Урок в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема: "Культура России первой половины XIX века"
Развитие познавательной активности на уроках истории является одной из важнейших задач обучения. Для учащихся старших классов основным видом деятельности становится самостоятельная работа. Как сделать эту работу более эффективной, интересной для ученика? Ответ на эти вопросы я вижу в использовании информационных технологий на уроках истории.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом.
В документах модернизации российского образования большое значение отводится формированию информационной компетентности, начиная с начальной ступени обучения. Эти современные требования следующие:
- Уметь пользоваться основными источниками информации и базами данных, включая электронные, находить информацию в Интернете.
- Владеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя при решении учебных и пpaктических задач.
- Самостоятельно соблюдать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавать базы данных, свободно пользоваться сетью Интернета для поиска, получения и передачи информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделятьглавное, обобщать, делать выводы.
Итак, мы считаем, что использование информационных технологий позволяет:
- широко использовать исследовательские методы организации учебной деятельности;
- организовывать учебный процесс с использованием различных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой (но с приоритетом первой);
- проявлять учащихся творчество и оригинальность;
- приобретать специфические навыки работы с информацией, использовать информационные технологии.
- активизировать познавательную деятельность школьников, повысить интерес к предмету, стимулировать участие в конкурсах, олимпиадах, проектах.
В рамках экспериментальной работы по использованию информационных технологий были разработаны и проведены уроки с использованием мультимедийного оборудования.
В качестве примера предлагаем разработку урока в 10-м классе «Культура России I половины XIX века. Архитектура и живопись». Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников , виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
Перед уроком учащиеся получили задания найти информацию о художниках и архитекторах XIX века и оформить материал в программе Power Point. Получившийся проект позволяет:
- учителю иллюстрировать свой рассказ.
- не перегружать зрительное прострaнcтво, фиксируя внимание на изучаемом объекте.
- вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
- развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН (общеучебные умения и навыки)
- ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся.
- в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни.
- включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: «Культура России I половины XIX века. Архитектура и живопись».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели
Образовательная: создать условия для освоения учениками информации по данной теме: основные стили архитектуры, направления живописи, художники и архитекторы, а также их произведения.
Развивающая: продолжить развитие исследовательских умений, получать информацию из различных источников, анализировать основные направления искусства.
Воспитательная: способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, формирование интереса к культуре русского народа.
Средства обучения
- учебник, П.Н.Зырянов, В.Н.Буганов «История России 10 класс», ч.II М., Просвещение, 2005 г.
- электронная презентация «Культура России I половины XIX века. Архитектура и живопись». (Приложение)
- мультимедийный проектор для демонстрации презентации
- мини-проекты учащихся о достижениях культуры XIX века.
- рабочая тетрадь
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать:
- Основные работы художников, скульпторов, живописцев.
- Cтили архитектуры и направления в искусстве.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять смысл основных понятий.
- Называть сходства и различия направлений художественной культуры.
- Соотносить произведение культуры с автором.
- Представлять результаты поиска информации в электронном виде, пользуясь компьютером самостоятельно.
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Оргмомент |
Осуществляет психологический настрой на урок |
Готовят рабочее место, настраиваются на урок |
Мотивационный блок |
Задает вопросы с целью актуализации знаний: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Выводит на задачи урока, предлагает записать тему в тетрадь |
Отвечают, что начали изучать культуру России XIX века, но выяснили особенности науки и образования, значит сегодня необходимо познакомиться с другими направлениями культуры. Записывают тему в тетрадь |
Новый материал |
Сегодня вы получите много информации о деятелях культуры и искусства, в ходе работы вам необходимо записать в тетрадь:
|
Готовят тетради для записи данной информации (можно в виде схемы или таблицы). |
Блок 1. Живопись |
Обращает внимание учеников на понятия, выписанные на доске: классицизм, романтизм, реализм.
Предлагает свериться с учебником стр. 106-107 |
Группа учеников выступают с короткими сообщениями о художниках, демонстрируя их произведения через проектор. Учащиеся записывают данные в тетрадь. |
Блок 2. Архитектура |
Какое направление архитектуры было господствующим в XVIII веке? Сегодня мы познакомимся с архитектурой I половины XIX века. Строительство шло в основном в Петербурге, поэтому нам предстоит путешествие по Северной Пальмире. |
Барокко, появляется классицизм. Получают задание, найти сходства и различия с классицизмом XVIII века, записать имена зодчих и их творения. Демонстрируют презентацию. Называют черты нового стиля, записывают определение в тетрадь. |
|
Демонстрирует кадр с изображением храма Христа Спасителя в Москве, архитектора Тона. Можно ли назвать этот стиль ампиром? Дает понятие русско-византийского стиля. |
Нет, называют причины. Записывают определение в тетрадь. |
|
Почему происходит возвращение к старинным, православным традициям? |
Связывают эти традиции с официальной идеологией (теория официальной народности). |
Подведение итогов |
Почему XIX век называют «золотым веком» русской культуры? |
Отвечают на вопрос, закрепляя полученные знания. |
Домашнее задание |
П. 17, словарь |
Записывают в дневники. |
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
18 03 2024 21:23:15
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
17 03 2024 12:41:28
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
16 03 2024 11:32:37
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
15 03 2024 21:57:51
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
14 03 2024 22:44:24
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
13 03 2024 23:18:38
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
12 03 2024 13:56:28
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
11 03 2024 22:42:41
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
10 03 2024 4:40:29
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
09 03 2024 18:14:58
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
08 03 2024 20:36:23
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
07 03 2024 15:36:49
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
06 03 2024 17:10:17
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
05 03 2024 10:32:38
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
04 03 2024 5:21:40
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
03 03 2024 10:32:37
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
02 03 2024 12:40:31
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...
01 03 2024 2:46:51
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
29 02 2024 22:41:22
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
28 02 2024 9:48:53
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
27 02 2024 15:42:30
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
26 02 2024 13:32:20
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
25 02 2024 22:26:26
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
24 02 2024 14:59:47
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
23 02 2024 3:28:56
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
22 02 2024 20:29:35
Статья представляет собой урок истории в восьмом классе, где учатся дети с диагнозом «детский церебральный паралич». На уроке затронута тема нарастания международных противоречий накануне Первой мировой войны....
21 02 2024 18:34:41
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
20 02 2024 7:32:10
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
19 02 2024 0:35:50
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
18 02 2024 9:40:44
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
17 02 2024 15:38:50
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
16 02 2024 13:18:29
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...
15 02 2024 9:14:11
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
14 02 2024 13:52:48
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
13 02 2024 1:51:24
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
12 02 2024 2:11:29
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
11 02 2024 3:47:12
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
10 02 2024 6:16:47
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
09 02 2024 18:46:35
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
08 02 2024 11:24:37
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
07 02 2024 18:50:57
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
06 02 2024 22:52:31
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
05 02 2024 7:57:24
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
04 02 2024 11:24:41
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...
03 02 2024 14:24:53
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
02 02 2024 6:55:48
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
01 02 2024 13:55:48
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
31 01 2024 10:39:39
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
30 01 2024 16:56:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::