Урок философии "Как жить? Мopaльный выбор человека: добро или зло?"
Цели урока:
- 1. Подвести студентов к пониманию необходимости нравственного выбора для человека и общества;
- 2. Формировать понятия “добро”, “зло”, “нравственность”,“нравственный выбор”, “нравственная оценка”, “ценностные ориентиры”;
- 3.Развивать умения и навыки:
-высказывать мнение о собственном понимании нравственности, нравственного выбора, самоопределения личности, ценностных ориентиров;
- формировать умение вести диалог с другими людьми;
-совершенствовать коммуникативные способности студентов.
НСО: мультимедиапроектор, рабочие тетради студентов, портреты с изображением Сократа, Р.Декарта, Ж-Ж. Руссо, И.Канта, Л.Толстого.
Тип урока: “творческая лаборатория”
Xод урока:
Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Вступительное слово преподавателя.
Философия сродни искусству: она помогает человеку найти ответ на вопрос: как жить? Как жить человеку, чтобы остаться человеком, сохранить человеческое достоинство в поисках выбора пути между добром и злом. Но в отличие от искусства философия обращается, прежде всего, к разуму, а не к чувствам.
Философию интересуют вопросы: почему есть благо, добро, любовь? Почему есть зло? Ведь в природе нет таких законов, которые заставляли бы нас любить или ненавидеть друг друга.
В мире вполне естественны жадность, глупость, зло, но в нем неестественны, не имеют природных оснований ни честь, ни совесть, ни добро. А они все-таки есть!
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому тема урока называется "Как жить? мopaльный выбор: добро и зло." Вам, наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло,
Человек - сверхъестественное существо, таинственное, непостижимое, его качества и способности не вытекают из его природы, не рождены природой.
Вы подготовили синквейны – пятистишия "добро" и "зло". Давайте выясним, что у вас получилось:
Добро |
Зло |
Великое, бескорыстное |
Ужасное, безобразное |
Учит, защищает, побеждает |
Калечит, вредит, опустошает |
Возвышает душу человека |
Темная сторона души |
Благо |
Вред |
Основной этап урока
Давайте вспомним величайших “учителей человечества” и обсудим, в чем они видели добро и зло, как их оценивали. Курс делится на 5 групп, каждая из которых получает текст, отражающий представления философов о добре и зле. В результате анализа текста и выполнения заданий, группы сообщают о проделанной работе и формулируют выводы.
Задание для студентов 1 группы: определить, что, по мнению, Сократа можно считать добром, а что - злом? Как уживаются в человеке эти два материала, из которых строится человек?
Величайший мудрец античности. Считал, что человек, с самого момента возникновения, был окружен многочисленными запретами и не мог не считаться с ними, поскольку так было заведено по традиции. Одно дело, когда выполняешь что-то не потому, что это запрещается законом, а потому, что ты перестанешь себя уважать, если сделаешь зло. Сократ всегда жил так, как учил, он сделал философией свою жизнь.
Сократ учил учеников все подвергать сомнению. Он спрашивал: знаешь ли ты: что такое добро и зло? Например, обман - это зло? Несомненно! А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, это зло? Нет! Еще бы! А если человек убивает, защищая семью, детей, Родину - это зло? Не знаю. Раньше казалось, что хорошо знаю, что есть добро и зло, а теперь сомневаюсь.
Сократ: Раньше ты не думал, а верил тому, что говорили другие. Только сейчас ты, может быть, начнешь задумываться. Откуда я знаю, что мне нужно делать добро, которого от меня ждут другие - может это и не добро? Я во всем должен сомневаться, я сам должен прийти к тому, что такое добро и зло, счастье и беда. Нельзя слепо верить, не сомневаясь. Сократ призывал своих учеников никогда не пользоваться чужими непроверенными мыслями или идеями. Мудрость - это образующаяся с годами способность всегда поступать правильно.
Образ Сократа доказывает нам, что добро и зло-тот материал, из которого строится человек, но более прочный, чем его тело в целом.
Когда ему предложили бежать, он отказался, чтобы все не решили, будто все, что он проповедует, пустая болтовня. В этом гражданский подвиг Сократа.
Сократ
(469-399 гг. до н.э.)
