Пресс-конференция по дисциплине "История Россия", посвященная проблемам советско-афганской войны 1979-1989 гг.
Цели урока – воссоздать события Афганской войны 1979-1989 гг.; показать роль СССР в этих событиях; способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и ее народа.
При этом решаются следующие задачи: формировать у учащихся целостное представление об истории человечества, о месте России во всемирной истории; развивать у старшеклассников умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним; способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур .Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека.
Оборудование урока: учебник, доска, карты, дополнительная литература, видео-, фото-, киноматериалы, аудиозаписи, личные вещи участников событий.
Организация и подготовка урока
Урок готовится учащимися старшего звена школы (9-11 кл).
Урок в форме пресс-конференции предполагает серьезную самостоятельную подготовку учащихся. В ролевой игре более сильные учащиеся выполняют ведущие роли, требующие большей подготовки.
Однако другие учащиеся, ознакомившись с основным материалом, должны будут сформулировать вопросы, позволяющие глубже рассмотреть тему.
При проведении данного урока класс (могут быть привлечены учащиеся из других классов) разбивается на две группы:
- советники-консультанты (по основным направлениям предполагаемых вопросов);
- журналисты.
Вместо советников-консультантов могут быть представлены роли сотрудников администрации СССР и ДРА, политологов, сотрудников музеев, дипломатов, военных советников и т.п.
Основная масса учащихся – журналисты, их роль – задавать вопросы в ходе пресс-конференции. Советники-консультанты отвечают на поставленные вопросы журналистов по теме урока. В случае, если вопрос «завис в воздухе», он переадресовывается учителю.
Роль учителя сводится к координации действий учащихся в ходе урока. Учитель должен следить за регламентом, корректировать вопросы делать выводы и обобщения. Для учителя может быть введена роль главного консультанта или советника (пресс-атташе). По желанию, ее может выполнять один из «сильных» учащихся класса.
По окончании урока (завершению пресс-конференции) учитель подводит итоги и делает общий вывод по теме конференции.
Урок, в силу насыщенности материала, проводится в течение 80-90 минут (2 учебных часа). По желанию учителя, он может занимать и большее время, либо может быть представлен как внеклассное мероприятие.
В целях глубокой проработки материала, вычлeнения и уточнения основных вопросов данной проблемы класс может быть по усмотрению учителя, разделен на группы. В состав групп могут входить по одному представителю от советников-консультантов («сильный» ученик), к которому прикрепляются журналисты (т.е. более «слабые» ученики). Группы могут выполнять проекты, отражающие основные вопросы темы урока. Желательным является привлечение учащихся, родственники которых имели непосредственное отношение к описываемым событиям, а равно и привлечение таких лиц к проведению урока. Кроме того, учащиеся могут подготовить фото-, кино-, видеоматериалы, выпустить тематические газеты или стенды по данной тематике, обеспечивающие наглядность на данном уроке, представить индивидуальные и групповые творческие проекты.
На обсуждение каждого вопроса достаточно будет отвести не более 5-7 мин.
При подготовке к уроку ученики могут выполнить некоторую исследовательскую работу (провести предварительные встречи и беседы с участниками войны в Афганистане и их родственниками, собрав при этом определенный фактический и документальный материал, который желательно оформить в виде выставочных стендов, тематических газет и т.п.), использовать материалы, представленные в краеведческих и музеях боевой славы. Уроку могут предшествовать внеклассные мероприятия в виде встреч и бесед с воинами-афганцами, члeнами их семей и родственниками, либо проведены тематические классные часы или школьные радиопередачи по данной тематике.
Ход урока
В начале урока необходимо, отдавая дань памяти и уважения погибшим советским солдатам, почтить их память минутой молчания.
Учитель: Война в Афганистане стала одной из трагических и в то же время героических страниц в истории нашей страны. Введя свои войска в Афганистан, Советский Союз без малого на 10 лет погряз в сложной войне, пытаясь помочь Народно-демократической партии удержаться у власти. Об этой войне много сказано, еще больше не сказано. До сих пор однозначно не решен вопрос о том, нужна ли была СССР эта война. Как бы ни было, эта война была, и ее не вычеркнешь, не удалишь и не отменишь. Единственным гарантом и предостережением от этого явления человеческой истории является память. В связи с этим хочется привести слова премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойда Джорджа, сказанные в 1919 году на Парижской конференции: «Следующая мировая война начнется ровно через двадцать лет, когда появится поколение, не знакомое с ужасами первой». Вторая мировая война началась в 1939 г.
Итак, уважаемые журналисты, прошу задавать вопросы. На наш взгляд необходимо начать конференцию с более общих вопросов, дающих хаpaктеристику внутриполитической ситуации в Афганистане к моменту ввода советских войск.
