Форма и структура права
Цели:
- Проверка качества усвоения знаний учащихся;
- Стимулирование интереса к правовым проблемам и вопросам;
- Формирование умения пpaктического применения полученных знаний на пpaктике;
- Развитие у учащихся мышления высокого уровня на основе самостоятельной познавательной деятельности;
- Формирование активной гражданско-общественной позиции.
Оборудование:
- Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений Право / под ред.
- Л.Н.Боголюбова, Т.Е.Абовой, А.И.Матвеева. - М., "Просвещение" 2008.
- Компьютер и проектор.
- Презентация
Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.
2 слайд Основной вопрос урока
Каковы отличительные признаки системы права в современной России?
3 слайд. План
1. Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?
2. Чем различаются элементы структуры правовой нормы и что их объединяет?
3. Почему нормативные акты имеют разную силу и границы действия?
4. Основные структурные элементы системы права.
5. Какие причины определяют различия и особенности правовых систем?
4 слайд. Разминка. Вставь пропущенные слова:
Действие (сила) права:
- повелевать, запрещать,
- разрешать, наказывать.
Римское юридическое изречение.
- Важнейшее свойство справедливости есть равенство.
Римское юридическое изречение.
Обязанность без права есть
- рабство;
- право без обязанности -
- анархия.
(Г.Ламене, богослов, философ)
5 слайд. Найдите общее понятие к ряду:
- Гипотеза, диспозиция, санкция - :(норма права)
- Обычаи, мораль, традиции, деловые обыкновения, религия - :(социальные нормы)
- Судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай -:(источники права)
6 слайд. Синквейн
- Право
- Необходимое, общее (прилагательные, хаpaктеризующие данное понятие)
- Направляет, оберегает, защищает (глаголы, показывающие действие понятия)
- Без него нельзя жить (короткое предложение, в котором вы высказываете свое отношение)
- Необходимость (одно слово, которое выражает ассоциации, связанные с данным понятием)
- Закон
- Обычай
- Санкция
1. Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?
Русский правовед П.И. Новгородцев писал: "Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявление эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением".
Объясните, в каких случаях право ограничено в своих возможностях, а в каких - мораль. Приведите примеры.
2. Чем различаются элементы структуры правовой нормы и что их объединяет? (схема)
Творчество (работа в группах)
I вариант
Составьте правовую норму для ученика нашей школы с обязательным отражением диспозиции и санкции.
II вариант
Разработайте статью конвенции прав учителя, выделяя гипотезу и диспозицию.
3. Почему нормативные акты имеют разную силу и границы действия? Работа с документами: по одному представителю от групп.
- Отобрать то, что не является источником права;
- Взять по три документа и представить их иерархию. Объяснить.
4. Основные структурные элементы системы права: Норма права; Отрасль права; Институт права. (Группам задание: сопоставить название отрасли права с ее содержанием.)
Уголовное право
- Устанавливает преступность и меру наказания за нее.
Административное право
- Регулирует отношения между органами власти и гражданами.
Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
- Определяет порядок разрешения гражданских и уголовных дел.
Гражданское право
- Определяет порядок наследования, защиты чести и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок и т.д.
Трудовое право
- Устанавливает порядок отношений работодателей и работников.
Семейное право
- Регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в бpaк, разводе и в процессе семейной жизни.
15 слайд.
4. Какие причины определяют различия и особенности правовых систем?
(Работа в парах (Карусель): доказать, что в Российской системе права преобладают элементы романо-германской; англосаксонской, мусульманской систем.)
16 слайд. Отличительные признаки системы права в современной России
ВЫВОДЫ
- Русское право берет начало в обычаях славянских племен, христианской религии, европейской правовой культуре.
- Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст. 71-73).
17 слайд.
- Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью (после более чем семи десятилетий господства социалистического права).
- Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности.
18 слайд.
- Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее следуют другие федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.
19 слайд.
- Важным источником права являются международно-правовые акты. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
- Новым для России институтом является Уполномоченный по правам человека - назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц .
20 слайд. Домашнее задание:
- Познакомиться с понятием "правотворчество" в учебнике (Параграф 12)
- Ответить на вопросы 1-4 (с.113)
- Выполнить задание 5 (с.114)
- Выставить оценки.
- Дополнительно: "правотворчество" - Составить слова из букв данного слова.
Использованная литература.
- Конституция РФ.
- Право учебник 10кл. / под ред. Л.Н.Боголюбова, Т.Е.Абовой, А.И.Матвеева. - М., "Просвещение" 2008.
- А. Ф. Никитин "Правоведение" (10 - 11), - М., "Просвещение", 2004 г.
- А. Ф. Никитин "Право и политика" (9), - М., "Просвещение", 2005 г.
- М. В. Мустафина "Правоведение" (10 - 11), Сборник элективных курсов, 2006 г.
- Журнал "Преподавание истории и обществознание", 2004 - 2008 г.
- Кравченко А.И. Обществознание 8-9 класс М., "Русское слово", 2002г.
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов. ...
18 03 2024 5:18:13
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
17 03 2024 2:44:29
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
16 03 2024 9:31:39
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
15 03 2024 21:19:44
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
14 03 2024 5:30:12
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
13 03 2024 11:13:31
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
12 03 2024 3:41:35
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
11 03 2024 18:35:46
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
10 03 2024 11:50:36
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
09 03 2024 8:56:53
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
08 03 2024 18:43:47
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
07 03 2024 2:45:26
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...
06 03 2024 4:40:41
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
05 03 2024 0:41:18
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
04 03 2024 9:15:23
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...
03 03 2024 18:36:40
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
02 03 2024 4:39:36
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
01 03 2024 16:17:49
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
29 02 2024 2:53:57
Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
28 02 2024 3:16:28
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
27 02 2024 23:25:54
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
26 02 2024 7:53:34
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
25 02 2024 15:41:10
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
24 02 2024 15:41:15
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
23 02 2024 12:18:30
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...
22 02 2024 20:54:26
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
21 02 2024 9:12:34
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
20 02 2024 21:15:57
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
19 02 2024 7:45:39
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
18 02 2024 23:26:44
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
17 02 2024 16:43:55
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
16 02 2024 16:57:28
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
15 02 2024 21:12:29
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
14 02 2024 13:21:56
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
13 02 2024 17:13:19
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
12 02 2024 13:51:24
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
11 02 2024 16:19:38
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
10 02 2024 12:26:40
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
09 02 2024 9:48:42
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...
08 02 2024 13:54:22
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
07 02 2024 22:52:51
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
06 02 2024 12:38:35
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
05 02 2024 19:22:55
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
04 02 2024 6:41:51
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
03 02 2024 0:14:56
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
02 02 2024 22:54:48
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
01 02 2024 4:18:16
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
31 01 2024 18:57:25
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
30 01 2024 23:27:48
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
29 01 2024 1:23:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::