Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"

ЦЕЛИ:
- обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы;
- всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С.Хрущева, его роль в мировой истории;
- продолжить формирование оценочных суждений;
- развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения;
- развивать мышление школьников;
- формировать полезные в социальном общении умения, способность сопереживать другим людям;
- учиться быть терпимым к иным точкам зрения.
ХОД УРОКА
I. Вводный этап
Учитель: Интерес потомков привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след, чья деятельность непосредственно влияла на их жизнь и судьбы. Н.С.Хрущев – личность весьма противоречивая неоднозначная, становление и формирование её происходило в годы укрепления сталинской модели социализма, носителем которой он являлся. Сегодня мы должны с вами оценить деятельность руководителя нашей страны в послесталинский период её истории и те реформы, которые были проведены им. Мы рассмотрим с разных точек зрения всё, что было сделано, последствия того, что было сделано и сделаем вывод о роли личности в истории.
II. Основной этап:
Председатель суда: Прошу всех встать. Начинаем судебное разбирательство по делу Хрущева Никиты Сергеевича,1894 года рождения, уроженца деревни Калиновка Курской губернии, человека, с которым связан целый период в истории СССР (1953 – 1964гг.), когда он являлся Первым секретарем ЦК КПСС – фактически главой крупнейшего в мире государства.
Прокурор: Я обвиняю человека, имя которого Хрущев Никита Сергеевич, и предъявляю ему следующие обвинения: в развязывании Карибского кризиса (1962г.), едва не приведшего к третьей мировой войне; в строительстве Берлинской стены, на долгие годы разлучившей немецкие семьи и стоившей многим жизни; в расстреле рабочих в городе Новочеркасск (1962г.); в нанесении огромного ущерба народному хозяйству непродуманными решениями; в преследовании и изгнании из страны тех деятелей культуры, которые не хотели творить «под диктовку»; в причастности к репрессиям против советских граждан в 1930-х годах.
Хрущев Никита Сергеевич имел возможность изменить советское общество, но не использовал её, что привело к медленному скатыванию СССР в глубокий и затяжной кризис.
Председатель суда: Приглашается свидетель для дачи показаний.
Свидетельница: В мае 1962 году Хрущев Н.С. предложил руководителю Кубы Фиделю Кастро разместить советские paкеты на острове для того, чтобы обуздать имперские аппетиты США и изменить в свою пользу военно-политический баланс. На запросы американской администрации о наличии на Кубе советских paкет Хрущев Н.С. прибег к самой настоящей лжи. Он заверил американского президента, что никаких советских paкет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет, чем самым поставил под удар авторитет советской дипломатии, свой собственный авторитет и всей страны в целом. Ложь продолжалась до тех пор, пока американцы не предоставили ООН фотографии советских paкет на острове. Он отдал приказ открыть огонь по американскому самолету-разведчику зенитной paкетой. В результате погиб пилот Андерсон.
Я обвиняю Хрущева Н.С. в cмepти летчика Андерсона, во лжи, в том, что он поставил мир на грань ядерной войны.
Председатель суда: Приглашается следующий свидетель для дачи показаний.
Свидетель: Я обвиняю Хрущева Н.С. в строительстве Берлинской стены в 1962 году. Во время разделения города на две части я потерял близких родственников – родителей моей мамы. Они пытались перебраться в Западный Берлин к остальным своим родным, но были застрелены советским пограничником во время перехода через стену. Приказ был одобрен Хрущевым Н.С. Родители моего отца навсегда остались на территории Западного Берлина и долгое время не могли общаться со своими детьми и внуками. Семьи на тридцать лет оказались разъединены, это принесло боль и страдание простым людям, но руководство Хрущева не прислушалось к мнению народа. Мама рассказывала, как на её глазах пограничник застрелил молодого жителя Берлина, пытавшегося перебраться через Стену. Молодой человек долго лежал, истекая кровью, но никто не оказал ему помощи – люди боялись, а солдаты получили приказ не подходить к умирающему.
Председатель суда: Вызывается свидетель Е В Ю.
