Урок по теме "Я-гражданин"
Технология: информационно – коммуникативная, технология критического мышления
Форма работы: проектная
Уровень образования школьников: учащиеся 9 класса
Образовательные задачи:
- обучающая – используя знания обучающихся, полученные ими на уроках истории и обществознания, продолжить работу над формированием понятий гражданин, гражданство, патриот.
- воспитательная – формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, , воспитание чувства сопричастности к истории своей родины;
- развивающая – развитие абстpaктно-теоретического мышления на основе активизации поисково-исследовательской деятельности.
Вопросы для изучения:
- Кого и почему называют гражданином?
- Гражданские качества личности.
- Права и обязанности гражданина.
- Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю.
Основные понятия: гражданин, патриотизм, Родина, Отечество, права, обязанности
Наглядные пособия:
- изображение государственных символов России и Самарской области, гербы, флаги;
- документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»
- карта Самарской области.
Ход урока:
Презентация «Я гражданин России»
Введение:
Термин «гражданин» появился еще в период античности и обозначал полноправного жителя городской общины (полиса), обладавшего исключительным правом участвовать в управлении общественными делами, голосуя в народном собрании и занимая выборные должности.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. /Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой./
Современное понятие «гражданин» сформировалось в последние десятилетия 18 века, прежде всего в документах Великой Французской и Американской революций.
В России понятие «гражданин» появляется в обиходе примерно в тоже время.
На слайде вопросы:
- Что значит быть гражданином?
- Какими качествами должен обладать идеальный гражданин демократического государства? Что он должен знать и уметь?
Задание 1
Работа с учащимися: 5 минут
- учащиеся составляют ассоциатиативные таблицы по теме :
- Гражданин
- Качества гражданина
Записи делаются на компьютере и отображаются на доске.
Задание 2 (5 мин.)
- Обучающиеся делятся на четыре группы - «литераторы», «историки 1», « историки 2», «правоведы».
литераторы: используя знания содержания различных литературных произведений, должны выделить качества личности, определяющие человека как гражданина. Необходимо привести примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности;
историки 1: обсуждают вопрос: кого и почему называли гражданами в истории России? Необходимо привести примеры поступков исторических личностей, которые можно хаpaктеризовать как гражданские поступки- период до 20 века.
историки 2: обсуждают вопрос: кого и почему называли гражданами в истории России? Необходимо привести примеры поступков исторических личностей, которые можно хаpaктеризовать как гражданские поступки- период до 20 века.
правоведы: назовите основные правовые документы, том числе и международные в которых закрепляются права гражданина.
Цель работы: проанализировать предложенные обучающимися во время «мозгового штурма» ( совместного обсуждения когда, каждый выносит свое предложение на обсуждение и оно либо принимается либо отвергается) гражданские качества личности.
Каждая из групп работает в соответствии с заданиями в течение 5- ми минут, выполняя задание. По завершении обсуждения, представители каждой из групп докладывают о результатах своей работы, дополняя список качественных хаpaктеристик гражданина. В итоге должен быть составлен наиболее полный перечень качеств гражданина. В работе используется ПК – папка на рабочем столе.
- Учитель предлагает дать определение понятию «гражданин»
Гражданин-человек, имеющий гражданства определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, имеющий высокие нравственные качества, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.
Задание 3. (5 мин.)
Обучающимся предлагается выяснить:
- В чем суть гражданских прав и обязанностей личности?
- Что такое гражданство?
Работа в группах: В каждой группе используются тексты Конституции РФ 1993 г. и Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации». Обучающиеся изучают статьи 20, 21, 22, 23. 24, 25, 26, 27, 28 Конституции РФ 1993 года и называют личные /гражданские права/.
Ознакомившись со ст. 12, 13, 14, 17, 18 , 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», ст. 61 Конституции РФ определяют значение понятия «гражданство».
- Выступление представителей групп. Обучающиеся обсуждают статьи Конституции и Закона о гражданстве, определяют личные права гражданина и суть понятия «гражданство».
- Для ознакомления обучающихся с понятием «гражданская ответственность» предлагается ознакомиться с памяткой «В чем состоит ваша гражданская ответственность?». (Памятка находится в папке на столе ПК).