- Что представлял собой Афганистан к 1979 г.? Каким его увидели советские солдаты?
(Рассказ о географии Афганистана, его природно-климатических условиях).
- Что за народ населяет Афганистан? Каковы его занятия и религиозные верования?
(Рассказ о народностях населяющих Афганистан, религии и основных занятиях жителей).
- Из уже сказанного вытекает вопрос об истории этой страны. Какова ее политическая история? Как складывались взаимоотношения с другими странами региона и мира?
(Рассказ об истории страны, начиная с эпохи древности до начала XX в.
За предыдущие четыре тысячи лет не было ни единого случая, чтобы эта территория стабильно находилась в составе какого-либо государства в течение 100-150 лет. Ни Киру Великому, ни Александру Македонскому, ни Дарию, ни Ксерксу, ни римлянам, ни парфянам, ни царю Ашоке, ни хуннам, ни тюркам, ни монголам – никому не удавалось надолго овладеть этой территорией. Даже Великобритании в XIX веке после нескольких войн против афганцев (1838-1842; 1878-1880), несмотря на свое военное превосходство, удалось покорить Афганистан только формально, фактически же установить свое господство над страной Британии не удалось. Хорошо иллюстрируют вышесказанное слова простого афганца английскому офицеру: «Мы любим раздор, тревоги и кровь, но мы никогда не полюбим господство над собой!». Афганцы – очень сложный по своей национальной структуре и гордый народ, который в силу географических и исторических условий был вынужден бороться за свое место на политической арене азиатского региона. Не удивительно, что к традиционному исламскому мировосприятию добавились определенные черты ментальности афганского народа. Афганец – это воин, не знающий пощады к врагам, и в то же время гостеприимный хозяин ко всякому нуждающемуся в его покровительстве и защите).
- Как и когда зародились советско-афганские отношения?
(XX-й век изменил ситуацию в Азии: многие народы в результате борьбы с колониальными империями обрели свободу и независимость. Не стал исключением и Афганистан. Вскоре по окончании Первой мировой войны была провозглашена его независимость (май 1919 г.). Это спровоцировало третью войну с Великобританией. Однако всеобщее восстание пограничных пуштунских племен (1919 г.) на фоне революционного подъема в Индии заставил Великобританию отказаться от продолжения войны, и в 1921 г. в Кабуле был заключен мир. Одним из первых государств, признавших независимость Афганистана, была молодая Советская республика).
- Как они развивались в 70-е г. XX в.?
(Рассказ о советско-афганских отношениях в означенный период (1920-70-е гг.)).
- Зачем понадобилось вводить войска в Афганистан?
(Несмотря на всестороннюю поддержку и признание со стороны СССР и просоветскую ориентацию правительства Афганистана, независимо от того, кто находился у власти, шах или президент, внутри страны зрели оппозиционные силы, не удовлетворенные политикой правящих кругов Афганистана. В первую очередь, это касается исламских фундаменталистов, объединившихся в 1968 г. в союз «Мусульманская молодежь», позднее реорганизованный в «Исламскую партию Афганистана» (ИПА) и «Исламское общество Афганистана» (ИОА), чьи тренировочные базы и лагеря находились на территории сопредельного Пакистана. Помимо этого определенное брожение наблюдалось и среди народа, в частности среди солдат афганской армии, которым были непонятны действия правительства)
(Хаpaктеристика политической ситуации в Афганистане в 70-е гг., условий, в которых советское руководство принимало решение о вводе войск в эту страну).
(Как следует из воспоминаний непосредственных участников тех событий, перед руководством СССР стояла нелегкая задача, которую требовалось решить в кратчайшие сроки. С одной стороны, советское правительство не могло пойти на полный разрыв с афганским режимом Х. Амина, т.к. были серьезные основания полагать, что без влияния СССР оно повернется лицом к США, которые после антишахской революции 1979 г. были вынуждены покинуть Иран и искали вблизи южных границ СССР другой район для размещения своих разведывательных центров. С другой стороны, лидеры СССР, вероятно, прекрасно осознавали, к каким последствиям могут привести подобные действия).
- Каковы особенности и хаpaктер боевых действий в годы советско-афганской войны? С какими трудностями пришлось столкнуться советским солдатам, выполняя, как тогда говорили, свой «интернациональный долг»?
(Исходя из анализа ситуации внутри Афганистана, нельзя было не понимать, что советские войска вероятнее всего натолкнутся на партизанскую войну со стороны афганского населения, о чем, кстати, свидетельствуют страницы истории Афганистана, в частности войны с Великобританией. Кроме того, недалеки были события вьетнамской войны 1965-1973 гг., которую вели США в Индокитае, и, столкнувшись там с партизанской борьбой со стороны вьетнамцев, потерпели не только военное, но (что гораздо хуже) политическое поражение на международной арене.
