Урок-игра "Русь Древняя"

Цели и задачи:
- повторить и закрепить пройденный материал;
- расширить кругозор учащихся;
- продолжить воспитание уважительного отношения к истории России.
Класс делится на три комaнды, они рассаживаются
группами. Учитель знакомит учеников с правилами
игры.
Игровое поле представляет собой квадрат,
поделенный на 25 клеток. (Он чертится на доске.)
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:
А – «События»
Б – «Личности»
В – «Историческая география»
Г – «Культура»
Д – «Термины»
Вопросы разного уровня сложности. Чем сложнее вопрос, тем больше очков дается комaнде, правильно на него ответившей. Первый ход разыгрывается.
Задание для розыгрыша первого хода:
Найдите значение выражения, составленного из
исторических дат. Какое событие отечественной
истории произошло в год Х?
(Начало правления княгини Ольги в Киеве +
Крещение Руси + Начало правления князя Ярослава
Мудрого – 12): 3 = Х
(945 + 988 + 1019 – 12): 3 = 980
В этом году началось княжение Владимира
Святославича в Киеве.
После розыгрыша первого хода комaнды по очереди выбирают вопрос, называя букву и цифру, например, «Б-2». Комaнда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает комaнда, первой поднявшая руку. За правильный ответ комaнда получает то количество баллов, которое написано в соответствующей клетке. Выигрывает комaнда, набравшая большее количество очков.
А. «События»
1. «Сперва он взял город Смоленск и
Любеч, которые стояли на дороге из Новгорода к
Киеву; потом собрал большое войско из всех
подвластных ему народов и поплыл к Киеву на
лодках. Только большую часть лодок позади
оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к
Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что
приехали варяжские купцы, да понездоровилось им,
потому они и просят князей прийти к ним на суда.
Князья поверили, взяли с собой немного людей,
пришли на суда…, а он вышел к ним с малолетним
Игорем на руках и сказал: «Вы не князья, а вот сын
Рюрика». И в ту же минуту воины его вышли
из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и
убили их».
Назовите событие, о котором идет речь. Когда оно
произошло?
(Объединение Руси под властью князя Олега, 882 г.)
2. В память, о какой победе в Киеве
был построен Софийский собор?
(На том месте, где стоит киевский храм Святой
Софии, в 1036 г. русские войска во главе с князем
Ярославом наголову разбили печенегов, после чего
степняки перестали совершать набеги на Русь.)
3. «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать
тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь
ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного:
дайте мне от каждого двора по три гoлyбя и по три
воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую
дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало
…»
О каком событии рассказывается в отрывке из
«Повести временных лет»?
(В отрывке рассказывается о том, как княгиня
Ольга отомстила древлянам за убийство мужа князя
Игоря.)
Какие изменения внесла в управление
Древнерусским государством княгиня Ольга?
(Она установила точный размер дани – уроки и
места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не
сами князья, а специально назначенные ими люди.)
4. «Владимир повелел опрокинуть идолы.
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали
его неверные… Затем послал [oн] по всему
городу сказать: « Если не придет кто завтра на
реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или
раб – будет мне врагом».
О каком событии идет речь?
(О крещении киевлян в 990 г.)
Каково значение принятия Русью христианства?
(Принятие христианства вело к
значительному смягчению царивших на Руси нравов.
Церковь категорически запрещала кровную вражду,
человеческие жертвоприношения, ритуальные
убийства жен и рабов на тризнах, упopно боролись
против работорговли. Христианство
способствовало укреплению княжеской власти.
Духовенство внушало населению и самим князьям,
что на престол их сажает сам Бог. Божественное
происхождение княжеской власти, по учению
церкви, требовало от подданных беспрекословного
повиновения, а от князя – осознания своей
высокой ответственности. Вместе с христианством
на Русь пришли письменность, образование,
церковное искусство.
Существенно изменилось и международное
положение Древнерусского государства. Оно
встало в общий ряд христианских государств
Европы. Наиболее тесные связи установились с
Византией. Именно она оказывала в то время на
Русь особенно сильное влияние.
Вне христианства невозможно представить себе
и объединение различных восточнославянских
племен в единый русский народ. До принятия
христианства человек осознавал себя
древлянином, тиверцем, кривичем. Став
христианином православным, он ощутил себя
русским.)
5. О каком событии говорится в
приведенном отрывке летописи: «Земля наша велика
и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да
пойдите (приходите) княжить и володети нами».
(О призвании варягов в 862 г.)
Как вы считаете, является ли призвание варягов
началом существования Древнерусского
государства?
(Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв.
