"Борьба Рима с Карфагеном". Урок в 5-м классе
Цель урока:
- Изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
- Развивать у учащихся аналитические умения и навыки (умение работать с картографическим материалом, текстом, картиной, умение решать задачи).
- Воспитывать терпимость и коммуникативные качества личности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: игра – пpaктикум.
Оборудование урока:
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Просвещение. 2005, параграф 47;
- «Римская республика в 5-1вв. до нашей эры» – настенная карта;
- раздаточный материал;
- проверочные тесты (см. Приложение 2);
- картина;
- картосхема битвы при Каннах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, деление класса на комaнды, объяснение правил игры.
2. Вступительная беседа.
- Вспомните, как назывался отряд римских воинов?
- Какие виды войск были у римлян?
- С кем римляне воевали, чтобы завоевать Италию?
- Покажите на карте территорию Рима в середине 3 века до н.э.
- Назовите острова около берегов Италии.
- Как, по-вашему, почему Рим хотел овладеть Сицилией?
- Кому принадлежала западная часть Сицилии?
- Где находится Карфаген? Покажите на карте.
Итак, между Римом и Карфагеном началась борьба за господство в Западном Средиземноморье. Это и стало причиной войны, которая получила название пунической. Римляне называли карфагенян пунами. Отсюда такое название. Запишите в тетрадях годы этой войны. Сегодня на уроке мы узнаем, как проходила эта война и чем она завершилась.
В тетради делается запись о теме урока.
3. Домашнее задание.
Учитель объясняет детям домашнее задание: пересказ параграфа 47, выучить даты событий. Они записывают его в дневники.
4. Причины войны и ее хаpaктер.
Беседа с учащимися:
- Каковы были причины войны?
- Какой была эта война по своему хаpaктеру для Рима, для Карфагена?
Запись в тетрадях о причинах и хаpaктере войны:
- «Причины войны – борьба за господство в Западном Средиземноморье.
- Хаpaктер войны – захватнический для обоих государств».
5. Карфагенское войско и его полководец Ганнибал.
Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты (см. Приложение 1).
После выполнения задания проверяются (сначала отвечают картографы, затем историки, стратеги и политики).
Делается вывод о силе и слабости наемного войска, о хаpaктере Ганнибала, о замыслах римлян. На доске отмечаются баллы, заработанные комaндами. Полный ответ оценивается в 2 балла, неполный – 1 балл.
6. Поход Ганнибала в Италию.
Учитель: Ганнибал решил обмануть римлян и сам отправился в Италию. Что случилось дальше, вы узнаете, выполнив задания (см. Приложение 1).
Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты.
Задание проверяется сначала у картографов, политиков, стратегов, затем у историков.
Делается вывод о трудностях похода, отношении галлов к карфагенянам, первых победах Ганнибала, подводятся итоги комaндной борьбы.
7. Битва при Каннах.
Учитель: Следующее сражение произошло при Каннах. Сейчас мы его рассмотрим.
Ученики делают запись даты события в тетради.
Учащимся раздаются задание (см. Приложение 1), дается 2 минуты на выполнение, затем проверяется. Первыми отвечают политики, историки, картографы, а затем стратеги.
Делается вывод о полководческом таланте Ганнибала, выставляются баллы комaндам.
8. Окончание войны. Причины поражения Карфагена.
Учитель: Несмотря на победы Карфаген проиграл. Давайте посмотрим, как же это произошло.
Группам раздается задание (см. Приложение 1), на выполнение которого дается 2 минуты. Затем задания проверяются у стратегов, политиков, историков, затем у картографов. Причины поражения Карфагена (задание историков) записываются в тетради:
- Стойкость и решимость римлян.
- Жители Италии не помогли Ганнибалу.
- Купцы Карфагена не дали Ганнибалу войско.
Баллы, набранные комaндами, отмечаются на доске и подсчитываются. Объявляется победитель.
9. Закрепление материала.
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, вам предлагается прочесть 5 предложений и поставить слово «Да», если предложение верно, слово «Нет», если утверждение неверно.
Учащиеся выполняют задание (см. Приложение 1).
Учитель: Обменяйтесь карточками, ваши товарищи проверят правильность выполнения задания. На доске правильные ответы. Проставьте друг другу отметки: 5 правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных ответа – «3».
Оценивание работы учащихся. Подведение итогов урока.
Учитель: К оценке, полученной вами за выполнение теста, я прибавлю баллы, набранные вами в ходе работы на уроке.
Давайте сделаем вывод. Что мы узнали сегодня на уроке? Что вам было интересно? Что вы хотели бы еще узнать?
Окончание урока.
Литература:
- Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1(5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997, с. 92-93.
- История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во «Олма-Пресс Образование», 2003, с. 230-235.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988, с. 234-238.
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
18 03 2024 5:54:31
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
17 03 2024 17:38:17
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
16 03 2024 13:25:18
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
15 03 2024 22:35:54
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
14 03 2024 11:52:58
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
13 03 2024 21:10:31
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
12 03 2024 15:32:45
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
11 03 2024 14:27:47
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
10 03 2024 16:43:22
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
09 03 2024 19:16:39
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер. ...
08 03 2024 18:48:47
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
07 03 2024 20:10:29
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
06 03 2024 21:11:27
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
05 03 2024 12:23:55
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
04 03 2024 8:14:19
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
03 03 2024 22:50:47
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
02 03 2024 0:29:35
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
01 03 2024 9:43:37
Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
29 02 2024 19:47:33
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
28 02 2024 11:54:58
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
27 02 2024 12:52:24
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
26 02 2024 0:36:14
Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм дeвyшек и привлекают подростков....
25 02 2024 6:22:58
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...
24 02 2024 13:38:23
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
23 02 2024 16:38:29
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
22 02 2024 23:45:19
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
21 02 2024 7:43:12
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
20 02 2024 17:33:46
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
19 02 2024 16:50:23
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
18 02 2024 3:44:28
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
17 02 2024 11:38:37
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
16 02 2024 15:59:46
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
15 02 2024 17:40:49
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
14 02 2024 8:12:59
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
13 02 2024 14:39:41
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
12 02 2024 18:43:26
Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
11 02 2024 3:17:12
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
10 02 2024 17:36:48
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
09 02 2024 0:31:18
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
08 02 2024 0:18:46
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
07 02 2024 13:38:16
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
06 02 2024 11:16:26
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
05 02 2024 20:42:44
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
04 02 2024 11:32:39
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
03 02 2024 13:39:40
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
02 02 2024 10:50:43
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
01 02 2024 12:10:54
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
31 01 2024 5:35:14
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...
30 01 2024 18:54:30
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
29 01 2024 0:39:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::