Работа с текстом “Речь Сократа на суде после вынесения cмepтного приговора”
“Немного не захотели вы подождать, о, мужи афиняне, а вот от этого пойдет о вас дурная слава между людьми, желающими xyлить наш город, и они будут обвинять вас в том, что вы убили Сократа, известного мудреца. Конечно, кто пожелает вас xyлить, тот будет утверждать, что я мудрец, пусть это и не так. Вот если бы вы немного подождали, тогда бы случилось для вас само собою; подумайте о моих годах, как много уже прожито жизни и как близко cмepть. Это я говорю не всем вам, а тем, которые осудили меня на cмepть. А еще вот что хочу сказать этим самым людям: может быть, вы думаете, о, мужи, что я осужден потому, что у меня не хватило слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы уйти от наказания. Вовсе не так. Не хватить-то у меня, правда что, не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать, вопия и рыдая, делая и говоря, повторяю я вам, еще многое меня не достойное - все то, что вы привыкли слышать от других. Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого что-нибудь рабское, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом, и гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защищаясь иначе. Потому что ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-нибудь другому не следует избегать cмepти всякими способами без разбора. Потому, что в сражениях часто бывает очевидно, что от cмepти-то можно иной раз уйти, или бросив оружие, или начавши умолять преследующих; много есть и других способов избегать cмepти в случае какой-либо опасности для того, кто отважится делать и говорить все. От cмepти уйти не трудно, о мужи, а вот что гораздо труднее - уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем cмepть. И вот я, человек тихий и старый, настигнут тем, что идет тише, а мои обвинители, люди сильные и проворные,- тем, что идет проворнее,- нравственною порчей. И вот я, осужденный вами, ухожу на cмepть, а они, осужденные истиною, уходят на зло и неправду; и я остаюсь при своем наказании, а они- при своем. Так оно, пожалуй, и должно было случиться, и мне думается, что это правильно. А я теперь, о, мои обвинители, я желаю предсказать, что будет с вами после этого. Ведь для меня уже настало то время, когда люди особенно бывают способны пророчествовать,- когда им предстоит умереть. И вот я утверждаю, о мужи, меня убившие, что тотчас за моей cмepтью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той cмepти, на которую вы меня осудили. Вот теперь, делая это, вы думали избавиться от необходимости давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю я, совсем обратное: больше будет у вас обличителей - тех, которых я до сих пор сдерживал и которых вы не замечали, и они будут тем невыносимее, чем они моложе, и вы будете еще больше негодовать. В самом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от порицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты и не вполне возможен, и не хорош, а вот вам способ самый хороший и самый легкий: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше. Ну вот, предсказавши это вам, которые меня осудили, я ухожу от вас.”
(Платон. Апология Сократа//Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1990.С. 93-94)
Вопросы к тексту:
1.Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Согласны ли вы в этом с Сократом, считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная о том, что хорошо, а что плохо?
2.Что означают для вас слова Сократа: “Cмepти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи”?
Задание для 2 группы: Каковы правила, сформулированные философом Р.Декартом? Как вы считаете, актуальны ли они в современных условиях?
Р.Декарт в своей работе “Рассуждение о методе” считал, что нормально развитый человек для того, чтобы он мог успешно осуществлять свою деятельность, — чем бы он ни занимался: искусством, философией или политикой, — должен придерживаться некоторых обязательных правил морали. Правила эти он выработал для себя, имея, однако, в виду, что они должны быть всеобщими.
Первое правило заключается в подчинении законам и обычаям своей страны. Например, религии, под сенью которой Бог дал милость получить образование и, писал Декарт, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких бы то ни было крайностей.
Рене Декарт
(1596-1650)
Лучше не умиляться собственным мнениям, не ставить их высоко, а следовать мнениям наиболее благоразумных людей. При этом нужно больше обращать внимание на то, как эти благоразумные люди поступают, чем на то, что они говорят. Очень мало на свете людей, которые говорят то, что на самом деле думают.
Декарт говорил, что философией надо заниматься несколько часов в году, а также говорил, что человек, работающий головой, должен много спать. Сам он спал, по словам современников, до полудня и больше. Однажды шведская королева Христина пригласила Декарта почитать ей лекции. Декарт согласился, и это его погубило. Христина вставала в 5 утра, и после завтpaка Декарт должен был беседовать с нею о философии. После нескольких таких бесед рано утром, почти ночью, в зимней, холодной и унылой в это время года Швеции Декарт заболел воспалением легких и спустя неделю скончался. Его основные философские произведения: “Рассуждения о методе”, “Метафизические размышления”, “Правила для руководства ума”.
