Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Цели урока:
- показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;
- развитие навыков анализа, сравнения, определение главного, работы с картой, историческим источником.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
- Антифранцузские коалиции.
- Тильзитский мир.
- Война со Швецией.
- Обострение восточного вопроса.
IV. Закрепление материала.
V. Домашнее задание.
VI. Выставление оценок.
Оборудование: ММК (проектор - 1 шт., экран., компьютер - 1 шт.), рабочие листы ученика.
Используемый медиа-ресурс: Microsoft Word , PowerPoint.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователя компьютера программы Word, PowerPoint.
Приложение 1 – проверочные задания.
Приложение 2 – электронная презентация.
Приложение 3 - рабочий лист ученика (пустой).
Приложение 4 - тексты.
Приложение 5 - рабочий лист ученика (заполненный).
I. Проверка домашнего задания.
1. Понятийная мозаика.
Проверка усвоения новых понятий производится в форме взаимопроверки. Задание выполняется на отдельных листах или же включается в рабочий лист ученика.
Приложение 1. Задание 1.
2. Работа с вопросами 1 §1.
3. Работа над вопросами 2,3 §1.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя
- Итак, мы выяснили, какими были первые шаги Александра I во внутренней политике. Сегодня мы ознакомимся с направлениями его деятельности во внешней политике.
Приложение 2. (Слайд 1)
- Вспомните, что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами)
Работа с картой. Приложение 2. (Слайд 2)
Обведите границы Франции к концу XVIIIвека.
- Как они изменились в первое десятилетиеXIX века? (Территория Франции расширилась, под ее контроль попали многие государства Европы вследствие захватнической внешней политике Франции, возглавляемой Наполеоном)
- Вспомните, как складывались отношения между Россией и европейскими державами в период царствования Павла I? (Первоначально, Россия входила во II антифранцузскую коалицию и провела ряд успешных военных операций. Но вследствие обострения отношений с союзниками (Австрия, Англия) вышла из воны и заключила мир с Францией).
III. Изучение нового материала.
Слово учителя
- Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали во внешней политике Александра I. (Объявляется задание на урок, объясняется технология работы с листом ученика).
Задание на урок.
Выделить основные направления внешней политики.
Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям.
Определить степень реализации поставленных задач.
В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист, последовательно выполняя задания и заполняя составные части конспекта- схемы.
Приложение 2. (Слайд 3, 4)
Работа с текстом учебника. §2, п. 1 , абзац 1.
- Каковы были первые внешнеполитические шаги Александра I? (Возобновилась торговля с Англией, отозваны казачьи части, отправленные в Индию)
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Слово учителя
- Одновременно ухудшаются взаимоотношения России и Франции. В 1804 г. Россия вступает в III антифранцузскую коалицию. В не входили Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Апогеем ее деятельности стало сражение под Аустерлицем в декабре 1805 г.
Приложение 2. (Слайд 5)
Работа с источником. Сражение под Аустерлицем.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)
- Определите итоги и последствия данного сражения? (Большие потери союзников. Распад коалиции)
Приложение 4. Текст 1.
Слово учителя
- В 1806 г. Была создана IV антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. В ответ Наполеон объявил о “ континентальной блокаде Англии – запрете на всякие связи между ней и странами Европейского континента”. Боевые действия не принесли успеха коалиции. После разгрома Пруссии Франция оказалась у границ России. Принимая во внимание истощение материальных, военных и людских ресурсов Александр I пошёл на переговоры с Наполеоном. Подписанный императорами в июне 1807 г. договор назван Тельзитским , т.к. был подписан в г. Тельзит.
Рассказ учителя. Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)
Приложение 4. Текст 2.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Работа с текстом учебника. §2,п. 4.
- Выделите основные пункты данного договора, разделите их на имеющие положительные и отрицательные последствия для России. (Примерный ответ – Приложение 5)
Приложение 2. (Слайд 6)
- Какие направления стали главными для России после заключения Тельзитского мира? (Борьба с Турцией, Ираном, Швецией)
Работа с текстом учебника по рядам. 1 ряд - §2 п. 5.,2 ряд - §2 п. 3,6. 3 ряд - §2 п. 3, 7.
Заслушивание ответов.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Приложение 2. (Слайд 7)
Слово учителя
- Тельзитский мир был недолгим. Россия терпела из-за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России.
Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне Франции. Стало ясным, что война неизбежна.
- На основании заполненного Вами конспекта –схемы прошу Вас выполнить на задания поставленные в начале урока и записать ответы. (Примерный ответ – Приложение 6)
Заслушивание ответов.
Приложение 2. (Слайд 8)
IV. Закрепление материала.
Работа с картой.
- Укажите на карте направления и места основных внешнеполитических событий.
Приложение 2. (Слайд 9)
- Работа с текстом.
Приложение 1. Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.
V. Домашнее задание.
§2. Вопросы к параграфу.
Работа с конспектом-схемой.
Приложение 2. (Слайд 10)
VI. Выставление оценок.
После выполнения задания, учащиеся сдают листы с заданиями 1 и 2. По усмотрению учителя он может оценить или вместе или по отдельности оба задания. Работая в ходе урока, у интеpaктивной доски учащийся также может получить оценку. При желании учитель может вывести среднеарифметическую оценку.
Литература- Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464, 457.
- Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. – М., 1997.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., Просвещение, 2007.
- Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX века. – М., 1963.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., Вако, 2004.
- Тырин С.В. и др. История Росии XIX век Рабочая тетрадь. 8 кл. – М., Дрофа, 2005.
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
28 03 2024 18:28:42
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
27 03 2024 14:28:32
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
26 03 2024 15:53:57
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
25 03 2024 6:36:22
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
24 03 2024 22:59:44
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
23 03 2024 1:31:38
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
22 03 2024 21:28:52
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
21 03 2024 20:32:36
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
20 03 2024 9:12:55
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
19 03 2024 17:55:54
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
18 03 2024 1:12:34
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
17 03 2024 2:23:59
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
16 03 2024 9:41:33
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности". На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
15 03 2024 0:19:27
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
14 03 2024 23:55:33
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
13 03 2024 18:12:49
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
12 03 2024 6:41:56
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...
11 03 2024 2:19:21
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
10 03 2024 14:44:24
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
09 03 2024 13:31:34
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
08 03 2024 10:12:14
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
07 03 2024 2:48:36
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
06 03 2024 3:46:38
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
05 03 2024 11:28:26
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
04 03 2024 14:26:42
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
03 03 2024 18:47:13
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
02 03 2024 16:10:13
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...
01 03 2024 4:47:31
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
29 02 2024 15:34:56
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
28 02 2024 16:56:28
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...
27 02 2024 12:31:29
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
26 02 2024 5:10:44
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
25 02 2024 6:57:16
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
24 02 2024 4:54:41
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
23 02 2024 23:52:29
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
22 02 2024 16:25:18
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
21 02 2024 11:15:56
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
20 02 2024 2:25:30
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
19 02 2024 6:51:54
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
18 02 2024 22:44:31
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
17 02 2024 0:22:50
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
16 02 2024 10:36:29
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
15 02 2024 11:22:14
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
14 02 2024 5:54:11
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...
13 02 2024 1:40:27
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
12 02 2024 0:59:40
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
11 02 2024 23:40:30
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...
10 02 2024 16:17:41
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
09 02 2024 13:43:42
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников. ...
08 02 2024 14:16:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::