Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала
Цель урока: охаpaктеризовать начало широкого использования железа и создание могущественной державы ассирийцев.
Задачи урока:
- Показать роль использования железа в становлении Ассирии, ознакомиться с процессом создания Ассирийской державы.
- Доказать, что ассирийское войска имело преимущества перед военными силами других стран.
- Воспитать отрицательное отношение к насилию, способствовать закреплению интереса к истории других народов.
Оборудование: карта "Ассирийская держава в 10-м вв. до н.э., изображение ленты времени, титульный лист импровизированного журнала "Древний Восток", картина "Домница", мультимедийный проектор, слайды " Ассирийское царство", "Ассириец", "Ассирийские воины", "Крылатый бык", "Ассирийская глиняная табличка", "Ассирийский царь, пирующий со своими приближёнными".
Ход урока
I. Организационный момент, знакомство учащихся с целями и задачами урока.
II. Введение и повторение изученного ранее материала:
Учитель.
Столетия - фонарики:
А сколько их во тьме.
На прочной нити времени,
Протянутой в уме.
Огни многообразные,
Вы тешите мой взгляд.
То яркие, то тусклые фонарики горят.
В.Брюсов
И сегодня на уроке мы зажигаем фонарик в Ассирии начала 1-го тысячелетия до нашей эры (на доску вешается изображение фонаря). Мы совершим загадочное, увлекательное и полезное путешествие в глубь веков, чтобы показать, какую роль в становлении Ассирии сыграло использование железа, как возникла Ассирийская держава и какие государства вошли в её состав, выделить преимущества ассирийского войска, которое ничто не могло остановить, оценить поведение ассирийцев на завоёванных землях. А самое главное, мы в очередной раз должны испытать чувство восхищения её Величеством Историей.
Путешествие мы будем совершать, перелистывая страницы устного журнала "Древний Восток" и выступая в качестве внимательных слушателей и читателей, активных редакционных работников.
Для начала мы проведём, как сейчас говорят, кастинг (отбор), чтобы понять, кто будет активным составителем журнала, а кто воспользуется ролью простого читателя.
Разминка с мячом (бросается мяч, ученик, поймавший его, отвечает на заданный вопрос):
- Покажите на карте Египет, Междуречье, Финикию.
- Назовите их крупные города.
- Что такое колония? Где основали финикийцы свои колонии?
-Какие изобретения и открытия сделали финикийцы?
- Перед нами лента времени? Какими событиями отмечены даты на ленте времени? (около 3000 года до н.э, около 2600 года до н.э., около 1500 года до н.э., 1792 - 1750 год до н.э.)
III. Изучение нового материала:
Учитель. Богатые торговые города Финикии попадают в зависимость от царей Ассирии. Наш номер журнала посвящается полностью Ассирийскому государству (на доске вывешен титульный лист журнала "Древний Восток")
(демонстрируется рисунок №1 карта "Ассирийское царство".)
Рис. 1
Страна располагалась в верховьях Тигра и Ефрата. Большую её часть покрывали лесистые горы. Плодородных земель было меньше, чем в Южном Междуречье. Климат в Ассирии холоднее, чем в Шумере, а дожди выпадают гораздо чаще. В древности в её горах водилось множество дичи, а её жители были прекрасными охотниками.
(демонстрируется рисунок №2 "Ассириец")
Рис. 2
Основными занятиями населения Ассирии было земледелие и скотоводство. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, разводили виноград. Огромную роль в хозяйстве страны играла торговля.
Своё название страна получила от древнего города Ашшура, лежавшего на правом берегу Тигра. (Ашшур был верховным богом ассирийцев).
- Что же способствовало усилению этого государства? Ответ на этот вопрос мы найдём на первой странице нашего журнала в рубрике "Открытие века".
(Название рубрики вывешивается на доске)
Учитель. Вспомните, какими металлами люди могли пользоваться к началу первого тысячелетия?
Ученики. Люди к этому времени уже использовали медь и бронзу.
Учитель. Тысячи лет люди ходили по рыхловатой красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрдое, чем медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо "небесным камнем". Но "небесного" железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. В первом тысячелетии до н.э. люди научились использовать железную руду. Задание выяснить, как проходил процесс плавки получил журналист ................
(называется имя, фамилия ученика, который готовил этот вопрос заранее, он его объясняет по картине "Домница"). Посмотрим, как это у него получилось.
