История для молодежи    

Урок-лекция по истории с использованием презентаций и ЦОРов по теме "Северная война"

Форма проведения урока: лекция с использованием презентаций и ЦОРов

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления.

Цели и задачи:

Обучающие:

  • выяснить цели России в Северной войне, рассмотреть ход войны, этапы и основные сражения и выделить её итоги;
  • охарактеризовать международную обстановку и ёе изменения в течение войны;

Развивающие:

  • развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;
  • продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сопоставлять события и факты, находить причину и следствие, формулировать выводы;
  • оценить значение военных реформ в победах на море.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа;
  • на примере мужества русских людей в Северной войне вызвать у учащихся чувство
  • гордости историей своих предков;
  • прививать бережное отношение к учебному имуществу (компьютерам и цифровым обучающим материалам);
  • воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения уч-ся, самостоятельность.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, карта "Россия в XVII в. - 1760 г." учебник "История Отечества" А.А. Преображенский Б.А. Рыбаков, атлас, рабочая тетрадь, выставка исторической, художественной литературы.

УРОК 1 "Северная война 1700-1721 гг. Начало" (слайд № 1 презентации "Северная война 1700-1721 гг. Начало")

Оборудование: Карта "России в XVII в. - 1760 г." на доске, атласы у каждого учащегося.

Раздаточный материал: отрывок из документа "Рассуждения" дипломата П.П. Шафирова; на доске записаны даты: 1700г.; 1702 г.; 1701-1704 г.г.

Ход урока

Проверка домашнего задания (слайд № 2)

  1. Почему царевна Софья была сторонницей двоевластия?
  2. Назовите годы Великого посольства? В чем была его задача?
  3. Кто был соправителем Петра I?

Организационный момент

Проведение мозгового штурма на основе технологии критического мышления.

? Попробуйте предположить, какие задачи стояли перед Россией во внешней политике в период правления Петра I? Из коллекции ЦОРов "Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг." (N 112029)

Сегодня на уроке уже из названия темы мы видим, что решение данного вопроса мирным путем невозможно. Путь решения этого вопроса - война.

(Ваша задача - по ходу объяснения заполнять в тетради кластер по выделенным понятиям.)

Что необходимо было сделать для осуществления этих задач?

  1. Завоевать выход к Балтийскому морю.
  2. Завоевать выход к Черному морю.
  3. Развивать внешнюю торговлю.
  4. Создать новую, регулярную армию и флот.

Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?

Россия неоднократно пыталась завоевать выход к Балтийскому морю в ходе Ливонской войны (1558-1583 г.г.) в годы правления Ивана IV Грозного.

Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).

Можно ли было решить эту задачу мирным путем?

Скорее всего, нет.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.

Коллективно-поисковая работа, работа с учебником, картой, документом.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря ("Шведское озеро"). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.

План урока (слайд № 3)

1. Международная обстановка накануне войны.

2. Начало войны. Нарва.

3. Создание регулярной армии.

4. Первые победы.

5. Строительство Петербурга.

Основные понятия (слайд №4)

Рекруты, регулярная армия

Выдающиеся личности (слайд № 5)

Петр I , Карл ХII, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев Из коллекции ЦОРов Портрет Б.П.Шереметева (N 128835) Портрет светлейшего князя А.Д. Меншикова (N 128707) Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Цели России в войне (слайд № 6) Из коллекции ЦОРов СЕВЕРНАЯ ВОЙНА Война России и ее союзников против Швеции в 1700-1721.(N 48577)

Дипломатические приготовления Петра I к войне со Швецией. Работа с документом: отрывок из "Рассуждения..." о причинах Северной войны, написанного дипломатом П. П. Шафировым.