примерно на одном уровне социального развития. В
этих условиях варяги, разумеется, не могли
принести славянам ни более высокой культуры, ни
государственности. Государственность есть итог
самостоятельного длительного развития общества.
Государство возникает как сила, способная
сохранить порядок и погасить внутренние,
социальные конфликты. Да и сам летописец отметил,
что варягов призвали на княжение, ? значит, эта
форма власти уже была известна. Варяги, по
летописи, осели в уже существующих городах. Само
их существование – показатель высокого развития
восточнославянского общества. Именно города
выступают основой формирования нового
государственного деления славян взамен
древнего, племенного. Толчком для славянского
объединения и на севере, и на юге стала внешняя
опасность, экономической основой – торговый
путь «из варяг в греки».)
Б. «Личности»
1. Он стал княжить в Новгороде после
cмepти Рюрика. Сумел объединить Русь под своей
властью. Киев объявил «матерью городов русских»,
столицей своих земель. Первым из киевских князей
принял титул князя всех князей (великого князя).
Успешно воевал с Византией, добился права
беспошлинной русской торговли в этой стране.
(Олег Вещий)
2. Он поднял мятеж против собственного
отца, будучи князем, в Новгороде. С его именем
связано создание первого письменного свода
законов Руси. Он затратил огромные средства на
украшение Киева, взяв за образец
Константинополь. Стремился укрепить положение
Руси с помощью династических бpaков.
(Ярослав Мудрый)
3. В историю он вошел не столько как
князь, а, сколько как воин. Он сам вел в бой свои
дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «да
не посрамим земли русской, но ляжем костьми,
мертвые срама не имут», и всегда предупреждал
врагов о своем появлении. Простые люди обвиняли
его в том, что он не заботился об охране своей
столицы. Погиб в неравном бою, из его головы
печенежский хан сделал себе чашу.
(Святослав Игоревич)
4. О ком были сказаны следующие
слова: «Повадится волк к овцам, перетаскает все
стадо, пока не убьют его. Так и этот: пока не убьем
его, всех нас разорит».
(Об Игоре Старом, когда он вознамерился с
древлян собрать дани сверх меры.)
5. Крупный литератор Древней Руси,
первый киевский митрополит из русских. Он
создал целый ряд произведений в жанре слова –
торжественного и поучающего обращения. Наиболее
известным является его «Слово о Законе и
Благодати». Через все произведение красной нитью
проходит идея величия Руси, ее особой роли в
христианском мире.
(Илларион)
В. «Историческая география»
1. «Рассказывали, что греки не посмели
встретить русских в поле, а загородили пристань
цепями, заперлись в [городе], но войско Олега
выжгло всю окрестность, и князь велел ещё
перетащить по земле лодки в пристань. … Олег
велел поставить лодки на колёса и распускать
паруса, и … лодки от ветра покатились. Греки
испугались и стали просить мира …». Об осаде
какого города рассказывается в отрывке?
(Об осаде Константинополя (Царьграда) в 907 г.)
2. Этот город Святослав объявил своей
новой столицей. Он говорил: «…Там середина земли
моей, туда со всех сторон свозят все доброе: от
греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от
чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мед,
воск и рабов».
Назовите город и реку, на берегу которой он
находился.
(Переяславец на Дунае.)
3. Чтобы заставить Византийскую
империю соблюдать договор, Владимиру пришлось
овладеть этим городом, который он затем вернул
императорам в качестве выкупа за невесту. О каком
городе идет речь?
(О Херсонесе (Корсуни))
4. Через какие водные объекты проходил
торговый путь «из варяг в греки»?
(Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве
караваны купцов попадали в Ладожское озеро,
оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по
реке Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на
Днепр в районе Смоленска и на днепровских
порогах переходили «волоковыми путями».
Западным берегом Черного моря доходили до
Константинополя (Царьграда)).
5. Где изначально жили славяне?
(От среднего течения реки Днепр до реки Одер и
от северного склона Карпатских гор до реки
Припять. «Повесть временных лет» говорит о
прародине славян на Дунае, «где теперь земля
Венгерская и Болгарская».)
Г. «Культура»
1. Какой тип храмов получил
распространение на Руси?
(Крестово-купольные храмы.)
2. Кому приписывают авторство «Повести
временных лет»? Кроме летописания, в каком еще
литературном жанре работал этот древнерусский
писатель?
(Монах Киево-Печерского монастыря Нестор был
одним из первых создателей житий – литературных
описаний жизни людей, причисленных православной
церковью к лику святых. Он написал одно из первых
житий Бориса и Глеба.)
3. Что называли в средние века «Библией
для неграмотных»?
(Так называли храмовую живопись.)
4. Почему собор Успения Богородицы,
ставший главным храмом крещеной Руси, называли
также Десятинной церковью? Что вам известно о
судьбе этого храма?
(Название Десятинная церковь связано с тем,
что на ее содержание князь Владимир пожаловал
десятую часть своих доходов. От этого сооружения
до нас дошел лишь фундамент. Во время
монголо-татарского нашествия захватчики
