Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"
Тема: "Два взгляда на человека в эпоху средневековья".
Цели урока:
- Обобщение знаний по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья".
- Развитие умений: сравнивать, обобщать, выделять главное, выбирать необходимую информацию в работе с историческими документами.
- Усвоение принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох.
Работа с классом. Повторение основных вопросов темы
- Определите хронологические рамки и дайте общую хаpaктеристику Средневековья.
- Дайте определение эпохи.
- Почему Возрождение выделяют в особую эпоху\'? На фоне каких исторических событий формировалась эта эпоха?
- Определите основные параметры сравнения Средневековья и Возрождения.
- Опережающий вопрос. Выделите по ходу работы основной параметр, который является основополагающим для остальных.
Работа на доске
- Тема урока.
- Лента времени.
- Основные параметры сравнения.
Стенд (наглядные материалы к уроку)
Репродукции величайших достижений искусства и архитектуры Средневековья и Возрождения.
Работа с "лентой времени"
Показать непрерывность исторического процесса, эволюционность развития, связь эпох (прошлого, настоящего и будущего).
Два взгляда на человека в эпоху Средневековья
Вопросы для сравнения |
Церковное учение |
Гуманистическая философия |
1. Представители. |
Августин Блаженный, Франциск Ассизский, Фома Аквинский. |
Ф.Петрарка, Н.Макиавелли, Э.Роттердамский |
2. Природа человека. |
Греховное, низменное. "Темница души", "сосуд греха". |
Гармоничное единство божественного и природного, духовного и материального. |
3. Отношение к Богу. |
Бог определяет все. |
Бог - творческое начало. |
4. Цель человеческого существования. |
Восхождение человеческой души к Богу через таинства Церкви. |
Восхождение человеческой души к Богу через творческую деятельность, исследование своей природы и природы вообще. |
5. Отношение к человеческому разуму и знаниям. |
Скептическое. |
Вера в силу человеческого разума. |
6. Требования добродетели (основной параметр). |
Преодоление своей природы, презрение к миру, к жизненным потребностям, к телу, богатству, славе, собственности => аскетизм. |
Следование своей природе, принятие мира и радости земного существования, культ наслаждения и пользы, возрождение уважения к славе => антиаскетизм. |
В процессе сравнения опора делается на высказывания философов эпохи Средневековья и Возрождения. Учащимся предлагается атрибутировать высказывания — определить их принадлежность историко-культурной эпохе.
Подборка высказываний
Средневековье
- "Без перста Божьего ни один волос не упадет с головы человека".
- "Человек — темница души, сосуд греха".
- "Мы умираем, пока живем, лишь тогда перестаем умирать, когда перестаем жить" (Папа Иннокентий III).
- Откажитесь от плотских наслаждений... Любовь к Богу удаляет человека от мира, а любовь к миру от Бога".
- "Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог" (Августин Блаженный).
- \'\'Земное царство в своей основе — разбойничий стан, держится лишь войной и насилием. Высшее выражение небесного царства—Церковь. Но земная церковь — только приготовление к небесной" (Августин Блаженный).
- "Светская власть должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе — Христос, а на земле — римский папа" (Фома Аквинский).
Возрождение
- "Благие души, доблести подруги, заселяют мир, он станет золотым, античными творениями полный\'\' (Ф.Петрарка).
- "То, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения\'\' (П.Браччолини).
- "Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом, этим он может, во-первых, угодить Богу и почитать его, и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье" (Л.Альберти).
- \'\'Истинно благородный человек не рождается с великой кровью, но сам делает себя таковым великолепными делами своими".
- "Прочь от меня... всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность. Возьми фортуну за волосы, ускоряй, если нужно, бег ее колеса" (Дж.Бруно).
- "Счастлив лишь тот, кто и в том, и в другом вполне совершенен,
Ловок, проворен, силен и здоров, а также при этом
Мудр и учен, добродетелен, благоразумен,
Кто в совершенстве в себе сочетает чувства и разум"
(Из философской поэмы Пьер-Анджелло Maндзолли).
Лента времени
Древний мир |
Средневековье |
Возрождение |
Новое время |
||
Античность: 1 . Человек. 2. Разума процесс познания мира и человекам философия — наука всех наук, предмет осмысления мира и человека.
|
1. Бог 2. Процесс познания божественного начала основная наука — богословие. |
1. Человек, Просвещение как лучшее творение Бога. 2. Разум => познание мира и человека => появляются основы наук и научная специализация. МИР ПОЗНАЕТСЯ |
|
||
вширь |
вееру |
внутрь |
|||
(великие географические открытия) |
(небесные светила — астрономия) |
(душа и тело — основы медицины) |
Лента времени доказывает неразрывность взаимосвязи эпох, возрождение ценностей прошлых эпох в настоящем.
Домашнее задание (опережающее)
- Подумайте, в чем проявился кризис эпохи Возрождения?
- В чем закономерность в переходе к эпохе Нового времени?
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
18 03 2024 15:59:34
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
17 03 2024 2:54:27
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...
16 03 2024 23:22:14
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...
15 03 2024 21:40:37
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
14 03 2024 11:39:43
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
13 03 2024 2:11:18
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
12 03 2024 23:36:39
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
11 03 2024 18:23:21
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
10 03 2024 20:16:37
09 03 2024 16:47:49
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
08 03 2024 23:25:37
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
07 03 2024 17:17:40
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...
06 03 2024 4:15:42
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
05 03 2024 17:45:57
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...
04 03 2024 23:20:49
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
03 03 2024 23:25:16
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
02 03 2024 11:22:40
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
01 03 2024 18:53:43
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...
29 02 2024 17:29:13
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
28 02 2024 16:36:26
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
27 02 2024 21:55:47
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
26 02 2024 0:49:53
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
25 02 2024 8:22:15
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
24 02 2024 9:34:57
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
23 02 2024 12:32:10
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
22 02 2024 17:31:30
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
21 02 2024 22:35:47
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
20 02 2024 16:39:56
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
19 02 2024 3:43:32
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса. ...
18 02 2024 4:39:16
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
17 02 2024 20:55:35
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
16 02 2024 17:40:45
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
15 02 2024 8:35:19
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
13 02 2024 19:11:34
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
12 02 2024 13:35:34
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
11 02 2024 18:41:55
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
10 02 2024 23:50:29
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
09 02 2024 16:57:14
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
08 02 2024 19:34:30
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
07 02 2024 5:21:45
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
06 02 2024 16:23:30
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
05 02 2024 3:54:38
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
04 02 2024 23:32:38
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
03 02 2024 21:52:51
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
02 02 2024 6:58:43
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
01 02 2024 13:40:37
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
31 01 2024 11:51:55
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
30 01 2024 0:15:43
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы. ...
29 01 2024 21:51:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::