Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае

Форма проведения: урок-конференция с элементами лабораторной (источниковедческой работы).
Метод: групповая работа.
Оформление:
А) изображение памятника “Жертвам репрессий” в городском сквере;
Б) изображение здания Медицинской академии, где в 30 годы располагалось управление НКВД;
В) ксерокопии архивных документов организации “Земля и глина”.
Цель:
Образовательные
- расширить знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала;
- повысить интерес учащихся к изучению краеведческому материалу.
Воспитательные
- показать пагубность тоталитарных режимов, культа личности;
- содействовать пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства;
- содействовать формированию чувства ответственности за судьбу своей страны.
Развивающие
- совершенствовать методы поисковой работы учащихся;
- обогащать словарный запас;
- приобщать к литературному чтению;
- формировать собственное мнение об исторических событиях.
ХОД УРОКА
В жизни каждого государства есть немало страниц, достойных восхищения, гордости за поступки дедов и прадедов, признания творений мастеров: художников и изобретателей, писателей и ученых. Но вместе с тем были в истории нашей страны и трагические страницы.
В центре города Твери, на территории бывшего тверского кремля, напротив гимназии № 6, есть небольшой сквер. Тихо здесь, грустно. Несколько дорожек ведет к небольшому памятнику из черного гранита. Фигура обнаженного человека, стоящего на коленях, но, сколько достоинства, гордости, несклоненности, несгибаемости в фигуре.
Для подготовки урока использовались материалы сборника:
“Возвращение к правде”. (Из истории политических репрессий в Тверском крае в 20–40-е и начале 50-х годов. – Архивный отдел администрации Тверской области, Тверской центр документации новейшей истории. – Тверь, 1995)
Одному из учеников, за некоторое время до даты проведения урока, дается опережающее задание по теме “Гордый скорбный памятник в городском сквере”.
(Используя материалы краеведческого информационного центра Областной Универсальной библиотеки, подготовить сообщение о памятнике)
Класс разбивается на 2 группы.
Каждая группа получает собственное задание, над которым ей предстоит работать, и которое надо будет представить в виде презентации. Ребята тщательно изучают представленные для работы материалы: формулируют вопросы, делают все возможные выводы по нему, распределяют роли каждого в общем задании, разpaбатывают форму представления результатов своего исследования, а затем презентуют результаты исследования. Важность этой работы заключается в том, что в ней формируется умение публичного выступления. Группа свою презентацию начинает с обозначения темы, над которой она работала: “Вашему вниманию представляется сообщение о .., составленное на основе материалов… (обозначается источниковедческая основа.)”. Так в рамках уроков рождаются маленькие - большие ученые, потому что работы ребят - это маленького формата большая исследовательская работа.
Работа на уроке начинается с мозгового штурма по проблеме знания следующих терминов: репрессии, реабилитация, культ личности, ЧК, НКВД, ОГПУ, ГУЛАГ, массовый террор, “тройка”, враг народа.
Учитель задает следующие вопросы:
- С именами каких российских правителей связаны массовые репрессии против Населения СССР?
- В какие годы проходили репрессии в ХХ веке?
- Каковы причины политических репрессий?
- Каково примерное количество жертв репрессий в стране?
- Какие органы занимались репрессиями в СССР в ХХ веке?
Учащимся предлагается проанализировать документ № 1 и сделать все возможные выводы по справке (документу 1) и документу 2.
Документ № 1. Из справки прокуратуры Тверской области №13-А-94.
Сведения о реабилитации жертв политических репрессий по районам Тверской области за период с 1989 г. по 1993 г. (5 лет)
№ п/п | Районы | Реабилитировано лиц | |
1. г. Калинин | 1969 | 2. Андреапольский | 583 |
3. Бежецкий | 616 | 4. Бельский | 489 |
5. Бологовский | 551 | 6 . Весьегонский | 456 |
7. Вышневолоцкий | 1048 | 8. Жарковский | 12 |
9. 3ападнодвинский | 958 | 10. 3убцовский | 821 |
11. Калининский | 1180 | 12. Калязинский | 548 |
13. Кашинский | 439 | 14. Кесовогорский | 240 |
15. Кимрский | 830 | 16. Конаковский | 499 |
17. Краснохолмский | 518 | 18. Кувшиновский | 588 |
19. Лесной | 241 | 20. Лихославльский | 772 |
21. Максатихинский | 384 | 22. Молоковский | 516 |
23. Нелидовский | 390 | 24.0ленинский | 801 |
25. Осташковский | 633 | 26. Пеновский | 346 |
27. Рамешковский | 538 | 28. Ржевский | 1408 |
29. Сандовский | 571 | 29. Селижаровский | 171 |
31. Сонковский | 373 | 32. Спировский | 340 |
33. Старицкий | 1410 | 34. Торжокский | 992 |
35. Торопецкий | 929 | 36. Удомельский | 667 |
37. Фировский | 94 | 38. Жители других областей | 331 |
Итоrо | 24252 |
Документ № 2. Сведения о социальном положении жертв политических репрессий по Тверской области, реабилитированных в 1989–1993 гг.
