Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья
Цели урока.
Образовательные:
- познакомить учащихся с основными направлениями внутренней и внешней политики первых русских князей;
- раскрыть цели и показать результаты походов первых русских князей;
- дать представление об организации власти князя над покорёнными народами.
Воспитательные:
- прививать интерес к изучению истории родной страны;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию мыслительных операций: группировка, классификация, установление причинно-следственных связей;
- по развитию речи, мышления, внимания.
- совершенствовать умение работать с картой.
Ресурсы к уроку:
- карта "Киевская Русь в IX - XII вв.",
- портреты первых князей,
- карточки с датами, терминами,
- презентация 1. "Первые русские князья",
- тестовые задания.
Содержание урока.
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
2) Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Постановка проблемного задания.
Что способствовало становлению русского государства?
Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.
1. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
Проведение проверочных упражнений.
Работа в группах сменного состава. Состав групп был определён заранее. Каждая группа в начале урока получает оценочный лист. По ходу урока и мере выполнения заданий, учащиеся дают самостоятельно оценку своей деятельности. Приложение 1.5.
1 задание. Каждая группа получает фрагмент карты. Надо назвать географические объекты, через которые проходил известный торговый путь. Каждая группа должна назвать по 2-3 объекта, которые уже определены. Приложение 1.1.
После выполнения задания собираются результаты.
Финский залив.
Ладожское озеро.
Река Волхов.
Озеро Ильмень.
Река Западная Двина.
Река Днепр.
Чёрное море.
Константинополь (Царьград).
Река Ловать
- Назовите этот торговый путь?
- Почему он так назывался?
- Какого было значение этого торгового пути и почему?
- Покажите на карте этот торговый путь.
2 задание. Показать на карте города - поселения, которые возникли в результате развития торговли у восточнославянских племенных союзов.
1 группа - у полян
2 группа - у северян
3 группа - у кривичей
4 группа - у радимичей
5 группа - у ильменских словен
По 2 человека от каждой группы выходят к карте показывают и называют города. Название городов появляется на доске.
Правильные ответы:
1 группа - Киев
2 группа - Чернигов
3 группа - Смоленск, Полоцк
4 группа - Любеч
4 группа - Новгород.
Правильные ответы.
Поляне - Киев
Северяне - Чернигов
Кривичи - Смоленск, Полоцк
Радимичи - Любеч
Ильменские словене - Новгород.
- Почему города Киев и Новгород выделены красным цветом?
- Какой князь объединил эти центры, положив начало складыванию единого государства? Когда это произошло?
- Как называлось государство после объединения этих центров?
По мере ответов учащихся на доске запись:
Киев Новгород
Киевская Русь
Олег
882 г.
3 задание. Работа с терминами. Ответить на вопросы кроссворда. Каждая группа отвечает на 2 вопроса в кроссворде. Приложение 1.2. В центре кроссворда, если все ответы были верными, появится слово
ГОСУДАРСТВО
Ответы на задания кроссворда.
По вертикали: 1. Олег.2. Быт. 3. Колонизация. 4. Дань. 5. Рюрик. 6. Вече. 7. Русы.
По горизонтали: 1. Договор. 2. Князь. 3. Язычество.
- Что такое государство?
- Когда появилось государство у восточных славян?
- Какие вы знаете теории возникновения государства у восточных славян?
- Какой из них придерживаетесь сами?
III. Изучение нового материала.
Каждая группа получила задание подготовить материал об одном князе:
Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Презентация.
На доске по мере выступления учащихся появляются:
- портрет, годы правления.
Работа с учебником. Самостоятельная работа.
Работа с документом стр. 35-36.
- Как вы думаете, почему княгиня Ольга так жестоко отомстила за убийство мужа?
Мы должны выяснить, какую политику проводили эти князья внутри страны и за её пределами. (Определить внутреннюю и внешнюю политику).
1. Упражнения на освоение новых знаний.
Самостоятельная работа.
Работа с учебником стр. 29-35. Возможно привлечение дополнительного материала, который был заранее подготовлен учащимися. Деятельность князей. Мероприятия внутренней и внешней политики.
