"В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов


    "В потомках ваше имя оживет". Сценарий краеведческой литературно-музыкальной гостиной к 180-летию восстания декабристов

Романс Г.Свиридова

Учитель: Приходит день, и человек начинает писать историю своей жизни. Перед его мысленным взором встают эпизоды, случаи, сцены, возникают выхваченные из истока времени фразы, портреты людей, пейзажи, давно отзвучавшие песни. Каждое из этих воспоминаний - путеводная ниточка: потяни - и начнет разматываться волшебный клубок памяти. Благородная натура в первую очередь подскажет эпизоды, где проявились истинное достоинство окружающих людей, мстительному хаpaктеру все доброе заслонят мелочи и обиды. И "Записки" и "Мемуары" будут разными, точно два соприкасающихся, но несовместимых мира.

Для чего же люди пишут историю своей жизни?

Одни - для того, чтобы доказать, что жизнь прожита не зря. Другие - чтобы оправдать недостойное поведение в глазах потомков. Третьи - чувствуя ответственность перед будущим, ибо выпало им в жизни принимать участие в таких событиях, знать таких людей, что история страны была бы неполной, если бы они не постарались запечатлеть каждый штрих, большое и малое.

Первый ведущий: Сегодня собрались здесь разные люди. Здесь присутствуют историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен, расскажут об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен; а также гости, которые интересуются историей декабризма.

Второй ведущий: Все вместе мы сегодня окунемся в историческое прошлое, перенесемся на 180 лет назад, вспомним, как это было:

Первый ведущий: 14 декабря 1825 года. Восставшие полки на Сенатской площади. В морозной мгле - сверканье штыков, выкрики комaнд, выстрел Каховского. И Николай Романов - новоиспеченный император России, белый, как невский лед.

Второй ведущий: До конца дней своих не простит он декабристам того ужаса, что пережил он в первый день своего правления.

Романс "Наедине с тобою, брат:"

Первый историк: После подавления восстания декабристов свыше 100 человек были приговорены к разным срокам тюремного заключения, каторжным работам и ссылке в отдаленные места Сибири и Кавказа. В конце августа 1826 г. первая группа изгнанников прибыла в Иркутск. Это были Сергeй Волконский, Сергeй Трубецкой, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, братья П. и А. Борисовы. Иркутяне, заранее осведомленные о прибытии ссыльных революционеров, собрались для встречи на берегу Ангары у Московских ворот (в начале нынешней улицы Декабрьских Событий). В то время здесь находился перевоз через Ангару.

В толпе встречающих были лица, лично знавшие некоторых декабристов. Иркутяне старались пробраться ближе к повозкам, произносили слова ободрения, передавали деньги, хлеб и даже книги.

Не получив официальных указаний от правительства, иркутский губернатор первоначально разместил прибывших на ближайших к городу заводах: Усольском солеваренном, Александровском винокуренном и др.

В октябре 1826 г. в Иркутск поступило специальное распоряжение о размещении декабристов. Все арестованные были ночью, тайно от народа, свезены в Иркутск и немедленно отправлены в Забайкалье на Нерчинские рудники.

Второй историк: В Нерчинских рудниках еще со времен Петра I добывали свинцовую руду, содержащую серебро. Здесь декабристы и должны были по распоряжению царя отбывать каторгу. В кандалах при помощи кирки, лопаты и лома, глубоко под землей, в тесных и душных шахтах арестантам предстояло добывать руду. Подземные ходы были так низки, что заключенные должны были идти, полусогнувшись, версты полторы до места работы. Днем работали в шахтах, а ночью отдыхали в маленьких тесных каморках, похожих скорее на чуланы. Грубое обращение начальства с каторжниками делало пребывание на рудниках невыносимым. Уже через год многие декабристы оказались больными: у Трубецкого началось кровохарканье, Волконский жаловался на легкие, у Давыдова открылись старые раны, у Оболенского началась цинга, А. Борисов и А. Муравьев признаны были врачами душевнобольными.