Должностные лица | 154 |
Инженерно-технические работники | 863 |
Служащие | 1057 |
Рабочие | 4130 |
Колхозники | 7254 |
Единоличники | 5754 |
Кустари | 580 |
Служители религиозного культа | 1304 |
Пенсионеры | 172 |
Военнослужащие | 546 |
Отбывали наказание в колониях области | 527 |
Не работали | 1881 |
Итого: | 24252 |
Подвергнуты расстрелу | 3674 |
Подвергнуты ссылке члeнов семей изменников Родины | 859 |
Одним из выводов ребят является вывод о том, что все социальные слои советского общества были подвергнуты репрессивному прессингу.
Вот разговор о них, о безвинных жертвах сталинских репрессий, предстоит наш сегодняшний разговор, о тех, чьи имена известны лишь их родственникам, да мрачным страницам их личных дел. Они возвращаются из небытия, чтобы воззвать к ответу, чтобы их честное имя звучало для тех, кому неведом страшный 37 и “ чтобы горькая доблесть их поселилась в сердцах живых”, мы будем говорить о молодежи.
Задание для группы 1
Документ № 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Союз “3емля и глина”
Молодежный союз “Земля и глина” организован 25 ноября 1930 года в селе Каменка (ныне г.Кувшиново) и просушествовал до 17 января 1931 года. Название близко к народническим мотивам, а символика: герб организации (солнце, колосья, в центре - кирка, лом и лопата и значок с черепом) - очень похожа на масонскую. В состав союза входило полтора десятка парней и девчат - комсомольцев и коммунистов, возрастом от восемнадцати лет и старше. Руководящее ядро - члeны ВКП (б) О. Михеев и Н. Яковлев, а также Н. Цветков (секретарь объединенной заводской ячейки) и Н. Зольников (секретарь ячейки ВЛКСМ нижней фабрики). Первоначально группа не имела названия, но затем по предложению Н. Цветкова стала называться “Земля И глина”: с одной стороны - рядовые комсомольцы, а с другой - аппаратчики, наслоившиеся к комсомолу, как глина. Борясь против насильственной коллективизации, члeны союза, по их мнению, тем самым боролись за очищение социалистической идеи от извращающей ее пpaктики. Помимо обсуждения политической ситуации в стране и чтения запретной литературы ("Уроки Октября" Л. Троцкого и др.) самый заметный след активности - выпуск листовок. Одна из докладных в обком партии сообщала, что в результате распространения “Землей и глиной” антиколхозных прокламаций “деревня Зуборево до сих пор единоличная”. Организация не успела оформиться, не имела еще программы и устава, когда была раскрыта НКВД. В уголовном порядке никто в 1931 году не был наказан, но О. Михеева и Н. Яковлева исключили из партии и комсомола, а бюро фабричной ячейки ВЛКСМ было распущено. В 1937 году по ложному обвинению в создании “Рабоче-крестьянской партии России” были репрессированы. О. Михеев (умер в тюрьме г. Калинина в 1937 г.), В. 30ЛЬНИКОВ, В. Одинцов, Н. Цветков (участник “террористической банды под названием “3емля и глина”) С. Трубецкой, А. Иванов и др. В настоящее время все они реабилитированы. Глиняный пир // Труд. 1990. 6 декабря.
Документ № 4. Справка начальника Каменского районного отдела УНКВД, лейтенанта госбезопасности С. С. Иванова, направленная секретарю Каменского райкома ВКП(б) Т. Н. Волкову
г. Каменка 17 ноября 1936 г.
Данная к/р группа с момента ее организации повела открытую активную фpaкционную борьбу против райкома комсомола, срывала подготовку конференции ВЛКСМ, выступала против коллективизации, отказывалась от подписки на заем, отказывалась вести партийную работу в деревне в момент организации колхозов, открыто на комсомольском собрании выступала против распространения и изучения сочинений В.И. Ленина, восхваляя Троцкого и его деятельность своим пением в рабочем клубе, на улице и в стенах школы к/р частушек и разных стихотворений:
Эх, и полную дали свободу,
С горем ее вспоминай.
