Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс

Цели:
- углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;
- сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских;
- убедиться в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе;
- развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой
Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, заочное путешествие
Основные понятия и термины: традиционное общество ,монополия, сословие, каста, ценности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала на основе имеющихся знаний
(К доске прикреплена карта: “Евразия” с обозначенной границей.)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительными странами нашего прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всём величии своего огромного прострaнcтва, хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. Она неизмерима, мощна по своему объёму и человеческим массам – нечто длящееся, медленно движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)
– Ребята! Многие из вас, наверное, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова Александра Твардовского:
“Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь…”
– Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и в прострaнcтве и во времени. При помощи карт, учебника, слайдов нашего компьютера, мы переносимся в восточную и южную часть материка – Евразия: в Китай, Японию, Индию периода 16–17 вв.
Профессиональные путешественники обычно ведут наблюдения, путевые дневники, где составляют описания увиденных земель, делают свои открытия.
– Например, вспомните, тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие (когда?,в каком году?)(куда?) и по итогам своего путешествия написал книгу (какую?)
– Вот и вам сегодня в результате нашего путешествия предстоит составить путевой лист по странам Востока 16-17 веков.
– В любом путешествии исследователи берут с собой проводников, показывающих дорогу, рассказывающих о традициях, обычаях дальних стран.
– Сегодня у нас на уроке проводниками будут специалисты по Китаю – …,Японии – …,Индии – … .
И я вам помогу в нашем путешествии. Ваши знания мы будем оценивать жетонами.
Итак, на нашем пути...
1-я остановка “Государство”
Работа по карте “Китай. Япония. Индия в XVI–XVII вв.”
– Для успеха путешествия нам с вами предстоит взять карту. По ней мы определим местонахождение Китая, Японии и Индии.
(Специалисты-проводники выходят к доске с выступлениями.)
а) Историко-географическая справка. (Демонстрация слайдов.) См. Приложение 1, Приложение 2
Китай | Япония | Индия |
Китай – страна загадок и чудес с
древней историей, уникаль-ными традициями и
утончённой философией. Китай расположен в Восточной и Центральную части Азии. Китай – очень древнее государство. Учёные нашли в одной из его пещер остатки предков человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет назад. Вопрос: – Вспомните, что изобрели китайцы? |
Япония – это “игрушечная страна” с
гeйшами и бумажными фонариками, с цаплями,
дpaконами и многочисленными старинными
традициями, страна самураев, беспрекословного
повиновения и дьявольской хитрости. К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов – Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку, Кюсю – самые крупные из них. Острова вытянуты с севера на юг. Большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами. Вопрос: – Кто знает, какая самая высокая гора в Японии, которая ещё является и вулканом? |
Индия – родина шахмат, родина
арифметических чисел, которыми мы привычно
пользуемся сегодня. Индия отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств. От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор – Гималаев. На склонах гор ещё сохранились густые вечно-зелёные леса – джунгли. Вопрос: – Вспомните, за какими индийскими товарами приходили корабли из других стран? |
б) Определение древних и современных столиц стран.
Работа со школьными атласами по зарубежной истории (О.С.Сороко – Цюпа,В.В.Артёмов, Т.И.Тюляева)
– Откройте настольные атласы по зарубежной истории, определите столицы стран Китая, Японии, Индии.
Работа в путевых листах
– Назовите современные столицы стран Китая, Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели). Запишите.
– А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием и узнали о древних столицах этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите. (Демонстрация слайдов.)
– Наша разминка и знакомство со странами Востока закончилась.
в) роль государства – регулятора хозяйственной жизни традиционных обществ Востока
– А теперь рассмотрим, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия?
Работа в словарях
– Но прежде, откроем словари, заглянем в лабиринт понятий и вспомним, что же такое традиционное общество?
– Молодцы! А теперь ответьте на следующий вопрос: – Какие черты хозяйственной жизни были хаpaктерны для традиционных обществ Востока? Ответить на этот вопрос поможет наш друг – учебник.
Работа по учебнику “Новая история” (А.Я.Юдовская, П.А.Бapaнов). 7-й класс, с. 264–265
– Сделаем выводы.
- Всевластие государства, хаpaктерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель.
- Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило налоги на ремесленников и купцов.
- Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое монополия?
2-я остановка – “Сословный строй”
– Итак, государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
Работа в словарях
– Заглянем в лабиринт понятий и вспомним что же такое сословие?
– Рассмотрим сословный строй каждой из страны. Специалисты-проводники приглашаются к доске. А все остальные будут работать в путевых листах.
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай | Япония | Индия |
Императорская семья – проводила время в развлечениях, “купалась” в роскоши, принимала участие в оригинальных церемониях | Воины-самураи Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Это – высшие военачальники: – князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие чиновники, низшие чиновники. Носили два меча, получали пайки риса. Самураи разделялись на ранги. Подчинялись кодексу чести “бусидо” |
Древние индусы подразделяли людей на
четыре главные социальные группы – касты. КАСТА (в словарь!) – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих члeнов. К наивысшей касте относились учёные и жрецы. |
Чиновники (мaндарины) – умели читать и писать. Вели учёт населения, собирали налоги, следили за исполнением законов, организовывали строительные работы | Крестьяне – основная масса населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду, сделанную из конопли и шёлка | За ними следовали сановники, воины (кшатрии) |
Крестьяне- обpaбатывали вручную небольшие наделы, занимались сельским хозяйством | Ремесленники Жили в городах. Сын наследовал профессию отца |
