Урок "Культура России в XVIII веке"
Задачи урока.
- Образовательные –охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в. (на примере С.-Петербурга), раскрыть хаpaктер петровских преобразований, определить значение развития культуры России XVIII в.
- Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России.
- Развивающие – создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству.
Понятия урока: классицизм, барокко, сентиментализм, светское образование.
Презентация
Ход урока
Вступление.
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.
Я расскажу вам о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, заглянем на ассамблею.
В ходе нашей экскурсии Вам предстоит заполнить маршрутные листы с заданиями.
Архитектура.
При Петре I строительство, особенно в его «парадизе», новой столице России, приняло размах исключительный. А начиналось всё так. На Заячьем острове по приказу Петра выросла Петропавловская крепость. Затем под прикрытием пушек, стоявших на бастионах крепости, появляются жилые дома. Для строительства «парадиза» были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, гравёры. Над возведением Петербурга трудились итальянские архитекторы Трезини, Шлютер, Лeблон, Микетти, а также русские зодчие М. Земцов, П. Еропкин, И. Коробов.
Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Шпиль, как архитектурная форма, пришёл из Западной Европы, только там их не золотили. В Петербурге неожиданно совместились две эти традиции. Выработался новый смешанный стиль с использованием иноземных и местных мотивов.
Петербург - единственный в те времена город, который развивался по заранее определённому плану. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание С-Петербургского университета. А дома вельмож выглядели примерно так: высокое крыльцо, белые декоративные детали на ярком фоне, изощрённые завершения боковых выступов, овальные слуховые окна. Это Кикины палаты (все объекты показываются на экране).
Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, пpaктическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.
Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры хаpaктерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.
В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г. Камерон, Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) (слайды).
Продолжаем путешествие по северной столице и знакомимся с творениями в стиле барокко. Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв., отличавшееся декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.
В стиле барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли. Сын скульптора К. Растрелли учился за границей. По его проектам возвели много сооружений в Москве, Петербурге, Киеве. Но самым значительным, из всех созданных архитектором сооружений, был Зимний дворец, в Петербурге, тот, что и поныне украшает центр города. (Слайд). Зимний дворец – здание новое по архитектурной форме, но вместе с тем его облик свидетельствует о преемственности развития национальной художественной культуры в архитектуре. Длинное, вытянутое вдоль набережной, здание кажется «вылитым» из одного гигантского куска. Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй, разнообразие форм оконных наличников. Это элементы «барокко». Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Дворец своей горизонтальной протяжённостью, как бы сливается с равнинным пейзажем города, с Невой. Для Растрелли хаpaктерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски.
Ещё одно иностранное влияние распространилось в русской архитектуре XVIII в. сентиментализм. Направление, культивировавшее повышенный интерес к душевной жизни, проявлению чувств. Сентиментализм отразился в парковой архитектуре (гроты уединения, беседки, стилизация дикой природы). (Слайд на экран)
По окончании рассказа об архитектуре учащимся предлагается заполнить I задание маршрутного листа.
Скульптура.
Продолжаем экскурсию. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный хаpaктер. Но уже в эту же пору у нас работали великие мастера.
Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюcт Петра I. (слайд)
Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюcт царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко.
Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью, человечностью и теплотой.
В 1788 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе) (слайд), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая мощным рывком подняла на вершины своего гребня, всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.
Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры.
Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин (слайд), земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюcты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. (слайд на экран). Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.
А классицизм завоёвывает ведущее место в русской скульптуре. В эти годы приобретает известность М. Козловский, автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.
Вторая половина XVIII в. стал периодом становления русской национальной культуры и науки.
Переходом к вопросу изучения науки и просвещения служит инсценировка.
(Разыгрывается учащимися).
Пётр I (обращаясь к Меншикову): А скажи-ка, Данилыч, как у вас идут дела?
Меншиков: Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинился, ну того наказывали маленько.
Пётр I: Маленько?
Меншиков: Побили батогами.
Пётр I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гавриил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?
Ведущий: Пётр I носил перстень с печатью «Аз есмь в чину учимся и учащихся мя требую». И сам подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других.
Головин: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Пётр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, не хотят учиться.
Пётр I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.
К Петру I бросается молодой щёголь.
Щёголь: Батюшка царь! Не издавай указ, хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.
Пётр I: Так женись! Как звать-то тебя?
Щёголь: Василий.
Пётр I: А невеста-то далеко, Василий?
Щёголь: Да здесь она, Ваше величество.
Пётр I: Так зови её!
Парень выводит смущённую Лизу Бутурлину.
Пётр I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?
Василий: Да хоть завтра.