2. Упражнения творческого хаpaктера.
Работа проводится в группах. Учащиеся составляют таблицу. "Деятельность первых князей".
Князь (княгиня) | Внутренняя политика | Внешняя политика |
Рюрик | ||
Олег | ||
Игорь | ||
Ольга | ||
Святослав |
После выполнения задания на доске появляется материал о деятельности каждого князя по 2 направлениям политики внутренней и внешней.
Презентация 1 (Слайды № 3-7).
3. Словарная работа.
С какими новыми словами вы встретились при подготовке материала?
Погосты, уроки, реформы.
Объясняем смысл слов и записываем новые слова в словарь.
На доске записываются новые слова и их значение.
IV. Обобщение и закрепление полученных знаний.
Что же было общего в деятельности первых русских князей а) внутри станы (внутренняя политика) б) за пределами страны (внешняя политика)?
1 ученик на доске составляет таблицу.
Внутренняя политика на жёлтом фоне (собирание, объединение, солнце).
Внутренняя политика на зелёном фоне (мир, порядок, спокойствие).
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Собирание земли русской | Укрепление внешнеполитических позиций государства |
Подчинение восточнославянских племён, которые первоначально не вошли в состав Древнерусского государства | Походы |
Проведение первой государственной реформы (полюдье, уроки, погосты) |
Заключение мирных договоров |
Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю | |
Взимание дани |
Итоговая табличка раздаётся каждому ученику. Вклеить в тетрадь. Приложение 1.3
Закрепление.
1 вариант. Фронтальная работа.
- Показать на карте направления походов первых русских князей.
- Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?
- На что была направлена деятельность всех первых князей?
2 вариант. Индивидуальная работа. Выполнить контрольный тест. Приложение 1.4 .
Теперь мы можем ответить на задание в начале урока.
- Что способствовало становлению русского государства? Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.
Определите цели нашего урока.
V. Итог урока. Домашнее задание.
Оцениваю работу учащихся на уроке. Выставляю оценки за урок. Анализ деятельности проводится с учётом результатов зафиксированных в оценочном листе каждой группы.
Домашнее задание.П. 4. к. к. 2.
Приложение.
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...
28 03 2024 23:24:49
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
27 03 2024 16:28:27
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
26 03 2024 14:11:31
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
25 03 2024 1:57:34
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
24 03 2024 13:47:16
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
23 03 2024 13:55:35
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
22 03 2024 13:24:13
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
21 03 2024 21:14:10
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
20 03 2024 13:42:21
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
19 03 2024 15:43:12
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
18 03 2024 11:35:26
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
17 03 2024 15:22:46
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
16 03 2024 10:35:59
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
15 03 2024 15:21:44
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
14 03 2024 4:25:41
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
13 03 2024 0:21:49
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...
12 03 2024 6:28:50
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
11 03 2024 19:30:32
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
10 03 2024 17:10:28
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
09 03 2024 17:33:51
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
08 03 2024 8:12:51
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
07 03 2024 1:43:21
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
06 03 2024 18:17:55
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
05 03 2024 13:53:25
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
04 03 2024 19:56:56
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
03 03 2024 9:36:10
Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
02 03 2024 10:22:34
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
01 03 2024 8:47:28
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
29 02 2024 0:58:51
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
28 02 2024 15:35:17
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...
27 02 2024 7:29:30
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
26 02 2024 14:28:35
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
25 02 2024 9:53:31
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
24 02 2024 1:12:42
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
23 02 2024 21:25:47
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
22 02 2024 11:40:15
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
21 02 2024 22:35:10
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
20 02 2024 15:30:47
Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....
19 02 2024 20:44:27
В статье приводится пример урока-диспута. ...
18 02 2024 23:37:11
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
17 02 2024 12:12:46
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
16 02 2024 5:38:43
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
15 02 2024 19:51:16
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
14 02 2024 15:14:42
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
13 02 2024 13:58:21
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
12 02 2024 14:18:46
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...
11 02 2024 14:52:38
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
10 02 2024 21:11:42
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
09 02 2024 12:59:38
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
08 02 2024 17:36:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::