- Граждане России должны соблюдать законы своего государства.
- Граждане России должны исполнять свои конституционные обязанности.
- Граждане России должны принимать участие в голосовании на выборах и референдумах.
- Граждане России должны доводить до сведения своих депутатов и представителей в органах власти свое мнение о ситуации в обществе и его проблемах.
- Граждане России должны требовать отчета о работе своих депутатов, а также избранных ими представителей власти.
- Граждане России должны уважать права других граждан.
Задание 4. (10 мин.)
- Обучающимся предлагается решить вопрос: где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в Самарской области или за ее пределами.
- Обучающиеся делятся на две группы: «предпочитающие жить в Самарской области», «предпочитающие жить за пределами Самарской области» (можно изготовить таблички – указатели).
- Обучающиеся подбирают по два – три довода в подтверждение своей позиции по принципу «за» и «против».
Работа сопровождается записями на компьютере и отображается на доске
Задание 5 (3 мин.)
Обучающимся предлагается обсудить: в чем сходство и в чем различие понятий «гражданин» и «гражданин Самарского края »?
Составляется памятка «Я – гражданин Самарской области» в форме кластера.
Заключение.
Педагог подчеркивает, что формирование гражданских качеств личности предполагает осознание каждым человеком своей гражданской ответственности перед обществом.
Задания на выбор для самостоятельной работы: ( 5 мин.)
Используя знания, полученные на занятиях, составьте синквейн – пятистишье по теме «Гражданин» ( схема находится в папке на рабочем столе ПК) или напишите мини – эссе по теме « Настоящий гражданин это….»
Синквейн (пятистишие):
- Одно существительное (заявляется тема или предмет).
- Два прилагательных или два причастия (описание темы\предмета).
- Три глагола, хаpaктеризующих действия темы\предмета.
- Фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к теме\предмету.
- Существительное- синоним, обобщающее или расширяющее смысл темы\предмета.
Колумб |
Колумб |
Смелый, настойчивый, |
Лживый, бездушный, |
Открывал, торговал, обогащал. |
Комaндовал, торговал, обогащался, |
Воссоединил мир и потряс человечество |
Делал всё для достижения цели, |
Герой. |
Авантюрист. |
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
18 03 2024 11:18:17
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
17 03 2024 7:30:44
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
16 03 2024 4:57:54
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
15 03 2024 9:59:18
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
14 03 2024 3:31:28
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
13 03 2024 2:36:34
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
12 03 2024 15:18:18
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
11 03 2024 10:32:20
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
10 03 2024 15:13:28
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
09 03 2024 20:14:43
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
08 03 2024 17:50:46
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
07 03 2024 6:54:47
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
06 03 2024 17:45:37
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
05 03 2024 9:31:39
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
04 03 2024 4:53:33
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
03 03 2024 0:38:40
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
02 03 2024 11:42:42
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
01 03 2024 12:56:54
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
29 02 2024 6:51:42
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
28 02 2024 23:15:19
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
27 02 2024 16:13:55
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
26 02 2024 19:36:41
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
25 02 2024 17:11:35
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
24 02 2024 20:22:32
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
23 02 2024 10:44:48
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
22 02 2024 23:28:47
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
21 02 2024 3:25:48
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
20 02 2024 1:57:38
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
19 02 2024 20:20:33
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
18 02 2024 21:38:10
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
17 02 2024 20:45:51
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
16 02 2024 5:59:59
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
15 02 2024 21:30:16
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
14 02 2024 18:39:26
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
13 02 2024 15:10:39
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
12 02 2024 6:23:29
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...
11 02 2024 19:57:30
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
10 02 2024 12:10:51
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
09 02 2024 6:35:31
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
08 02 2024 8:29:40
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
07 02 2024 0:51:27
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
06 02 2024 21:36:56
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
05 02 2024 12:12:33
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
04 02 2024 21:50:29
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
03 02 2024 12:39:10
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
02 02 2024 17:21:53
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
01 02 2024 4:16:35
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
31 01 2024 0:42:15
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
30 01 2024 10:30:44
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...
29 01 2024 17:45:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::