"Что провинция Карелия и Ингирия, или Карельская и Ижорская земли... издревле во Всероссийской империи принадлежали, то не могут и сами шведы отрицать. Ибо все договоры и корреспонденции от давних лет меж коронами российской и шведской о том ясно гласят... И большая часть от провинций Лифляндии и Эстляндии принадлежала под областью и протекцией короны российской... ясное тому свидетельство, что город Юрьев Ливонский, по-немецки Дерпт... от российского великого князя Ярослава-Георгия, в лето от Рождества Христова 1026, по российским верным летописцам, создан, и во имя его Юрьев наречен. Також и Ревель в российских летописцах Колыванью называется... И во оных городах обретающиеся епископы и магистры российских монахов за своих государей почитали, и яко данники им дань погодную давали, о чем многие подлинные их пересылки и акты в канцеляриях российских... обретаются."

Какими историческими фактами обосновываются права России на земли Прибалтики?

Начало войны. Поражение под Нарвой. Работа с картой. Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Реорганизация армии (слайд № 7-8)

- Ради чего проводилась военная реформа? (ради достижения побед над Швецией).

Военные реформы - одни из первых петровских реформ - проводились методами жестокого принуждения как в отношении самих рекрутируемых, так и в отношении налогоплательщиков - т. е. крестьян

Регулярная армия - постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная

Рекруты - наборы из крестьян и посадских людей, принятые на военную службу по найму или по повинности (с 1705 г. стали ежегодными)

- Какие военные подразделения стали образцом для всей прочей армии? (слайд № 9)

Потешные полки Петра : Преображенский и Семеновский гвардейские полки, ставшие основой для формирования регулярной армии с почти пожизненной службой. Из коллекции ЦОРов Мундир рядового лейб-гвардии Семеновского полка. Ружье кремневое со штыком. Кружка генерал-фельдмаршала Б.П.Шереметева (N 128729)

1701-1704 гг. - первые победы. Работа с картой. Создание морского флота (слайд № 10)

Нарва находится на побережье Балтийского моря; "ворота" в Европу.

Из коллекции ЦОРов Из истории Военно-Морского флота России (N 121531); Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Основание Петербурга.

Петр I стремился закрепиться на берегах Невы и основал в 1703г. город. (слайд № 11-13)

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" (наизусть, читает уч-ся на фоне показа слайдов "Санкт-Петербург сегодня ").

Закрепление изученного.

Кластер по теме "Северная война" заполняют в тетради учащиеся (смотреть итоговый кластер в уроке № 2)

Учащиеся работают с документом, картой, учебником. Дают характеристику войны по алгоритмы, восстанавливают ход войны.

Соотнесите правильно даты и события.

Начало Северной войны                                  1700

Поражение русских под Нарвой                      1701

Первая победа русских над шведами в войне 1704

Взятие Нарвы                                                      1703

Основание Петербурга                                       1702

Взятие Нотебурга                                                 1700

Домашнее задание (слайд № 14-16)

 36, проследить по карте атласа ход военных действий; контурная карта № 11

Написать синквэйн на тему: "Северная война"

УРОК 2 "Северная война 1700-1721 гг. Продолжение" (слайд № 1 презентации "Северная война 1700-1721 гг. Продолжение")

Проверка домашнего задания (слайд № 2)

Какие страны были участниками Северной войны? Где было первое поражение русских?

Ради чего проводилась военная реформа?

Какие военные подразделения стали образцом всей армии?

Какое значение для будущего России имели победы русской армии в Прибалтике? Назовите их.

- С какой целью в устье Невы был заложен город?

План урока (слайд № 3 )

1. Продолжение военных действий.

2. "И грянул бой, Полтавский бой :"

3. Морские сражения.

4. Прусский поход Петра I.

5. Заключение Ништатского мира.

Основные понятия (слайд № 4 )

Генеральное сражение, редут, фрегат, эскадра, десант

Выдающиеся личности (слайд № 5)

Карл II, Петр I , А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф. Лефорт, гетман И. Мазепа, М.М. Голицын, Д. Кантемир, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Продолжение войны. Распад Северного союза.

? Как вы считаете, изменяется ли отношение Карла XII к России и каковы будут его дальнейшие действия?

