Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"


    Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"

Цели занятия:

  • углубить знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений, касающихся прекращения и расторжения трудового договора;
  • развивать умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи;
  • воспитывать уважение к закону, ответственность при выполнении трудовых функций.

Оснащение занятия:

  • нормативные акты;
  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • комментарий к Трудовому кодексу РФ.
  • методические рекомендации к выполнению пpaктических занятий по дисциплине “Правовое обеспечение профессиональной деятельности”.

Технические средства обучения: компьютер с видеопроектором.

Учебно-наглядные пособия: таблицы по основам трудового права; слайды по теме “Прекращение трудового договора”.

Раздаточный материал:

  • карточки с заданиями различного уровня;
  • ситуационные задачи;
  • отдельные статьи из Трудового кодекса РФ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент (5 минут):

  • приветствие;
  • проверка готовности к занятию;
  • проверка студентов по журналу;
  • объявление темы, цели и плана занятия, критерия оценок при выполнении заданий.

Группа условно разделена на две подгруппы: “Работодатели” и “Работники”. При выполнении заданий эксперты подводят итоги работы подгруппы и индивидуально каждого студента. Победителем считается та подгруппа, которая наберёт большее количество баллов; если подгруппа “Работники” наберёт одинаковое количество баллов с “Работодателями”, то считается победителем комaнда “Работники”.

2. Проверка домашнего задания (10 минут).

Игра “Бочонок”

Консультанты проводят игру “Бочонок”. 1-й консультант держит бочонок, 2-й консультант вытаскивает из бочонка вопросы для “Работодателей” и “Работников”. “Работодатели” и “Работники” поочерёдно отвечают.

Эксперты удачно ответившим студентам вручают фишки: фишки зелёного цвета вручают студентам, давшим полный ответ, жёлтого цвета – студентам, давшим неполный ответ.

Вопросы к игре “Бочонок”

  1. Что такое трудовой договор?
  2. Что такое совместительство?
  3. Объяснить понятие “испытательный срок”.
  4. Продолжить предложение “Трудовая книжка – это …”
  5. Что такое прогул?
  6. Что такое вынужденный прогул?
  7. Что такое выходное пособие?
  8. Как происходит увольнение при заключении срочного трудового договора?
  9. Какие документы предъявляет лицо, поступающее на работу, при заключении трудового договора работодателю?
  10. Объяснить понятие “временный перевод на другую работу”.

Игра “Самые эрудированные”

Консультанты проводят игру “Самые эрудированные”. 1-й консультант предлагает карточку № 1 “Работодателям”, 2-й консультант предлагает эту же карточку № 1 “Работникам”. “Работодатели” и “Работники” отвечают по мере готовности.

Эксперты удачно ответившим студентам вручают фишки: фишки зелёного цвета вручают студентам, давшим полный ответ, жёлтого цвета – студентам, давшим неполный ответ. Каждый члeн комaнды, ответившей первая, получает дополнительный 1 балл (даже тот студент, который не отвечал).

Карточка № 1

1. Работник по собственному желанию собирается расторгнуть с предприятием трудовой договор, заключённый на неопределённый срок. Он должен предупредить об этом работодателя не менее чем:

  • за один месяц;
  • за две недели;
  • за одну неделю.

Ответ: не менее чем за две недели.

2. Что должно произойти, если срок трудового договора, заключённого на три года, истёк, но ни работник, ни работодатель не потребовали прекращения трудовых отношений:

  • работник не может продолжать работу на этом предприятии;
  • трудовой договор считается продлённым на неопределённый срок;
  • работодатель в любое время может уволить работника по своему усмотрению.

Ответ: трудовой договор считается продлённым на неопределённый срок.

3. По истечение какого срока после устройства на работу может быть предоставлен отпуск человеку старше 18 лет:

  • по истечении 6 месяцев;
  • по истечении 11 месяцев;
  • по истечении 12 месяцев.

Ответ: по истечении 6 месяцев.

4. Работнику службы маркетинга по обслуживанию вычислительной техники Маркову работодатель сообщил, что со следующей недели он переводится на должность оператора электронно-вычислительной техники в связи с продолжительной болезнью сотрудника. В результате перевода должностной оклад Маркова уменьшился на три тысячи рублей в месяц. На претензии Маркова по поводу уменьшения оклада работодатель ответил, что у оператора по вычислительной технике режим работы существенно лучше, чем у работника службы маркетинга, а разница в окладе совсем незначительна.

Какие нарушения допущены работодателем при переводе Маркова на другую работу?

Как оплачивается труд работника при переводе на другую работу для замещения отсутствующего работника?

