Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг. (9-й класс)
Цели урока:
- показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития :демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальным движением;
- способствовать развитию навыков анализа, выделения причинно-следственных связей, обучение умению комментировать прочитанный текст учебной статьи;
- воспитывать отрицательное отношение к любым формам насилия, тоталитаризму.
Основные знания: изменения общественно-политической атмосферы в обществе, попытки демократизации режима, борьба власти с инакомыслием, изменения в структурах власти; усиление репрессий; национальная политика.
Основные понятия: “Демократический импульс войны”, репрессии, ГУЛАГ, “дело врачей”, “ленинградское дело”.
Работа с историческими источниками: комментированное чтение текстов указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 года.
Оборудование: СД № 3 Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России ХХ век”, компьютерный класс, проектор, экран.
План урока:
- Оргмомент. Целеполагание и мотивация
- Актуализация
- Изучение нового материала:
А) Демократический импульс войны;
Б) Изменения в структурах власти;
В) Новый виток репрессий;
Г) Национальная политика. - Первичное закрепление учебного материала: компьютерное тестирование
- Информация о домашнем задании
- Рефлексия
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Победа над гитлеровской Германией внушала советским людям естественную гордость за себя, за свою страну. И в то же время, не без воздействия официальной пропаганды, носившей всеобъемлющий хаpaктер, тотальный хаpaктер, у многих крепла вера в “мудрость вождя и учителя”. Однако эта вера была теперь не той, что прежде, до войны. Теперь в значительной мере исчез страх. Какой же страх может быть у победителя? Участники европейского похода Красной Армии (их было почти 10 млн.человек), многочисленные репатрианты ( %,% млн человек) воочию увидели буржуазный мир. Различия в отношении к личности, в уровне жизни в этих странах и в СССР были настолько велики, что не могли не посеять сомнений у оказавшихся в Европе советских людей.
Побывав между страшными, бесчеловечными жерновами войны, люди стали открывать для себя, что они в силах сами, без указания свыше и без оглядки на различные инстанции свободно крепить товарищескую дисциплину, идти на cмepтный бой, из последних сил стоять у станка. Как писала в мае 1945 года в “Литературной газете” поэтесса Ольга Бертгольц: “необычайно выросло за эти годы – даже у самого обыкновенного человека – самосознание личности”. Но это возросшее самосознание нередко упиралось в жесткие ограничения, давно установленные режимом. И многие из победителей, особенно те из них, кто своими глазами увидел, как живется за рубежами СССР, все чаще стали задумываться над тем, что же мешает и даже подавляет их свободную самодеятельность. “Народ поумнел, это бесспopно”, – говорил в те дни маршал Л.А.Говоров. В обществе наступила пора каких-то неопределенных надежд на будущее, на “послабление”, на то, что к народу теперь будут относиться с большим доверием. Давайте представим себе человека, который вместе с другими советскими людьми воевал на фронте, был ранен, снова воевал. Его жена и дети были в эвакуации, получали письма с фронта и больше всего на свете боялись получить похоронку. Это была счастливая семья, и она воссоединилась в июне 1945, подросли дети и все были счастливы и полны надежд: завоевали желанный мир, они опять вместе и значит все будет хорошо.
Задумаемся, как изменился наш герой?
Каким он пришел с войны? Какие черты хаpaктера, какие качества личности “выковала” в нем история? (Люди, прошедшие испытания войной, ощутили свою значимость, стали более самостоятельными. Они научились принимать ответственные решения, ценили фронтовую дружбу.)
А как его встретила страна? (Страна радостно встречала своих героев, но для государства такие самостоятельные граждане. Победители представляли опасность, поэтому государство будет активизировать свою репрессивную политику.)
Для того чтобы проверить свои предложения, давайте обратимся к раздаточному материалу = это документы – вся информация в них – доносы о настроениях граждан. Прочитав документы, попробуем определить, каких перемен больше всего ожидали люди.