Свидетель: Я обвиняю Хрущева Н.С. в том, что по его приказу была расстреляна демонстрация рабочих в городе Новочеркасске. Я тогда работал слесарем на электровозном заводе. Администрация завода накануне объявило рабочим о том, что с 1 июня уменьшаются на 30% расценки на их работу. А утром ещё одна новость – в магазинах поднялись цены на продукты питания примерно также на 30%. Тут уже пришел конец нашему терпению. Сколько же можно издеваться над нами? Как нам жить дальше? Чем кормить детей? Мы обратились с этими вопросами к директору товарищу Курочкину Б.А., но ему до нас и дела не было. Он стал орать на нас, обзывать грубыми словами и в итоге сказал такие слова: «Если вам не хватает зарплаты на колбасу и мясо, кушайте ливерные пирожки». Его слова вызвали бурю возмущения, все стали кричать, возмущаться: »Да они ещё над нами издеваются». Но директор, не обращая внимания на нас внимания, уехал с территории завода в город. По заводскому гудку мы собрались у здания заводоуправления и стали проводить митинг. К нам приехал первый секретарь Ростовского обкома партии и просил нас разойтись по домам и не накалять обстановку, он долго зачем-то рассказывал нам о своем беспризорном детстве, но никто его не слушал. Было решено идти назавтра к горкому партии, чтобы высказать свои требования. Мы не хотели действовать в одиночку и обратились за поддержкой к рабочим Ростова. На следующий день мы с красными флагами и портретами Ленина под пение «Интернационала» направились к зданию горкома партии. Мы несли лозунги: «Дайте масло, мясо!», «Нам нужны квартиры!», «Хрущева на мясо!» На площади начался митинг, а дети расселись на ветках деревьев, чтобы было хорошо видать. Первая очередь из автомата была дана поверх голов митингующих, но попала она не во взрослых, а в детей, сидевших на деревьях. Это было страшное зрелище! Дети падали, кричали, стонали. Началась паника. Кто-то падал на землю и пытался спастись ползком, раненные и убитые истекали кровью. Я считаю, что лично Хрущев Н.С. виноват в расстреле рабочих и должен нести ответственность перед народом и историей за злодеяние, совершенное в Новочеркасске.
Председатель суда: Вызывается следующий свидетель.
Свидетель: Я хочу обвинить Хрущева Н.С. в неправильном руководстве народным хозяйством страны. Достаточно вспомнить его «эпопеи»: кукурузную и целинную, а также его инициативу «догнать и обогнать Америку». Непродуманные и скоротечные решения нанесли нашему хозяйству непоправимый ущерб. Возьмем кукурузу, хорошая культура и весьма полезная. Но не может она расти в условиях короткого лета, не вызревает, а, значит, не может дать той отдачи, на которую рассчитывали наши руководители. Но лучшие поля были отданы кукурузе, в итоге - ни хлеба, ни кукурузы. Такая же история и с целиной. Старые поля заброшены, а на новых урожая не получили: ветра просто выдули зерно с полей вместе с верхним слоем почвы. В итоге мы имеем тысячи обманутых людей, не сбывшиеся надежды, разбитые судьбы – это первоцелинники, а в магазинах – отсутствие продуктов питания, введение карточной системы. Наша страна всегда продавала хлеб за рубеж, но в годы правления Хрущева Н.С. СССР впервые закупил и до сих пор закупает продукты питания. Я считаю, что вина лежит лично на этом человеке.
А во что обошлась нашей стране его акция «догнать и обогнать Америку». В 1959 году по приказу Хрущева забивали весь скот, изыскивая способы посрамления Америки, скупали у колхозников рогатину, чтобы увеличить количество мяса на душу населения. Но последствия этой акции стали ощущаться гораздо позже – в начале 1960 года в магазинах не стало хватать продуктов питания, стали выстраиваться длинные очереди, жители села хлынули в город. В деревнях селяне ликвидировали остатки домашней живности. Вина в этом только руководителя страны Хрущева Никиты Сергеевича.
Председатель суда: Приглашается следующий свидетель.
Свидетель: Я обвиняю Хрущева Н.С. в непоследовательной политике в отношении к деятелям советской культуры. Как человек малообразованный, с низким уровнем культуры, он пытался указывать представителям интеллигенции, что и как творить, при этом, не выбирая выражения. Достаточно вспомнить речь Никиты Сергеевича при посещении выставки в Манеже, где он негативно оценил творчество многих, ставших мировыми знаменитостями, представителей творческой интеллигенции. По инициативе партийного руководства был изгнан из нашей страны знаменитый писатель, лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак. Наша культура стала беднее и однообразнее от этого. Нельзя простить и cмepть А.А. Фадеева, покончившего жизнь самоубийством в знак протеста против вмешательства партийных функционеров в творчество советских деятелей культуры.