Эх, коммунары, что вы дали народу,
С голоду хоть помирай.
Группировка ставила перед собой задачу свергнуть местную власть, обезоружить сторожевую охрану фабрики и милицию, завязать связь с Москвой, сделать восстание в деревне. В январе 1931 года группа была ликвидирована.
Лейтенант госбезопасности (Иванов)
Документ № 5. Из воспоминаний репрессированного в 1937 года по делу “Рабоче-крестьянской партии России” и молодежной организации “Земля и глина” С. Л. Трубецкого (р. 1911 г.) о eгo пребывании в карцере внутренней тюрьмы НКВД г. Калинина .
После того, как я отказался давать показания, следователь Сидоров отправил меня в “санаторий” (карцер) на 10 суток, как он сказал подумать (…) И вот меня повели. Спустили в подвал, где расположена внутренняя тюрьма (сейчас это здание мединститута). Подвели ко второй двери и велели раздеться и снять ботинки. На мне остались одни кальсоны, открыли дверь и втолкнули меня в холодный карцер. Я как будто попал в холодный погреб. Пол цементный, холодный как лед. Высокое, длинное, полуосвещенное помещение: в длину пять небольших шагов, в ширину – 1,5. На высоте около 10 см от пола деревянный топчан с подголовником. Под потолком в толстой металлической сетке мерцала электролампочка. Стены сырые, видны капли воды и самое ужасное - большое количество ползущих крупных, серых мокриц. Я, буквально коченея от холода, решил прилечь на топчан. Мертвая тишина, даже мух нет! Только свернулся калачиком, как начали чесаться спина и бок. Приподнялся и охнул! Из щелей топчана лезли крупные, красные клопы. Это была явно дополнительная пытка, придуманная следователями НКВД. Так промучился я первую ночь. Утром открылось окошко, и через него надзиратель подал мне 400 грамм хлеба, щепотку соли и кружку кипятка. Оказывается, хлеб и щепотка соли были суточным рационом. Оказывается, так не давали заключенному умереть […]. Калининекая правда. 1990, 21 июля
Задание для группы 2.
Документ № 6. Из воспоминаний М. Е. Белянина, героя повести твepcкoro писателя 8. Крюкова “8 подвалах тверской "Лубянки", об аресте сына Николая, ученика девятого класса Заволжской средней школы.
Резким ударом ноги Михаил Ефимович распахнул калитку и вышел на улицу. На нем лица не было. На лбу и скулах пылали пунцовые пятна. У рта явственно, треугольником проступили складки. Случилось жуткое. Минувшей ночью, когда он был еще на заводе, оперативники МГБ подняли с постели и увезли его сына, ученика девятого класса Колю Белянина. В доме все перевернуто вверх дном, делали обыск.
Михаил Ефимович не был бы так потрясен, если бы арестовали его самого. Подробности об аресте он узнал час назад. Жена толково рассказать не могла, срывалась на плач, ее утешала сестра, жившая у них с января сорок второго, после возвращения из эвакуации. С их слов он и восстановил картину ночного визита.
... Часа в два ночи к ним в окно застучали. Стук был негромкий, но настойчивый. Первой поднялась жена Михаила Ефимовича, мать Николая. Открыв форточку, она спросила в сердцах: - Кто там? На дворе было темно, но она разглядела: под окном стояли двое мужчин в штатском. Откройте, я оперативный уполномоченный НКВД-МГБ, - потребовал один из них. Ноги у Веры Семеновны подкосились, руки одеревенели - она долго не могла справиться в сенях с запором. Когда, наконец, дверь открылась, двое, решительно отстранив ее в угол, рванулись в дом. Будто там скрывался вооруженный преступник.