Но, несмотря на тяжкие и невыносимые условия кат opги. дух декабристов не был сломлен. Среди них созрел план побега с кат opги. Однако заговор был раскрыт, и осенью 1828 г. декабристов из Нерчинских рудников перевели в читинскую тюрьму.

Третий историк: Каторжные работы в Чите были легче, чем на Нерчинских рудниках. Здесь они копали траншеи под фундамент для нового острога, благоустраивали новую дорогу, заваливали землей глубокий овраг, промытый дождями. Основными орудиями были заступ, лопата, кирка и топор. Землю и песок перевозили тачками и носилками.

Всего в Чите было поселено около ста декабристов. В свободное от работы время им разрешалось читать газеты, журналы и книги. Нередко среди них разгорались страстные споры о пережитом и о тех событиях, с которыми они знакомились из газет и журналов.

Здесь, в Чите, декабристы получили послание А.С. Пушкина "Во глубине сибирских руд:"

А.С. Пушкин: Несмотря на свирепый последекабрьский террор, я сохранил верность идеалам политической свободы. Я никогда не переставал ощущать идейную связь с декабристами. Тем не менее, когда я в 1827 г. написал свое "Послание узникам" и передал его А.Г. Муравьевой, отъезжающей в Сибирь к мужу, я не представлял, что мое стихотворение явится своего рода перекличкой между декабристами и лучшими людьми России. Оно распространилось в России в большом количестве экземпляров, причем имело различные названия, например такие: "К страдальцам 1826 г.", "В Сибирь, сосланным после 14 декабря", "Послание друзьям", "Послание в Петровский завод" и др.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Четвертый историк: Как только декабристы получили послание Пушкина, тут же от имени каторжников был написан ответ. Текст ответного письма составил декабрист Александр Иванович Одоевский.

А.И. Одоевский:

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.

Но будь спокоен, бард, - цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
Обет святой пребудет с нами.

Наш скорбный труд не пропадет;
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Четвертый историк: В Чите декабристы пробыли до 1830 г. К концу этого срока с них были сняты кандалы.

Боясь организованных выступлений и бегства опасных преступников, правительство решило перевести декабристов в специально построенную для них тюрьму на Петровском заводе в Забайкалье. Местность здесь была пустынной. Не было и вблизи рек, по которым бы могли бежать за границу каторжники. По приказу царя тюрьму построили совершенно без окон. Только позднее, по настоянию родных и жен декабристов, в тюремных казематах проделали маленькие отверстия-оконца.

А несколько позднее в этих же камерах разрешили жить приехавшим сюда женам декабристов.

Пятый историк: Одним из участников тайного общества декабристов был Владимир Федосеевич Раевский. Почти шесть лет просидел он в Петропавловской крепости, а затем был выслан на поселение в село Олонское Иркутской губернии. Ближайший друг А.С. Пушкина, Раевский участвовал в Отечественной войне 1812 г. и был награжден двумя высшими орденами и золотой шпагой. В Олонках он прожил до 1872 года.

В период с 1832 г. по 1836 г. из петровских казематов на поселение в разные места Сибири стали направлять и других декабристов. В Иркутской губернии проживало до 40 декабристов. В Малой Разводной жили братья А. и П. Борисовы, А.П. Юшневский, А.З. Муравьев, в Урике - С.Г. Волконский, М.С. Лунин, Б.Ф. Вольф, Н.М. Муравьев, Н.А. Панов, в Братске - П.А. Муханов, в Оеке - С.П. Трубецкой, в Смоленщине - В.А. Бесчастный, в Тельме - А.И. Одоевский, в Хомутове - Ф.Ф. Вадковский.

Многие декабристы позднее получили разрешение проживать в Иркутске: С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский, П.Ф. Выгодовский, Веденяпин, Г.С. Батеньков и др.

Первый ведущий: Декабристы оставили после себя заметный след. Они являлись зачинателями многих полезных дел в хозяйстве, просвещении и культурной жизни края. Они всячески старались облегчить жизнь крестьянина, сделать его тяжелый труд более производительным. О себе и своей жизни в Сибири они расскажут сами.