Председатель суда: Обвинение приглашает следующего свидетеля: «Я обвиняю Хрущева Н.С. в том, что сам лично был причастен к репрессиям в 30-х годах XX столетия. Будучи вторым секретарем Московского обкома партии, он возглавил борьбу с «уклонистами» и «троцкистами», затем Хрущев возглавил борьбу с «врагами народа» на Украине. Сам «борец» не скрывал своего участия в «чистках» и часто этим бравировал. В июне 1938 года выступая на съезде компартии Украины, он говорил так: «Враги у нас ещё не передохли, и не передохнут пока существует капиталистическое окружение. Это надо помнить. Мы на Украине здорово почистили врагов. Но некоторые ещё остались. Они чувствуют себя одиноко, боятся голову поднять, но они есть, Поэтому надо смотреть в оба». «Благодаря» ему сотни людей были расстреляны, а тысячи оказались далеко от родины. В качестве примера можно взять подписи Хрущева Н.С. под расстрельными списками, стало быть, он не мог не знать реального положения вещей.
Председатель суда: Суд выслушал показания свидетелей обвинения. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Выслушав показания свидетелей, считая необходимым обратить внимание на то, что Хрущев Н.С. вошёл в историю как ярый сторонник социализма, продукт социалистической системы, он олицетворял эту систему, проявляя нетерпимость, агрессивное неприятие всего, что не имеет прямого отношения к поставленной партии задаче. Суду предоставляется возможность определить виновность Хрущева Н.С. и вынести справедливое решение.
Председатель суда: Слово для защиты предоставляется адвокату подсудимому.
Адвокат: История – самый объективный и самый беспристрастный судья. Народ СССР признавал своего лидера и любил его. Не вина моего подзащитного, что быстро народ меняет одних любимцев на других. Прежним достается вся вина в содеянном и не содеянном, а народ уже восхищается другими. Мог ли мой подзащитный поступать по-другому? Не мог! Он не смог бы действовать внутри системы против неё и оставаться в её первых рядах. Но система отвергла его и попыталась уничтожить. Он сам пострадал от неё!
Хрущев Н.С. был глубоко убежден в том, что социализм – лучшая форма организации общественной жизни и ничуточку не сомневался в достоинствах социалистической системы. Она стала его жизнью, ради неё он жил, трудился, не жалел ни себя, ни других. Он сделал то, что до него не сделал никто – сказал правду о человеке, которого ещё оплакивала вся страна. Он освободил миллионы людей из тюрем и лагерей, вернул им честное имя. Только за это одно уже можно поблагодарить этого человека и поклониться ему низко в ноги. Если говорить об ошибках, то с кем их не бывает. Не хотел и войны Никита Сергеевич, иначе бы он её развязал. Он пытался вырваться из той системы, которая его вырастила и воспитала, а поступать по-другому он просто не умел. При нем перестали бояться СССР. Потому что видели - такой человек не нажмет на ядерную кнопку.
Отнять у Хрущева Н.С. право на место в истории невозможно.
Председатель суда: Слово предоставляется свидетелю Б К В.
Свидетель: Я – бывший заключенный Карлага. Меня осудили в 1945 году как бывшего военнопленного на 15 лет. Что такое концлагерь – лучше не знать, там человек превращается в животное и существует на уровне инстинктов, самым главным из которых становиться - выжить. Я очень благодарен Хрущеву Н.С. за то, что он первый сказал правду о ГУЛаге. Он освободил тысячи заключенных из плена тюрем, лагерей, вернул им доброе имя и уважение сограждан и родных. Мы, бывшие заключенные, считаем его поступок смелым, мужественным, никто до него этого не сделал, хотя об этом знали многие из руководителей партии и государства.
Председатель суда: Приглашается свидетель защиты Б В С.
Свидетель: Я хочу сказать несколько слов в защиту. Анализируя внешнюю политику Советского Союза в период правления Хрущева Н.С., можно обратить внимание на следующие моменты. Только благодаря усилиям советского руководства снизилась напряженность в мире, начался процесс разрядки, пересмотра основных направлений внешней политики СССР. Была остановлена Корейская война, унесшая тысячи безвинных жертв; решен вопрос по Индокитаю, что позволило этим народам идти по пути собственного независимого развития; СССР вывел войска из Австрии, и в Европе появилось ещё одно миролюбивое государство; прекращено состояние войны с Японией и подписаны договора о мире и сотрудничестве. По поводу Карибского кризиса хочу сказать, что не Хрущев Н.С. развязал его, есть в этом вина и руководства США. Только вмешательство СССР спасло молодое государство Кубу от американский агрессии. Хочу напомнить о том, что Хрущев Н.С первым из советских руководителей посетил США и страны Западной Европы; народы увидели в нем обыкновенного человека, способного к переживаниям, любопытного и интересного собеседника. Общаясь с ним, они поняли, что такой человек не способен нажать на ядерную кнопку и уничтожить мир. Благодаря ему нас перестали бояться, перестали видеть в нас врагов. Хрущев Н.С. установил дружеские отношения с развивающимися странами, СССР стал близким и понятным государством для народов земного шара.