Битва при деревне Лесной. Оружие времен Северной войны Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

? Почему битву при Лесной Пётр I назвал матерью Полтавской битвы?

Полтавская битва. Работа с картой (слайд № 6-7 )

"И не помышляли бы: быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский." Из выступления Пётра I перед солдатами

1709 г. - Полтавская битва.

Вот как описывает эту битву А.С.Пушкин(выразительное чтение уч-ся)

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы.
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь конница летит,
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Тесним мы шведов рать за ратью;

Что же сказал Пётр своим солдатам?

Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России. А Пётр сказал так: "И не помышляли бы: быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский."

Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Полтавская битва" (наизусть, слайд №8 ), работа по картине художника А.Коцебу "Полтавская битва".

Прутский поход. Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

- Как вы думаете, в чем была основная трудность Прутского похода? (России пришлось вести войну на два фронта.)

- В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией? (Турки несли колоссальные потери и стремились к скорейшему заключению мира.)

Морские сражения. Работа с картой. 1714г. - Гангут . 27 июля. 1720г. - Гренгам.

(слайд №9) Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709) Баталия при Гангуте (N 128945)Из истории Военно-Морского флота России (N 121531)

Заключение. Ништатский мир.

Ништатский мир между Россией и Швецией принес России новые значительные территории на севере, а также решил главные задачи государства на Балтике. Россия стала державой.

(слайд № 10 ) Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

- Какие земли приобрела Россия по Ништатскому миру? Работа с картой.

(Эстляндию, Лифляндию, часть Финляндии и Ингерманландию)

Вывод (слайд № 11)

Закрепление изученного материала. Кластер по теме "Северная война" в тетрадь (слайд № 12)

8. Домашнее задание

 37, 38, проследить по карте - атласа ход военных действий; контурная карта № 11

Напишите (продолжение) синквэйн на тему: "Северная война" (слайд № 13)

Используемые ресурсы из других общедоступных источников

  1. Исторические войны www.falange.ru
  2. События - В Военно-историческом музее Петербурга проходит выставка, посвященная ... чертежи пушек, русское и шведское холодное и огнестрельное оружие времен Северной войны, гравюры и портреты, изображающие военных и государственных деятелей... http://5-04.mysob.ru/news/culture/18894.html
  3. Историко-художественный музей Панорама Мурома XVII в. Оружие периода Северной войны 1700-1721 гг. http://tourism.vladimir.ru/rus/murom/museum1.php
  4. История города Выборг Выборгская победа подготовила дальнейшие успехи русского оружия в Северной войне. http://www.188800.ru/1710/008.htm
  5. Гродно. Новый замок в Гродно. Некогда грозное оружие времен Северной войны покоится сейчас в музее Старого замка Гродно http://belorusiya.land.ru/grodno.htm
  6. Российская история | Меньшиков http://www.sgu.ru/rus_hist/?wid
  7. Мазепа Иван Степанович <Русская история в портрете> - www.rulex.ru
  8. Исторические личности http://history-persons.ya.ru/
  9. Северная война http://ru.wikipedia.org/wiki
  10. Всемирная история - Северная война
  11. XXI Северная война 1700 - 1721 ... www.world-history.ru

Приложение 1, приложение 2.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории

Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...

17 02 2020 8:10:37

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

16 02 2020 9:15:36

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе " Кот-ворюга". ...

15 02 2020 10:54:24

Урок-экскурсия "Шелест времени в Большом Кремлевском сквере"

Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интерактивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия Ю Н Е С К О....

14 02 2020 21:31:59

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

13 02 2020 14:18:39

Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"

Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс " Культура, литература и история родного края". Урок " Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...

12 02 2020 11:33:52

От Удельной Руси к Единой России

Урок проводится в форме игры " Звёздный час". В каждом классе создаётся по две команды игроков (по 6 человек каждая) и по две команды "родителей"(команды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

11 02 2020 3:49:15

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

10 02 2020 6:36:14

Классный час "Путешествие в прошлое"

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....