Хаpaктерный эпизод, произошедший еще до ввода войск в Афганистан, иллюстрирует в своих воспоминаниях генерал-полковник Меримский: «Прежде чем приступить к работе, я ознакомился с материалами о действиях мятежников, которые имелись в разведывательном управлении генерального штаба. Особый интерес вызвала захваченная у них инструкция, выдержки из которой я привожу: «…Среди населения создавать атмосферу животного стpaxa, парализуя нормальную работу властей… Основой боевых действий считать перекрытие дорог путем минирования и завалов, разрушения линий электропередачи и связи, захват объектов, нападение на воинские подразделения, уничтожение охраны и конвоя.
Организационной основой моджахедов («борцов за веру») считать небольшие отряды – от отделения до батальона. В районах боевых действий использовать население в своих интересах. Без поддержки народа действия моджахедов бессмысленны.
Местное население рассматривать как основной источник пополнения отрядов борцов за ислам. Общность интересов и идей моджахедов и народа обеспечивает эффективность действий. Пропаганда в этом деле имеет решающее значение. Не допускать действий, которые могли бы привести к ненависти народа…»
Интересная деталь: в справке об использованной при разработке данной инструкции литературе указан и «Опыт вооруженной борьбы советских партизан против немецких войск» (Меримский В.А. Кабул-Москва: Война по заказу// Военно-исторический журнал.- № 10. - М.: «Красная звезда». - 1993. - С. 17)
Несмотря на глубинный анализ и неутешительные выводы в докладах советских военных советников, руководство СССР принимает решение о вводе ограниченного контингента войск (40-й армии) в Афганистан)
(Рассказ о вводе войск и боевых действиях в республике Афганистан).
- Мы знаем о периоде «Перестройки» в СССР. Война в Афганистане совпала с этим процессом. Как ведение боевых действий в ДРА повлияло на внутриполитическую обстановку в нашей стране и принятие решений на международном уровне?
(Рассказ о «Перестройке» в СССР и порожденных ею социальных процессах внутри советского общества, внешнеполитических действиях правительства М.С. Горбачева, его встречах с Р.Рейганом, политике «разрядки» и прекращении «холодной войны»).
- Как принималось решение о выводе ОКСВ из республики Афганистан? Какие стороны принимали участие в решении данного вопроса?
(Рассказ о принятии советским руководством решения о выводе ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, о международных договоренностях по этому вопросу и сторонах принимавших участие в этом процессе: ООН, СССР, США, Афганистан, Пакистан).
- С пересечением советско-афганской границы последним солдатом Советской Армии закончилась самая длительная война в истории Советского государства. Что же принесла она советскому и афганскому народу? Какова цена и итоги этой войны?
(Рассказ о внутриполитической ситуации в СССР и Афганистане после вывода советских войск, приведшей к развалу Советского Союза и падению просоветского режима в Афганистане. Положение, сложившееся в этих государствах в 90-е гг., и их современное состояние).
(Статистическая справка о потерях советского и афганского народа в этой войне, рассказ о дальнейших судьбах воинов-афганцев, оказавшихся в сложной социальной ситуации в 90-е гг).
Учитель: Советско-афганская война стала одним из завершающих аккордов существования Советского государства. Не прошло и трех лет после вывода войск из ДРА, как СССР, являющийся оплотом социализма во всем мире, перестал существовать, а Афганистан погрузился в пучину гражданской войны. Не говоря о подвигах и антиподвигах этой войны, хочется сказать одно: эту войну не проиграла ни одна из воюющих сторон: ни советские солдаты, ни афганские воины. Парадокс, но бывают такие войны, где нет ни победителей, ни побежденных. Трагическая сторона этой войны для советских ветеранов, пожалуй, проявилась даже не в том, что им пришлось участвовать в боевых действиях, ежесекундно рискуя своей жизнью, а в том, что на фоне событий развала СССР и постсоветского устройства России они оказались незаслуженно забыты и фактически предоставлены сами себе со своими проблемами. В результате этого не многие смогли сразу вернуться в нормальную жизнь, а зачастую, оставшись на грошовом пособии или пенсии, спивались и уходили из жизни, либо пополнили криминальную армию преступного мира.
Стал ли Афганистан позором для армии и страны в целом? На этот вопрос можно ответить однозначно – нет. Советские солдаты, как это не раз бывало в истории, показали свои высокие боевые качества, мужество и героизм. Им нечего стыдиться.
Была ли война в Афганистане политическим просчетом советского руководства? Видимо, также нет. Не выполнить просьбу государства, с правительством которого СССР заключил Договор о дружбе и сотрудничестве, советские руководители не могли, хотя бы потому, что руководители США и других западных стран всегда были готовы перехватить стратегическую инициативу в этом регионе у СССР.