Председатель суда: Приглашается свидетель С Т Г.
Свидетель: В период правления Хрущева Н.С. произошли большие изменения в экономической жизни нашей страны. Особенно крупные реформы произошли в сельском хозяйстве, крестьяне наконец-то вздохнули облегченно. Был отменен продналог на крестьян, снижены налоги на колхозы, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списывались долги с колхозов, разрешалось увеличивать приусадебные участки. Наши колхозы получили технику и возможность самостоятельно вести хозяйство. У крестьян появилась возможность получить образование, им разрешалось уезжать из деревни в город на постоянное место жительства, в самом селе улучшался быт колхозников – строились дома, клубы, детские садики, школы, проводились водопроводы, строились дороги. Жить на селе стало интереснее и веселее.
При Хрущеве Н.С. мы сумели освоить космос и первыми в мире запустили космический аппарат с человеком на борту. Наша наука доказала своё право называться лучшей в мире. Мы показали миру возможность мирного освоения космоса и мирного использования атома. Именно в СССР был создан первый в мире атомный ледокол «Ленин», самого мощного в мире синхрофазотрона, создание быстроходного пассажирского судна на подводных крыльях «Paкета», первого в мире реактивного пассажирского лайнера ТУ-104 и ещё многое другое.
Председатель суда: Приглашается следующий свидетель.
Свидетель: Хочу сказать о популярности Хрущева Н.С. среди населения. До него наши руководители представлялись нам как боги, они были мудры, загадочны и недосягаемы. В Хрущеве мы впервые увидели просто человека, такого как мы сами. Он живо интересовался всем, спрашивал, не боялся показаться некомпетентным.
Он разговаривал с нами нашим языком, вставлял в свою речь просторечные сравнения, народные поговорки и пословицы, Чувствовалось – наш человек, из народа.
Председатель суда: Приглашается свидетель П В А.
Свидетель: «Оттепель» пришедшая в наше общество со cмepтью Сталина позволила нам освободиться от оков прошлого диктата. Писатели, поэты, музыканты, композиторы получили возможность творить по велению своего сердца, а не указке функционеров от партии и правительства. Сколько нового мы узнали тогда о лагерях из книг Солженицына, Дьякова, Рыбакова; о Сталине, о жизни нашей страны в сталинский период времени. Мы открыли для себя Есенина, Ахматову, Цветаеву. Узнали правду о защитниках Брестской крепости, о деятельности подполья в годы войны, о жертвах войны. А сколько новых имен появилось в нашей культуре благодаря «оттепели» - Вознесенский А., Евтушенко Е., Рождественский Р., Неизвестный Э. и др. Их произведения обогатили сокровищницу мировой культуры и подтвердили высокий статус русской культуры.
Председатель суда: Выслушав выступления представителей обвинения и защиты, а также свидетелей, судьи удаляются на совещание.
Председатель суда: Прошу всех встать. Суд принял решение: Хрущев Никита Сергеевич навсегда останется в истории человечества и нашей страны как первый человек, попытавшийся рассказать миру и своему народу правду о Сталине и сталинизме. Он первым попытался сломать основы тоталитарного режима и тем самым указал дорогу тем, кто окончательно уничтожит тоталитаризм. Как у первого, идущего в этом направлении, у него было много ошибок и просчетов. Он не смог преодолеть сталинизм в себе самом и поэтому в его реформах и поступках много напоминает о прошлом. Некоторые его решения и реформы носили половинчатый хаpaктер, он часто использовал сталинские методы, проверенные временем. И всё же мы должны отметить его заслуги в демократизации общественного строя СССР и общественной жизни.
Суд выносит решение: Хрущев Никита Сергеевич виновен пред историей, но требует снисхождения.
III. Заключительный этап
Учитель: Итак, мы убедились, что Хрущев Н.С. был сложной противоречивой личностью. Ему сложно было преодолеть в себе наследие прошлого, но самое главное, он попытался это сделать, он показал этот путь. Он не знал другой жизни и других способов решения проблем. Может быть в этом и заключается трагедии нашей истории и человека по имени Хрущев Никита Сергеевич. Мне кажется, ещё долго историки будут анализировать и оценивать деятельность этой неординарной личности. История - великий учитель и судья. Она расставит всех по местам, исходя из заслуг.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
26 02 2021 3:42:55
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
25 02 2021 0:17:59
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
24 02 2021 7:45:53
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
23 02 2021 3:53:59