09 02 2020 6:29:38

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха ( Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И. Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

08 02 2020 23:26:49

Урок обществознания "Гуманность на войне. Миф или реальность?". 9-й класс

Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о М Г П. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....

07 02 2020 10:28:50

Февральская революция на фоне традиций

История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о характере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

06 02 2020 14:46:49

Экономика и ее роль в жизни общества

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....

05 02 2020 23:35:54

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

04 02 2020 21:34:45

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

03 02 2020 14:43:50

Урок "Культура России в XVIII веке"

Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охарактеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....

02 02 2020 4:12:29

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

Т Р К М - технология Л О П, востребованная объективным развитием общества. Основа Т Р К М - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов Т Р К М формирует функциональные качества личности, носит деятельностный характер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме Т Р К М у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....

01 02 2020 23:25:27

Урок-реконструкция "Рыцарский замок". 6-й класс

Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....

31 01 2020 12:49:37

Урок "Древний Египет"

Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отрабатываются навыки коллективной работы....

30 01 2020 8:11:16

"Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе

Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....

29 01 2020 4:53:49

Урок с применением ИКТ "Начало гуситского движения"

Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....

28 01 2020 2:44:12

Применение программы PowerPoint на уроках истории

Урок по теме " Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....

27 01 2020 22:50:19

Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе " Обществознания" так обобщены, что без дополнительных практических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....

26 01 2020 7:42:28

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М. В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М. В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, М Х К, искусствоведения....

25 01 2020 4:22:20

Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"

Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...

24 01 2020 23:31:56

Сценарий вечера "Декабристы"

Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...

23 01 2020 22:46:41

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

22 01 2020 22:14:58

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"

Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в команде....

21 01 2020 3:42:33

Внешняя политика России в 1801–1812 гг.

В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...

20 01 2020 14:58:45

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс

Цель урока: обсудить вопрос важности морального выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....

19 01 2020 0:25:10

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

Проект учебно-воспитательного занятия на тему: " Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении Н П О. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода Н Т П. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

18 01 2020 9:45:34

Интеллектуальная игра "Блеф-клуб" на тему "Страна Поднебесная"

В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....

17 01 2020 10:30:34

Внеклассное мероприятие "Ханты-Мансийскому автономному округу – 80 лет"

Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты- Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....

16 01 2020 3:42:52

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением И К Т. Приемы организации Р О являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....

15 01 2020 9:31:31

"Первобытность. Жизнь первобытных людей"

Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу « Жизнь первобытных людей». ...

14 01 2020 7:35:57

Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"

В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...

13 01 2020 16:32:14

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

12 01 2020 12:38:35

Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Христофор Колумб. Открытие Америки"

Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....

11 01 2020 1:14:23

Дню народного единства посвящается

Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....

10 01 2020 6:23:30

Итоговый урок по теме "Эпоха Ивана III"

В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....

09 01 2020 20:49:22

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

08 01 2020 11:21:56

Урок истории "Сказка о потерянном времени"

Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время С С С Р достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

07 01 2020 6:13:26

Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»

Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии Р К М Ч П. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....

06 01 2020 10:58:33

Открытый урок по истории "Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина"

На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П. А. Столыпина....

05 01 2020 13:58:15

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

Урок истории " Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

04 01 2020 2:57:40

Развитие Казахстана в первой половине XVIII века

Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....

03 01 2020 2:20:22

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

02 01 2020 14:18:53

Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"

Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...

01 01 2020 11:53:10

"Золотые ворота" в Древнюю Русь

Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....

31 12 2019 8:16:58

Историко-литературная гостиная "Декабристы в поэзии"

Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....

30 12 2019 13:18:20

"Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...

29 12 2019 21:57:50

Урок истории в 5-м классе по теме "Культура Индии"

Урок с использованием методики опорного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....

28 12 2019 15:56:37

Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....

27 12 2019 6:55:23

Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле"

Автором представлена разработка урока в 5-м классе « Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....

26 12 2019 5:17:42

Интерактивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

25 12 2019 16:38:40

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда

Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....

