Урок истории с использованием ИКТ по теме "Древнее Междуречье"
Пятиклассники имеют первичное представление о двух периодах истории человечества: первобытности и цивилизации. Они познакомились с признаками цивилизации, изучая тему «Древний Египет». Начали учиться умению читать историческую карту, опираясь на схему «стороны горизонта»; умению извлекать информацию из текста, иллюстрации, карты; коммуникативным умениям: слушать и слышать других, выступать, аргументировать.
Место урока: знакомство с данной цивилизацией (на основе признаков – территория, хозяйство, города, письменность, религия).
Цели:
- Oбразовательная – убедиться в том, что Древнее Междуречье – особая цивилизация
- Развивающая – продолжить формировать умение извлекать информацию из карты, текста, иллюстраций; умение сотрудничать.
- Воспитательная – воспитывать уважение к цивилизации Древнего Междуречья.
Оборудование: карта «Древний Египет и Передняя Азия», компьютер, проектор, презентация (приложение), доска-экран.
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.
План урока:
- Территория Междуречья.
- Природа и хозяйство.
- Города из глиняных кирпичей.
- Письменность Древнего Междуречья.
Ход урока
Организационный момент (2мин). Приветствие. Учащиеся записывают в тетрадях тему урока и называют предмет изучения.
Мотивационно-целевой этап (7 мин).
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Др. Междуречье иначе называют Двуречьем. Что можно предположить по поводу данного факта? Записывает на доске версии. Давайте сформулируем вопрос. Записывает на доске вопрос. Какие вопросы вы бы задали ещё к нашему предмету изучения? Записывает вопросы на доске. |
Версии: располагалось между двух рек; жители разговаривали на двух языках (две речи). Что такое Двуречье? Почему оно так называлось? Где находилось? Чем занимались жители? Как они одевались? Умели ли они писать? Было ли государство в Междуречье? Какие Боги там были? Были там города? Записывают вопросы. |
Открывает слайд презентации с главным вопросом: «Др.Междуречье – цивилизация?» Как вы думаете, правильно ли я объединила наши вопросы? Почему? Записывает признаки цивилизации на доске. |
Думают. Одни ребята соглашаются, другие – нет. Аргументируют (вспоминают признаки цивилизации): территория, хозяйство, государство, неравенство, письменность, религия. Соглашаются. Записывают вопрос. |
Открывает слайд с планом изучения. Сверим с нашими вопросами. Подчёркивает на доске вопросы, не отражённые в плане. |
Корректируют план в соответствии с заданными вопросами. |
Этап изучения нового материала (20 мин).
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Делит ребят на группы. Откройте стр. 31. Открывает слайд «территория» с картой. Зачем нам нужна карта? |
Открывают учебник на стр. 31. Записывают пункт. С помощью карты мы найдём территорию Др. Междуречья. Узнаем, что такое Др. М.; почему так называлось? |
В течение 3 минут в группах постарайтесь ответить на данные вопросы. |
Извлекают информацию из карты на стр.31 учебника, обсуждают. |
Внимательно слушаем ответ первой группы и дополняем. |
Др.М. находилось между двумя реками Тигр и Евфрат (показывают на карте слайда). Это страна. Объясняют название. Ребята других групп дополняют или исправляют. |
Проверяем. Открывает информацию о территории на слайде, объясняет. |
Понимают и записывают «Междуречье располагалось м/у реками Тигр и Евфрат, в западной Азии, на материке Евразия». |
2. Открывает слайд «природа и хозяйство». |
Записывают пункт. |
Подумайте и скажите после моего рассказа, каким занятиям способствовала природа Двуречья? По ходу рассказа составляем схему. Рассказывает: «Природа Двуречья тоже особая – 2 реки, которые разливались; тёплый климат, мягкая плодородная почва. В Двуречье – очень много глины! Совсем нет строительного камня (как в Египте) и леса – эти материалы заменяла глина. Лес закупали в других странах». |
Внимательно слушают, оформляют схему «природа и хозяйство». |
Какие занятия были в Двуречье? Обсудите ваши предложения в группах. |
Называют: земледелие, строительство насыпей, ограничивающих разливы; домов; ремесло – строительное, гончарное. Торговля. |
Проверяем занятия по слайду и карте. |
Сверяют. Завершают схему. |
3. Открывает слайд «города из глиняных кирпичей» с картой. |
Записывают пункт. |
Мы знаем, что наличие городов – признак цивилизации. Какую информацию даст нам карта? |
На карте мы можем увидеть города Междуречья. Называют. Записывают самые крупные города. |
Проверяем на слайде. В каждом городе был такой храм-башня (показывает на слайде). Он напоминал ступенчатую пирамиду и назывался «зиккурат». |
Слушают. Смотрят. |
Какой признак цивилизации в Др. Междуречье я описала? |
Религия. Ведь храм это жилище богов. Записывают термин «зиккурат». |
В таком виде зиккурат обнаружили археологи (показывает на слайде). |
Смотрят. |
4. Открывает слайд « письменность Др. Междуречья». |
Записывают пункт. |
Какие вопросы вы бы задали к данному признаку цивилизации? Записывает на доске вопросы. |