Второй ведущий: Сергeй Григорьевич Волконский. Князь, военный деятель, генерал-майор, члeн Южного общества. Годы жизни: 1788 - 1865, прожил 77 лет.

С.Г. Волконский: Я учился в пансионе аббата Николя в Париже. Став военным, я отличился в войнах с Францией и Османской империей. Я участвовал почти во всех главных битвах Отечественной войны 1812 г. и в заграничных походах, воевал в партизанских отрядах. Я комaндовал 1-ой бригадой 19-ой пехотной дивизии, состоял в масонской организации, участвовал в съездах, поддерживал связи между "Северным" и "Южным" обществами. Я был сторонником программы, изложенной Павлом Пестелем в "Русской правде".

После восстания Черниговского полка в декабре 1825 г., в котором я принял участие, меня заключили в Петропавловскую крепость и осудили на cмepтную казнь. Позднее казнь заменили каторжными работами на 10 лет. Я отбывал каторгу на Благодатском руднике.

О своей жизни на поселении в Урике и Иркутске я хочу рассказать поподробнее. Летом я обычно пропадал по целым дням на работе в поле, а зимой моим любимым времяпровождением было посещение базара, где я встречал много приятелей среди подгородних крестьян и любил потолковать с ними о их нужде и ходе хозяйства. Ведя живой разговор с крестьянами, я не брезговал позавтpaкать с ними здесь же краюхой серой пшеничной булки.

Когда моя семья переехала в город, она заняла большой двухэтажный дом, в котором впоследствии всегда поселялись губернаторы. Но я все-таки тяготел к деревне, барская роскошь городской жизни не гармонировала с моими вкусами и наклонностями. Я не останавливался в самом доме, а отвел себе комнату во дворе, где находились всякие принадлежности сельского хозяйства.

После cмepти Николая I я переехал в Москву. Позднее я совершил путешествие по Европе. До конца своей жизни я остался верен своим взглядам и критически относился к властям.

Первый ведущий: Сергeй Петрович Трубецкой. Годы жизни: 1790 - 1860, прожил 70 лет, князь, последние годы жил в Киеве, Одессе, Москве, оставил воспоминания, изданные А.И. Герценом в 1863 г.

С.П. Трубецкой: Я получил домашнее образование, с 1806 г. я учился в Московском университете, с 1808 г. начал военную службу в лейб-гвардии Семеновском полку. Во время Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813 - 1814 гг. я сражался под Бородином, Тарутиным, Малоярославцем, Люценом, Бауценом, Кульмом, Лейпцигом. В 1822 г. я получил звание полковника, я был члeном масонской ложи. Я был одним из основателей Союза спасения в 1816 г., представителем и блюстителем Коренного совета Союза благоденствия. Позднее я стал одним из руководителей Северного общества.

Я всегда придерживался умеренных политических взглядов, считал, что власть монарха необходимо ограничить конституцией.

Во время подготовки восстания в декабре 1825 г. меня назначили диктатором, но на Сенатскую площадь 14 декабря я не явился, т.к. считал восстание неподготовленным. После следствия меня приговорили к cмepтной казни, впоследствии ее заменили вечной каторгой, потом ее срок сократили сначала до 20 лет, затем - до 13 лет.

Я отбывал наказание на Благодатском руднике, Читинской тюрьме, Петровском заводе. С 1839 г. я был на поселении в с. Оек Иркутской губернии. В 1856 . г. после амнистии в связи с коронацией Александра II мне возвратили дворянство, но без княжеского титула.

Второй ведущий: "Русская по сердцу, высокая по хаpaктеру" - эти слова сказаны о женщинах - женах декабристов, разделивших судьбу опальных мужей не по принуждению, а по зову сердца и долга.