Ученик. "Процесс восстановления железной руды был очень трудоёмким. Это связано с тем, что при тогдашнем состоянии техники нельзя было достигнуть температуры плавления железа (около 1500 градусов) и оно получалось из руды при температуре 1000-1200 градусов в тестообразном состоянии. Люди раннего железного века изобрели сыродутный способ восстановления железа из руды. Суть его заключалась в следующем: первоначально строили небольшую домницу, напоминающую большой кувшин, в неё слоями помещали железную руду и горящий древесный уголь, к основанию такого горна подводили кожаные меха, через которые поддували сырой воздух (без подогрева). Так обеспечивалось лучшее сгорание угля, и достигалась температура 1100-1350 градусов. Поэтому данный способ восстановления железа из руды и получил название сыродутного. Губчатые сгустки в процессе такой плавки оседали на дне горна, чтобы их достать первобытную домницу нужно было частично или полностью разламывать, а для следующей плавки домницу приходилось сооружать заново. Полученное тестообразное железо многократно проковывали, чтобы как следует уплотнить и удалить ненужные шлаки".
Учитель. Давайте обратимся к учебнику (стр. 82) и определим: какими недостатками и достоинствами обладал этот металл.
Работа с книгой.
Ученики отмечают, что для плавки железа необходима более высокая температура, чем для меди, специальные печи, много топлива, особые навыки литейщиков и кузнецов. Но железная руда встречается чаще, следовательно, железо дешевле меди и бронзы. Оно твёрже бронзы.
Ученики записывают в тетрадь:
Открытие железа -I тысячелетие до н.э. (дата обозначается на ленте времени)
Учитель. Вспомните, какими свойствами обладали почвы Нила, Тигра и Ефрата?
Ученики. Они были мягкими плодородными.
Учитель. Ассирия - страна горная, со скудными, каменистыми почвами. Благодаря открытию железа, с помощью железной кирки долбили самый твёрдый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твёрдые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда земледелие стало процветать в странах с более тяжёлыми условиями для жизни людей.
Из железа стали делать не только орудия труда, но и оружие.
Открываем страницу с рубрикой "Взгляд в прошлое".
(Название рубрики вывешивается на доске)
Дата 800 г. до н.э. (отмечается на ленте времени и в тетради) - армия ассирийцев самая сильная в мире.
Учитель. Давайте проанализируем текст учебника. Что составляло вооружение воина?
Ученики. Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками, они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.
(демонстрируется рисунок №3 "Ассирийские воины")
Рис. 3
Учитель. Вспомните, чем были вооружены воины фараона? Что общего и что различного?
Ученики. Египетские воины были вооружены луками, копьями, боевыми топориками, кинжалами, изготавливаемыми из бронзы. Металл прочнее, чем медь, но мягче, чем железо, чтобы кинжалы не гнулись при ударе, их делали короткими и массивными. Защищались небольшими лёгкими щитами. Использовали колесницы.
Учитель. Обратимся к карте (вызывается ученик) Определим направления походов ассирийцев.
(демонстрируется рисунок №1 карта "Ассирийское царство".)
Ученик. В 8-7 -м веках до н. э. ассирийские цари завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг - в Египет, на север - в горное царство Урарту. Так складывается ассирийская военная держава.
(Выписать определение в тетрадь)
Держава - большое и сильное государство.
Учитель. Чтобы понять, что же было дальше, откроем страницу с рубрикой "Калейдоскоп фактов"
(Название рубрики вывешивается на доске)
Учитель. Как вы думаете, радовались ли жители захваченных стран, что попадали в зависимость от ассирийцев?
Ученик. Конечно, они не радовались, они сопротивлялись. Чтобы их усмирить, ассирийцы поступали с ними неимоверно жестоко.
Работа с документом стр. 83. учебника "История древнего мира" Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой Е.С. Москва. "Просвещение" .2007 г.
Летопись ассирийского царя (из надписи на камне)
Я, Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света,
премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов, Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни - все, что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить.
Чем похвалялся Синахериб?
Он называет себя "любящим справедливость"; подумайте, что царь считал справедливым.
(выслушиваются ответы учеников)
Учитель. Когда к власти пришёл Синахериб, Ниневия стала столицей. Все богатства завоёванных стран стекались в этот город - город гигантских дворцов, гигантских площадей, гигантских улиц, город-крепость, обнесённый мощными стенами и обведённый рвом. Про стену говорили: "Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов". В ширину эта стена имела 40 кирпичей или 10 метров, в высоту - 100 кирпичей, 24 метра.
Главным украшением города, конечно же, были дворцы. Дворец был окружен высокой белой зубчатой стеной. С двух сторон от ворот стояли статуи быков с человеческим лицом. Они достигали в высоту 5,5 метров и были добрыми духами - хранителями "шеду".
(демонстрируется рисунок №4 "Крылатый бык")
Рис. 4
Каменные стены дворцов украшались рельефами.
(демонстрируется рисунок №5 "Ассирийский царь, пирующий со своими приближёнными")
Рис. 5
Охота была постоянным занятием ассирийских царей, об этом говорят рельефы, настенные изображения в царских дворцах. Животные у них содержались в специальных парках, искусственных оазисах (напоминали наши зоопарки). Цари устраивали большие загонные охоты и охоту с сетями, которую сейчас не встретить нигде. Фрагменты рельефа, найденные в царских дворцах, одни из лучших памятников мирового искусства.
