Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Цели урока:
- показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;
- развитие навыков анализа, сравнения, определение главного, работы с картой, историческим источником.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
- Антифранцузские коалиции.
- Тильзитский мир.
- Война со Швецией.
- Обострение восточного вопроса.
IV. Закрепление материала.
V. Домашнее задание.
VI. Выставление оценок.
Оборудование: ММК (проектор - 1 шт., экран., компьютер - 1 шт.), рабочие листы ученика.
Используемый медиа-ресурс: Microsoft Word , PowerPoint.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователя компьютера программы Word, PowerPoint.
Приложение 1 – проверочные задания.
Приложение 2 – электронная презентация.
Приложение 3 - рабочий лист ученика (пустой).
Приложение 4 - тексты.
Приложение 5 - рабочий лист ученика (заполненный).
I. Проверка домашнего задания.
1. Понятийная мозаика.
Проверка усвоения новых понятий производится в форме взаимопроверки. Задание выполняется на отдельных листах или же включается в рабочий лист ученика.
Приложение 1. Задание 1.
2. Работа с вопросами 1 §1.
3. Работа над вопросами 2,3 §1.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя
- Итак, мы выяснили, какими были первые шаги Александра I во внутренней политике. Сегодня мы ознакомимся с направлениями его деятельности во внешней политике.
Приложение 2. (Слайд 1)
- Вспомните, что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами)
Работа с картой. Приложение 2. (Слайд 2)
Обведите границы Франции к концу XVIIIвека.
- Как они изменились в первое десятилетиеXIX века? (Территория Франции расширилась, под ее контроль попали многие государства Европы вследствие захватнической внешней политике Франции, возглавляемой Наполеоном)
- Вспомните, как складывались отношения между Россией и европейскими державами в период царствования Павла I? (Первоначально, Россия входила во II антифранцузскую коалицию и провела ряд успешных военных операций. Но вследствие обострения отношений с союзниками (Австрия, Англия) вышла из воны и заключила мир с Францией).
III. Изучение нового материала.
Слово учителя
- Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали во внешней политике Александра I. (Объявляется задание на урок, объясняется технология работы с листом ученика).
Задание на урок.
Выделить основные направления внешней политики.
Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям.
Определить степень реализации поставленных задач.
В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист, последовательно выполняя задания и заполняя составные части конспекта- схемы.
Приложение 2. (Слайд 3, 4)
Работа с текстом учебника. §2, п. 1 , абзац 1.
- Каковы были первые внешнеполитические шаги Александра I? (Возобновилась торговля с Англией, отозваны казачьи части, отправленные в Индию)
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Слово учителя
- Одновременно ухудшаются взаимоотношения России и Франции. В 1804 г. Россия вступает в III антифранцузскую коалицию. В не входили Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Апогеем ее деятельности стало сражение под Аустерлицем в декабре 1805 г.
Приложение 2. (Слайд 5)
Работа с источником. Сражение под Аустерлицем.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)
- Определите итоги и последствия данного сражения? (Большие потери союзников. Распад коалиции)
Приложение 4. Текст 1.
Слово учителя
- В 1806 г. Была создана IV антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. В ответ Наполеон объявил о “ континентальной блокаде Англии – запрете на всякие связи между ней и странами Европейского континента”. Боевые действия не принесли успеха коалиции. После разгрома Пруссии Франция оказалась у границ России. Принимая во внимание истощение материальных, военных и людских ресурсов Александр I пошёл на переговоры с Наполеоном. Подписанный императорами в июне 1807 г. договор назван Тельзитским , т.к. был подписан в г. Тельзит.
Рассказ учителя. Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)
Приложение 4. Текст 2.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Работа с текстом учебника. §2,п. 4.
- Выделите основные пункты данного договора, разделите их на имеющие положительные и отрицательные последствия для России. (Примерный ответ – Приложение 5)
Приложение 2. (Слайд 6)
- Какие направления стали главными для России после заключения Тельзитского мира? (Борьба с Турцией, Ираном, Швецией)
Работа с текстом учебника по рядам. 1 ряд - §2 п. 5.,2 ряд - §2 п. 3,6. 3 ряд - §2 п. 3, 7.
Заслушивание ответов.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Приложение 2. (Слайд 7)
Слово учителя
- Тельзитский мир был недолгим. Россия терпела из-за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России.
Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне Франции. Стало ясным, что война неизбежна.
- На основании заполненного Вами конспекта –схемы прошу Вас выполнить на задания поставленные в начале урока и записать ответы. (Примерный ответ – Приложение 6)
Заслушивание ответов.
Приложение 2. (Слайд 8)
IV. Закрепление материала.
Работа с картой.
- Укажите на карте направления и места основных внешнеполитических событий.
Приложение 2. (Слайд 9)
- Работа с текстом.
Приложение 1. Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.
V. Домашнее задание.
§2. Вопросы к параграфу.
Работа с конспектом-схемой.
Приложение 2. (Слайд 10)
VI. Выставление оценок.
После выполнения задания, учащиеся сдают листы с заданиями 1 и 2. По усмотрению учителя он может оценить или вместе или по отдельности оба задания. Работая в ходе урока, у интеpaктивной доски учащийся также может получить оценку. При желании учитель может вывести среднеарифметическую оценку.
Литература- Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464, 457.
- Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. – М., 1997.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., Просвещение, 2007.
- Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX века. – М., 1963.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., Вако, 2004.
- Тырин С.В. и др. История Росии XIX век Рабочая тетрадь. 8 кл. – М., Дрофа, 2005.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
18 03 2024 7:11:30
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
17 03 2024 14:15:53
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
16 03 2024 6:16:17
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
15 03 2024 12:11:25
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
14 03 2024 1:26:46
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
13 03 2024 16:27:18
Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
12 03 2024 22:45:38
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
11 03 2024 13:32:22
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
10 03 2024 5:47:35
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
09 03 2024 23:31:25
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
08 03 2024 22:26:33
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
07 03 2024 15:36:30
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
06 03 2024 3:25:43
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности. ...
05 03 2024 2:16:29
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
04 03 2024 12:18:58
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
03 03 2024 5:40:23
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
02 03 2024 16:28:37
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...
01 03 2024 22:35:56
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
29 02 2024 10:25:36
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
28 02 2024 7:15:39
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
27 02 2024 19:14:10
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
26 02 2024 10:40:48
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
25 02 2024 13:32:28
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
24 02 2024 8:42:57
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
23 02 2024 13:23:43
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
22 02 2024 14:36:17
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
21 02 2024 22:55:51
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
20 02 2024 19:31:12
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
19 02 2024 4:55:30
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
18 02 2024 14:35:30
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...
17 02 2024 1:14:56
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
16 02 2024 1:11:44
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
15 02 2024 2:50:53
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины. Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России. В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России". ...
14 02 2024 20:35:52
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...
13 02 2024 1:46:40
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
12 02 2024 21:40:26
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
11 02 2024 0:48:27
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
10 02 2024 0:39:52
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
09 02 2024 0:25:43
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
08 02 2024 23:30:47
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
07 02 2024 15:56:35
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
06 02 2024 22:41:39
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
05 02 2024 17:49:15
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
04 02 2024 11:46:27
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
03 02 2024 4:58:40
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
02 02 2024 7:56:23
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
01 02 2024 5:38:52
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...
31 01 2024 3:48:22
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
30 01 2024 22:48:47
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
29 01 2024 20:27:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::