Первый ведущий: Екатерина Ивановна Трубецкая. Первая из женщин, которая уже на следующий день после отправления мужа на каторгу, отправляется вслед за ним. В Красноярске у нее сломалась карета, заболел провожатый, но Трубецкая не останавливается. В Иркутске губернатор запугивает ее, требует письменного подтверждения, что она отказывается от всех прав, положенных ей по праву рождения. Но княгиня, несмотря ни на что, подписывает этот документ. Вскоре она узнает, что продолжить путь к мужу она сможет только вместе с уголовниками. Княгиня не стала колeбaться и замедлять дело, - она согласилась. Ради этой поездки Екатерина Ивановна должна была отказаться от своей богатой жизни и, самое главное, от своего малолетнего сына, которого она вынуждена была оставить на попечение родных. Трубецкая первой из жен декабристов проложила дальний, неизвестный путь в далекую Сибирь ради любви к мужу.

Е.И. Трубецкая:

"Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной,
Скажи, что ж больше делать нам?
Поможешь ли тоской!
Одни, кто мог бы нам помочь
Теперь: Прости, прости!
Благослови родную дочь
И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь.
Увы! надежды нет.
Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет
Я буду помнить глубоко
В далекой стороне:
Не плачу я, но не легко
С тобой расстаться мне!

О, видит бог!.. Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет: Прости родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна моя судьба,
Но сталью я одела гpyдь:
Гордись - я дочь твоя!

Прости и ты, мой край родной,
Прости несчастный край!
И ты : о город роковой,
Гнездо царей : прощай!
Кто видел Лондон и Париж,
Венецию и Рим,
Того ты блеском не прельстишь,
Но был ты мной любим -

Счастливо молодость моя
Прошла в стенах твоих,
Твои балы любила я,
Катанья с гор крутых,
Любила блеск Невы твоей
В вечерней тишине.
И эту площадь перед ней
С героем на коне :

Первый ведущий: Мария Николаевна Волконская, (годы жизни 1805-1863), урожденная Раевская, - дочь прославленного генерала, героя войны с Наполеоном, героя Бородинского сражения. Мать ее, Софья Алексеевна, была внучкой Ломоносова. От него унаследовала Мария и темные глаза, и темные волосы, и гордую стать. Два брата - друзья Пушкина.

Второй ведущий: Мария Николаевна - удивительная женщина, разделившая изгнание своего мужа, так много сделавшая, чтобы хитроумно задуманный Николаем I план "духовной cмepти" декабристов, их "политической гибели" не был выполнен: женам нельзя было запретить писать, и Мария Николаевна Волконская писала от имени сибирских каторжников по столько писем в день, что к ночи немели руки.

М.Н. Волконская: В 1825 г. мне исполнилось 18 лет, в этом же году я вышла замуж за князя Сергея Григорьевича Волконского. Мы прожили вместе меньше года. Сергeй отвез меня к родителям. Тогда я не знала, что вскоре он был арестован. Семья окружила меня заговором молчания. Письма от мужа, от его сестры и брата перехватывались. Я же тяжело болела после рождения сына Николеньки. Но как только я узнала об аресте мужа, во мне проснулось неукротимое желание быть вместе с ним в дни тяжелейших для него испытаний. Я заявила матери, что еду в Петербург, чтобы добиться от императора разрешения разделить судьбу мужа. Мне пришлось вынести упреки родных в том, что я не люблю маленького сына. 21 декабря 1826 г. я писала отцу: "Мой добрый папа, Вас должна удивить та решимость, с которой я пишу письма коронованным особам и министрам, но, что Вы хотите - нужда и беда вызвали смелость и, в особенности, терпение. Я из самолюбия отказалась от помощи других. Я летаю на собственных крыльях и чувствую себя прекрасно".

Мне пришлось пройти все: и жуткую студеную дорогу до Иркутска, и унизительные требования отречься от самого святого, и жестокие бумаги, которые мне пришлось подписать и в Иркутске и в Большом Нерчинском заводе, и известие о cмepти моего Николеньки.