Пётр I: А школу-то закончил?
Василий: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.
Пётр I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придётся повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.
Василий: Батюшка-царь, Пётр Алексеевич!..
Пётр I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.
Учитель: сначала учиться, а потом жениться! Таков был указ царя.
Наука и просвещение.
Этот материал предложен ученикам в качестве домашнего опережающего задания.
Предлагаю экскурсантам по этой теме викторину:
- Назовите школы, открывшиеся в XVIII в.
- Назовите учебники и учебные пособия этого периода.
- Как называлась первая печатная газета, что в ней публиковали?
- Сколько существовало учебных заведений в XVIII в.
- Назовите нововведения, которые облегчили процесс обучения.
- Назовите годы открытия Академии наук, Московского университета, Академии художеств.
- Кто автор реформы образования и воспитания в России первой половины XVIII в.
- Каков основной смысл этой реформы?
- Назовите научные достижения учёных этого периода.
- Какой стиль утвердился в русской литературе, кто его родоначальник?
- Какими ещё именами представлен русский классицизм первой половины XVIII в.?
- Какой ещё стиль зарождается в русской литературе?
За правильные ответы учащиеся получают жетоны, количество их в балах заносят в маршрутный лист.
Итак, в 1725 г была открыта Академия наук, в 1755 г. основан первый русский Московский университет. 1757 –первая в России Академия художеств.
Театр
В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.
Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Помещался театр в демократической части Петербурга на Васильевском острове. Театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. (Слайд). Основу его театральной деятельности составляли национально-патриотическая тематика, просветительство, классический репертуар (трагедии Сумарокова). Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.
А.П. Сумарокову – российскому поэту и драматургу удалось создать для русского театра отечественный репертуар. А.П. Сумароковым написано 9 трагедий. Подлинную славу современников принесла Сумарокову трагедия «Дмитрий самозванец». Давайте представим себе эту театральную постановку.
Учащиеся читают отрывки из трагедии Сумарокова А.П. «Дмитрий-самозванец»
Сей муж отечества cмepтельная был рана;
Зрим в образе его убийцу и тирана.
За варварство злодей утратил наконец,
Безвременно и жизнь, и скипетр, и венец.Перед царём должна быть истина бессловна;
Не истина, царь - я, закон -монарша власть,
А предписание закона царства страсть.
Невольник тот монарх, кто презрит те забавы,
В которых вольности препятствуют уставы…Блаженство завсегда народу вредно;
Богат быть должен царь, а государство бедно.
Ликуй, монарх, и всё под ним подданство стонь!
Всегда способный к труду нежирный конь,
Смиряемый бичом и частою ездою
И управляемый крепчайшею уздою.
Когда бы ты не царствовал злонравно,
Димитрий ты иль нет, сие народу равно.
Кроме трагедий, Сумароковым написаны 12 комедий. Автор высмеивал чудака и мота, ленивца и глупца, а также невежество, грубость, бюрократизм, хаpaктерным для него является неприкрытый интерес к положению крепостных крестьян. В этом плане примечателен диалог в комедии «Вздорщина» между помещицей и слугой Розмарином
Инсценировка
Бурда: Да лошадей-то и без вины стегают.
Розмарин: Стегают и людей без вины иные господа: да и продают их так же, как и лошадей.
Бурда: Да вит между не благороднова-то человека и лошади разности-то не много.
Розмарин: Мы, сударыня, ни воронопегими, ни гнедопегими никогда не рождаемся: да все такими же шерстьми, какими и вы, и сена не ядим.
Бурда: Как то ни есть, да вы не дворяня.
Розмарин: Не дворяня, не дворяня! Будто дворянское-то имя и первое на свете достоинство! Будто ето великое тогда титло, когда я лицом ко ставцу сесть не умею.
Под воздействием театра развивались умы, совершался сложный процесс «очищения» самих зрителей через сострадание к судьбе сценических героев.
К концу века получают распространение сентиментальные постановки: пастopaльные комедии, оперы, слёзные драмы. Основоположником этого направления среди актёров стал В. Померанцев.
Живопись.
На нашем пути остановка в Академии художеств, которая дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных хаpaктером и духом.
Братья Иван и Роман Никитины, А. Матвеев рисовали Петра, члeнов его семьи, сподвижников. В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену художники Адольский Н., Мусикийский Г. В середине и второй половине столетия получили известность живописцы-классицисты А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», Г. Угрюмов «Торжественный выезд А. Невского в Псков». «Чувственные» сюжеты, пастopaльность присущи картинам сентиментального направление: портреты М. Иванова, пейзажи С. Щедрина. Выдающееся место в русской живописи заняли художники В.Л. Боровиковский, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов.
Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоёв общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, длинные и неудобные на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.
Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы, площади старались по плану «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные комaнды. Мостили улицы. С целью повышения культуры общения дворян завели ассамблеи. На них присутствовали и женщины, что вызывало недовольство приверженцев старины.
Для обучения хорошим манерам, издали «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». А петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.
Юноша читает отрывок из книги «Юности честное зерцало».
И, по-прежнему, самым главным развлечением ассамблей и праздников были танцы. Заглянем на ассамблею (Пары исполняют менуэт).
По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников, акробатов. Крестьянский же быт изменился незначительно.
Наша экскурсия подходит к концу.
В XVIII в. начали своё становление отечественные наука и просвещение. Уже тогда мы заявили о себе такими именами, как Ломоносов, Крашенинников, Державин, Татищев. В новый этап своего развития вступило русское искусство. Несмотря на большое влияние европейских традиций, именно в XVIII веке начинается формирование русского национального искусства, полного патриотизма и гордости за свою Родину.
Теперь вы, уважаемые экскурсанты, заполняйте до конца маршрутный лист, в котором не забудьте написать и свои отзывы по уроку.
Маршрутный лист. |
|
I. Разнесите в два столбика хаpaктеристики стилей: классицизм и барокко |
|
II. Соотнесите: |
|
1. Шубин |
А. Зимний дворец. |
2. Фальконе |
Б. Учебник «Арифметики» |
3. Растрелли В. |
В. Портрет Лопухиной. |
4. Боровиковский |
Г. Первый русский театр. |
5. Левицкий |
Д. Скульптура «Медный всадник» |
6. Волков |
Е. Бюcт М.В. Ломоносова. |
7. Магницкий |
Портрет М.А. Дьяковой |
III. Итоги викторины. |
|
IV. Сделайте вывод по уроку
|
Использованная литература.
- Учебник «История России кон. XVII-XIX вв.», А.И. Буганов, П.Н. Зырянов, М., Просвещение. 2006 г.
- Глинка Н., «Строгий, стройный вид». М., Детская литература, 1992 г.
- Гончарова Т.И. «Исторические вечера в школе». М. Просвещение. 1992 г.
- История России «Новая столица Петербурга», М., «Белый город», 2001 г
- Культура. Я познаю мир. М. Астрель. 2000 г.
- Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре» С-Петербург. Искусство С-Пб. 2001 г.
- Мезин С.А. «История русской культуры 10-18 в.в.» М. Издательство гуманитарного центра. 2000 г.
- МХК. Я познаю мир. М. Астрель 2003 г.
- «Русское искусство». Детская энциклопедия. М., «Белый город», 2000 гг.
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
18 03 2024 13:51:20
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
17 03 2024 9:21:32
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
16 03 2024 17:49:26
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
15 03 2024 1:32:23
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...
14 03 2024 13:35:17
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. ...
13 03 2024 10:48:46
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...
12 03 2024 3:54:53
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
11 03 2024 17:54:25
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
10 03 2024 3:47:35
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
09 03 2024 22:11:30
Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....
08 03 2024 18:41:36
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
07 03 2024 2:57:47
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
06 03 2024 0:10:16
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
05 03 2024 12:38:14
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
04 03 2024 19:53:48
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
03 03 2024 14:37:41
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
02 03 2024 4:51:29
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
01 03 2024 7:35:24
Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
29 02 2024 18:17:43
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
28 02 2024 9:40:16
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
27 02 2024 11:46:30
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
26 02 2024 18:47:36
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
25 02 2024 20:56:39
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
24 02 2024 2:40:33
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
23 02 2024 11:46:23
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
22 02 2024 22:13:15
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
21 02 2024 9:38:27
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
20 02 2024 8:20:12
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
19 02 2024 2:45:17
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
18 02 2024 20:57:46
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
17 02 2024 23:34:19
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
16 02 2024 22:58:36
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
15 02 2024 15:18:36
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
14 02 2024 2:54:14
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
13 02 2024 20:16:45
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
12 02 2024 6:34:44
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
11 02 2024 10:20:11
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
10 02 2024 4:31:54
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
09 02 2024 17:11:53
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
08 02 2024 18:41:19
Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
07 02 2024 4:13:35
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
06 02 2024 15:11:14
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
05 02 2024 1:26:44
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
04 02 2024 8:43:46
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
03 02 2024 22:17:25
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
02 02 2024 20:23:16
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
01 02 2024 9:11:24
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
31 01 2024 10:46:16
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
30 01 2024 6:54:18
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
29 01 2024 2:57:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::