Уже в комнате, оглядевшись, один из них, видимо, старший, предъявил Вере Семеновне сразу два ордера: на обыск и на арест Николая Белянина, ученика девятого класса 3аволжской школы. Прочитать ордера Вера Семеновна не смогла: потеряв сознание, она тут же упала на руки своей старшей сестры. Один из оперативников, проявив определенную сноровку, усадил Веру Семеновну на диван и достал из кармана пузырек с нашатырным спиртом. 3апах нашатыря растекся по комнате. На вопросы оперативников пришлось отвечать тетке Николая. Сухощавая, растрепанная спросонья старуха лет шестидесяти, в эти минуты она не потеряла самообладания. Сам же Николай, словоохотливый вундеркинд, изумлявший учителей и одноклассников способностью быстро умножать в уме трехзначные числа, знавший на память “Горе от ума” и почти все главы “Евгения Онегина” испуганный появлением незванных гостей, тоже потерял дар речи:
Взяв дрожащими руками предъявленный ему ордер, надев очки, он начал читать, но от волнения и стpaxa у него схватило живот. [...] Николай сидел на диване ни жив, ни мертв, и наблюдал безучастно за тем, как молодой оперативник, выдергивая ящик за ящиком из письменного стола, выворачивает их содержимое на пол, роется в разбросанных по полу тетрадях и книгах, а другой, надев очки, неторопливо перебирает книги на стеллажах. [...] В сопровождении оперативников он спустился с крыльца. На улице, возле калитки, их ждала черная “эмка”. - 3алезай,- старший открыл заднюю дверцу, подтолкнул Николая в машину. Не успел он опуститься на сиденье, как оказался сжатым с боков сильными мужскими телами. Ехали по ночному городу. 3а окном в темноте угадывались очертания знакомых улиц, пугающих своими развалинами, пустыми проемами окон ... следы бомбежек и пожаров изуpoдовали до неузнаваемости когда-то красивый 3аволжский район. Ехать пришлось недолго. 3апомнился довольно высокий двор, огороженный просторным, метров в пять, каменным забором, с протянутой поверх колючей проволокой. Это была внутренняя тюрьма местной Лубянки, которую горожане всегда старались обходить стороной. [...] По наивности своей он все еще надеялся, что его арест - это чистейшей воды недоразумение, чья-то нелепая ошибка, скорее всего, его с кем – то спутали. Даже казенная суровость оперативников, сопровождавших его, не очень смущала Николая: у них работа такая. Вот сейчас разберутся, думал он, и его отпустят домой, и он снова завалится спать в свою мягкую и теплую кровать, и все в его жизни встанет на мecто, и вce пойдет своим чередом [...] Спустя полвека после описываемых событий московские и местные археологи начав раскопки у предполагаемых стен тверского кремля, наткнутся на два подземных хода к реке Тьмаке. И обнаружат там множество человеческих скелетов, не совсем еще истлевших. Анализ покажет, что эти останки - следы страшного тридцать седьмого и последующих лет. И будет доподлинно установлено: не все трупы вывозили из Внутренней тюрьмы местной Любянки, многих обреченных заводили в подземный ход, стреляли в затылок и там, в подземелье, оставляли. Но ничего этого не мог знать юный историк из 3аволжской школы средне школы, впервые, не по своей воле, переступивший порог этого невеселого заведения. Часа через два его препроводили в полуподвальный этаж, в одиночную камеру с зарешеченным окошком, шириной и высотой с кирпич. Маленькая электролампочка посреди потолка тоже была зарешечена. Топчан у стены да параша в углу - вот и вся обстановка. Допросы начались лишь на третьи сутки под утро, когда шестнадцатилетнего мальчишку с ног валил сон. [...] Выйдя из калитки, Михаил Ефимович шел по улице покачиваясь, будто пьяный. Боль в висках ослабла, но подташнивало и время от времени кололо сердце. Тревога за сына гнала его из дома. Но куда? Этого он и сам еще не знал, как не знал и другого: за что? Взяли мальчишку, совсем желторотого! Нашли злоумышленника! Ну разве не глупо – видеть в сопливом школьнике угрозу безопасности державы? Ловили бы лучше дезертиров! Так нет, Вытряхивают по Ночам из постелей беззащитных школьников. Крысы тыловые, захрeбeтники! 3аплечных дел мастера! [...]
В. Крюков. В подвалах тверской “Лубянки”. Повесть о пережитом.
//Газета “Литературная Тверь”. 1992. №3-4 (5). С. 7.
По окончании выступления последней группы, ребятам предлагается определить мopaльно - психологические последствия культа личности. Результаты этой работы записываются в тетрадь.
Мopaльно-психологические последствия господства культа личности Сталина
1. Сильнейший невосполнимый удар по генофонду страны.
2. Осуществление индустриализации и коллективизации означало выбор наиболее бесчеловечного пути развития.
3. Беспрекословное подчинение воле Вождя, подавление личности, всепоглощающее чувство стpaxa, что закрепилось в душах людей, приняло уpoдливые формы.
4. Не было ни одной социальной группы, которой бы не коснулся молох репрессий.