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
22 02 2021 4:23:14
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы.
...
21 02 2021 18:16:29
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
20 02 2021 4:49:53
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
19 02 2021 6:22:55
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
18 02 2021 16:21:22
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
17 02 2021 3:18:11
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
16 02 2021 8:54:30
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
15 02 2021 8:43:10
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
14 02 2021 8:21:57
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
13 02 2021 11:31:15
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).
...
12 02 2021 4:30:11
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
11 02 2021 13:51:37
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
10 02 2021 12:44:20
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
09 02 2021 3:53:23
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
08 02 2021 18:20:38
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода.
...
07 02 2021 3:49:50

Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
06 02 2021 21:15:54
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
05 02 2021 7:45:45

Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
04 02 2021 15:39:59

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
03 02 2021 21:59:41
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
02 02 2021 10:28:31
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
01 02 2021 20:19:12
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
31 01 2021 8:24:27
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
30 01 2021 20:42:41

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
29 01 2021 20:38:55
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
28 01 2021 13:14:35
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
27 01 2021 22:11:59
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
26 01 2021 6:52:10
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
25 01 2021 19:54:50
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
24 01 2021 11:13:32
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
23 01 2021 22:38:44
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
22 01 2021 15:32:22
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
21 01 2021 0:39:30
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
20 01 2021 12:27:54
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
19 01 2021 9:54:26
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
18 01 2021 0:24:55
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
17 01 2021 5:45:16
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
16 01 2021 3:17:12
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
15 01 2021 18:23:36
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
14 01 2021 19:58:32
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
13 01 2021 14:57:54
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
12 01 2021 14:43:42
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
11 01 2021 22:57:12
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
10 01 2021 21:14:12
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
09 01 2021 20:33:22

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
08 01 2021 23:31:52
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
07 01 2021 5:55:22
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
06 01 2021 21:28:44
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
05 01 2021 13:52:33

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
04 01 2021 0:35:55
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
03 01 2021 17:48:48
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
02 01 2021 7:40:57
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
...
01 01 2021 8:10:10
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
31 12 2020 19:16:52
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
30 12 2020 6:58:21
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
29 12 2020 22:26:11
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
28 12 2020 11:25:39
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках".
...
27 12 2020 13:57:26
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
26 12 2020 10:15:36
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
25 12 2020 18:52:54
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
24 12 2020 21:57:55
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
23 12 2020 8:44:22
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
22 12 2020 8:17:37
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
21 12 2020 20:55:34
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
20 12 2020 6:46:51

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
19 12 2020 4:30:30
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
18 12 2020 20:20:55
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
17 12 2020 18:58:48
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
16 12 2020 21:31:22
Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.
Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе.
...
15 12 2020 10:29:40
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
14 12 2020 6:46:51
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
13 12 2020 18:58:38

Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
12 12 2020 10:31:31
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
11 12 2020 11:23:27
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
10 12 2020 12:56:58
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие.
...
09 12 2020 11:17:32
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
08 12 2020 1:30:28
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
07 12 2020 17:52:16

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
06 12 2020 7:46:37
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
05 12 2020 9:22:25
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
04 12 2020 19:12:22
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
03 12 2020 19:21:41
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность.
...
02 12 2020 12:28:19
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
01 12 2020 14:11:10
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
30 11 2020 1:33:56
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
29 11 2020 22:27:50
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
28 11 2020 2:22:18
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
27 11 2020 17:20:43
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
26 11 2020 10:28:59
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
25 11 2020 19:17:49
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
24 11 2020 21:30:13
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
23 11 2020 10:48:18
Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания.
...
22 11 2020 3:36:42
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
21 11 2020 17:31:45
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
20 11 2020 0:48:17
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
19 11 2020 11:34:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::