Не могу не заострить внимания так же и на том факте, что советское руководство все же на первый план ставило именно оказание всесторонней экономической поддержки афганскому народу, а не военный контроль и уж никак не завоевание страны. Среди населения СССР и солдат советской армии Главным Политическим Управлением армии и идеологами КПСС распространялась мысль об оказании Советским Союзом интернациональной помощи братскому афганскому народу по борьбе с контрреволюцией. Хотя, естественно, что правда об этой войне, если и доходила до граждан СССР, то в искаженном и выгодном для партийного руководства виде. Это и понятно: любая война или ведение боевых действий, с одной стороны, всегда сопряжены с действием спецслужб, разведкой и контрразведкой и соблюдением определенной секретности. С другой – разве могло руководство СССР допустить среди населения страны распространения мысли и слухов о ненужности и бесполезности пребывания советских войск в Афганистане, подрывая этим веру в свой авторитет и правильность принимаемых решений. Однако, в связи с «перестройкой», начатой в 1985 г. М.С. Горбачевым, многие социальные явления и процессы стали приобретать определенную огласку. Информация, попадающая в руки населения, стала в корне менять отношение советских граждан к некоторым явлениям жизни СССР, в частности и к пребыванию ограниченного контингента советских войск в Афганистане. К тому же, сама война зашла в тупик. Становилось очевидно, что победить в этой войне невозможно, т.к. ширилось партизанское сопротивление со стороны афганцев. К тому же, ведение войны требовало огромных экономических затрат. Фактически советские и афганские войска контролировали крупные населенные пункты и в какой-то степени пытались контролировать трaнcпортные пути, в то же время целые районы страны находились под контролем афганских полевых комaндиров, чья агентура беспрепятственно действовала и среди мирного населения, и среди солдат и офицеров афганской армии. Проблемы существования советского строя только усугублялись присутствием войск в ДРА. Перед М.С. Горбачевым стояла сложная дилемма: либо продолжать ведение этой фактически бесконечной войны, либо вывести войска из Афганистана. Встречи Горбачева с президентом США Р. Рейганом политика «разрядки» и прекращение «холодной войны» также говорили о пользе вывода войск.
Заканчивая наш урок, хочется еще раз сказать, обращаясь к тем, кто пытается поставить под сомнение действия советских войск в Демократической республике Афганистан, черня этим память ветеранов той войны и солдат, не вернувшихся домой: в истории не бывает пустых и бесполезных событий, каждое из них несет в себе определенные уроки, ведет к определенным историческим последствиям, однобокое восприятие которых, либо нежелание разбираться в них, может привести к еще более трагическим последствиям для страны и народа в целом.
Приложение 1. Хронология основных событий советско-афганской войны.
Приложение 2. Стороны принимавшие участие в советско-афганской войне (1979-1989 гг.). Людские, материальные и экономические потери.
Приложение 3. Рисунки к уроку.
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
18 03 2024 16:25:33
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...
17 03 2024 2:43:47
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси. ...
16 03 2024 23:15:20
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
15 03 2024 22:12:45
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
14 03 2024 17:53:23
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
13 03 2024 10:22:42
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
12 03 2024 20:57:59
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
11 03 2024 14:50:50
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
10 03 2024 11:17:30
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
09 03 2024 3:44:50
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
08 03 2024 13:25:44
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
07 03 2024 10:59:40
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
06 03 2024 18:48:14
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
05 03 2024 14:38:56
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
04 03 2024 5:37:43
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
03 03 2024 6:11:41
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
02 03 2024 7:14:59
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
01 03 2024 2:34:40
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
29 02 2024 8:25:54
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
28 02 2024 0:17:51
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
27 02 2024 0:37:39
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
26 02 2024 15:10:24
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...
25 02 2024 10:28:56
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
24 02 2024 12:50:18
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
23 02 2024 1:57:15
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
22 02 2024 18:11:11
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
21 02 2024 0:21:29
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
20 02 2024 9:37:50
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
19 02 2024 17:28:31
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
18 02 2024 2:48:55
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
17 02 2024 11:28:14
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
16 02 2024 13:15:46
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
15 02 2024 3:46:40
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
14 02 2024 21:20:14
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
13 02 2024 18:10:24
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
12 02 2024 18:48:44
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
11 02 2024 19:12:55
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
10 02 2024 4:43:56
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
09 02 2024 20:30:58
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
08 02 2024 9:59:12
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
07 02 2024 3:20:17
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
06 02 2024 23:43:47
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
05 02 2024 10:39:57
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
04 02 2024 21:30:10
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
03 02 2024 20:21:32
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
02 02 2024 19:13:52
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
01 02 2024 7:56:43
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
31 01 2024 19:10:11
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
30 01 2024 17:24:57
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
29 01 2024 11:13:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::