5. Была утрачена ценность человеческой жизни. Человек – это винтик, это – средство, которого много.
И вновь пройдем по дорожкам городского сквера. Таже безымянная, молчаливая, стоящая на коленях фигура. Нет, не молчаливая, а взывающая к людям фигура: “Не допустите! Не повторите! Стойкий, Несгибаемый Советский Человек, имя которого звучало сегодня со страниц архивных документов. И сегодняшний урок – это малая толика признания, дань уважения им, вынесшим все на своем жизненном пути, не сломленным и вслед за А.А.Ахматовой мы повторяем:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
Домашнее задание. Написать эссе на тему: “Уроки 37.”
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
25 02 2021 21:10:23
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
24 02 2021 9:34:24
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
23 02 2021 8:38:57
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
22 02 2021 4:46:47
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
21 02 2021 14:55:27
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
20 02 2021 11:54:42
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
19 02 2021 1:19:12
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы.
...
18 02 2021 17:55:10
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
17 02 2021 17:48:17
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами.
...
16 02 2021 23:39:27
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
15 02 2021 14:13:22
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
14 02 2021 6:20:49
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
13 02 2021 5:14:39
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
12 02 2021 0:54:34
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
11 02 2021 23:36:41
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
10 02 2021 6:33:17
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
09 02 2021 18:19:58
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности.
...
08 02 2021 13:58:14
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
07 02 2021 4:51:50
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
06 02 2021 7:38:53
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
05 02 2021 23:45:21
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
04 02 2021 18:21:37
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
03 02 2021 22:28:58
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
02 02 2021 20:10:53
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
01 02 2021 6:24:42

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
31 01 2021 8:33:29
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы.
...
30 01 2021 23:52:31
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
29 01 2021 14:44:55
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
28 01 2021 3:31:41
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
27 01 2021 4:57:56
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении.
...
26 01 2021 9:58:39
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей.
...
25 01 2021 9:42:58
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
24 01 2021 23:21:27

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
23 01 2021 6:29:41
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
22 01 2021 8:13:59
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
21 01 2021 2:54:30
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
20 01 2021 9:44:22
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
19 01 2021 2:41:14
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
18 01 2021 23:49:46
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
17 01 2021 23:56:48
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
16 01 2021 20:42:46
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
...
15 01 2021 13:52:43
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
14 01 2021 20:30:16
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
13 01 2021 8:24:46
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
12 01 2021 9:49:41
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
11 01 2021 12:51:31
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
10 01 2021 13:55:57
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
09 01 2021 3:15:33
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
08 01 2021 4:20:47

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
07 01 2021 0:43:46
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
06 01 2021 9:40:30
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
05 01 2021 12:40:40
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
04 01 2021 5:25:44
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
03 01 2021 20:27:25
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
02 01 2021 13:20:33
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
01 01 2021 16:15:40
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
31 12 2020 5:51:28
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
30 12 2020 0:12:37
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование.
...
29 12 2020 20:47:36
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
28 12 2020 12:26:29
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
27 12 2020 16:31:58
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
26 12 2020 12:20:25
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
25 12 2020 23:20:21
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
24 12 2020 16:45:43
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
23 12 2020 19:33:16
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
22 12 2020 0:38:19
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся.
...
21 12 2020 7:13:47
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
20 12 2020 9:46:50
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
19 12 2020 1:27:12
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
18 12 2020 4:38:16
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
17 12 2020 9:21:17
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
16 12 2020 18:56:11
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
15 12 2020 19:42:25
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
14 12 2020 14:32:11
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
13 12 2020 17:11:29
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
12 12 2020 10:44:43
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
11 12 2020 13:23:48
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
10 12 2020 2:14:55
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
09 12 2020 4:32:20
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
08 12 2020 20:17:25
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
07 12 2020 7:59:54
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
06 12 2020 5:32:51
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
05 12 2020 3:24:17
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
04 12 2020 21:26:31
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
03 12 2020 22:18:49
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
02 12 2020 7:14:22
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
01 12 2020 13:16:17
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
30 11 2020 13:10:54
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
29 11 2020 1:49:46
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
28 11 2020 10:58:39
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
27 11 2020 3:57:15
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
26 11 2020 9:33:18
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
25 11 2020 21:32:10
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
24 11 2020 19:31:50
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения.
...
23 11 2020 20:53:41
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
22 11 2020 7:49:42
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
21 11 2020 4:10:52
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
20 11 2020 16:54:38
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
19 11 2020 3:37:37
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
18 11 2020 19:19:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::