Ответ: об изменении условий труда (размера оплаты труда, режима работы) работодатель обязан был известить Маркова не позднее чем за два месяца. Данный перевод можно рассматривать как производственную необходимость (для замещения отсутствующего работника). Однако такой перевод возможен на срок до одного месяца и с оплатой труда не ниже среднего заработка на прежней работе.

Эксперты подводят итоги выполнения домашнего задания: записывают на доске результаты работы каждой группы.

3. Актуализация новых знаний (5 минут).

В специальной литературе для хаpaктеристики прекращения трудовых правоотношений применяются три термина:

  • прекращение трудового договора (порождают возможность прекращения трудового договора события и конкретные жизненные обстоятельства);
  • расторжение трудового договора (прекращение его волеизъявлением сторон трудового договора и лицом, не являющимся стороной трудового договора);
  • увольнение работника (то же, что и прекращение трудового договора).

4. Объяснение новой темы (40 минут).

Преподаватель знакомит студентов со специальной литературой, необходимой для изучения новой темы: Трудовой кодекс РФ, Комментарий к Трудовому кодексу, Методические указания к выполнению пpaктических заданий по дисциплине “Правовое обеспечение профессиональной деятельности”.

Консультанты подготовили сообщения по изучаемой теме, а также слайды к своим сообщениям. За компьютером работает студент. Он для выступающих консультантов показывает слайды. Юрисконсульты задают вопросы выступающим студентам. Эксперты вручают звёздочки (стоимость звезды – 5 баллов) и фишки при удачном ответе на вопрос.

Выступления студентов – 25 минут.

Темы сообщений:

  1. “Общие основания прекращения трудового договора”.
  2. “Расторжение трудового договора по инициативе работника”.
  3. “Расторжение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника”.
  4. “Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии вины работника”.
  5. “Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим о воли сторон”.

Вопросы для выступающих задают юрисконсульты и студенты, исполняющие роли “Работников” и “Работодателей” (15 минут):

1. По каким основаниям происходит прекращение трудового договора по совместной инициативе сторон?

Ответ: прекращение трудового договора по совместной инициативе сторон происходит по основаниям: соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ), перевод работника по его согласию на работу к другому работодателю или переходу на выборную должность (п. 5 ст. 77 ТК РФ).

2. Как поступает работодатель в случае истечения срока трудового договора в период беременности женщины-работницы?

Ответ: в период беременности женщины-работницы работодатель обязан по её заявлению продлить срок договора до наступления у неё права на отпуск по беременности и родам (п. 2 ст. 261 ТК РФ).

3. По ранее действовавшему законодательству работодатель имел право уволить работника за неявку на работу по болезни свыше 4-ёх месяцев подряд. Как на это смотрит новый Трудовой кодекс РФ?

Ответ: новый Трудовой кодекс РФ содержит категорический запрет на увольнение работника в период его временной нетрудоспособности. (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

4. Какие действия должен совершить работодатель в последний день истечения срока предупреждения?

Ответ: в последний день истечения срока предупреждения работник вправе прекратить работу, а работодатель обязан издать приказ, произвести расчёт и выдать трудовую книжку (ст. 80 ТК РФ).

5. Полагается ли по закону “обходной листок”?

Ответ: обходной листок находится вне закона.

6. Когда работник не имеет права отозвать заявление об увольнении?

Ответ: если на место увольняющегося приглашён работник в порядке перевода другой работник, которому нельзя отказать в приёме.

7. Какие юридические последствия возникнут, если работник “уважит” работодателя и продолжит работу сверх 14-дневного норматива при увольнении по собственному желанию?

Ответ: если работник “уважит” работодателя и продолжит работу сверх 14-дневного норматива при увольнении по собственному желанию, то поданное заявление об уходе утрачивает силу и работнику необходимо подать новое заявление об уходе с новой отработкой.

8. Возможно ли сокращение срока предупреждения в одностороннем порядке?

Ответ: сокращение срока предупреждения в одностороннем порядке невозможно; досрочное прекращение трудового договора работником расценивается как прогул, сокращение срока предупреждения работодателем либо увольнение вообще без отработки даёт работнику право требовать восстановления на работе и выплаты среднего заработка за вынужденный прогул.

9. Может ли расторгнуть работодатель с работником трудовой договор за однократное нарушение трудовых функций?

Ответ: да (п. 6 “б”, “в”, “г”, “д” ст. 81 ТК РФ): однократное появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, разглашение охраняемой законом тайны, совершение по месту работы хищения, нарушение работником требований по охране труда.

10. Когда трудовой договор считается недействительным с момента заключения?

Ответ: приём на работу лиц, не достигших установленного законом возраста; лишённого специального права; дисквалифицированного по закону и т.д.