Обратимся к документу № 1
Из справки о настроениях интеллигенции в г. Харькове:
Среди отдельных групп распространяются нездоровые настроения. Вот, например, рассуждения доцента Селигеева:”Мы находимся накануне большого сдвига политико-идеологического порядка… Лучшие мысли западной культуры будут проникать к нам… Краеугольным камнем этой перестройки будет отказ от силы оружия, насилия, будет всеобщее проникновение демократии”
Документ № 2
Вопросы, заданные на собраниях колхозников, рабочих, служащих, на лекциях и беседах:
Когда в нашей области откроют промтоварные магазины?
Будет ли уменьшен рабочий день для женщин, имеющих детей?
Документ № 3
Из протокола заседания Челябинского ВКП(б) 1946 г.:
Председатель артели “Вперед” Лапов в кругу своих близких заявил: “сейчас при Советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли низкое. Если бы наше хозяйство развивалось как при НЭПе, крестьяне бы имели свои индивидуальные хозяйства, тpaктора, машины, было бы изобилие продуктов.
Таким образом, победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции – на ослабление политического диктата и даже развитие демократии. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались все теми же “винтиками” в сталинской системе. И даже в среде партийно-государственной номенклатуры зрело понимание неизбежности перемен. В 1946-1947 гг в ходе закрытого обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б), были высказаны предположения, направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации судов военного времени, об освобождении партии от функции хозяйственного управления, об альтернативных выборах.
Власть была обеспокоена подобными настроениями. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум направлениям: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой – усиления борьбы с вольнодумством и укрепления режима.
Давайте проанализируем, какие изменения произошли в стране в изучаемый период.
Работа в группе
1 группа – Изменения в структурах власти
Заполнить таблицу
Дата | Изменения в структурах власти |
Сентябрь 1945 | |
Март 1946 | |
Начало 50-х | |
Октябрь 1952 |
2 группа – национальная политика
Заполнить таблицу Репрессии против народов СССР в 1945–1950 гг.
Народы | Число репрессированных |
украинцы | |
литовцы | |
латыши | |
эстонцы |
Защита работы в группах
Новый виток репрессий – работа с компьютерным учебником.
Компьютерное тестирование– подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание: написать мини-сочинение о послевоенном общественно-политическом климате в советском обществе от имени одного из его представителей.
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
18 03 2024 5:39:25
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
17 03 2024 0:11:20
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
16 03 2024 22:52:44
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
15 03 2024 17:20:16
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
14 03 2024 8:56:38
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
13 03 2024 17:24:41
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
12 03 2024 21:16:42
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
11 03 2024 12:48:45
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
10 03 2024 23:38:28
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
09 03 2024 10:37:32
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
08 03 2024 11:48:38
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
07 03 2024 10:53:46
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
06 03 2024 12:45:13
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
05 03 2024 5:18:34
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
04 03 2024 0:47:10
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
03 03 2024 10:28:59
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
02 03 2024 3:59:52
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
01 03 2024 5:36:39
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
29 02 2024 15:43:37
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
28 02 2024 1:54:30
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
27 02 2024 6:53:51
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
26 02 2024 5:16:14
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
25 02 2024 19:35:23
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
24 02 2024 2:24:58
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
23 02 2024 13:20:54
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
22 02 2024 16:30:25
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
21 02 2024 2:14:37
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
20 02 2024 8:15:52
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
19 02 2024 15:33:17
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
18 02 2024 4:24:29
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
17 02 2024 20:52:21
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
16 02 2024 0:58:49
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
15 02 2024 10:30:38
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
14 02 2024 17:18:32
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
13 02 2024 22:16:16
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
12 02 2024 9:11:25
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
11 02 2024 13:19:39
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
10 02 2024 23:57:19
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
09 02 2024 21:43:49
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
08 02 2024 21:28:12
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
07 02 2024 18:33:51
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
06 02 2024 17:38:27
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
05 02 2024 0:43:28
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
04 02 2024 15:53:54
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
03 02 2024 3:24:28
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
02 02 2024 15:42:41
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
01 02 2024 1:38:42
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...
31 01 2024 13:33:42
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
30 01 2024 22:48:42
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
29 01 2024 4:58:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::