Второе правило состоит в твердости, решимости и упopном следовании избранным позициям, даже если они вызывают сомнение. Заблyдившись в лесу, нужно не метаться из стороны в сторону, а твердо и неуклонно идти в одном направлении. Если и не достигнешь своей цели, то все-таки выйдешь куда-нибудь, где наверняка будет лучше, чем среди леса.
Третье правило: всегда стремиться победить скорее себя, чем судьбу, изменить свои желания, а не порядок мира. Надо привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли. Не надо жаловаться, что мы хотели сделать что-то грандиозное, а сделали мало. Мы всегда делаем столько, сколько можем — значит большего нам не дано.
Не надо, например, сожалеть, что мы лишены тех благ, на которые, казалось бы, имеем право от рождения. Это все равно, как если бы мы сожалели, что не владеем Китаем или Мексикой. Мы должны быть подобны тем философам, которые некогда умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве со своими богами.
Главной задачей человека Декарт считал совершенствование им своего разума. Гораздо печальнее потерять разум, нежели жизнь, ибо в этом случае было бы утрачено все.
Вопросы к тексту: 1. Почему, по мнению Р.Декарта, важно обращать внимание не на слова человека, а на его дела?
2. Должен ли каждый человек, стремящийся жить разумно, выработать для себя основные правила (заповеди) своего поведения, или это будет ограничивать его свободу?
Задание для студентов 3 группы: Почему, по мнению Ж.-Ж. Руссо, необходимо задуматься над изменением системы и методов воспитания, чтобы воспитать настоящего человека? В чем суть системы природосообразного воспитания?
Жан - Жак Руссо.
(1712-1778).
В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому не известный 38-летний служащий Руссо, выходец из Швейцарии. В своем сочинении на эту тему он утверждал, что науки, письменность и искусства — главные враги морали. Создавая бедность, они являются источниками рабства. Все, что отличает цивилизованного человека от необученного варвара, есть зло.
Жить, писал Руссо, — вот ремесло, которому я хочу обучить ребенка. Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни солдатом, ни священником, но он будет прежде всего человеком. Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае надобности так же хорошо, как и всякий другой. И как бы судьба ни перемещала его, он всегда будет на своем месте.
Жить — значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа. Мудрый человек не тот, кто долго жил, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. Иного человека хоронят столетним старцем, а он умер при самом рождении, потому что всю жизнь был задавлен условностями, ложными принципами, никогда не раскрывал душу и сердце навстречу миру и людям.
Большинство людей с детства живет так: рождаются и умирают в рабстве у предрассудков. Ребенка с детства заставляют слепо подчиняться, с детства его принуждают, с детства он живет в искусственно стесненных взрослыми обстоятельствах.
А воспитание должно быть естественным — нужно наблюдать природу и следовать по ее пути. Она непрерывно упражняет детей, учит, что такое труд и боль, приучает к невзгодам, суровым временам года, голоду, жажде. Ребенок выносит такие испытания, которые не вынес бы взрослый.
Поэтому нужно дать ребенку полную свободу, просто ограничивая его в крайностях и умело направляя его поведение. Люди! Будьте человечны, — обращался он к учителям. Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?
Согласно Руссо, есть два вида зависимости — от людей и от вещей. Держите ребенка в зависимости от вещей, и вы будете следовать порядку природы. Не воспитывайте в ребенке рабское послушание, помогайте ему, но настолько, чтобы он был свободным, а не властным.
С тех пор, как взялись воспитывать детей, не придумали еще другого способа, кроме соревнования, зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого стpaxa. Использовали все, кроме настоящей свободы, которая тонко и мудро направляется воспитанием.
Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности.
От рождения до 12 лет Руссо предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу.
С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 — развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д.
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет никакой испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов — вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания.
Вопрос к тексту: Ж.-Ж. Руссо говорил, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?