подожгли храм и под его развалинами были
погребены последние защитники Киева.)
5. Назовите первое известное нам
портретное изображение в истории русской
живописи. Где его можно увидеть?
(В Киеве в Софийском соборе написан групповой
портрет семьи строителя храма Ярослава Мудрого.
На одной стене – князь со своими сыновьями (к
сожалению, эта фреска почти не сохранилась), на
другой – княгиня Ирина с дочерями.)
Д. «Термины»
1. Объясните, что такое
подсечно-огневое земледелие, переложное
земледелие?
(Подсечно-огневая система земледелия – это
когда вырубается участок леса, затем выжигаются
пни и корни. Землю обpaбатывали два-три года, а
когда она переставала давать хороший урожай, ее
забрасывали и готовили новый участок.
Переложная система земледелия – когда
участки земли использовались в течение
нескольких лет до полного истощения, затем
переходили на новые участки. Истощенная земля
примерно 20 лет не обpaбатывалась до
восстановления ее плодородия.)
2. По какому принципу образован ряд:
смерды, рядовичи, закупы, холопы. Дайте
определение этим терминам.
(Это категории феодально-зависимого населения
Древнерусского государства. Смерды –
крестьяне-общинники, несшие повинности в пользу
князя и платившие ему дань. Рядовичи – люди,
которые заключили договор (ряд), согласившись
жить и работать у господина на определенных
условиях. Закупы – разорившиеся общинники,
пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу),
проценты с которой они отpaбатывали на поле у
человека, ссудившего их деньгами. Закуп
продолжал вести свое собственное хозяйство, а,
вернув долг, становился свободным человеком. Холопы
– зависимое население Древней Руси, близкое по
положению к paбам.)
3. Что является лишним в ряду: зернь,
скань, мозаика, эмаль. Дайте краткий ответ.
(Лишняя в ряду – мозаика, так как это
картина из разноцветных камешков или кусочков
цветного непрозрачного стекла – смальты. Зернь,
скань, эмаль - это техника, которую использовали
древнерусские ювелиры.)
4. Решите кроссворд и из букв в выделенных клетках, составьте слово. Дайте ему определение.
1. Власть, защищающая общественные интересы и
регулирующая отношения между людьми, опираясь на
вооруженную силу.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих
владений для сбора дани.
3. Постоянное войско князя.
4. Народное собрание на Руси.
5. Религия, для которой хаpaктерно поклонение
силам природы, наличие множества богов и
идолопоклонство.
(1. Государство; 2. Полюдье; 3. Дружина; 4. Вече; 5.
Язычество. Слово, которое можно сложить из букв в
выделенных клетках – «вервь». Вервь –
название общины в Древней Руси.)
5. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Определите термины, которые получены в результате буквального перевода их на русский язык.
1) наука о древности;
2) преобразование, изменение;
3) норма, правило.
(1. Археология; 2. Реформа; 3. Канон.)
Подведение итогов урока-игры.
Литература:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6
класса. М., 2002. С.4 – 72.
2. Ишимова А.О. История России для детей. М.,
1993. С.5 – 36.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры.
Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учебное
пособие. М., 1997.
4. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и
ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до
Петра Великого. М., 1995. С.101 – 156, 563 – 568.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
25 02 2021 19:11:45
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
24 02 2021 1:13:44
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
23 02 2021 17:36:28
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
22 02 2021 4:44:29
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
21 02 2021 2:52:16
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
20 02 2021 21:55:27
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
19 02 2021 14:33:32
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
18 02 2021 7:47:14
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
17 02 2021 0:18:43
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
16 02 2021 16:52:15
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
15 02 2021 15:21:36
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
14 02 2021 16:52:58
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
13 02 2021 6:19:10
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
12 02 2021 1:25:46
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
11 02 2021 14:55:12
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
10 02 2021 22:29:29
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
09 02 2021 11:59:37
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе
общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском
завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают
им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце
урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения
материала учащимися....
08 02 2021 13:24:16
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
07 02 2021 14:40:51
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
06 02 2021 12:30:52