"Волконская!" - вдруг закричал Трубецкой
(Узнала я голос). Спустили
Мне лестницу; я поднялася стрелой!
Все люди знакомые были:
Сергeй Трубецкой, Артамон Муравьев,
Борисовы, князь Оболенский:
Потоком сердечных, восторженных слов,
Похвал моей дерзости женской
Была я осыпана: слезы текли
По лицам их, полным участья:
Но где же Сергeй мой? "За ним уж пошли,
Не умер бы только от счастья!
Кончает урок: по три пуда руды
Мы в день достаем для России,
Как видите, нас не убили труды!"
Веселые были такие.
Шутили, но я под веселостью их
Печальную повесть читала
(Мне новостью были оковы на них,
Что их закуют - я не знала):
Известье о Кате, о милой жене
Утешила я Трубецкого;
Все письма, по счастию, были при мне
С приветом от края родного".

Первый ведущий: О значении приезда Екатерины Трубецкой и Марии Волконской на Нерчинские рудники для душевного состояния узников свидетельствует князь Евгений Петрович Оболенский.

Е.П. Оболенский: "Прибытие этих двух женщин, русских по сердцу, высоких по хаpaктеру, благодетельно подействовали на нас всех. С их прибытием у нас составилась семья. Общие чувства обратились к ним, и их первою заботою были мы же: своими руками шили они нам то, что казалось необходимым для каждого из нас, остальное покупалось ими в лавках, одним словом то, что сердце женское угадывает по инстинкту любви, этого источника всего высокого, было ими угадано и исполнено. С их прибытием и связь наша с родными и близкими по сердцу получила то начало, которое потом уже не прекращалось: по их родственной почтительности доставлять родным нашим те извести, которые могли их утешить при совершенной неизвестности об нашей участи. Но как исчислять все то, чем мы им обязаны в продолжение стольких лет, которые ими посвящены были попечению о своих мужьях, а вместе с ними и об нас? Как не вспомнить и импровизированные блюда, которые приносились в нашу казарму Благодатского рудника, - плоды трудов княгинь Трубецкой и Волконской, в которых их теоретическое знание кухонного искусства было подчинению совершенному неведению применения теории к пpaктике. Но мы были в восторге, и нам все казалось таким вкусным, что едва ли хлеб, недопеченный рукою княгини Трубецкой, не казался бы нам вкуснее хлеба первого петербургского булочника".

Романс из к/ф "Дни Турбинных"

Второй ведущий: Петр Александрович Муханов, талантливый литератор, члeн Северного общества, личный близкий друг Кондратия Рылеева. Стихотворную думу "Cмepть Ермака", ставшую популярной народной песней, Рылеев посвятил Муханову. И сам Муханов имел немалые литературные способности.

Первый ведущий: Петр Александрович Муханов - единственный декабрист, который отбывал ссылку в Братске. Ему пришлось там пережить большую личную трагедию. Ему было отказано в бpaке с любимой дeвyшкой княжной Варварой Шаховской на том основании, что он является государственным преступником, а княжна ему не жена, а невеста. Через год после cмepти невесты Вареньки и сестры Лизы Муханов написал стихи.

П.А. Муханов:

На могиле новой
Два креста стоят,
Под доской дубовой
Две сестры лежат.
Часто со слезами спрашиваю я:
"Нет ли между вами
Места для меня?"

Я служил в армии в чине штабс-капитана лейб-гвардии Измайловского полка. В тайное общество "Союз благоденствия" вступил в 1818 г. После роспуска этого союза вступил в Северный союз. Я выступал против самодержавия, считал, что царя непременно надо убить. 14 декабря 1825 г. я не принимал участия в восстании, т.к. находился в Москве. Тем не менее, меня арестовали 7 января 1826 г., судили и приговорили к 12 годам кат opги, которую потом сократили до 8 лет.

После Читинской и Петровской тюрем я был выслан на поселение в Братский острог. Здесь я был один из декабристов и однажды, в минуту слабости, я написал: "Это могила, окруженная соснами - все девять тюрем были лучше этого поселения".