Учитель. А сейчас мы проверим наши творческие возможности, закрепим навык составления синквейна.
Алгоритм его составления:
- 1-я строка: название стихотворения (тема урока), 1 существительное
- 2-я строка: строка описание темы, 2 прилагательных
- 3-я строка: действие, как правило, 3 глагола
- 4-я строка: отношение автора к теме, его чувства, представленные фразой
- 5-я строка: повторение сути темы, как правило, синоним первой строки, 1 существительное.
(вместе с учащимися составляется пятистишье)
- Тема: Ниневия
- богатая, красивейшая
- накапливает, удивляет, пугает
- "Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов"
- столица
Учитель. Много было царей в Ассирии, одним из последних правил ею Ашшурбанапал.
Чем же интересен этот правитель?
Для этого перелистываем очередную страницу и открываем рубрику "Лицом к лицу".
(название рубрики вывешивается на доске)
Наш корреспондент (имя ученика) получил задание взять интервью у Ашшурбанапала. Он с блеском выполнил задание. Слово нашим героям.
(проведение инсценировки)
Встреча корреспондента с царём Ассирии Ашшурбанапалом.
Корреспондент. О, владыка всего света, премудрый, послушный великим богам, позвольте мне, простому cмepтному, задать Вам несколько вопросов, чтобы явить потомкам правду о вашем правлении?
(Царь величественным кивком даёт разрешение).
(Приложение 1. Фотография "царя" Ашшурбанапала)
Корреспондент. Вы, могущественные цари Ассирии, считаете себя добрыми и справедливыми, а сами построили свою державу на крови, разгромили и уничтожили многие царства, очень жестоко поступили с их населением. Какая же это справедливость?
Ашшурбанапал. Боги даруют право править миром сильнейшим, соседи покорились, потому что были слабее - это высшая справедливость.
Корреспондент. В завоёванных странах вы прибегаете к страшным жестокостям: казните пленников, ослепляете их, пытаете: Но ведь это бесчеловечно. По законам нашего времени нарушаются права человека, а это карается законом.
Ашшурбанапал. Они пленники, а значит, людьми не считаются. А караем мы их, чтобы были покорными. И вы такой же, как и я, образованный человек, а значит, знаете: "Цель оправдывает средство", ведь и в ваше время многие управляют государством также.
Корреспондент. Вашу столицу называют "логовищем львов", а лев - хищное животное. Вас это не оскорбляет?
Ашшурбанапал. Лев - царь природы, он сильнее всех зверей, мы сильнее всех людей. Мы горды этим названием.
Корреспондент. В вашем дворце было найдено это (подаёт глиняную табличку с клинописными знаками), зачем вам это, ведь вы воин?
Ашшурбанапал. А-а-а. Мои книги: Я собрал большую библиотеку. Власть должна держаться не только на силе моих воинов, но и на мудрости учёных. Именно этим я сделаю бесcмepтным своё имя.
Корреспондент. О, владыка, позвольте сделать несколько кадров для истории (фотографирует его). Благодарю вас.
(Ашшурбанапал величественно кивает головой , удаляется)
(Приложение2. Фотография "Интервью у царя Ассирии")
Учитель. И, хотя это интервью представляет нам царя - воина, на самом деле Ашшурбанапал вошёл в историю как царь, проводивший мирную политику. Один древний поэт, прославляя Ашшурбанапала, писал:
Ни в городе, ни в доме
Никто не пускал в ход силу, чтобы присвоить
Имущество товарища, и на территории всей страны
Никто никому не причинял ущерба.
::::::::::
::::::::::
Вся земля была мирным домом.
И чисты, как масло, были все четыре стороны света.
Уж очень это не похоже на воинственную Ассирию. Хотя история доказала, что Ашшурбанапал был единственным ассирийским царём, который стремился к миру и благополучию.
Спустя 17 лет после cмepти Ашшурбанапала Ниневия пала под ударами войск вавилонян и мидян, дворец царя был предан огню.
Это было в 612 г. до н.э.
(Отметить дату на ленте времени).
Учитель. Как вы думаете, исчезла ли в огне библиотека Ашшурбанапала? Были ли вы наблюдательны во время интервью?
Ученик. Нет, книги изготавливали из глины.
(демонстрируется рисунок №6 "Ассирийская глиняная табличка")
Рис. 6
Учитель. Благодаря материалу, из которого изготавливали книги, их содержание смогли восстановить учёные. Так мы узнали о сказании о Гильгамеше. И мы приглашаем вас в "Читальный зал".