24 12 2019 18:29:30

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...

23 12 2019 0:47:36

Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....

22 12 2019 0:58:59

Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"

Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса команд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....

21 12 2019 14:15:20

Конспект урока обществознания "Человек в политической жизни". 11-й класс

Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, вырабатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....

20 12 2019 8:28:54

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

19 12 2019 16:47:40

Интегрированный урок английского языка и истории по теме "Добро пожаловать в Астраханский кремль"

В канун 450-летия г. Астрахани мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астраханского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....

18 12 2019 16:49:58

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

17 12 2019 5:37:54

Программа элективного курса "Технология исследования"

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....

16 12 2019 16:31:31

Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"

Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....

15 12 2019 16:40:24

"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина

Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А. С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....

14 12 2019 17:16:39

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

13 12 2019 3:32:46

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках Е Г Э элементам содержания....

12 12 2019 9:33:38

Клан-конспект урока в 11-м классе по теме "Всемирно-историческое значение Победы в Великой Отечественной войне. Цена Победы"

Урок был дан в рамках преподавания " Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спорными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....

11 12 2019 0:10:31

Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

Данный урок входит в раздел « Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....

10 12 2019 20:52:22

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению З У Н учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

09 12 2019 0:44:13

Модернизация и становление индустриального общества

Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....

08 12 2019 7:29:56

Буржуазные революции XVII–XVIII вв.

Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры " Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....

07 12 2019 13:16:24

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"

Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и характер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....

06 12 2019 16:14:46

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

05 12 2019 13:55:24

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России"

Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....

04 12 2019 0:48:33

Тест "Проверь себя" по роману В.Я. Шишкова "Емельян Пугачев"

Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....

03 12 2019 20:33:45

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе)

Задачи урока: систематизация знаний по теме « Символика России» (обществознание) и по темам « Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в команде, взаимовыручку и поддержку....

02 12 2019 20:49:12

Образовательный проект гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему учебных и внеучебных занятий

Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....

01 12 2019 15:43:30

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

30 11 2019 9:46:58

Урок обществознания "Человек и культура". 8-й класс

Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...

29 11 2019 7:12:49

Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)

Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в практике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....

28 11 2019 17:27:26

Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь под ордынским игом. Борьба с иноземными захватчиками" в игровой форме

Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут практически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи " Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....

27 11 2019 15:29:14

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы " Реформы Александра II". ...

26 11 2019 11:49:12

Открытый урок по теме "Развитие парламентаризма в России"

Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....

25 11 2019 10:20:53

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

24 11 2019 9:28:50

Восточные славяне

Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....

23 11 2019 15:11:25

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

22 11 2019 23:43:12

Урок-практикум по теме "Гражданская война в России"

Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме « Гражданская война»....

21 11 2019 6:41:17

Открытый урок по обществознанию "Время великих перемен"

Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...

20 11 2019 4:31:19

Мозаика культур. 10-й класс

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....

19 11 2019 9:33:10

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

18 11 2019 10:47:48

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 10-й класс

Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....

17 11 2019 10:51:16

Сценарий торжественного мероприятия "День кадета"

Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....

16 11 2019 11:59:22

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

15 11 2019 8:53:50

Методическая разработка по теме «Олимпийские игры в древности». 5-й класс

Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....

14 11 2019 6:43:35

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

13 11 2019 1:44:58

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир"

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....

12 11 2019 21:29:19

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

11 11 2019 14:17:22

Технология проблемного обучения на уроках истории

Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

10 11 2019 19:43:32

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

09 11 2019 4:35:30

План урока "В рыцарском замке". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....

08 11 2019 0:33:41

Внешняя политика России в XVIII веке

В разработке представлен модуль " Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

07 11 2019 19:25:11

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

06 11 2019 21:27:42

Гражданское общество

Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....

05 11 2019 12:14:13

Культура России в первой половине ХIХ века

Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....

04 11 2019 14:47:48

"История денег. Нумизматика - наука о деньгах". Урок истории в 3-м классе по программе Е.В. Саплиной, А.И. Саплина

Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...