Какая была письменность в Древнем Междуречье? Как называлась письменность Древнего Междуречья? На чём и чем писали? Записывают вопросы. |
Открывает иллюстрации на слайде. Что вы можете сказать о письменности Двуречья, опираясь на данные иллюстрации? Групповая деятельность. |
Извлекают из иллюстраций информацию в виде версий. «Письменность похожа на рисунок; знаки вырезали на камне; в школе учились мальчики, они внимательно слушают учителя, отвечают и записывают...» |
Верны ли наши предположения? |
Сомневаются. |
Открывает информацию на слайде. |
Читают, записывают «письмо Двуречья – клинопись. Писали на мягкой глине заострённой палочкой». |
Рефлексивный этап (10 мин). Д/з.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Открывает последний слайд: «Древнее Междуречье – цивилизация?» |
Да, потому что в Др.Междуречье были признаки цивилизации – территория, города, хозяйство, религия, письменность. |
Чему мы учились на уроке? |
Учились находить информацию из карты, иллюстраций, работать в группе. |
На какие вопросы мы не ответили? |
Называют: «как одевались жители Междуречья? Было ли там государство? Какие Боги были в Двуречье? |
Значит наше задание на дом? Д/з: п. 13, уточнить информацию об изученных признаках из текста, найти ответ на наши вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради № 46, 47, 49. |
Ответить на эти вопросы. |
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...
27 03 2024 16:32:21
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
26 03 2024 6:43:27
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
25 03 2024 7:58:35
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
24 03 2024 21:58:25
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
23 03 2024 1:59:30
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
22 03 2024 3:20:12
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
21 03 2024 18:18:13
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
20 03 2024 11:15:31
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
19 03 2024 20:51:25
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
18 03 2024 15:37:22
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
17 03 2024 17:23:57
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
16 03 2024 7:35:38
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
15 03 2024 15:16:21
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
14 03 2024 18:15:33
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.). ...
13 03 2024 9:56:21
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
12 03 2024 3:56:20
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
11 03 2024 3:28:13
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
10 03 2024 5:36:35
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
09 03 2024 2:39:56
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
08 03 2024 3:14:40
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
07 03 2024 14:18:35
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
06 03 2024 2:34:32
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...
05 03 2024 9:15:16
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
04 03 2024 2:12:41
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
03 03 2024 7:59:31
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
02 03 2024 23:47:36
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
01 03 2024 19:16:39
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 02 2024 22:21:28
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
28 02 2024 11:37:53
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...
27 02 2024 14:13:11
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
26 02 2024 15:38:51
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
25 02 2024 16:26:28
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
24 02 2024 14:20:38
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
23 02 2024 6:17:52
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
22 02 2024 23:21:41
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
21 02 2024 15:50:36
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
20 02 2024 22:35:12
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
19 02 2024 2:16:27
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
18 02 2024 6:45:27
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
17 02 2024 10:36:32
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...
16 02 2024 0:51:15
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
15 02 2024 7:25:39
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
14 02 2024 1:58:44
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
13 02 2024 20:36:42
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
12 02 2024 10:27:37
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
11 02 2024 22:28:41
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
10 02 2024 17:37:17
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
09 02 2024 5:24:12
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
08 02 2024 4:39:34
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...
07 02 2024 18:46:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::