5. Закрепление изученного материала (15 минут).

5.1. Решение ситуационных задач.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

Золотов был приглашён на работу в службу маркетинга по обслуживанию вычислительной техники на должность системного администратора в письменной форме в порядке перевода от другого работодателя. Он уволился 8 января 2008 года по переводу к другому работодателю. 16 января 2008 года ему было отказано в приёме на работу. Золотов решил обжаловать отказ в заключении трудового договора в судебном порядке.

Имеет ли право работодатель отказать в приёме на работу Золотова?

Какие действия имеет право совершать работник в подобных случаях?

Эталон ответа. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашённым в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.(ст. 64 ТК РФ “Гарантии при заключении трудового договора”).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 2

Карпов уволился по собственному желанию 10 января 2008 года, 15 января 2008 года, не оформив надлежащим образом документы, начал работать в серверной службе техником по ремонту компьютеров. Работодатель пообещал оформить документы в течение нескольких дней, так как в данный момент очень много работы и все заняты.

Считается ли принятым на работу Карпов?

Какими должны быть действия работодателя в данном случае?

Какова процеДypa заключения трудового договора?

Эталон ответа. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3-дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ “Форма трудового договора”).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 3

Работник крупной кампании, оказывающей услуги населению по сбору и комплектации видео- и оргтехники, Алексеев отсутствовал на работе без уважительной причины более трёх часов. Руководитель компании наложил на него дисциплинарные взыскания: объявил выговор и уволил с работы за прогул. Выговор был занесён в трудовую книжку.

Назовите нарушения трудового законодательства, допущенные руководителем компании.

Эталон ответа. Нарушения трудового законодательства, допущенные руководителем компании:

  • за одно нарушение налагается одно дисциплинарное взыскание;
  • дисциплинарные взыскания не заносятся в трудовую книжку.

5.2. Написать заявление об увольнении, используя различные основания.

Образец заявления предлагается студентам консультантами.

 

Заявление об увольнении работника

Директору ------------------------

(название предприятия)---------

Ф. И. О. работника, домашний адрес,

---------------------------------------

--------------------------------------

Телефон----------------------------

 

Прошу уволить меня с 00. 00. 2008 года в связи с ----------------------------- (причина увольнения, основание) согласно --------------------------------------------(указывается статья Трудового кодекса РФ).

Дата (число, месяц, год)

Подпись …

И.О. Фамилия

Эксперты подводят итоги занятия; называют лучших студентов-лидеров, а также группу, набравшую наибольшее количество баллов.

Преподаватель предлагает студентам домашнее задание. Подробно комментирует этапы выполнения.

Домашнее задание (2 минуты).

Составить 2-3 ситуационные задачи по изученной теме.

Поведение итогов занятия (3 минуты).

Преподаватель подводит итоги занятия: на основе переработки информации и предоставления её в форме презентации-доклада, используя методы синтеза и анализа, обобщения предложенного материала, на занятии студенты учились:

  • ответственно относиться к поступкам, с уважением относиться к закону;
  • сознательно принимать решения в рамках предполагаемой трудовой деятельности.

Преподаватель подводит итоги индивидуальной и групповой работы студентов на занятии, отмечая наиболее успешно освоенные знания, и проблемные моменты, над которыми следует самостоятельно поработать.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

5 баллов – развёрнутый, обоснованный ответ на вопрос с приведением 2-3 примеров, аргументов;

3 балла – правильный ответ на вопрос, но не приведено ни одного примера, аргумента;

1 балл – правильный ответ на вопрос, но есть 1-2 недочёта;

Звезда – 5 баллов;

Зелёная фишка - 3 балла;

Жёлтая фишка – 1 балл.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 6:34:22

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 7:21:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 20:37:12

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 10:40:10

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 5:42:58

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 14:15:56

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 23:30:50

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 5:18:28

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 17:34:20

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 7:17:14

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 4:44:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 16:12:53

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 15:37:22

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 19:10:42

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 2:18:18

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 10:42:22

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 6:14:18

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 19:48:20

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 20:30:16

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 22:16:31

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 15:52:15

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 5:29:24

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 21:11:59

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 17:40:41

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 16:51:18

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 1:21:15

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 9:35:46

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 10:53:28

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 17:18:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 22:53:51

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 22:45:49

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 23:39:50

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 10:13:17

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 0:23:41

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 19:40:28

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 10:49:59

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 14:50:16

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 20:14:10

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 13:28:54

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 19:13:24

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 0:24:30

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 23:25:24

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 8:56:56

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 13:34:43

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 20:49:20

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 23:43:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 12:40:37

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 19:44:43

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 11:13:32

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 16:37:50

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::