Форма и структура права
Цели:
- Проверка качества усвоения знаний учащихся;
- Стимулирование интереса к правовым проблемам и вопросам;
- Формирование умения пpaктического применения полученных знаний на пpaктике;
- Развитие у учащихся мышления высокого уровня на основе самостоятельной познавательной деятельности;
- Формирование активной гражданско-общественной позиции.
Оборудование:
- Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений Право / под ред.
- Л.Н.Боголюбова, Т.Е.Абовой, А.И.Матвеева. - М., "Просвещение" 2008.
- Компьютер и проектор.
- Презентация
Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.
2 слайд Основной вопрос урока
Каковы отличительные признаки системы права в современной России?
3 слайд. План
1. Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?
2. Чем различаются элементы структуры правовой нормы и что их объединяет?
3. Почему нормативные акты имеют разную силу и границы действия?
4. Основные структурные элементы системы права.
5. Какие причины определяют различия и особенности правовых систем?
4 слайд. Разминка. Вставь пропущенные слова:
Действие (сила) права:
- повелевать, запрещать,
- разрешать, наказывать.
Римское юридическое изречение.
- Важнейшее свойство справедливости есть равенство.
Римское юридическое изречение.
Обязанность без права есть
- рабство;
- право без обязанности -
- анархия.
(Г.Ламене, богослов, философ)
5 слайд. Найдите общее понятие к ряду:
- Гипотеза, диспозиция, санкция - :(норма права)
- Обычаи, мораль, традиции, деловые обыкновения, религия - :(социальные нормы)
- Судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай -:(источники права)
6 слайд. Синквейн
- Право
- Необходимое, общее (прилагательные, хаpaктеризующие данное понятие)
- Направляет, оберегает, защищает (глаголы, показывающие действие понятия)
- Без него нельзя жить (короткое предложение, в котором вы высказываете свое отношение)
- Необходимость (одно слово, которое выражает ассоциации, связанные с данным понятием)
- Закон
- Обычай
- Санкция
1. Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?
Русский правовед П.И. Новгородцев писал: "Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявление эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением".
Объясните, в каких случаях право ограничено в своих возможностях, а в каких - мораль. Приведите примеры.
2. Чем различаются элементы структуры правовой нормы и что их объединяет? (схема)
Творчество (работа в группах)
I вариант
Составьте правовую норму для ученика нашей школы с обязательным отражением диспозиции и санкции.
II вариант
Разработайте статью конвенции прав учителя, выделяя гипотезу и диспозицию.
3. Почему нормативные акты имеют разную силу и границы действия? Работа с документами: по одному представителю от групп.
- Отобрать то, что не является источником права;
- Взять по три документа и представить их иерархию. Объяснить.
4. Основные структурные элементы системы права: Норма права; Отрасль права; Институт права. (Группам задание: сопоставить название отрасли права с ее содержанием.)
Уголовное право
- Устанавливает преступность и меру наказания за нее.
Административное право
- Регулирует отношения между органами власти и гражданами.
Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
- Определяет порядок разрешения гражданских и уголовных дел.
Гражданское право
- Определяет порядок наследования, защиты чести и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок и т.д.
Трудовое право
- Устанавливает порядок отношений работодателей и работников.
Семейное право
- Регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в бpaк, разводе и в процессе семейной жизни.
15 слайд.
4. Какие причины определяют различия и особенности правовых систем?
(Работа в парах (Карусель): доказать, что в Российской системе права преобладают элементы романо-германской; англосаксонской, мусульманской систем.)
16 слайд. Отличительные признаки системы права в современной России
ВЫВОДЫ
- Русское право берет начало в обычаях славянских племен, христианской религии, европейской правовой культуре.
- Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст. 71-73).
17 слайд.
- Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью (после более чем семи десятилетий господства социалистического права).
- Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности.
18 слайд.
- Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее следуют другие федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.
19 слайд.
- Важным источником права являются международно-правовые акты. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
- Новым для России институтом является Уполномоченный по правам человека - назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц .
20 слайд. Домашнее задание:
- Познакомиться с понятием "правотворчество" в учебнике (Параграф 12)
- Ответить на вопросы 1-4 (с.113)
- Выполнить задание 5 (с.114)
- Выставить оценки.
- Дополнительно: "правотворчество" - Составить слова из букв данного слова.
Использованная литература.
- Конституция РФ.
- Право учебник 10кл. / под ред. Л.Н.Боголюбова, Т.Е.Абовой, А.И.Матвеева. - М., "Просвещение" 2008.
- А. Ф. Никитин "Правоведение" (10 - 11), - М., "Просвещение", 2004 г.
- А. Ф. Никитин "Право и политика" (9), - М., "Просвещение", 2005 г.
- М. В. Мустафина "Правоведение" (10 - 11), Сборник элективных курсов, 2006 г.
- Журнал "Преподавание истории и обществознание", 2004 - 2008 г.
- Кравченко А.И. Обществознание 8-9 класс М., "Русское слово", 2002г.
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
18 03 2024 17:51:39
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
17 03 2024 11:32:48
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
16 03 2024 15:33:19
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
15 03 2024 9:44:33
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
14 03 2024 18:15:11
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
13 03 2024 14:38:44
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
12 03 2024 19:28:33
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...
11 03 2024 15:15:39
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
10 03 2024 6:43:42
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...
09 03 2024 1:24:40
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
08 03 2024 11:12:59
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
07 03 2024 12:12:34
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
06 03 2024 2:57:52
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
05 03 2024 21:21:48
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
04 03 2024 2:28:14
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
03 03 2024 21:56:21
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
02 03 2024 19:20:18
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...
01 03 2024 3:12:21
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
29 02 2024 18:54:50
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...
28 02 2024 1:48:20
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
27 02 2024 3:13:14
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
26 02 2024 23:45:36
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...
25 02 2024 4:38:16
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
24 02 2024 9:12:35
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
23 02 2024 5:42:57
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
22 02 2024 17:13:58
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
21 02 2024 2:45:54
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
20 02 2024 6:40:43
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
19 02 2024 1:31:39
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
18 02 2024 12:48:31
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
17 02 2024 15:41:32
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
16 02 2024 21:44:52
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
15 02 2024 20:59:50
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
14 02 2024 22:40:24
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
13 02 2024 21:50:59
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
12 02 2024 4:16:49
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
11 02 2024 21:12:56
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
10 02 2024 6:51:38
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...
09 02 2024 23:54:37
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...
08 02 2024 16:25:27
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
07 02 2024 20:52:40
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
06 02 2024 14:49:43
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
05 02 2024 5:59:47
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
04 02 2024 14:56:58
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
03 02 2024 15:12:42
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
02 02 2024 17:42:50
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
01 02 2024 12:14:58
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
31 01 2024 4:10:11
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
30 01 2024 1:32:59
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
29 01 2024 18:49:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::