Затем купцы и землевладельцы |
Ремесленники – трудились, не зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они получали одежду, пищу или деньги | Купцы Их считали “паразитами”, которые сами ничего не производят |
И к самой низшей касте относились крестьяне (вайшии) и слуги |
Торговцы – наживались на торговле, ничего не производя. В обществе их не уважали. | Ниже последней стояла так называемая “каста
неприкасаемых” Это неквалифицированные, презиравшиеся обществом профессии – уборщики. Работники на кладбищах, палачи |
Вопрос: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы?
3-я остановка – “Религии Востока”
– Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое ценности?
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай | Япония | Индия |
“Три направления человеческой мысли”: – конфуцианство; – даосизм; – буддизм |
Религиозные верования: – синтоизм; – буддизм |
Религиозные верования: – индуизм; – буддизм |
– Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран?
– Если во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме? (Демонстрация слайдов.)
Индия | Япония | Китай |
Буддизм возник в 6 веке до н.э. в Индии. Основателем буддизма является Будда, т.е. “просветлённый”или посланник Бога | Буддизм принесли на японские острова корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды. С конца 6 века буддизм превратился в религию императорского двора и богатых сановников. | В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Это учение нашло много сторонников. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды. |
– О таких религиозных направлениях, как даосизм, синтоизм и индуизм вы познакомитесь в старших классах, а так же используя сведения учебника и дополнительной литературы.
4-я остановка – “В мире прекрасного”
(Звучит китайская музыка.)
– Устали? Предлагаю всем отдохнуть. (Демонстрация слайдов.)
Индия | Япония | Китай |
– Вы знаете, к нам в гости из далёкой
Индии пожаловали индийские купцы и привезли
разнообразные пряности. Ваша задача распознать
эти пряности. (в трёх блюдцах – молотая гвоздика, корица, лавровый лист) |
– Японцы создадут красоту
недосказанного (составление икебан) |
– А китайцы приготовят настоящий
китайский чай в настоящем китайском сервизе |
– Итак, какие пряности привезли из
далёкой Индии купцы? Рассказ учащегося-специалиста: Индийские блюда изобилуют всевозможными пряностями. Учёные обнаружили, что после употрeбления большого количества приправ, человек чувствует себя счастливым |
-Посмотрим, какие икебаны составила
комaнда “Япония” Рассказ учащегося-специалиста: Икебана – самостоятельный вид изобразительного искусства, цель которого выражать красоту природы. Перевод слова “икебана” может быть разным:
Прелесть недосказанности – главное в этом искусстве. |
– Угощайтесь настоящим китайским чаем Рассказ учащегося-специалиста: К распитию чая китайцы относятся очень серьёзно, порой этот процесс может длиться несколько часов. Это занятие называется чайной церемонией, которую проводят специальные обученные мастера. |
– Отдохнули? Продолжаем наше путешествие.
5-я остановка – “Памятники культуры стран Востока”
(Демонстрация слайдов.)
– Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран Востока и пусть каждый памятник архитектуры расскажет сам за себя.
Китай | Япония | Индия |
Великая китайская стена Построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков. Чтобы пройти по ней понадобится не менее 6 месяцев. На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян. Многие умирали от непосильного труда, истощения, болезней. Умерших замуровывали в стену. Стена протянулась на 3500 км, её высота-9 м, 25 000 сторожевых башен были расположены через равные интервалы. К сожалению, в современное время Великая Китайская стена исчезает. Резкое ухудшение экологической обстановки, возникновение песчаных бурь ведут к разрушению Великой Китайской стены. |
Святилище Синто В нём японцы совершают религиозные обряды Храм Кантэйбо |
Тадж-Махал Сверкающий белый дворец Тадж-Махал – мавзолей в Агре.17 век. Он был возведён почти четыре века назад убитым горем шахом в честь умершей молодой красавицы жены. Джодхпур |
– Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит итоги. Итогом нашего с вами путешествия является багаж знаний, накопленный на уроке. Давайте проверим ваш багаж знаний.
3. Закрепление пройденного материала
Отгадывание кроссворда
– Если вы правильно заполните кроссворд, то сможете назвать слово, зашифрованное в выделенном столбце.
(Демонстрация слайдов.)
|
![]() |
– Итак, какое слово получилось?
“И как ни парадоксально, именно современность мнима, а история реальна” Л.Н.Гумилёв
4. Подведение итогов
– Посчитаем жетоны. У кого – 10? 9? 8?...2? 1?
– Как вы думаете, почему на жетоне каждой страны изображён тот или иной предмет? (Демонстрация слайдов.)
Китай – панда? | Япония – самурай? | Индия – корова? |
Панда, или бамбуковый медведь – национальное достояние Китая, так как это животное находится под угрозой исчезновения |
Самурай – один из самых колоритных
персонажей всемирной истории, это японский
рыцарь. |
Корова – священное животное Индии. В
корове воплощаются все божества. Есть мясо
коровы – кощунство, а вот кормить корову –
священное занятие. |
– На этом наш урок, собственно говоря, закончен. Но мы не прощаемся со странами Востока и продолжим их изучение на следующем уроке.
5. Домашнее задание
– А домашнее задание к следующему уроку я вам вручаю:
- 1-я группа – более подробно узнать о развитии сельского хозяйства в странах Востока
- 2-я группа – найти материал о китайской, японской и индийской семьях
- 3-я группа – найти информацию о школах и развитии образования в странах Китая, Японии и Индии.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
22 04 2021 1:47:28
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
21 04 2021 19:31:46
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
20 04 2021 23:47:52
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
19 04 2021 3:28:45
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
18 04 2021 9:52:32
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
17 04 2021 23:17:44
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
16 04 2021 12:22:59
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
15 04 2021 4:46:30
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли
в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края;
воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
14 04 2021 19:10:11
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
13 04 2021 19:30:20
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
12 04 2021 21:45:21
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
11 04 2021 17:35:58
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
10 04 2021 1:28:53