(название рубрики вывешивается на доске)
Ученик. При раскопках знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала были найдены 12 табличек с клинописным текстом, повествующим о подвигах полумифического героя Гильгамеша. Это сочинение в древности пользовалось огромной популярностью, оно было составлено из различных мифов и сказаний.
Миф повествует о том, что Гильгамеш царствовал в могущественном городе Уруке. Не зная, куда приложить свою силу, он буйствовал с приближёнными. Жители города Урука пожаловались богам и попросили их помочь справиться с Гильгамешем. Тогда боги, решив испытать его силу, послали против него могучего дикого человека - Энкиду, всё тело которого было покрыто густой шерстью. В единоборстве ни тот, ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду союз - дружбу навеки, и решили изгнать они из страны всё зло. Гильгамеш уверил Энкиду, что вдвоём они справятся с любым врагом. Так ходили они по разным странам, сражались с могущественными врагами, пока боги не решили, что достаточно Энкиду пожил на земле, и послали ему cмepть. Долго печалился Гильгамеш, не мог смириться с потерей друга: "Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не вставать вовеки веков?" Тогда отправился Гильгамеш искать бесcмepтие. Удалось отыскать ему священную траву жизни, но на пути в Урук остановился он возле водоёма, чтобы умыться и переодеться. В это время змея, почуявшая запах чудесного растения, похитила его и уползла, сбросив старую кожу. Бесcмepтие оказалось недоступно человеку.
Учитель. Понравилось ли вам сказание? Чем? Как вы думаете, отличались ли чувства Гильгамеша от чувств наших современников?
(Выслушиваются ответы детей)
Учитель. Итак, наш урок подходит к концу. Что мы узнали? Это мы проверим с помощью странички "Репетитор".
(название рубрики вывешивается на доске)
На столах лежат тесты по изученному материалу, с которыми работают учащиеся:
1. Ассирия стала великой державой благодаря открытию:
а) меди;
б) железа;
в) бронзы.
2. Таран - это:
а) бревно для разрушения крепостных стен;
б) кожаный мешок для преодоления реки;
в) щит с металлическими бляхами.
3. Выбери лишнее:
а) щит;
б) меч;
в) плуг;
г) копьё;
д) шлем
4. Столица Ассирии:
а) Мемфис;
б) Тир;
в) Ниневия.
5. Ниневия была разгромлена:
а) в 800 г. до н. э.
б) в 1792;
в) 612 г до н.э.
Результаты тестирования обсуждаются.
Учитель. Вот и прочитана последняя страница.
Мы гасим наш фонарик, чтобы зажечь его в другом месте, в другое время.
Я, надеюсь, что работа авторов журнала вам понравилась и выражаю огромную благодарность читателям, без помощи которых он также не вышел бы в свет.
Подводятся итоги урока, выставляются отметки.
Д.З. Дома вы ещё раз прочтёте параграф 18 и напишите краткую заметку на тему " Возвращение войска в Ниневию" от имени человека, который был в толпе встречающих.
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
28 03 2024 19:28:48
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
27 03 2024 22:22:29
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
26 03 2024 3:17:39
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
25 03 2024 4:16:54
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
24 03 2024 18:58:28
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
23 03 2024 15:44:16
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...
22 03 2024 12:34:15
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
21 03 2024 21:29:27
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
20 03 2024 20:14:31
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
19 03 2024 10:56:17
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
18 03 2024 23:36:56
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
17 03 2024 12:58:19
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
16 03 2024 22:57:14
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
15 03 2024 0:45:23
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
14 03 2024 16:17:22
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
13 03 2024 3:29:35
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
12 03 2024 2:16:15
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
11 03 2024 8:10:35
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
10 03 2024 18:32:25
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
09 03 2024 8:32:11
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
08 03 2024 19:26:55
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
07 03 2024 19:26:29
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
06 03 2024 18:47:40
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
05 03 2024 4:50:26
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
04 03 2024 19:30:57
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
03 03 2024 23:42:21
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
02 03 2024 11:30:31
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
01 03 2024 22:55:38
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
29 02 2024 14:11:18
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
28 02 2024 11:21:26
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
27 02 2024 23:53:51
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
26 02 2024 13:23:14
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
25 02 2024 4:13:30
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
24 02 2024 18:34:59
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
23 02 2024 4:13:58
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
22 02 2024 22:50:57
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
21 02 2024 8:57:25
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
20 02 2024 0:28:24
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
19 02 2024 20:14:36
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
18 02 2024 15:32:16
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
17 02 2024 21:38:43
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
16 02 2024 1:29:38
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...
15 02 2024 4:30:44
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
14 02 2024 18:39:31
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
13 02 2024 11:28:35
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
12 02 2024 6:26:21
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
11 02 2024 16:55:31
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
10 02 2024 13:59:18
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
09 02 2024 14:13:56
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
08 02 2024 21:33:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::