Здесь, в Братске, я изучал местные говоры для академического словаря, писал историю декабристов. Видя, какое неудобство и трудности представляют ангарские пороги для судоходства, я выдвинул смелый и оригинальный проект постройки обводного канала. Десять лет, не имея необходимых приборов, я вел наблюдения и записи о вскрытии и замерзании Ангары, об изменениях ее температуры. По моей просьбе архитектор из Петербурга начертил "фасад и план" деревянной церкви. Она была построена в стиле ампир неподалеку от двух старинных башен Братского острога. Говорят, что она была редкой красоты.

Только в конце жизни мне было разрешено переехать в Усть-Куду, где поблизости жили мои друзья. В Усть-Куде я бесплатно обучал крестьянских ребятишек.

Второй ведущий: Николай Васильевич Басаргин, годы жизни 1799-1861, прожил 62 года. Он оставил ценные "Записки", впервые опубликованные в 1872 г. и "Воспоминания".

Н.В. Басаргин: Я родился в дворянской семье. Мой отец был хранителем консервативного начала, а мать, Екатерина Павловна, была более передовых взглядов. Она не согласна была с мнением мужа, что "образование скорее роскошь, нежели необходимость" и нанимала мне хороших учителей.

Определяющее значение в моей дальнейшей судьбе имела случайная встреча с А.А. Тучковым, который посоветовал мне поступить в Московское учебное заведение для колонновожатых. Это было высшее офицерское училище, по окончании его я был направлен в южную Россию в г. Тульчин во 2-ую армию. В 1822 г. я вступил в тайное Южное общество и первоначально одобрял революционный способ действия к упразднению престола. Но в 1822 г. я из общества удалился, т.к. все больше приходил к убеждению, что исправлять существующий порядок вещей должно правительство, а не частные люди. Прекратив всякие отношения с заговорщиками, я ничего не знал о восстании, но был арестован как осведомленный о планах цареубийства.

Казалось бы, что человек, отошедший от дел общества, не принимавший участия в событиях на Сенатской площади, я должен был пострадать меньше всех, но вот приговор: ":к лишению чинов и дворянства и к ссылке в каторжную работу на 20 лет". Затем указом от 22 августа 1826 г. "повелено оставить в работе 15 лет, а потом обратить на поселение в Сибири". Я вместе с товарищами по несчастью был на на Нерчинских рудниках, потом был переведен в Читинскую тюрьму. Мы пробыли в Чите до июля 1830 г., потом нас отправили на Петровский Завод. В конце 1836 г. меня отправили на поселение в Западную Сибирь в Тобольскую губернию, где я провел 20 лет до амнистии 1856 г. по случаю воцарения Александра II.

Учитель: Не по своей воле декабристы оказались в Сибири, но, пройдя через горнило испытаний, они органично влились в жизнь сибирского края. Они занимались земледелием, выращивали хлеб, оказывали крестьянам врачебную помощь, учили местных ребятишек. Неоценимый вклад внесли они в хозяйственную и культурную жизнь нашего края. И сегодня, через 180 лет, их потомки продолжают их дело.

Приложение.

Романс "Не жалею, не зову, не плачу"


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 6:45:48

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 16:27:57

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 2:14:42

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 23:47:59

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 16:12:40

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 19:30:32

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 23:11:49

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 3:23:34

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 15:27:30

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 14:58:12

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 0:30:25

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 13:18:46

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 18:20:11

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 3:12:22

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 8:43:39

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 17:34:37

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 16:57:18

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 9:14:31

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 11:57:11

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 14:16:53

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 5:42:20

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 22:38:49

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 12:11:18

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 9:41:26

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 14:22:49

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 5:55:28

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 20:38:54

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 15:53:44

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 0:43:16

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 6:54:25

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 13:56:24

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 4:43:50

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 8:26:38

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 0:10:44

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 15:20:17

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 9:12:25

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 21:53:29

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 23:44:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 23:21:11

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 5:44:55

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 15:18:54

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 18:54:59

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 19:31:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 0:43:19

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 19:26:33

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 22:57:43

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 7:25:50

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 16:41:44

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 5:38:29

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 22:56:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::