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
09 04 2021 3:33:52
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь
событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального
сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ,
развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся,
получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и
применять их для определения собственной позиции....
08 04 2021 4:44:27
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
07 04 2021 16:38:17
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
06 04 2021 17:41:54
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
05 04 2021 0:34:40
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
04 04 2021 0:46:15
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
03 04 2021 11:11:36
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
02 04 2021 14:15:25
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
01 04 2021 18:58:24
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
31 03 2021 22:38:13
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
30 03 2021 1:23:12
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
29 03 2021 8:26:17
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
28 03 2021 13:15:27
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
27 03 2021 5:25:17
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
26 03 2021 10:56:35
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
25 03 2021 0:55:53
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
24 03 2021 0:28:40
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
23 03 2021 7:24:51
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
22 03 2021 6:23:26
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
21 03 2021 3:15:35

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
20 03 2021 6:31:56
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
19 03 2021 3:28:12
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
18 03 2021 9:52:48
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
17 03 2021 13:30:38
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
16 03 2021 12:23:31
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
15 03 2021 22:38:11
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
14 03 2021 11:46:17

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
13 03 2021 3:33:24
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
12 03 2021 16:30:17
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
11 03 2021 5:35:47
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
10 03 2021 2:16:48
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
09 03 2021 17:24:31
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
08 03 2021 0:58:25
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
07 03 2021 12:30:47
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
06 03 2021 13:14:31
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
05 03 2021 6:19:19
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
...
04 03 2021 22:50:24
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
03 03 2021 12:27:26
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
02 03 2021 5:47:48
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
01 03 2021 5:43:53
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.
...
28 02 2021 13:30:37
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
27 02 2021 21:26:36

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
26 02 2021 17:30:29
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
25 02 2021 17:21:47
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
24 02 2021 11:52:15
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
23 02 2021 21:16:15
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
22 02 2021 0:28:19
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
21 02 2021 18:22:40
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
20 02 2021 5:34:33
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
19 02 2021 14:14:43

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
18 02 2021 7:46:33
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
17 02 2021 16:23:50
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века.
...
16 02 2021 1:59:14
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
15 02 2021 14:35:50
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
14 02 2021 10:38:29
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
13 02 2021 8:55:34

На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
12 02 2021 16:43:36
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
11 02 2021 20:39:48
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
10 02 2021 14:31:42
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
09 02 2021 0:32:42
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
08 02 2021 20:25:48
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
07 02 2021 0:29:35
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
06 02 2021 23:11:24
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
05 02 2021 8:33:41
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
04 02 2021 0:20:24
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
03 02 2021 20:48:57
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
02 02 2021 22:29:41
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
01 02 2021 0:38:14
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
31 01 2021 9:35:34
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
30 01 2021 19:55:52
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
29 01 2021 15:11:20
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
28 01 2021 17:44:34
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
27 01 2021 17:33:31
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
26 01 2021 0:43:45
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
25 01 2021 17:11:14
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
24 01 2021 12:11:38
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
23 01 2021 5:56:26
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.
...
22 01 2021 23:25:39
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
21 01 2021 9:58:16
Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....
20 01 2021 23:20:45
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
19 01 2021 3:44:18
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
18 01 2021 8:43:41
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
...
17 01 2021 9:14:31
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
16 01 2021 9:38:20
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
15 01 2021 9:51:16
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
14 01 2021 18:51:14
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
13 01 2021 9:52:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::