03 11 2019 17:12:26

Народы северо-востока России в далеком прошлом

Урок проводится в 4-м классе в форме командной игры « Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – " Животные Севера", " Основные занятия народов края", " Орудия труда коренных народов"....

02 11 2019 15:50:14

Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления

В ходе урока доказывается, что Н Э П являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....

01 11 2019 17:43:16

Устный журнал "Дню народного единства посвящается"

Устный журнал " Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов М О У " Воротынская С О Ш" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С. Малиновского " Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л. И. Помыткиной. ...

31 10 2019 20:46:51

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

30 10 2019 6:45:20

Внешняя политика России в XVIII веке

В разработке представлен модуль " Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

29 10 2019 0:18:58

Лабораторный урок по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....

28 10 2019 21:34:51

Урок повторения и обобщения изученного материала по темам "Древний Восток" и "Древняя Греция"

Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....

27 10 2019 2:41:29

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....

26 10 2019 16:52:20

Фрагмент рабочей тетради по теме "Реформы Петра Великого"

Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...

25 10 2019 18:26:55

"Меч и дипломатия А.Невского" – историческая игра для учащихся 6-х классов

Представлен конспект исторической игры " Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....

24 10 2019 16:56:53

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"

Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....

23 10 2019 15:35:35

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

Х ХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

22 10 2019 12:17:46

Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"

Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....

21 10 2019 19:31:46

Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"

Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...

20 10 2019 9:23:54

Урок по теме "Внешняя политика СССР. Карибский кризис"

На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику С С С Р, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н. С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....

19 10 2019 20:59:13

Афганистан болит в моей душе

Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию « Боевое братство»....

18 10 2019 6:23:56

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

17 10 2019 15:12:54

Конституция Российской Федерации — основной закон государства (урок обществознания в 9-м классе)

Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию Р Ф 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....

16 10 2019 11:14:44

"Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)

Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....

15 10 2019 15:51:44

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме К В Н, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

14 10 2019 22:37:14

Урок "Формирование сословий на Руси в IX - XII вв." (10-й класс)

Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...

13 10 2019 13:47:37

Открытый урок в 7-м классе "Начало Смутного времени"

Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и характера восстания И. Болотникова. ...

12 10 2019 14:57:53

Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения

В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....

11 10 2019 3:36:15

Урок истории по теме "Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права". 8-й класс

Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....

10 10 2019 22:50:13

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

09 10 2019 10:33:35

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

08 10 2019 21:31:32

Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс

Урок по истории России на тему « Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....

07 10 2019 10:33:37

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

06 10 2019 13:24:32

Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс

Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....

05 10 2019 22:30:40

Урок "Петр I", 10-й класс

Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

04 10 2019 16:57:24

История и культура народа в форме этнокультурной игры для 9–11-х классов "Татары. Татарстан"

Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...

03 10 2019 1:34:52

Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"

Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...

02 10 2019 23:10:42

Тема урока: "Экономическая сфера"

Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме « Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...

01 10 2019 2:23:39

Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"

На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...

30 09 2019 16:23:14

Программа факультативного курса "Юный краевед"

Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....

29 09 2019 3:19:35

Открытый урок по новой истории

Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в С Ш А. Исследуются такие важные документы в истории С Ш А, такие как « Декларация независимости С Ш А», « Билль о правах», Конституция 1787 года. ...

28 09 2019 23:45:20

Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса

Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....

27 09 2019 17:26:45

Восстание декабристов. 8-й класс

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....

26 09 2019 11:32:46

Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика"

Программа дополнительного образования " Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества. ...

25 09 2019 23:42:54

Тема урока: "Восточные славяне"

Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из « Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского характера. В конце занятия даётся домашнее занятие....

24 09 2019 23:53:45

Урок по истории Отечества "Пугачевщина"

Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....

23 09 2019 4:41:27

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

Данная разработка урока проводится по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой и др. " Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 " Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

22 09 2019 18:12:54

Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)

В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной характеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий Е Г Э уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....

21 09 2019 18:23:32

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.