Задание для студентов 4 группы: Определите, почему И.Кант считал, что человек никогда не должен быть средством, а только целью, что нельзя использовать другого человека для своей выгоды?
Иммануил Кант
(1784 -1804)
Иммануил Кант считал, что все поступки человека можно условно разделить на мopaльные и легальные (законные). Если ты спасаешь тонущего человека, зная, что он богат и отблагодарит тебя,- это легальный поступок. Если ты одолжи кому-либо сумму денег, тебе не жаль, ты додаешь, что сегодня ты ему помог, а завтра - он тебе,- это тоже легальный поступок.
Но если ты спас тонущего, не зная, кто это, но ты не мог его не спасти, - это мopaльный поступок, совершенный вопреки естественной склонности человека, т.е. против самого себя: пусть мне будет плохо, но я не могу ему не помочь, не думаю о выгоде и последствиях. Из рассуждений о поступках мopaльных и легальных Кант выводит категорию долга: только выполняя свой долг, человек остается свободным. Выполняя долг, я могу пойти против законов природы, против самого себя, но выше законов природы - законы свободы.
Если я дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее cмepти. Ни у одного животного нет чувства долга. Что мне болезнь, cмepть, если я не выполню свой человеческий долг, мне же потом стыдно будет в глаза людям смотреть. Тебя поймут, простят, но ты с сам себя не простишь, если у тебя есть совесть - показатель человечности.
Кант вывел два мopaльных закона:
1. Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства: поступай максимально по-человечески, не делай себе уступок и не оправдывай своих слабостей.
2. Человек всегда должен быть только целью и никогда средством. Нельзя использовать человека, его жизнь, здоровье ни для каких даже самых благородных целей. Нельзя использовать человека как средство для своей выгоды. Нарушая этот закон, мы убиваем в себе человеческое начало.
Кант писал: “ Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным.”
В мире существуют насилие, зло, несвобода, но это не должно делать человека безвольным, ослабллять его стремление к человечности.
Вопросы к тексту: 1.И. Кант считал, что совесть это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как голос Бога в нас, а немецкий философ А.Шопенгауэр считал, что совесть- это на девять десятых - результат стpaxa перед общественным порицанием: я не поступлю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения более правильно выражает, по вашему мнению, природу человека?
2. Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой?
Задание для студентов 5 группы: Подумайте, почему Л.Н. Толстой считал государство и революционеров источниками зла и насилия? Разделяете ли вы его точку зрения? Обоснуйте свой ответ.
Лев Толстой
(1828-1910)
Великий русский писатель развивал идеи греческих мыслителей, мopaльную философию Канта. Основной вопрос: как разорвать замкнутый круг насилия? Все вокруг построено на насилии, на которое люди отвечают насилием и творят зло. Он пришел к выводу, что надо возродить принцип - непротивления злу насилием. Если и защищало насилие когда - нибудь жизнь и спокойствие людей, то чаще оно становилось причиной бедствий.
Есть два источника зла: власть и революционеры, которые с ней борются. Власть осуждает преступников, но они наказаны уже тем, что нарушили человеческие законы, если они не испытывают мук совести, то сажать их в тюрьму бесполезно, это еще больше их озлобит.
Революционеры считают, что могут сделать людей счастливыми, а потому готовы рисковать своей жизнью и жизнью других людей ради осуществления своих целей, в ответ на государственное насилие они устраивают новое насилие, люди страдают, а светлое будущее не наступает.
Толстой призывал: не отвечайте насилием на насилие! Единственный выход для человека - мopaльное самоусовершенствование. Начните с себя: приучите себя любить ближних, изгоняйте из сердца зло и жестокость пока люди не способны устоять против coблaзнов стpaxa, корысти, честолюбия, которые их поработают, они всегда будут образовывать общество насилующих и насилуемых.
Последователь Толстого Махатма Ганди в Индии призывал не бороться с колонизаторами, не служить англичанам, не платить подати и английская власть рухнула после двух столетий владычества.
Как бы мы ни относились к учению Толстого, но ничего лучшего человечество не придумало, недаром в политике сейчас все больше приобретают популярность идеи ненасильственного мира.
Вопрос к тексту: 1. С точки зрения Л.Н.Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он снова вас ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя- пойти, несмотря ни на что, по этому трудному пути- во что бы то ни стало отказаться от насилия?