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
05 02 2021 12:40:30
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
04 02 2021 8:28:28
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
03 02 2021 7:11:36
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
02 02 2021 12:40:21

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
01 02 2021 22:23:15
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
31 01 2021 16:23:39
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
30 01 2021 18:49:57
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
29 01 2021 18:24:21
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
28 01 2021 5:17:21
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
27 01 2021 23:12:12
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
26 01 2021 21:47:57
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
25 01 2021 21:35:48
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
24 01 2021 10:31:47
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
23 01 2021 20:58:39
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
22 01 2021 23:59:26
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
21 01 2021 9:20:21
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
20 01 2021 19:43:14
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
19 01 2021 14:20:35
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
18 01 2021 3:48:43

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
17 01 2021 11:19:16
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
16 01 2021 2:40:27

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
15 01 2021 22:59:44

Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
14 01 2021 23:59:12
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
13 01 2021 0:12:24
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
12 01 2021 5:58:53
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
11 01 2021 9:42:39
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
10 01 2021 19:33:16
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
09 01 2021 18:19:59

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
08 01 2021 17:15:50
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
07 01 2021 12:27:17
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
06 01 2021 14:59:46
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
05 01 2021 9:46:38
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете.
...
04 01 2021 3:58:18
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
03 01 2021 6:27:20
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
02 01 2021 15:40:31
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
01 01 2021 14:15:54
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
31 12 2020 20:45:18
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
30 12 2020 20:45:54

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
29 12 2020 5:19:14
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
28 12 2020 21:16:50
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
27 12 2020 22:56:53

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
26 12 2020 22:59:53

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
25 12 2020 21:53:14

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
24 12 2020 10:58:56
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
23 12 2020 4:24:45
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
22 12 2020 16:19:17
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
21 12 2020 23:47:30
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
20 12 2020 21:22:39
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
19 12 2020 23:43:37

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
18 12 2020 8:14:35
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
17 12 2020 19:44:19
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
16 12 2020 10:38:56
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
15 12 2020 14:59:37
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
14 12 2020 12:24:17
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
13 12 2020 17:23:30
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
12 12 2020 21:45:56
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
11 12 2020 19:14:29
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
10 12 2020 4:10:18
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
09 12 2020 20:49:43
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
08 12 2020 21:56:33
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
07 12 2020 6:48:25
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
06 12 2020 22:27:10
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения.
...
05 12 2020 6:41:21
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти.
...
04 12 2020 18:35:53
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
03 12 2020 16:16:28
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
02 12 2020 16:36:40

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
01 12 2020 2:29:14
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
30 11 2020 18:19:29
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
29 11 2020 18:48:39
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
28 11 2020 3:57:37
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
27 11 2020 9:41:31
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
26 11 2020 8:56:29
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
25 11 2020 18:49:23
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
24 11 2020 12:20:36
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
23 11 2020 2:15:23
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
22 11 2020 11:44:55
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
21 11 2020 5:16:43
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
20 11 2020 0:12:56
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
19 11 2020 16:10:45
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
18 11 2020 18:41:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::