально Петербург был сплошь деревянным, затем стали строить глиняные дома на деревянном основании. Но, когда решено было перевести столицу в новый город из Москвы, началось грандиозное строительство каменных дворцов, пышных, со многими украшениями. Много строилось загородних дворцов. Торжественности и пышности построек Петр I особенно требовал в последние годы своего правления. Как объяснить причины стремления Петра I к строительству роскошных зданий?
- После того, как в 1721 году Петру I был присвоен титул императора, в воинском уставе было записано, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет, своим государством и землями как христианский государь по своей воле и мнению своему управляет». Могла ли такая запись появиться в ХVИ?
- Петр I часто позировал художникам, в частности европейцам. Как правило, его изображали в парадной форме с официальным и торжественным выражением лица. Так же изображали в Европе французских королей XVI-XVIII веков. Какие общие черты для обеих стран можно отметить в такой манере изображения царей?
- Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
- Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.
Дискуссия «Эстафета».
Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.
Алгоритм дискуссии:
- Группы располагаются в прострaнcтве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой).
- Затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. ПроцеДypa повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп.
- По окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений.
- Группы озвучивают результат своей работы.
- Подводятся итоги, анализируется работа групп учениками и учителем.
Задания для дискуссии-«эстафеты» «Оценки Петра Великого и его деятельности»:
- «творец истории». «Петр – создатель великой России из «ничего», «Петр превратил русский народ в нацию», «Петр подобен богу», «Петр вдохнул душу в Россию».
- «типичный русский человек». «Петр – истинный выразитель русского народного духа», «русский богатырь», «сын своего народа», «истинно русский по склонности к пpaктическому здравомыслию», «истинно русский из-за склонности к поиску правды».
- «спаситель Отечества». «Петр – спаситель России от разложения», «спас Россию от тупиковых путей развития», «спаситель России от иностранного порабощения», «спас Россию от Европы частичным слиянием с ней», «Петр – хирург, спасший Россию от cмepтельной внутренней болезни».
- «антипатриот». «Петр – ненавистник и разрушитель всего русского, унизил национальный дух русского народа», «Петровская дубинка – нерусского происхождения», «агент Запада в Москве», «лидер наемников и предателей».
- «псевдореформатор». «Подражатель. Насильственные преобразования Петра изменили естественный ход развития страны», «привел Россию в Европу, но привел рабой», «реформы Петра затронули быт верхов, но не народа», «бестолковый руководитель».
- «человек крайностей». «И жертва, и демон», «гениальный cyмacшедший», «ребенок – деспот», «охотник», «xyлиган», «пороки Петра уравновешены его добродетелями».
Реформы Петра Великого.
Согласились бы вы с выводом, что реформы Петра:
- Были вынужденными.
- Остались незавершенными, так, как у государства не было сил изменить общество целиком. Перечислите, что (какие сферы жизни затронуты реформами?) Петр резко изменил в жизни России и что он не тронул.
Свои выводы запишите в таблицу:
Что затронули реформы? Что изменилось?__________
Что реформы не затронули? Что осталось прежним?__________
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...
18 03 2024 15:13:54
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
17 03 2024 4:34:36
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
16 03 2024 11:34:52
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе. ...
15 03 2024 7:34:45
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
14 03 2024 21:38:32
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
13 03 2024 21:44:10
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
12 03 2024 21:10:41
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
11 03 2024 0:24:57
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
10 03 2024 15:15:58
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
09 03 2024 13:21:14
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
08 03 2024 14:36:12
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
07 03 2024 9:57:30
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
06 03 2024 1:12:33
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...
05 03 2024 23:14:25
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
04 03 2024 15:50:31
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
03 03 2024 12:29:16
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
02 03 2024 0:43:41
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
01 03 2024 3:59:42
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
29 02 2024 7:17:58
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
28 02 2024 6:13:33
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
27 02 2024 9:26:51
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
26 02 2024 17:36:10
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
25 02 2024 5:30:40
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
24 02 2024 19:27:28
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
23 02 2024 16:39:14
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
22 02 2024 6:36:25
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
21 02 2024 15:37:56
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
20 02 2024 4:41:53
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
19 02 2024 17:25:31
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...
18 02 2024 1:43:30
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...
17 02 2024 12:42:47
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
16 02 2024 1:59:53
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
15 02 2024 17:18:42
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
14 02 2024 16:14:48
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
13 02 2024 13:18:32
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
12 02 2024 23:22:24
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
11 02 2024 17:16:23
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
10 02 2024 1:48:46
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
09 02 2024 4:11:18
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
08 02 2024 22:12:57
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
07 02 2024 8:31:32
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
06 02 2024 8:14:34
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
05 02 2024 17:36:12
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
04 02 2024 2:42:49
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
03 02 2024 17:33:31
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
02 02 2024 14:59:36
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
01 02 2024 15:32:17
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь. ...
31 01 2024 12:58:42
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
30 01 2024 21:21:28
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
29 01 2024 6:55:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::