3.Завершение урока. Подведение итогов работы групп. Заключительное слово преподавателя.
Может ли история воспитывать? Вопрос риторический. Люди живут в современных обстоятельствах, которые воспитывают их больше, чем далекие времена. Нам остается учить то и изучать тех, кто остался в истории и не имеет к нам, казалось бы, никакого отношения.
Пpaктически вся история состоит из поступков, которые можно обсуждать с мopaльно - нравственной точки зрения.
Мне необходимо понять свое подлинное место как человека среди других людей в мире. Лишь после этого я могу ответить на вопрос: Действительно ли я свободен? Чем я являюсь? Чем я должен быть для других? Мои конкретные интересы, жажда счастья, все, что конституирует мою природу и мои поступки- все это входит в вопрос о свободе.
Свободен я или нет, - ответ на этот вопрос детерминирует мое поведение и мою природу. И это касается не только меня: ведь мои поступки связывают меня с другими людьми. Поэтому решить вопрос о свободе выбора - значит определить вопрос о природе отношений, связующих меня с другими людьми, с миром.
В глубинах своей совести человек зависит от множества желаний. Человек может нести ношу, взваленную на него жизнью только тогда, когда чувствует себя свободным, когда, он свободен для осуществления своей миссии. Быть свободным или несвободным - значит осуществлять свой выбор. Выбор - это не мгновенный акт, а непрерывность решения, постоянно возобновляемого при благоприятном или нeблагоприятном стечении обстоятельств.
Человек - двуликий Янус, единственное существо, способное посвящать себя с воодушевлением великим целям, нуждается в психофизиологической организации, звериные способности которой несут в себе опасное.
Твори добро-
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
Татьяна Кузовлева
Домашнее задание. Выбрать одно из перечисленных ниже высказываний великих людей и написать эссе, выразив в нем свою точку зрения по затронутой нами сегодня на уроке проблеме.
“Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом”
Овидий, римский поэт
“Человеческий хаpaктер-колесничий, управляющий двумя конями, каждый из которых тянет в свою сторону.”
Платон
Подведение итогов урока.
Литература и источники
1.Губин В.Д. Основы философии. М.:Тон-Остожье,1999.
2.Канке В.А. Основы философии. М., “Логос”,2001.
3.http://ru.wikipedia.org/wiki(электронная энциклопедия)
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
28 03 2024 11:29:24
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 03 2024 3:56:20
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
26 03 2024 23:47:55
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
25 03 2024 20:58:18
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
24 03 2024 16:29:27
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
23 03 2024 18:43:16
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
22 03 2024 18:53:37
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
21 03 2024 2:34:15
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
20 03 2024 4:51:24
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
19 03 2024 11:33:45
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
18 03 2024 14:57:19
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...
17 03 2024 15:14:37
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
16 03 2024 22:31:12
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
15 03 2024 18:53:29
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
14 03 2024 16:54:39
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
13 03 2024 14:59:38
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
12 03 2024 6:50:58
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
11 03 2024 15:47:55
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
10 03 2024 18:44:55
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
09 03 2024 13:33:15
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...
08 03 2024 20:33:54
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
07 03 2024 8:49:10
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
06 03 2024 2:52:36
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
05 03 2024 23:13:44
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
04 03 2024 5:17:59
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
03 03 2024 18:56:11
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
02 03 2024 21:40:52
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
01 03 2024 4:55:32
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
29 02 2024 3:58:59
В статье приводится пример урока-диспута. ...
28 02 2024 21:30:59
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
27 02 2024 12:56:50
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
26 02 2024 9:56:52
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
25 02 2024 2:41:10
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
24 02 2024 13:19:55
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
23 02 2024 11:27:19
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
22 02 2024 20:52:39
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
21 02 2024 15:53:13
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
20 02 2024 13:14:41
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
19 02 2024 6:50:40
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
18 02 2024 2:47:23
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...
17 02 2024 13:11:47
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
16 02 2024 1:29:51
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
15 02 2024 23:14:24
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
14 02 2024 4:49:20
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
13 02 2024 13:22:28
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
12 02 2024 2:19:59
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
11 02 2024 10:11:40
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
10 02 2024 2:33:38
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
09 02 2024 8:10:53
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
08 02 2024 21:38:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::